Политические лидеры индии в 19 веке кратко

Обновлено: 30.06.2024

В 1918—1922 во время национально-освободительного движения ИНК под руководством М. Ганди превратился в массовую партию. По всей Индии была создана сеть региональных организаций, а координатором действий Конгресса стал Рабочий комитет партии. Ганди призывал к ненасильственному сопротивлению британским властям в Индии путем сатьяграхи — движения несотрудничества. 4 февраля 1922 в деревушке Чаура-Чаури крестьяне сожгли забаррикадировавшихся в участке полицейских, что было явным нарушением основного принципа сатьяграхи. Ганди признал, что общество еще не готово к подобным методам борьбы и отдал распоряжение прекратить дальнейшую кампанию. Лидеры ИНК находились в это время в тюрьмах, и новость о прекращении борьбы вызвала протест с их стороны. После неожиданного прекращения сатьяграхи численность ИНК резко сократилась, многие, прежде всего мусульмане, вышли из партии.

К концу 1920-х — началу 1930-х — новому этапу национально-освободительной борьбы — ИНК был разрознен, в рамках партии выделилось 3 течения: сторонники М. Ганди (Р. Прасад, В. Патель, Ч. Раджагопалачария), сторонники перемен, или свараджисты (Мотилал Неру, Ч.Р. Дас), левые (Дж. Неру и С. Ч. Бос). Последние были настроены более радикально и предлагали добиваться независимости, а не прав доминиона. Свараджисты критиковали политику Ганди. Они предлагали отказаться от бойкота политической системы, принять участие в выборах и попытаться парализовать работу Законодательных собраний изнутри. В 1923 в составе ИНК была создана Свараджистская партия, принимавшая участие в выборах.

В 1937 прошли выборы в провинциях. ИНК одержал победу и сформировал свои местные правительства, за исключением двух провинций — Панджаба и Бенгалии (там победила Мусульманская лига). Однако из-за внутренних разногласий Конгресс не смог выработать единую линию поведения по отношению к английским властям и четко сформулировать стратегию борьбы за независимость. В результате в конце 1930-х — начале 1940-х обострились противоречия с британским правительством и с Мусульманской лигой, представляющей интересы мусульманской общины.

В период с 1939—1945 ИНК принимал активное участие в политической жизни страны, организовывал кампании несотрудничества, за что лидеры Конгресса неоднократно подвергались арестам. Однако 15 марта 1946 Индии был предоставлен статус доминиона. В 1946 ИНК одержал победу на выборах в провинциальные Законодательные собрания и Учредительное собрание. Дж. Неру было предложено сформировать правительство. С 1946 Индию раздирали острые разногласия между религиозными общинами. 5 августа 1947 была провозглашена независимость двух государств — Индии и Пакистана.

Дж. Неру стал первым премьер-министром Индии. ИНК стал ведущей политической партией страны, контролирующей все государственные посты и определяющей политику Индии. По результатам всеобщих выборов 1967 ИНК потерял значительное количество мест в общенациональном парламенте, а в 9 штатах не смог сформировать правительства. В 1969 ИНК раскололся на две общенациональные партии: ИНК во главе с И. Ганди и Организацию Индийский национальный конгресс — ИНК(О), которую возглавил бывший министр финансов в правительстве И. Ганди — М. Десаи. Однако власть по-прежнему находились в руках ИНК, который в 1975 искусственно продлил свои полномочия путем введения в стране чрезвычайного положения. Потерпев поражение на выборах 1977 от объединения Джаната парти, в которое влился ИНК(О), ИНК был вынужден перейти в оппозицию, но в 1980 вернулся к власти. К началу 1980-х ИНК(О) фактически прекратил свое существование.

В 1978 в процессе предпринятой И. Ганди реформы партии часть конгрессистов покинула ее ряды и основала две новые партии — ИНК(С) и ИНК(А), претендуя на то, что они, а не ИНК(И), являются законными правопреемниками ИНК (сокращения: (С) — Социалистическая; (А) — по имени основателя течения — Э. Аракапарамбила Куриена; (И) — от Индиры Ганди). В 1981 Верховный суд Индии отклонил эти претензии. На выборах 1984, состоявшихся после гибели И. Ганди, ИНК под руководством ее сына Р. Ганди одержал победу и возглавил новое правительство. После поражения на выборах 1989 в 1991, несмотря на гибель Р. Ганди в результате террористического акта, ИНК вернул себе положение правящей партии и под руководством П. В. Нарасимха Рао находился у власти вплоть до выборов 1996. В 1996—2004, проиграв выборы Объединенному фронту (1996) и Бхаратия джаната парти (1998, 1999), Конгресс находился в оппозиции. Выборы 2004 увенчались победой ИНК, сформировавшего коалицию Объединенный прогрессивный альянс (ОПА), под председательством С. Ганди, вдовы Р. Ганди. Правительство Индии возглавил Сингх Манмохан. На парламентских выборах 2014 ИНК в составе ОПА потерпел поражение, уступив Бхаратия Джаната парти, возглавляющей Национально-демократический альянс.

Лит.: Девяткина Т. Ф. Индийский национальный конгресс (1947—1964). М., 1970. Bras. Р. R. The Politics of India since Independence. 3rd ed. Cambridge, 2006.

Индийский национальный конгресс (хинди भारतीय राष्ट्रीय कांग्रेस ; Партия конгресса) — самая большая партия в Индии; старейшая политическая организация в Индии. Основана в 1885. В 15-м созыве Лок Сабхи (2009—2014) по итогам всеобщих выборов партия представлена крупнейшей фракцией в 206 депутатов. [1] [2]

От лояльной оппозиции английскому колониальному режиму перешла в 20-х гг. ХХ в. к активной борьбе за национальную независимость, превратившись в массовую партию. Основой программы ИНК стали принципы гандизма. После завоевания Индией независимости (1947) ИНК до марта 1977 года — правящая партия, возвращалась к власти в 1980—1989, 1991—1996 гг. и вновь возглавляет правительство с 2004 года.

Содержание

Предыстория

В 80-е годы XIX века социально-политическая обстановка в Индии и вокруг неё в британских правящих кругах поставила вопрос о создании политической организации индийских патриотов. Либеральный вице-король Индии лорд Рипон (1880—1884) поддержал в этом деле инициативу группы индийских общественных деятелей. В своем меморандуме (25 декабря 1882 г.) он призвал провести сверху политические преобразования в Индии в конституционных рамках.

Политическая деятельность

В декабре 1885 года в Бомбее состоялся учредительный съезд Индийского национального конгресса (ИНК), первой в истории древней страны нерелигиозной, по существу, парламентской, общенациональной организации. В своем обращении к участникам этой сессии её председатель В. Ч. Банерджи по вопросу главных задач новой партии высказал такую мысль:

В постановлениях форума индийских патриотов были сформулированы основные требования конгрессистов к британскому правительству и парламенту: ликвидация действующего Совета по делам Индии в Лондоне, расширение состава действующего в Индии Центрального законодательного совета при вице-короле за счет индийцев, необходимость провести те же самые нововведения в провинциальных советах. Такие частично выбранные органы должны получить право обращаться с запросами и протестами в британскую палату общин, где необходимо сформировать постоянный комитет для рассмотрения проблем Индии. Кроме того, делегаты бомбейской сессии ИНК предложили, чтобы индийские соискатели получили право на замещение должностей на индийской гражданской службе в Индии не только в Лондоне, но и у себя на родине. Можно увидеть, что в этих претензиях лидеров ИНК к британскому правительству конгрессисты были весьма скромны и не выходили за рамки действующих в их стране законов.

Основатели Конгресса — Г. К. Гокхале, Ф. Мехта, С. Банерджи, Д. Наороджи — были отнюдь не против сохранения колониального господства. Они преклонялись перед идеологами британского либерализма Маколеем, Гладстоном, а также перед столпами английского утилитаризма Бентамом и Миллем.

Руководство ИНК развернуло бурную политическую деятельность в Индии, а также в Объединенном королевстве, добиваясь конституционных уступок. Использовались различные формы парламентской легальной деятельности, личные связи. В 1892 г. британская палата общин утвердила новый избирательный закон, расширявший права индийцев на участие в выборах на куриальной основе в центральный и местные законодательные органы Британской Индии. Теперь индийская оппозиция требовала права ввести своих представителей в состав нижней палаты британского парламента и добиваться через этот представительный орган для Индии статуса, близкого к статусу британского доминиона, через серию политических реформ в течение длительного периода времени.

От либеральной партии Британии баллотировался на депутатское место Д. Наороджи. Во время избирательной кампании 1893 г. в Англии ему удалось войти в состав палаты общин. Его страстное осуждение действующей системы управления Индией не раз слышали британские парламентарии. Представитель бомбейской торговой общины парсов выступал за установление равноправных и гармоничных индийско-британских отношений.

После подавления восстания сипаев и введе­ния новой системы управления в Индии наступил период преобразований. Были проведены административная и судебная реформы, полностью реорганизована си­найская армия. Во время Гражданской войны в США резко увеличился спрос на индийский хлопок, и вскоре Индия стала главным его поставщиком на британские фабрики. Позднее она превратилась так­же в главного поставщика продовольст­вия на британский рынок. В связи с этим в Индии ускорилось железнодорожное строительство.

Подавляющее большинство населения в колонии по-прежнему со­ставляло крестьянство, которое в массе своей арендовало земли на тяжёлых условиях, унаследованных с монгольских времён. Уровень развития сельского хозяйства оставался низким, индийская деревня имела большое избыточное население и оказалась неспособной обес­печить себя продовольствием. Смертность от голода была огромной.

Со временем на ход событий в Индии начинала оказывать своё воздействие колониальная система образования. В Индии появи­лись собственные чиновники, учителя, адвокаты, подготовленные в британских учебных заведениях и говорившие на английском язы­ке. Столкновение Индии с западными идеями оказало также опре­делённое влияние и на индуистскую религию. Деятели индийской культуры пытались сочетать политические и научные идеи, при­шедшие с Запада, с религиозными представлениями, возникшими в самой Индии. Началось обновление индуизма, его приспособле­ние к сложившейся исторической ситуации. Этот процесс заложил основы культурного подъёма народов Индии и способствовал фор­мированию индийского национального самосознания.

Обновление происходило и в среде индийских мусульман. В 1877 г. возникла Национальная мусульманская ассоциация, объе­динявшая тех последователей ислама, которые пытались найти своё место в современном обществе.

Индийский национальный конгресс

Внутри ИНК возникла радикальная фракция, вы­ступавшая за более решительные действия. Во главе неё встал выходец из сословия брахманов, известный историк Бал Г. Тилак.

После подавления восстания сипаев и введе­ния новой системы управления в Индии наступил период преобразований. Были проведены административная и судебная реформы, полностью реорганизована си­найская армия. Во время Гражданской войны в США резко увеличился спрос на индийский хлопок, и вскоре Индия стала главным его поставщиком на британские фабрики. Позднее она превратилась так­же в главного поставщика продовольст­вия на британский рынок. В связи с этим в Индии ускорилось железнодорожное строительство.

Подавляющее большинство населения в колонии по-прежнему со­ставляло крестьянство, которое в массе своей арендовало земли на тяжёлых условиях, унаследованных с монгольских времён. Уровень развития сельского хозяйства оставался низким, индийская деревня имела большое избыточное население и оказалась неспособной обес­печить себя продовольствием. Смертность от голода была огромной.

Со временем на ход событий в Индии начинала оказывать своё воздействие колониальная система образования. В Индии появи­лись собственные чиновники, учителя, адвокаты, подготовленные в британских учебных заведениях и говорившие на английском язы­ке. Столкновение Индии с западными идеями оказало также опре­делённое влияние и на индуистскую религию. Деятели индийской культуры пытались сочетать политические и научные идеи, при­шедшие с Запада, с религиозными представлениями, возникшими в самой Индии. Началось обновление индуизма, его приспособле­ние к сложившейся исторической ситуации. Этот процесс заложил основы культурного подъёма народов Индии и способствовал фор­мированию индийского национального самосознания.

Обновление происходило и в среде индийских мусульман. В 1877 г. возникла Национальная мусульманская ассоциация, объе­динявшая тех последователей ислама, которые пытались найти своё место в современном обществе.

Индийский национальный конгресс

Внутри ИНК возникла радикальная фракция, вы­ступавшая за более решительные действия. Во главе неё встал выходец из сословия брахманов, известный историк Бал Г. Тилак.

Читайте также: