Культура россии от соцреализма к свободе творчества кратко

Обновлено: 08.07.2024

Презентация на тему: " Культура России: от соцреализма к свободе творчества." — Транскрипт:

1 Культура России: от соцреализма к свободе творчества

5 И.С. Шмелев М.А. Осоргин М.А. Алданов М.А. Алданов

6 Д. С. Мережковский и З.Н. Гиппиус И. А. Бунин И. А. Бунин И. А. Бунин В.В. Набоков Д. С. Мережковский и З.Н. Гиппиус И. А. Бунин И. А. Бунин И. А. Бунин В.В. Набоков

7 Василий Кандинский. Черное пятно.

10 От художественного плюрализма к социалистическому реализму От художественного плюрализма к социалистическому реализму

11 Отличительные черты культуры: 20 е годы: Экспериментаторство Экспериментаторство Поиск новых художественных форм Поиск новых художественных форм Революционный дух в искусстве Революционный дух в искусстве Долг творца – в служении идеалам революции Долг творца – в служении идеалам революции Плюрализм форм и жанров Плюрализм форм и жанров Критический реализм Критический реализм 30 е годы: Идеологический диктат Идеологический диктат Навязывание канонов соцреализма Навязывание канонов соцреализма Изображение идеализированной действительности – псевдореализм Изображение идеализированной действительности – псевдореализм Подчинение искусства интересам правящей верхушки Подчинение искусства интересам правящей верхушки Полный контроль партии над культурной жизнью общества Полный контроль партии над культурной жизнью общества

12 Новые имена в литературе М.А. Булгаков М.А. Шолохов В.П.Катаев М.М.Зощенко А.А.Фадеев

13 В 30 е гг происходит: Ликвидация объединений работников искусств Ликвидация объединений работников искусств Создание единых союзов художников, писателей, кинематографистов, артистов, композиторов Создание единых союзов художников, писателей, кинематографистов, артистов, композиторов Создание определенных условий труда советской интеллигенции Создание определенных условий труда советской интеллигенции

17 Фильмы, посвященные войне

18 Символ советского искусства В.И.Мухина

25 Звезды советского кино Л.П.Орлова Н.К.Черкасов В.В.Серова Б.П.Чирков

26 Художественная культура второй половины 20 века

27 А.И. Солженицын Русский писатель, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970).

29 М.А. Булгаков Русский писатель, драматург и театральный режиссёр. Автор романов, повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто.

30 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОСТСОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ

31 Авангардистское направление в художественной литературе Татьяна Толстая Людмила Улицкая Виктор Пелевин

37 С.С. Прокофьев Д.Д. Шостакович А. Г. Шнитке

38 Т. Н.Хренников Р.К.Щедрин

39 Э.Г. Гилельс С.Т.Рихтер Д.Ф.Ойстрах С.Я.Лемешев Е.В.Образцова

40 Руководители джаз-оркестра О.Л.Лундстрем Л.О.Утёсов Э.И.Рознер

42 Б.Ш.Окуджава А.А.Галич Ю.И.Визбор

46 Клуб им. Русакова

47 К. С. Мельников. К. С. Мельников. Собственный дом в Кривоарбатском переулке в Москве Собственный дом в Кривоарбатском переулке в Москве

48 Центральный академический театр Российской армии (до 1951 г. - Центральный театр Красной армии, Центральный театр Советской армии)

49 Государственный Кремлёвский дворец (до 1992 г. Кремлёвский дворец съездов)

Революция 1917 года разделила художественную интеллигенцию России на две части. Одна из них, пусть и не все принимая в Совдепии (как многие называли тогда страну Советов), верила в обновление России и отдавала свои силы служению революционному делу; другая же отрицательно-презрительно относилась к большевистской власти и в разных формах поддерживала ее противников.

В годы Великой Отечественной войны многие писатели обратились к жанру публицистики. В газетах печатались военные очерки, статьи, стихи. Наиболее известным публицистом был И. Г. Эренбург. Поэма




В 60-х гг. в культурную жизнь советского общества вошла авторская песня, в которой сомкнулись профессиональное и самодеятельное начала. Творчество бардов, выступавших, как правило, в неформаль-ной обстановке, не было подконтрольно учреждениям культуры. В исполнявшихся под гитару песнях Б. Ш. Окуджавы, А. А. Галича, Ю. И. Визбора зазвучали новые мотивы — сугубо личностного, а не трафаретно-официального отношения и к общественной, и к частной жизни. Мощным гражданским пафосом и широким жанровым разнообразием было наполнено творчество В. С. Высоцкого, который соединил в себе таланты поэта, актера и певца.

Большие возможности для творческой работы архитекторов открылись в последнее десятилетие XX века. Частный капитал наравне с государством стал выступать заказчиком при строительстве. Разрабатывая проекты зданий гостиниц, банков, торговых комплексов, спортивных сооружений, российские архитекторы творчески интерпретируют наследие классицизма, модерна, конструктивизма. Вновь вошло в практику строительство особняков и коттеджей, многие из которых сооружаются по индивидуальным проектам.

В советской культуре наблюдались две противоположные тенденции: искусства политизированного, лакирующего действительность, и искусства, формально социалистического, но, по существу, критически отражающего действительность (в силу сознательной позиции художника или таланта, преодолевающего цензурные препоны). Именно последнее направление (наряду с лучшими произведениями, созданными в эмиграции) дало образцы, вошедшие в золотой фонд мировой культуры.

Революция 1917 года разделила художественную интеллигенцию России на две части. Одна из них, пусть и не все принимая в Совдепии (как многие называли тогда страну Советов), верила в обновление России и отдавала свои силы служению революционному делу; другая же отрицательно-презрительно относилась к большевистской власти и в разных формах поддерживала ее противников.

В годы Великой Отечественной войны многие писатели обратились к жанру публицистики. В газетах печатались военные очерки, статьи, стихи. Наиболее известным публицистом был И. Г. Эренбург. Поэма

В 60-х гг. в культурную жизнь советского общества вошла авторская песня, в которой сомкнулись профессиональное и самодеятельное начала. Творчество бардов, выступавших, как правило, в неформаль-ной обстановке, не было подконтрольно учреждениям культуры. В исполнявшихся под гитару песнях Б. Ш. Окуджавы, А. А. Галича, Ю. И. Визбора зазвучали новые мотивы — сугубо личностного, а не трафаретно-официального отношения и к общественной, и к частной жизни. Мощным гражданским пафосом и широким жанровым разнообразием было наполнено творчество В. С. Высоцкого, который соединил в себе таланты поэта, актера и певца.

Большие возможности для творческой работы архитекторов открылись в последнее десятилетие XX века. Частный капитал наравне с государством стал выступать заказчиком при строительстве. Разрабатывая проекты зданий гостиниц, банков, торговых комплексов, спортивных сооружений, российские архитекторы творчески интерпретируют наследие классицизма, модерна, конструктивизма. Вновь вошло в практику строительство особняков и коттеджей, многие из которых сооружаются по индивидуальным проектам.

В советской культуре наблюдались две противоположные тенденции: искусства политизированного, лакирующего действительность, и искусства, формально социалистического, но, по существу, критически отражающего действительность (в силу сознательной позиции художника или таланта, преодолевающего цензурные препоны). Именно последнее направление (наряду с лучшими произведениями, созданными в эмиграции) дало образцы, вошедшие в золотой фонд мировой культуры.

Культура России: от соцреализма к свободе творчества

Похожие вопросы

Олеся Маркова

После революции 1917 года культурная революция России последовала по новому пути – пути социалистического реализма. Писателям, поэтам был указан необходимый для Советского Союза путь развития, отклонения от нормы резко без сожаления ограничивала цензура. Литераторы должны были красочно рисовать преимущества социалистического строя, запрещалось уличать этот строй и сравнивать его с капиталистическим. Реализм был частично использован в литературе, живописи, музыке. Вместо этого получил широкое развитие псевдореализм, идеологизм социалистического строя. После ликвидации СССР рамка запрета рассыпались. В творчестве стали преобладать авангардные направления, происходит познание преимуществ иного капиталистического мира и внедрение их в жизнь.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

История россии 1917 года в изобразительном искусстве Выполнила ученица 11 Б к.

Описание презентации по отдельным слайдам:

История россии 1917 года в изобразительном искусстве Выполнила ученица 11 Б к.

История россии 1917 года в изобразительном искусстве Выполнила ученица 11 Б класса МБОУ СОШ № 85 г.о.Самара Щекочихина Елена. Учитель истории Яркова Л.С.

 Бой у Горбатого моста на Пресне. Г.К.Савицкий

Бой у Горбатого моста на Пресне. Г.К.Савицкий

 Б.Кустодиев "27февраля 1917 года"

Б.Кустодиев "27февраля 1917 года"

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 336 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.11.2015 2303
  • PPTX 1.1 мбайт
  • 8 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Яркова Людмила Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


2. В параграфе перечисляются имена многих писателей. Назовите те из них, чьи произведения вы читали. Проанализируйте эти книги с точки зрения тематики, художественного направления, особенностей литературного стиля, характерных для того или иного автора.

§ 47. Российская культура серебряного века
Серебряный век

Охватившие общество духовные искания породили мощный всплеск творческой энергии и привело к новому расцвету культуры России. Замечательные произведения были созданы в самых различных областях художественного творчества. Литературу обогатила поэзия А. А. Блока, А. Белого, В. Я. Брюсова, проза А. П. Чехова, Л. Н. Андреева, И. А. Бунина, М. Горького; русскую музыку прославили композиторы А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, певцы Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов. Наступил новый этап в развитии театрального искусства, связанный с именами режиссеров К. С. Станиславского, В. Э. Мейерхольда, актрис М. Н. Ермоловой, В. Ф. Комиссаржевской. Чрезвычайно богатой, даже пестрой была картина русского изобразительного искусства. Прекрасные творения зодчих придали новый облик городам.

О вкладе Дягилева не только в русскую, но и в европейскую культуру свидетельствует то, что его имя носит площадь возле Гранд-опера в Париже. Способный антрепренер продемонстрировал Западной Европе высокий уровень искусства России, его художественные идеи во многом способствовали формированию современного балета. В спектаклях созданной Дягилевым балетной труппы европейцы увидели много нового, в них равноправно взаимодействовали музыка, танец, актерское искусство. Подлинными соавторами спектаклей являлись творцы декораций и костюмов. Великолепные работы художников-декораторов (Л. С. Бакста, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского) становились явлением не только театральной жизни, но и изобразительного искусства.

Культурные процессы характеризовались не только синтезом жанров, но и тесной взаимосвязью в появлении новых художественных стилей и направлений в Европе и в России. При этом большинство представителей русской интеллигенции рассматривали национальную культуру, с одной стороны, как своеобразное, неповторимое явление, а с другой – как часть культуры общемировой (под которой тогда понималась европейская).


Стиль модерн в архитектуре


Лестница в особняке С. П. Рябушинского. Архитектор Ф. Шехтель

Русский модернизм и авангард
Подведем итоги

Русская культура периода Серебряного века явила собой пример рождения новых форм на основе творческой переработки национальных традиций, осмысления мирового художественного опыта и внедрения новаторских эстетических идей. Многие художественные направления, появившееся в России, существенно повлияли на мировое искусство XX в.

Вопросы

1. Охарактеризуйте основные течения в литературе и искусстве России рубежа XIX–XX вв.

2. Что, по вашему мнению, предопределило взлет русской культуры, названный Серебряным веком? Что при этом изменилось в мировоззренческих и эстетических исканиях писателей и художников по сравнению со второй половиной XIX в.?

3. В чем состояло новаторство русской литературы Серебряного века?

4. Какие художественные стили, зародившиеся в России, впоследствии получили развитие в странах Запада? В чем, по вашему мнению, состояло мировое значение русской культуры?

Задания
§ 48–49. Культура России: от соцреализма к свободе творчества
Революция и культура

Революция 1917 г. разделила художественную интеллигенцию России на две части. Одна из них, пусть и не все принимая в Совдепии (как многие называли тогда страну Советов), верила в обновление России и отдавала свои силы служению революционному делу; другая же отрицательно-презрительно относилась к большевистской власти и в разных формах поддерживала ее противников.

Если произведения писателей-эмигрантов (М. Алданов, И. Шмелев и др.) были пронизаны темой пагубности революции и Гражданской войны, то произведения советских писателей дышали революционным пафосом.

От художественного плюрализма к социалистическому реализму

Продолжали творить начавшие свой поэтический путь в начале века поэты С. А. Есенин, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, Б. Л. Пастернак. Новое слово в литературе сказало поколение, пришедшее в нее уже в советское время, – М. А. Булгаков, М. А. Шолохов, В. П. Катаев, А. А. Фадеев, М. М. Зощенко.

Если в 20-е гг. литература и изобразительное искусство отличались исключительным разнообразием, то в 30-е гг., в условиях идеологического диктата, писателям и художникам был навязан так называемый социалистический реализм. Согласно его канонам, отражение действительности в произведениях литературы и искусства должно было подчиняться задачам социалистического воспитания. Постепенно вместо критического реализма и разнообразных авангардистских направлений в художественной культуре утвердился псевдореализм, т. е. идеализированное изображение советской действительности и советского человека.


Рабочий и колхозница. Скульптор В. Мухина. 1937 г.

Великая Отечественная война и художественная интеллигенция
Художественная культура второй половины XX в.

В культурной жизни советского общества поэзия всегда играла большую роль. В 60-е гг. поэты нового поколения – Б. А. Ахмадулина, A. А. Вознесенский, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественский – с их гражданственностью и публицистической направленностью лирики стали кумирами читающей публики. Огромным успехом пользовались поэтические вечера в московском Политехническом музее, дворцах спорта, высших учебных заведениях.


Основные тенденции развития постсоветской культуры

Одной из особенностей развития российской культуры рубежа XX–XXI вв. является ее деидеологизированность и плюрализм творческого поиска. В элитарной художественной литературе и изобразительном искусстве постсоветской России на первый план вышли произведения авангардистского направления. К ним, например, относятся книги В. О. Пелевина, Т. Н. Толстой, Л. Е. Улицкой и других авторов. Авангардизм является преобладающим направлением и в живописи. В современном отечественном театре символикой иррационального начала в человеке проникнуты постановки режиссера Р. Г. Виктюка.

Музыкальное искусство

В стране работало целое созвездие талантливых музыкантов-исполнителей и оперных певцов, получивших всемирную известность (пианисты Э. Г. Гилельс, С. Т. Рихтер, скрипач Д. Ф. Ойстрах, певцы С. Я. Лемешев, Е. В. Образцова). Некоторые из них не смогли смириться с жестким идеологическим прессингом и вынуждены были покинуть родину (певица Г. П. Вишневская, виолончелист М. Л. Ростропович).


Портрет Д. Д. Шостаковича. Художник Т. Салахов. 1976 г.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Читайте также: