Образ матери в творчестве цветаевой кратко

Обновлено: 05.07.2024

И все же жестокость Цветаевой трудно понять. Впрочем, по порядку.

В конце 1919 года поэтесса сдает детей в Кунцевский приют, притворившись их крестной матерью – иначе не возьмут.

При этом, у нее была возможность:

  • отдать девочек в детский сад, где условия лучше;
  • отдать младшую дочь сестрам мужа (и одна, и вторая просили ее об этом, иногда брали девочку, но как только Ира набирала вес и начинала вести себя более осмысленно, Цветаева вновь забирала ее к себе – чтобы забывать на ночь в тряпье на стуле или отселять в отдельную комнату, где девочке ничего не оставалось, как напевать что-то самой себе и раскачиваться из стороны в сторону (об этом тоже есть письменные свидетельства знакомых поэтессы) или привязывать к ножке кровати, когда сама уходила по делам и на поэтические вечера – есть мнение, что практиковать это она начала после того, как Ирина однажды съела кочан капусты в отсутствии матери дома);
  • не отказываться от устройства на службу – Марина Цветаева посчитала это делом неприемлемым для себя;
  • продать вещи (что она не раз уже практиковала);
  • и наконец, не отдавать паек на дочерей, который она получала, своим знакомым.

Но Цветаева предпочла другое – сдать малышек в приют – старшей тогда было семь лет, младшей едва исполнилось два года. Навещала она их в приюте за несколько месяцев четыре раза. В одно из посещений она взяла с собой продукты заболевшей Але. О чем пишет:

Pandaland Image

Забрать старшую дочь она решилась только после того, как Аля немного пошла на поправку. Младшую оставила в приюте, не интересовалась ее состоянием и даже не собиралась забирать ее оттуда. Спустя некоторое время Ирина скончалась. Узнав об этом – совершенно случайно – Цветаева решила не приходить на погребение дочери, которую похоронили в общей яме.

Оправдывала она себя тем, что Аля была еще больна – не оставить, да и психологически ей это было тяжело. Спустя два месяца со дня смерти девочки, Цветаева напишет про Ирину – как всегда поэтично – следующее:

Образ матери занимает сокровенное место в поэзии Марины Цветаевой. Поэтесса посвятила ей не только стихи, но и прозу: “Мать и музыка” (1934), “Сказка матери” (1934). Ее памяти посвящено и стихотворение “Маме” (сборник “Вечерний альбом”).

Для Цветаевой было исключительно важно подчеркнуть духовное воздействие матери на дочерей. Мария Александровна Цветаева – удивительно тонкая и глубокая натура, художественно одаренная ввела их в мир прекрасного. “В старом вальсе штраусовском впервые/ Мы услышали твой тихий зов”,

– так пишет автор о своем чувствовании музыки, тождественной для нее с голосом матери.
“Мать – сама лирическая стихия”. “Мать… – страстная музыкантша, страстно любит стихи и сама их пишет. Страсть к стихам – от матери”, – пишет Цветаева. Мария Александровна открыла для детей искусство, ставшее для них второй, подчас более желанной, реальностью.
К детским снам клонясь неутомимо
(Без тебя лишь месяц в них глядел!),
Ты вела своих малюток мимо
Горькой жизни помыслов и дел.
Именно мать научила детей уметь сострадать ближнему, чувствовать свою и чужую боль. Это знание

сделало их мудрее и зародило внутреннюю неуспокоенность, невозможность удовлетвориться кажущимся благополучием, которое обманчиво. “С ранних лет нам близок, кто печален,/ Скучен смех…”, – напишет позднее Цветаева. В другом стихотворении она скажет: “Наш корабль не в добрый миг отчален/ И плывет по воле всех ветров!”
“Ее измученная душа живет в нас, – только мы открываем то, что она скрывала. Ее мятеж, ее безумие, ее жажда дошли в нас до крика”, – так сказала о безвременно ушедшей матери поэтесса в письме 1914 года, адресованному известному русскому философу В. В. Розанову. Завещанное матерью духовное наследство означало глубину переживаний, обостренную яркость чувств и благородство сердца. Цветаева признавала, что всем самым лучшим в себе она обязана только матери.

Ранняя смерть Марии Александровны оставила глубокую рану в душе Цветаевой, чья боль сопровождала ее всю жизнь.
До убедительности, до
Убийственности – просто:
Две птицы вили мне гнездо:
Истина – и Сиротство.
Там же осталась и память о беспечных, радостных детских годах, как о “лазурном острове”.

Мария Александровна стремилась свои неосуществленные мечты передать детям, вложить в их души свою, внушить, заклясть – чтобы они воплотились.

Так в маленькой Мусе рождался поэт. Не рождался, а пробуждался, пробивался сквозь детские заботы и шалости, сквозь игры и занятия музыкой. Ибо М. И. Цветаева знала – и это в младенчестве внушила ей мать – что любой талант, в том числе и поэтический дар – прирожденное, заранее заданное, никакой собственной заслуги в нем нет.

Как ни странно, но когда детская забава искать в словах звуковые подобия не исчезла вместе с младенчеством, а перешла в детство и стала выражаться на бумаге в виде стихотворных каракуль, Мария Александровна не на шутку встревожилась. Талантливая пианистка, высоко оцененная А. Г. Рубинштейном, она упорно и систематически учила Марину Цветаеву фортепианной игре. Все, казалось, говорило о том, что Марина Цветаева действительно одаренный музыкант. Мария Александровна решила раз и навсегда осечь ложный – словесный побег и внимательно пестовать другой – музыкальный. Тем более что стихи Марины Цветаевой казались не только ей, но и всем домашним, так сказать, нормально детскими, то есть не превосходящими возраста, а значит, вполне посредственными, но и попросту смешными, нелепыми и смехотворно несуразными.

Музыкальная одаренность Марины Цветаевой была внутренне родственной поэтическому (литературному) таланту.

Можно говорить, что Мария Александровна в главном не ошиблась.

Музыка действительно была началом начал Марины Цветаевой. Другое дело, что ее музыке было суждено принять другой облик – облик поэтического искусства.

Но даже материнская строгость и требовательность воспринимались как должное – другой матери Марина Цветаева не могла бы себе представить.

Самое болезненное переживание Марины Цветаевой в детстве это то, что мать оказывала открытое предпочтение пасынку и младшей дочери в ущерб первенцу. Но обида – реальное ощущение самого детства Марины Цветаевой.

«Но знаю, что только в плену колыбели

В жизни Марины Цветаевой рождение первенца – огромное событие. Марина Цветаева отметила в дневнике, что Аля родилась в половине шестого утра под звон ранних московских колоколов. Юная мать восхищалась ее внешностью, с восторгом отмечала все новое в ее развитии.

Первые стихи к дочери, Марина Цветаева написала, когда той был год с небольшим, и потом вплоть до двадцатого года тема дочери постоянно возникает в ее поэзии. Отношения их меняются довольно быстро; перестают быть отношениями матери к новому существу, становятся взаимными, отношениями между молодой матерью и растущей девочкой. Это отражается и в стихах Марины Цветаевой разных лет, но главный лейтмотив остается неизменным: она восхищается своей замечательной дочерью.

Марина Цветаева рисует дочь, а между тем в том, как она наносит штрихи, обозначает свет и тень, проявляется её собственная индивидуальность.

Однако именно Марина Цветаева подталкивает дочь на путь, который считает достойным, несмотря на все трудности, предстоящие Ариадне.

13 апреля 1917 года у Марины Цветаевой родилась дочь Ирина. Девочка, родилась не совсем здоровым ребенком. А постоянное недоедание, холод, отсутствие надлежащего ухода не способствовали сколько-нибудь правильному развитию.

«Маленький домашний дух,

Мой домашний гений!

Вот она, разлука двух

Сродных вдохновений!

Жалко мне, когда в печи

Жар, – а ты не видишь!

В дверь – звезда в моей ночи! –

Логически объяснить это можно: Аля изливала на мать огромную энергию любви, поддерживавшую, помогавшую жить. Но понять и принять равнодушие Марины Цветаевой к другому – больному – ребенку трудно.

В те времена Кунцево – неближний край, далекий загород. Транспорта не было, навещать детей приходилось редко. Когда примерно через месяц Марина Цветаева приехала проведать дочерей, она застала Алю тяжелобольной, чуть ли не при смерти. Она схватила ее, на каких-то попутных санях довезла до дому и начала бороться за ее жизнь. Болезнь тянулась больше двух месяцев, врачи не могли поставить диагноз, температура почти постоянно приближалась к критической. Отчаяние и надежда Марины Цветаевой колебались между десятыми долями градуса. Стихи не приходили, эта немота угнетала.

«Ручонки, ручонки!

Напрасно зовете:

Только однажды, три месяца спустя, М. И Цветаева написала о смерти Ирины – чтобы самооправдаться. Это было необходимо, иначе трудно жить и ждать возвращения мужа. Она создает в стихах версию правдивую, из реальности скрывшую лишь одну деталь – ее равнодушие к Ирине. Этой версии впоследствии придерживалась и Ариадна Эфрон:

«Две руки, легко опущенные

На младенческую голову!

Были – по одной на каждую –

Две головки мне дарованы.

Но обеими – зажатыми –

Яростными – как могла! –

Старшую у тьмы выхватывая –

Младшей не уберегла.

Две руки – ласкать-разглаживать

Нежные головки пышные.

Две руки – и вот одна из них

За ночь оказалась лишняя.

Светлая – на шейке тоненькой –

Одуванчик на стебле!

Мной еще совсем не понято,

Дети были частью Сережи, смерть Ирины и страх за остальных детей обостряли ощущение неразрывной связи с ним, ответственности перед ним. Теряя детей, она боялась потерять право на мужа. И в этом вся Марина Цветаева. Итак, взаимоотношения Марины Цветаевой с ее детьми были не простыми. Женщине-поэту трудно совмещать в себе поэзию и материнство. Но рождение каждого из детей становилось для М. И. Цветаевой не только важным событием в жизни, но и новой вехой в творчестве: новый ребенок – новый мотив в лирике.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Отношения между М. И. Цветаевой и дочерью были необычайные, невиданно крепкие и чуткие узы, которыми были связаны мать и дочь. С каждым прочитанным произведением нами было осмысленно, что эта тема – та самая грань в поэзии М. И. Цветаевой, где ближе всего соприкасаются её жизнь и творчество.

Рождение каждого из детей становилось для Марины Цветаевой не только важным событием в жизни, но и новой вехой в творчестве: новый ребенок – новый мотив в лирике.

2.1. Анализ программ по русской литературе

Задачи изучения мировой литературы в основной школе:

• формирование устойчивой мотивации к чтению художественной литературы, к изучению мировой литературы как сокровищницы духовных ценностей человечества;

• углубление представлений о специфике художественной литературы как искусству слова;

• формирование читательской и речевой культуры;

• развитие умений и навыков учащихся воспринимать, анализировать и интерпретировать литературное произведение в культурном контексте, в связях с другими видами искусства, в аспекте актуальных вопросов современности и становления личности;

• активизация интереса к изучению иностранных языков в процессе чтения произведений зарубежных писателей;

• формирование уважения разных языков, культур, традиций, толерантного отношения ко всем народам, народностям, расам и национальностям;

• формирование духовного мира личности, ее высокой морали, ценностных ориентаций;

• развитие творческих способностей, культуры общения, критического мышления;

• формирование этических представлений и эстетических вкусов;

• расширение культурно-познавательных интересов личности.

Материал историко-литературного блока распределены следующим образом: в 9 классе изучают период от древнейших памятников мировой литературы до начала XIX века; в 10 классе - от второй половины XIX до рубежа XIX и XX ст.; в 11 классе - литературу XX века. Такое распределение обусловлен познавательными возможностями и читательскими интересами учащихся 9-11 классов: духовно-эстетический опыт человечества последних двух столетий им ближе, чем тот, что отражен в памятниках литературы античности или Средневековья, поэтому именно его целесообразно в школе изучать подробнее. Основываясь на репрезентативном принципе, программы 9 - 11 классов подают систематический курс как последовательную цепь монографических и обзорных тем.

В классах с углубленным изучением иностранного языка рекомендуется, по возможности, дополнять анализ переводимого произведения работой с оригиналом.

Программы содержат перечень основных требований к знаниям и умениям учащихся, критерии для оценки уровня их понимания произведений, а также рекомендации относительно произведений для самостоятельного чтения.

В программах определены часы:

- для программных разделов, отдельных тем и текстуального изучения произведений;

- для уроков повторения и обобщения изученного материала;

- для уроков развития речи;

- для уроков внеклассного чтения;

- для уроков выразительного чтения (в пропедевтической части);

- для осуществления тематического оценивания.

Задача современного филологического образования — воспитание уважения к культурной идентичности других людей, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Поэтому учителю-словеснику необходимо способствовать усвоению школьниками духовных ценностей своего и других народов, ведь, как известно, национальная самобытность обновляется и обогащается в результате межкультурного общения (в учебных программах по русскому языку — это реализация социокультурной линии).

Согласно возрастных особенностей учащихся курс литературы в 5-11 классах общеобразовательной школы имеет три этапа.

Основна школа (5–9 класи):

5-7 классы – формирование потребности к чтению (1-й этап);

Старшая школа (10-11 классы) – творчески-критическое чтение (3-й этап).

Части и этапы литературного образования отличаются принципами отбора литературных текстов, построением программ и соответствующих методик, но между ними должна быть тесная связь и преемственность, ведь все вместе они составляют единую систему литературного образования.

В рамках изучения творчества М. Цветаевой, интересующий нас этап – третий – творческо-критическое чтение.

Оптимальным в преподавании литературы для этой возрастной категории учащихся будет комплексный принцип, согласно которому к изучению в школе старшеклассникам будут предложены вершинные произведения морально-философского, социально-философского, психологического, исторического содержания от древности до современности, в которых ученики уже стали готовы по уровню своего психологического и культурного развития. Постижение этих произведений должно основываться на предыдущих знаниях (о литературные эпохи, направления, течения, общее развитие культуры и философской мысли), обогащаются и расширяются в старшей школе.

В пояснительных записках к программам по литературе отмечено, что количество часов на изучение разделов и тем является ориентировочным, поэтому учитель, исходя из конкретных условий обучения, имеет право самостоятельно осуществлять перераспределение часов в течение всего учебного года и реализовать содержание обучения за счет резервного времени и интенсификации учебного процесса. При распределении вариативной составляющей следует учитывать индивидуальные образовательные потребности учащихся, особенности региона, уровень учебно-методического и кадрового обеспечения учреждения. Увеличение количества часов на изучение произведений русской литературы можно словесникам осуществлять самостоятельно [37].
2.2. Технология уроков русской литературы, посвященных изучению творчества Цветаевой

Есть в русской литературе тема, которая актуальна для каждого человека – тема Матери. Всем живущим на этой земле нужно научиться благоговейно любить и беспредельно благодарить, понимать и ценить свою мать. Мудрость, светоносность, гуманность берут начало в любви к матери.

Сухие, кричащие, беспощадные факты сегодняшнего дня (каждый день увеличивается число беспризорных и брошенных детей) говорят о том, что все невзгоды, происходящие в обществе, отражаются в первую очередь на ней. Нет более трудной и одновременно прекрасной судьбы, чем у Матери – сердце нашего общества.

Материнская тема пронизывает русскую литературу, поднимает вопросы доброты, человечности, всепрощения. Для матери – самые звёздные и проникновенные слова.

Произведения, в которых звучит эта святая тема достаточно много:

Современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения в социальной жизни нашего народа приводят к серьезной модернизации школьной системы образования. Перестройка социально-экономических отношений, переход к информационной цивилизации, выдвижение на первый план общечеловеческих категорий нравственности – всё это вызывает потребность в обновлении содержания образования, в том числе и гуманитарного. В методической литературе предлагаются различные пути содержания гуманитарного образования, среди них интегративный подход в обучении.



Имя Марины Цветаевой навсегда вошло в историю русской литературы. Однако в последнее время в интернет-пространстве широко обсуждаются ее материнские качества. Надо сказать, судьба Марины-матери и правда была очень трагичной.

Марина Цветаева родилась 9 сентября 1892 года в Москве, в семье профессора Московского университета, ученого-филолога, общественного деятеля Ивана Владимировича Цветаева и Марии Александровны Мейн, блистательной пианистки, пожертвовавшей карьерой ради семьи. Оставив сцену, Мария Александровна занималась переводами художественной литературы с английского и немецкого языков. Мать очень повлияла на формирование характера Марины.

Отец и мать растили дочерей в духе аскетизма и строгости быта, они делали из них не барышень, не баловниц судьбы, а юных спартанцев (без скидок на женский пол!).

Первые книги стихов Цветаева написала в юности.

" Тихий праздник венчания Цветаевой и Эфрона состоялся 27 января 1912 года.



Первые годы совместной жизни были счастливыми. Марина Ивановна писала:

Однако по характеру они были совершенно разными людьми. Сергею нужно было служить какой-то идее: сначала это была Марина, затем - верность родине, затем - коммунизм. У Цветаевой же не было иной цели, кроме служения слову и искусству. Однако Цветаева оставалась с Эфроном всю жизнь. В 1915 году Эфрон отправился на фронт добровольцем.

В сентябре 1912 года у поэтов родилась дочь Ариадна. Она росла не по годам развитым ребенком. Цветаева мечтала об ее прекрасном будущем и видела дочь красавицей, окруженной почитанием, наделенной талантами. Марина была центром вселенной дочери.

" Читать Ариадна научилась в три года, и не по слогам, а как взрослые. В пять она сама начала писать, а с шести вела дневники.

" Вторая дочь, Ирина, родилась в семье Цветаевой и Эфрона в страшном 1917 году. Девочке суждено было прожить недолгую жизнь и стать вечной болью Марины.

Две руки, легко опущенные
На младенческую голову!
Были - по одной на каждую -
Две головки мне дарованы.
Но обеими - зажатыми -
Яростными - как могла! -
Старшую у тьмы выхватывая -
Младшей не уберегла.
Две руки - ласкать - разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки - и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая - на шейке тоненькой -
Одуванчик на стебле!
Мной еще совсем не понято,
Что дитя мое в земле.


Весной 1922 года Цветаева отправилась с дочерью Алей в Берлин, к Сергею. Супруги переехали в глухую деревушку под Прагой. Жить здесь было дешевле, все равно они еле сводили концы с концами.

В 1925 году у Марины Цветаевой родился сын Георгий (Мур), и вскоре семья переехала во Францию. Здесь Марина еще сильнее почувствовала тиски нищеты. Надеясь на то, что Родина примет их и простит, Цветаева и Эфрон в 1939 году возвращаются в Россию. Однако это не принесло семье счастья: Эфрона и Ариадну вскоре арестовали.

" Сергей Яковлевич был расстрелян на Лубянке; Ариадна получила пятнадцать лет заключения и ссылки. Марина опять осталась одна с ребенком на руках.

" Георгий (Мур) Эфрон погиб на фронте девятнадцатилетним.

Старшая дочь Марины Цветаевой Ариадна была реабилитирована в 1955 году. Она свято хранила память о матери, подготовила к печати издания ее сочинений. Ариадна Сергеевна Эфрон стала хранительницей архива Марины Цветаевой. Она занималась стихотворными переводами, в основном с французского языка, писала оригинальные стихи, которые вышли только в 1990-е годы. Умерла от обширного инфаркта в больнице Тарусы 26 июля 1975 года.

Подготовила Мария Карташова,
28.04.18


Познавательное Другие статьи автора

Читайте также: