Типы взаимодействия культур кратко

Обновлено: 02.07.2024

Исследователи межкультурных взаимодействий различным образом подходят к их типологизации и классификации. Так, одна из наиболее простых типологий основывается на прямой аналогии с взаимодействием биологических популяций. В качестве основного критерия, определяющего характер межкультурного взаимодействия, здесь выступает результат влияния одной культуры на другую. В соответствии с этим показателем, взаимодействие между двумя культурами осуществляется по одному из четырех сценариев:

Более глубокая в теоретическом отношении типология межкультурного взаимодействия предложена В.П. Бранским. В рамках своей теории социального идеала В.П. Бранский выделяет четыре основных принципа взаимодействия между носителями конкурирующих идеалов:

1) принцип фундаментализма (непримиримости);

2) принцип компромисса;

3) принцип арбитража (нейтрализации);

4) принцип конвергенции (синтеза). [2]

Еще одна, достаточно широко известная типология межкультурных взаимодействий принадлежит американскому антропологу Ф.К. Боку. Этот исследователь выделяет пять основных моделей оптимизации межкультурного взаимодействия, соответствующих различным способам преодоления культурного шока:

1) геттоизация (отгораживание от всякого соприкосновения с чужой культурой через создание и поддержание собственной замкнутой культурной среды);

2) ассимиляция (отказ от своей культуры и стремление целиком усвоить необходимый для жизни культурный багаж чужой культуры);

3) культурный обмен и взаимодействие (промежуточный способ, предполагающий благожелательность и открытость обеих сторон друг другу);

4) частичная ассимиляция (уступка в пользу инокультурной среды в какой-то одной из сфер жизни при сохранении верности своей традиционной культуре в других сферах);

5) колонизация (активное навязывание чужой культуре собственных ценностей, норм и моделей поведения). [3]

В современной социологии и антропологии предпринимаются и другие попытки типологизации межкультурных взаимодействий. Так, Н.К. Иконникова, основываясь на разработках западных исследователей, предлагает усложненный вариант типологии, основанный на линейной схеме прогрессивного развития взаимного восприятия культур-контрагентов:

1) Игнорирование различий между культурами;

2) Защита собственного культурного превосходства;

3) Минимизация различий;

4) Принятие существования межкультурных различий;

5) Адаптация к иной культуре;

6) Интеграция и в родную, и в иную культуры. [4]

1) Интеграция (синтез). Предполагает три основных варианта:

а) конвергенция – постепенное слияние культурных систем в качественно новое целое. В когнитивном плане означает диалог на уровне ядерных когнитивных структур и их уподобление друг другу вплоть до полного отождествления; в социальном плане предполагает фактическое слияние субъектов этих культур;

6) Активный обмен (диалог).

Главную роль в межкультурном диалоге играют цивилизационное самосознание и цивилизационные (базовые) ценности. В отличие от ценностей этнической или национальной культуры, ценности цивилизации всегда претендуют на универсальность, на разрешение фундаментальных противоречий человеческого и социального бытия, на способность объединить человечество и стать основой мировой культуры. Поэтому диалог цивилизаций – это всегда диалог об их мировоззренческих основах, первичных символах, конечных сакральных ценностях, вокруг которой объединяются сложные социокультурные системы.

Реалии собственно межцивилизационного диалога – это, прежде всего совместимость базовых установок контактирующих цивилизаций (ориентация на должное или сущее, на секулярное или религиозное сознание или на их баланс), степень внутренней диалогичности конкретного цивилизационного самосознания, соотношение его открытости и закрытости, космополитизма и охранительности, а также допускаемая традицией роль личности как самостоятельного субъекта диалога. Чем выше совместимость и диалогичность ценностных структур цивилизаций, тем шире и продуктивнее их диалог, тем сильнее их взаимовлияние. В реальном процессе диалога цивилизаций большое значение имеет также его ситуативная сбалансированность: как проводника чужих ценностей, с одной стороны, и барьера на пути распространения тех ценностей, которые не способны органически взаимодействовать с местными, – с другой. Сбалансированность диалога зависит от устойчивости и целостности цивилизационного самосознания, воли цивилизации к сохранению своих базовых ценностей в качестве общезначимых.

В больших исторических масштабах важнейшей реальностью межцивилизационного диалога является единство его пространственных и временных характеристик (хронотоп) диалога. Хронотоп обеспечивает соответствие диалога привычной картине мира, координатам его идентификации. От устойчивости хронотопа зависят предсказуемость, смысл, правила диалога, т.е. в конечном счете его понятность и продуктивность для участников (даже если это культурный конфликт).

В данной главе мы провели классификацию межкультурных взаимодействий и дали определение диалогу культур. Во второй главе мы выявим основные типы культуры и проанализируем, как осуществляется их взаимодействие.

Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как.

Традиционное сознание монологичнои дополняет конфликтные формы взаимодействия различными видами общения неравных партнёров: дипломатический этикет, запреты, законы, договоры, условные соглашения. Вся история культуры – долгий процесс трансформации опасного чужого в дружественное другое, с которым возможно равноправное сотрудничество– интеграция, диалог. В истории культуры нарастают процессы аккультурации– взаимодействия, в ходе которого происходит усвоение новых элементов, образование нового культурного синтеза и глобализации -противоречивое, стихийное и сознательное движение человеческих сообществ к взаимодействию и сотрудничеству. Г.С.Померанц выделяет 4 этапа глобализации: рождение империй; имперско-конфессиональные общности; международная торговля; современная электронно-финансовая глобализация. Вся история с её зигзагами и усложнённым драматизмом – это путь к взаимодействию культур и цивилизаций. Современные культуры – результат длительного культурного взаимодействия.

Можно говорить о различных проявлениях европоцентризма, преодолённого культурной антропологией, но трудно преодолимого для западного рационализма (сциентизма) и экспансионизма (воля к власти).




Готовность к диалогу близка понятию толерантность – одно из ключевых свойств современного человека, уважение прав, обычаев, образа жизни других народов, неотъемлемый элемент демократии.

Традиционное сознание монологичнои дополняет конфликтные формы взаимодействия различными видами общения неравных партнёров: дипломатический этикет, запреты, законы, договоры, условные соглашения. Вся история культуры – долгий процесс трансформации опасного чужого в дружественное другое, с которым возможно равноправное сотрудничество– интеграция, диалог. В истории культуры нарастают процессы аккультурации– взаимодействия, в ходе которого происходит усвоение новых элементов, образование нового культурного синтеза и глобализации -противоречивое, стихийное и сознательное движение человеческих сообществ к взаимодействию и сотрудничеству. Г.С.Померанц выделяет 4 этапа глобализации: рождение империй; имперско-конфессиональные общности; международная торговля; современная электронно-финансовая глобализация. Вся история с её зигзагами и усложнённым драматизмом – это путь к взаимодействию культур и цивилизаций. Современные культуры – результат длительного культурного взаимодействия.

Можно говорить о различных проявлениях европоцентризма, преодолённого культурной антропологией, но трудно преодолимого для западного рационализма (сциентизма) и экспансионизма (воля к власти).

Готовность к диалогу близка понятию толерантность – одно из ключевых свойств современного человека, уважение прав, обычаев, образа жизни других народов, неотъемлемый элемент демократии.

— все материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности, ценности и признанные способы поведения, объективированные и принятые в любых общностях, передаваемые другим общностям и последующим поколениям;

— поведение, особенности которого усвоены всей группой, которое передается от старших поколений потомкам или в какой-то мере воспринимается от другой группы (Клайд Клакхон);

— система идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих отношения между людьми (Э. Дюркгейм)

— противопоставление/отождествление культуры и цивилизации.

Культура:

Материальная культура - искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.

Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.

Личная культура, культура общности, культурное наследие

Личная культура индивида — это совокупность его личных образцов поведения, его методов деятельности, продуктов этой деятельности, его идей и мыслей, часто неизвестных другим людям (Я. Щепаньский).

Культура личности составляет триединое целое и проявляется в трех необходимых жизненных средах:

1) в виде внутренней спонтанной культуры, сконцентрированной в духовном мире человека;

2) в виде информационной системы, обеспечивающей хранение, создание и передачу знаний;

3) в виде культуры функциональной, т. е. поведения людей в обществе, культуры непосредственного, постоянно развивающегося человеческого общения, в том числе и в процессе профессиональной деятельности.

Личная культура имеет место в рамках культуры общности, однако каждое общество предоставляет индивиду некоторую возможность оригинальности и отклонения от общепринятых и признанных образцов. Эта возможность может быть большей или меньшей, в зависимости от социальной роли и положения индивида (существует роль творцов, от которых требуется оригинальность в определенных областях), однако пределы допустимых отклонений определены более или менее четко и их нарушение вызывает осуждение.

Культура общности не есть сумма индивидуальных культур ее членов.

Не все из индивидуальной культуры членов группы становится общим достоянием целой группы.

Следует также отличать культуру общности от культурного наследия, которое передается следующему поколению. Культура общности — это совокупность живых, актуальных, функционирующих произведений и образцов, играющих признанную роль в жизни всех членов общности.

Культурное наследие — это лишь та часть культуры общности, которая была передана следующим поколениям и сдала экзамен на устойчивость во времени.

Например, сегодняшняя мода не входит в культурное наследие либо входит лишь в качестве музейного экспоната, зато некоторые идеи, представления, произведения искусства или литературы, научные теории, машины или произведения архитектуры обычно становятся основой культурного наследия.

Культурное наследие обычно подвергается идеализации, становится комплексом освященных ценностей, символов, вызывающих эмоциональное отношение, а поэтому и фактором интеграции групп, средством их объединения, фактором их постоянства и устойчивости в периоды кризисов.

Роль культуры

Функции культуры взаимосвязаны. Основные из них:

Функции культуры:

1) Образовательно-воспитательная функция

2) Интегративная и дезинтегративная функции культуры

3) Регулирующая функция культуры

4) Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной

5) Функция познавательная (гносеологическая)

6) Регулятивная (нормативная) функция

7) Знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею

8) Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры

9) Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям культуры относятся:

a) социальная интеграция — обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);

b) организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;

c) обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);

d) регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Культура — непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов.

10) Адаптивная функция является важнейшей функцией культуры, обеспечивая приспособление человека к окружающей среде

11) Знаковая, сигнификативная функция (присвоения имен) связана с культурой как картиной мира

12) Познавательная (гносеологическая) функция

13) Функция накопления и хранения информации неразрывно связана с познавательной функцией, так как знания, информация являются результатом познания мира

14) Коммуникативная функция культуры обеспечивает общение людей друге другом

15) Интегративная функция культуры родственна коммуникативной и связана с тем, что культура объединяет любые социальные общности — народы, социальные группы и государства

16) Нормативная (регулятивная) функция культуры проявляется как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности — труде, быте, семейных, межгрупповых, межнациональных, межличностных отношениях.

17) Регулятивная функция культуры осуществляется на нескольких уровнях:

a) мораль и ее нормы, которые жестко соблюдаются, несмотря на отсутствие специальных контролирующих институтов; нарушение этих норм встречает резкое осуждение общества;

b) нормами права, которые подробно излагаются в конституции и законах страны. Их соблюдение контролируют специально созданные институты — суд, прокуратура, милиция, пенитенциарная система;

c) обычаи и традиции, представляющие собой устойчивую систему поведения людей в разных сферах жизни и разных ситуациях, ставшую нормой и передающуюся из поколения в поколение. Как правило, они принимают форму определенного стереотипа, устойчивы на протяжении столетий при любых общественных изменениях;

d) нормы поведения человека на работе, в быту, в общении с другими людьми, в отношении к природе, включающие широкий круг требований — от элементарной опрятности и соблюдения правил хорошего тона до общих требований к духовному миру человека.

18) Аксиологическая (оценочная) функция культуры связана с ее ценностными ориентациями

19) Рекреативная функция культуры (психическая разрядка) противоположна нормативной функции

20) Функция социализации и инкултурации, или человекотворческая функция, является важнейшей функцией культуры.

Культурные универсалии

Культурные универсалии – это черты, свойственные всем культурам. В каждой конкретной культуре эти универсалии получают различное содержательное наполнение.

Классификация культурных универсалий Маргарет Мид и Клайда Клакхона:

— Язык как символика и смыслы действий (знаки и значения);

— Ценностная система как совокупность жизненных целей и средств, идеалов, мировоззрений, мифов, идеологий;

— Символы, понятия, и смыслы, которые придаются действиям;

— Типичные связи и взаимодействия (родственные, ценностные, функциональные, ритуальные и т.п);

— Образцы и эталоны поведения.

Уорд Гуденау предложил 4 элемента культуры:

1) понятия (концепты), благодаря им становиться возможным упорядочить мир людей. Основой является язык.

2) отношения; в культуре выделяются связи между объектами в пространстве и во времени, по значению и на основе причинной обусловленности.

3) ценности - убеждение людей относительно общепризнанных целей.

4) правила - элементы, регулирующие поведение людей в соответствие с ценностями определенной культуры.

Гуденау объединил все эти элементы следующим образом: "Культура содержит образцы, помогающие решить, что существует (представления и понятия об окружающем мире), что может быть (взаимосвязи), как относиться к тому, что есть и что может быть (ценности), что с этим делать и как это делать (нормы)".

Названные элементы культуры связаны между собой.

Культурные универсалии:

ü Язык (это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Способность создавать и использовать знаки для сложной и устойчивой связи – это главное отличие людей от животных. Знаки, оформленные в языке, – основные строительные блоки культуры)

ü Ценности (социально одобряемых и разделяемых большинством членов общности убеждений относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Если нормы – это правила, то ценности – это оценки. Они являются основанием различных норм и стандартов поведения, осуществляющихся в процессе взаимодействия индивидов, общностей. Ценности подразделяют на терминальные (обобщенно выражают важнейшие цели, идеалы, самоценные смыслы жизни людей) и инструментальные (отражают одобряемые в данном обществе или группе средства достижения целей).

ü Убеждения (это идеи о мире и реальности, о человеке и других людях; фактор, позволяющий одной стороне добиваться изменения взглядов других людей без изменения ситуации. Убеждения, как и ценности, способствуют соци­альному порядку и интеграции)

ü Материальные предметы (здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта) и технология (средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности).

Виды и формы взаимодействия культур

Диалог культур является формой существования культуры.

На Земле существует более 200 стран и около 3000 народов, обладающих неповторимым культурным своеобразием, имеющих свои обычаи, нравы, традиции, верования. Между ними возникают разнообразные социальные связи и взаимоотношения. Взаимодействие одного народа с другим предполагает соприкосновение и взаимное влияние их культур. Процесс межкультурной коммуникации, носящий мирный характер, называется межкультурным диалогом.


Понятие и виды

Для культуры необходимо взаимодействие. Оно ведет к преодолению однообразия, дает импульс дальнейшему развитию и обновлению. Диалог культур – форма межкультурного взаимодействия, при которой происходит активный обмен содержанием культур при сохранении ими своей самобытности. В ходе такого диалога происходят взаимные изменения систем ценностей, типов мировоззрения, образа жизни, моделей повседневного поведения, не затрагивающие базовых структур взаимодействующих культур. Диалог культур обусловлен:

  • стремлением представителей разных культур к общению, их желанием лучше узнать и понять друг друга;
  • потребностью культур во взаимодействии и взаимообогащении, необходимых для преодоления своей односторонности и ограниченности;
  • поиском новой, универсальной системы ценностей для глобального мирового сообщества.

Диалог культур – это добровольное общение, построенное на основе равенства и взаимного уважения, стремления сторон к взаимопониманию. Он предполагает культуру отношения к другой культуре, понимание ее самобытности и самостоятельности. Диалог – это показатель широты, открытости, свободы культуры и общества, признание ценности единства культур. Межкультурный диалог бывает 2 видов:

  1. Внешний– выражается в обмене готовыми ценностями, результатами творческой деятельности культур. Его результатом становится взаимное обогащение культур, дополнение их частностями, но не со-изменение культур.
  2. Внутренний – творческое взаимосозидание культур, выражающееся в формировании новых общих целей, идей, идеалов, слиянии разных культур в одну общую.

В диалог культур вовлечено, как правило, несколько участников, что связано с этнической и культурной неоднородностью любого современного общества. Возможность контактов и взаимодействий между культурами обусловлена наличием общих точек соприкосновения, которыми могут стать мифология, язык, религия, искусство, наука.

Содержание и результаты многообразных межкультурных контактов во многом зависят от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия. Определяющее значение имеет этническая культура взаимодействующих сторон, господствующие ценности, психология народов. Наличие в обществе межэтнического напряжения, конфликтов затрудняет диалог между культурами, взаимодействие носит ограниченный характер. Диалог же способен снять это напряжение, предупредить возникновение конфликта, примирить стороны, создать обстановку доверия и взаимного уважения.

Типы, уровни, принципы межкультурного диалога

Механизм взаимодействия культур носит сложный, многосторонний и многоуровневый характер. Типы межкультурного диалога:

  • Взаимодействия субкультур, образующих данную культуру: светской и религиозной, художественной и научной, массовой и элитарной, профессиональной и народной.
  • Диалог культуры с самой собой или с другой культурой, представляющими разные эпохи (в произведениях литературы, искусства).
  • Диалогические связи между этническими, национальными, региональными культурами – взаимный обмен культурным опытом между социальными группами.
  • Диалог локальной культуры с мировой – определение ее как части общечеловеческого достояния, взгляд на самое себя извне.

Культура составляет содержание внутреннего, духовного мира человека. Межкультурные взаимодействия осуществляются через взаимодействие индивидуальных мировоззрений. Они происходят на 4 уровнях:


Диалог культур возможен только при определенном сближении их культурных кодов, наличии или возникновении общей ментальности. Он предполагает сопоставление национальных ценностей, взаимное уважение к ним, преодоление стереотипов, синтез самобытного и инонационального. Диалогические отношения культур строятся на принципах:

  1. Открытости – размыкании границ между культурами, готовности к восприятию воздействий извне.
  2. Процессуальности– диалог это не средство, не цель, а действие, развертывающееся во времени.
  3. Симметрии – внутренние изменения во взаимодействующих культурах происходят равномерно с обеих сторон, одна не подавляет другую.

Диалог культур – необходимое условие их мирного сосуществования и развития. Замкнутость, изолированность культуры ведет к деградации, а открытость – напротив – способствует ее обогащению.

Заключение

В процессе глобализации возрастает международный диалог культур. Он усиливает взаимопонимание между народами, позволяет им увидеть общее и различное между разнообразными культурами, осознать свое место в глобальной мировой культуре. Тенденция к расширению культурных обменов и контактов между странами, народами, этносами уравновешивается их стремлением к сохранению культурной самобытности. Становясь все более единым, человечество сохраняет свое культурное многообразие.

Читайте также: