Историческое значение античной литературы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Особенности литературы Древнего мира

В Древнем мире существовали и активно развивались различные литературные жанры: поучения, священные гимны, сказки, поэмы, биографии, басни, религиозные тексты, пословицы, поэзия, пророчества. Произведения того времени все еще тесно связаны с фольклором, поэтому в литературные тексты часто входили фольклорные элементы.

Древними считаются сочинения, написанные до IX-VIII вв. до н.э. К этому периоду относятся:

  • древнеегипетская тексты: Месопотамии (шумерские, ассиро-вавилонские), хеттские, хуритские и угаритско-финикийские произведения;
  • классические сочинения Азии: древнекитайские, древнеиндийские, древнеиранские, древнееврейскии;
  • древние произведения: китайской, индийской, персидской, еврейской, греческой, римской литератур.

Античная литература и древние тексты

Литература античности

Античная литература включает две национальные литературы: древнегреческую и древнеримскую. Ее ярчайшими представителями являются Эсхил, Вергилий, Софокл, Платон, Еврипид, Аристофан, Аристотель, Овидий, Апулей.

Для понимания античной литературы и отличительных черт от европейских стоит помнить, что ее развитие наложило отпечаток рабовладение – в этом ее первая особенность. А вторым характерным признаком античной литературы является ее тесная связь с мифологией.

Греческие произведения исторически старше римских, поскольку древнеримская литература только начинала свое развитие в то время, когда древнегреческая уже переживала относительный упадок.

Рассмотрим подробнее характерные черты их развития.

Особенности греческой литературы

Греческая античная литература зародилась и сформировалась на основе фольклора, где важнейшее влияние оказала древнегреческая мифология.

История греческой литературы античности условно разделяется на следующие этапы:

В мифах описываются представления древних греков об окружающем мире — о его происхождении, природе, устройстве общества. Греческая мифология основана на рассказах о богах. Философы современности создавали свои труды на базе мифов. Информацию о греческих богах и героях, мы получили из текстов античной литературы – трудов Гомера, Гесиода, Эсхила, Аполлодора, Софокла и Еврипида.

Обострившиеся в VII-VI в. до н.э. расхождения между коллективом и личностью, привели к бурному расцвету лирических произведений, которые предоставили возможность самовыражения личности. Лирика этого периода разделялась на три жанра: элегию, ямб и мелику.

Причем за каждым лирическим жанром был закреплен определенный стихотворный размер (лишь мелические поэмы могли использовать все размеры даже внутри одного стиха). Для элегии, резвившейся из обрядовых песен, свойственно чередование гекзаметра, пентаметра, которое называют элегическим дистихом.

В VIII- VII вв. до нашей эры повсюду распространился культ Диониса, богатый обрядами карнавального типа. В этот период возникли все жанры греческой драмы с обрядовыми магическими играми. Постановка трагедий на празднествах, приуроченных Дионису, приобрела официальный характер в конце VIII века до нашей эры в эпоху тирании.

Античная литература и древние тексты

Софокл был любимым трагическим поэтом греков в V в. до н.э. Если Эсхил 13 раз побеждал в трагических состязаниях, то Софокл — 24 раза. Софокл — поэт афинской гражданственности: в своих трагедиях он поднимал важные социальные проблемы о разумной власти, долге человека перед обществом, о правильном поведении человека в коллективе и т.п.

Если герои Софокла убеждены в правильности своей позиции, то герои Еврипида мечутся, ищут, сомневаются; если у Софокла конфликт является результатом конфликта воззрений разных граждан, то у Еврипида – итог внутреннего противоречия, борьбы чувств и разума.

Особенности римской литературы

Римская литература считается новым этапом развития античных произведений. Римляне переняли у греков большинство литературных жанров, поэтических форм, стихотворных размеров, сюжетов, приемов, драму. Но это не значит полное копирование всех заслуг греческой литературы.

Периодизация римской литературы напрямую связана с этапами развития римского общества:

Комедия в Риме была представлена двумя жанрами: паллиатой и тогатой. С паллиаты начинается литературный путь римской комедии в лице двух крупных комедиографов Плавта и Теренция. От тогаты сохранились незначительные фрагменты и имена авторов: Титиний, Афраний, Атта.

За принципатом Августа наступает эпоха утверждения неограниченной власти императора. Грани между прозой и поэзией стирается: в прозу проникают поэтические средства, а в поэзию – авторские. Использование вдохновляющих метафор, эффектных сравнений и обилие антитез сделали литературу данного времени необычным и интересным явлением. Самым значимым писателем данного периода является Сенека.

Античная литература и древние тексты

В произведениях римского трагика находит свое отражение жестокая эпоха Нерона, чьим воспитателем он был: многочисленные картины истязаний и убийств, описания злодейств и ужасов; зловещие гадания, подробности жертвоприношений.

Историческое значение античной литературы

Историческая важность античной литературы безмерна в плане огромного влияния на формирование и развитие европейской литературы, ведь европейское искусство в целом невозможно без великих идей античности. Заявляя о значимости античной литературы, следует не забывать о том, что в ее русле зародились и утвердились такие науки, как история, философия, теория литературы и красноречия, филология, грамматика.

Литература древних греков и римлян дала миру множество письменных памятников, созданных на диалектах греческого языка и латыни, которые относятся к I веку до н. э. и началу I века н. э.

В период античности сформировались основные жанры европейской литературы, были заложены основы науки о литературе, Аристотель выделил три основных рода литературных (художественных) текстов: эпос, лирика и драму. Данная классификация актуальна и в наше время.

Время создания античной литературы давно закончилось. Однако жизнь произведения античности продолжалась и продолжается до сих пор. Многие темы и сюжеты, герои и ситуации, образы и мотивы, жанры и стихотворные формы перенимаются писателями последующих эпох. Особенно часто обращались к античной литературе как источнику собственного художественного творчества деятели эпохи Ренессанса, классицизма, романтизма.

В русской литературе идеи и образы античности активно использовали Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет; в советской поэзии элементы античных сочинений можно найти в работах В. Я. Брюсова, А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака, Н. А. Заболоцкого и многих других.

Античная литература близка современному читателю своей гуманистической сущностью. Понятие о ценности человеческой личности, о гармоническом развитии духовных и физических сил каждого человека, о разумном единстве свободы личности и порядка общества, о сквозном законе, который определяет нормы жизни природы, человека и человечества, – все эти понятия были созданы греческой и римской античностью.

Именно в Древней Греции и Риме исторические условия впервые установили в центр человеческого сознания проблему единства личности и общества, которая осталась основной во всем последующем развитии европейской гуманистической традиции. Общность данной традиции и определяет тот факт, что среди всех культур Древнего мира европейская античность столь духовно близка современности.

Читайте также: