Идентификация это в банке кратко

Обновлено: 02.07.2024

Как правило, при совершении операций клиент обязан предъявлять паспорт. Согласно положению ЦБ 262-П, документами, удостоверяющими личность, кроме паспорта могут являться заграничный паспорт, паспорт моряка, военный билет, временное удостоверение личности, выдаваемое органами внутренних дел, и свидетельство о рождении для граждан, не достигших 14 лет. В положении также есть оговорка про иные документы, признаваемые в соответствии с российским законодательством как удостоверяющие личность, но обычно кредитные организации пользуются установленным перечнем и идут навстречу клиентам в редких случаях.

Законодательство разрешает банкам не проводить идентификацию клиента, если он совершает операцию по обмену валюты на сумму меньше 15 тыс. рублей, но некоторые финучреждения, руководствуясь своими внутренними правилами, требуют паспорт при совершении операций на любую сумму. При этом они ссылаются на норму 115-ФЗ, согласно которой работник банка может потребовать паспорт, если у него возникают подозрения, что данная операция проводится в целях отмывания преступных доходов или финансирования терроризма.

Смотреть что такое "Идентификация клиента в банке" в других словарях:

Электронные деньги — (Electronic money) Электронные деньги это денежные обязательства эмитента в электронном виде Все, что нужно знать об электронных деньгах история и развитие электронных денег, перевод, обмен и вывод электронных денег в различных платежных системах … Энциклопедия инвестора

ЗАКОН ОБ ОБРАЩАЮЩИХСЯ ДОКУМЕНТАХ — NEGOTIABLE INSTRUMENTS LAWЭто закон, относящийся к обращающимся документам, дважды подвергавшийся кодификации с целью достижения большего единообразия для различных штатов. Начиная с 1897 г. первоначальный Единый закон об обращающихся документах… … Энциклопедия банковского дела и финансов

С 2001 года банки и другие субъекты Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ обязаны идентифицировать клиентов перед тем, как их обслуживать. За 18 лет закон сильно изменился и дополнился новыми субъектами и требованиями. В этой статье рассмотрим актуальный порядок идентификации и состав сведений о клиентах, которые банк должен установить.

Что такое идентификация

Любые операции в банке должны совершаться непосредственно владельцем счета. Для того чтобы предотвратить нелегальные переводы, кредитные организации идентифицируют клиента.

Идентификация — мероприятия, которые помогают банку установить и подтвердить достоверность сведений о клиентах, представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах. Если клиент совершит экономическое преступление или окажется замешанным в финансировании экстремизма, имеющиеся данные помогут установить личность виновного.

Порядок идентификации клиента в банке

На первом этапе идентификации банк собирает сведения о клиенте с опорой на оригиналы документов и заверенные копии.

В отношении физических лиц — ФИО, гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина на пребывание в РФ, адрес места регистрации и жительства, ИНН.

В отношении юридических лиц — наименование, организационно-правовая форма, ИНН или код иностранной организации, ОГРН и адрес регистрации.

В отношении иностранной структуры без образования ЮЛ — наименование, регистрационный номер или код структуры, место ведения основной деятельности. Для трастов также устанавливаются состав имущества, находящегося в управлении, ФИО и адрес места жительства учредителей и доверительного собственника.

Кроме того, принимая и продолжая обслуживать клиентов, субъекты 115-ФЗ обязаны:

  • определять цели финансово-хозяйственной деятельности, финансовое положение и деловую репутацию клиентов;
  • выяснять источники происхождения денег и имущества, с которыми выполняются транзакции;
  • идентифицировать бенефициарных владельцев клиента;
  • выявлять среди клиентов публично-должностных лиц;
  • обновлять информацию о клиентах, представителях, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год;
  • обновить данные в течение семи рабочих дней, если появятся сомнения в достоверности и точности информации;
  • хранить и представлять полученные сведения в Росфинмониторинг;
  • сверять списки клиентов с перечнем организаций и физических лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму, и блокировать расчетный счет таких клиентов.

Упрощенная идентификация

Упрощенная идентификация не предполагает выяснения представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров клиента. Банк устанавливает у физлица только ФИО, серию и номера паспорта , и подтверждает достоверность этих сведений оригиналами документов или заверенными копиями.

Такая система идентификации применяется к физлицам, если соблюдены следующие условия:

  • операция не подлежит обязательному контролю;
  • клиент не причастен к экстремистской деятельности или терроризму;
  • у банка отсутствуют подозрения в преступных целях клиента;
  • операция не носит запутанного или необычного характера.

Упрощенная идентификация, например, проводится в случае, когда физлицо переводит деньги без открытия банковского счета или банк предоставляет клиенту электронное средство платежа. Подробнее применение упрощенной идентификации объясняется в ст. 1.1 и 1.2 115-ФЗ.

В каких случаях не требуется идентификация физлица

Ряд операций с деньгами не требует идентификации клиента по 115-ФЗ:

  • перевод без открытия счета, если сумма не превышает 15 тыс. рублей;
  • покупка ювелирных изделий на сумму до 40 тыс. рублей;
  • покупка валюты на сумму до 40 тыс. рублей.

Однако если у сотрудника банка возникнут сомнения в целях операции, у клиента могут потребовать сведения и документы, необходимые для идентификации.



(Изображение взято отсюда)

Не всегда усложнение технологии ведет к улучшению результата. В сегодняшней статье мы постараемся показать, что сложное техническое решение по биометрической идентификации и аутентификации клиентов в банковских приложениях вполне заменимо традиционным предъявлением паспорта, но в современной интерпретации “подключенного мира”: в качестве “проверяющего” сотрудника банка вполне может выступать приложение с внедренным модулем распознавания и проверки документа. Мы не ставим своей целью критиковать или ставить под сомнение необходимость развития биометрических способов идентификации личности как самостоятельного технологического направления. Мы показываем, что современные технологии догоняют друг друга, постепенно совершенствуясь за счет упрощения и “облегчения” алгоритмов.

Вопрос удаленной идентификации, особенно в банковской сфере, где от качества примененного решения, его точности и безопасности зависят не только персональные данные человека, но и его финансовое благополучие, в последнее время стал чрезвычайно актуальным, особенно, когда мир резко ушел в онлайн. Высветились основные проблемы, связанные с техническими, юридическими и организационными аспектами. И если не так давно казалось, что биометрия и распознавание лиц смогут решить все проблемы разом, то при стресс-тесте, которому подверглась планета, выяснилось, что биометрия далеко не единственный, и уж точно не самый безопасный для всех сторон способ обеспечить удаленную идентификацию клиента. Достаточно посмотреть к чему приводят неуверенные технологии распознавания с низким уровнем точности. Недавний пример — штраф, выписанный не тому человеку, из-за его 61% схожести с тем, кому этот штраф предназначался [1].

Несколько лет назад, когда у нас в стране начали вводить единую систему биометрических данных, именно удаленное распознавание по биометрическим показателям человека расценивалось как наиболее точный метод удаленно верифицировать человека.

Вот как описывают процесс биометрической удаленной идентификации на одном из сайтов [2]:

Удаленная идентификация — это процедура первичного знакомства банка с клиентом, которая осуществляется онлайн по определенным биометрическим параметрам (идентификаторам). Ими могут быть отпечатки пальцев, рисунок сетчатки глаз или капилляров на пальцах, голос, контуры лица и даже частота сердечного ритма (встречается и такое). Важно, чтобы: 1) клиент заранее сдал образец своей идентификации; 2) образец хранился в определенной базе; 3) банк имел доступ к этой базе данных; 4) возможно было сверить (подтвердить) предоставленный клиентом материал с образцом параметров, хранящийся в базе данных.

Получается, что перед тем, как использовать биометрию, клиенту необходимо прийти физически в банк (или другую организацию, которая применяет систему), “сдать” образцы своих биометрических данных (самые распространенные — записать голос, отсканировать отпечатки пальцев). И уже после того, как в некотором цифровом репозитории эти образцы появятся, идентификация и аутентификация станет возможной. Процесс, конечно, надежный, но на наш взгляд, крайне сложный и невыгодный ни одной из сторон. Из плюсов здесь то, что биометрия всегда (или почти всегда) с нами. Именно поэтому идентификация по биометрическим данным применима, скорее, в криминалистике и в трансграничном контроле: проводится не только идентификация гражданина по его биометрии, но и в обратную сторону — установление соответствия биометрических данных какому-либо гражданину.


Самое парадоксальное (и неприятное для поклонников исключительно биометрических методов аутентификации) в том, что предъявление собственных отпечатков пальцев, или голоса, или радужки глаза технологически мало чем отличается от ввода 256-битного пароля, известного только клиенту, или использование связки “токен-устройство”, или любого другого метода двух- или трех- факторной аутентификации: в любом случае для машины вся наша биометрия остается набором нулей и единиц. Самое главное, что компрометации биометрические данные поддаются ничуть не сложнее, чем любые другие. Пример тому — утечка данных крупнейшей в мире Индийской базы биометрических данных Aadhaar в 2017 году [3].

Интересно, что в Европе с некоторого времени биометрия уже не рассматривается в качестве единственного средства удаленной идентификации при предоставлении сервисов, имеющих дело с чувствительными данными.

14 сентября 2019 года вступила в действие директива Евросоюза PSD2 [4], также известная как Open Banking. Она требует, чтобы банки обязательно использовали многофакторную аутентификацию при выполнении любых удаленных транзакций. Это означает, что в процессе идентификации/аутентификации пользователя должны использоваться несколько способов подтверждения личности [5]:

  • Знания — какой-то информации, известной только пользователю, например, пароля или контрольного вопроса.
  • Владения — какого-то устройства, которое имеется только у пользователя, например, телефона или токена.
  • Уникальности — чего-то неотъемлемого, присущего пользователю и однозначно идентифицирующего личность, например, биометрических данных.

Для банков в случае принудительного использования систем биометрической идентификации есть еще одна огромная неприятность. Внедрение систем биометрии требует значительных затрат на развертывание сопутствующей информационной инфраструктуры: собственно, оборудования для сбора идентификационных данных, программного обеспечения для их обработки, создание ЦОД или аренда защищенного облачного сервиса для хранения, обеспечение защиты и так далее. Именно поэтому принятие закона об обязательном сборе биометрических данных в России наткнулось на противодействие банковского сообщества и послужило причиной тому, что его принятие откладывается на неопределенный срок [6].

Технологии развиваются и банки постепенно выводят из цепочки взаимодействия с клиентом посредников в виде операторов, менеджеров, агентов. Они остаются лишь там, где необходимо обеспечить так называемое премиальное обслуживание, при котором клиенту предоставляется не только удобство сервиса, но оказывается персональное внимание, либо в тех регионах и теми категориями клиентов, которые по техническим причинам не имеют возможности пользоваться современными техническими средствами. На смену оператору приходит “банк в смартфоне”. Важно, что удаленная идентификация клиента необходима банку на всех этапах взаимодействия. До недавнего времени даже в крупных банках, которые сегодня полностью перешли на электронный документооборот, снимали физические копии с паспорта клиента при совершении каждой операции со счетом, будь то пополнение счета, снятие денег, перевод на другой счет или заключение дополнительных соглашений на подключение интернет-банка или СМС-информирование. Это обеспечивало банку защиту от претензий со стороны клиента о спорных изменениях в договоре или операций по счету.


До тех пор, пока в государстве не создана единая цифровая платформа учета всех граждан с рождения до смерти (наиболее близко к построению такого полностью цифрового общества в Европе подошла сегодня Эстония, построившая за 25 лет полноценное электронное государство, переведя 99% государственных услуг в электронный вид [7]), физическое предъявление нецифрового (печатного) паспорта или другого удостоверяющего документа с одновременной проверкой его подлинности и соответствия предъявителя указанному в документе владельцу, является наиболее точным способом идентификации клиента. В случае удаленной идентификации с использованием программно-аппаратных комплексов роль оператора (контролера, клиентского менеджера) выполняет устройство пользователя: смартфон или компьютер с веб-камерой.

С точки зрения ожидаемого результата предъявление паспорта системе распознавания документов и предъявление паспорта оператору ничем не отличается: в итоге совершения операции данные клиента вводятся в систему управления взаимоотношений с клиентами (СRM) банка, что позволяет впоследствии идентифицировать его при обращении. В случае предъявления паспорта оператору, функции ввода данных в систему выполняет человек, которого банк наделил полномочиями совершить необходимые действия: взять паспорт и, используя специальный сканер, мобильную камеру и приложение, ввести данные в систему (в оптимистичном сценарии, применимом далеко не ко всем банкам и их отделениям), или же вбить данные в соответствующие поля формы у себя на компьютере (реалистичный сценарий).

Мобильное приложение со встроенной системой удаленной идентификации позволяет оптимизировать сразу несколько задач как со стороны клиента, так и со стороны банка. Приложение распознает данные клиента и автоматически вводит их в необходимые поля. Например, приложения на основе SDK Smart IDreader распознают данные документов пользователей практически мгновенно, при этом работают полностью в автономном режиме, не передавая образов документов на сторонние сервера или в облачные сервисы. Система компьютерного зрения автоматически выделяет фото на документе и соотносит его с фото владельца. В зависимости от требования банка, в приложение может быть интегрирована функция форензики, то есть проверки образа документа на наличие признаков подделки или дополнительной обработки изображения, а также проверка корректности данных на основании анализа машиночитаемой зоны (MRZ). Совершенно не имеет значения, кто и где проводит все эти мероприятия — оператор в банке или сам пользователь, сидя на диване у себя дома. Цепочка действий сохраняется неизменной: предъявление документа, ввод данных, проверка данных, оценка валидности документа.

Обратим внимание на следующее: если при предъявлении подложного документа система распознавания на основе искусственного интеллекта не выявила признаков подделки документа и зафиксировала соответствие лица предъявителя фотографии на документе, и одобрила совершение операции, это означает, что в случае предъявления документа оператору в банке или пункте выдачи кредитов, оператором (человеком) было было бы принято аналогичное решение. Обмануть машинное зрение сегодня значительно сложнее, чем обмануть человека.

Выступая адептами идентификации на базе распознавания документов, подведем итог перечислением преимуществ подхода.

Фото: George Prentzas / Unsplash

Биометрические данные — это уникальные физические характеристики человека, которые используются для установления (идентификации) или проверки (аутентификации) личности. К ним относятся лицо, движение губ, сетчатка глаза, отпечаток пальца, рисунок вен и голос.

Зачем банки собирают биометрию

Фото:Екатерина Кузьмина / РБК (Рустам Тарико)

Собирать данные в ЕБС (изображение лица и цифровой слепок голоса) по закону должны все банки, однако услуги через ЕБС (открытие счета, выдача кредита и проведение платежей) пока оказывают только несколько кредитных организаций:

Способы использования биометрии кредитными организациями

Как происходит сбор биометрии

Фото:PhotoMIX Company / Pixabay

Процедура сдачи биометрии для собственных систем в каждой кредитной организации может отличаться. Например, ВТБ записывает образцы голоса при общении с оператором. Во время записи разговор может вестись на любую комфортную для пользователя тему, чтобы система могла зафиксировать и записать корректный слепок.

Какими законами регулируется сбор биометрии

На рассмотрении в Госдуме сейчас находится законопроект о расширении сферы деятельности ЕБС, его принятие позволит использовать систему без необходимости внесения изменений в отраслевое законодательство, а также приведет к появлению внебанковских сервисов, предоставляющих услуги через ЕБС.

Почему немногие хотят сдавать биометрию в банке


Партнер технологической практики KPMG в России и СНГ Оксана Борисова также видит эффективность применения биометрии в защите от мошенников и считает, что несмотря на риски, ее лучше сдавать для обеспечения безопасности операций и настраивать многофакторное подтверждение проведения операции.

Что касается ЕБС, то, по мнению руководителя группы по оказанию услуг компаниям финансового сектора Deloitte Максима Налютина, сдача биометрии важна только в том случае, если клиент собирается активно открывать счета и новые продукты в банках, где он ранее не обслуживался, особенно в условиях эпидемиологических ограничений.

Влияние пандемии на будущее биометрии

ВТБ с помощью голосовой биометрии в контакт-центре уже планирует предоставлять сервисы и услуги, которые ранее были доступны только в офисе, например, разблокировка карт, говорит старший вице-президент банка Чугунов.

Согласно Глобальному исследованию KPMG по банковскому мошенничеству за 2019 год, 67% банковских лидеров инвестируют в инструменты с использованием физической биометрии — голос, отпечатки пальцев, распознавание лиц. Наиболее передовые организации уже вкладываются в развитие более сложной поведенческой биометрии, которая представляет собой сбор уникальных для каждого пользователя набора характеристик, позволяющих составить профиль пользователя и отсеивать мошенников.

Фото:Naomi Baker / Getty Images

Самые известные мировые примеры, по его словам, это:

  • индийская биометрическая система Aadhaar, где содержится более 1,2 млрд шаблонов биометрических данных жителей страны (отпечатки пальцев, радужка глаза) и которая используется для получения как государственных, так и банковских услуг;
  • южноафриканская система ABIS с образцами отпечатков пальцев, радужки глаза и фотографий пользователей, которая применяется для социальных и финансовых услуг;
  • таиландская система Digital ID, которая позволяет клиентам открывать счета в банках удаленно с помощью технологии распознавания лиц, гарантируя безопасность процесса.

По аналогии со странами Азии, в России могут начать развиваться сервисы мгновенной оплаты покупок или услуг по индивидуальным чертам лица, считает Ломов:

Удаленная идентификация — это механизм, позволяющий физическим лицам получать финансовые услуги дистанционно в разных банках, подтвердив свою личность с помощью биометрических персональных данных (изображение лица и голос).

О проекте

Механизм удаленной идентификации разработан Банком России в рамках реализации Основных направлений развития финансовых технологий на период 2018 — 2020 годов.

Создание и развитие платформы для удаленной идентификации позволяет перевести финансовые услуги в цифровую среду, повысить доступность финансовых услуг для потребителей, в том числе людей с ограниченными возможностями, пожилого и маломобильного населения, а также увеличить конкуренцию на финансовом рынке.

Получение финансовых услуг:

Для реализации механизма удаленной идентификации разработаны нормативные (правовые) акты, а также сформирована технологическая инфраструктура, в том числе Единая биометрическая система, которая совместно с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) обеспечит достоверную идентификацию пользователей.

Процедура для пользователя является бесплатной и добровольной и будет осуществляться только с согласия клиента.

Как начать использовать удаленную идентификацию

01. Пройти первичную регистрацию биометрических данных

Гражданину нужно прийти в один из уполномоченных банков, обладающих правом проводить регистрацию физических лиц в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Единой биометрической системе. Такой Банк проведет идентификацию физического лица при личном присутствии, зарегистрирует его в ЕСИА, а также снимет биометрические параметры (сфотографирует и запишет образец голоса) и направит их в Единую биометрическую систему.

02. Получить банковские услуги с помощью удаленной идентификации

Для получения услуги в новом банке гражданину нужно зайти на сайт или мобильное приложение этого банка и выбрать получение услуги с использованием удаленной идентификации.

Далее необходимо пройти авторизацию в ЕСИА и подтвердить свои биометрические данные с помощью смартфона, планшета, ноутбука или стационарного компьютера с камерой и микрофоном.

Для подтверждения своих биометрических данных с мобильного устройства необходимо скачать мобильное приложение Единой биометрической системы. Приложение доступно для скачивания в Google Play и App Store.

После сравнения лица и голоса гражданина с ранее внесенными в Единую биометрическую систему данными, он сможет открыть счет (вклад), получить кредит, сделать перевод, не приходя в банк.

Этапы реализации проекта

I кв. 2018 года — создана Единая биометрическая система, с использованием которой осуществляется проведение биометрической идентификации физических лиц.

II кв. 2018 года — приняты подзаконные акты и проведена тестовая эксплуатация Единой биометрической системы банками.

30 июня 2018 года — запущен механизм удаленной идентификации. С этого момента банки постепенно обеспечивают в своих структурных подразделениях сбор биометрических данных по мере готовности их технологической инфраструктуры. На 1 января 2021 года такой сервис предоставляется в более чем в 13,3 тыс. структурных подразделениях банков.

Читайте также: