Загубленная жизнь верещагин кратко

Обновлено: 18.05.2024

Презентация на тему: " Первый удмуртский поэт, прозаик и драматург, просветитель - демократ и ученый. ( к 160- летию ) Г. Е. Верещагин (1851-1930) "Верещагин всей своей творческой." — Транскрипт:

1 Первый удмуртский поэт, прозаик и драматург, просветитель - демократ и ученый. ( к 160- летию ) Г. Е. Верещагин ( ) "Верещагин всей своей творческой сутью был Краеведом с большой буквы" (В. М. Ванюшев). Составила презентацию библиотекарь МОУ Соколовской ООШ Вечтомова О.И.

2 Биография Григорий Егорович ( в некоторых документах Георгиевич ) Верещагин родился 11 октября 1851 года в селе Полом ( ныне Кезский район Удмуртии ) в семье крестьянина. Грамоте выучился в родном селе. С детских лет интересовался народным творчеством, литературой, увлекался живописью, ремеслами, пением, искусно играл на русской гармошке, гитаре и фисгармонии.

3 Биография Окончил Сарапульское реальное училище. Учительствовал в земских школах в селах Сосновка, Шаркан и деревне Ляльшур Сарапульского уезда. В конце XIX века принял духовный сан. Сначала был диаконом кладбищенской церкви в городе Елабуге, с 1900 по 1927 гг. священником в селе Бураново этого же уезда. Духовного звания лишен в 1927 г.

4 Биография В Бураново одновременно работал и в местной земской школе. Воспитанники Г. Верещагина К. М. Баушев, И. Д. Дмитриев - Кельда и Я. Т. Чазов стали в годы Советской власти кандидатами наук. Последние три года Г. Верещагин с женой жил в Ижевске. Умер 27 августа 1930 г.

6 Научная деятельность Обе монографии отмечены серебряными медалями ИРГО, а автор их в декабре 1888 г. был избран в члены - сотрудники этого общества. Участвовал в проведении Всероссийской переписи населения 1897 года в качестве переписчика по Глазовскому уезду.

8 Научная деятельность Все этнографические работы Г. Верещагин писал в беллетризованной форме, но как художник он проявил свой талант в собственно литературных произведениях, созданных на русском и удмуртскойм языках. О нём первым как о поэте писал венгерский академик Бернат Мункачи после личного знакомства в 1885 г. в селе Шаркан. Бернат Мункачи

15 Научная деятельность Произведения Г. Верещагина переведены на русский, татарский, эстонский и венгерский языки. В осмыслении и оценке его литературной и научно - педагогической деятельности большую роль сыграла научно - практическая конференция, проведенная в связи со 125- летием со дня его рождения по инициативе Удмуртского НИИ и Удмуртского госуниверситета.

16 Библиография Верещагин Г. Е. Вотяки Сосновского края // Зап. Императ. Рус. геогр. о - ва по отд - нею этнографии. Т. 14, вып. 2. СПб., Верещагин Г. Е. О книгах на вотском языке. Вятка, Верещагин Г. Е. Скоробогат - Кащей : поэма // Вопр. своеобразия жанров удмурт. лит. и фольклора : сб. ст. / отв. ред. Т. Г. Перевозчикова. Ижевск, Верещагин Г. Е. Чагыр, чагыр дыдыке : кылбуръес, поэма ос, статья ос / люказ но азькылзэ гожтиз П. К. Поздеев. Ижевск, Верещагин Г. Е. Куазие, куазие : нылпиослы кылбуръес, кырзанъес / люказ но азькылзэ гожтиз Веньямин Ившин. Ижевск, 2001 в. Верещагин Г. Е. Загубленная жизнь : поэма // Луч г. 9/10. С Верещагин Г. Е.. Скоробогат - Кащей : поэма // Луч д. 9/10. С

17 Библиография Верещагин Г. Е. Собрание сочинений : в 6 т. / под ред. В. М. Ванюшева. Т. 1: Вотяки Сосновского края / отв. за вып. Г. А. Никитина. Ижевск, ( Памятники культуры ). Верещагин Г. Е. Собрание сочинений : в 6 т. / под ред. В. М. Ванюшева. Т. 2 : Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии / отв. за вып. Л. С. Христолюбова. Ижевск, ( Памятники культуры ). Верещагин Г. Е. Собрание сочинений : в 6 т. / под ред. В. М. Ванюшева. Т. 3 : Этнографические очерки. Кн. 1 / отв. за вып. Г. К. Шкляев. Ижевск, ( Памятники культуры ). Верещагин Г. Е. Собрание сочинений : в 6 т. / под ред. В. М. Ванюшева. Т. 3 : Этнографические очерки. Кн. 2, вып. 1 / отв. за вып. Г. К. Шкляев. Ижевск, ( Памятники культуры ). Верещагин Г. Е. Собрание сочинений : в 6 т. / под ред. В. М. Ванюшева. Т. 3 : Этнографические очерки. Кн. 2, вып. 2 / отв. за вып. В. М. Ванюшев, Г. К. Шкляев. Ижевск, 2001 а. ( Памятники культуры ). Верещагин Г. Е. Собрание сочинений : в 6 т. / под ред. В. М. Ванюшева. Т. 4, кн. 1: Удмуртский фольклор / отв. за выпуск Т. Г. Владыкина. Ижевск, 2001 б. ( Памятники культуры ).

18 Библиография Верещагин Г. Е. Собрание сочинений : в 6 т. / под ред. В. М. Ванюшева. Т. 4, кн. 2: Русский фольклор / отв. за вып. Т. Г. Владыкина. Ижевск, 2002 а. ( Памятники культуры ). Верещагин Г. Е. Собрание сочинений : в 6 т. / под ред. В. М. Ванюшева. Т. 6, кн. 1: Труды по языкознанею / отв. за вып. Л. Л. Карпова, Е. Л Кириллова. Ижевск, 2002 б. ( Памятники культуры ). Верещагин Г. Е. Собрание сочинений : в 6 т. / под ред. В. М. Ванюшева. Т. 5 : Литератур. соч. / отв. за вып. В. М. Ванюшев, Т. С. Зыкина. Ижевск, ( Памятники культуры ). Верещагин Г. Е. Собрание сочинений : в 6 т. / под ред. В. М. Ванюшева. Т. 6, кн. 2: Вотско - русский словарь / отв. за вып. Л. М. Ившин. Ижевск, ( Памятники культуры ).

19 Источники информации о Г. Е. Верещагине : html - Республиканская библиотека для детей и юношества в г. Ижевске html Верещагин, Григорий Егорович Википедия Верещагин, Григорий Егорович Википедия Известия Уральского государственного университета 02(76), 2010 Известия Уральского государственного университета 02(76), 2010 Знаменательные и памятные даты год Знаменательные и памятные даты год

Мой друг художник и… солдат: Жизнь и смерть Василия Верещагина

Василий Верещагин (1842-1904) – один из наиболее выдающихся художников-баталистов в истории живописи. Родился в дворянской семье в Череповце, как и все его братья был отправлен в военно-учебные заведения, а именно – в Александровский кадетский корпус, после чего учился ещё в Морском кадетском корпусе, откуда выпустился в звании мичмана. Однако после окончания военной учёбы Василий не идёт служить, а поступает в петербургскую Академию художеств. Следующие несколько лет он проводит в разъездах между Петербургом и Парижем.

По приглашению генерал-губернатора молодой художник едет в 1867 году в только взятый русскими войсками Самарканд. Тут то и начинается не только путь Верещагина как серьёзного живописца, но и путь его, как баталиста и… солдата. После того как восставшие туркестанцы окружают и штурмуют недавно захваченный город, художник попадает в осаду вместе с небольшим гарнизоном русских солдат. Подняв солдат в атаку против наступающих, Верещагин стал кавалером Георгия – генерал-губернатор отдал ему личный крест. Незадолго до гибели Верещагин передарит его знакомому капитану…

Впрочем, Верещагин всегда умел постоять за себя: грозил револьвером французским студентам-старшекурсникам, бивал пару американских рэкетиров, желающих получить с художника комиссионные – сложённый для армии, художник был крепким орешком.

В истории Удмуртии известно немало имен выдающихся деятелей, внесших значительный вклад в просвещение жителей нашего края – это Н.И. Ильминский, К.А. Андреев, И.С. Михеев, И.В. Яковлев, И.В. Васильев и др. Имя Г.Е. Верещагина выделяется в ряду удмуртских просветителей. Православный миссионер и учитель, воспитавший множество учеников, первый удмуртский ученый (этнограф, фольклорист, лингвист), еще при жизни получивший известность не только в России, но и за ее пределами, писатель, оставивший богатое творческое наследие – все это грани личности Верещагина, которая не может не привлекать внимания исследователей.

Цель исследования – изучение роли просветителей нашего края на примере деятельности Г.Е. Верещагина.

Задачи исследования:

1. Изучить биографию Г.Е. Верещагина.

2. Познакомиться с научным и литературным творчеством Г.Е. Верещагина.

3. Проанализировать вклад Г.Е. Верещагина в просвещение удмуртов. Доказать, что Г.Е. Верещагин является просветителем удмуртского народа.

Гипотеза исследования: Г.Е. Верещагин, являясь просветителем удмуртского народа, внес значительный вклад в развитие образования, науки и культуры Удмуртии.

Исследовательская работа состоит из следующих разделов: введения, основной части, в которой изложены результаты исследования, заключения, списка использованных источников и литературы. В конце работы помещены приложения (ксерокопии документов, фотографии).

Однако труды Г.Е. Верещагина, научные работы о нем мало известны школьникам. Знакомство с выдающейся личностью расширяет наши знания по истории Удмуртии, внушает гордость за замечательных земляков, формирует патриотические чувства, поэтому избранная тема является актуальной.

Организация исследования. Начальным этапом исследования являлось изучение справочных и энциклопедических изданий для выяснения, кто такие просветители. В словарях русского языка Д.Н. Ушакова, С.И. Ожегова и др. говорится, что просветитель – это распространитель знаний, просвещения. Синонимы понятия – цивилизатор, учитель, наставитель.

Следующий этап исследования – изучение жизни и деятельности Г.Е. Верещагина. Оно осуществлялось несколькими методами:

1. Изучение исторических и литературоведческих работ о Верещагине.

2. Изучение архивных документов. В Центральном государственном архиве Удмуртской Республики имеется семейный фонд личного происхождения Верещагиных – Беренгартен (Р-1710). Его документы поступили на хранение в архив в 2001 г. от родственников Г.Е. Верещагина. В фонде имеется 311 дел за 1851–2001 гг., куда вошли автобиография Верещагина, его письма, рисунки, фотографии семьи, статьи о нем и документы его родственников. Так же документы о Верещагине есть в других фондах архива. Много документов хранится в архиве Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН (д. 304 б) – это, прежде всего, рукописи его произведений – стихотворений, поэм и пьес, этнографических материалов.

3. Ознакомление с трудами Г.Е. Верещагина по собранию его сочинений.

Заключительный этап работы – оформление результатов исследования.

1 . Роль Г.Е. Верещагина в обучении и нравственном воспитании удмуртов

Григорий Егорович (Георгиевич) Верещагин родился в семье крестьянина-удмурта с.Полом Глазовского уезда Вятской губернии (ныне Кезского района Удмуртской Республики) 22 сентября 1851 г. С этой датой связана интересная история. Приступив к изучению биографии Верещагина, я столкнулся с тем, что дата его рождения в разных книгах различна – 11 октября[4], 13 октября[5]. Сам Г.Е. Верещагин в своей автобиографии указал дату 30 сентября (13 октября по новому стилю) 1851 г.[6] Только придя в ЦГА УР, я узнал, что во время празднования 150-летнего юбилея ученого в 2001 г. архивисты составили его родословную и выяснили точную дату его рождения.

Основными источниками для составления родословных являются метрические книги церквей с записями о родившихся, бракосочетавшихся, умерших, духовные (исповедные) росписи, брачные обыски. Внимательно просматривая каждую запись сентября в метрической книге Христорождественской церкви с. Полом, архивисты обнаружили за №99 запись о рождении 22 сентября (крещение 23 сентября) близнецов Григория и Михаила у новокрещена из вотяков[7] Егора Иванова сына Верещагина и законной его жены Евдокии Ивановны, православного вероисповедания, оба первым браком[8]. Так стала известна точная дата рождения Г. Верещагина. Завершает его восходящее родословие, по документам ЦГА УР, прапрадед Косма Осипов Верещагин 1727 года рождения, крестьянин с. Полом и законная его жена – Акилина, дочь Максима Козмина, 1733 года рождения, оба из новокрещенных вотяков[9].

Гриша с детства тянулся к знаниям, наравне с родным языком хорошо знал русский язык, интересовался народным творчеством, литературой, увлекался живописью, ремеслами, пением, искусно играл на гармошке, гитаре. Родители постарались дать ему полноценное образование. В 1870 г. он окончил Сарапульское реальное училище, получил звание учителя народного училища и затем в течение 27 лет служил сельским учителем.

Грамотность удмуртских детей в к. XIX – н. XX вв. была значительно ниже, чем у русских, к тому же обучение в немногочисленных школах велось на русском языке, котором они плохо владели. Обучение удмуртских детей, формирование национальной школы у удмуртов стало настоящим призванием Верещагина. Кроме того, он занимался просвещением среди взрослых: проводил воскресные чтения, внедрял в быт деревни правила санитарии и гигиены, пропагандировал достижения сельскохозяйственной науки[10].

В жизненном пути Г.Е. Верещагина можно выделить два взаимосвязанных направления: первое посвящено делу просвещения, учительству; второе – его духовной миссии. Духовный путь Верещагина начался в 1895 г., когда он принял духовный сан. В 1900 г. он стал священником Свято-Троицкой церкви в удмуртском селе Бураново Сарапульского уезда (ныне Марапургинский район УР)[11].

Проповедуя христианское вероучение, Г. Верещагин много усилий прилагал для нравственного воспитания народа, в том числе резко выступал против пьянства. В декабре 1903 г. он был избран участковым попечителем Попечительства о народной трезвости. В 1913 г. по представлению Сарапульского уездного комитета Попечительства о народной трезвости епископом Сарапульским Мефодием ему была выражена благодарность за плодотворную деятельность в деле попечительства о народной трезвости[12]. В то же время Г.Е. Верещагин не прерывал учительского труда и вел занятия в местных школах. Обучая детей грамоте и закону Божьему, он стремился привить им идеалы христианского просвещения.

В 1927 г. после снятия сана священника Г.Е. Верещагин вместе с женой переехал в г. Ижевск. Он умер 27 августа 1930 г.[14] У него было два сына. Старший окончил Казанский университет, младший – Вятскую духовную семинарию. В Ижевске проживали и проживают потомки Г.Е. Верещагина, среди них учителя, врачи, юристы, журналисты и др.

2. Вклад Г.Е. Верещагина в развитие этнографии и фольклористики удмуртов

Г.Е. Верещагин стал первым удмуртом, профессионально занявшимся этнографическим изучением своего народа и первым ученым–удмуртом вообще. Сосредоточив всвоих руках богатый фольклорно-этнографический материал он сделал его достоянием широкого круга исследователей. Труды ученого составили новый этап в изучении жизненного уклада и творческого наследия удмуртского народа, а самого автора поставили в один ряд с известными этнографами своего времени.

3. Значение художественного творчества Г.Е. Верещагина

По мнению современных литературоведов, стихи Верещагина относятся к жемчужинам удмуртской поэзии. Они отмечают, что дарование Верещагина сложилось под влиянием народной песни, в деревенской среде и отражает его любовь к удмуртской природе, народу и его языку[21].

Таким образом, Верещагин стоял у истоков формирования молодой национальной литературы. Главная ценность его литературных произведений

заключается в их народном характере, гуманистической направленности, просветительских идеях. В них он выступил против нравственных пороков, за самоусовершенствование человека.

Г.Е. Верещагин был выдающейся личностью. Талантливый представитель удмуртской национальной творческой интеллигенции проложил первые, самые трудные участки путей развития просвещения, науки и литературы родного народа. Изучение биографии Г.Е. Верещагина и его деятельности в качестве учителя, миссионера, ученого и литератора доказывает, что он внес большой вклад в распространение народной грамотности и идеалов христианского просвещения, развитие удмуртской литературы и науки и является просветителем удмуртского народа.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

Центральный государственный архив Удмуртской Республики

Фотофонд ЦГА УР, д. 07310.

К родословной Г.Е. Верещагина. 1727–1999 гг. – Ижевск: ЦГА УР, 2001.

Литература

Ванюшев В.М. Творческое наследие Г.Е. Верещагина в контексте национальных литератур Урало-Поволжья. – Ижевск,1995.

Верещагин Г.Е. Собрание сочинений: В 6 т. – Ижевск, 1995–2004.

Верещагин Григорий Егорович // Удмуртская Республика. Энциклопедия – Ижевск, 2000. С.226.

Домокош П. История удмуртской литературы. – Ижевск, 1993.

История удмуртской советской литературы. Т.1.– Ижевск, 1987.

ПРИЛОЖЕНИЯ

[1] Домокош П. История удмуртской литературы. – Ижевск, 1993. С. 180.

[2] Внутренние и межнациональные связи удмуртской литературы и фольклора: Сб. ст. – Ижевск, 1978; Об истоках удмуртской литературы: Сб. ст. – Ижевск, 1982 и др.

[3] Верещагин Г.Е. Чагыр, чагыр дыдыке… – Ижевск, 1984; Верещагин Г.Е. Скоробогат-Кащей. Поэма // Вопросы своеобразия жанров удмуртской литературы и фольклора. – Ижевск, 1983.

[4] Верещагин Григорий Егорович // Ученые-удмурты. Биобиблиографический справочник. – Ижевск, 1997. С. 42.

[5] Ванюшев. В. Слово к читателю // Верещагин Г.Е. Вотяки Сосновского края. – Собр. соч. в 6 т. Т. 1. – Ижевск, 1995. – С. 8.

[6] ЦГА УР. Ф.Р-1710. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

[7] Вотяки – старое название удмуртов, среди них были распространены самобытные формы дохристианских религиозных воззрений, которые принято называть язычеством. Новокрещен – удмурт, принявший христианство. Христианизация удмуртов проходила на протяжении XVI–XIX вв.

[8] ЦГА УР. Ф. 71. Оп. 1. Д. 55. Л. 149об–150.

[9] Там же. Д. 3. Л. 133; К родословной Г.Е. Верещагина. 1727–1999 гг. – Ижевск: ЦГА УР, 2001.

[10] ЦГА УР. Ф.Р-1710. Оп. 1. Д. 6. Л. 12.

[11] ЦГА УР. Ф.Р-1710. Оп. 1. Д. 1. Л. 2.

[12] ЦГА УР. Предисловие к описи ф.Р-1710. С. 4.

[13] ЦГА УР. Ф.Р-1710. Оп. 1. Д. 1. Л. 4, 5; Д. 2. Л. 3.

[14] ЦГА УР. Ф.Р-1710. Оп. 1. Д. 8. Л. 1.

[15] Ванюшев В.М. Творческое наследие Г.Е. Верещагина в контексте национальных литератур Урало-Поволжья. – Ижевск, 1995. – С. 46–48.

[16] ЦГА УР. Ф. 218. Оп. 1. Д. 3; В.М. Ванюшев. Творческое наследие Г.Е. Верещагина в контексте национальных литератур Урало-Поволжья. – С. 46.

[17] Сахарных Д.М. Был ли Григорий Верещагин автором стихотворения “Чагыр, чагыр дыдыке”? // Тезисы докладов XXXIII итоговой студенческой научной конференции УдГУ. – Ижевск, 2005. – С. 97–99.

Василий Васильевич Верещагин, гений русской живописи, один из наиболее известных отечественных художников-баталистов, среди почитателей дарования коего были Мусоргский, Тургенев, Гончаров, Гаршин, Стасов, Лист, Сара Бернар и многие другие, ушел из жизни 110 лет назад — 13 апреля (31 марта по старому стилю) 1904 года.

Василий Васильевич Верещагин

Мавзолей Тадж-Махал в Агре.1876


Мавзолей Тадж-Махал в Агре.1876

Справочники сообщают нам, что Василий Васильевич Верещагин родился в городе Череповце Новгородской губернии в семье помещика. У него было три брата. Младшие — Сергей и Александр, стали известными профессиональными военными; старший, Николай — общественным деятелем.

У дверей мечети (Дервиши)

В 9 лет Василий поступил в морской кадетский корпус. По окончании, после короткого периода службы — прослужив примерно около месяца, к неудовольствию тех, кто желал ему успешной карьеры во флоте, — он вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств, где учился с 1860 по 1863 год у А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера и А. Е. Бейдемана. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Затем уехал в Париж, где в 1864-1865 годах учился и работал в Парижской академии под руководством Жан-Леона Жерома. Весной 1866-го вернулся на родину, завершив обучение.

В.В. Верещагин. Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. 1890. Русский музей


В.В. Верещагин. Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. 1890. Русский музей

Смертельно раненный. 1873

Поэтому балканские работы Верещагина резонно сравнивают с прозой артиллерийского офицера графа Льва Толстого, написанной в связи с Крымской кампанией 1854-1855 годов.

Апофеоз войны


Апофеоз войны

Паперть сельской церкви. В ожидании исповеди


Паперть сельской церкви. В ожидании исповеди

Внутренний вид церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского. 1888

Не утративший тяги к большим перемещениям в пространстве, Верещагин в 1901 году посетил Филиппинские острова, в 1902 году — США и Кубу, а в 1903-м — Японию.

Побеждённые. Панихида. 1877-1878


Побеждённые. Панихида. 1877-1878

Сквозь биографию русского воина и живописца Верещагина четко проходят две линии: ратное служение, то есть личностный долг и профессиональный художнический труд, который он не оставлял и в опасных военно-полевых условиях. А меж учением ратному мастерству и участием в баталиях художник совершал поездки на Восток, впитывая в себя его солнечные краски, пытаясь понять непостижимую философию восточного мира. Из этих впечатлений позже рождались его удивительные глубокие полотна-размышления о бытии, о жизни и смерти.

Воистину, надо очень любить жизнь, чтобы изображать смерть так, как делал это художник, воин и православный человек Василий Верещагин.

Побежденные. Панихида

Годы создания: 1877-1878,
Холст, масло,

Оригинальный размер: 180х300 см

Василий Васильевич Верещагин — выдающийся русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.

Верещагин писал свою картину вопреки сложившимся стереотипам об армии. Было очень модно в то время показывать, помпезную сторону армейской службы. А поскольку Верещагин был действующим военным, принимал непосредственное участие в боевых действия, он и отражал на своих полотнах реальные события.

Хотя Верещагина критиковали за его вольные работы, это полотно на удивление приняли благосклонно. От полотна просто исходит чувство тоски и скорби по погибшим.

На полотне изображены только два живых человека, а все остальное место на картине занимает поле, на котором огромное число погибших воинов, их тела немного присыпаны травой.

Кажется, даже небо плачет, не в силах смириться с такой утратой.

На первом плане картины с непокрытой головой командир, который остался верен своим солдатам, отдавая им последнюю честь, своим скорбным молчанием, и священник, отпевающий воинов. Всю безысходность ситуации художник выразил в сдержанных тонах, сочетая бежевый и светло-голубой цвет и оттенки коричневого.

Огромное количество жертв вызывает чувство жалости, но в тоже время не понимаешь, как такое вообще могло случиться. Почему одни люди убивают других, ведь никакие идеи не стоят человеческих жизней. Верещагин пытался своими работами достучаться до современников, да и потомков.

Война, это смерть разруха, потеря близких. Основную тяжесть войны несет армия, основные потери, это солдаты, а не генералы. Верещагин, боевой русский офицер, этой картиной высказал свою гражданскую позицию, война не только в маршах и парадах, но и в огромных человеческих жертвах.

Выполнялись портреты героев, показывались масштабные картины победных операций, словом, всячески восхвалялись ее достижения. Великий мастер батальных сцен сумел показать нам войну с другой стороны.

Это горе, беда, разруха и массовые человеческие жертвы — множество загубленных жизней, которые безжалостно поглотила военная машина.

О картине:

На полотне изображено огромное поле и небо, затянутое тучами. На поле лежат тела убитых солдат, чуть посыпанные желтоватой землей. Все пространство, насколько видно, занято телами убитых, от начала поля и до самого горизонта. Верещагин умел перенести на холст чувство тоски, безнадежности и полной обреченности.

Рядом с полем стоят два человека с непокрытыми головами. Это командир, прощающийся с павшими солдатами, и священник, служащий по ним панихиду. Двое живых – и необъятное поле с мертвецами.

Современники достаточно высоко оценили разработку и исполнение работы.

Полотно может вызывать двоякое чувство. Сострадание к павшим солдатам – это одно. Возмущение, что такое вообще возможно – это другое.

Это мнение Верещагина – русского офицера, прошедшего множество войн второй половины 19-го века и погибшего на флоте в Русско-Японскую.

“Нет в его картинах ни победно шумящих знамен, ни сверкающих штыков, ни блестящих эскадронов, несущихся на пылающие огнем батареи, не видно торжественных шествий, поднесения трофеев, ключей и пр.

Вся та парадная, увлекательная обстановка, которую человечество измыслило для прикрытия пагубнейшего из своих деяний, чужда кисти г. Верещагина; перед вами голая действительность.

” (Из отзывов на выставках 1880-1883 гг)

В картинах, посвященных русско-турецкой войне, мастерство Верещагина еще более выросло и развилось.

Сохраняя точный рисунок, ясную трактовку формы, звучные краски, художник достигает в картинах большего, чем раньше, тонального единства; его живопись становится более широкой и свободной.

В картинах нет чрезмерного внимания ко всем деталям и подробностям, которое наблюдалось в ряде ранних картин. Композиция отличается простотой и естественностью и лишена какой бы то ни было условности и нарочитости.

В “балканской” серии художник бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига. Особенно впечатляет полотно “Побежденные. Панихида”, где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли.

Читайте также: