Токсичность и огнеопасность эксплуатационных материалов кратко

Обновлено: 07.07.2024

Основными параметрами, характеризующими пожаро- и взрывобезо-пасность среды и подлежащими контролю, являются:

1) температура вспышки вещества;

2) область воспламенения (температурные и концентрационные пределы взрываемости);

3) температура самовоспламенения жидкости;

4) температурные пределы воспламенения для жидкостей.

Температура вспышки – самая низкая в условиях специальных испытаний температура горючего вещества, при которой над его поверхностью образуются пары или газы, способные вспыхнуть в воздухе от источника зажигания, однако скорость образования паров или газов недостаточна для длительного горения. Температура вспышки позволяет судить о температурных условиях, при которых вещество становится огнеопасным.

По температуре вспышки нефтепродукты подразделяют на 4 класса (табл. 6.7).

Температура воспламенения – самая низкая температура, при которой вещества могут воспламеняться (и гореть) от источника зажигания. Эта температура на несколько градусов превышает температуру вспышки.

Классификация нефтепродуктов по температуре вспышки паров

Признак классификации Значение темпе-
Класс Температура вспышки паров, °С Наименование нефтепродукта ратуры вспышки паров, °С
Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ)
I До +28 включительно Бензины автомобильные Бензины авиационные Ниже 0 Ниже 0
II От +29 до +61 включительно Бензин-растворитель (уайт-спирит) Дизельное топливо А – – З – – ДЗП-15/-25

Окончание табл. 6.7

Признак классификации Значение темпе-
Класс Температура вспышки паров, °С Наименование нефтепродукта ратуры вспышки паров, °С
II От +29 до +61 включительно Дизельное топливо УФС Керосин осветительный Керосин для технических целей Этилцеллозольв технический Топливо печное А
Горючие жидкости
III От +62 до 120 включительно Дизельное топливо Л; с присадкой ВЭМС Топливо моторное ДТ Топливо моторное ДМ Этиленгликоль
IY Свыше +120 Масла моторные, трансмиссионные, авиационные и др. Свыше 120

Температура самовоспламенения – самая низкая температура, при которой вещества могут воспламеняться без источника зажигания (и гореть). Температуру самовоспламенения учитывают при классификации газов и паров горючих жидкостей по группам взрывоопасности, выборе типа электрооборудования, определении температурных границ безопасного применения вещества при нагреве его до высоких температур, при расследовании причин пожаров.

Нижний концентрационный предел воспламенения (взрываемости) горючих газов, паров или аэровзвеси твёрдых веществ – наименьшая концентрация веществ в воздухе при атмосферном давлении, при которой смесь должна воспламеняться от внешнего источника зажигания с последующим распространением пламени на весь объём смеси, сопровождающимся взрывом.

Концентрацию газа или пара в воздухе внутри технологического аппарата, не превышающего 50% нижнего предела взрываемости или выше верхнего предела взрываемости, считают взрывобезопасной.

Область воспламенения газов (паров) в воздухе – область концентрации данного газа в воздухе при атмосферном давлении, внутри которой смесь газа с воздухом способна воспламеняться от внешнего источника зажигания с последующим распространением пламени от смеси.

Граничные концентрации области воспламенения – соответственно нижний и верхний пределы воспламенения паров в воздухе.

К пожароопасным относят вещества, которые могут загораться:

– от внешних источников тепла (пламя, раскалённые предметы, горячий воздух, электрическая искра, трение, солнечные лучи), например, горючие жидкости и их пары;

– при контакте с другими веществами, например, органические материалы при контакте с кислотами;

– от тепла, выделяемого при внутренних химических процессах самоокисления, приводящих к самовозгоранию, например, обтирочные материалы, пропитанные маслом, в случае их уплотнения, что снижает отвод образующегося тепла, и др.

По горючести вещества разделяют:

– на несгораемые – вещества, неспособные гореть на воздухе;

– трудносгораемые – вещества, которые могут гореть под действием источника зажигания, но прекращают гореть при его удалении;

– сгораемые – вещества, способные возгораться от источника зажигания и продолжающие гореть после его удаления. Из них выделяют: а) легковоспламеняющиеся вещества, которые могут воспламеняться от кратковременного действия источника зажигания незначительной энергии (пламени спички, искрящегося электропровода и др.). К ним относят легковоспламеняющиеся жидкости.

К взрывоопасным относят вещества, которые могут взрываться:

– от действия внешних источников тепла в присутствии кислорода, например, горючие газы, пары растворителей, пыль горючих веществ и др.;

– при контакте с другими веществами, например, сжиженный кислород при контакте с маслом и др.;

– от удара (детонации): нитроглицерин, аммонал и другие взрывчатые вещества.

На степень взрываемости веществ влияют их собственная температура и температура окружающей среды.

Все взрывоопасные вещества, в том числе и аэрозоли, и аэрогели, являются и пожароопасными.

Кроме пожаро- и взрывоопасности, горючесмазочные материалы, специальные жидкости и другие автомобильные материалы могут являться токсичными по отношению к человеку.

К вредным веществам относят топлива, смазочные масла и специальные жидкости и другие материалы, которые при контакте с организмом человека, в случае нарушения требований безопасности, могут вызвать отравления, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами как в процессе работы, так и в отдалённые сроки жизни настоящего и последующего поколений. Наибольшая концентрация таких веществ в воздухе (воде), не вызывающая названных отклонений – предельно допустимая концентрация (ПДК).




По степени воздействия на организм все вредные вещества подразделяют на 4 класса опасности:

1 – чрезвычайно опасные;

3 –меренно опасные;

Значения ПДК и класс опасности некоторых загрязняющих веществ в воздухе показаны в табл. 6.8 [21].

ПДК загрязняющих веществ в воздухе населённых пунктов

ПДК, мг/м 3 Класс
Вещества максимальная разовая среднесуточная опасности
Азота диоксид 0,085 0,04
Азота оксид 0,400 0,06
Ангидрид сернистый (серы диоксид) 0,500 0,05
Бензин нефтяной (в перес-чёте на углерод) 5,000 1,5
Бутан 200,0 Не регламен-тируется
Сажа 0,150 0,05
Свинец и его неорганичес-кие соединения (в пересчёте на свинец) 0,001 0,0003
Углерода оксид 5,000 3,0
Примечание: Список ПДК загрязняющих веществ N 3086-84 от 27.08.1984 г. с дополнениями N 1 — 5 1985 — 1991 г. г.

Высокие требования предъявляют и к воздуху производственных помещений, где производятся работы по хранению, обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. В табл. 6.9 приведены ПДК на ряд веществ, наиболее часто выделяющихся в воздух в производственных помещениях АТП [21].

Всё ещё довольно широко применяемые этилированные бензины содержат в своём составе этиловую жидкость, основным компонентом которой является высокоопасное вредное вещество – тетраэтилсвинец.

ПДК вредных веществ в производственных помещениях

В состав композиций смазочных смазочных масел с целью улучшения их функциональных свойств стали вводить компоненты, характеризующиеся определёнными токсикологическими свойствами. К таким компонентам можно отнести функциональные присадки, добавляемые к основам смазочных масел с целью улучшения их эффективности: противоизносной, противозадирной (совол, трикрезилфосфат); защитной (бензотриазол); антиокислительной (параоксидифениламин, фенил-a-нафтиламин, ионол).

К числу смазочных материалов, содержащих вредные вещества, относят минеральные и синтетические масла: ВНИИ НП 50-1-4Ф, ВНИИ НП 50-1-4у, Б-3В, ПТС-240, ИПМ-10, МН-7,5у, МС-8рк, МС-8п, осевое северное Сп, гидравлическая жидкость 7-50С-3.

В состав указанных масел вводят функциональные присадки (1,5–3,0%), обладающие токсичными свойствами. В зависимости от токсичности компонентов топлив и смазочных материалов они классифицируются по классам опасности, т. е. по уровню предельно допустимой концентрации паров в воздухе рабочей зоны.

Минеральные масла могут представлять реальную угрозу для здоровья человека в тех случаях, когда в них содержатся лёгкие углеводороды (бензин, бензол) или когда возможно образование масляного тумана или масляных паров (при нагревании, распылении).

Дыхательные пути и лёгкие человека более чувствительны, чем другие органы, к воздействию масляных паров и масляного тумана. Вдыхание последнего со взвешенными частицами от 1 до 100 мкм вызывает отравление. Среди больных раком лёгких и бронхов обнаружено много лиц, длительно подвергавшихся воздействию паров или туманов минеральных масел и их эмульсий.

Опасность отравления парами или туманами масел сильно увеличивается, если в масле содержатся сернистые соединения. При наличии серы в масле могут возникнуть условия для образования сероводорода (H2S), который вызывает отравление с молниеносной потерей сознания.

Токсичность масел проявляется также при частом попадании масла на открытые участки тела, при длительной работе в одежде, пропитанной маслом. Систематический контакт с маслом может вызвать острое или хроническое заболевание кожи тела. Наиболее часты фолликулярные поражения кожи, представляющие собой заболевание волосяных мешочков и сальных желёз. Эти заболевания, известные под названием масляных или керосиновых угрей, наблюдаются у механиков, токарей, трактористов, шоферов, кладовщиков и других лиц, повседневно имеющих дело с маслами.

Участились случаи повреждения кожных покровов (чаще – кистей рук) смазочными маслами, попадающими на кожу под большим давлением. Это наблюдается в гаражах при распыливании масел под давлением специальными насосами во время испытания дизелей и маслопроводов. При этом масло пробивает кожу и проникает в подкожную ткань, вызывая развитие отёка с болями и онемением поражённых участков. В случае попадания на поражённые места инфекции могут образовываться нарывы и участки с омертвением кожи.

Смазочные масла могут вызвать экзему, дерматиты, пигментацию кожи и даже более тяжкое заболевание – образование бородавчатых разрастаний, переходящих в рак. Токсичные свойства масел усиливаются с повышением их температуры кипения, кислотности, а также с увеличением содержания в их составе ароматов, смол и сернистых соединений.

Всё сказанное о маслах в равной мере относится и к пластичным смазкам, жидкой фазой которых являются те же масла.

Характер воздействия на организм человека горючесмазочных материалов с токсичными компонентами, а также признаки отравления ими и порядок оказания первой медицинской помощи пострадавшим приведены в табл. 6.10.

Таблица 6.10

Характер действия топлив, масел и жидкостей, признаки отравления ими и

первая медицинская помощь пострадавшим


Продолжение табл. 6.10
Группа и марка, ГОСТ или ТУ топлив, масел и жидкостей Характер действия Признак отравления Первая медицинская помощь
Масла и жидкости с ядовитыми присадками: 70-50с-3 ГОСТ 20734-75; ВНИИ НП 50-1-4ф ГОСТ 13076-86; ВНИИ НП 50-1-4у ТУ 401286-82; Б-3В ТУ 38.101295-85 Опасны при длительном и систематическом воздей-ствии на кожу. Пары про-дуктов термического разложения опасны при вдыхании. Дерматиты, экземы, гной-ничковые заболевания кожи и подкожной клетчатки (угри, фурункулы). При вдыхании паров: желудочно-кишечные рас-тройства, нарушение чув-ствительности кожи, боли в мышцах, развитие вялого паралича нижних конеч-ностей с атрофией мышц. Соблюдение правил личной гигиены.
Жидкости на основе гликолей и их производных: Не представляют опасности острых ингаляционных отравлений (за исключе- После попадания внутрь: лёгкое опьянение, переходящее в оглушение. Зондовое промывание желудка большим коли-чеством воды (10 л) с
нием этилцеллозольва). Опасны при попадании Через 6—8 часов боли в желудке, рвота, понос, двумя процентами двууг-лекислого натрия и 30 г
Этиленгликоль ГОСТ 19710-83 и ГОСТ 6367-52, марок 40 и 65 ГОСТ 159-52; внутрь. Смертельная доза для человека при приёме во внутрь от 35 мг и более. жажда, боли в пояснице. При лёгкой форме ингаля-ционного отравления активированного угля.

Продолжение табл. 6.10

Окончание табл. 6.10

Токсичность отработанных газов снижается добавлением в бензины метанола, но при этом необходимо очень внимательно подходить к дозировке, т. к. при добавке спиртов, а также метилтрибутилэфира и воды наблюдался факт возрастания выбросов альдегидов.

Автомобильные бензины наиболее часто являются источниками отравления в условиях автотранспортных предприятий, так как они токсичны и способны проникать в организм человека через органы дыхания, кожу и пищеварительный тракт. Концентрация паров бензина в воздухе не должна быть более 0,3 мг/л. При непродолжительном вдыхании воздуха, содержащего бензин в количестве 5. 10 мг/л, происходит легкое отравление организма, характерными признаками которого являются головная боль, неприятные ощущения в горле, кашель, раздражение слизистой оболочки носа и глаз, неустойчивость походки, головокружение, возбуждение. Вдыхание воздуха с концентрацией паров бензина 35. 40 мг/л опасно для здоровья человека уже в течение 5. 10 мин. При более высоких концентрациях паров бензина в воздухе происходит тяжелое отравление с быстрой потерей сознания и судорогами.

Попадание бензина на кожу вызывает ее обезжиривание, растрескивание и гнойные поражения. Длительный или частый контакт кожи с бензинами может вызывать появление экземы и других кожных заболеваний.

Дизельные топлива токсичнее, чем бензины. Однако, обладая более низкой испаряемостью, в парообразном состоянии они оказывают на организм человека меньшее отравляющее действие, чем бензины. Отмечают сильное раздражающее действие дизельных топлив в мелкораспыленном состоянии на слизистые оболочки. ПДК дизельных топлив в воздухе - 0,3 мг/л.

Длительный и систематический контакт кожи с ДТ вызывает у человека различные кожные заболевания, резкие боли и отеки. Особенно сильное раздражающее действие оказывают сернистые дизельные топлива, и чем больше содержится в них серы, тем болезненнее поражение кожи (вплоть до омертвения тканей).

Основная причина загрязнения воздуха отработавшими газами заключается в неполном и неравномерном сгорании топлива. В выхлопе ДВС содержится свыше 170 вредных компонентов, из них около 160 — производные углеводородов, прямо обязанные своим появлением неполному сгоранию топлива в двигателе. Наличие вредных веществ в продуктах сгорания как газообразных, так и жидких органических топлив, обусловлено содержанием в последних неорганических веществ, балласта сернистых и азотистых соединений и других примесей, переходящих в продукты сгорания. Кроме того, при сжигании топлива образуются продукты незавершенного горения (сажа, угарный газ СО, оксиды азота NОх и др.).

Отравление окисью углерода, содержащейся в выхлопных газах, происходит незаметно и часто приводит к смертельному исходу.

Раздражающее и обжигающее действие на дыхательные пути NОх может приводить к раковым заболеваниям дыхательных органов. Уже при концентрации оксида азота 15 мг/м 3 даже при кратковременном действии может образовываться отек легких.

Оксиды азота, реагируя с атмосферной влагой, образуют кислоты, которые вызывают повышенную коррозию металлических конструкций.

Смазочные масла и гидравлические жидкости на минеральной основе также являются токсичными веществами. При нарушении правил обращения с маслами и личной гигиены они могут вызывать экзему, фолликулярные поражения кожи и даже более тяжелые заболевания.

Растворители и разбавители также токсичны и обладают высокой испаряемостью. Меры предосторожности при работе с ними и с лакокрасочными материалами, в которых они присутствуют, те же, что и при работе с бензинами.

Переход преимущественно к экономическим методам управления в нашей стране должен определять более ответственное отношение к природным ресурсам и состоянию окружающей среды.

Природные ресурсы — это важнейшие компоненты окружающей человека естественной среды, используемые в процессе общественного производства.

Окружающая среда — это совокупность природных, экономических, социальных условий и факторов, воздействующих на человека.

Экологические показатели характеризуют состояние окружающей среды и ее основных элементов — воды, воздуха, земли.

Проливы и утечки нефтепродуктов являются значительными факторами загрязнения окружающей среды.

В табл. 10.1 приведена классификация нефтяного загрязнения водоемов, разработанная в нашей стране по материалам многолетних исследований.

Загрязнение атмосферного воздуха вызывает большую озабоченность, чем любой другой вид разрушения природной среды.

В то же время из рисунка видно, что газ — более экологически чистое топливо, чем уголь и нефть.

Наличие вредных веществ в продуктах сгорания как газообразных, так и жидких органических топлив, обусловлено содержанием в последних неорганических веществ, балласта сернистых и азотистых соединений и других примесей, переходящих в продукты сгорания. Кроме того, при сжигании топлива образуются продукты незавершенного горения (сажа, угарный газ СО, оксиды азота N0, и др.).

В табл. 10.2 приведено содержание токсичных веществ в отработавших газах (ОГ) дизельных двигателей.

В табл. 10.3 показано влияние оксидов азота, оксидов серы и угарного газа на организм человека.

Раздражающее и обжигающее действие на дыхательные пути N0^ может приводить к раковым заболеваниям дыхательных органов. Уже при концентрации оксида азота 15 мг/м3 даже при кратковременном действии может образовываться отек легких.

Концентрация N0^ в продуктах сгорания природного газа составляет в среднем 50. 300 мг/м3, а при сжигании мазута — 150. 600 мг/м3.

Оксиды азота, реагируя с атмосферной влагой, образуют кислоты, которые вызывают повышенную коррозию металлических конструкций.

В России система управления природоохранной деятельностью, связанная с функционированием автотранспортного комплекса, формировалась и базируется на принципах, заложенных в Конституции РФ и в статьях указов Президента РФ № 20 и № 173 1996 г., посвященных охране окружающей природной среды.

На территории Российской Федерации рекомендована к применению также серия стандартов, основанных на требованиях международных стандартов 150 14000 и направленных на совершенствование управления и контроля за окружающей средой. Например, ГОСТ Р ИСО 14 001—98 и 14 004—98 содержат основные принципы внедрения системы экологического управления.

Международная организация по стандартизации 180, объединяющая более 80 стран, в число которых входит и Россия, проводит значительную работу по созданию новых и унификации существующих требований к конструкции автомобиля в отношении его экологической безопасности. В настоящее время насчитывается бо­лее 2800 международных стандартов и рекомендаций, подготовленных 180.

Таблица 10.7 Потребление топлива легковым автомобилем

К числу таких факторов относятся: конструкция и эксплуатационные характеристики автомобиля и топлива, характеристики дорожной сети, уровень организации дорожного движения и т.д. Среди эксплуатационных факторов, определяющих уровень выбросов вредных веществ в окружающую среду, в первую очередь следует отметить качество технического обслуживания и ремонта автомобилей, организацию перевозок, структуру парка, подготовку персонала и т.д.

Основная причина загрязнения воздуха заключается в неполном и неравномерном сгорании топлива. В отработавших газах двигателя внутреннего сгорания содержится свыше 170 вредных компонентов, из них около 160 — производные углеводородов, прямо обязанные своим появлением неполному сгоранию топлива в двигателе. Наличие в отработавших газах вредных веществ обусловлено в конечном счете видом и условиями сгорания топлива.

Состав отработавших газов зависит от рода применяемых топлива, присадок и масла, режимов работы двигателя, его техниче­ского состояния, условий движения автомобиля и др. Токсичность отработавших газов карбюраторных двигателей определяется глав­ным образом содержанием окиси углерода и окислов азота, а дизельных двигателей — количеством окислов азота и сажи.

Переход преимущественно к экономическим методам управления в нашей стране должен определять более ответственное отношение к природным ресурсам и состоянию окружающей среды.

Природные ресурсы — это важнейшие компоненты окружающей человека естественной среды, используемые в процессе общественного производства.

Окружающая среда — это совокупность природных, экономических, социальных условий и факторов, воздействующих на человека.

Экологические показатели характеризуют состояние окружающей среды и ее основных элементов — воды, воздуха, земли.

Проливы и утечки нефтепродуктов являются значительными факторами загрязнения окружающей среды.

В табл. 10.1 приведена классификация нефтяного загрязнения водоемов, разработанная в нашей стране по материалам многолетних исследований.

Загрязнение атмосферного воздуха вызывает большую озабоченность, чем любой другой вид разрушения природной среды.

В то же время из рисунка видно, что газ — более экологически чистое топливо, чем уголь и нефть.

Наличие вредных веществ в продуктах сгорания как газообразных, так и жидких органических топлив, обусловлено содержанием в последних неорганических веществ, балласта сернистых и азотистых соединений и других примесей, переходящих в продукты сгорания. Кроме того, при сжигании топлива образуются продукты незавершенного горения (сажа, угарный газ СО, оксиды азота N0, и др.).

В табл. 10.2 приведено содержание токсичных веществ в отработавших газах (ОГ) дизельных двигателей.

В табл. 10.3 показано влияние оксидов азота, оксидов серы и угарного газа на организм человека.

Раздражающее и обжигающее действие на дыхательные пути N0^ может приводить к раковым заболеваниям дыхательных органов. Уже при концентрации оксида азота 15 мг/м3 даже при кратковременном действии может образовываться отек легких.

Концентрация N0^ в продуктах сгорания природного газа составляет в среднем 50. 300 мг/м3, а при сжигании мазута — 150. 600 мг/м3.

Оксиды азота, реагируя с атмосферной влагой, образуют кислоты, которые вызывают повышенную коррозию металлических конструкций.

В России система управления природоохранной деятельностью, связанная с функционированием автотранспортного комплекса, формировалась и базируется на принципах, заложенных в Конституции РФ и в статьях указов Президента РФ № 20 и № 173 1996 г., посвященных охране окружающей природной среды.

На территории Российской Федерации рекомендована к применению также серия стандартов, основанных на требованиях международных стандартов 150 14000 и направленных на совершенствование управления и контроля за окружающей средой. Например, ГОСТ Р ИСО 14 001—98 и 14 004—98 содержат основные принципы внедрения системы экологического управления.

Международная организация по стандартизации 180, объединяющая более 80 стран, в число которых входит и Россия, проводит значительную работу по созданию новых и унификации существующих требований к конструкции автомобиля в отношении его экологической безопасности. В настоящее время насчитывается бо­лее 2800 международных стандартов и рекомендаций, подготовленных 180.

Таблица 10.7 Потребление топлива легковым автомобилем

К числу таких факторов относятся: конструкция и эксплуатационные характеристики автомобиля и топлива, характеристики дорожной сети, уровень организации дорожного движения и т.д. Среди эксплуатационных факторов, определяющих уровень выбросов вредных веществ в окружающую среду, в первую очередь следует отметить качество технического обслуживания и ремонта автомобилей, организацию перевозок, структуру парка, подготовку персонала и т.д.

Основная причина загрязнения воздуха заключается в неполном и неравномерном сгорании топлива. В отработавших газах двигателя внутреннего сгорания содержится свыше 170 вредных компонентов, из них около 160 — производные углеводородов, прямо обязанные своим появлением неполному сгоранию топлива в двигателе. Наличие в отработавших газах вредных веществ обусловлено в конечном счете видом и условиями сгорания топлива.

Состав отработавших газов зависит от рода применяемых топлива, присадок и масла, режимов работы двигателя, его техниче­ского состояния, условий движения автомобиля и др. Токсичность отработавших газов карбюраторных двигателей определяется глав­ным образом содержанием окиси углерода и окислов азота, а дизельных двигателей — количеством окислов азота и сажи.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Характеристика основных эксплуатационных материалов по токсичности и опасности

Бензин является токсичным веществом. Основную опасность представляют пары бензина, которые попадают в организм человека через дыхательные пути. Не менее опасно попадание самого бензина в организм через рот и пищеварительный тракт. В соответствии с ГОСТ 12.1.005—76 концентрация паров бензина в воздухе рабочей зоны не должна превышать установленной нормы 100 мг/м3. Нахождение человека в среде, где содержание паров бензина достигает 500…800 мг/м3, приводит к отравлениям, характерным признаком которых является головная боль, раздражение слизистой оболочки носа и глаз, головокружение, понижение температуры тела, понижение артериального давления и т. п. В большинстве случаев эти явления пропадают через некоторое время после того, как человек покинет загрязненную атмосферу. При более высокой концентрации паров бензина, даже кратковременное пребывание может окончиться потерей сознания и смертью. Токсичность бензина проявляется и при его длительном контакте с кожным покровом, вызывая как острые воспаления, так и хронические экземы.

Кроме того, бензин может проникать в организм и через поры неповрежденной кожи.

Этилированный бензин содержит в себе тетраэтилсви-нец, в связи с чем является более токсичным. В организм человека может попадать через дыхательные пути, пищевой тракт и кожный покров. Свинец, проникая в организм человека вместе с бензином, накапливается там и приводит к тяжелым заболеваниям.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Дизельное топливо менее токсично, чем бензин. Предельно допустимая концентрация паров дизельного топлива в воздухе рабочей зоны 300 мг/м . Отравление дизельным топливом по своему характеру аналогично отравлению бензином. В организм человека может попадать через дыхательные пути, пищевой тракт и кожный покров.

Газовое топливо, т. е. сжиженные углеводородные газы (пропан, бутан) и сжатый природный газ (метан). Они опасны тем, что уже при наличии в воздухе 1,8… 5,3% (по объему) этих газов может произойти взрыв. Дополнительные трудности вызывает и высокая плотность паров пропана и бутана. Так, относительная плотность по воздуху составляет для пропана 1,562, бутана 2,09, а у метана 0,67. В связи с этим паровая фаза сжиженных газов тяжелее воздуха и не поднимается вверх, а стелится по поверхности земли или полу помещения. Сжиженные газы обладают наркотическими свойствами, однако сила их действия невелика из-за малой растворимости в крови, поэтому кратковременное пребывание в воздушной среде с концентрацией пропана или бутана в 1% практически не приводит к отравлению организма. Тем не менее длительное пребывание человека в помещении, загрязненном этими газами, может привести к тяжелым последствиям.

Отработавшие газы являются продуктом сгорания топлива и содержат большое количество высокотоксичных веществ. По количественному составу следует отметить такие вещества, как окись углерода, углеводороды, окислы азота, акролеин, канцерогенные вещества, тетраэтилсвинец. Эти вещества, загрязняя атмосферный воздух, при вдыхании попадают в организм человека, вызывая серьезные нарушения. Длительное нахождение человека в атмосфере с повышенным содержанием этих веществ может привести к смертельному исходу. Концентрация этих веществ в воздухе рабочей зоны не должна превышать: акролеина — 0,2 мг/м3, окиси углерода 20 мг/м3, окислов азота — 5 мг/м3, тетраэтилсвинца — 0,005 мг/м3.

Моторные и трансмиссионные масла и смазки также токсичны, так как содержат в себе присадки в виде серы, цинка, бария, хлора и т. д. В организм человека попадают через дыхательные пути, при вдыхании масляного тумана, а также через кожный покров при длительном контакте. Вдыхание масляного тумана приводит к опасному заболеванию легких и бронхов. Предельно допустимая концентрация масляного тумана 5 мг/м3. Систематические и длительные контакты с маслами приводят к экземе и дерматитам, пигментации кожи и более тяжелым заболеваниям.

Охлаждающие жидкости, применяемые для автомобильных двигателей, содержат в себе этиленгликоль, который токсичен. Попадание антифриза даже в небольших количествах внутрь организма приводит к поражению центральной нервной системы и почек. Случайное заглатывание антифриза в количестве 100…150 г приводит к смерти.

Тормозные жидкости как спирто-касторовые, так и гликолевые токсичны. Попадание даже незначительного количества тормозной жидкости по пищеварительному тракту внутрь человека вызывает сильные отравления — поражения центральной нервной системы и почек.

Смолы, лаки, краски, смывки, кислоты, растворители, преобразователи ржавчины и т. п. также токсичны и могут попасть в организм через органы дыхания и кожный покров, интенсивно раздражая, а иногда и сильно повреждая их.

Все виды топлив, смазочных масел, тормозных жидкостей, а также лаки, краски, смолы, растворители пожа-ро- и взрывоопасны. Так, пределы взрывоопасности (воспламенения) для бензина составляют 1,9…5,1% (по объему).

Читайте также: