Религиозные верования скифов кратко

Обновлено: 26.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Религия СКИФОВ

Религиозная система скифов – сложное образование, возникшее на основе племенных верований. Как и у всех индоевропейцев, у скифов четко выражена трехчленность мирооздания, нашедшая отражение в том числе и в религиозной системе. Древние боги скифов , в основе которых заложена высокая природная нравственность и поклонение окружающей природе - солнцу, воде, земле и плодородию.

Геродот упоминает восемь божеств, которым поклонялись скифы. Это Папай, Апи, Таргитай, Табити, Г ой тосир, или Ойтосир, Аргимпаса, или Артимпаса, Тагимасад (ему, согласно Геродоту, поклонячются только царские скифы) и божество, имени которого отец истории не упоминает, но сравнивает его с греческим Аресом. Божества эти четко разделяются на две группы по признаку связанности их с генеалогической легендой: связаны с нею Папай, Апи и Таргитай [12, с. 36].

Древние греки донесли до нас сведения о богах, которых почитали скифы. Рассмотрим характеристику каждого из них.

Апи. Несколько более сложна семантика образа Апи. Геродот сопоставляет ее с греческой Геей – богиней земли, что вкупе с обликом Апи, местом ее обитания (пещера или водный источник), супружеством с Небом-Папаем, этимологией имени (Раевский указывает, что "Апи возводится к иранскому a pi – вода") позволяет нам отнести ее к нижнему имиру в вертикали вселенной (Приложение Г, рис.5).

Как отмечает В.И. Абаев, у восточно-иранских народов брачный союз неба именно с водой, как с воплощением нижнего мира, был, видимо, устойчивой мифологической традицией. Это позволяет предполагать, что земное и водное с начала олицетворялись в скифской религии в одном персонаже" [1, c . 200].

В общем виде облик Апи реконструируется так: Апи имеет змеиную нижнюю часть туловища и двух змей (по данным иконографии растущих из плеч), и обитает в пещере или водном источнике" .

При этом сопоставление различных версий скифской генеалогической легенды, проведенное Д.С. Раевским, свидетельствует, "что конкретным обиталищем богини мыслился водный источник, протекающий в местности, где развивается действие легенды согласно данной версии, то есть в конечсчном счете, любой источник" [9, c . 42].

Если место богини в скифском космосе более или менее понятно, то ее родственные отношения из источников ос т аются совершенно неясными: в некоторых вариантах легенды она фигурирует как мать Таргитая, в некоторых – как его жена. Раевский допускает два варианта объяснения этого факта:

1) искажение скифской традиции отдельными авторами. Положение богини связано только с одним горизонтом.

в мифологии скифов, также как и у авестийцев, интересующая нас богиня выступает одновременнно в роли матери и жены первочеловека. Так как греческим авторам эта ситукация казалась безнравственной, и они выпускали одно звено.

Таргитай. Перейдем теперь к образу сына и мужа Апи – Таргитаю. По толкованию Раевского, "Основной чертой этого персонажа является то, что он выступает в роли первочеловека". Далее Раевский высказывает предположение, что Таргитай – не только первопредок скифов, но и культурный герой – как уже говорилось, Таргитай совершает ряд подвигов, в том числе побеждает различных чудовищ, порожденных хтонической стихией. Геродот причисляет Таргитая к богам и сопоставляет с Гераклом. Как пишет Раевский, "Семантика образа Таргитая как божества реконструируется на основе сопоставления комплекса письменных и археологических данных с привлечением сравнительного материала из общеарийского мифологического арсенала"

Таргитай в скифской системе мироздания относился к среднему миру. Мы можем с уверенностью сказать об этом по следующим причинам:

Таргитай я в ляется человеком, а значит, принадлежит (по крайней мере изначально) к миру люей, то есть среднему миру;

этот персонаж – сын неба и воды, а значит, в космологическом плане должен представлять нечто, лежащее между ними, то есть, по некоторыми толкованиям – гору, по более обобщенным – землю.

Упомянув о Таргитае, нельзя обойти вниманием культ героев, который был широко распространен у скифов. Пока что скажем только, что красивым в Скифии, по видимому, считалось сильное и быстрое [12, c . 46].

Табити. Их главное религиозное рвение было отдано Великой Богине, Табити - Весте, богине огня и, наверное, животных. Она одна фигурирует в их искусстве, главенствуя при произнесении клятв, причащении или помазании вождей. Изображающие ее глиняные статуэтки были распространены в бронзовом веке на территории, лежащей между Уральскими горами и Днепром, даже больше вдоль рек Буг и Донец. Найденные в Крыму фигурки Великой Богини датируются не ранее чем IX в. до н. э. Эта богиня изображалась стоящей с ребенком на руках. Она олицетворяла собой богиню плодородия и материнства у скифов. Скифы считали ее своей защитницей, а Страбон отмечал, что ее культ был особенно широко распространен на Кавказе, где она была охранительницей племен мореходов, которых греки считали аргонавтами. Эти народы, а в особенности скифы с Таманского полуострова, очень возмущались вторжением чужаков на свои берега и считали необходимым приносить в жертву Великой Богине всех ионийских моряков, которых им удавалось брать в плен. В искусстве скифов она иногда появляется в виде полуженщины-полузмеи, иногда стоящей, иногда сидящей между своими священными животными - вороном и собакой, а иногда беседующей с сопровождающим ее вождем (Приложение Г, рис. 4).

Гойтосир. Продолжая последовательное рассмотрение Геродотова скифского пантеона, следует указать на то, что для имени бога Гойтосира, сопоставляемого Геродотом с Аполлоном, также имеются фракийские и малоазийские параллели. Прежде всего, с именем этого божества должно быть сопоставлено имя фракийского бога и героя Сирегета, засвидетельствованное эпиграфически. Это имя, является модификацией имени Гойтосир, не должно быть оторвано от скифско-фракийского племенного наименования тирегетов, впервые засвидетельствованного Гекатеем. Вполне вероятно поэтому, что оба имени – Сирегет и Гойтосир – представляют собой производные от фракийских и скифских племенных наименований. Таким образом, имя этого племенного солнечного божества может быть названо скифским лишь в самом широком смысле слова, поскольку в глубокой древности восточные пределы Фракии, а также Кавказ и примыкающая к нему северо-восточная часть Каппадокии были не отделимы от Скифии [6, c . 50].

Ар г импаса . Имя богини Аргимпаса или Артимпаса, которую Геродот отождествляе с греческой небесной Афродитой, напоминает нам Геродотовых аргиппев или аримфеев родственного скифами племени, жившего на востоке. Это сходство дает возможность, с одной стороны, рассматривать имя богини Аргимпасы, как местное скифское, а с другой стороны – пологать. Что эта богиня считаласьбожеством – родоначальницей названного племени. Если в рассказе Геродота эти культовые черты присутствуют в завуалированном виде и с признаками некоего этнографического колорита (Геродот называет аргиппеев курносыми и лысыми от природы и жилища их в его описании напоминают кочевнические юрты), считалось ношение волос позором и имели, подобно гипорбореям, короткий нрав. Они чинили суд между соседями, и люди, прибегавшие под их защиту. Находили у них убежище. Все эти черты сближают аргиппев со скифскими энареями – Жрецами Великой матери. Принесение в жертву богине своих волос – черта очень характерная для жречества многих божеств плодородия. Творить суд над своими соплеменниками было функцией скифских жрецов-гадателей. А право убежища – одна их характерных особенностей культа Великой богини. Ее всятилища повсевместно служили убежищами для рабов, преступников и всякого рода беззащитных людей [6, c . 49].

Тагимасад . Имя скифского Посейдона – Тагимасад сопоставляется с царским скифским именем Октомасад и с другим царским боспорским именем – Перисад. При этом Геродот прямо указывает на фракийское происхождение последнего. Пасейдон неоднократно упоминается впосвятительных надписях боспорских царей римского времени из династии Тибериев-Юлиев – династии фракийского происхождения. Ведшей свой род от Посейдона и Геракла через Эвмолпа. Фракийско-скифское божество Тагимасад могло отождествляться греками с Посейдоном, прежде всего потому, что оно было племенным божеством-родоначальником, каким Посейдон преимущественно является в Греции: от него свое происхождение не только царские или аристократические роды. Посейдон-Тагимасад и был, вероятно, тем богом-всадником, изображения которого мы видим на ритоне из кургана Карагодеуаша и на позднейших вотивах и нагробиях из Керчи, о чем подробно написал М.Ростовцев. «Как токовой, бог этот должен быть сопоставлен с фракийским богом всадником, оставившим по себе память на многочистенных вотивных рельефах (преимущественно римского времени), иногда с греческими надписями. В качестве бога-родоначальника он фигурирует на монетах фракийских царей классической и эллинской поры [6, c . 47].

2.Зевс – Папай и Гея – Апи

3.Аполлон – Гойтосир, Афродита – Аргимпаса, Геракл – Таргитай и Арей.

Раевский выделил следующие более или менее четко засвидетельствованные структуры, соотносимые с этой моделью:

1 Верх Середина Низ

2.Верхний мир Мир людей Нижний мир

3. Папай Таргитай Апи

4.Небо Гора Земля

5.Колаксай Липоксай Арпоксай

6.Секира Чаша Плуг с ярмом

7.Цари – воины Жрецы Земледельцы, скотоводы

Итак, мы вкратце ознакомились с семью божествами, которых почитали все скифы. Скифский семибожный пантеон не имеет ничего общего с зороастрийским; он унаследован независимо от последнего из древних времен. Скифский пантеон представляет своего рода компромисс между матриархальной идеологией савроматов и идеологии патриархальных отношений скифов.

Обряды жертвоприношений всем богам и на всех празднествах у них одинаковы и совершаются вот так: жертвенное животное ставят со связанными передними ногами. Приносящий жертву, стоя сзади, тянет за конец веревки, а затем повергает жертву на землю. Во время падения животного жрец взывает к богу, которому приносит жертву. Затем он набрасывает петлю на шею животного и поворотом палки, всунутой в петлю, душит его. При этом огня не возжигают и не начинают посвящения или возлияния. После того как жертва задушена, обдирают шкуру, и приступаю к варке мяса [4, п. 60].

Геродот не приводит скифского имени этого божества. Возможны такие варианты: имя табуировано; его не было вообще, это было чисто фетишистское поклонение мечу, за которым еще не таилось представлений о каком-либо существе; Геродот не называет имени из-за значительного функционального совпадения культов греческого Арея и скифского.

Почитание на холмах, драматические мистерии с человеческими жертвоприношениями, - все это давало Геродоту полное основание назвать скифского бога войны Ареем.

Четырехугольные алтари из хвороста с укрепленным на вершине мечом воспроизводили мировое дерево как наиболее сакральное место - центр мира. Через него проходит ось мира, в данном случае меч, соединяющий три мира и расположенный в средней мировой зоне. Тем самым скифский Арей относится к божествам средней зоны - воздушной, что дает ключ к пониманию семантики этого образа, его исходных природных функций.

Геродота удивило отсутствие у скифов изображений богов, алтарей и храмов, и действительно, за исключением весьма скромных акрополей позднего периода в скифских городах, пока еще не было открыто ни культовых мест, ни предметов, которые можно было бы наверняка связать с проведением религиозных церемоний [16, c .48].

Вместо храмов и святынь скифы расточали все благоговение, на которое только были способны, могилам своих умерших, охраняя эти захоронения, и все же их забота и бдительность не смогли уберечь могилы их предков от осквернения грабителями [16, c . 47].

При рассмотрении любого скифского жертвоприношения, мы можем заметить, что часть жертв закалывается, а часть – душится. Интересно то, что свиней они в жертву не приносили и вообще не хотят разводить их в своей стране.

В курганах обычны сооружения в виде простых четырехугольных ям площадью 6-16 м 2 с плоским деревянным перекрытием. Помимо этих простейших сооружений, встречаются либо поставленные на древней поверхности почвы и потом засыпанные курганом, либо устроенные в глубокой прямоугольной яме настоящие деревянные дома. У них стены бывают или обложены горизонтально толстыми бревнами, придержанными по углам и в середине стен толстыми столбами или обставлены вертикально поставленными в канавки плахами со столбами по углам и в середине стен. Иногда центральный столб поддерживает слабо покатую двускатную крышу. Все эти сооружения восходят еще к обложенным деревом или обставленным вертикально столбами землянками селищ и городищ чернолесской культуры. Курганы с такими сооружениями сосредоточены от устьев Припяти до окрестностей Кировограда.

Не только подкурганные сооружения в виде жилищ, но и погребальный обряд в курганах среднего днепровского Правобережья сохранял формы с чернолесской эпохи в течение всего скифского времени. Наряду с вытянутыми и изредка скорченными костяками довольно широко применялось трупосожжение как в урнах, так и в виде безурнового захоронения сожженных костей. Встречалось сожжение деревянного сооружения вместе с покойником; потом его покрывали курганом [13, c . 121] (Приложение Г, рис.4).

В своей статье Т.М. Кузнецова рассматривает некоторое количество скифских погребений с оружием. Исследовательница приходит к следующим выводам: "В тех случаях (а их подавляющее большинство), когда связь находки с погребением можно установи ть , это богатые мужские погребения, лишь в 8 случаях погребения рядовые. В женских погребениях оружие (копья) встречены лишь три раза, причем в кургане IV у села Балабаны набор инвентаря выделяет это погребение из числа прочих и дает основание считать его погребением жрицы или ворожеи. Таким образом находки оружия в " рабочем положении" являлись не нормой, а исключением. Несомненно магическое значение этой детали погребального обря д а. По представлениям древних, железные орудия и оружие обладали большой магической силой, особенно колющие орудия, как соединяющие в себе два магических свойства (металл и остроту). При втыкании оружия его магические функции значительно усиливались, так ка к по принципу симпатической магии при этом якобы достигалось пронзение злого духа или врага" [7, c . 89].

Когда у скифов умирает царь, то там вырывают большую четырехугольную яму. Приготовив яму, тело поднимают на телегу, покрывают воском; потом разрезают желудок покойного; затем очищают его и наполняют толченым кипером, благовониями и семенами селерея и аниса. Потом желудок снова зашивают и везут на телеге к другому племени. Жители каждой области, куда привозят тело царя, при этом поступают так же, как и царские скифы. Они отрезают кусок своего уха, обстригают в кружок волосы на голове, делают кругом надрез на руке, расцарапывают лоб и нос и прокалывают левую руку стрелами. Затем отсюда везут покойника на повозке в другую область своего царства. Сопровождают тело те, к кому оно было привезено раньше. После объезда всех областей они снова прибывают в Герры к племенам, живущим в самых отдаленных пределах страны, и к царским могилам. Там тело на соломенных подстилках опускают в могилу, по обеим сторонам втыкают в землю копья, а сверху настилают доски и покрывают их камышовыми циновками. В остальном обширном пространстве могилы погребают одну из наложниц царя, предварительно задушив ее, а также виночерпия, повара, конюха, телохранителя, вестника, коней, первенцев всяких других домашних животных, а также кладут золотые чаши (серебряных и медных сосудов скифы для этого вовсе не употребляют). После этого все вместе насыпают над могилой большой холм, причем наперерыв стараются сделать его как можно выше [4, п. 71].

Спустя год они вновь совершают такие погребальные обряды: из остальных слуг покойного царя выбирают самых усердных (все они коренные скифы: ведь всякий, кому царь прикажет, должен ему служить; купленных же за деньги рабов у царя не бывает). Итак, они умерщвляют 50 человек из слуг удушением (также 50 самых красивых коней), извлекают из трупов внутренности, чрево очищают и наполняют отрубями, а затем зашивают. Потом на двух деревянных стойках укрепляют половину колесного обода выпуклостью вниз, а другую половину – на двух других столбах. Таким образом, они вколачивают много деревянных стоек и ободьев; затем, проткнув лошадей толстыми кольями во всю длину туловища до самой шеи, поднимают на ободья. На передних ободьях держатся плечи лошадей, а задние подпирают животы у бедер. Передние и задние ноги коней свешиваются вниз, не доставая до земли. Потом коням надевают уздечки с удилами, затем натягивают уздечки и привязывают их к колышкам. Всех 50 удавленных юношей сажают на коней следующим образом: в тело каждого втыкают вдоль спинного хребта прямой кол до самой шеи. Поставив вокруг могилы таких всадников, скифы уходят [4, п. 72].

Таким образом, скифы представляли себе потустороннюю жизнь, как некое повторение действительной. Его обеспечивали настолько, чтобы он оставался тем же, чем был здесь, царем, воином, слугой. Социальные порядки по ту сторону смерти представлялись скифам неизменными, земными. Вероотступничество каралось смертью.

Верования скифов

Скифы

Верования скифов

Духовность скифов и изображение культурных ценностей!

Скифы — древний и могучий народ, который населял наши земли еще с 7-8 века до нашей эры. Это были развитые племена, ушедшие далеко от первобытного строя. Там где есть культурное развитие, есть и духовное. У скифов было много верований, но к нам сведения о них дошли не в рассказах самих скифов, а от древних ученых и историков, которые написали о скифских племенах свои труды. Геродот посвятил целую книгу скифам, где подробно описал их верования, мифологию. Также есть отдельные упоминания об этом в сочинениях Гиппократа и Диодора Сицилийского.

Верования скифов

Верования и культура скифов!

Большинство важных открытий о скифах сделано уже в современности во время раскопок. По курганам и их богатству можно было определить, что скифы верили в жизнь после смерти. Правители погребались часто с женами, слугами, конями, множеством золота, считалось, что это все пригодится в следующей или загробной жизни. Умерщвление живых людей считалось нормой и даже почетным действом, при этом обычно использовался яд. В некоторых захоронениях было обнаружено жен царей, которые принимали добровольную мученическую смерть с помощью забивания колов в голову.
По изображениям на предметах искусства и быта, украшениях можно было определить, что скифы верили в богов. Часто изображались греческие Боги — Афина, Зевс, Дионис, Гестия, что показывает влияние западноевропейских культур на верования скифов. Найдено много скульптур Геракла. Геродот писал в своих трудах о том, что скифы больше всего поклонялись Гестии — Богине огня. Зевс считался отцом всех скифов.

Верования скифов

Верования скифов — истуканы!


Скифы сильно почитали Солнце, и золото, которое считалось металлом солнца. Отношение скифов к золоту известно по множеству золотых находок. По некоторым захоронениям, можно было определить, что захоронены в этом месте именно жрицы, которые проводили обряды по общению с Богами и очень почитались у скифов. Они были посредниками между Богами и людьми. Жрицы носили специальный золотой убор на голове, который найден в местах их погребения. Также хорошо известно, о присущему скифам верованию в антропоморфизм. Они придавали мистическую и сверхъестественную силу природным и невоодушевленным предметам, чаще всего это были камни или животные. Всем известны антропоморфные скифские камни, из которых с особой тщательностью высечены статуи богов. Предполагается, что они поклонялись таким статуям, а также ставили их для охраны покоя умершего возле царских курганов. Изображения животных на оружии должно было придавать силу этого животного человеку им владеющим. Часто изображались грифоны, собаки, львы. Войско скифского царя Ишпакая, которое завоевало больше всего территорий в войнах, облачалось в волчьи шкуры. Таким образом, они должны были перевоплотиться в волков, и биться в битвах с присущей волку неистовостью.

Верования скифов

Верования скифов!

Курганы скифов были построены по-особому. Если до 8 тысячелетия людей просто предавали земле, то позже стали делать курганы определенной формы, гробница была глубоко внизу. Такая форма курганов должна была помочь погребенному перейти в иной мир. Благодаря тайнам и особенностям сооружения курганов многие из них оставались не разграбленными несколько тысяч лет. Также известно то, что скифы верили в магию цифр. Определенные цифры могли означать мир живых, а другие мир мертвых. Чтобы помочь перейти вещам вместе с правителем в иной мир, на них изображалось определенное количество символов. На знаменитом гребне из кургана Солоха было удалено два зубца, это должно было способствовать его переходу в мир мертвых. Обычных скифов тоже хоронили с особенными обрядами. Умершего, возили сорок дней на повозке к друзьям и родственникам. При этом скифы пили вино, и друзья клали ценные вещи, для погребения их вместе с умершим. Во многих курганах найдены приспособления, свидетельствующие о том, что на похоронах использовались специальные дымящие смеси.Болезни у скифов лечили не лекари, а прорицатели. Часто участь прорицателя была печальной, если он не справился и не вылечил знатного скифа.

Верования скифов

Верование и духовность скифов!

Геродот описывал скифов как племена, которые производили обряды жертвоприношения. Приносили в жертву они не только животных, но и людей. На куче хвороста над мечом акинаком душили лошадей или другой крупный скот. В каждом бою скифы приносили в жертву одного из побежденных врагов, считалось, что это принесет победу в следующих битвах. Геродот писал, что скифы жертв не резали, а душили веревкой. В скифском кургане Куль — Оба было найдено изображение скифов, которые выполняют обряд побратимства. Геродот описывает этот обряд, когда два воина выпивали с двух сосудов вино, смешанное с кровью. Кровь пускалась ими же самими при помощи акинака. Считалось, что выпив, таким образом, кровь друг друга с вином выполнен обряд побратимства. В Пазырском кургане и на Алтае были найдены приспособления для курения конопли. Геродот описывал, что скифы редко купались в бане, но проводили обряд в парильне, бросали коноплю на раскаленные камни. Там был котел с водой, и камни для создания пара. Точно не известно, проводился ли этот обряд в шаманских целях, или просто для развлечения. Землю скифы представляли себе в форме куба, который состоят из четырех составляющих — земли, воды и неба с двух сторон.
Скифы имели религию, которая соответствовала племенам кочевников. Культ правителя, культ богов и антропоморфных предметов – основные составляющие верований, которые можно назвать скифской религией.

В своём описании Скифии Геродот наибольшее внимание уделяет диковинным и жутковатым на взгляд эллина обычаям — дав нам бесценный дополнительный материал о духовной жизни кочевников. В том числе грек перечисляет восемь богов, которые, по его словам, только и составляют круг почитаемых скифами.


Навершие с изображением Папая

Младших богов скифского пантеона Геродот называет четверых. Во-первых, это Ойтосир. Имя его неясно современной науке. Но поскольку Геродот отождествляет Ойтосира с греческим Аполлоном, то в нём видят бога солнца. Солнце скифы явно почитали как одно из высших начал, дарителя жизни и удачи. Ойтосира отождествляют с божественным стрелком-охотником, который изображен на золотой пластине из одного скифского кургана.


Бляха в виде оленя, найденная в станице Костромской


Бляшка, изображающая битву греков со скифами. Курган Чертомлык

Как бы то ни было, ко временам Геродота обычая кровосмешения не существовало уже и в царском роду. Правда, скифские цари брали в жёны старших супруг своих отцов — не являвшихся их матерями. Не исключено, что с этим связано появление и наследования власти младшим сыном, существование коего у скифов предполагают многие учёные.

Зато различные предметы, связанные с магией или культом, иногда находят в женских погребениях. Отсюда выводят наличие у скифов шаманок или знахарок, о коих Геродот ничего не говорил.

Встречалось у скифов и людоедство — о чём свидетельствуют некоторые археологические находки. Однако распространено оно не было. Скифы, как правило, осуждали каннибализм, считая его обычаем чужих и обычно враждебных им северных племён.


Сосуд со сценами охоты. Курган Солоха

Благодаря археологическим данным и подробному рассказу Геродота, мы можем во всех подробностях описать скифский погребальный ритуал. Геродот (и некоторые другие античные авторы) сообщают нам многое из того, что вряд ли могло оставить материальные следы. Так что погребения скифов — лучше всего известная нам часть их духовной культуры. На них стоит остановиться подробно и потому, что именно курганы Скифии — наиболее известные её памятники, сохранившие для нас немало других.

Когда скиф умирал, ближайшие родственники возлагали тело на повозку и объезжали с умершим его друзей. Каждый из последних устраивал поминальный пир, причём перед усопшим тоже ставилась трапеза — строго наравне с остальными. Объезд продолжался сорок дней, после чего совершалось погребение.

Скифы Причерноморья первоначально сравнительно редко строили свои курганы, используя насыпи предшествующей эпохи. Особенно много таких впускных захоронений в Крыму, где и позднее их больше трети. В Прикубанье, впрочем, простых скифов тоже обычно хоронили в древних курганах. Только с начала V в. до н. э. число новых курганов значительно возрастает. При этом погребальный обряд сам по себе первое время менялся мало.

В основании будущего кургана либо в насыпи древнего выкапывали прямоугольную или почти овальную яму. После погребения её чаще всего перекрывали брёвнами или плахами, а поверх ещё камышом. Наряду с ямами встречались, хотя и весьма редко, катакомбные могилы с длинной входной ямой и погребальной камерой-катакомбой. Такие захоронения делались в уже готовых курганах или после начала их строительства. В обычных гробницах катакомбу делали очень небольшой, и вход в неё заваливали камнями, либо опять же закладывали досками и брёвнами. Наконец, в единственном случае в Причерноморье встречается захоронение на поверхности кургана с последующей досыпкой безо всяких предварительных приготовлений. В Прикубанье такие могилы для небогатых скифов не такая уж редкость.

Рядом с умершим клали разнообразные предметы. Практически всегда с мужчиной клали оружие — колчан или набор стрел. Это было обычное оружие любого скифа, даже простого скотовода, годное для охоты и защиты стад. Рядовых, небогатых воинов сопровождали в иной мир и другие предметы вооружения, а иногда и доспехи, гораздо реже конская упряжь и личные украшения. В женских погребениях находят пряслица и украшения. При теле клали баранину, реже конину или говядину с лопаткой, воткнув в мясо нож и положив на деревянное блюдо — как будто готовя трапезу. Иногда в головах ставили также сосуды с жидкой пищей или питьём. Степные кочевники обычно ставили сосуды и клали мясо в головах тел, однако в низовьях Дона осёдлые скифы оставляли подношения в ногах.

Курган насыпали из земли вокруг, в результате чего он окружался рвом. Основание насыпи предварительно укрепляли иногда каменным кольцом-кромлехом, изредка добавляли большие камни в сам курган. На вершине кургана по окончании захоронения устраивалась последняя поминальная трапеза. Кости съеденных животных и разбитую посуду, а иногда также последние дары (наконечники стрел, сбрую) оставляли на кургане.

Курганы служили семейными усыпальницами. В курганах, возведённых над женщинами, всегда обнаруживаются сделанные через некоторое время впускные захоронения их мужей. В курганах, возведённых над мужчинами, спустя какое-то время хоронили их жён — если таковые имелись, как в подавляющем большинстве случаев. Умерших до совершеннолетия детей тоже хоронили в родительских могилах.


Руины построек в Нимфее

Второй вариант не менее вероятен. Сложная ситуация, сложившаяся в V в. до н. э. на Таманском полуострове, где влияние скифов было всё более непрочным, побудило их перенести место захоронений. Во времена Геродота царей уже могли начать хоронить в Запорожье. И действительно — как раз в V в. до н. э. здесь появляются первые крупные курганы знати. Впрочем, иногда для богатых захоронений использовали в Поднепровье и древние курганы бронзового века.


Деталь конского убора, найденная в Гюновке. Запорожская область


Навершие в виде головы оленя. Уляп


Зооморфные фигурки. Келермесский курган


Бляшка в виде зверя. Келермесский курган

Зависимых людей со знатными паралатами хоронили несколько реже. В VII–VI вв. до н. э. этот обычай известен лишь на Ставрополье, особенно же часто встречается в Нартановском могильнике, в верхней долине Терека, где скифы покорили многочисленное местное население.

В случаях, когда не использовалась погребальная яма, вокруг гробницы разводили огни, — или поджигали её саму. В Нартановском могильнике поджигали деревянные гробницы в ямах, — впрочем, вовсе не сжигая погребение дотла. Видимо, те очистительные силы, которыми в представлении скифов обладала земля, таким образом замещались очищающей же стихией огня. От мидийцев скифы могли воспринять особое поклонение огню — хотя, судя по самому факту курганных захоронений, с зороастризмом скифские верования имели крайне мало общего. Использование огня при погребении мёртвых в землю показалось бы правоверному зороастрийцу двойным, совершенно диким кощунством.


Руины храма в Краснознаменском


Навершие из Ульского кургана

К концу VI в. до н. э. число скифских воинских захоронений в Предкавказье уменьшается — но зато пышность оставшихся возрастает. Именно к концу VI — первой половине V в. до н. э. относятся несколько монументальных курганов Ульской группы, среди которых резко выделяется уже упомянутый Ульский первый (из раскопанных в 1886 г.). Его основу составила возведённая на поверхности почвы деревянная гробница площадью более 42 м. что намного превышает остальные курганы группы. По восточной и западной сторонам склепа погребли несколько лошадей и две пары волов. Эта часть могилы вся была покрыта камышовым или травяным настилом. Вокруг же располагалось еще 360 конских погребений, так что вся площадь погребального комплекса в основании кургана превысила 997 м?. Все конские погребения располагались в определённом порядке — по 18 вокруг каждого из 12 столбов и по 36 вокруг четырёх стоек, которые сами окружали гробницу. Первоначально курган насыпали лишь на 5 метров, после чего на вершине его устроили поминальный пир. На нём счёт жертв пополнили ещё 50 коней — неясно, были ли они все съедены на пиру, либо захоронены в курган после, поскольку некоторые производят впечатление привязанных к столбам. В память усопшему были, кроме того, принесены в жертву четыре вола и два барана. По окончании пира, поверх разбитой посуды, скелетов и костей животных, а также, возможно, привязанных к коновязям лошадей, — пятнадцатиметровый курган завершили. Размах этого погребения остался непревзойдённым, пожалуй, за всю историю Скифии. Если бы действительно в Прикубанье того времени хоронили царей всего Второго царства, то не было б странно связать этот курган с победителем Дария Иданфирсом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Культура и религия

Общество и культура поздних скифов

Общество и культура поздних скифов Поздние скифы Крыма и Нижнего Поднепровья значительно отличались от своих предков образом жизни и всем её укладом. Это, помимо многого иного, позволяет некоторым исследователям в принципе сомневаться в справедливости именования этого

Религия и культура

Глава 7 Религия и культура в 850–546 гг

Глава 7 Религия и культура в 850–546 гг В течение этого периода общественные отношения и религиозные верования существовали в исключительно тесной связи друг с другом. Каждая семья поклонялась Гестии, богине домашнего очага, Зевсу Геркиосу, защитнику двора, и личным богам

Культура, религия

Культура, религия Религиозные учения периода Камакура продолжали осваивать уже начатые пути создания синкретических синто-буддистских школ. Чудесное избавление Японии от монгольского завоевания внесло свою лепту в развитие религиозных представлений. Позиции

1. Культура и религия

1. Культура и религия Из всех сделанных немцами шагов открытие православных церквей, мусульманских мечетей и буддистских храмов вызывало наименьшее сопротивление. Возможность отмечать религиозные праздники, в особенности в мусульманских районах, широко

6. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА

6. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА Борьба украинцев за сохранение культурной самобытности на долгие века становится главной темой их истории. Постоянно находясь под властью иноземных правителей, украинцы то и дело испытывались на прочность теми, кто пытался растворить их в

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ В первой половине I тыс. до н. э. в Восточном Иране или в Средней Азии возник зороастризм — религиозное учение, основателем которого был Зороастр. Можно утверждать, что он жил еще до завоевания Средней Азии персами. Ахеменидское господство, как известно,

Религия и культура

Религия и культура 1. Религия. Первые религиозные верования и представления зародились еще в эпоху палеолита и с развитием общества приняли окончательно сформированный вид. Каждая отдельная община, род, племя поклонялись своему божеству, причем, постепенно

Культура и религия

Религия и культура

Религия и культура 988Крещение киевлян по распоряжению Владимира.Назначение митрополитом Киевским, вероятнее всего, грека Феофилакта.990–996Строительство в Киеве церкви Успения Богородицы (Десятинной церкви).996Торжественное открытие Владимиром церкви Успения Богородицы,

Религия и культура

Религия и культура 1173Смерть в Иерусалиме Ефросиньи; она становится святой покровительницей своего родного Полоцка, а позднее и всей Белоруссии.1184 Начало строительства немецкой церкви св. Петра в Новгороде.1190 Местная канонизация епископом Иоанном своего далекого

Религия и культура

Религия и культура Верования южных арабов имели общие корни с религиозными представлениями других семитических народов Передней Азии. В настоящее время известны имена более сотни богов, которым поклонялись арабы и южноаравийцы в то время. Многие божества были связаны,

Религия и культура Индии

Религия и культура Индии Ведийская религия, т. е. религия индоариев конца II – середины I тыс до н. э., известная по ведам, обнаруживает много общих индоиранских черт (например, культ Митры, бога Солнца, космического и социального порядка). Одним из главных богов (дэвов) был

Да скифы мы! Да азиаты мы! С раскосыми и жадными очами. (Александр Блок).

В древние времена, примерно от начала VIII века до н. е. на необъятных территориях Евразии от северного Причерноморья и аж до Алтая жило свободолюбивое и воинственное племя, или даже скорее племена, вошедшие в историю под общим именем скифов. Кем были древние скифы, какая их история, религия, культура, обо всем этом читайте дальше.

Где жили скифы

Где жили древние скифы? На самом деле ответ на этот вопрос не такой ясный и простой, как и на то, кто такие вообще эти скифы. Дело в том, что к скифам разные историки зачисляли самые разные племена и народы, включая и наших предков древних славян. А в некоторых средневековых рукописях даже Киевскую Русь именуют Скифией. Но, в конце концов, историки пришли к консенсусу, что скифами следует таки именовать один определенный народ, обитавший, однако, на весьма широкой территории, от Дона до Дуная, северного Причерноморья на юге нашей страны Украины и аж до Алтая.

Другие же племена, родственные скифам, например, савроматов, саков, меотов следует именовать народами скифского мира, так как у них много общих черт и в устройстве быта и в культуре, родовом укладе, обрядах и мировоззрении.

Карта археологических находок скифов

Карта археологических находок скифских курганов. Как мы видим, несмотря на широкие территории, где обитал этот древний народ, больше всего скифов жило именно в Северном Причерноморье и есть основание полагать, что именно тут был центр их цивилизации.

Происхождение

Но легенды легендами, а что же говорит о происхождение скифов ее величество археология? Археологические раскопки также, к сожалению, не дают точный ответ на вопрос и происхождение скифов. Так большинство скифов вело кочевой образ жизни, и могло передвигаться на большие расстояние за сравнительно короткий промежуток времени. Да и выделить их предков среди множества племен со схожей культурой также очень трудно.

Все-таки ряд ученых полагает, что скифы пришли в Европу из Азии уже сформированным народом. Сторонники другой теории утверждают, что скифы наоборот, издревле обитали в степях Причерноморья, а некоторые свои азиатские черты приобрели во время их походов за Кавказский хребет, в Междуречье и Малую Азию, которые состоялись в VII веке до н. е. Как же оно было на самом деле мы увы не знаем.

История

Расцвет скифской цивилизации приходится на VII век, именно в это время скифы господствовали не только в степях Причерноморья, но и всей Малой Азии, где создали скифское государство Ишкуза, правда к началу VI века из Малой Азии они были вытеснены. В это же время следы пребывания скифов найдены на Кавказе.

В 512 году до н. е. все племена скифов сплотились для отражения персидского завоевания предпринятого царем Дарием І. Попытка завоевать земли скифов провалилось, персы были разбиты. Неудачный поход Дария на скифов подробно описан все тем же Геродотом, против завоевателей скифы использовали весьма оригинальную тактику – вместо того чтобы дать персам генеральное сражение, они заманили их вглубь своей территории, всячески избегая генерального сражения и постоянно изматывая персидские войска. Под конец им уже не составило значительного труда победить ослабленных персов.

Скифы

Через какое-то время уже сами скифы напали на соседнюю Фракию (территория современной Болгарии) и успешно завоевали эти земли. Затем случилась война с македонским царем Филиппом, который нанес скифам сокрушительно поражение, вновь отбросив их в степы Причерноморья.

Примерно в III-II веке до н. е. скифская цивилизация начинает приходить в упадок. Значительно сократилась и территория, где обитали скифы. В конце концов, сами скифы были завоеваны и уничтожены их далекими родственниками – кочевыми племенами сарматов. Остатки скифского царства еще какое то время продолжали сохраняться в Крыму, но и оттуда они вскоре были вытеснены племенами готов.

Культура

скифы

Неугодного царя также могли запросто скинуть и убить, как например, случилось со скифским царем Анархарсисом, который после того как женился на гречанке, пристрастился к греческой культуре и греческому образу жизни, что остальные скифы восприняли как предательство царем скифских обычаев и карой за это стала смерть царя.

К слову о греках, скифы на протяжении веков вели с ними интенсивную торговлю, особенно с греческими городами-колониями в Причерноморье: Ольвией, Херсонесом. Там скифы были частыми гостями, и, разумеется, некоторые культурные влияние греков таки затронули скифов, в их захоронениях очень часто находили греческую керамику, греческие монеты, греческие женские украшения, даже разные произведения искусства греческих мастеров. Некоторые особенно просвещенные скифы, как уже упомянутый нами скифский царь Анархарсис проникались идеями греческих философов, старались нести свет знаний Античности своим соплеменникам, но увы, печальная судьба Анархарсиса говорит, что не всегда это было успешно.

Обычаи

В трудах Геродота можно найти множество упоминаний о суровых, как и сами скифы, скифских обычаях. Так при убийстве первого противника скифу полагалось испить его кровь. Имели скифы также подобно американским индейцам плохую привычку снимать скальпы с поверженных врагов, из которых потом шили себе плащи. Чтобы получить свою долю в добыче скифу требовалось предъявить отрубленную голову врага, а из голов особенно лютых врагов делались чаши. Также каждый год скифская знать организовывала пиры, участвовать в которых можно было только скифу, убившему какого-нибудь врага.

Популярным в скифском обществе было гадание, специальные прорицатели гадали с помощью связок прутьев или при помощи липовой мочалы. Дружеские узы скифы закрепляли особым ритуалом – в чашу с вином выливалась кровь обоих друзей, затем после произнесенных клятв, это вино с кровью выпивалось обоими друзьями.

Искусство

Наиболее интересными произведениями искусства, обнаруженными археологами в скифских курганах являются предметы, декорированные в зверином стиле. Это и колчаны от стрел, и рукояти мечей, и женские ожерелья, ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Скифское ожерелье

Помимо изображений фигур животных часто встречаются сцены борьбы разных зверей. Изображения эти выполнялись при помощи ковки, чеканки, литья, теснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, бронзы или железа.

Искусство скифов

Все эти предметы искусства действительно были созданы скифскими мастерами, признак принадлежности их к скифам – особый способ изображения животных, так званный скифский звериный стиль. Животные всегда изображены в движении и сбоку, но при этом имеют голову, повернутую в сторону зрителя. Для самих скифов они служили олицетворением звериных тотемных предков, различных духов и играли роль магических амулетов. Также полагают, что разные звери, изображенные на рукояти меча или колчане со стрелами, призваны были символизировать силу, ловкость и храбрость скифского воина.

скифское звериное искусство

Военное дело

Все скифские воины были отличными всадниками и в бою часто использовали конницу. Также они были первыми, кто успешно применил стратегическое отступление в войне с персами, значительно измотав персидские войска. Впоследствии воинское искусство скифов значительно устарело, и они начали терпеть военные поражения, будь-то от сплоченной македонской фаланги, или конных парфянских лучников.

Скифы в бою

Религия

В религиозной жизни скифов господствовали культ огня и Солнца. Важным обрядом было почитание царского очага. Религиозными обряды выполнялись царями, и скифский царь был также одновременно религиозным главой общины. Но помимо него большую роль играли также различные маги и прорицатели, главным заданием которых был поиск врагом царя, предотвращения магических козней врагов. Болезнь же, как царя, так и любого другого скифа объяснялась как раз таки магическими кознями какого-то недруга, и задачей прорицателей было найти этих недругов и ликвидировать их козни в виде болезни. (Такая вот своеобразная древняя скифская медицина)

Храмов скифы не строили, но имели особые священные места, где вершили свои религиозные обряды поклонения Солнцу и огню. В исключительных случаях скифы прибегали даже к человеческим жертвоприношениям.

Видео

И в завершение предлагаем посмотреть интересный документальный фильм о скифах.

Общие данные

Другие боги

Культ войны и бога Ареса

Примитивные верования

Помимо веры в богов, у скифов, безусловно, бытовали и более примитивные верования. Из свидетельства Геродота можно узнать, что у них были элементы шаманистских представлений, действовали прорицатели, а также наличествовала развитая мифологическая система. Историк также сообщает, что сверхъестественные свойства приписывались скифами золоту и изделиям из него. По его словам, во время царствования сыновей мифологического скифского царя Таргитая с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Эти золотые предметы позднее тщательно охранялись и почитались; им также подносились богатые жертвы. С ними нельзя было засыпать под открытым небом; позднее они, по словам Геродота, остались в самой большой части скифского государства, т. е. функционировали как символы царской власти.

Читайте также: