Гастев алексей капитонович вклад в менеджмент кратко
Обновлено: 05.05.2024
В 1901 г. вступил в РСДРП и стал профессиональным революционером. В 1903 году был сослан в Усть-Сысольск Вологодской губернии, откуда в 1904 г. успешно бежал во Францию. Там работал слесарем и учился в Высшей школе социальных наук в Париже. В том же году был напечатан его первый рассказ из жизни ссыльных. В 1905 г. вернулся в Россию. Во время Первой русской революции был избран председателем Костромского совета рабочих депутатов и руководителем боевой дружины. Год спустя был избран делегатом на IV съезд РСДРП, но в 1908 г. покинул ряды большевиков (вновь принят в члены ВКП(б) в 1931). В 1910 г. вновь уехал в Париж, где опять устроился слесарем, после чего был секретарём Объединённого рабочего клуба и принимал участие в синдикалистском и кооперативном движениях.
В 1913 г. вернулся в Санкт-Петербург, работал на заводе. В 1914 г. был выдан провокатором, сослан в Нарымский край. Из ссылки бежал. С 1914 г. жил под фамилией Васильев в Новониколаевске. После Февральской революции вышел из подполья и уехал в Петроград.
В 1917-1918 гг. был секретарём ЦК Всероссийского союза рабочих-металлистов. Работал в управлении заводов Москвы, Харькова, Николаева, активно занимался профсоюзной и культурно-организаторской работой (во Всеукраинском совете искусств).
В честь А. К. Гастева названа одна из улиц Суздаля, в его честь назван и с 2011 года в России ежегодно проводится кубок лидеров по бережливому производству.
После Октябрьской революции 1917 года в хозяйственной системе и управлении Советской России наступили качественно новые времена – несмотря на послевоенную разруху, голод, гражданскую войну, в стране зарождалось новое общество, совершенно иной уклад экономики, идеологии, культурного строительства. Государству рабочих и крестьян требовались невиданные ранее подходы в управлении и организации труда, чтобы достигнуть грандиозных целей, поставленных коммунистическим руководством – из отсталой аграрной страны с преобладающим крестьянским населением сделать передовую державу, реализовать инновационный план ГОЭЛРО, программу индустриализации и создания массы новых крупных предприятий, преобразования сельского хозяйства, развития пролетарской науки, искусства, творчества.
Сейчас, спустя столетие с тех приснопамятных дней (когда реформы с 2000-х гг. в РФ продвигаются с большими пробуксовками), остаётся только удивляться, — как эти, казалось бы, совершенно утопические идеи были быстро и решительно реализованы в СССР. И это при том, что по меньшей мере пятая часть населения дореволюционной России не умела бегло читать и писать, а вместо своей фамилии в документах ставила крестики. Но именно эти люди, ведомые вперёд партийными и промышленными менеджерами, создали к началу Великой Отечественной войны мощную промышленную базу и целые отрасли народного хозяйства, которых в стране ранее просто не было – авиастроение, шинное производство, производство средств связи, светотехники и многого другого. Всё это происходило в условиях санкций и блокады СССР странами Запада, когда в мире бушевал самый тяжёлый за всю историю экономический и финансовый кризис – Великая депрессия 1929-1933 гг.
Скромно оплачиваемые и во многом нуждающиеся советские рабочие показывали в 1920-х и 1930-х годах чудеса трудового энтузиазма, изобретательства и рационализации, в ходу было движение передовиков производства (стахановцев). Как это было достигнуто – не слишком хорошо понимали западные теоретики менеджмента, которые, однако, не забыли приписать себе создание управленческой школы человеческих отношений. Сейчас, когда читаешь о Хоторнском эксперименте, который якобы и сформировал данную школу, становится смешно и грустно, — в первую очередь оттого, что мы, россияне, не очень бережно храним память о собственных достижениях, об отечественных гуру менеджмента, которые и были истинными зачинателями учения о рабочем-творце, являющемся ядром трудового коллектива и от которого, в конечном счёте, зависит качество продукции, наличие или отсутствие брака, изобретательство, рационализация, творческое отношение к повседневной трудовой деятельности и учёбе.
Когда стране потребовалась новая управленческая и организаторская мысль, способная выполнить грандиозные задачи преобразования экономики и общества, руководителями СССР был создан Центральный институт труда (ЦИТ), призванный опережающими темпами развивать управленческую науку, решать огромный пласт практических, образовательных, научных, пропагандистских и организационных задач. ЦИТ был создан в 1921 году и возглавил его А.К. Гастев.
Вторым важнейшим направлением работы А.К. Гастева и сотрудников ЦИТа стала подготовка кадров и управленческий консалтинг. Как мы уже отмечали выше, стремительно растущему производственному сектору страны требовались квалифицированные работники – станочники, монтажники, каменщики, нормировщики, организаторы новых производств, специалисты по механизации и повышению эффективности производственных процессов.
— квалифицированных рабочих для новой индустрии:
— нормировщиков, учётчиков и специалистов отделов технического контроля;
— инструкторов по научной организации труда, которые становились проводниками опыта ЦИТа, организационно-управленческой и внедренческой силой на советских предприятиях.
Особенно это было интересно подготовлено и оформлено в рамках обеспечения финансовой отчётности, работы бухгалтерий, использования счётно-решающих устройств. Именно они должны были внести свою лепту в повышение производительности труда и облегчение работы органов Госплана. Но об этом мы поговорим ниже, при обсуждении работы Харьковского института труда (ХИТ).
8 октября 1882 года родился Алексей Капитонович Гастев ‒ талантливый ученый, поэт, один из основоположников Научной Организации Труда (НОТ), существенно развивший концепцию научного менеджмента в первой половине прошлого века.
Вернуть России его имя, восстановить историческую справедливость и переосмыслить научно-практическое наследие этого малоизвестного в своей стране гуру менеджмента – задача актуальнейшая. Современные известные авторы книг по концепциям кайдзен, лин, бережливому производству - как будто расшифровывают нам цитаты А. К. Гастева, - заметьте, датированные 20-ми прошлого века, т.е. задолго до Имаи, Оно, Тойода, Синго:
И вот в 2000 году в России возобновились работы по организации и внедрению производственных систем. К нам пришли технологии и инструментарий развития производства, объединенные в методологию бережливого производства, базой для которых послужили труды нашего соотечественника Алексея Гастева.
Профессионалы бережливого производства считают: Кубок призван в кратчайшие сроки максимально широко распространить эти практики во всех отраслях и регионах, создать условия для перехода на новую модель управления
с целью повышения производительности человеческого капитала и достижения глобальной конкурентоспособности России. И даже только эта лишь практика, согласно статистике, позволит без лишних инвестиций (еще и оптимизируя потребности в них) нарастить производительность труда в экономике в несколько раз за 10 лет.
Будучи поэтом большевистской эпохи, этот человек стал новатором в системе управления производственным процессом и организации труда. Он предпринимал попытки разработать теорию индустриальной педагогики, которая раз и навсегда нивелировала роль психологии ремесленничества.
А еще Гастев Алексей Капитонович прославился на поприще стихосложения. Кроме этого, этот человек тратил много времени на помощь простым людям. Его многочисленные научные монографии и сегодня актуальны для кадрового звена менеджеров, пытающихся грамотно организовать рабочий процесс. Так кто же он, Гастев Алексей Капитонович, и что вообще известно об этом, безусловно, талантливом человеке? Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Годы детства и юности
Итак, герой статьи - Гастев Алексей Капитонович. Биография кратко этого общественного деятеля, поэта, революционера и теоретика организации труда наверняка будет полезной хотя бы для общей образованности.
Он появился на свет в городе Суздале. Гастев Алексей Капитонович (дата рождения - 26 сентября 1882 года) очень рано потерял отца, который учительствовал в обычной школе. Оставшись с матерью, которая зарабатывала шитьем одежды, он с детских лет ей помогал, чтобы их семья не оказалась за чертой бедности. И, несмотря на тяжелое материальное положение, мальчик все же пошел учиться в школу.
Перспектива стать педагогом
Более того, после ее окончания Гастев Алексей Капитонович сначала поступает в училище, а затем становится слушателем технических курсов. Юноша проявляет прилежность в учебе, поэтому у него есть все шансы стать студентом столичного учительского института, и он не упускает такую возможность. Однако в молодые годы он сильно увлекся революционным движением, поэтому вышеуказанный вуз он не окончил по причине его исключения из оного.
Приверженец идей революции
Он пополняет ряды РСДРП. Естественно, молодой человек попадает в поле зрения сотрудников жандармерии и подвергается многочисленным арестам и ссылкам, отбывает наказание в Архангельской, Вологодской, Томской губерниях.
В перерывах между ссылками он трудится рабочим на промышленных предприятиях Харькова, Санкт-Петербурга. В 1906 году юноша начинает пропагандировать и поддерживать профсоюзное движение. Вплоть до Октябрьской революции Алексей Капитонович, находясь на родине в статусе нелегала, неоднократно скрывался от властей за границей, в частности в Париже.
В 1907-м Алексей Капитонович Гастев, биография которого содержит немало интересных и примечательных сведений, вошел в состав правления Петроградского союза металлистов и вскоре после этого стал секретарем ЦК этой структуры. Но после революции его акценты в профессиональной деятельности несколько сместились.
Нива писательства
В начале 20-го столетия Алексей Капитонович Гастев, фото которого еще не появлялось в прессе, начинает раскрывать свой талант поэта.
Новые горизонты
В начале 20-х годов Алексей Капитонович постепенно оставляет поприще художественной литературы и все больше начинает увлекаться проблемами рационализации труда. Он инициирует создание Центрального института труда (ЦИТ) при ВЦСПС и сам возглавляет свое детище.
Именно благодаря этой структуре Гастеву удается воплотить в жизнь все свои замыслы, изложенные в научных монографиях. За то время, что он возглавлял ЦИТ, экс-революционеру удалось обучить своим методикам сотни тысяч кадров, причем, по отзывам директоров предприятий, они стали грамотнейшими специалистами своего дела.
Слава о заведении, руководителем которого был Алексей Гастев, начала распространяться с огромной скоростью, и вскоре преподаватели ЦИТа стали инструктировать кадры в самых отдаленных регионах СССР.
Актуальные вопросы организации рабочего процесса
Естественно, в 30-е годы имелись серьезные огрехи в системе организации труда на советских предприятиях.
И, конечно же, порой работник пренебрегает инструктажем, который поступает сверху, не видя ничего зазорного в этом. Именно эти проблемы подробно рассматривает Гастев, и, как показывает практика, после прочтения литературы, человек действительно хочет стать исполнительным и дисциплинированным работником.
Необходимо улучшать социально-психологическую атмосферу в обществе, что позволит индивиду контролировать свое поведение и эмоции.
Его научная доктрина стала предпосылкой создания современных принципов бережливого мышления. Гастев напечатал несколько методических рекомендаций по подготовке целого ряда специалистов, в числе которых: слесарь, текстильщик, монтер, кузнец, авиатор, токарь. В своем исследовании, цель которого заключалась в подготовке рабочей силы, Алексей Капитонович задействовал метод изучения движений при выполнении той или иной работы.
А вот советские чиновники скептически отнеслись к бережливым принципам Гастева, и его научные изыскания, изложенные во множестве монографий, были ими проигнорированы.
Ученый старался воспринимать мир творчески. В своих научных трудах он уже не касается тем мировой революции и космополитизма, его более заботят проблемы простого человека. Их практическое значение огромно и в сегодняшнее время.
Читайте также: