Страноведение по английскому языку кратко

Обновлено: 02.07.2024

Соизучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей закладывает основу для формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну, поможет лучше осознать свою этническую и национальную принадлежность.

ВложениеРазмер
stranovedenie_na_urokah_angliyskogo_yazyka._statya.docx 18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Страноведение на уроках английского языка

Изучение иностранного языка невозможно без соприкосновения с культурой, традициями и историей. Лингвострановедческий материал всегда включался в программу либо как отдельный предмет, либо через содержание текстов для чтения и аудирования. Но, пожалуй, только сейчас знакомство с компонентами культуры другого народа происходит так рано — уже в первый год изучения иностранного языка.

Современные УМК наполняются сегодня не только традиционно большим количеством информации о странах изучаемого языка (Англии, Америке, Австралии и др.), но и текстами о жизни, обычаях и традициях других народов, для которых английский язык не является родным, что способствует расширению общего кругозора обучающихся, формированию толерантности и уважения к другим национальностям. В условиях, когда изучение иностранного языка изначально происходит в атмосфере уважения и принятия ценности национальной принадлежности каждого, школьник учится осознавать собственную культурную идентичность, сравнивать реалии разных стран, адекватно представлять культуру своей страны. Соизучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей закладывает основу для формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну, поможет лучше осознать свою этническую и национальную принадлежность.

Лингвострановедческий компонент в содержании обучения иностранному языку

Знакомство с культурой страны изучаемого языка было одной из главных задач еще со времен античности. Преподавание классических языков, как трактовка религиозных текстов, не мыслится без культуроведческого комментирования. В преподавании живых языков с конца XIX века на первое место наяду с устной речью выдвигается ознакомление с реалиями страны изучаемого языка.Развитие деловых и личных контактов, расширение и укрепление экономических и культурных связей между народами выдвигают перед школой в области обучения иностранным языкам на первый план задачу – воспитание человека, главным достоянием которого являются общечеловеческая культура и общечеловеческие ценности. Эта задача непосредственно связана с проблемой взаимопонимания людей, их духовной связи и поиска общих путей осуществления прогресса.

Одним из путей решения данной проблемы может быть гуманизация образования, то есть приобщение учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира.

Поскольку целью обучения иностранному языку являются не только приобретения знаний, формирование у школьников навыков и умений, но и усвоение ими сведений страноведческого, лингвострановедческого и культурного, эстетического характера, познание ценностей другой для них национальной культуры, то при определении содержания обучен я бесспорно встает вопрос о лингвострановедческом компоненте.

Изучающий иностранный язык остается носителем своей собственной культуры, однако его фоновые знания обогащаются, приобретая элементы культуры страны изучаемого языка. Тем самым как личность он становится в какой-то мере носителем мировой культуры и начинает лучше понимать и ценить собственную культуру.

Лингвострановедческая значимость материала может оцениваться с двух различных позиций:

а) по их образовательной и воспитательной роли;

б) по их коммуникативной роли.

Хотя эти две позиции очень тесно взаимосвязаны, преимущество отдается в настоящее время последней.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод о том, что постоянным признаком принадлежности материала к лингвострановедческому является наличие у него национально-культурного компонента или семантических долей, отсутствующих в других языках.

На наш взгляд, содержание обучения иностранному языку не может не учитывать социальный опыт, в котором исследователи выделяют знания о природе, обществе, мышлении, способах и приемах деятельности; навыки и умения осуществления приемов деятельности, систему эмоциональной, волевой, моральной и эстетической воспитанности.

Вполне естественно, что при изучении иностранного языка необходимо включать информацию о природе, обществе, мышлении, способах и приемах деятельности того народа, язык которого изучается (что такое американская или английская школа, где находятся Шотландия или Калифорния и т.д.);целесообразно также предусматривать овладение н Начальный этап, как известно, закладывает фундамент всего здания обучения неродному языку. И именно здесь должны быть заложены прочные основы для всех компонентов содержания обучения, в том числе и культурного. Страноведческого насыщение содержания обучения английскому языку важно начинать на начальном этапе обучения. Это обуславливает наш новый подход к отбору всего содержания обучения, при котором каждый компонент нужно будет обогатить информацией о культуре страны изучаемого языка.

Дети данного возраста, столь благоприятного, по мнению психологов, для начала изучения иностранного языка, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре, они с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, и учителя просто не имеют права это игнорировать. Нельзя не учитывать и того, что материалы, посвященные стране изучаемого языка, стимулируют образное мышление, влияют на чувства, формируют вкус, следовательно, наряду с передачей определенной информации оказывается воздействие на эмоции ребенка и его образно-художественную память.

Совершенно очевидно, что чем раньше мы начнем преподавать иностранный язык детям с учетом культуры страны, тем раньше познакомим их с миром детей, говорящих на другом языке. Для создания же образа, например, маленького англичанина, нашему школьнику важно будет понять его отношение к миру, образ мыслей, систему ценностных ориентаций и стереотипов поведения в тех или иных жизненных ситуациях.

Кроме того, уроки английского языка станут для учащихся намного интереснее, если они начнут получать пусть даже элементарную страноведческую информацию. Причем часть этой информации может быть представлено в виде картин, слайдов, фильмов; другая (билеты, телепрограммы, денежные единицы) – в виде раздаточного материала; третья – в виде текстов для чтения и аудирования и тому подобные.

На первых порах изучения иностранного языка страноведческая информация носит занимательный характер. Как известно, занимательность предшествует познавательному интересу к предмету, а новые яркие впечатления помогают пробудить у детей интерес к учению, хотя вместе с тем не следует забывать и о том, что не развлекательность на занятиях, а их привлекательность очень важна в самом начале воспитания интереса. Интерес же в свою очередь повышает активность и эффективность усвоения знаний.

Лингвострановедческий компонент содержания обучения английскому языку на начальном этапе помогает, с одной стороны, решить проблему создания положительной мотивации учений у детей особенно в V – VII классах, когда игровая мотивация снижается. С другой стороны, культурный компонент будет способствовать более осознанному овладению иностранным языком как средством общения.

Знания национальной культуры представляют собой знания, известные всеми представителями данной языковой общности. Эти фоновые знания делятся на знания о предметах и явлениях национальной культуры (реалий) и знания об общепринятых в стране нормах поведения (этикет). Такие знания могут предлагаться учащимся в виде комментария на русском языке. Например: — Humpty-Dumpty – Шалай-Болтай, человек-яйцо, герой стишков. – Еgg-and-spoon race – бег с яйцом в ложке, детская игра.

Учебно-воспитательный процесс на начальном этапе может быть дополнен стишками и считалками, любимыми английской детворой.

Как показали результаты практической работы, проводимой среди учащихся младших классов , дети данного возраста особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре, они с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, а лингвострановедческий компонент обеспечивает межкультурную коммуникацию, пробуждает интерес к учению, что в свою очередь повышает активность и эффективность усвоения знаний.

Содержание:

Customs and traditions always reflect the character of the nation. It is a common knowledge that every nation has a reputation of this or that kind. Here are some views on the British character or the character of the people who live on the British Isles.

The British character text

The British Nature Texts

The British nature is amazing. It changes greatly from the south to the north and from the east to the west. So, you can enjoy its variety during a two-day bus trip. Two texts about the British nature give you a general idea of it and encourage to visit Britain. They also help you to know more about vegetation and wildlife. The photos are mine.

From this post you will know the main facts about the history of the British Flag and why the British flag is called the Union Jack.

The history of the British flag

Great Britain text for beginners


Places of Interest in London . The Tower of London and Tower Bridge

Если вы назвали менее трех достопримечательностей, то прочитайте текст вводный о Лондоне — London (text in English for beginners) СКОРО

В данной статье вы найдете полезную информацию для подготовки к экзамену по английскому языку, а именно список основных достопримечательностей Москвы (театры, музеи, церкви, монастыри, музеи-усадьбы и др.), а также текст про Москву на английском языке (Sightseeing in Moscow). А еще несколько важных исторических фактов из истории Москвы.

Moscow

Russia

Moscow. Text

Moscow and St. Petersburg are the main Russian cities. Moscow is the capital of Russia. St. Petersburg used to be the capital of Russia under Peter the Great. The towns of Golden Ring such as Suzdal, Vladimir, Yaroslavl, Kostroma, Pereslavl Zalessky, Rostov, Sergiev Posad and others are also well-known all over the world. Below you will find the texts with some information which may help you to prepare for an English Exam.

Topic Russia к экзамену. The map of Russia

Наше путешествие по Великобритании мы начнем с рассказа о проливе Ла-Манш (англичане называют его the English Channel — Английский канал).

the english channel текст на английском языке

Меловые утесы Дувра

So, you are going to Great Britain. You can do it either by plane or by sea because the island is separated from Europe by the English Channel. It is the English Channel you need to cross to get to the British Isles. What do you know about it? Here is a short text about The English Channel.


Здесь размещены материалы страноведческого характера, которые я использую в работе. Надеюсь, они будут полезны и интересны многим. Для начальной школы

1) Материалы по страноведению для начальной школы. Блоки информации для знакомства детей со странами изучаемого языка. Каждый блок содержит пояснительную записку, "рабочие листы" и презентацию.

После проработки всех блоков, предложите ученикам завершающий тест по всем 4 странам

2) Подборка тематических раскрасок: гербы англоязычных стран (Великобритания, Канада, Австралия)

3) Мини-курс по страноведению Австралии. Ориентирован на учащихся начальной школы с углубленным изучением английского или на учеников 6-7 класса обычной школы

4) Презентация о достопримечательностях Лондона. Подходит для уроков страноведческой направленности

5) Набор открыток - раскрасок к различным праздникам (очень хорошо использовать на уроках, маленькие дети в восторге)

6) Разработка урока о достопримечательностях Лондона, изначально сделана для начальной школы с углубленным изучением языка, успешно использовалась в обычной школе

7) Забавное упражнение - игра, с помощью которой ученики знакомятся с национальными символами англоязычных стран

8) Упражнение для знакомства детей с гербами Британии и США

9) Подборка материалов о английской Королеве

10) Мини - курс по страноведению Великобритании для учащихся 4 или 5 класса. Можно использовать как дополнительный материал для чтения

и презентация к курсу

11) Страноведческий урок для 4 класса к учебнику Spotlight (используются рабочие листы вместо презентации)

12) Материалы для знакомства детей с Ирландией (базовая информация, раскраски по теме)

13) Материал для знакомства с 50 штатами США (можно использовать в углубленной начальной школе или в 5 - 6 классе при условии изучения языка со 2 класса)

14) Мы не только знакомимся с другими странами, но иногда надо научить учеников рассказывать о своей собственной стране. Можно провести интегрированный урок "Ин.яз плюс география". Вот материал, который будет полезен

15) Материалы, которые могут пригодиться при подготовке урока по теме "День Святого Валентина"

16) Упражнение по теме Degrees of comparison со страноведческим содержанием

еще одно задание по этой теме

17) Материалы для знакомства учеников с героями английского фольклора: королем Артуром и Беовульфом

18) Текст о памятниках литературным персонажам из детских книг, на основе которого можно повторить систему времен глагола (3 времени: два настоящих и прошедшее)

19) Постеры с британским гербом и флагами Соединенного Королевства

20) И еще одна разработка о Лондоне (использовал в 3 - 4 классах). Тема "Лондон для детей"

21) Материал о великих изобретениях англичан (для 4 класса, повторение прошедшего времени)

Для старших классов

1) Очень увлекательная статья "Вампиры - герои американской массовой культуры"

2) Блок материалов по теме: особенности американского национального характера и американская массовая культура

3) Американская массовая культура подарила миру целую армию колоритных и харизматичных персонажей. С некоторыми из них, оказывающими огромное влияние на детей и подростков, стоит познакомиться поближе

А это пример популярной литературы. Идеально подходит для "домашнего чтения" в старших классах

4) Курс страноведческого характера "Достопримечательности Лондона". Ориентирован на учащихся 8 - 9 классов

Ранее эти материалы были опубликованы как учебно-методическое пособие "Достопримечательности Лондона".


К этому курсу предлагается презентация

5) Курс по страноведению "Достопримечательности Великобритании". Предназначен для учащихся 8 - 9 классов



6) Подборка больших текстов о Лондоне и Эдинбурге. Расчитаны на хорошее знание языка

7) Курс по страноведению Канады. Может быть использован на уроках в 8 классе и старше

9) Материалы о интересных праздниках и городах Канады

10) Комплекты базовой статистической информации о англоязычных странах (Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия). Можно использовать как тексты для чтения в старших классах

11) Подборка текстов страноведческого содержания по Австралии

12) Мини - курс по страноведению Австралии (для 8 - 9 классов)

13) Презентация о Канберре - столице Австралии

14) Материал о Сиднее - самом крупном городе Австралии (текст и упражнения)

15) Страноведческий курс "Кения"

16) Подборка материалов о английском языке, которые можно использовать, к примеру, для оформления кабинета

17) Подборка карикатур на актуальные темы из английских и американских изданий. Можно использовать в старших классах как иллюстративный материал при подготовке уроков - дискуссий. Плюс разработка урока "С юмором о грустных исторических событиях".

18) Разработка урока по теме "Сравним российскую и американскую школу". Можно использовать практически в любом классе от 7 и старше

19) "Эдинбургский замок". Проект, подготовленный моими учениками из 8 класса

20) Подборка очень интересных статей на актуальную для России и всего остального мира тему "Дисциплина на уроке". Как увидите, проблемы есть у всех.

21) Материалы о жизни британцев (в школе и дома). Очень удобно пользоваться на уроках. С успехом использую во всех классах с 6 и выше

22) Два самых знаменитых персонажа из британских легенд: Король Артур и Робин Гуд. Подборка текстов с комплексом упражнений для старшеклассников с хорошим знанием языка

23) Презентация о Ноттингеме - "малой родине" Робин Гуда

24) Статья о некоторых подходах к преподаванию страноведения, которая была опубликована в газете "Английский язык в школе"

25) Небольшая статья о том, как можно организовать проектную деятельность страноведческой направленности

26) Проектная деятельность по теме "Страноведение США" в старших классах (как работали и что получилось, примеры проектов)

27) Небольшой материал, который знакомит с самыми известными президентами США

28) Подборка текстов о британских писателях - лауреатах Нобелевской Премии

29) Статья о выдающемся британском писателе Роалде Дале плюс три его знаменитые "хулиганские" сказки - очень популярные в Британии, но почти неизвестные в России. Когда мы их читали в старших классах, то народ от смеха лежал под партами

30) Легендарное стихотворение Киплинга "Если" (оригинальный текст, аудиозапись, варианты переводов на русский)

31) "Артур Конан Дойл и Шерлок Холмс": большой текст, упражнения. Плюс информация о популярных детективных сериалах в Британии и США

33) Презентация о столице США

34) Презентация о Горе Рашмор - одной из самых известных и посещаемых достопримечательностей США

35) Подборка текстов о крупнейших американских городах, национальных парках и прочих достопримечательностях

36) Совершите путешествие в Новый Орлеан - самый удивительный город в США

37) Презентация о Мальте, подготовленная моими учениками. Взгляните на этот пример того, как мы делаем страноведческие проекты

38) Краткий экскурс в историю Британии и знакомство с самыми интересными правителями страны

39) Текст о Лохнесском монстре (или мифе) с большим комплектом упражнений

40) Бермудский Треугольник - таинственное и очень интересное место (большой текст и много упражнений)

41) Уже несколько столетий люди упорно ищут снежного человека. Американцы, не без оснований, полагают, что он может обитать где - то в их стране. Очень хорошая подборка материалов, много упражнений

42) Курс по страноведению Ирландии (Republic of Ireland): много интересной информации, презентация, интересные задания

43) "Знаменитые английские привидения": большой текст и много упражнений

44) Два текста о США: как американцы проводят отпуск и история освоения Луны

45) Родео - традиционный вид спорта в США, более зрелищный, чем бейсбол, и с более богатой историей

46) В США составили список величайших песен в истории страны. Он заслуживает внимания

47) Экскурсия по Кардиффскому замку - главному сокровищу Уэльса

48) Совершите со своими учениками увлекательное путешествие на остров Питкэрна - английскую колонию, затерянную в Тихом океане. Здесь все особенное: история, традиции, свой собственный английский язык.

49) Подборка текстов о знаменитых путешественниках и авантюристах из Британии и США

50) Еще тексты о знаменитых путешественниках (много упражнений)

51) Амелия Эрхарт - один из символов США, женщина - легенда. Ее удивительная жизнь до сих пор волнует миллионы во всем мире

52) Великобритания - страна старинных замков. Совершите путешествие по некоторым из них

53) Краткая история английского языка (возникновение, эволюция). Интересный материал с упражнениями

54) Остров Мэн - британский форпост на границе с Ирландией - очень интересное место

55) Мини - курс по страноведению Новой Зеландии

56) Регулярно появляются люди, утверждающие, что им удалось вступить в контакт с обитателями других планет. В США есть специальная организация, исследующая каждый такой случай.

57) В США и Британии есть много интересных праздников и традиций, о некоторых из них рассказывается в этой статье

58) Хороший материал по теме "ТВ"

59) Тексты о интересных памятниках в Англии и США

60) Текст о выдающемся писателе - фантасте Артуре Кларке и его рассказ History Lesson

и еще пара его великолепных рассказов

61) Подборка текстов с упражнениями о том, как британцы проводят отпуск, и о великих открытиях американских и британских путешественников в разных частях света. Для 10 - 11 класса

62) История США кратко и очень интересный материал "Освоение Дикого Запада - славная страница в истории Америки"

63) Легенда о Беовульфе для старшеклассников

65) Материалы о популярной английской писательнице Монике Диккенс (да, родственница великого Чарльза), отрывки из произведений с упражнениями


Материал содержит методы и приемы, используемые на уроках английского языка для введения страноведческого материала.

Описание разработки

Английский язык как никакой другой язык уникален в плане страноведения, т.к. количество англоязычных стран на нашей планете велико. И знакомство с этими странами позволяет расширить кругозор учащихся о мире. Как известно, таких стран насчитывается около 80, и они охватывают географию всего земного шара.

Использование страноведческой информации в процессе обучения обеспечивает повышение познавательной активности учащихся, благоприятствует их коммуникативным навыкам и умениям, а также положительной мотивации и способствует решению воспитательных задач.

Страноведение дает представление о социально-экономическом положении страны и народа, язык которого стал предметом изучения, об обычаях, традициях, культурных ценностях, присущих данному народу. На занятиях по языку использование страноведческой информации носит прикладной характер.

Она включается в систему занятий в процессе знакомства учащихся с содержанием и формами речевого общения носителей изучаемого языка. Такая информация обеспечивает не только познавательные, но и коммуникативные потребности учащихся, способствуя формированию коммуникативной и социокультурной компетенции.

Широкий культурологический фон, создаваемый уроками страноведческого характера, способствует развитию лингвистических навыков и умений (обогащение лексики, навыки переводческой деятельности, умение работать с фразеологизмами); так и знакомит обучаемого с конкретными аспектами иноязычной культуры.

Необходимо подчеркнуть, что еще до момента изучения иностранного языка и в самом начале его изучения у учащихся, как правило, самая высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке. Учащимся интересна страна изучаемого языка и ее страноведческие реалии. Многие ребята усматривают в изучении иностранных языков что-то приключенческое. Это проникновение в незнакомый мир. Страноведческий аспект является необходимым условием и средством повышения мотивации.

Кроме того, надо отметить, что лингвострановедческий подход актуален на любом этапе обучения и может быть дан на любом уровне сложности. Взрослые и дети разных возрастов проявляют живой интерес к жизни своих сверстников за рубежом, к их обычаям, традициям, укладу повседневной жизни, формам проведения досуга и т.п. Использование лингвострановедческой информации в доступной и увлекательной для них форме способствует усвоению ими элементов иноязычной культуры, повышению познавательной активности обучаемых, созданию у них положительной мотивации.

Существует много методов и приемов введения страноведческого материала, которые позволяют обращаться к языку в других плоскостях, нежели работа с учебником, представляющий собой тоже обширный материал по знакомству с англоязычными странами.

Одним из милых и ненавязчивых способов введения страноведческого компонента на уроках английского языка, по моему мнению, календарь праздников и других событий. Большинство праздников и традиций весьма отличаются от праздников в нашей стране, поэтому очень увлекательно погрузиться в эти описания.

Внимание на уроках можно уделять одним и тем же праздникам, но по принципу усложнения и расширения информации. Такой подход требует около пяти минут работы, посвященной определенному празднику.

Другой метод введения страноведческого материала является проектная работа. Данный метод позволяет вовлечь в работу всю группу, более глубоко изучить выбранную тему и красиво оформить ее представление.

Такие работы по страноведению можно проводить во всех классах обучения практически по всем учебным темам.

При разработке заданий необходимо учитывать: общий уровень развития ученического коллектива, возрастные особенности формирования креативной среды, личностные особенности учащихся, специфические черты и особенности учебного предмета.

Творческие работы по страноведению могут быть двух типов: обязательные и по желанию. Среди видов творческих заданий можно выделить следующие, развивающие:

а) языковую компетенцию (лексика, фонетика, грамматика), например, книжки-малышки (Моя Азбука, Мой друг и т.д.), кроссворды по различным темам, создание проектных работ;

в) социокультурную компетенцию (система ценностей, реалий жизни), например, иллюстрированные рефераты, поздравительные открытки, создание рекламных проспектов и буклетов, выпуск газет, посвященных странам изучаемого языка

На некоторых уроках я использую страноведческий материал для того, чтобы помочь учащимся самостоятельно догадаться и озвучить тему, цели и задачи урока.

Для этого использую тематические картинки, мини-кроссворд, пазл, шифровки, строчки из песни, статус из социальной сети, кадр из фильма – все то, что интересует учеников и подходит к изучаемой теме.

Учитель: What do you think about our lesson? What is it about?

Учащиеся: Our lesson is about the travelling, the tour, English speaking countries, the different kind of transport.

Учитель: Yes, we’ll talk about different English speaking countries and different ways of travelling. What is the topic of our lesson?

Учащиеся: The topic of our lesson is the tour.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Романовская средняя общеобразовательная школа

р.п.Романовка Романовский район

Страноведение на уроках английского языка

Подготовила: Дружина Марина Владимировна, учитель иностранного языка МОУ Романовская СОШ р.п.Романовка Романовский район Саратовская область

Творчество играет очень важную роль в жизни каждого человека. Воображение и фантазия помогают людям и в отношениях, и в учебе и на работе, но что самое главное – творческие люди умеют выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в любом деле.

Английский язык как никакой другой язык уникален в плане страноведения, т.к. количество англоязычных стран на нашей планете велико. И знакомство с этими странами позволяет расширить кругозор учащихся о мире. Как известно, таких стран насчитывается около 80, и они охватывают географию всего земного шара.

Страноведение дает представление о социально-экономическом положении страны и народа, язык которого стал предметом изучения, об обычаях, традициях, культурных ценностях, присущих данному народу. На занятиях по языку использование страноведческой информации носит прикладной характер. Она включается в систему занятий в процессе знакомства учащихся с содержанием и формами речевого общения носителей изучаемого языка. Такая информация обеспечивает не только познавательные, но и коммуникативные потребности учащихся, способствуя формированию коммуникативной и социокультурной компетенции.

Широкий культурологический фон, создаваемый уроками страноведческого характера, способствует развитию лингвистических навыков и умений (обогащение лексики, навыки переводческой деятельности, умение работать с фразеологизмами); так и знакомит обучаемого с конкретными аспектами иноязычной культуры.

Необходимо подчеркнуть, что еще до момента изучения иностранного языка и в самом начале его изучения у учащихся, как правило, самая высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке. Учащимся интересна страна изучаемого языка и ее страноведческие реалии. Многие ребята усматривают в изучении иностранных языков что-то приключенческое. Это проникновение в незнакомый мир. Страноведческий аспект является необходимым условием и средством повышения мотивации.

Кроме того, надо отметить, что лингвострановедческий подход актуален на любом этапе обучения и может быть дан на любом уровне сложности. Взрослые и дети разных возрастов проявляют живой интерес к жизни своих сверстников за рубежом, к их обычаям, традициям, укладу повседневной жизни, формам проведения досуга и т.п. Использование лингвострановедческой информации в доступной и увлекательной для них форме способствует усвоению ими элементов иноязычной культуры, повышению познавательной активности обучаемых, созданию у них положительной мотивации.

Одним из милых и ненавязчивых способов введения страноведческого компонента на уроках английского языка, по моему мнению, календарь праздников и других событий. Большинство праздников и традиций весьма отличаются от праздников в нашей стране, поэтому очень увлекательно погрузиться в эти описания.

Внимание на уроках можно уделять одним и тем же праздникам, но по принципу усложнения и расширения информации. Такой подход требует около пяти минут работы, посвященной определенному празднику.

Другой метод введения страноведческого материала является проектная работа. Данный метод позволяет вовлечь в работу всю группу, более глубоко изучить выбранную тему и красиво оформить ее представление.

Такие работы по страноведению можно проводить во всех классах обучения практически по всем учебным темам. При разработке заданий необходимо учитывать: общий уровень развития ученического коллектива, возрастные особенности формирования креативной среды, личностные особенности учащихся, специфические черты и особенности учебного предмета.

Творческие работы по страноведению могут быть двух типов: обязательные и по желанию. Среди видов творческих заданий можно выделить следующие, развивающие:

а) языковую компетенцию (лексика, фонетика, грамматика), например, книжки-малышки (Моя Азбука, Мой друг и т.д.), кроссворды по различным темам, создание проектных работ;

в) социокультурную компетенцию (система ценностей, реалий жизни), например, иллюстрированные рефераты, поздравительные открытки, создание рекламных проспектов и буклетов, выпуск газет, посвященных странам изучаемого языка

На некоторых уроках я использую страноведческий материал для того, чтобы помочь учащимся самостоятельно догадаться и озвучить тему, цели и задачи урока. Для этого использую тематические картинки, мини-кроссворд, пазл, шифровки, строчки из песни, статус из социальной сети, кадр из фильма – все то, что интересует учеников и подходит к изучаемой теме.

Учитель: What do you think about our lesson? What is it about?

Учащиеся: Our lesson is about the travelling, the tour, English speaking countries, the different kind of transport.

Учитель: Yes, we’ll talk about different English speaking countries and different ways of travelling. What is the topic of our lesson?

Учащиеся: The topic of our lesson is the tour.

Учитель: Yes, the topic of our lesson is “The Round – the – World Tour”

Для введения страноведческого материала на уроке я использую следующие приемы:

Приемы активизации речи в ролевой игре;

Проблемные творческие задания;

Научить учащихся выражать мысли в их логической последовательности;

Обучать учащихся речевой реакции в процессе коммуникации;

Развивать компенсаторные умения (умение при дефиците языковых средств выходить из трудного положения за счет использования синонима, перифраза и т.д.)

Например: Guess who is the great man?

Водящий выходит из класса, а учащиеся задумывают имя какого-либо выдающегося человека. Водящий задает вопросы, например:

Is this a man or a woman?”

Is he/she a writer (poet, actor, actress, singer)?”

Is he/she alive?”

In what country does he/she live?”

When was he/she born?” И т.д.

Если водящий задал определенное (обусловленное заранее) количество вопросов, но не отгадал задуманного имени, он выбывает из игры, а его место занимает другой водящий.

Who reads a lot?

Водящий называет имя знаменитого писателя. Команды должны сказать по-английски то, что знают об авторе (по одному предложению).

1 вариант. Водящий задумывает название какого-либо города. Играющие задают вопросы, например:

Is it in Great Britain (the USA, Russia)?”

Is it the capital of Russia?”

Is it on the river Volga?”

Is it an industrial city?” и т.д.

2 вариант. Водящий задумывает достопримечательность какого-либо города. Учащиеся задают ему вопросы, например:

Is it in Moscow (London, Rome, and Paris)?”

Is it big/small?”

Is it in the street (park, square)?”

Is it a house (theatre, monument, and museum)?” И т.д.

Класс делится на две команды: туристов и гидов. Туристы задают вопросы о достопримечательностях того или иного города, гиды отвечают. Через некоторое время команды меняются ролями.

Работая в игровой форме, можно добиться прочных знаний. Обучение в игре происходит незаметно для учащегося, т.е. все его внимание направлено на игру, а не на усвоение знаний. В игре знания усваиваются через практику.

Главное при проведении игры – создать доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха для учащихся.

Для введения лингвострановедческого материала использую и другой метод развития умения учебного сотрудничества и выбор собственной траектории учебной деятельности, овладение умениями учебно-исследовательской деятельности – это синквейн.

Синквейн – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (с 1997 года и в России) в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Синквейн пишется по определенным правилам:

Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Одним словом обозначается тема (имя существительное).

Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Описание темы двумя словами (имена прилагательные).

Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

Четвертая строка – фраза, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи).

Пятая строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово), обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, эмоции, ассоциации.

Синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Например, Great Britain

Exciting and wonderful country

Travel, learn and enjoy

I’d like to visit this country.

Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события из изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся. Именно потому, что с помощью этих небольших стихотворений в нескольких строках можно выразить суть темы, они стали такими популярными на уроках. Также синквейн – это отличный контролер. Ведь никто не сможет передать суть предлагаемой темы стихотворением, если перед этим не был прочитан необходимый текст, выучены новые слова и т.д. Составляя синквейны, каждый может показать свой талант. Если стихотворение получилось эмоциональным и передает всю суть, то ученик в точности справился с заданием.

Мне бы хотелось отметить еще один прием по введению страноведческого материала – это работа с географической картой. Я предлагаю учащимся географические карты пяти стран (Великобритании, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии), прошу найти одинаковые названия, названия-переносы, приобретшие в одной из стран слово NEW. Предлагаю учащимся рассказать, какие ассоциации у них вызывает упоминание того или иного географического названия.

Но нельзя забывать и о текстах страноведческого характера, которые занимают большое место в процессе обучения иностранным языкам и позволяют обеспечивать реализацию социокультурного компонента. Благодаря таким текстам, учащиеся знакомятся с реалиями страны изучаемого языка, получают дополнительные знания в области географии, образования, культуры и т.д. На уроках использую тексты не только из учебников, но и из журналов и газет, содержание которых имеют определенную новизну. Будь то общие сведения об образовательных учреждениях, государственном устройстве, о детских и юношеских организациях страны изучаемого языка или об особенностях речевого поведения и этикета. Познание чужой культуры состоит в поиске различий между образцами своей и чужой культуры и ее осознание, а также развитие умения учащихся представлять свою страну в сравнении с другими странами… Уроки страноведения вызывают у учеников потребность в дальнейшем самостоятельном ознакомлении со страноведческим материалом.

Необходимо подчеркнуть, что именно лингвострановедение послужило опорой для развития творческих способностей, т.к. включает в себя два аспекта:

идет обучение языку

дает сведения о стране

Таким образом, применение этих способов и форм работы развивают умения подойти творчески к решению поставленных задач и повышают интерес к изучению языка. Даже самые слабые учащиеся всегда с удовольствием выполняют подобного вида работы, так как есть возможность проявить свои индивидуальные способности.

Развивая творческие способности на уроках иностранного языка, учащиеся стремятся узнать больше дополнительной информации путем самостоятельной работы. Учащиеся стараются выразить себя, показать свои таланты, добиваясь успеха в учебе. Ребята с удовольствием работают с различными головоломками, заданиями, требующими логического осмысления, нестандартного решения. Благодаря таким методам использования страноведческого материала на уроках английского языка, учащиеся активизируют поисковую деятельность, проявляют свою креативность, раскрывая свой потенциал.

Все перечисленные методы и приемы введения материалов страноведческого содержания способствуют передаче школьникам иноязычной культуры, содействуют их вовлечению в диалог культур, развивают их творческие и познавательные умения, повышают и поддерживают интерес к изучению иностранного языка.

Кроме того, творческий подход при изучении страноведческого материала воспитывает активную личность на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявляет и использует в учебной деятельности индивидуальные особенности учащихся.

Читайте также: