Питер брейгель младший биография кратко

Обновлено: 01.06.2024

Питер Брейгель Младший (1564-1637/1638), или Брейгель Адский, повлиял на развитие нидерландской живописи особым образом.

Да, в истории искусства в первую очередь остаются новаторы. То есть те, кто изобретает новые техники и приемы. Те, кто работает так, как никто до них не работал. И такие новаторы работали в то же время, что и Брейгель Младший. Это и Рембрандт, и Караваджо, и Веласкес.

Таким Брейгель Младший не был. Поэтому был забыт на несколько веков. Но в начале XX века вдруг пришло осознание того, что ценность этого художника совсем в другом…

В статье я попытаюсь найти ответ, кем же Питер Брейгель Младший являлся. Просто копиистом или все же великим мастером?

Необычное становление художника

Питеру Брейгелю Младшему было 5 лет, когда умер его отец. Поэтому учился он НЕ у великого мастера. А у своей бабки, тещи Питера Брейгеля Старшего, Марии Верхюлст Бессемерс. Да, она тоже была художником, что вообще невероятно. Вот так Питеру повезло.

Он состарил их, как если бы они были живы на момент написания копии. Ведь на отцовском оригинале они ещё молоды… Очень трогательно получилось.

Проповедь Иоанна Крестителя

Слева: Питер Брейгель Старший. Проповедь Иоанна Крестителя (деталь). 1566. Музей изящных искусств в Будапеште. Фото: The Hand of the Master, 2018. Справа: Питер Брейгель Младший. Проповедь Иоанна Крестителя (деталь). Начало XVII века. Коллекция Валерии и Константина Мауергауз. Фото: Арт Волхонка, 2020.

Но Мария Бессемерс не только учила мальчика живописи, но и передала ему кое-что очень ценное. Кальки-шаблоны отца! Прикрепляя их к доске, можно было скопировать композиционное решение и все формы объектов и предметов. Это было золотой жилой! И вот почему.

Питер Брейгель Старший умер довольно молодым, ему ещё и 45 лет не было. При этом уже при жизни он прославился. На него посыпались заказы. Поэтому он начал делать кальки, чтобы потом в мастерской он и его помощники могли бы копировать наиболее востребованные произведения. Но он умер. А спрос на его работы остался.

В его стиле пытались работать другие мастера. Тот же Клеве. Но у него не было шаблонов. Он мог лишь пару раз увидеть оригинал (в доме хозяина картины) и потом по мотивам написать нечто похожее.

Возвращение стада. Брейгель и Клеве

Слева: Питер Брейгель Старший. Возвращение стада (октябрь-ноябрь). 1565. Музей истории искусств в Вене. Wikimedia Commons. Справа: Мартин ван Клеве Старший. Возвращение стада. 1570-е. Коллекция Валерии и Константина Мауергауз. Фото: Арт Волхонка, 2020.

Есть что-то общее, согласитесь. Но это не точная копия. Клеве упускает величественность природы Брейгеля. Да и фигуры пастухов у него выполнены грубее.

Обратите внимание, что рука у него написана немного выше, чем нужно. Как будто из уха растёт. Брейгель в этом плане создавал более качественные произведения с точки зрения реализма.

Но вот сын мастера Питер Брейгель Младший подрастает и становится мастером. Его принимают в гильдию святого Луки. Это происходит в тот же год, когда умирает Клеве.

Мало того, что парню достаются кальки, да ещё и главный подражатель отца умирает. А спрос ещё есть. Он воспользовался шансом и начал копировать работы отца.

В чем различие работ отца и сына

Но тут самое интересное. Сравнив работы сына и отца, мы замечаем, что они все-таки различаются.

Крестьянская свадьба Брейгелей

Сверху: Питер Брейгель Младший. Крестьянская свадьба. 1616. Частная коллекция. Фото: Арт Волхонка, 2020. Снизу: Питер Брейгель Старший. Крестьянская свадьба. 1567. Wikimedia Commons.

И главное различие – в цвете. Почему-то цветовое решение сына не всегда совпадает с отцовским. Я думаю, что Вы уже догадываетесь почему.

Все дело в кальках. Они-то были у сына, а вот оригинал он не всегда имел возможность увидеть своими глазами. И даже если такая возможность была, сложно запомнить все детали за один раз. Картина могла быть приобретена коллекционерами из другого города. И увидеть оригинал удалось лишь однажды. И то не всегда.

Ещё обратите внимание, что сын несколько упрощает рисунок, в результате изображение получается более гротескным и близким к лубочному.

Вот на этих фрагментах видно, насколько отец более реалистичен, а сын более схематичен.

Питер Брейгель Младший (Адский). Копиист или великий художник?

Что ж, приходилось работать быстрее. Создание копий требовало привлечения помощников, которые обладали меньшим мастерством. Да и в целом такая почти конвейерная работа не предполагала проработки всех деталей.

К тому же эти картины продавались не аристократии, а людям более низких сословий. И Питер Брейгель Младший стремился соответствовать их вкусам. А им по душе был именно вот такой простой стиль. Фигуры и лица более упрощенные, что опять же хорошо видно в сравнении.

Питер Брейгель Младший (Адский). Копиист или великий художник?

Но все же Питер Брейгель Младший был на самом деле очень хорошим мастером, что доказывает вот эта работа.

Питер Брейгель Младший. Добрый пастырь

Питер Брейгель Младший. Добрый пастырь. 1630-е. Частная коллекция. Фото из личного архива.

Она написана также по кальке отца, но выполнена очень качественно. Реалистичное лицо пастуха, соразмерно переданные эмоции несчастного. А также очень подходящий к трагичной сцене пейзаж с редкими деревцами и выжженной солнцем землёй.

Работа столь хороша по исполнению, что долгое время приписывалась отцу. Но все же анализ возраста доски доказал, что она была создана позднее сыном мастера с использованием кальки-шаблона.

Зачем ещё сын менял картины отца

Питер Брейгель Младший. Зимний пейзаж

Питер Брейгель Младший. Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц. 1615-1620. Частная коллекция. Фото из личного архива.

Для понимания масштабов: в России хранится не менее 3 таких копий. В частной коллекции Валерии и Владимира Мауергауз, в Пушкинском музее в Москве и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Скорее всего, такие копии есть и в других частных коллекциях.

Выше мы разобрали, почему у оригиналов и реплик не совпадали цвета.

Но порой Брейгель Младший изменял и композицию отца. И делал он это намеренно. Посмотрите на две их картины.


Сверху: Питер Брейгель Младший. Путь на Голгофу. 1620-е. Частная коллекция. Арт Волхонка, 2020. Снизу: Питер Брейгель Старший. Путь на Голгофу. 1564. Музей истории искусств, Вена. Wikimedia Commons.

У отца Христос с крестом теряется в толпе. И если вы не видели ранее этой картины, то у вас уйдёт какое-то время, чтобы найти главного героя. Сын же делает фигуру Христа крупнее и помещает ее на передний план. Вы почти сразу можете его увидеть.

Почему же сын так изменил композицию, не воспользовавшись готовой калькой? Дело опять же во вкусах заказчиков.

Питер Брейгель Старший закладывал определенную философию, изображая так мелко главного героя. Ведь это для нас распятие Христа — ключевое и самое трагичное событие Библии. Мы понимаем, как много он сделал для спасения людей.

А вот современники Христа едва ли это понимали, не считая немногочисленной группы приближенных к Сыну Божьему. Людям не было дело до того, кого там ведут на Голгофу. Разве что с точки зрения зрелища. Это событие терялось в ворохе их ежедневных забот и дум.

Ссылка на бесплатный курс

Картина создана по фразе из Евангелия от Матфея. Она гласит, что его накормили, напоили, одели, к больному ходили, в заключении посещали, как путника принимали. В Средневековье к его словам добавили еще одно дело милосердия – захоронение по христианским законам.

На гравюре Питера Брейгеля Старшего мы видим не только все семь благих дел, но и аллегорию милосердия – девушку по центру с птицей на голове.


Сверху: Питер Брейгель Младший. Семь дел милосердия. 1620-е. Частная коллекция. Фото: Арт Волхонка, 2020. Снизу: Питер Брейгель Старший. Милосердие. 1559. Музей Бойманса ван Бенингена, Роттердам. Фото: The Hand of the Master, 2018.

А сын не стал ее изображать и превратил сцену почти в просто жанровую. Хотя мы по-прежнему на ней видим все дела милосердия.

Семь дел милосердия

Семь дел милосердия: 1. Одеть 2. Накормить. 3. Напоить. 4. Посетить в заключении. 5. Похоронить по-христиански. 6. Дать кров путнику. 7. Посетить больного.

НЕ отцовское наследие

Важно отметить, что Питер Брейгель Адский создавал реплики не только отца. И вот тут как раз я объясню, почему его прозвали Адским.

Ведь он пробовал работать и в стиле Босха, создавая фантастических существ. Поэтому его прозвали Адским, как раз из-за этих ранних работ.

Но потом спрос на босховские фантазии угас: людям хотелось больше жанровых сцен. И художник переключился именно на них. Но прозвище так прижилось, что аж до наших времён дошло.

Питер Брейгель Младший. Деревенский адвокат

Питер Брейгель Младший. Деревенский адвокат (Крестьяне у сборщика налогов). 1630-е. Частная коллекция. Арт Волхонка, 2020.

Видите, даже настенный календарь остался на французском языке. И здесь это сатира, высмеивание работы налоговых юристов…

Это была очень популярная жанровая сцена, поэтому художник и его мастерская сделали немало реплик.

Нидерландские пословицы

Куда же без нидерландских пословиц! Вы же наверняка знаете невероятную картину Питера Брейгеля Старшего на эту тему. О ней я писала вот в этой статье.

Питер Брейгель Младший (Адский). Копиист или великий художник?

Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. 1559. Берлинская картинная галерея, Германия. Wikimedia Commons.

В начале XVII века тема не потеряла актуальности. Однако уже было в тренде вешать на стены декоративные тарелки, на которых визуально рассказана та или иная пословица.

А вот справа показана двойственная натура некоторых людей, когда в лицо они говорят одно, а думают совсем другое. Словно несут одновременно и воду, и огонь.

Питер Брейгель Младший в России

В середине XVII века интерес к Брейгелям начал угасать. И возобновился он только в начале XX века! Но цены на их работы в связи с этим взлетели. В коллекцию Эрмитажа и Пушкинского музея так и не было приобретено ни одного Питера Брейгеля Старшего. Но попало несколько работ его старшего сына.

В общем-то не так много работ, согласитесь.

Заключение

Питер Брейгель Младший никогда не скрывал, что он копирует работы отца. И всегда подписывал их своим именем. То есть с рынком он был предельно честен. Он не пытался выгоднее продать картину, выдав ее за работу отца. Это был его путь, но он на самом деле укрепил фундамент, заложенный отцом.

А ещё благодаря Брейгелю Младшему мы знаем о тех работах великого мастера, которые были утеряны. И только через копии сына мы можем получить более полное представление о творчестве отца.

PS. Важно упомянуть, что у Питера Брейгеля Старшего был ещё один сын, по имени Ян. Ему был всего лишь год, когда умер отец. И так же, как и его старший брат Питер, он никогда не учился у отца. Ян Брейгель Старший (Бархатный или Цветочный) тоже стал художником, но пошёл другим путём.

В другой небольшой статье я как раз рассказываю о нем. После ее прочтения Вы уже не будете путать братьев. И ещё лучше разберётесь в знаменитом семействе художников Брейгелей.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

брейгель питер младший

Брейгель Питер младший (1564/65–1636), живописец из Фламандии, имел прозвище Адский. Он известен по многочисленным копиям произведений своего отца, Питера Брейгеля-старшего, а также по оригинальным работам. Большое количество копий готовилось для продажи на родине, а также шло за границу. Это способствовало международному признанию картин его отца. На портрете ван Дейка предстает перед нами Брейгель Питер младший. Фото рисунка и показывает его красивый облик, и дает характеристику как умудренного жизнью человека.

Питер Брейгель-младший: биография

Сын Питера Брейгеля-старшего по прозвищу Крестьянский и его жены Майкен Альст родился в Брюсселе и лишился отца в возрасте пяти лет. Вместе с братом Яном (которого называли Бархатным, Райским или Цветущим) и сестрой Мари он стал жить у своей бабушки Мейке Верхюлст. Бабушка была вдовой плодовитого художника Питера Кука ван Альста. Она и сама была опытной художницей, известной своими миниатюрами. Возможно, Карел ван Мандер Майкен Верхюлст, фламандский живописец в стиле северного маньеризма, поэт, историк и теоретик искусства, был первым учителем ее двух внуков.

Через некоторое время после 1578 года семья Брейгелей переехала в Антверпен. Вероятно, Брейгель Питер младший пришел в мастерскую ландшафтного живописца Гиллиса ван Конингсло, который учился у Питера Кука ван Альста. Его учитель уехал из Антверпена в 1585-м, но к этому времени Брейгель уже был принят в гильдию святого Луки в качестве независимого, самостоятельного живописца.

5 ноября 1588 года Брейгель Питер младший женился на Элизабет Годделет. У них родилось семь детей, многие из которых умерли в раннем детстве. Один из сыновей, которого звали Питер Брейгель III, также станет художником. Сам Брейгель Питер младший держит большую мастерскую в Антверпене, в которой в основном изготавливаются недорогие копии работ его отца, которые хорошо продаются и в стране, и за рубежом. Однако несмотря на достаточное количество заказов художник часто испытывает материальные затруднения. Скорее всего это связано с чрезмерным употреблением алкоголя. У него было не менее девяти учеников, в том числе такие, как Франс Снейдерс и Андриес Даниэлс. После того как они научились работать, изготавливая копии в мастерской Брейгеля, оба прославились как мастера натюрморта.

Художник Питер Брейгель-младший умер в Антверпене в возрасте 72 лет.

Самостоятельные работы

Живописец, как уже было сказано, в большей степени специализировался на создании многочисленных копий с наиболее известных работ своего отца. Сам же Питер Брейгель-младший писал пейзажи, картины на религиозные сюжеты и жанровые деревенские сцены. Его имя и работы были забыты в XVIII и XIX веках, пока он не был заново открыт в первой половине XX столетия.

Создатель копий

Рождественская тема

Реферат по истории. Питер Брейгель-младший

Искусство Северного Возрождения развивалось по совсем иным законам, если сравнивать его с итальянским. Во-первых, оно отстало почти на столетие. Во-вторых, у художников не было великих образов греко-римской культуры. И последнее, оно развивалось на фоне борьбы за свободу против испанских захватчиков и реформирования Церкви. В целом все это выразилось на картинах нидерландских живописцев большей близостью к готике и более условными и архаичными формами. До какой-то степени в их творчестве присутствует языческое восприятие мира: Бог растворен в каждой его частице. Меж тем официальная доктрина это отрицает. Бог далеко и надзирает за деяниями людей.

Художники Нидерландов стремились украсить повседневный быт, поэтизировали повседневность. Поэтому пейзаж из фонового изображения на картине стал самостоятельным жанром, как и натюрморт.

Династия Брейгелей по праву считается одной из самых плодовитых в мире искусства. Представители нескольких поколений этого знаменитого фламандского семейства дарили миру настоящие шедевры живописи. Картины Питера Брейгеля-младшего не менее известны, чем работы его отца, которые, несомненно, изначально служили примером для молодого художника. Однако впоследствии Брейгелю-младшему удалось создать собственный неповторимый стиль и выработать особую, легко узнаваемую манеру исполнения.

Особенности творчества художника Питера Брейгеля-младшего : на раннем этапе творчества в его картинах можно обнаружить множество сюжетов из Библии, картин Страшного Суда, но затем мастер переключил свое внимание на сцены из крестьянской жизни.

Питер рано лишился отца, поэтому его воспитанием и обучением занялась бабушка, известная в то время миниатюристка. Под ее руководством будущий художник получил профессиональное образование. В ранних картинах Питера-Брейгеля младшего особенно заметно подражание его знаменитому отцу: живописец много работал с его эскизами и копировал полотна, переносил на холст гравюры и рисунки.

Вдохновение для своих картин Питер Брейгель-младший стал искать в обыденном: жизни простых людей и природе родной страны. Несмотря на то, что сам художник был городским жителем, он был хорошо знаком с обычаями крестьян, особенностями сельского быта. Полотна Брейгеля невероятно интересны и насыщены деталями, незаметными на первый взгляд.

Но все-таки, несмотря на существующие тогда нормы и правила в искусстве, не все шедевры Брейгеля созданы в назидание. В первую очередь, это картины, с помощью которых художник выразил любовь к простым жителям своей страны и дал возможность зрителю многое узнать об их повседневной жизни.

Старший сын известного и востребованного фламандского живописца Питера Брейгеля Старшего родился в Брюсселе, вероятно, в доме, где художник проживал со своей супругой Майкен Коэке ван Аэлст. В 1569 г. отец семейства скончался, а в 1578 г. умерла мать художника. Питер, его младшие сестра Мария и брат Ян, ставший впоследствии также художником, были взяты на воспитание бабушкой по материнской линии, Майкен Верхулст. Согласно Карелу ван Мандеру, фламандскому живописцу и историку искусства XVII в., именно бабушка Майкен стала первой учительницей братьев. Сама Верхулст была второй женой художника Петера Коэке ван Аэлста и после его смерти завершила часть его заказов. Также существуют свидетельства, что она самостоятельно выполняла заказы на миниатюры. Однако на настоящий момент нет подлинно атрибутируемых ей произведений искусства.

Творчество

Питер Брейгель мл. скончался в Антверпене в возрасте 72 лет, оставив после себя значительное художественное наследие. Трудно переоценить его роль в деле сохранения наследия его отца для истории живописи.

Читайте также: