Борис неменский биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Неменский Борис Михайлович – советский и российский живописец, Заслуженный художник РСФСР, лауреат нескольких Государственных премий СССР и России.
Борис Неменский родился 24 декабря 1922 года в Москве. Михаил Неменский, отец будущего художника - работал в Совете народных комиссаров, а мать - Вера Парусникова, была зубным врачом.
После школы Борис Михайлович учился в Московском художественном училище памяти 1905 года. В 1942 окончил Саратовское художественное училище и был призван в ряды Красной армии.
Борис Михайлович проходил военную службу как художник Студии военных художников имени М.Б.Грекова. Неменский работал в Студии Грекова и в послевоенное время, покинув студию лишь в 1960 году, находясь в статусе "Почётного грековца". За время Великой Отечественной войны, художник создал множество фронтовых рисунков и эскизов. Был награждён медалями "За победу над Германией" и "За боевые заслуги".
Работы художника экспонируются на художественных выставках с 1943 года. Неменский вступил в Союз художников СССР в 1945 году. В 1951 году закончил обучение в Художественном институте имени В.И.Сурикова.
С 1957 по 1960 года Борис Михайлович преподавал в Московском городском педагогическом институте имени В.П.Потёмкина, в Московском педагогическом государственном университете с 1960 по 1962.
В 1973 Борису Михайловичу Неменскому было присвоено звание Заслуженный художник РСФСР.

В 1957-1960 преподавал в Московском городском педагогическом институте им. В.П.Потёмкина.
В 1960-62 гг. заведовал кафедрой в Московском педагогическом государственном университе им. В.И.Ленина.
Секретарь Союза художников СССР (1963).
С 1966 года - профессор художественного факультета Всесоюзного государственного института кинематографии.
Член президиума (1969) Московского отделения Союза художников - председатель комиссии по эстетическому воспитанию.
Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1982).
Действительный член Российской Академии образования (1992).
С 1994 года возглавляет Центр непрерывного художественного образования при Московском комитете образования.
За эти годы им разработана концепция "Художественное образование как духовная культура" и на её основе - программа для общеобразовательных школ "Изобразительное искусство и художественный труд", реализацией которой он активно занимается.

Живёт и работает в Москве. Его картины находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Центральном музее Вооружённых Сил (Москва), Днепропетровском художественном музее, Николаевском художественном музее им. В.В.Верещагина, Сумском художественном музее им. Н.Онацкого.


Московский художник родился в 1922 году. Активист срочной службы, заслуженный педагог, классик живописного искусства.

Начало творческого пути

Интерес к рисованию проявился у Бориса еще с детства. Родители с сомнением относились к увлечениям ребенка, но поддерживали его. Поэтому, после средней школы, в 1940 году, отправили в художественное училище. Талант Неменского заметили сразу, он был зачислен на третий курс.

В 1942 году Борис Михалович закончил обучение при эвакуации Саратове. Он получил направление в Суриковский университет, эвакуированный в Азию. Однако пошел по суровому пути и вернулся в Москву.

Молодого художника определили для несения службы в Студию военных художников. Во время длительных командировок Борису предстояло выходить на передовую и запечатлеть бой на холсте.


Он побывал на нескольких фронтах, участвовал в штурме Берлина и на боях реки Одер. Многочисленные раны и переломы не останавливали художника. Постоянная проверка на прочность продолжалась даже в лазарете, куда он попал с сильным повреждением плеча .

Зрелище на больничных койках вдохновило Неменского, он стал изображать искалеченных солдатов в своих зарисовках.

Поучительные образы войны в зарисовках художника обсуждались всеми службами СМИ. Его работы поместили в Третьяковской галерее. Некоторые из них были запрещены цензурой.

После окончания войны, в 1951 году Борис Михайлович поступил в МХИ (Московский художественный институт) им. Сурикова.

Педагогика

В 1957 году признанный мастер современного искусства решил заняться педагогической деятельностью. На основе его идей были созданы оригинальные методики просвещения новых поколений художников.

За эти заслуги Действующий педагог получил премию Государственного образца.

С 1961 года стал процессором ВГИКа на факультете художества, занял пост директора Центра художественного образования в Москве.

Борис Неменский регулярно участвует в художественных выставках по всей России и за рубежом. Его произведения выкупили крупнейшие музеи РФ и СНГ.


Борис Михайлович Неменский родился 24 декабря 1922 года в Москве. Его мать Вера Семеновна была зубным врачом, отец Михаил Ильич — финансистом, после революции долго работавшим в Совнаркоме. Эти незаурядные люди привнесли в жизнь сына удивительный сплав двух культур: народная русская пришла через мать — дочь сельского священника, городская разночинная через отца — юношу с Пресни. Именно в семье начался сложный процесс формирования личности художника.

С Москвой связана вся жизнь Бориса Неменского. На Сретенке в самом сердце столицы прошло его детство. Здесь были сделаны первые шаги в мир искусства в студии Дворца пионеров, руководимой молодым талантливым художником и педагогом А.М. Михайловым. Увлеченность этого человека, его энтузиазм в приобщении студийцев к творчеству были велики: встречи и беседы с известными художниками, первая выставка работ в Третьяковской галерее и многое другое оставили неизгладимый след в душах ребят, оказали влияние на дальнейший выбор жизненного пути. Родители Бориса Михайловича внимательно, хотя и с некоторой тревогой следили за увлечением сына. После некоторых сомнений о правильности выбранного пути, встречи с К. Юоном отец посоветовал сыну перейти в художественное училище памяти 1905 года. В 1940 году Борис Неменский был принят сразу на третий курс.

Фронт

Все планы мирной жизни разрушила война. Художественное училище молодой художник был вынужден оканчивать уже в эвакуации в Саратове, в 1942 году. Но юноша не воспользовался направлением для продолжения учебы в Суриковском институте, эвакуированном в Среднюю Азию, он вернулся в родной город. В Москве солдат Неменский был определен для несения службы в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Художники этой студии отправлялись на передовую, делали натурные зарисовки в местах боев в самом пекле войны. Ни одна значительная военная операция не обходилась без участия художников студии. Их зарисовки, этюды, картины участвовали в передвижных выставках, устраиваемых в войсках. Большая часть этих произведений не сохранилась, уцелевшие же находятся в музеях России и частных собраниях.

Победная весна


(1)


(2)


(3)


(4)


(5)


(6)


(7)


(8)

Мать . (1945 )


(9)

Суриковский институт

О далеких и близких (1950)


(10)

Машенька (1956)

Прошлое, настоящее, будущее

Дыхание весны.

Как и все произведения мастера, сюжет картины автобиографичен. Из дневника от 15 мая 1944 г. с Украинского фронта:

Кто тогда мог знать, что эта тема не только увлечет художника, а, став душевной мукой и радостью, будет после войны темой картины.

Хрупкий мир пробуждающейся весенней природы открывается молодому бойцу, чутко вслушивающемуся в тишину утра, в момент передышки между боями: струящиеся в тумане березки, капельки вербы, золотые пушинки ольхи… Радость такого открытия смешивается с тревогой. По воспоминаниям Б. Неменского, именно в такие минуты нафронте к мальчишкам-солдатам приходило новое ощущение родины и крепла личная ответственность за ее судьбу.


(11)

Земля опаленная. (1957)

Эта картина является началом нового этапа в творчестве художника(12). Она не просто возвращает зрителя к событиям прошедшей войны, а заставляет задуматься о том, не повторится ли это вновь. Художник начинает мыслить масштабными, обобщенными образами, выводя своих зрителей на общечеловеческие вневременные проблемы.


(12)


(13)

Символ скорби

Безымянная высота. (Это мы, господи!) 1960–1995.

В 1986 году картина экспонировалась на персональной выставке художника в Москве. Л.А. Неменская вспоминает, что внимание автора привлек один зритель, который долго не уходил из опустевшего затененного зала. Это, как оказалось, был человек, воевавший в составе контингента советских войск в Афганистане. Картина отражала и его личный трагический опыт. А через десять лет, когда новый вариант картины был выставлен в музее Отечественной войны на Поклонной горе, подобная встреча произойдет с ветеранами уже Чеченской войны.


(14)


(15)


(16)

Утраты (1963–1969)

Обращение к чувствам зрителей, побуждение к размышлению о жизни характерны не только для станковых произведений, но и для натюрмортов Бориса Неменского. Эти произведения всегда философичны, очень лаконичны, на них нет случайных предметов, всё здесь несет определенную смысловую нагрузку.

Память смоленской земли. (1993)

Долгие годы Борис Михайлович не обращался к жанру натюрморта, хотя мир предметов жил во многих его картинах. Но бывшие ученики как-то привезли художнику из-под Смоленска пробитую солдатскую каску и горсть стреляных гильз. Эти предметы, отзвуки минувших событий, пролежавшие в земле десятилетия, родили цепь ассоциаций. Художник вспомнил треснувший печной чугунок, который видел в уцелевшей печи выжженной дотла русской деревни, и на картине появились два похожих по форме округлых металлических предмета: один как отголосок мирной жизни, другой из пламени войны. Они застыли, как на пьедестале, на доске столешницы — натюрморт-памятник минувшей трагедии. Художник ничего не стал добавлять в композицию, гильзы понадобились только для оформления рамы(17).


(17)

Художник-педагог

Деятельность Б. Неменского художника на протяжении пятидесяти лет неразрывно связана с деятельностью Б. Неменского педагога. В 1957 г. он начал свою преподавательскую деятельность в МГПИ им. В.И. Ленина, а с 1966 г. преподает на художественном факультете ВГИКа. За эти годы Б.М. Неменский воспитал целую плеяду интереснейших самобытных художников. Среди них А. Акилов, М. Абакумов, В. Балабанов, А. Бедина, В. Брагинский, Г. Гусейнов, В. Чумаков, А. Петров и др. Борис Михайлович является творческим руководителем художественного факультета Университета Российской академии образования, директором Центра непрерывного художественного образования в Москве.

Предложенный материал был с успехом использован в работе с учащимися 5-х классов на уроках ИЗО, посвященных раскрытию темы Великой Отечественной войны в станковой живописи. Знакомство детей с творчеством Б.М. Неменского как художника-фронтовика и как автора программы, по которой они обучаются пять лет, оказывает сильное эмоциональное воздействие.

Литература

Дмитриева Н.А. Борис Михайлович Неменский. — М., 1971.
Неменская Л.А. Борис Неменский. — М.: Белый город, 2005.
Неменский Б.М. Доверие. — М.: Молодая гвардия, 1984.
Неменский Б.М . Мудрость красоты. — М.: Просвещение, 1987.
Неменский Б.М . Познание искусством. — М. Изд-во УРАО, 2000.
Неменский Б.М . Распахни окно. — М.: Молодая гвардия, 1974.

Читайте также: