Культура при алексее михайловиче кратко
Обновлено: 05.07.2024
XVII век во многом подготовил те радикальные изменения в культурной сфере, которые произойдут при Петре I. В целом вся культура XVII носила традиционный характер, однако в то же время появился ряд новый явлений , которые бросаются в глаза:
- Расширение культурных связей России со странами Западной Европы и усвоение достижений западноевропейской культуры;
- Начало процесса обмирщения русской культуры – освобождения от всестороннего влияния церкви. Культура постепенно начинает приобретать светский характер;
- Формирование и развитие русской национальной культуры, оформление русского языка, как языка единой этнической общности.
Царь Алексей Михайлович принял в преобразовательном движении позу, соответствующую такому взгляду на дело: одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении.
Образование
В XVII веке грамотными были далеко не все слои населения. Среди крестьян лишь единицы знали грамоту, доля среди посадских людей – 24%. Образование было преимущественно домашним. Дома детей обучали либо грамотные члены семьи, либо нанимавшиеся учителя. Так, для обучения детей царя Алексея Михайловича (Фёдора и Софьи) из Речи Посполитой в Москву был приглашён учитель Симеон Полоцкий – писатель, поэт, переводчик.
Школы открывались в основном при церквях и монастырях. В Немецкой слободе (месте поселения иностранцев в Москве) открылась лютеранская церковная школа.
В 1687 году в России было открыто первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия под руководством братьев Лихудов .
Большую роль играло книгопечатание. В Москве работали две типографии — Печатный двор и Верхняя типография в Кремле, созданная по инициативе Симеона Полоцкого.
Научные знания
Основным источником научных знаний в России в XVII в. были книги западноевропейских авторов, переведённые на русский язык.
Был издан первый учебник по истории Руси “Синопсис”. Написан киевским монахом И. Гизелем.
Создана первая общая карта России – “Большой чертёж”, а также комментарии к ней в виде “Книги Большого чертежа” (1627 г.).
Литература
Путешествие Аввакума по Сибири. С. Милорадович.
В XVII в. расширяется объём литературных жанров. Прежде всего это связано с процессом обмирщения русской культуры. Новые жанры значительно отличались от преобладающей в прошлой церковной литературой. В них появляются черты личностного характера, демократические черты, подчёркивающие социальные пороки и несправедливость в мире.
Архитектура
В русской архитектуре процесс обмирщения выразился в изменении стилей, живописности и декоре построек.
Церковь Покрова в Филях
Живопись
В живописи процесс обмирщения проявился в стремлении изображать на иконах не только религиозные сюжеты, но и повседневную жизнь, переход к портретному искусству в виде парсун (см. ниже).
Спас Нерукотворный. Симон Ушаков.
Театр
Появление придворного театра в России стало новшеством XVII века. Церковь осуждала скоморошество на народных праздниках, так как видела в этом проявление языческих черт.
Эволюция личности Алексея Михайловича отразилась на его отношении к придворной культуре, введении мощных новаций в области искусства и литературы. В начальный период своего государствования царь сосредоточился на церемониале, воплощавшем, с одной стороны, средневековый, а с другой - восточный тип культуры. Церемониал был стержнем средневековой придворной культуры, а стержнем самого церемониала был, в свой
покрывали коврами, сукном, бархатом, полотном Одежды участников блистали золотом.
Симеон Полоцкий. Гравюра Н.И. Соколова. 1801 г.
Как уже отмечалось, помимо поздравительных книжиц Симеон Полоцкий ввел при дворе и традицию подносить утешительные стихи
Иоганн Готфрид Грегори. Гравюра XVII в.
пировали и хранили в своих домашних библиотеках, как это сделал, в частности, князь В.В. Голицын, известный фаворит царевны Софьи.
Будучи учителем царевица Алексея Алексеевича, Симеон Полоцкий наверняка участвовал в составлении той замечательной речи на польском и латинском языках, которую произнес царевич Алексей во время церемонии объявления его наследником престола 1 сентября 1667 года.
В царской палате. Рисунок из альбома Мейерберга. XVII в.
Общее руководство театром осуществлял, естественно, Артамон Сергеевич Матвеев, глава Посольского приказа, организовавший помимо придворного театра также создание в Посольском приказе иллюстрированных большеформатных рукописей для царского двора.
Боярин Артамон Сергеевич Матвеев. Гравюра. ХVIII в.
Таким образом, первый придворный театр в России начинался с Артаксеркса и библейских сюжетов и всего за четыре года дорос до Орфея и балета! Крайне интересно, как пошло бы его развитие в дальнейшем, если бы Алексей Михайлович не скончался, а патриарх Иоаким не настоял на закрытии театра.
1 Письмо князю Н.И. Одоевскому / / РГААА. Ф. 27. № 127. Л. 33.
2 Бартенев П.И. Собрание писем царя Алексея Михайловича. М., 1856. С. 176.
3 Цит. по: Соловьев см. История России с древнейших времен. М., 1961. Кн. VI. С. 607.
4 Бартенев П.И. Собрание писем царя Алексея Михайловича. С. 65.
6 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1961. Кн. V. С 641.
7 Памятники истории старообрядчества / Под ред. Я.Л. Барскова и П.С. Смирнова. Л., 1927. Кн. 1. Вып. 1. Стлб. 466.
8 См.: Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб., 1895. Т. 3. Стлб.1519-1522.
9 Урядник сокольничья пути / / Памятники литературы Древней Руси. XVII в. Кн. 2-я. М., 1989. С. 286.
10 Рейтенфельс Я. Сказания о Московии / / Утверждение династии. М., 1997. С. 373.
11 Подробнее см.: Седов П.В. Закат Московского царства. Царский двор конца XVII в.СПб., 2006. С. 400-405.
12 Рейтенфельс Я. Сказания о Московии / / Утверждение династии. с. 335.
13 Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. М., 1982. С. 289.
14 Там же. С. 295.
18 Рейтенфельс Я. Сказания о Московии / / Утверждение династии. с. 301.
19 См.: Московский театр при царях Алексее и Петре. Материалы, собранные С.К. Богоявленским. М., 1914.
20 Древнерусское искусство. XVII в. М., 1964. С. 24. См. также: Салтыков А.А. Эстетические взгляды Иосифа Владимирова / / Труды отдела древнерусской литературы. Т. 18. Л., 1974. С. 273-276.
21 Там же. С. 25-26.
23 Подробнее см.: Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 1990.
24 Подробнее см.: Черная А.А. Русская культура переходноro периода от Средневековья к Новому времени. М., 1999; Она же. Русские в переломную эпоху от Средневековья к Новому времени. М., 2012.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Культура первых Романовых.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Культура первых Романовых
Михаил Фёдорович Романов
Иван Сусанин (последняя треть XVI века (?), деревня Деревеньки или Деревнищи (?) — 1613) — русский национальный герой, крестьянин из села Домнино (ныне в Сусанинском районе Костромской области).
Памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину — монумент, воздвигнутый в Костроме в 1851 году в честь легендарного подвига во время Смутного времени. Автор памятника — скульптор В. И. Демут-Малиновский. Памятник находился в центре города, посреди Сусанинской площади. Разрушен в 1918—1928 годах. В 1967 году в Костроме установлен памятник Ивану Сусанину работы скульптора Н. А. Лавинского.
Современный памятник Ивану Сусанину в Костроме (1967)
Храм Спаса Преображения над северными воротами (Преображенская надвратная церковь)
Теремной дворец Московского Кремля, XVII век Построен в 1635—1636 г по приказу царя Михаила Фёдоровича каменных дел подмастерьями Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым.
Алексей Михайлович Тишайший
Церковь Троицы в Путинках Храм был заложен в 1649 г после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы, и завершён строительством в 1652 г при царе Алексее Михайловиче.
Церковь Покрова в Филях (нарышкинское барокко) Нынешнее здание храма возведено в 1690—1694 г на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Ранее стоявший здесь одноимённый деревянный храм был сооружён в 1619 году, когда село принадлежало Милославским, в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава.
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (1656—1685) — уникальный памятник русской архитектуры, крупнейшее строительное начинание патриарха Никона.
Строгановский стиль — название стилистического направления русской архитектуры кон. XVII — нач. XVIII в., свойственного постройкам, возведенным по заказу промышленника Григория Дмитриевича Строганова (1656—1715). Введенский монастырь — мужской православный монастырь в Сольвычегодске, Котласский район Архангельской области.
Церкви Смоленской и Владимирской икон Божией Матери — православные церкви Нижегородской епархии в Гордеевке
Церковь Собора Пресвятой Богородицы, более известная как Рождественская или Строгановская — действующая православная церковь. Расположена на улице Рождественской Нижнего Новгорода. Построена в 1696 — 1719 годах на средства купца Григория Дмитриевича Строганова. Является одним из лучших образцов строгановского стиля, присвоен статус памятника архитектуры федерального значения.
Церковь Рождества Богородицы — один из подмосковных православных храмов начала XVIII века, которые обозначили радикальный разрыв с древнерусской архитектурной традицией. Вотчинный храм князя Г. Ф. Долгорукова Построен в 1714-22 гг. в усадьбе Подмоклово (ныне деревня Серпуховского района). Архитекторы предположительно Л. фон Фикин, Д. В. Ухтомский
Симеон Полоцкий — 1629 — 1680) — деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин, придворный астролог. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора.
Славяно-Греко-Латинская Академия — первое в России высшее учебное заведение, учреждённое в 1687 году по инициативе выдающегося педагога, просветителя и поэта, выпускника Киево-Могилянской академии Симеона Полоцкого. Памятник Иоанникию и Софронию Лихудам
А почему нельзя задать вопрос на нормальном русском языке?
Очень кратко: эволюция от ритуала и азиатской культуры к поэзии, театру и европеизация ( полонизации) культуры
Царь Алексей Михайлович был любителем ритуалов, в которых видел подтверждение своей власти государя. Применял его во всех областях своей жизни, сам писал ритуалы и утверждал их ( чин освящения огородов).
Прошёл эволюцию от " тишайшести" к некоторой "грозности"
Стремился воплотить в жизнь свой идеал совершенного государя.
В начале своего царствования сосредоточился на обрядах и ритуалах, упор при этом делался на внешнюю красоту. Даже в самых казалось обыденных делах-военном смотре московских дворян против Стеньки Разина. Был построен шатёр с царским троном к которому вели 12 ступеней, устланных коврами. Отдельная башня для трубачей. Дорогое, красивое и новое обмундирование войска.
Имел своего придворного писателя Симеона Полоцкого, откликавшегося на все события в семействе государевом. В своих произведениях он умело льстил царю, употребляя те знания, которыми тот любил блеснуть ( греческий язык, например) и сравнивая его с великим правителями прошлого. Симеону Полоцкому стали заказывать вирши
Именно благодаря ему поэзия потеснила церемониал и начался переход к европейской культуре.
Ещё больше этому способствовал придворный театр. Симеон писал специально для него пьесы.
Первый придворный театр в России начинался с Артаксеркса и библейских сюжетов и всего за четыре года дорос до Орфея и балета! Крайне интересно, как пошло бы его развитие в дальнейшем, если бы Алексей Михайлович не скончался, а патриарх Иоаким не настоял на закрытии театра.
Происходил переход к европейской манере живописи, начавшийся со спора о живоподобии и "светловидной манере" письма образов.
И царь его поддерживал, заказывая полотна на исторические темы, живоподобные портреты и др. произведения.
Читайте также: