Заповеди народной педагогики в фольклорных произведениях кратко

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

по педагогике

Народная педагогика в воспитании дошкольников

Студентка 1 курса, группы № 156

Кравченко Светлана Александровна

М еждуреченск

Введение 3

Основная часть 4-13

Значение народной педагогики в воспитании дошкольников. 4

Фольклор, как ведущий компонент народной культуры. 4-5

Малые фольклорные жанры - средства народной педагогики 6-11

Сказка в воспитании дошкольников. 11-13

3. ЗаключениЕ 14

4. Список литературы 15

Детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющим нежным румянцем восходящего солнца.

В первых лучах солнца уже видится наступающий день и поэтому занятия в детском саду начинаются с пожелания детьми друг другу доброго утра, с улыбки, с хорошего настроения.

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.

А что может духовно обогатить среду?

Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно, как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлого, поступь настоящего и будущего.

И звучат из поколения в поколение колыбельные песни, сказы, потешки, пословицы и поговорки.

Основная часть

1. Значение народной педагогики в воспитании дошкольников.

Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей.

Ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется собственное мировоззрение. Как же он смотрит на этот мир? С улыбкой и любовью или же, как завоеватель и потребитель, которого ничто не интересует кроме собственного “я” и своей выгоды?

Ребенок будет взрослеть, и жизнь поставит перед ним отнюдь не легкие проблемы. Останется ли он милосердным, великодушным, человечным? Станет ли помогать бедным, престарелым, родным, друзьям? Отзовется ли по-доброму его душа на нужды и беды общества?

Народная педагогика – это проверенная жизнь, в воспитательной практике, передаваемая из поколения в поколение, вышедшая из распространенного народного опыта как бы книга идей, мыслей, нравоучений, примеров воспитания, средств воспитания.

Это родник мудрости, здоровой нравственности. В основе ее лежат человечность, милосердие, уважение к людям, скромность, порядочность.

На плечи воспитателя ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развить и воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он не вырос бездумным равнодушным человеком.

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.

2. Фольклор, как ведущий компонент народной культуры

Важнейшими воспитательными средствами служат разные формы устного народного творчества.

Народная педагогика использует в качестве основных средств воспитания все компоненты народной культуры.

Ведущим компонентом народной культуры является - фольклор.

От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки и т.д. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочкуРябу, козу-дерезу, репку.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что плохо, что красиво и что не красиво.

Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д.Ушинский.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор.

В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.

Детский фольклор - часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки).

И теоретики - педагоги, и воспитатели - практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.

Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

3. Малые фольклорные жанры - средства народной педагогики в детском саду

Если ребенка просто одевать, мыть и кормить— это, значит, за ним ухаживать. Если с ребёнком в разных ситуациях разговаривать — это, значит, его воспитывать: ибо человек должен знать, что его любят, с ним общаются, разговаривают.

Знакомство с лучшими образцами устного народного творчества должно осуществляться как можно раньше. Оно начинается с песенок, потешек, пестушек.

Согласно правилам народной педагогики, для того, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы бодрствования радостные эмоции. Благодаря простоте и мелодичности звучания пестушек дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Некоторые пестушки, усложняясь, развивая игровое начало, переходят в жанр потешек.

В древности детей не воспитывали, а пестовали.

Пестование - это целый процесс настройки взрослых на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли.

Оказывается, все старославянские “игры для самых маленьких” (типа “сороки-вороны”, “трех колодцев”, “ладушек”) - и не игры вовсе, а лечебные процедуры.

Вот если, учить дитятю мыть руки, умываться, нужно произносить пестушку вроде:

Умой мое личико -

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Так вот, если пичкать ребёночка этими приговорками - пестушками, то устанавливается ритм, организм включается в общий энергетический поток земли. На земле все подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов… День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. На том, кстати, и строятся заговоры от болезней: ведуны ловят “здоровый ритм” и подстраивают под него больной орган. Так что на каждую болячку — свой стих.

Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком:

Психологи, и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Так что вполне вероятно, что, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнет работать.

Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности. К собственной ладошке, к голове или к маминой руке. Для того, должно быть, славянские волхвы и придумали игру в “ладушки”.

Игра называется “ладушки”, потому что она налаживает работу детского организма. Что же обозначает слово “ладонь”? - центр наладки!

Для детей младшего возраста подбираются потешки, которые, не только понятны ребёнку по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра и т.п.

На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти “бабушкины сказки” — не что иное, как массаж в игре.

Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре “Сорока-ворона кашу варила, деток кормила” или ребёнок сам делает, стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.

На центре ладони — проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массаж. Затем увеличивайте круги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы “подгоняете” толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить “варить кашу” надо на слове “кормила”.

Дальше — внимание! Все не так просто. Описывая работу “сороки-вороны” на раздаче этой самой каши деткам, не стоит делать пропусков, указывая легким касанием “этому дала, этому дала…” Каждого “детку”, то есть каждый пальчик вашего малыша надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного — желудка. Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый “легочный меридиан”. Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Эта игра совершенно не противопоказана и взрослым.

Прибаутки - это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динамическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька - мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого.

Однако главная роль прибауток - познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огонь, быки выпивают воду и т.д.

Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой к каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов). Корни считалок уходят в древность.

Заклички - это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к мифологическим существам, старались их умилостивить, обещали жертву:

Дождик, дождик, пуще!

Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличие от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу - заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый.

Излюбленной словесной игрой детей старшего дошкольного возраста были и остаются скороговорки - быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции.

Молчанка - это стихотворный уговор молчать. Но часто содержание ее настолько комическое, что уговор выдержать дети долго не могут, и вскоре кто-то из них обязательно, к немалому торжеству остальных, засмеется.

Загадки также принадлежат в равной степени фольклору взрослых и детей: взрослые загадывали их детям для развития сообразительности.

Загадки - одно из средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения.

Несомненна педагогическая значимость загадок: они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать красоту знакомых обыденных предметов и явлений.

Детский репертуар загадок постоянно обновляется, появляются новые загадки о новых предметах быта, технике и другие. Чтобы правильно отгадать загадку, необходимо хорошо представлять себе предметы, явления, о которых идет речь.

Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла. Пословица заключает в себе иносказательный смысл, более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи.

Поговорка сходна с пословицей, но поговорка - не является полным суждением. Поговорка - часть суждения, часть предложения.

Народ отличил пословицу от поговорки: поговорка — только цветочек, яркое выражение, а пословица - ягодка: это законченное предложение.

4. Сказка в воспитании дошкольников.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно - следственные связи и явления - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Роль детских сказок в развитии детей многогранны - от развития фантазии до развития правильной речи.

Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Детям, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения.

Роль детских сказок - развивать фантазию и воображение ребенка. А также его творческий потенциал.

Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут показать:

Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба Яга, Кощей Бессмертный). И поведение, и поступки характеризуют их с плохой стороны.

Сказку можно использовать для решения многих проблем, потому что она дает великолепный общий язык взрослому, она более информативна и способствует пробуждению творческих сил ребенка.

Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, именно рассказанная малышу. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.

Народная педагогика — составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ. И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы.

Народная педагогика–это совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и с взрослыми.

Таким образом, народ, соблюдая педагогический такт, обращает внимание на людские слабости, пороки, недостатки, пробуждает желание и стремление устранить эти недостатки.

Список литературы

Батурина Г.И., Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М.: Ассоциация проф. образов., 1995

Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. - №9. – С.16-20.

Детские подвижные игры народов СССР / Сост. А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.

Доронова Т.Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования. Обруч. Москва, 2010год- С.119-127.

Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №8. – С.26-31

Знакомство детей с русским народным творчеством / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др. – Спб: Детство-пресс, 2001. – 400с.

Криницина Н. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание. – 1991. - №11.

Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. – 2009. - №4. – С.42-46.

Лялина Л. А. Надо ли вернуться к народному фольклору сегодня? // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 811-817

Фольклор - это, прежде всего, вполне самостоятельное искусство слова. Однако многообразные функции и связи фольклора (познавательные, воспитательные, мировоззренческие, духовно-нравственные, художественно эстетические, бытовосоциальные, культурные, психологические) делают его фактом этнографической действительности, важнейшим историко-этнографическим источником.

Фольклор генетически связан с бытом, поэтому изучение его бытовых связей имеет определяющий интерес для науки. Возможны три вида отношения фольклора к исторической действительности:

1. сознательное стремление к ее изображению,

2. восхождение к ней как основе

3. невольное ее воссоздание.

Конечно ближе к истории восходящий подчас к глубокой древности исторический фольклор, т. е. мифы, легенды, предания и более поздний по времени формирования героический эпос.

Своеобразно воспроизводя и трансформируя историческую действительность, фольклор создает свой собственный художественный мир. Соотносясь с реальным в частностях, фольклорный мир в целом не совпадает с ним. Поэтому иногда тщетно читать фольклорные тексты прямолинейно этнографически. История развития и самого фольклора, включая бытование его жанров и произведений. Фольклор - многообразно и противоречиво развивал область социально-культурной жизни. Для него во все времена характерны единство и взаимодействие традиции иновации, содержания и формы их параллельное и взаимосвязное сосуществование, изменения, развитие. В фольклоре порой обнаруживается сложный клубок трудноотделимых друг от друга разновременных сюжетно-мотивных напластований.

Тувинский народ создал и пронес через столетия свой национальный самобытный фольклор, разнообразив в жанровом отношении богатый историко-филосовскому, художественно-эстетическому содержанию, пластичный по сюжетно- композиционному строю, живописный по языку.

Будучи универсальной, синкретической формой проявления творчества народа, тувинский фольклор являлся до начала XX столетия той единственной сокровищницей хранения самых важных сведений hctoj : творческого и житейского опыта предыдущих поколений средством передачи, этого опыта последующим поколениям.

Устно-поэтическое творчество тувинцев признано высоким идеалом любви к отчему краю, братства, и мирной жизни, выражено в духе добра, справедливости, благотворного труда, счастливой жизни. Вместе с тем, устное поэтическое творчество народа обучает молодые поколения опыту давно исчезнувших традиций, прививает им выдержанные временем морально этические нормы, эстетические вкусы.

Роль связующего звена между поколениями хранителей фольклора всегда выполняли народные сказатели - исполнители этических сказаний, сказочники, певцы-рассказчики легенд, преданий, музыканты. Они были пропагандистами идей, принципов этики народного художественного творчества, передовыми людьми своего времени, высоко одаренными мудрыми наставниками молодежи и творцами художественных ценностей. Такими были Д. Баазанай, С. Деспен, О. Маннай и др. По свидетельству самих сказателей, а так же исследователей фольклора, народные мастера художественного слова всегда являлись потомственными.

Знатоками и носителями народной мудрости были и мужчины и женщины сказительницы.

Дошедшие из глубины веков до нашей эпохи и беспрерывно обновляющееся устно-поэтическое творчество тувинского народа имеет познавательное значение и служит источниковедческим материалом для многих отраслей современной науки.

В этих строках ученого как бы содержится ответ на вопрос происхождения, сущности устной народной поэзии, преодолевая ряд различных теорий о мифологическом, историческом, аристократическом происхождении фольклора.

По родовым жанровым признакам тувинский фольклор был: тюрско-монгольской народной устной поэзии с четко различимыми элементами индотебетского арабского фольклора: касательно языка, ряда художественно-изобразительных средств, морально-этических (воззрений, исполнительских и охраннонаследственных традиций тувинцев. Фольклор весьма самобытен, самостоятелен.

Общность тувинского фольклора с народным словесным искусством народов Азии опирается на кочевой скотоводческо-охотнический уклад жизни.

Пословицы и поговорки являются важной составной частью духовной культуры тувинского народа образным элементом речевого обихода. О отличаются своей меткостью, сжатостью и силой.

Народ утверждает в пословицах нравственные нормы, которым должен следовать человек: трудолюбие, патриотизм, взаимовыручка, дружба, смелость и честность. Велика сила художественно воздействия пословицы они своеобразны по выражению, красоте, формы, музыкальности звучания. Поэтический язык пословицы богат, прост, точен, выразителен.

Пословицы и поговорки широко используются в произведениях тувинских писателей, печати, выступлениях, в разговорной речи.

Возникла необходимость возрождения национальных обычаев, традиций тувинского народа. Прошлое тувинцев раскрывается в их фольклоре, в том числе и детском, тувинский детский фольклор был необходим, как воздух своим создателям и носителям в прошлом. Он необходим и в настоящем - для возврата к своим национальным корням. Без опоры на него, как и на фольклор в целом, достичь

положительных сдвигов в воспитании детей и юношества просто невозможно.

Главным хранителем тувинского фольклора является рукописный фонд Тувинского научно-исследовательского института языка литературы и истории.

Возрастной период до 3 лет называли младенчеством. По достижении трехлетнего возраста, ребенка учили четко, правильно выговаривать слова, что в дальнейшем очень помогало при усвоении других премудростей жизни.

В старину тувинцы говорили, что развитие ребенка по настоящему начинается с этого возраста, а когда ребенку исполнится 4 года, считали они, в умственном развитии он уступает трехлетнему, так как ребенок с 3 до 4 лет большее время проводит в игре.

С 4 до 6 лет у ребенка развивается память, он хорошо помнит наказы родителей, твердо усваивает название лесистой местности, цветов из прослушанных детских сказок, начинает замечать красоту родной природы.

С 6 лет при участии родителей дети начинают усваивать скороговорки.

В 7-8 лет дети участвовали в словесных состязаниях. Некоторые дети отличались высокой техникой скороговорок. После усвоения скороговорок внимание детей направляли на загадки. Взрослые объясняли детям суть загадки, а затем прилагали все усилия, чтобы привить интерес к загадки делили детей на 2 команды соревнующихся в переменном порядке загадывании и отгадывании загадок. Побежденных тут же наказывали, т. е. заставляли спеть песню, рассказать сказку или небылицу, исполнить ритмичный танец - подражание зверю.

Тувинские пословицы и поговорки сопровождали тувинца от младенчества до конца жизни. Из них многие посвящены родителям.

При отце узнавай человека, при коне узнавай местность.

Тувинцы были убеждены, что воспитание детей следует начинать с раннего детства, ибо какой ребенок, таков и человек, чему подтверждение ряд пословиц:

«Слово матери не выпивай

«Наказ отца - золото,

В пословицах предельно отчетливо выражается нравственный идеал тувинского народа :

О тувинских героических сказаниях следует упомянуть, то что не редко среди взрослых, слушающих героическое сказания располагались и дети. Героические сказания не адресовались на детские аудитории. Это связано с тем, что дети могли заснуть, по этому тувинская народная пословица гласит :

Вор боится злой собаки,

Тувинский детский фольклор — это неотъемлемая, важная часть фольклорного богатства народа в ее различных проявлениях, мировоззрении и психологии, быту и народной эстетике.

На нынешнем этапе развития в период демократических преобразований культура того или иного этноса стала мерилом уровня его духовного развития, показателем самостоятельности, творческой дееспособности.

Тувинская устная поэзия со второй половины XX века благодаря подвижнической деятельности русских ориенталистов вышла за пределы Танды-саянской котловины, а с середины 30-х гг. XX столетия удивила мир своим феноменальным многостилевым жанром хоомей.

Особенности использования народной педагогики в гендерном воспитании в процессе социализации детей в условиях ДОУ Примерное комплексно-тематическое планирование Тема. Развернутое содержание работы. Кто в тереме живет. Сентябрь. Знакомить детей с.

Анализ программ дошкольного образования по воспитанию интереса к этнокультуре средствами народной педагогики В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определённые перемены: обновление содержания образования и воспитания.

Мудрые советы. Часть 1-я

Мудрые советы. Часть 1-я Подборку подготовила Игнатова Н. А., МДОУ детский сад №114 г. Ярославль Агрессия. Многие родители считают, что проявление детьми агрессии.

Мудрые советы. Часть 2-я

Мудрые советы. Часть 2-я Можно ли баловать ребенка. Детям нужна любовь, симпатия и забота, но не следует их слишком баловать. Важная часть воспитания - соблюдение.

Русское народное творчество как средство народной педагогики (продолжение)

Русское народное творчество как средство народной педагогики (продолжение) Богатейший материал для воспитания содержится в пословицах и поговорках. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно выразить.

Социально — нравственное развитие детей раннего возраста средствами народной педагогики Каждый человек хочет жить в красивом и крепком доме. Но чтобы построить такой дом необходимо заложить основательный, прочный фундамент.

Условия воспитания у дошкольников интереса к этнокультуре средствами народной педагогики Батурина Г. И. и Кузина Г. Ф. предлагают планирование учебно-воспитательной деятельности в детском саду на идеях народной педагогике, где.


Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества. Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружение жилища и т.д. Эти первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребенок овладевал знаниями, умениями и навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им. Новое поколение, восприняв опыт предков, использовало его, добавляя при этом в него что-то новое, более совершенное. Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура.

Одновременно развивались и первые идеи обучения и воспитания детей как продолжателей рода. Вместе с опытом трудовой деятельности, направленным на удовлетворение насущных жизненных потребностей в пище, одежде, жилище и др., передавался и опыт общения людей друг с другом. Эти отношения из поколения в поколение закреплялись, развивались и совершенствовались в языке, живописи, символах.

С развитием народной культуры появляются правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты и заповеди-разрешения.

С веками, передаваясь от поколения к поколению, они оттачивались, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание нашими предками великого значения воспитания и обучения детей для сохранения процветания народа.

Подобные рекомендации, наставления, поучения, своды нравственных норм и правил есть у всех народов, населяющих Россию. При этом эти правила, рекомендации и др. очень близки по смыслу, по формулировкам, что доказывает наличие общих закономерностей в развитии народных культур, и в частности тех их областей, которые относятся к развитию и воспитанию подрастающих поколений: от раскрытия содержания идеала личности к способам и правилам организации воспитательных процессов.

Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей наций, этносов, народностей, регионов. Поэтому у каждого народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания, совершенствующаяся из поколения в поколение.

Человек – связующее звено, по меньшей мере, трех столетий. В том столетии жили дедушки и бабушки со своими родителями, мы их помним, в этом столетии мы живем со своими родителями и детьми, а вот в следующем будут жить наши внуки со своими родителями и детьми. Они будут помнить нас.

Что же касается педагогических традиций, носителями которых мы сами являемся, то сохранение их в роду в течение трех веков – это и есть народная педагогика в действии.

Педагогика неразрывно связана с историей народа, является его коллективным творчеством. Она существует столько, сколько существует народ.

Русский педагог К.Д.Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. Они издавна были самой эффективной формой педагогического воздействия на личность.

Сказки играют особую роль в нравственном воспитании ребенка. Они помогают показать детям: как дружба помогает победить зло ("Зимовье"); как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят"); что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка"). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница. ), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Практика показывает: сказки можно использовать и как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки. Они знают кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его. У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью.

Для воспитания детей дошкольного возраста фольклор не утрачивает своего воспитательного воздействия. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности (2, стр. 4).

Создавшийся веками поэтический материал малых фольклорных форм в сочетании с реальностью, находясь в обыденном состоянии, постепенно преображают её, и в результате поэтизация обычных предметов и явлений подчёркивает их достоверность и одновременно с этим возвышает обыденное, обогащает речь ребёнка.

Современные психологи давно уже осознали ценность народных педагогических методов. В наше время почти не слышны призывы отвернуться от наследия прошлого, смотреть вперед, а не назад.

И разве ребенка воспитывают только люди? А птицы, что встают в саду раньше самой проворной хозяйки, - не воспитывают? А цыплята, которые пьют, толкаясь, из старой миски? А река, а лес, а земля?

Воспитательная возможность народной педагогики, как верно отмечает А.А. Данилов, заключается в том, что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности: добро-зло, щедрость-жадность, честь, скромность, долг и т.д. Первенство здесь отдается фольклорному материалу, его нравственной сущности. Обращение к огромному и богатому миру русской культуры особенно необходимо еще и потому, что она животворно и очищающее влияет на маленького человека. Напившись из этого чистого родника, он познает сердцем родной народ, становится духовным наследником его традиций, а значит, вырастает настоящим человеком (2, стр.7).

И в заключение хочется отметить: дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Сейчас, воспитывая подрастающее поколение, необходимо обращаться к такому ценному учебнику жизни, как народная педагогика. Свод законов тут прост, но в них огромен многовековой опыт поколений. В этой сокровищнице житейской мудрости немало поучительного могут найти и ученые-педагоги, и родители.

Наивно было бы полагать, что народная педагогика поможет нам решить все сложные проблемы нашего бытия. Всему свое место. Но можно с уверенностью утверждать, что в опыте наших отцов и дедов есть зерна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.

В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой высоте. Соответственно, конечно, и словесные средства обучения и воспитания. Возьмите для примера частушки, прибаутки, скороговорки, речитативы, песенки, загадки, пословицы, скороговорки, приговорки, моления, назидания, басни, притчи. И особенно сказки…

Сила слова невероятна велика в жизни человека. Не зря говорят о слове: можно им убить, можно воскресить.

Народная педагогика несомненно, ставила и задачи умственного развития детей. Сколько детских сказок, загадок, скороговорок в устном народном творчестве! Все они преследовали педагогические цели, одна из которых – умственное развитие детей. Если бы народная система воспитания не проявляла заботу об интеллектуальном развитие подрастающих поколений, то едва ли из народа вышло бы так много гениальных учёных, изобретателей, художников и писателей.

Народная педагогика не обошла также вопроса и о физическом развитии детей. Известно, что гимнастика и многие другие виды спорта были недоступны народу. Но довольно широко были распространены всевозможные подвижные игры.

До возникновения письменности педагогические идеи передавались из поколения в поколения с помощью произведений устного народного творчества, Сказки, пословицы, поговорки, загадки, предания, и песни – замечательные памятники народной педагогики, кладезь педагогической мудрости. Такие педагогические требования, как принцип природосообразности, принцип естественных последствий, получил отражение, хотя и в самой примитивной форме, в произведениях устного народного творчества задолго до обоснования их в педагогической науке.

Возникает вопрос: как проявляется народная педагогика в детском фольклоре?

Мы в своей исследовательской работе попробуем представить (насколько позволит объём данной работы) несколько жанров детского произведения в которых покажем проявления народной педагогики.

Пестушки: «Наиболее правильно поняла специфику произведений этого рода О. И. Капица, её точку зрения разделил В. П. Аникин.

Небылицы – перевёртыши: - задача перевёртышей – способствовать активизации рассудочной деятельности ребёнка, дать обильный материал, требующий анализа, систематизации в соответствии с логикой естественных связей. Народная педагогика обрела эффективное средство стимулирования познавательной деятельности детей. Интерес ребёнка к перевёртышам поддерживается их редкой эстетической действенностью.

Докучные сказки: - большой педагогической ценности не имеют, но способствуют развитию выдержке, умеренности в желанниях, чувства юмора. Приложение 3 (9.1-9.2).

Сегодняшняя педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не могли ставиться народной педагогикой. В то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Можно было бы привлечь внимание педагогов к этим находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе – и родителям как естественным воспитателям. Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою неумело зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве.

Методика использования детского фольклора в детских садах и других дошкольных учреждениях не вызывает серьёзных возражений. Большой интерес могли бы представить исследования взаимного влияния детского фольклора и детской литературы на развитие детей.

Несомненно, что интерес к детскому фольклору будет с каждым годом возрастать. Широкая постановка собирательской работы. Глубокое изучение художественных особенностей отдельных жанров крайне необходимы.

Детский фольклор должен стать ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Поэзия пестования в последние годы претерпела значительные изменения. Молодые матери, как правило, прибаутке, докучной сказке предпочитают детскую книжку, колыбельной песне — режим сна, пестушке — физзарядку по рекомендации врачей. Но во многих районах поэзия пестования еще сохраняет свое традиционное назначение. 60—70-е годы характеризуются повышенным интересом педагогики, филологии, физиологии, фольклористики и психологии к воспитанию детей дошкольного возраста.

Таким образом, детский фольклор – это специфическая область устного художественного творчества, имеющая в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Это утверждение прослеживается в данной работе.

Список использованных источников

1. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст] М.: Высшая школа, 1987.- 254с.

2. Аникин, В.П. Русский фольклор [Текст] М. Высшая школа, 1987.- 283с.

4. Василенко, В.А. Детский фольклор [Текст] — М.: Высшая школа, 1978.- 198с.

5. Виноградов, Г.С. Народная педагогика [Текст]. Иркутск, 1996. – 231с.

6. Виноградов, Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии [Текст]. - Иркутск, 1990. – 195с.

8. Капица, О.И. Детский фольклор [Текст]: Л., 1948.

9. Литвин, Э.С. К вопросу о детском фольклоре [Текст]: М.—Л., 1958. -203с.

10. Мельников, М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики [Текст]: Новосибирск, 1985.- 243с.

12. Соколов, Ю.М. Русский детский фольклор [Текст]: М – Л, 1991. – 297с.

13. Чуковский, К.И. От двух до пяти [Текст]: М., 1963.

1.Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки, баю. 2. Ночь пришла,

Тихо смотрит месяц ясный Темноту принесла;

В колыбель твою. Задремал петушок,

Стану сказывать я сказки, Запел сверчок,

Песенку спою, Уж поздно сынок,

Ты дремли, закрывши глазки, Ложись на бочок,

Баюшки, баю. Баю-бай, засыпай…

Богатырь ты будешь с виду 3. Баю- баю, за рекой

И казак душой, Скрылось солнце на покой.

Провожать тебя я выйду, У Алёшиных ворот,

Ты махнешь рукой. Зайки водят хоровод:

Сколько слез я втихомолку Зайки, заиньки,

В эту ночь пролью. Не пора ли баиньки?

Спи, младенец мой прекрасный, Вам под осинку,

Алёше - на перинку.

Баю – баю, Лёшенька

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 52250
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы



. занятия, которые носили более сложный и насыщенный характер, что явилось результатом динамического нарастания сложности разработанной нами программы. Таблица 5 Программа развития музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора Этапы № занятия Цели Содержание работы I. Развивающий 1. Развитие слухового внимания, зна-комство с инструментом фортепиа- но, .

. приёмов исполнения (мимики, жестов, окраске голоса). Высокий уровень выражения эмоции – полное соответствие исполнения и внешнего облика настроению произведения. 2.3. Методика развития музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста В школе урок музыки является органической частью системы эстетического воспитания и во многом он ориентирован на нравственное развитие школьника. Развитие .

ару в начальной школе; рассмотреть считалки, жеребьёвки, дразнилки. 1. Детский музыкальный фольклор и требования к музыкальному репертуару в начальной школе 90-е годы ХХ столетия характеризуются новой "фольклорной волной": проникновением в школу широкого фольклорного движения, пристальным интересом музыкантов, педагогов, искусствоведов, культурологов, этнопсихологов и этнопедагогов к .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народная педагогика (этнопедагогика) – это совокупность педагогических знаний и опыта воспитания, сохраняющаяся в народных культурных традициях, в народном художественном творчестве, в свойственных каждому народу особых устойчивых формах взаимодействия разных поколений друг с другом.

Народная педагогика сохраняет в себе общие черты национальной культуры и является важнейшим средством обеспечения преемственности поколений, целостности этноса.

Средства народной педагогики:

- фольклор – произведения народного поэтического творчества (народные песни, сказки, пословицы, поговорки, скороговорки и т.д.);

- народные игрушки (куклы, лошадки, различные фигурки людей и животных издавна используются разными народами, чтобы рассказать детям об окружающем их мире, о взаимодействии человека с другими людьми, с природой);

- труд – средство, позволяющее не только готовить ребёнка к самостоятельному труду во взрослой жизни, но и укреплять связь поколений, передавая от старших младшим опыт практической деятельности;

- народные игры, отличающиеся большим разнообразием: подвижные (салки, прятки, горелки, жмурки, кошки-мышки), игры на внимание, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, сюжетно-ролевые (например: дочки-матери, казаки-разбойники – такие, в который дети разыгрывают различные ситуации из жизни взрослых) и др.;

- религия выступала одним из важнейших источников нравственного и эстетического воспитания; постоянно обращаясь к богу, дети ясней представляли себе идеал нравственной жизни, а посещая храм, они любовались красотой убранства и стремились к прекрасному в жизни;

- народные праздники, которые были связаны с важными событиями в семье и в общине (например: именины, свадьба) либо с религиозными традициями (Троица, Пасха, Рождество и т.д.); таким образом, участвуя в праздниках, дети усваивали обычаи своего народа, религиозно-нравственные ценности, учились общаться с людьми разного возраста, и статуса;

- забота о младших и престарелых членах семьи воспитывала ответственность, милосердие;

- взаимопомощь в крестьянской общине (помощь погорельцам, сиротам, потерявшим кормильца, пострадавшим от болезни, стихийного бедствия, неурожая) развивала чувство сплоченности, формировала взаимовыручку;

- социальный контроль – особое средство, когда каждый член социальной группы, общины несёт ответственность не только за своих, но и за чужих детей (не задумываясь, поможет плачущему малышу, похвалит ребёнка за хороший поступок, сделает замечание шалуну, расскажет его родителям о плохом поведении и т.д.);

- быт как средство воспитания позволяет увидеть педагогический смысл в любой, даже самой обычной бытовой ситуации (напомнить ребёнку о его обязанности в работе по хозяйству, о том, что надо первым поздороваться со старшими и т.д.).

Эти и другие средства народной педагогики сегодня с успехом используются в профессиональной педагогической деятельности.

Исследуя народную педагогику, учёные приходят к выводу, что её элементы не являются разрозненными, вместе они образуют единую систему воспитания. Разумеется, эта система возникла не на научно-теоретической основе, однако она формировалась и совершенствовалась на протяжении многих веков, и поэтому обладает высокой эффективностью и отражает определенный уровень педагогических знаний.

С древнейших времен сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношей, подготовки к семейной жизни, к труду, к защите родины, формирования у нового поколения уважения к законам и нормам общественной морали. Идеи и опыт народной педагогики особенно актуальны в общественном, семейном и дошкольном воспитании. В ней четко выражены понимание добра и зла, поощряемые и осуждаемые в народе ценности, черты характера и качества личности (трудолюбие – лень, смелость – трусость, верность – предательство и т.д.).

В народной педагогике учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, а используемые методы отличались большим разнообразием: разъяснение, совет, убеждение, показ, личный пример, приучение, принуждение, порицание, запрет, упрек, поощрение, наказание (моральное и физическое), соревнование. (В современной педагогической деятельности принуждение и приучение считаются нежелательными, а физические наказания и вовсе запрещены, однако не будем забывать, что времена, когда формировалась народная педагогика, были гораздо более суровыми.)

Неудивительно, что богатое педагогическое наследие разных народов мира служит источником идей для научной педагогики.

Идеи народной педагогики сохранили актуальность в XX веке, к ним обращались выдающиеся советские педагоги Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.

В наши дни народная педагогика по-прежнему является неиссякаемым источником педагогических идей.

Читайте также: