Элегическое наблюдение это в литературе кратко
Обновлено: 30.06.2024
Элегией называют лирический, романтический жанр в литературе. Он имеет стихотворную форму, скорбные, жалобные мотивы. Творчество посвящается размышлениям о быстротечности жизни, неразделенной любви, воспоминаниям о минувших днях. Жанровый тип распространяется на стихотворения с жизнеутверждающими идеями, но чаще речь идет о разочарованиях. Поэт ведет повествование от первого лица, рассказывая о своих жизненных переживаниях.
В девятнадцатом веке авторы продолжали создавать элегии в первозданной форме. Лирика двадцатого века внесла свои коррективы. Элегия превратилась в традиционный мотив, характеристику определенного состояния души поэта. Сегодня элегией называют произведение, не имеющее сюжета, его характеризует пейзажный, философский, созерцательный смысл. Если рассмотреть, что такое элегия, примеры произведений будут сильно отличаться в зависимости от года, когда они были написаны.
Элегия – определение, признаки
Один из отличительных признаков элегий в русской литературе – это свобода выражения мыслей автора. Отсутствуют формальные признаки, ограничения. К жанру можно отнести стихотворение медитативного, философского смысла. Оно может отражать:
- Сожаление, грусть, тоску;
- Отчаяние, разочарование;
- Воспоминания о прошлом;
- Горестное настроение.
Элегия, примеры которой встречаются в древнейшем творчестве, является одним из популярных направлений в литературе Средневековья. Первые произведения были написаны античными поэтами. Они характеризовались использованием двустишия. Данная строфическая структура позволяла автору максимально точно передать глубину своих мыслей.
С годами форма элегии стала менее строгой. Ключевым аспектом было содержание стихотворения. Главный герой делился своими эмоциями:
- Скорбью, печалью, грустью;
- Отчаянием, тоской;
- Бодростью, радостью, счастьем.
В сложных концепциях положительные и отрицательные эмоции переплетались, формируя симбиоз чувств. Жанр стал популярным среди приверженцев романтизма. Он позволяет передать особое настроение, эмоциональное состояние. В русском романтизме поэты использовали ямб для написания элегий.
Что такое элегия – примеры из литературы
Изначально элегией называли плач над покойным. После жанр перешел в ряд поэтических мотивов. Поэзия описывает идеалы древних греков, основанные на уравновешенности, соразмерности бытия, всемирной гармонии. Среди русских классиков лидерами в области элегии выделяют Жуковского, Батюшкова. В своих стихах они выражают смешанные эмоции, поиск идеала, духовные ценности.
Элегия — лирическое произведение с печальным настроением. Это может быть жалобное, скорбное стихотворение о безответной любви, размышление о смерти, о мимолетности жизни, а могут быть и грустные воспоминания о прошедшем. Чаще всего элегии пишутся от первого лица.
Элегия (лат. elegia от греч. elegos жалобный напев флейты) – жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение, это грустное раздумье, размышление поэта о быстро текущей жизни, об утратах, расставании с родными местами, с близкими людьми, о том, что радость и печаль переплетаются в сердце человека. В России расцвет этого лирического жанра относится к началу XIX века: элегии писали К.Батюшков, В.Жуковский, А.Пушкин, М.Лермонтов, Н.Некрасов, А.Фет; в ХХ веке - В.Брюсов, И Анненский, А.Блок и др.
Возник в античной поэзии; первоначально так называли плач над умершим. Элегия основывалась на жизненном идеале древних греков, в основе которого лежала гармония мира, соразмерность и уравновешенность бытия, неполные без грусти и созерцательности, эти категории и перешли в современную элегию. Элегия может воплощать как жизнеутверждающие идеи, так и разочарование. Поэзия XIX века еще продолжала развивать элегию в "чистом" виде, в лирике ХХ века элегия встречается, скорее, как жанровая традиция, как особое настроение. В современной поэзии элегия - это бессюжетное стихотворение созерцательного, философского и пейзажного характера.
Среди множества лирических жанров можно выделить элегию — стихотворение, проникнутое ностальгией, печальными раздумьями и меланхолией. Это один из первых обособившихся поэтических стилей. Его примеры встречаются в древнегреческой поэзии, датируемой VII веком до нашей эры. Можно увидеть первые черты жанра элегия в произведениях поэтов Архилоха, Симонида, Солона, Теогнида, Каллина, Тиртея, Мимнерма и Каллимаха.
Специфика элегии
Считается, что основой для появления этого жанра стали поминальные Ионийские песни. Аккомпанировали при их исполнении на флейте. В древнегреческой традиции такую лирику стали декламировать без музыкального сопровождения. Кроме тоски по усопшим в песнях стали появляться и другие темы, в основном политические и философские. Тогда и появился новый стихотворный жанр.
Зародившись в Древней Греции и получив там широкое распространение, элегия была перенята римлянами, как и многие другие достижения эллинистической культуры. Несколько изменившись в Древнем Риме, этот жанр стал более определенным по содержанию, но свободнее по форме. В этот период отличительной чертой элегической лирики стали любовные мотивы.
Создателем жанра в его окончательном виде считается римлянин Гай Корнелий Галл, написавший целых четыре тома стихотворений, посвященных своей любимой. Благодаря ему прочно установилась роль элегии как стихов о страданиях от безответной любви. В литературоведении выделяют также поэтический ее антипод — оду. Она дерзка и горда. В своих трудах такое противопоставление сделал поэт и теоретик классицизма Никола Буало.
Оба этих жанра стремятся показать место человека в мире. Эллегия пытается выразить мысли индивида наедине со Вселенной, а ода показывает взаимоотношения личности и общества. Краткий смысл классической элегии таков: человек терзается от своего одиночества в мире, но осознает, что жить ему помогает любовь. В конце становится понятно, что любовь обманчива, поэтому чувство одиночества усиливается. Вывод прост: жизнь печальна, но жить стоит ради редких мгновений счастья.
Примеры в русской поэзии
Русская элегия возникла как оппозиция к рассудочному творчеству классицизма. После долгого перерыва в поэзии начинают выражаться чувства, не скованные никакими рамками. В России элегия окончательно становится любовным жанром. Но любовь не рассматривается сама по себе, а только служит поводом к конфликту с окружающим миром.
Пушкин опубликовал свой первый цикл из пятнадцати элегий в начале 1817 года. Но это были ранние произведения. Самые лучшие свои стихи в этом жанре поэт написал в 1820-х:
В зрелых произведениях Пушкина на смену простой грусти приходит настроение философско-раздумчивое. Возникает смирение и принятие жизни как великого дара во всех ее проявлениях. Появляется тема смерти, в некоторых произведениях угадываются тени декабристов, а в последующих стихотворениях прослеживается предчувствие собственной кончины. Все пушкинские герои постигают неизбежность потерь и перемен на жизненном пути.
Судьба жанра в XX веке
Революционные события начала века возродили жанр, но это может показаться странным только на первый взгляд. К поэтам приходит новое видение течения времени, его бесспорной власти надо всем в мире. И хоть по-прежнему в стихах оплакиваются утраты близких, становится заметно, что это тоска не только по отдельным людям, но и по целой эпохе. В элегиях Ходасевича, Ахматовой и Введенского видна боль глобальной утраты.
Во второй половине XX века элегия начинает уходить в прошлое. Глобальные перемены в послевоенном мире затронули все сферы жизни, в том числе и литературу. Начинается эпоха смешения жанров. Элегия уступает место внежанровой поэзии.
2. Грустно-мечтательный, меланхолический. Молодому поколению поэтов перед войной были свойственны элегические, грустные размышления, вялые рассуждения в стихах. Тихонов, Ленинградские писатели и Великая Отечественная война. || Выражающий грусть, меланхолическую мечтательность. Парикмахер был немолодой человек с добрыми воспаленными глазами и элегической улыбкой на рыжем лице. Катаев, Сын полка.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЭЛЕГИ'ЧЕСКИЙ, ая, ое; в качестве кратк. форм. употр. элеги́чен, чна, чно. 1. только полн. формы. Прил. к элегия (лит.). Э. жанр. Элегическая поэзия. 2. перен. Мечтательно-грустный (книжн.). Элегическое настроение.
элеги́ческий
1. книжн. связанный, соотносящийся по значению с существительным элегия
2. свойственный произведениям жанра элегии, характерный для них
3. перен. грустно-мечтательный, меланхолический
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: истолковывать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Немало русских элегий написано именно осенью. Почему осенью?
Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить, что такое элегия, и найти её примеры в литературе. Займёмся этим прямо сейчас!
Элегия — это.
Элегия – это лирическое произведение, которое содержит эмоциональный вывод по итогам философских размышлений. Элегии бывают музыкальными и поэтическими.
И в том и в другом случае необходима печальная раздумчивая интонация, что и отличает подлинно глубокие произведения о смысле человеческой жизни.
Элегия в литературе – это небольшое стихотворное произведение печального содержания.
Основными особенностями жанра можно назвать:
- установку на эмоциональное (а не рациональное) восприятие действительности;
- сюжет, затрагивающий печальные стороны жизни (старость, разлука, смерть, одиночество);
- присутствие лирического героя, воспринимающего мир сквозь призму печали, уныния, разочарования.
Всё это говорит о том, что элегические произведения получили распространение в те эпохи, когда для представителей искусства имел особое значение культ чувства.
Больше всего элегий было написано сентименталистами и романтиками.
Из истории жанра
Первые элегии возникли в Древней Греции. Изначально они имели немало сходства с эпическими песнями. Для них были характерны такие черты, как повествовательность, гармоническая соразмерность, большая протяжённость.
Для справки стоит сказать, что греческая поэзия делилась на ямбы, мелику и элегию. Элегии и ямбы сопровождались аккомпанементом флейты, а мелика исполнялась под звуки лиры и потому изначально лишь она считалась явлением лирическим.
Позже лирическими стали называть и другие жанры (что это в литературе?). Элегии писались своеобразным элегическим двустишием, которое представляло собой сочетание гекзаметра (поэтический размер с шестью ударными слогами) с пентаметром (пятистопником).
Существовали следующие разновидности элегии:
Помимо этих трёх основных видов, существовали также философские и застольные элегические песни. Самыми знаменитыми авторами подобных произведений были Архилох, Теогнид, Каллимах.
В древнеримской элегии отчётливо зазвучали любовные мотивы. Жанр стал восприниматься как чисто лирический. Вершины элегического мастерства достигли Овидий, Тибулл, Катулл.
Позже многочисленные элегии Шелли, Саути, Байрона, Шенье, Мюссе и Гюго обрели вторую жизнь в России благодаря конгениальным переводам.
Из-под пера российского литературного метра вышло более двадцати самостоятельных произведений грустного содержания.
Элегия Море В.А.Жуковского (краткий анализ)
Стихотворение построено на контрасте внешне спокойного, но полного тайной глубины лазурного моря и высокого, кажущегося равнодушным неба.
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое светлое небо к себе.
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу.
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Подобно двум любящим, море и небо отражают друг друга, перекликаются оттенками красок, контурами облаков и набегающих волн, сочувствуют, сопереживают, желая слиться в единое целое.
Однако быть вместе им не суждено. Возможно, источником метафоры (что это?) послужило скрытое чувство Жуковского к Маше Протасовой, юной возлюбленной поэта, на брак с которой не дали разрешения её близкие.
Особенно пронзительно звучат последние строки элегии, адресованные морю:
Элегия Пушкина (краткий анализ)
Продолжателем романтических традиций и реформатором нового искусства явился А.С.Пушкин.
Пушкинские элегии отличает идейно-тематическое богатство, реалистичность сюжета, доверительность интонации, соединение иронии (что это такое?) и лирики (что это за жанр?).
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Борясь с валами накатывающих воспоминаний, наполненных печалью, поэт совершает отчаянный рывок навстречу свободе.
Антитеза (что это значит?) смирения и борьбы, жизни и смерти задаёт основной сюжет элегии: конфликт личной творческой воли человека (что это?) с высшей заданностью, не обусловленной законами нашего понимания.
Заключение
Современные авторы практически не пишут элегий. Существующие попытки можно, скорее, назвать стилизацией.
Скорее всего, это связано с тем, что для данного жанра необходима детская чистота души, а мир, переживший модернизм и постмодернизм, слишком искушён в способах выражения сокровенных чувств.
Однако глубокие элегические интонации как бы заложены внутри каждого настоящего поэтического слова. Попробуйте внимательно вчитаться в строки Ю.П.Кузнецова, И.Бродского, А.Кушнера, Б.Кенжеева – и вы это поймёте.
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Осень — это время не для грусти и страданий, а для сбора урожая.
Читайте также: