Тонья в поисках легенды кратко

Обновлено: 05.07.2024

Основу выставки составляют 19 графических листов (бумага, тушь, кисть) по мотивам легенды, бытующей и ныне у хантов реки Юган. Художника и создателей документального фильма объединяет давняя причастность к живому фольклорному материалу. С юганским регионом, где сохранилась традиционная культура восточных ханты, ее древние пласты, связаны многие произведения автора разных периодов творчества. Более того, легенду о Тонье-богатыре художник иллюстрировал впервые в 1996 году для книги археолога В.И. Семеновой, посвященной историческому памятнику ХVI – начала XVII столетий Чистухинский Урий, связанному с событиями, лежащими в основе легенды.

Открытие выставки станет двойной презентацией: в ней примут участие Геннадий Райшев и режиссер фильма Ольга Корниенко.

Ждем Вас в Галерее-мастерской художника Г.С. Райшева, филиале Государственного художественного музея, по адресу: ул. Чехова,1.



Зачем человек приходит на эту землю? Что он оставит после себя? Фильм-размышление ненецкого поэта, прозаика и общественного деятеля Юрия Вэллы.

«…Поэт, писатель, защитник и пропагандист традиций и языка коренных народов Сибири, их естественной среды обитания и рода занятий – оленеводства Юрий Вэлла стал сегодня символом нашего современника, опередившего время по глубине понимания конфликта Цивилизации и Человека.

Его стихи и проза переведены на многие языки мира. На своей родной земле в Варьегане, на территории собственного стойбища Юрий Велла организовал своего рода музей под открытым небом, куда мог приехать каждый. Этнографы, историки, поэты-переводчики, художники и кинематографисты со всего мира имели возможность изнутри увидеть этот удивительный мир - жизнь и быт лесных ненцев, которые стали доступны для вдохновения, изучения, осмысления в контексте развития мировой цивилизации. Но что был бы музей под открытым небом без его создателя? Немой картинкой немого кино! Не зная иностранных языков, он сумел озвучить мысли, чувства и судьбу своего народа для всего мира.

Кинодокументалист Ольга Корниенко вспоминает, что Юрий Вэлла был сам режиссером фильмов о себе, он всегда стремился к прямому, без посредников, разговору с любым собеседником, а зритель – это тоже собеседник. Может, поэтому документальные фильмы о нем так честны, так близки зрителю, в каком бы уголке Земли он ни жил, а слова, сказанные их героем, навсегда западают в душу, меняют представление о мире, о смысле жизни, об истинном предназначении человека? Его боль становится нашей общей болью и нашей общей заботой.


Весной, когда лёд на реке Лозьве начинает таять, деревня почти на два месяца остаётся без связи с внешним миром.

Героине фильма, Александре Васильевне Анямовой, уже 70. Но каждое утро она берёт в руки топор, встаёт на лыжи и отправляется в тайгу. Тайга – её дом. И в нём свои законы.

В марте 2011 года фильм (сокращённая версия) стал лауреатом Художественной премии в области кино на Всемирных Дельфийских играх в Берлине.


Между небом и землёй, согласно древним обычаям и традициям ханты и манси, находится люлька с младенцем в первые месяцы его жизни. Люльку подвешивают на крючок в центре потолка на уровне середины высоты дома. Середина дома маркируется как средний мир (мир человека), потолок – верхний мир (мир богов и духов), а пуповиной, связующей эти миры, является цепь из единого куска дерева, берёзы, на которую и вешают колыбель.

Вот уже несколько десятилетий между небом и землёй, между стабильным, понятным прошлым и неизвестным, пугающим будущим находятся многие представители коренных народов, живущие в регионе нефтегазоносного Севера.

Фильм рассказывает об одном из таких людей, народном мастере России Александре Сайнахове, когда-то в силу обстоятельств перебравшемся в Сургут и вроде бы неплохо здесь устроившемся, но почему-то до сих пор мечтающем построить дом в деревне, которой почти уже нет.


Древняя история, удивительная природа югорской тайги, загадочный хантыйский народ – на документальной основе, без декораций. Съёмочная группа фильма-квеста приглашает зрителя в путешествие по следам героя, победившего время. Давние исторические события перекликаются здесь с современной жизнью хранителей легенды – юганских ханты, живущих в почти нетронутых дебрях югорской тайги.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра относится к субарктической зоне России, территории, которую веками осваивали коренные народы Севера - ханты и манси. Богатейший фольклор этих народов отражает не только мифологические, космологические, религиозные представления, но и события, связанные с освоением Севера русскими. Известно, что некоторые князьки оказали заметное сопротивление русским казакам. Эти события отразились в фольклоре.

В легенде описывается ряд богатырских схваток, в которых с переменным успехом побеждают то казаки, то коренные жители. В одной из битв Тонья совершает трагическую ошибку, его начинает преследовать рок. Но Тонья не умирает, ведь его происхождение полубожественно. Дух его в последний момент в виде паута покидает тело и место событий.


Медвежьи игрища – главный обрядовый праздник обских угров. На древней земле Югры, почитая традиции и веру предков, медведя играли в каждом стойбище по нескольку раз в год.

В начале двадцатого века в тайгу пришли новый социально-общественный строй и экономический уклад. Это повлекло за собой естественное разрушение базы патриархального начала хантыйской культуры.

В великом походе к светлому будущему единого - советского – народа не оказалось места обрядовым церемониям таёжных охотников.

Но… Уходят в прошлое и эти времена. Стоит ли сегодня, спустя десятилетия, возвращать то, что естественным образом осталось на обочине истории? Нужно ли воссоздавать реликтовую традицию искусственным путём?

Что же стоит за фенОменом Медвежьего ритуала? В каком виде и главное – почему – добрался он до наших дней? Какое место отведено ему в сегодняшнем мире и будет ли он нужен завтра?

В нашем фильме мы задаём эти вопросы мужчинам и женщинам, пожилым людям, молодёжи и совсем юным поклонникам древнейшей традиции обских угров.

В октябре 2019 года по инициативе Национальной организации Всемирного Конгресса финно-угорских народов фильм был представлен общественности г. Будапешт (Венгрия) в рамках Дней финно-угорских народов, посвящённых 200-летию со дня рождения Антала Регули.


Всю свою жизнь лесной ненец Шашупи, не покладая рук, трудился на благо Отечества. Батрачил при совхозном стаде оленей, а когда умерла жена, один поднимал восьмерых детей.

Живёт Шашупи на границе двух самых богатых территорий страны: Ханты-Мансийского округа, где добывается около 60-ти% нефти России, и Ямальского, где добывается 90% российского газа. Нефть и газ нужны родине, а Шашупи нужны его олени, и земля, на которой они пасутся.

Премьера фильма состоялась в декабре 2011 года одновременно в Национальной библиотеке имени Франсуа Миттерана (Париж) и на канале СТВ (г. Сургут).


18 эпизодов телесериала рассказывают об особенностях основных этапов освоения Сибири с 6-го тысячелетия до нашей эры и до 1053-го года, когда в старинном селе Берёзово заполыхал первый аварийный газовый фонтан, ознаменовавший начало новой – нефтяной – эпохи.

Эпизод 2: Эксклюзив! 11-й век нашей эры. Первые русские за Уралом. Эпоха Великого Новгорода. В г. Новгород Великий съёмочной группой обнаружена часовня, поставленная первыми югорскими купцами, уходившими в далёкую Югорщину. Новгород Великий.

Эпизод 3: Ермак. После него земли за Уралом навсегда отошли к России. Река Вагай, село Баишево, юг Тюменской области. Место гибели легендарного атамана и предположительное место его захоронения.

Эпизод 5: Угличский колокол – первый сибирский ссыльный. Новый этап освоения – сибирская ссылка. Тобольск.

Эпизод 6: Восстание княгини Анны. Конец Золотого средневековья Югры. Посёлок Октябрьский, на месте бывшего Кодского княжества (ХМАО-Югра).

Эпизод 8: Эксклюзив! Матвей Гагарин – первый и самый блистательный сибирский губернатор. После его казни по приказу Петра Первого были уничтожены все портреты Гагарина. Главный художник Санкт-Петербургского монетного двора Александр Бакланов восстановил его изображение с помощью портретов родственников. Санкт-Петербург – Тобольск.

Эпизод 15: Эксклюзив! Гражданская война и утерянные ордена Временного правительства Сибири. С помощью чекистской ориентировки из архивов НКВД нами было восстановлено их изображение. Омск.

Эпизод 17: Эксклюзив! Отголоски гражданской войны в югорской тайге. Раскулачивание оленных хантов в Югре и на Ямале. Шата – царь всея тайги. В фильме представлены уникальные кино- и фотоматериалы. Тюмень.

Ольга Корниенко – публицист, режиссёр, большую часть своей жизни посвятила проблемам защиты культурного и исторического наследия малых народов Сибири.

Со временем общение с людьми, попадавшими в объектив её телекамеры, становилось всё более искренним и открытым. Она всё глубже проникала в проблемы людей, для которых широкое промышленное освоение районов крайнего Севера в 60-70 годы прошлого века стало личной трагедией, поскольку сломало вековые устои жизни, традиционный бытовой уклад, нанесло ущерб верованиям, культуре и языку. Всё более открыто она становится на позицию героев своих фильмов, всё громче звучит её призыв к сохранению культурного наследия народов Сибири.

Этнодокументальные фильмы Ольги Корниенко используются в качестве учебных пособий во многих европейских университетах, находятся в коллекциях Государственных библиотек и музеев Франции, Финляндии, Германии, Эстонии. С 2013 года её фильмы представляют Северное Приобье на сайте ЮНЕСКО.

Долгое время жила и работала в нефтяном сердце России – Югре. В настоящее время находится в Санкт-Петербурге.


8 декабря в г. Ханты-Мансийске, в галерее-мастерской Г.С. Райшева состоялась презентация выставочного проекта "Геннадий Райшев: "Легенда о Тонье". Проект подготовлен к XVI Международному кинофестивалю "Дух огня" в Ханты-Мансийске.

Выставка представляет новый цикл графических произведений заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств Геннадия Райшева, созданный в 2017 году для документального телесериала "Тонья. В поисках легенды". Фильм снят на основе полевых фольклорно-этнографических материалов у юганских ханты, в междуречье Большого и Малого Югана / Сургутская студия неигрового кино.

Основу выставки составляют 19 графических листов по мотивам легенды, бытующей и ныне у хантов реки Юган. Художника и создателей документального фильма объединяет давняя причастность к живому фольклорному материалу. С юганским регионом, где сохранилась традиционная культура восточных ханты, ее древние пласты, связаны многие произведения художника разных периодов творчества. Более того, легенду о Тонье-богатыре Г.С. Райшев иллюстрировал впервые в 1996 году для книги археолога В.И. Семёновой, посвящённой историческому памятнику ХVI – начала XVII столетий Частухинский Урий, связанному с событиями легенды. Книжные издания с иллюстрациями художника расширяют представление зрителя об исследуемом фольклорном памятнике.

Графические работы Райшева по мотивам легенды отличает особый эпический, отдаленный во времени строй. В телефильме, который также входит в состав выставки, фольклорный материал "оживает" через образы потомков-сородичей Тоньи, сохраняющих устное предание. Образ древней юганской земли, ее хранителей богатырей-предков дополняют картинные композиции Г.С. Райшева, а также акварельные портреты, созданные художником в экспедиции 1982 года по реке Юган.

Презентация выставки и фильма стала ярким событием художественной жизни и объединила творческую интеллигенцию, студентов Югорского государственного университета, научное сообщество. Геннадия Райшева и автора фильма Ольгу Корниенко поздравили заместитель Думы ХМАО - Югры, писатель Еремей Айпин и глава администрации Сургутского района Андрей Трубецкой.

Выставка продолжит работу до 13 мая.

Информация предоставлена Информационному центру "Финноугория" Натальей Фёдоровой, куратором выставочного проекта "Геннадий Райшев: "Легенда о Тонье"

Poster

Фильм снят на родном языке юганских ханты, без декораций, на документальной основе. Вместе со съёмочной группой зритель побывает в местах, где 400 лет назад жил и защищал свою землю от нежданных гостей легендарный хантыйский герой — богатырь Тонья. В роли проводников и рассказчиков выступают хранители этой легенды — юганские ханты.

Продолжительность фильма — 1 час. После показа автор ответит на вопросы зрителей.

Об авторе и режиссёре фильма

Olga Kornienko

Ольга Корниенко — публицист, режиссёр, большую часть своей жизни посвятила проблемам защиты культурного и исторического наследия малых народов Сибири.

Этнодокументальные фильмы Ольги Корниенко используются в качестве учебных пособий во многих европейских университетах, находятся в коллекциях Государственных библиотек и музеев Франции, Финляндии, Германии, Эстонии. С 2013 года её фильмы представляют Северное Приобье на сайте ЮНЕСКО.

Читайте также: