Народный мир в движении кратко

Обновлено: 04.07.2024

1.1. Городские восстания. В XVII в. произошел ряд народных выступлений, вызванных как общей закрепостительной политикой государства, ухудшением материального положения масс, укреплением самодержавия, так и конкретными историческими факторами.

Предпосылки Соляного бунта 1648 г.:

Взяточничество и произвол властей как в центре, так и на местах, которые особенно усилились с приходом к власти молодого царя Алексея Михайловича (1645–1676), фактически перепоручившего управление страной своим родственникам.

Главная же уступка заключалась в созыве Земского собора, на котором было принято решение о разработке нового свода законов, утвержденного в 1649 г. Соборное Уложение удовлетворило важнейшие требования участников восстания, осуществив закрепощение крестьян и заложив основы посадской реформы, проведенной вскоре. В этом заключалась одна из его особенностей, так как обычно народные выступления терпели поражение, приводили к разрухе и усилению правительственной реакции.

Другие выступления. Наряду с Соляным бунтом восстания прокатились в более чем 30 городах страны: в том же 1648 г. в Устюге, Курске, Воронеже, в 1650 г. – хлебные бунты в Новгороде и Пскове.

– В 1662 г. вспыхнул Медный бунт, вызванный денежной реформой правительства. Затянувшаяся русско-польская война опустошила казну, и власть пошла на чрезвычайные меры – выпуск медных денег, имевших хождение наряду с серебряными монетами. Это привело к девальвации, от которой особенно пострадали служилые, получавшие денежное жалованье, а также ремесленники и мелкие торговцы. В итоге выступление было подавлено, но правительство пошло на изъятие медных денег из обращения.

2.2. Восстание под руководством Степана Разина.

Общая характеристика и состав движения. Наиболее мощным народным выступлением эпохи стало восстание под руководством Степана Тимофеевича Разина 1667–1671 гг.

Это движение можно охарактеризовать как казацко-крестьян-ское восстание с чертами русского бунта.

Оформление крепостного права и усиление налогового бремени, приведшие к резкому ухудшению положения крестьянства и посадских людей и бегству их на окраины, за пределы, контролируемые государством.

Общее ухудшение ситуации в стране, вызванное долгой русско-польской войной, денежной реформой и их последствиями.

Церковная реформа патриарха Никона, повлекшая за собой идейный раскол и глубокий духовный кризис русского общества.

Стремление власти взять под контроль казацкую вольницу, ограничить ее и интегрировать в государственную систему, что также создавало поле напряженности и способствовало взрыву возмущения.

Личность руководителя. Во главе казачьей голытьбы оказался Степан Разин, выходец из верхов казачества. Его старшего брата Ивана, не выполнившего приказ царского воеводы во время военных действий с Польшей, казнили. Это потрясло будущего вожака восстания, начавшего воспринимать общие беды народа через призму личной трагедии. Казацкая старшина не считала его до конца своим и тем самым выталкивала из своих рядов, заставляла самоутверждаться среди голутвенного казачества.

Второй этап. В апреле 1670 г. разинцы подошли к Царицыну

и, не встретив сопротивления, захватили город. Затем, благодаря помощи местного населения и стрельцов, они взяли хорошо укрепленную Астрахань. Власти надеялись, что Разин повторит свой предыдущий маршрут и пойдет на Каспий, но он, оставив в городе своего атамана Василия Уса, двинулся вверх по Волге и без боя захватил Саратов и Самару.

К Разину примыкали беглые люди, восстание охватило огромную территорию Поволжья. Восставшие везде вводили казачье устройство и при этом жестоко расправлялись с боярами, дворянами, приказными, грабили не только имения и монастыри, но и зажиточных крестьян.

Сознавая нависшую угрозу, власть мобилизовала все свои силы. Сам Алексей Михайлович благословил 60-тысячную армию служилых людей и стрельцов на подавление восстания. В итоге царские войска нанесли поражение 20-тысячному отряду Разина у Симбирска в октябре 1670 г. Сам атаман получил серьезное ранение и, надеясь продолжить борьбу, бежал на Дон. Но после поражения он уже не пользовался прежним влиянием, а вскоре был схвачен домовитыми казаками и выдан властям. В июне 1671 г. Разина после жестоких пыток казнили на Красной площади. А в ноябре правительственные войска взяли Астрахань – последний оплот восставших.

Однако бесперспективность движения не означала отсутствия объективных факторов, вызвавших его. Насилие сверху порождало социальный протест снизу, который периодически принимал крайние формы.

Итоги. Восстание не привело к каким-либо изменениям социального положения крестьянства, не облегчило его жизнь. Но донское казачество в 1671 г. впервые было приведено к присяге на верность царской службе, что стало началом его превращения в надежную опору престола в России.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Народные движения в VIII — первой половине IX в.

Народные движения в VIII — первой половине IX в. Рост крупного феодального землевладения и наступление феодалов на свободное крестьянство привели к обострению классовой борьбы. Одним из наиболее значительных по своему размаху и по своим последствиям было

Народные движения в XIII—XIV вв. Восстание зилотов

Народные движения в XIII—XIV вв. Восстание зилотов Усиление феодальной эксплуатации вызывало сопротивление народных масс. В стране вспыхивают крестьянские восстания. Самым крупным из них было восстание в 1262 г. вифинских акритов — пограничных военных поселенцев в Малой

Глава 18 ЦЕРКОВЬ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ. НАРОДНЫЕ ЕРЕТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Глава 18 ЦЕРКОВЬ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ. НАРОДНЫЕ ЕРЕТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ Социальная роль христианской религии и церкви в феодальном обществе Христианство стояло у колыбели феодального общества как сложившаяся религиозная идеология. Уже в последние столетия

Народные движения среди западных Монголов. Миграция Калмыков

Народные движения среди западных Монголов. Миграция Калмыков В начале XVII в. давление, оказанное племенем Халха во главе с Алтын-ханом на четыре племени Ойратов, разрушив их единство, вызвало значительное волнение народов. Алтын-хан, вытеснив Чоросов из района Кобдо

Положение Португалии. Народные движения в Испании в первой половине XVII В.

Положение Португалии. Народные движения в Испании в первой половине XVII В. К 40-м годам XVII в. Испания была совершенно истощена. Хро нический финансовый Кризис, выколачивание налогов и повинностей, хозяйничание высокомерной и праздной знати и фанатичного духовенства,

Народные движения

Народные движения Народные движения в течение длительного времени представляли собой хребет шведской демократии – что имело как положительные, так и отрицательные последствия. Многие из современных партий – социал-демократическая, Народная партия, партия Центра, в

Народные движения против папства

Народные движения против папства Средневековье, когда сила и влияние католической церкви были особенно велики, полно в то же время непрерывной борьбы и против папства, и против церкви. Эта борьба нашла свое выражение и в литературных произведениях, и в массовых народных

1. Народные движения

1. Народные движения 1.1. Городские восстания. В XVII в. произошел ряд народных выступлений, вызванных как общей закрепостительной политикой государства, ухудшением материального положения масс, укреплением самодержавия, так и конкретными историческими факторами.•

§ 19. Массовые народные движения 1960-х годов

§ 19. Массовые народные движения 1960-х годов Проблема прав человекаВ 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой говорилось, что, независимо от расы, пола, языка, религии и происхождения, человек имеет право на жизнь, свободу и личную

Народные движения в начале XVIII в.

Народные движения в начале XVIII в. Мы уже видели, каково было положение народа при Петре. Крестьянство изнемогало под бременем поборов и повинностей. Тяжко жилось и ремесленному люду, также задавленному налогами и находившемуся в кабале у крупных купцов. Непосильный труд,

§ 12. Народные движения в 40-х годах XV в. Значение классовой борьбы для дальнейшего хода феодальной войны

§ 12. Народные движения в 40-х годах XV в. Значение классовой борьбы для дальнейшего хода феодальной войны Наиболее крупными антифеодальными движениями 40-х годов XV в., принявшими народно-освободительный характер, были восстания в Смоленске в 1440 г.[2280] и в Москве в

3. Народные движения против крепостного строя в середине и во второй половине XVII ВЕКА Степан Разин

3. Народные движения против крепостного строя в середине и во второй половине XVII ВЕКА Степан Разин Польская и шведская интервенция тяжело отразилась на внутреннем состоянии Русского государства. Хозяйственная жизнь страны оказалась в полном расстройстве. Торговля

3. Внутренняя политика. Народные движения в России XVII века

ГЛАВА Х ОБРАЗОВАНИЕ МИНСКОЙ ИМПЕРИИ. НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ XV в.

ГЛАВА Х ОБРАЗОВАНИЕ МИНСКОЙ ИМПЕРИИ. НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ XV в. Минская династия должна была вывести экономику страны из состояния глубокого упадка — этого тяжелого наследия монгольского ига. Новая династия не могла не считаться с тем, что она пришла к власти благодаря

Глава 7 КОЛОНИАЛЬНАЯ ИНДОНЕЗИЯ ПОСЛЕ УПРАЗДНЕНИЯ ОИК (ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX в.). НАРОДНЫЕ АНТИКОЛОНИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Глава 7 КОЛОНИАЛЬНАЯ ИНДОНЕЗИЯ ПОСЛЕ УПРАЗДНЕНИЯ ОИК (ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX в.). НАРОДНЫЕ АНТИКОЛОНИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛЛАНДСКОГО КОЛОНИАЛЬНОГО ГОСПОДСТВА В ИНДОНЕЗИИ. ОСНОВАНИЕ РАФФЛЗОМ СИНГАПУРА. ЛОНДОНСКИЙ ДОГОВОР 1824 г. В 1813 г. войска Наполеона I были разбиты

ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ ГОЛЛАНДЦАМИ ВНЕШНИХ ОСТРОВОВ. НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX в.

В “Последыше” мужики деревни Большие Вахлаки разыгрывают после реформы “камедь” подчинения выжившему из ума князю Утятину, соблазнившись посулами его наследников-сыновей. Некрасов создает сатирический образ тех полукрепостнических отношений, которые установились между помещиками и крестьянами после реформы 1861 года, когда крестьянство на многие десятки лет осталось в фактической зависимости от господ. В начале “Последыша” вновь звучит сквозная в эпопее тема народного богатырства:
“Прокосы широчайшие!
Сказал

Пахом Онисимыч.
Здесь богатырь народ!”
Смеются братья Губины:
Давно они заметили
Высокого крестьянина
Со жбаном – на стогу;
Он пил, а баба с вилами,
Задравши кверху голову,
Глядела на него.
Так создается почти скульптурный памятник, олицетворяющий неистощимую силу и мощь крестьянского мира. Но в резком контрасте с этим мажорным вступлением оказывается поведение мужиков, играющих шутовскую роль добровольных рабов перед напоминающим Лихо Одноглазое, выморочным князем Утятиным.
Вначале эта “камедь”, эта фальшивая игра в покорность вызывает улыбку читателя. Тут есть

и артисты вроде мнимого бурмистра Клима Лавина, с каким-то упоением входящего в назначенную ему миром роль:
“Отцы!” – сказал Клим Яковлич
С каким-то визгом в голосе,
Как будто вся утроба в нем
При мысли о помещиках
Заликовала вдруг…
Но чем долее продолжается игра, тем чаще в ней проскальзывают черты правдоподобия. Возникает сомнение: игра ли это? Уж слишком похожа она на правду. Сомнение подтверждается не только словами Пахома: “не только над помещиком, привычка над крестьянином сильна”,- но и реальными поступками вахлаков. Вот мужики идут посмотреть на комедию, которая будет разыграна с приездом князя Утятина, но встают “почтительно поодаль от господ”. Вот Клим входит в раж и произносит очередную верноподданническую речь, но у дворового вместо смеха “слезы катятся по старому лицу”. А рядом с этими непроизвольными проявлениями холопства встает холопство Ипата уже по призванию и убеждению. Да и самый главный шут Клим Лавин в минуту откровения говорит:
Эх, Влас Ильич! где враки-то?
Не в их руках мы, что ль.
Временами комедия превращается в жестокую, трагическую игру, убийственно действуя на Агапа Петрова – человека с проснувшимся и еще не окрепшим чувством собственного достоинства. И если сперва вахлакам кажется, что они потешаются над помещиком, то вскоре выясняется, что в действительности они унижают самих себя. Неспроста говорит мудрый Влас разыгравшемуся шуту Климке Лавину:
Бахвалься! А давно ли мы,
Не мы одни – вся вотчина…
(Да… все крестьянство русское!)
Не в шутку, не за денежки.
Не три-четыре месяца,
А целый век… Да что уж тут!
Куда уж нам бахвалиться,
Недаром Вахлаки!
Против мужиков оборачивается их наивная вера в сыновей князя Утятина, “гвардейцев черноусых”, посуливших за вахлацкую комедию поемные луга. Умирает “последыш”,
А за луга поемные
Наследники с крестьянами
Тягаются доднесь…
Внешне “Пир – на весь мир” является продолжением “Последыша”: вахлаки после смерти князя Утятина справляют “поминки по крепям”. Но по существу в “Пире” изображается принципиально иное состояние мира. Это уже проснувшаяся и разом заговорившая народная Русь. В праздничный пир духовного пробуждения вовлекаются новые и новые герои: весь народ поет песни освобождения, вершит суд над прошлым, оценивает настоящее и начинает задумываться о будущем. Далеко не однозначны эти песни на всенародной сходке. Иногда они контрастны по отношению друг к другу, как, например, рассказ “Про холопа примерного – Якова верного” и легенда “О двух великих грешниках”. Яков мстит барину за все издевательства по-холопски, совершая самоубийство у него на глазах. Разбойник Кудеяр в праведном гневе убивает народного врага пана Глуховского. Причем после этого убийства рухнуло громадное дерево, которое Кудеяр по обету, во имя искупления грехов, начал подтачивать ножом. И трудиться бы ему до скончания века, если бы вонзившийся в сердце пана Глуховского нож не сбросил с разбойника вместе с упавшим деревом “бремя грехов”. Так высшая народная нравственность, освященная авторитетом религиозной веры, оправдывает праведный гнев против угнетателей и даже насилие над ними.
И как бы в ответ на этот рост народного самосознания из разноречивого хора крестьянских голосов, поднимаясь над ними, начинают звучать песни Гриши Добросклонова, русского интеллигента, знающего о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за “непоротую губернию, непотрошеную волость, избытково село”, которые ищут теперь забывшие давно о первоначальной цели путешествия, духовно выросшие странники.
Рать подымается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

"Последыш" - это единственный текст, который успел написать Некрасов для второй части своего произведения. Поэтому за этим текстом сохранился подзаголовок "Из второй части".

Эта вторая часть поэмы (или ее еще называют просто отдельной главой), написанная в 1872 году, через 11 лет после отмены крепостного права, показывает неприятие помещиком Утятиным реальности. Тема логически продолжает ту, что начата в главе " Помещик " из первой части поэмы.

Часть "Последыш" открывается картиной сенокоса в жаркую летнюю пору. Наши странники дошли до приволжской деревни Валахчина. Их тоже взяла охота покосить, и они с удовольствием помогают здешним мужикам -вахлакам.

Здешний староста Влас приказывает мужикам в присутствии местного помещика играть роль прежних крепостных . За это родственники князя обещают отдать крестьянам поемные луга:

Портрет помещика Утятина имеет гротескную деталь :

Такое описание совпадает с образом булгаковского Воланда в романе "Мастер и Маргарита". Но если для Булгакова разные глаза (один живой и светящийся, другой мертвый и пустой)- символ загадочной амбивалентности, то для Некрасова - это признак хромой, ничтожной души. Левый глаз Утятина стал таким от шока, перенесенного после отмены крепостного права:

Хватил его удар!
Всю половину левую
Отбило: словно мертвая
И, как земля, черна…
Пропал ни за копеечку!
Известно, не корысть,
А спесь его подрезала.

С помощью трагикомической антитезы (еле дышащий инвалид-барин и преклоняющиеся перед ним мужики-богатыри) поэт воссоздает картину унижения народа, которое еще недавно было реальностью.

Некрасов намеренно утрирует картину холопского уничижения с помощью разных эпизодов. Он вызывает таким образом гнев и омерзение перед тем, что составляло историю России столь долгое время.

А лакей Ипат до сих пор самозабвенно служит барину и даже не рад отмене крепостного права.

Он даже не понимает, что помещик третирует его как неживой предмет, вещь для забавы.

Вот одно из садистских развлечений Утятина: опускал Ипата в прорубь в одном неводе, вытаскивая его оттуда в другом. То есть не дозволял даже лакею самому выходить из ледяной воды. Раб должен был ждать, пока барин сам его оттуда вытащит.

А уже постаревшего своего лакея князь заставил играть на скрипке, посадив на верх телеги в метель. Кучеру он велел гнать быстрее! Конечно, бедный Ипат упал и сани проехались по нему.

Но Ипат не испытывает к самому себе никакого сочувствия, так как искренне не считает себя человеком, чего-либо достойным. Он мыслит себя вещью, которая создана для барского угождения и полностью в господском распоряжении.

Смерть Агапа Петрова

Долго ломали комедию перед Утятиным, пока один мужик, Агап Петров, доведенный руганью князя до предела, не сорвался на гнев:

И князя опять хватил удар.

Чтобы вылечить князя, несерьезный временный бурмистр Клим выдумал новую комедию: уговорили Агапа изображать стоны и крики, как будто и впрямь его бьют розгами. На самом деле его поили вином в это время.

Но "непоклончивый" Агап не выдержал такой гнусной, унизительной комедии и умер почти в тот же день.

Так Некрасов показал нам, что есть разные характеры на Руси: есть прирожденные лакеи, а есть такие натуры, как у Агапа, что имеют свое достоинство. Они не созданы для рабства, для них оно - мучение.

Душа Агапа от шутовской комедии его односельчан сломалась, и надорвалась его жизнь.

17 век — в истории россии период активного народного движения, причины народных выступлений, если кратко — ухудшение экономических и политических условий жизни населения низших слоев (голод, интервенции, слабина правителей, борьба за престол). Разрозненные восстания крестьян 1606 года превратились в крестьянское военное противостояние, во главе которого стоял И. Болотников. Причина — В. Шуйский пытался восстановить налогообложение, который отменил Лжедмитрий I. Восставшие в Путивле отправились в Москву. В их состав вошли дворяне южных областей под руководством Г. Сумбулова и П. Ляпунова.


Восставшие во главе с И. Болотниковым продвинулись к Москве, но здесь они потерпели поражение. Казаки Твери и донских областей оказали помощь в отступлении восставших к г. Туле. После осады Шуйский уговорил И. Болотникова сдаться, обещав сохранить жизни участникам. Шуйский обещание не выполнил. После капитуляции восставших, над ними была учинена жестокая расправа, руководитель восстания — И. Болотников сослан в Каргополь, где был ослеплен и утоплен.

Основная причина поражений восставших — отсутствие четкого порядка действий и дисциплины.

Причины народных движений

17 век по праву можно назвать периодом восстаний и борьбы крестьян за лучшие условия жизни.

Основные причины народных движений в 17 веке:

  • Замена единого налога на налог солью, что спровоцировало подорожание.
  • Рост цен на хлеб.
  • Массовый и неограниченный выпуск медных денег вызвал падение их стоимости, обнищание крестьян. Деньги изъяты из обращения.
  • Ухудшение положения крестьянства. Увеличился поток крестьян, бегущих на Дон, где на тот момент земли не выдавались. Крестьянам ничего не оставалось делать, как отправляться на службу.
  • Стремление крестьян к лучшей жизни. Разин разграбил персидское побережье, вернулся на р. Дон с добычей.
  • Стихийность;
  • Отсутствие четкой последовательности действий;
  • Отсутствие дисциплины;
  • Ненадлежащее вооружение;
  • Противоречия между восставшими.

Народные восстания

Многочисленные восстания — результат кризисных явлений в стране.

Международные конфликты

На фоне крестьянских волнений внутри страны, сопровождавшихся народными движениями в 17 веке, происходили и международные конфликты, которые ухудшали положение крестьян.

В 17 веке произошли военные противостояния, указанные в таблице, по пунктам.

За этот период Россия приняла участие в войне:


Церковь в 17 веке

Религиозно-политическое движение этого периода, которое спровоцировало, в итоге, отделение от Русской православной церкви верующих, которым не пришлись по нраву реформы Никона, называется расколом. Причина раскола — правка церковных книг. 1652 г. — Никона избирают в патриархи.

Бояре

Основа хозяйства бояр — вотчины с крестьянами. Говоря о доходах бояр, следует рассказать об окладах бояр в денежном эквиваленте. В 17 веке все бояре, работающие в думе находились на денежном обеспечении государства, который фиксировался в боярских книгах. Бояре получили до 500 руб. У бояр был новичный оклад, но у большинства размер его увеличивались за счет прибавки. Прибавка давалась за хорошую службу.

Помимо индивидуальных жалований, были прибавки по чинам (1667г.) 1686 г. — прибавка за заключение мира с королем Польши. 1683 г. Софья дала прибавку за участие бояр во время восстания стрельцов. Петр I повысил жалование преданным боярам.

Правители периода

В 17 в. страной управляли:

  • Борис Годунов;
  • Федор Борисович Годунов;
  • Василий Шуйский;
  • Лжедмитрий I;
  • Лжедмитрий II;
  • Лжедмитрий III;
  • Михаил Романов;
  • Алексей Романов;
  • Федор Романов;
  • Иван V Алексеевич;
  • Софья Алексеевна.

Читайте также: