Гендерная идентичность это кратко

Обновлено: 02.07.2024

англ. gender — род, пол; лат. identicus — тождественный, одинаковый) — внутреннее ощущение человеком своей принадлежности к мужскому либо женскому полу.

Идентичность (1), переживаемая относительно собственной принадлежности к мужскому или женскому полу. Это значение самосознания обычно рассматривается как внутреннее, личное переживание внешних проявлений тендерной роли. См. половая идентичность.

базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует.
Понятие идентичность впервые детально было представлено Э. Эриксоном (E. Erikson). С точки зрения Э. Эриксона, идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования, предполагает восприятие собственной целостности, позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости. В настоящий момент рассматривают социальную и личностную (персональную) идентичность (Tajfel Y.; Turner J.; Агеев В. С.; Ядов В. А. и др.). Начиная с 80-х годов нашего столетия, в русле теории социальной идентичности Тэджфела-Тернера гендерная идентичность трактуется как одна из подструктур социальной идентичности личности (выделяют также этническую, профессиональную, гражданскую и т. д. структуры социальной идентичности).
Общепринятый подход к анализу процесса формирования идентичности мальчиков и девочек - теория полоролевой социализации, которая в последние годы подлежит резкой критике (Conell R. W., Stacey J and B. Thorne, Cahill S. E.) анализирует опыт дошкольников, используя социальную модель рекрутирования в нормальные гендерные идентичности. Первоначально категоризация осуществляется, выделяя, с одной стороны, ребенка (ему нужен контроль взрослых), с другой стороны - более компетентных мальчиков и девочек. В результате выбор гендерной идентичности осуществляется в пользу предопределенной анатомически половой идентичности.
До последнего времени в работах отечественных исследователей, посвященных изучению гендерной идентичности, использовались термины психологический пол, полоролевая идентичность, полоролевые стереотипы, полоролевые отношения (Агеев В. С.; Кон И. С.; Репина Т. А.; Коломинский Я. Л., Мелтсас М. Х. и др.). Однако даже близкие, на первый взгляд, понятия (как, например, гендерная идентичность и полоролевая идентичность) не являются синонимами.
Гендерная идентичность является более широким понятием, чем полоролевая идентичность, поскольку гендер включает в себя не только ролевой аспект, но и, например, образ человека в целом (от прически до особенностей туалета). Также понятие гендерная идентичность несинонимично понятию сексуальная идентичность (гендер - понятие не столько биологическое, сколько культурное, социальное). Сексуальная идентичность может быть описана с точки зрения особенностей самовосприятия и самопредставления человека в контексте его сексуального поведения в структуре гендерной идентичности.

Ге́ндерная иденти́чность — внутреннее самоощущение человека как представителя того или иного гендера, то есть как мужчины, женщины или представителя другой категории, связанное с социальными и культурными стереотипами о поведении и качествах представителей того или иного биологического пола. Гендерная идентичность необязательно совпадает с биологическим полом. Люди, чья гендерная идентичность совпадает с приписанным при рождении полом, называются цисгендерными, а те, у кого эти характеристики не совпадают — трансгендерными.

Во многих человеческих обществах есть набор гендерных категорий, которые могут служить основой для формирования у человека социальной идентичности по отношению к другим членам общества.

Одним из основоположников теории гендерной идентичности был сексолог Джон Уильям Мани.

В обществе долгое время действовала бинарная гендерная система — способ организации общества, при котором люди разделяются на две категории: мужчин и женщин, — и предполагается соответствие между приписанным при рождении полом, гендерной идентичностью, гендерным выражением и сексуальностью. Однако за последние несколько десятилетий, все большее распространение и признание на официальном уровне получают люди с небинарной гендерной идентичностью. Это происходит в большинстве развитых странах, таких как США, Австралии, Великобритании и европейских странах, изменения в сторону признания небинарных персон касаются в том числе юридических документов [1] [2] [3] .

Во многих других обществах, традиционные гендерные системы небинарны: они включают в себя более двух гендерных категорий и предусматривают возможность отсутствия зависимости между приписанным при рождении полом и гендерной идентичностью [4] [5] [6] [7] .

– Гендерная идентичность человека связана не только с его биологическим полом, но и с его представлениями о своем поле. К ним, среди прочего, относятся: личностные черты, стереотипы, поведение или индивидуальные гендерные роли, понимаемые в данном обществе как типично мужские и типично женские.

Культурный компонент гендерной идентичности, который является самым простым определением гендера, передается через обучение, повторение и консолидацию индивидуальных ролей. Это включает, помимо прочего, манеру одеваться и выполняемые социальные функции.

Определение пола очень легко объяснить на примере воспитания мальчиков и девочек. Дети готовы выполнять определенные роли в своей будущей общественной жизни. Самый простой пример – это игрушки, которые покупаются чаще всего. Для мальчиков это машины, оружие или игрушечные солдатики, а для девочек – куклы или игрушечная кухонная утварь.

Быстрое развитие детского мозга в первые годы жизни заставляет ребенка задуматься, мальчик он или девочка. Это связано с так называемыми когнитивными процессами, которые позволяют идентифицировать себя с людьми, которые похожи на конкретного человека – обычно с родителями.

В то же время существует также феномен переноса ребенком моделей поведения, характерных для данного пола, а также характерных гендерных ролей. После трехлетнего возраста гендерную идентичность ребенка изменить практически невозможно, но ее дальнейшее формирование продолжается – часто до семи лет.

Таким образом, пол – это сумма всех факторов, которые культурно приписываются данному биологическому полу. Среди прочего:

  • определенное поведение – в случае женщин это воспитание детей, приготовление пищи или уход по дому, в случае мужчин, зарабатывание денег и, в частности, обеспечение безопасности,
  • одежда – для женщин это платья, юбки, украшения, для мужчин это рубашки и брюки,
  • профессиональные функции – в случае женщин это, как правило, женские профессии, например парикмахер, медсестра или бортпроводник, в случае мужчин это шахтер, водитель или слесарь.

– Но бывают же и отклонения от правильного формирования гендерной идентичности, почему?

– Бывают случаи, когда у подростка не развивается гендерная идентичность или в результате факторов окружающей среды и образования она определяется неправильно. Чаще всего это люди, идентифицирующие себя с противоположным полом, несмотря на свой биологический пол. Это явление получило название трансгендерности.

Расстройства гендерной идентичности могут быть следствием многих факторов – как биологических (заболевания центральной нервной системы, гормональные нарушения), так и психологических (эффект воспитания ребенка без учета его биологического пола, комплексов тела).

К наиболее распространенным типам расстройств половой идентичности относятся:

  • транссексуализм – это расстройство, при котором биологический пол не согласуется с гендерной идентификацией. Как правило, такие люди любой ценой хотят стать похожими на особей противоположного пола. Большинство транссексуалов выбирают гормональное лечение и операцию по смене пола. Статистические данные показывают, что это явление гораздо более распространено среди мужчин,
  • трансвестизм двойной роли – это более мягкая версия традиционного транссексуализма. Такие люди, как правило, не выбирают медицинские методы, чтобы стать похожими на противоположный пол.

– А какие симптомы нарушения идентичности у детей?

– Очень часто родители задают вопрос, правильно ли их ребенок развивает свою гендерную идентичность. Есть некоторые симптомы, которые могут четко указывать на то, что у ребенка проблемы с определением своей гендерной идентичности.

Вот некоторые основные:

  • многократное повторение желания перевоплотиться в девушку или парня,
  • выбор поведения, типичного для людей противоположного пола,
  • переодевание в одежду, не соответствующую принятым стандартам (например, переодевание мальчика в платья),
  • желание участвовать в занятиях, предназначенных для противоположного пола.

– Как можно вылечить эти отклонения?

– Несмотря на то, что расстройства половой идентичности описаны в научной литературе достаточно давно, на сегодняшний день не существует эффективного фармакологического метода лечения этого типа заболевания. Однако, как правило, бывает, что человек, не идентифицирующий себя со своим биологическим полом, не проявляет готовности лечить свое расстройство, чтобы принять свой физический пол.

– Объясните, что такое гендерная идеология?

– Термин гендерная идеология по-прежнему является спорной темой. За развитием этого движения стоят психологи и социологи, главной целью которых было восстановление правильного баланса между двумя полами, который в течение тысяч лет поколебался в пользу мужчин.

Согласно все более популярной и распространяемой гендерной идеологии, социальная роль человека не определяется его полом. Можно сказать, что гендерная идеология построена на праве на самоопределение, которое, по мнению ее сторонников, должно быть первым и самым важным правом, данным каждому человеку.

Гендерная идеология может привести к уничтожению идентичности человека. Сторонники ее планируют создать нового человека, который будет обладать свободой выбора собственного пола и сексуальной ориентации, то есть обладать правом по своему желанию решать, быть ему или ей мужчиной или женщиной, транссексуалом , гетеросексуалом, гомосексуалистом, лесбиянкой и т.п.

Ставьте лайки, если статья понравилась. Подпишитесь на канал и вы будете первыми узнавать о новых статьях.

Гендерная идентичность — осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу [5]. Данное понятие обозначает аспект самосознания личности, описывающий переживание человеком себя как представителя пола, как носителя конкретных полоспецифических характеристик и особенностей поведения, соотносимых с представлениями о маскулинности/фемининности [4]. Гендерная идентичность наряду с этнической, возрастной, профессиональной, национальной идентичностью является компонентом социальной идентичности личности.

Понятие социальной идентичности описывает то, как другие люди определяют человека на основе широких социальных категорий или признаков, таких как пол, возраст, профессия или этническая принадлежность [13]. Это те компоненты Я человека, которые переживаются им на уровне осознания принадлежности к какой–либо группе [14]. Социальная идентичность — это результат процесса социальной идентификации, под которым понимается процесс определения себя через членство в социальной группе [1, 7]. Социальная идентификация выполняет важные функции как на групповом, так и на личностном уровне: именно благодаря этому процессу общество получает возможность включить индивидов в систему социальных связей и отношений, а личность реализует базисную потребность групповой принадлежности, обеспечивающей защиту, возможности самореализации, оценки другими и влияния на группу [10].

В структуре гендерной идентичности можно выделить следующие компоненты:

• когнитивный (познавательный) – осознание принадлежности к определенному полу и описание себя с использованием категорий мужественности/женственности;

• аффективный (оценочный) – оценка психологических черт и особенностей ролевого поведения на основе их соотнесения с эталонными моделями маскулинности/фемининности;

• конативный (поведенческий) – самопрезентация себя как представителя гендерной группы, а также способы разрешения кризисов идентичности на основе выборов вариантов поведения в соответствии с личностно значимыми целями и ценностями [4].

В современной психологии большое внимании уделяется феномену кризиса гендерной идентичности, под которым понимается невозможность достижения внутренней согласованности, самоактуализации и внешнего подтверждения гендерной идентичности. Кризис гендерной идентичности включает в себя рассогласование внутренних компонентов гендерной идентичности (гендерных представлений, гендерной самооценки и гендерных планов, способов и структур поведения), а также рассогласование внутренних составляющих гендерной идентичности с внешними гендерными пространствами, включающими в себя гендерные стереотипы и эталоны, гендерную телесность и гендерные роли [6].

Как показывают результаты исследований, конструктивное разрешение кризиса гендерной идентичности является важнейшим фактором сохранения психологического благополучия личности. В частности, по данным Ю. Кохен (Y. Cohen) [12], внутриличностные конфликты, связанные с формированием гендерной идентичности, являются фактором риска суицидального поведения у подростков.

Цель занятия

Расширить представления студентов о понятии гендерной идентичности, ее структуре и закономерностях развития. Оснащение

1. Классная доска с мелом или листы ватмана с маркерами.

Порядок работы

В ходе практического занятия студентам предлагается выполнить ряд заданий, направленных на достижение цели занятия. Все задания предполагают работу в малых группах или диадах. Работа проходит в несколько этапов.

Этап 1. Терминологическая разминка.

Основная задача данного этапа — активизировать студентов, настроить их на интенсивную интеллектуальную работу, а также помочь вспомнить содержание основных понятий, относящихся к рассматриваемой теме.

Задача преподавателя — поддерживать максимальный темп выполнения задания и определенный эмоциональный настрой, следя за корректностью используемых определений, но все же не пускаясь в чрезмерно длинные комментарии. Примеры возможных определений также приведены в приложении.

Задача данного этапа — развитие навыков анализа и структурирования научных категорий, относящихся к данной предметной области.

Иногда задача кажется студентам слишком сложной и первоначально вызывает определенный протест. Здесь важно отметить, что задание носит творческий характер и не имеет однозначного единственно правильного решения. Можно разрешить студентам, если они сочтут нужным, привлекать и другие понятия, но все термины, предложенные преподавателем, обязательно должны быть включены в схему.

Данное упражнение необходимо для того, чтобы помочь студентам наполнить изучаемый академический материал личностным смыслом, что позволяет закрепить и эмоционально обогатить получаемые знания.

Перед началом работы нужно обсудить со студентами проблему формирования гендерной идентичности. Для структурирования дискуссии преподаватель может задавать следующие вопросы.

1. Когда начинает формироваться гендерная идентичность?

2. Когда ребенок начинает понимать, какого он пола?

3. Чем отличается гендерная идентичность двухлетнего и четырехлетнего ребенка?

4. Когда примерно формируется представление о необратимости половой принадлежности?

5. Что происходит с гендерной идентичностью в подростковом возрасте?

6. Кто и что влияет на формирование и развитие гендерной идентичности у ребенка и у взрослого?

Контрольные вопросы

1. Что такое гендерная идентичность?

3. Какова структура гендерной идентичности?

4. Какие основные этапы формирования гендерной идентичности можно выделить?

5. Какова роль основных институтов социализации в формировании гендерной идентичности?

Список литертуры

1. Баранова Т. С. Теоретические модели социальной идентификации личности // Социальная идентификация личности. – М.: Институт социологии РАН, 1993. С. 35–46.

2. Воронина О. А., Клименкова Т. А. Гендер и культура // Женщины и социальная политика (гендерный аспект). – М., 1992. С. 10–22.

3. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. – 92 с.

4. Клецина И. С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. – СПб.: Алетейя, 2004. – 408 с.

5. Кон И. С. Введение в сексологию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Москва: Олимп; ИНФРА–М, 1999. – 288 с.

6. Ожигова Л. Н. Психология гендерной идентичности личности. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2006. – 290 с.

7. Павленко В. Н., Корж Н. Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе // Психологический журнал. 1998. № 1. Т. 19. С. 75–88.

8. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. – 668 с.

9. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Гендерные тетради. Выпуск первый. – СПб.: филиал Института социологии РАН, 1997. С. 94–124.

11. Ярская–Смирнова Е. Р. Социокультурная репрезентация гендерных отношений // Социокультурный анализ гендерных отношений: Сб. науч. трудов / Под ред. Е. Р. Ярской–Смирновой. – Саратов: СГУ, 1998. – 208 с.

12. Cohen Y. Gender identity conflicts in adolescents as motivation for suicide //Adolescence. 1991. Spring. 26 (101). P. 19–29.

13. Dashefsky A, Shapiro H. Ethnicity and Identity // Ethnic Identity in Society / Ed. by A. Dashefsky. – Chicago: College Publishing Company, 1976. P. 5–11.

14. Hunter J. A. Inter–Group Evaluative Bias and Self–Esteem among Christians // Current Research in Social Psychology. 1998. Vol. 3 (7). P. 74–87.

Читайте также: