Тойнби цивилизационный подход кратко

Обновлено: 05.07.2024

Подходы и направления в современной исторической науке. Оригинальная концепция всемирной истории и прогресса у А. Тойнби; цивилизационный подход. Сущность и характеристики локальных цивилизаций, концепция их "Существования, развития и взаимодействия".

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 29.12.2016
Размер файла 47,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Цивилизационный подход в философии Тойнби

Тойнби выстраивает хронологически-иерархическую цепочку цивилизаций, выделяя цивилизации первого поколения (языческие), второго поколения (связанные с великими религиями) и третьего поколения (секулярные). Каждая цивилизация является как бы "ступенью" для последующей. Поворот к секуляризму рассматривается как регресс, ибо целью всего развития человечества является "Царство Божье", под которым Тойнби понимает воссоединение всего человечества в рамках единой вселенской религии синкретического характера.

Итак, Тойнби приходит к мысли об определенном единстве человеческой истории (хотя бы в ее конечном пункте), но оно совсем иного порядка, чем то линейное единство, которое он так бесповоротно отвергал.

2. Сущность и основные характеристики локальных цивилизаций, особенности прогресса для них

То, что ислам якобы не способен к прогрессу, Тойнби опровергает тем, что ислам на 600 лет моложе христианства. Автор приводит возможные (весьма нелестные) отзывы стороннего наблюдателя (китайца) о Западной цивилизации в XIV столетии после рождения ее основателя. Тогда Запад, казалось, не показывал никаких возможностей для развития, но впереди были Возрождение и Реформация. Точно также в 1340 г. хиджры (1922 г. - год написания книги) нельзя предугадать возможные будущие достижения исламской цивилизации. Поэтому бессмысленно упрекать многих мусульман за то, что они не приемлют западного прогресса, не имея представления об их собственных понятиях прогресса. Это было бы столь же бессмысленно, как упрекать собственных предков, живших в XIV в. за то, что они не восприняли китайскую систему ценностей. Более того, мусульмане могут при определённых условиях оказаться очень переимчивы к западному образу жизни в меру своей выгоды: Мустафа Кемаль ввёл в Турции григорианское летоисчисление, гражданское законодательство по образцу швейцарского, и это несмотря на оппозицию консервативного духовенства.

Противопоставление Европы и Азии кажется Тойнби совершенно абсурдным уже потому, что сама история многих стран и народов, а также современное Тойнби состояние Турции и России показывают, что ни Уральские горы, ни Черноморские проливы не являются серьезными барьерами на пути расширения государств и культурных влияний Хюбнер А. Мыслители нашего времени: справочник по философии Запада XX века. М., 2004 - С.129 .

Таким образом, если бы вестернизация была сама по себе высшим благом для незападных народов, Средневосточный мир, просто потому, что он не является tabula rasa, был бы менее подходящим полем для прогресса человечества, чем Ближневосточный мир. Но подобное предположение недопустимо, сколь бы лестным и поэтому правдоподобным для западных умов оно ни было. локальный цивилизационный исторический

Идея национальности применялась во все более диких формах по мере того, как она требовала все новой дани страданий и озлобления. Столетие, прошедшее с начала греческой войны за независимость до момента написания книги было наполнено взаимным истреблением и угнетением греков, турок, армян, болгар, сербов, албанцев и других народов на землях Османской Империи и отделявшихся от нее новых национальных государств. Греко-турецкая война, свидетелем которой стал Тойнби, это лишь продолжение того же процесса. Михеев В. Мир идей А. Тойнби // Социальная теория и современность. 2003. Вып. 17. С.47-48

Таким образом, взаимодействие цивилизаций с течением времени углубилось и сменилось с одностороннего влияния на взаимодействие и закончилось духовным преобладанием завоеванного общества над своими завоевателями. И о такой возможности нужно постоянно помнить, чтобы лучше оценивать происходящие события. Но подобное развитие ситуации все еще является делом отдаленного будущего, поскольку в начале XX столетия даже начальный этап этого взаимодействия (завоевание Востока Западом) был еще далеко не завершен.

В том, что реально преобладающее место принадлежит борьбе, виновата политика великих держав Запада как в своих колониях, так и в формально независимых странах Востока (в том числе и в Османской Империи). Воинственный турецкий национализм и панисламизм - это ответ на желание Запада разговаривать с Востоком с позиции силы.

Отказ от сотрудничества, бойкот Запада в начале 1920-х годов пропагандировался Махатмой Ганди в Индии. Но исторический опыт показывает, что такая замкнутость приводит либо к силовому прорыву западных стран в ту или иную страну (как случилось с Китаем), либо к внутренней трансформации местного общества на основе западных идей и технологий (Япония).

Заключение

Итак, к 1922 году у Тойнби в основном сложилась своя оригинальная концепция всемирной истории и прогресса в истории. Огромное влияние на ее формирование оказало непосредственное наблюдение современных Тойнби исторических событий, таких как греко-турецкая война 1919-22 годов.

Для А. Тойнби цивилизация - особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками. Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома, разложения и гибели.

Выделив в качестве основного критерия религию, он насчитал пять основных цивилизаций - китайская, индийская, исламская, русская и западная. Движущая сила развития цивилизации - творческое меньшинство. Прогресс человечества заключается в его духовном совершенствовании. Смысл истории для А. Тойнби состоит в реализации нравственного и творческого человеческих достоинств.

Список использованной литературы

1. Тойнби А. Постижение Истории. Москва Прогресс, 2005. - 454 с.

2. Тойнби А. Цивилизация перед судом Истории. СПб.: Ювента, Прогресс, Культура, 2007. - 644 с.

3. Михеев В. Мир идей А. Тойнби // Социальная теория и современность. 2003. Вып. 17. С.46-57

4. Хюбнер А. Мыслители нашего времени: справочник по философии Запада XX века. М., 2004 - 280 с.

Подобные документы

Представление о цивилизации в различных философских концепциях, ее признаки и типология. Цивилизационный подход к истории философии. Концепция О.Шпенглера, Арнольда, Жозефа Тойнби, П.А. Сорокина, Н.Я. Данилевского. Механицизм рождения цивилизаций.

курсовая работа [45,0 K], добавлен 29.05.2009

Катастрофическое и эволюционистское учение о человечестве. Цивилизационный и культурологический способы научной интерпретации истории. Основные стадии развития цивилизации, концепция Вызова-и-Ответа Тойнби. Причины и проявления кризиса мировых обществ.

контрольная работа [30,6 K], добавлен 24.01.2011

Основные модели философии истории: провиденциальная, космодентрическая, формационная и концепция "конца истории". Прототип истории "осевого времени" Карла Ясперса. Описание теории Гегеля и цивилизационной модели философии истории Освальда Шпенглера.

курсовая работа [40,0 K], добавлен 26.02.2012

Понятие исторической реальности. Процесс становления, развития, предмет и структура философии истории. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории: достоинства и недостатки.

реферат [53,3 K], добавлен 30.11.2015

Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Воззрения Ясперса на технику и техногенную цивилизацию. Учение Данилевского о культурно-исторических типах и закономерностях их развития. Концепция истории Шпенглера. Постижение истории Тойнби.

реферат [36,7 K], добавлен 15.02.2009

Рассмотрение подходов к прогрессу и его критериям в истории философской мысли. Проблема коммуникации как основания человеческого существования. Рационалистический, формационный и культурологический подходы к идее прогресса в марксистском мировоззрении.

реферат [32,5 K], добавлен 20.07.2011

Генезис историко-философских обозрений на общество. Три группы теорий развития общества. Две составляющих структуры общества как исторически сложившейся формы организации общества. Проблемы периодизации истории. Формационный и цивилизационный подходы.

Цивилизация – это философско-историческая категория, обозначающая культурное сообщество, длительно и самодостаточно существующее и обладающее выраженным своеобразием.

Сущность концепции Тойнби

А. Тойнби являлся представителем религиозной философии, что отставило свой значительный след в его концепции исторического развития. С точки зрения Тойнби история представляет собой божественное творение, его воля реализуется через человека и его деяния. Мировой закон представляет собой взаимодействие человечества и божественного логоса. Божественное вопрошание воплощается в виде вызова, который он бросает человеку, в ответ человечество предпринимает определенные действия, преодолевая вызов. Через преодоление человек постигает историю, а значит и самого себя. Тем самым конечной целью исторического развития выступает постижение бога через самораскрытие человека.

Цивилизация, с точки зрения Тойнби, это общество, состоящее из одного или множества государств, представляющих собой относительно независимый самобытный мир.

Цивилизации могут вступать в отношения между собой, формируя экономические, политические, культурные связи. Между ними существует преемственность, в частности, Тойнби прослеживал следующую цепочку: минойская цивилизация – эллинская цивилизация –западная цивилизация. Эта преемственность может возникать в том числе на уровне культурных смыслов.

Готовые работы на аналогичную тему

Цивилизации в своем развитии проходят 4 стадии развития: возникновение, рост, надлом, распад. Цивилизации создаются тогда, когда условия не слишком благоприятные и не слишком тяжелыми. Однако он усматривает действие ряда факторов, как положительных, так и негативных. К негативным он относил силу инерции, которая препятствует развитию человека и задержала развитие человеческой цивилизации примерно на 300 тысяч лет.

К предпосылкам формирования цивилизации он относит следующее:

  • исключительность человека как биологического вида;
  • специфичность среды, которая мобилизует человека на развитие;
  • противостояние человеческого сообщества внешнему вызову как взаимодействие микрокосма и макрокосма.

Таким образом, от того, насколько успешно цивилизация отвечает на вызов, зависит прогресс общества. Все вызовы Тойнби разделял на вызовы природной среды и вызовы человеческой среды. Например, возникновению египетской цивилизации способствовал вызов, брошенный природой – иссушение земель и необходимость создания ирригационной системы. В России внешний вызов выражался в постоянном давлении кочевых племен, ответом стало формирование новой социальной организации, которая не только выстояла против кочевников, но и захватила их территории, превратив в крестьянские поля.

Тойнби выделял следующие типы вызовов:

  • вызов сурового климата;
  • вызов новых земель;
  • вызов внешнего давления;
  • вызов внешнего ущемления, когда общество направляет свои усилия на выработку свойства, чтобы возместить потерю/нехватку;
  • вызов неожиданных ударов со стороны человеческого окружения.

Критерием развития цивилизации и ее роста выступает не совершенствование материальной культуры, а ее самоактуализация и эффективный ответ на внешний вызов. История знает примеры, когда техника совершенствовалась, а цивилизация при этом оставалась статичной, и наоборот.

Типология цивилизаций

Тойнби выделяет 21 цивилизацию. При этом только семь из них относятся к живым сообществам - западная, русская, арабская, индийская, дальневосточная, китайская, японо-корейская. Однако почти в каждой из существующих цивилизаций Тойнби усматривал признаки надлома и говорил о начале кризиса. К числу древних цивилизаций он относил минойскую, шумерскую, хеттскую, византийскую, персидскую, вавилонскую, андскую, египетскую, юкатанскую, мексиканскую, а также цивилизацию майя.

Гибель цивилизаций

Цивилизационный подход.
Тойнби считал, что в своем развитии цивилизации проходят три этапа: расцвет, надлом и упадок. Причинами смерти цивилизации являются внутренний (революция) и внешний пролетариат (война) или коснение структуры.

По мнению Тойнби число цивилизаций едва достигает двузначного числа, а число примитивных обществ равно приблизительно 650. Однако сравнивать цивилизацию с первобытным обществом – это всё равно, что сравнивать слона с кроликом. Примитивные общества обладают сравнительно короткой жизнью, они ограничены территориально и малочисленны. Жизнь цивилизации более продолжительна, они занимают обширные территории, а число людей, охватываемых цивилизациями, как правили, велико. Они имеют тенденцию к распространению путём подчинения и ассимиляции друг обществ – иногда обществ собственного вида, но чаще всего примитивных обществ. Жизнь примитивных обществ, подобна жизни кроликов, часто завершается насильственной смертью, что особенно неизбежно при встрече их с цивилизациями.
На данный момент осталось пять цивилизаций (не считая две реликтовые):

1. Западная христианская
2. Православная христианская
3. Исламская
4. Дальневосточная
5. Индуистская

1. Стимул природной среды
a) Стимул бесплодной земли
b) Стимул новой земли

Например, достаточно лишить города энергоснабжения, как цивилизационная жизнь в нём сразу окажется поставленной под сомнение. Это говорит о том, что цивилизация существует благодаря постоянным усилиям человека.

Его теория является циклической в том смысле, что она не рассматривает историю как единое поступательное движение всех народов к одной общей цели. В то же время она и не трактует историю как бесцельный круговорот различных культур и цивилизаций. В противоположность жизненному циклу культуры по Шпенглеру цикл цивилизации по Тойнби не является таковым в строгом смысле этого слова.

Аннотация: Статья посвящена изучению стадий развития цивилизации, в том числе вопросам перехода цивилизации от варварской до экуменической, согласно исторической модели Тойнби, а также оценке современных глобализационных тенденций. Предметом исследования являются положения философии истории Арнольда Тойнби и вопросы соотнесения религии и культуры в контексте формирования и развития цивилизаций. Особое внимание уделяется особенности и важности конфликта цивилизаций Тойнби в свете текущих процессов глобализации в мире. Автор статьи рассматривает опасности, к которым может привести как вестернизация (будучи носителем технократических принципов), так и глобализация в целом. Методология данного исследования включает в себя выполнение анализа специфических особенностей тойнбианской философии истории и выделение значимости религии и культуры в процессе формирования цивилизации. Основной вывод проведенного исследования заключается в том, что философия истории Тойнби является полезной теоретической базой, которая позволяет оценить тактические и стратегические прогнозы в контексте глобализации. Сохранение внутренних ценностных ориентиров с принятием заимствований из чужих культур для их мягкой ассимиляции дает возможность государству миновать стадию кризиса (надлома) и увеличивает шансы сохранить основу культурной идентичности.


Ключевые слова: философия, философия истории, концепция Тойнби, цивилизационный подход, конфликт цивилизаций, общество, варварская цивилизация, экуменистическая цивилизация, глобализация, вестернизация

Abstract: This article is dedicated to examination of the stages of civilizational development, including the transition from barbarian to ecumenical in accordance with the historical model of A. J. Toynbee, as well as the assessment of the modern globalizational trends. The subject of this research is the philosophy of history of Arnold J. Toynbee and the questions of correspondence of religion and culture in the context of the formation and development of civilizations. Special attention is given to peculiarities and importance of Toynbee’s civilizational conflict in light of the ongoing globalizational processes worldwide. The author explores the dangers that may be caused by Westernization (being the carrier of technocratic principles), as well as globalization overall. Research methodology includes the analysis of specific features of Toynbee’s philosophy of history and determination of the significance of religion and culture in the process of formation of civilization. The main conclusion lies in the statement that the philosophy of history of A. J. Toynbee is a useful theoretical framework that allows assessing tactical and strategic forecasts in the context of globalization. Retention of the inner values along with acceptance of borrowings from foreign cultures for their soft assimilation opens an opportunity for the state to bypass the stage of crisis and raises the chances for preserving the basis of cultural identity.

barbaric civilization, society, conflict of civilizations, civilization approach, Toynbee's concept, philosophy of history, philosophy, ecumenical civilization, globalization, westernization

Новизна научного исследования заключается в том, что автор интерпретирует цивилизационный подход британского философа истории Тойнби, предпринимает попытку определить тенденции к развитию современных цивилизаций. Целью исследования выступает толкование потенциальных опасностей, к которым может привести глобализация, а также необходимость акцентирования внимания на сохранении культурных индикаторов разных цивилизаций, вопреки мировой ориентации на вестернизацию.

Краткое изложение цивилизационного подхода Тойнби

Основной вопрос, лежащий в основе подхода Тойнби, — изучение истории, как науки, раскрытие смысла человеческой деятельности на протяжении веков или, напротив, формирование этого смысла. В связи с тем, что Тойнби можно назвать религиозным философом, он рассматривал религию, как ведущий консолидирующий принцип, объединяющий замкнутое общество, и использовал ее как критерий оценки деятельности цивилизации, наряду с удаленностью от места первоначального зарождения [3] . Процесс формирования вызова Тойнби определял как своеобразный вопрос, заданный человечеству, тогда как сама человеческая деятельность являлась продуктом ответа на данный вопрос. Таким образом, развитие человеческой цивилизации можно назвать протяженным поиском себя, самопознанием.

Важным моментом теории является конфликт цивилизаций, который рассматривается, как объективный и закономерный результат взаимодействия различных культурных, экономико-политических и религиозных общественных систем. Особое влияние на инициацию конфликта оказывает также стремление цивилизаций к экспансии [2] .

Завоевание может привести и к культурному смешению. Результатом такого контакта может являться появление универсальных религий, которые, в свою очередь, становятся генератором новых вызовов.

Современные глобализационные вызовы в контексте тойнбианской концепции

Важно отметить, что Тойнби, в отличие от О. Шпенглера, не был фаталистичен в отношении развития цивилизации, в том числе и экуменической [10] . Национальная идея не обязательно разрушается при встрече с чужеродными культурными элементами. Напротив, это может стать одним из залогов безопасного, при этом эффективного совместного существования внутри одного целого.

М. Перри подвергал критике негативный настрой Тойнби против западной цивилизации, как носителя технократических инноваций, при этом соглашался с необходимостью борьбы с бездуховностью и погоней за материальным благополучием посредством объединения религиозных ценностей и светских, научных достижений [12] .

В свою очередь, С. Поллард и К. Томпсон, свидетельствовали, что Тойнби отрицает наиболее разумные и адекватные подходы, являясь противником рационализма и либерализма, не позволяя себе принять идею об отсутствии высшего господства над человечеством, то есть отрицая возможность полной свободы людей и несения ответственности за свой выбор [13] .

Подводя итоги, следует отметить, что научные труды Арнольда Тойнби вызвали у научного сообщества резонанс ввиду необычности подхода: автор объединил историю, философию и социологию, сформировав необычный взгляд на эволюцию цивилизаций. Цивилизация Тойнби представляла отличное от понятия государственности явление, и данный методологический подход безусловно заслуживает внимания.

Тойнби А. Исследование истории. Возникновение, рост и распад цивилизаций / А. Тойнби; пер. с англ. К.Я. Кожурина. М.: ACT; ACT МОСКВА, 2009. 670 с.

Тойнби А. Исследование истории. Цивилизации во времени и пространстве / А. Тойнби; пер. с англ. К.Я. Кожурина. М.: ACT; ACT МОСКВА, 2009. 863 с.

Бойчук С. С. Религия и цивилизация: понимание религии в философии истории Дж. Тойнби в контексте цивилизационного подхода // Журнал Института Наследия. 2018. Вып. 2(13).

Келле В.Ж Цивилизационный подход и проблемы формирования теории исторического процесса // Вопросы социальной теории. 2018. Т. 11. Вып. 1(2). С. 361.

Чепиков Е.В., Уханов В. Развитие цивилизационного подхода к историческому процессу в философии Тойнби // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2009. Вып. 1(12). С. 249–256.

Sorokin P. A. Arnold J. Toynbee’s Philosophy of History / P. Geyl, A.J. Toynbee and P.A. Sorokin. The Pattern of the Past: can we determine it? Boston: The Beacon Press, 1949. P. 95–126.

Perry M. Arnold Toynbee and the Crisis of the West / M. Perry. Washington: University Press of America, 1982. 138 p.

Thompson K. W. Toynbee’s Approach to History Reviewed. Toynbee and History: Critical Essays and Reviews. Boston: Porter Sargent, 1956. P. 200–220

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Основное замечание: текст несмотря на весь интерес излишне близок к обзорному материалу. Приближение к полноценной научной работе требует большей концентрации на выделенной проблеме, которую автор, почему то, прячет за тяжеловесным текстом.

Заключение: работа в целом отвечает требованиям, предъявляемым к научному изложению, но в стилистическом и в структурно-логическом отношении требует небольшой доработки.
Рекомендована к публикации в случае успешного редактирования.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Цивилизационный подход — это исследование закономерной смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде.

В XIX веке историки и философы полагали, что все человечество имеет единую историческую судьбу. В древности мир был расколот на тысячи первобытных народов. Постепенно многие из них объединились, образовали государства, изобрели письменность и стали переходить от простейших орудий труда ко все более сложной технике.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Ученые считали, что когда-нибудь в будущем расколотый мир станет единым, богатым и благоустроенным. Они были уверены, что у всех народов один и тот же путь развития, но некоторые ушли по нему уже очень далеко, другие отстали, а третьи только-только отправляются в дорогу. Этот путь состоит из нескольких стадий, последняя, высшая из них — цивилизация.

Во второй половине XIX и в ХХ веке большее распространение получила другая точка зрения. Признание важности устойчивых, неповторимых особенностей культуры, определяющей мысли, чувства и поведение людей, легло в основу исторического релятивизма. Суть этого подхода заключается в том, что каждая цивилизация проходит собственный путь социальной эволюции. Эту точку зрения наиболее последовательно выразили Николай Яковлевич Данилевский, Освальд Шпенглер и Арнольд Джозеф Тойнби.

Современные ученые предполагают, что у человечества множество путей развития и, возможно, все они направлены в разные стороны. Когда один или несколько народов, объединенных общей культурой, достигают высшей стадии, они находят свою дорогу, собственный неповторимый образ жизни. Эту общность, выбравшую свой исторический маршрут, чаще всего тоже именуют цивилизацией. История каждой такой цивилизации является самой крупной единицей измерения в истории человечества.

Плюсы и минусы, особенности

Несомненным достоинством подхода является то, что он позволяет учитывать не только классы и социальные группы, но и человеческие ценности, влияющие на их взаимодействие. Они оказывают большое влияние и на социально-экономическое развитие конкретного общества, и на его отношения с другими народами. Таким образом можно выявить и сформулировать нравственные нормы, объединяющие людей в одно общество. Это будет плюсом в случаях, когда для исследователя важнее понять сущность общества в целом, учесть духовные факторы, а не только экономические или политические.

Минусов у подхода больше.

Во-первых, чрезвычайно сложно провести грань между цивилизациями. Например, в Америке задолго до того, как ее открыл Колумб, возникло и пало несколько великих империй, внутри которых процветало искусство, развивались религиозные культы. Каждая из них многое унаследовала от предшественниц. Но их отделяли друг от друга огромные пространства дикой природы, а порой и столетия, и невозможно определить, одна это цивилизация или несколько разных.

Шпенглер выделил восемь культур-цивилизаций:

Очевидно, что существенным недостатком этой концепции является сложность и крайняя субъективность понимания, в чем суть той или иной цивилизации и ее отличие от других. Это позволило нацистам использовать теории Шпенглера для противопоставления прусской культуры всем остальным, несмотря на его возражения.

В-третьих, цивилизационный подход рассматривает личность как уникальную в уникальном обществе, и это противоречит диктату культуры во всех сферах жизни. Само изучение исторических фактов в этом подходе представляет собой что-то вроде коллекционирования. История — музей локальных цивилизаций, и пусть они проходят схожие стадии развития, трудно экстраполировать закономерности одной культуры на другую.

В-четвертых, цивилизационный подход недооценивает социально-экономические и политические факторы. Он в принципе не может заменить формационный подход, но может сочетаться с ним, расширяя и уточняя классификацию государств.

Основоположник цивилизационного подхода

  • религию;
  • культуру, включающую в себя науку, технику, искусство;
  • политику;
  • общественно-экономический уклад.

Понимание специфики экономических процессов цивилизационного подхода

Цивилизационный подход к изучению истории России, основы

Россия всегда была более открыта внешнему миру, чем цивилизации Запада и Востока, но при этом творчески перерабатывала все традиции и ценности, пришедшие извне. Многие отечественные историки, мыслители и философы проводили многосторонний анализ истории России как целостности, неповторимой в своей исторической индивидуальности.

Цивилизационный подход к типологии государств

Учитывая специфику цивилизационного подхода, представляется затруднительным в его рамках отделить общество от государства. В отличие от традиционной геополитики, для этого подхода дух, объединяющий общество, важнее территориального и национального единства.

Общества, согласно цивилизационному подходу, делятся на три типа:

  • примитивные общества;
  • локальные цивилизации;
  • вторичные цивилизации, возникшие на обломках локальных.

Каждая локальная цивилизация со временем или пропала, или переродилась в особенную. Примером особенной цивилизации может служить западноевропейская или арабская. Обе они объединили несколько стран с общей культурой. Позднее начала формироваться современная цивилизация с сохранением традиционной социокультурной базы, органически совмещенной с современными социально-политическими структурами, готовая совместно реагировать на глобальные вызовы, стоящие перед всем человечеством.

Читайте также: