Культура при алексее михайловиче кратко

Обновлено: 05.07.2024

XVII век во многом подготовил те радикальные изменения в культурной сфере, которые произойдут при Петре I. В целом вся культура XVII носила традиционный характер, однако в то же время появился ряд новый явлений , которые бросаются в глаза:

  • Расширение культурных связей России со странами Западной Европы и усвоение достижений западноевропейской культуры;
  • Начало процесса обмирщения русской культуры – освобождения от всестороннего влияния церкви. Культура постепенно начинает приобретать светский характер;
  • Формирование и развитие русской национальной культуры, оформление русского языка, как языка единой этнической общности.

Царь Алексей Михайлович принял в преобразовательном движении позу, соответствующую такому взгляду на дело: одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении.

Образование

В XVII веке грамотными были далеко не все слои населения. Среди крестьян лишь единицы знали грамоту, доля среди посадских людей – 24%. Образование было преимущественно домашним. Дома детей обучали либо грамотные члены семьи, либо нанимавшиеся учителя. Так, для обучения детей царя Алексея Михайловича (Фёдора и Софьи) из Речи Посполитой в Москву был приглашён учитель Симеон Полоцкий – писатель, поэт, переводчик.


Школы открывались в основном при церквях и монастырях. В Немецкой слободе (месте поселения иностранцев в Москве) открылась лютеранская церковная школа.

В 1687 году в России было открыто первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия под руководством братьев Лихудов .

Большую роль играло книгопечатание. В Москве работали две типографии — Печатный двор и Верхняя типография в Кремле, созданная по инициативе Симеона Полоцкого.

Научные знания

Основным источником научных знаний в России в XVII в. были книги западноевропейских авторов, переведённые на русский язык.

Был издан первый учебник по истории Руси “Синопсис”. Написан киевским монахом И. Гизелем.

Создана первая общая карта России – “Большой чертёж”, а также комментарии к ней в виде “Книги Большого чертежа” (1627 г.).

Литература


Путешествие Аввакума по Сибири. С. Милорадович.

В XVII в. расширяется объём литературных жанров. Прежде всего это связано с процессом обмирщения русской культуры. Новые жанры значительно отличались от преобладающей в прошлой церковной литературой. В них появляются черты личностного характера, демократические черты, подчёркивающие социальные пороки и несправедливость в мире.

Архитектура

В русской архитектуре процесс обмирщения выразился в изменении стилей, живописности и декоре построек.


Церковь Покрова в Филях

Живопись

В живописи процесс обмирщения проявился в стремлении изображать на иконах не только религиозные сюжеты, но и повседневную жизнь, переход к портретному искусству в виде парсун (см. ниже).


Спас Нерукотворный. Симон Ушаков.

Театр

Появление придворного театра в России стало новшеством XVII века. Церковь осуждала скоморошество на народных праздниках, так как видела в этом проявление языческих черт.

Эволюция личности Алексея Михайловича отразилась на его отношении к придворной культуре, введении мощных новаций в области искусства и литературы. В начальный период своего государствования царь сосредоточился на церемониале, воплощавшем, с одной стороны, средневековый, а с другой - восточный тип культуры. Церемониал был стержнем средневековой придворной культуры, а стержнем самого церемониала был, в свой

покрывали коврами, сукном, бархатом, полотном Одежды участников блистали золотом.

Симеон Полоцкий. Гравюра Н.И. Соколова. 1801 г.

Как уже отмечалось, помимо поздравительных книжиц Симеон Полоцкий ввел при дворе и традицию подносить утешительные стихи

Иоганн Готфрид Грегори. Гравюра XVII в.

пировали и хранили в своих домашних библиотеках, как это сделал, в частности, князь В.В. Голицын, известный фаворит царевны Софьи.

Будучи учителем царевица Алексея Алексеевича, Симеон Полоцкий наверняка участвовал в составлении той замечательной речи на польском и латинском языках, которую произнес царевич Алексей во время церемонии объявления его наследником престола 1 сентября 1667 года.

В царской палате. Рисунок из альбома Мейерберга. XVII в.

Общее руководство театром осуществлял, естественно, Артамон Сергеевич Матвеев, глава Посольского приказа, организовавший помимо придворного театра также создание в Посольском приказе иллюстрированных большеформатных рукописей для царского двора.

Боярин Артамон Сергеевич Матвеев. Гравюра. ХVIII в.

Таким образом, первый придворный театр в России начинался с Артаксеркса и библейских сюжетов и всего за четыре года дорос до Орфея и балета! Крайне интересно, как пошло бы его развитие в дальнейшем, если бы Алексей Михайлович не скончался, а патриарх Иоаким не настоял на закрытии театра.

1 Письмо князю Н.И. Одоевскому / / РГААА. Ф. 27. № 127. Л. 33.

2 Бартенев П.И. Собрание писем царя Алексея Михайловича. М., 1856. С. 176.

3 Цит. по: Соловьев см. История России с древнейших времен. М., 1961. Кн. VI. С. 607.

4 Бартенев П.И. Собрание писем царя Алексея Михайловича. С. 65.

6 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1961. Кн. V. С 641.

7 Памятники истории старообрядчества / Под ред. Я.Л. Барскова и П.С. Смирнова. Л., 1927. Кн. 1. Вып. 1. Стлб. 466.

8 См.: Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб., 1895. Т. 3. Стлб.1519-1522.

9 Урядник сокольничья пути / / Памятники литературы Древней Руси. XVII в. Кн. 2-я. М., 1989. С. 286.

10 Рейтенфельс Я. Сказания о Московии / / Утверждение династии. М., 1997. С. 373.

11 Подробнее см.: Седов П.В. Закат Московского царства. Царский двор конца XVII в.СПб., 2006. С. 400-405.

12 Рейтенфельс Я. Сказания о Московии / / Утверждение династии. с. 335.

13 Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. М., 1982. С. 289.

14 Там же. С. 295.

18 Рейтенфельс Я. Сказания о Московии / / Утверждение династии. с. 301.

19 См.: Московский театр при царях Алексее и Петре. Материалы, собранные С.К. Богоявленским. М., 1914.

20 Древнерусское искусство. XVII в. М., 1964. С. 24. См. также: Салтыков А.А. Эстетические взгляды Иосифа Владимирова / / Труды отдела древнерусской литературы. Т. 18. Л., 1974. С. 273-276.

21 Там же. С. 25-26.

23 Подробнее см.: Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 1990.

24 Подробнее см.: Черная А.А. Русская культура переходноro периода от Средневековья к Новому времени. М., 1999; Она же. Русские в переломную эпоху от Средневековья к Новому времени. М., 2012.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Культура первых Романовых.pptx

Культура первых Романовых

Описание презентации по отдельным слайдам:

Культура первых Романовых

Культура первых Романовых

 Михаил Фёдорович Романов

Михаил Фёдорович Романов

Иван Сусанин (последняя треть XVI века (?), деревня Деревеньки или Деревнищи.

Иван Сусанин (последняя треть XVI века (?), деревня Деревеньки или Деревнищи (?) — 1613) — русский национальный герой, крестьянин из села Домнино (ныне в Сусанинском районе Костромской области).

Памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину — монумент, во.

Памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину — монумент, воздвигнутый в Костроме в 1851 году в честь легендарного подвига во время Смутного времени. Автор памятника — скульптор В. И. Демут-Малиновский. Памятник находился в центре города, посреди Сусанинской площади. Разрушен в 1918—1928 годах. В 1967 году в Костроме установлен памятник Ивану Сусанину работы скульптора Н. А. Лавинского.

 Современный памятник Ивану Сусанину в Костроме (1967)

Современный памятник Ивану Сусанину в Костроме (1967)

Русское барокко — общее название разновидностей стиля барокко, которые сформ.

Московское барокко — условное название стиля русской архитектуры последних д.

Новодевичий монастырь (Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь) — правос.

Храм Спаса Преображения над северными воротами (Преображенская надвратная це.

Храм Спаса Преображения над северными воротами (Преображенская надвратная церковь)

Теремной дворец Московского Кремля, XVII век Построен в 1635—1636 г по приказ.

Теремной дворец Московского Кремля, XVII век Построен в 1635—1636 г по приказу царя Михаила Фёдоровича каменных дел подмастерьями Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым.

 Алексей Михайлович Тишайший

Алексей Михайлович Тишайший

Церковь Троицы в Путинках Храм был заложен в 1649 г после пожара, уничтоживше.

Церковь Троицы в Путинках Храм был заложен в 1649 г после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы, и завершён строительством в 1652 г при царе Алексее Михайловиче.

Церковь Покрова в Филях (нарышкинское барокко) Нынешнее здание храма возведен.

Церковь Покрова в Филях (нарышкинское барокко) Нынешнее здание храма возведено в 1690—1694 г на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Ранее стоявший здесь одноимённый деревянный храм был сооружён в 1619 году, когда село принадлежало Милославским, в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава.

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (1656—1685) — уникальный па.

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (1656—1685) — уникальный памятник русской архитектуры, крупнейшее строительное начинание патриарха Никона.

Царский дворец в селе Коломенском (не сохранился) Коломенский дворец (Дворец.

Строгановский стиль — название стилистического направления русской архитекту.

Строгановский стиль — название стилистического направления русской архитектуры кон. XVII — нач. XVIII в., свойственного постройкам, возведенным по заказу промышленника Григория Дмитриевича Строганова (1656—1715). Введенский монастырь — мужской православный монастырь в Сольвычегодске, Котласский район Архангельской области.

Церкви Смоленской и Владимирской икон Божией Матери — православные церкви Ни.

Церкви Смоленской и Владимирской икон Божией Матери — православные церкви Нижегородской епархии в Гордеевке

Церковь Собора Пресвятой Богородицы, более известная как Рождественская или.

Церковь Собора Пресвятой Богородицы, более известная как Рождественская или Строгановская — действующая православная церковь. Расположена на улице Рождественской Нижнего Новгорода. Построена в 1696 — 1719 годах на средства купца Григория Дмитриевича Строганова. Является одним из лучших образцов строгановского стиля, присвоен статус памятника архитектуры федерального значения.

Церковь Рождества Богородицы — один из подмосковных православных храмов нача.

Церковь Рождества Богородицы — один из подмосковных православных храмов начала XVIII века, которые обозначили радикальный разрыв с древнерусской архитектурной традицией. Вотчинный храм князя Г. Ф. Долгорукова Построен в 1714-22 гг. в усадьбе Подмоклово (ныне деревня Серпуховского района). Архитекторы предположительно Л. фон Фикин, Д. В. Ухтомский

Храм Знамения Богородицы в Дубровицах — православный храм в честь иконы Божи.

Симеон Полоцкий — 1629 — 1680) — деятель восточнославянской культуры, духов.

Симеон Полоцкий — 1629 — 1680) — деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин, придворный астролог. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора.

Славяно-Греко-Латинская Академия — первое в России высшее учебное заведение.

Славяно-Греко-Латинская Академия — первое в России высшее учебное заведение, учреждённое в 1687 году по инициативе выдающегося педагога, просветителя и поэта, выпускника Киево-Могилянской академии Симеона Полоцкого. Памятник Иоанникию и Софронию Лихудам

А почему нельзя задать вопрос на нормальном русском языке?

Очень кратко: эволюция от ритуала и азиатской культуры к поэзии, театру и европеизация ( полонизации) культуры
Царь Алексей Михайлович был любителем ритуалов, в которых видел подтверждение своей власти государя. Применял его во всех областях своей жизни, сам писал ритуалы и утверждал их ( чин освящения огородов).
Прошёл эволюцию от " тишайшести" к некоторой "грозности"
Стремился воплотить в жизнь свой идеал совершенного государя.
В начале своего царствования сосредоточился на обрядах и ритуалах, упор при этом делался на внешнюю красоту. Даже в самых казалось обыденных делах-военном смотре московских дворян против Стеньки Разина. Был построен шатёр с царским троном к которому вели 12 ступеней, устланных коврами. Отдельная башня для трубачей. Дорогое, красивое и новое обмундирование войска.

Имел своего придворного писателя Симеона Полоцкого, откликавшегося на все события в семействе государевом. В своих произведениях он умело льстил царю, употребляя те знания, которыми тот любил блеснуть ( греческий язык, например) и сравнивая его с великим правителями прошлого. Симеону Полоцкому стали заказывать вирши
Именно благодаря ему поэзия потеснила церемониал и начался переход к европейской культуре.
Ещё больше этому способствовал придворный театр. Симеон писал специально для него пьесы.
Первый придворный театр в России начинался с Артаксеркса и библейских сюжетов и всего за четыре года дорос до Орфея и балета! Крайне интересно, как пошло бы его развитие в дальнейшем, если бы Алексей Михайлович не скончался, а патриарх Иоаким не настоял на закрытии театра.

Происходил переход к европейской манере живописи, начавшийся со спора о живоподобии и "светловидной манере" письма образов.
И царь его поддерживал, заказывая полотна на исторические темы, живоподобные портреты и др. произведения.

Читайте также: