Теории аддиктивного поведения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Аддиктивное поведение — это действия, направленные на получение положительных эмоций за счет каких-либо предметов, веществ или действий, которые разрушительно действуют на психологическое состояние личности, так как вызывают зависимость.

Человек, подверженный зависимостям, теряет связь с реальностью, все больше подчиняясь предмету, на который направлены все его устремления. Разрушительное влияние такого поведения сказывается и на окружении зависимого.

Проблема аддикции не теряет актуальности. В настоящее время такое деструктивное поведение свойственно многим людям, особенно подросткам и молодежи.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Признаки

  1. Психологическая нестабильность.
  2. Поверхностное восприятие.
  3. Формализм в поведении.
  4. Низкая адаптация к изменениям.
  5. Замена жизненных ценностей.
  6. Душевный дискомфорт.
  7. Ощущение вины.
  8. Повышенная тревожность.
  9. Слишком низкая или высокая самооценка.
  10. Замкнутость.
  11. Агрессивное поведение.
  12. Обвинение других в личных неудачах.
  13. Манипулирование людьми.
  14. Потеря дружеских контактов.
  15. Дружба с другими зависимыми.
  16. Уход от ответственности.
  17. Нежелание решать проблемы.
  18. Инфантилизм.

Причины аддикции

Факторов возникновения зависимого поведения может быть несколько, они индивидуальны для каждого случая. Наиболее распространенные:

  • проблемы социального характера (политическая нестабильность, низкая социальная ответственность государства);
  • психологически вредный стиль воспитания;
  • генетическая предрасположенность;
  • темперамент;
  • нарушения психического развития;
  • фрустрация;
  • низкий эмоциональный интеллект;
  • неустойчивая нервная система;
  • частая подверженность стрессу;
  • проблемы в обучении;
  • проблемы в семье;
  • недостаток положительных эмоций;
  • недопонимание близких людей;
  • тяга к алкоголю и никотину;
  • употребление наркотиков;
  • вовлеченность в религиозные общества.

Этапы развития

  1. Проба: знакомство с предметом, вызывающим эйфорию, пока не приводящее к зависимости.
  2. Аддиктивный ритм: человек сомневается, но выбирает сторону зависимости, изменяются жизненные приоритеты. Аддикция еще обратима, но требуется помощь специалиста.
  3. Аддиктивное поведение: человек принимает свою деятельность как единственно верный путь и отрицает пагубное воздействие предмета зависимости.
  4. Подчинение аддикции: человек теряет защиту от предмета или действия, которые вызвали зависимость, но уже не приносят положительных эмоций. Появляется агрессия, жестокость в отношении окружающих, разрушается личность.
  5. Деградация: разрушение не только психологическое, но и физическое. Развивается психическое расстройство личности, физическое недомогание, приводящие к смерти.

Виды аддиктивного поведения

Алкогольная зависимость

Один из самых распространенных видов зависимости, который возникает благодаря состоянию эйфории, приподнятого настроения во время алкогольного опьянения. Мозг требует повторения этих ощущений, что заставляет человека все чаще обращаться к алкоголю. В дальнейшем положительные ощущения заменяются противоположными:

  • похмелье;
  • резкая смена настроений;
  • ухудшение памяти и мозговой деятельности в целом;
  • отсутствие самоконтроля;
  • снижение либидо;
  • деградация личности.

Как показало изучение этой зависимости, женщины подвержены более быстрому развитию алкоголизма.

Наркомания

В основе — стремление к новым впечатлениям. Наркотики быстро вызывают привыкание, вследствие чего человек обращается к более сильным по воздействию веществам. Например, после употребления марихуаны переходит к кокаину, героину, синтетическим наркотикам.

Наркотики гораздо быстрее, чем алкоголь, разрушают личность, приводят к ее деградации. Велика вероятность смерти от передозировки. Наркоман быстро становится асоциальным, готовым на все ради новой дозы. Наркотическую зависимость тяжело преодолеть.

Токсикомания

Чаще встречается среди подростков, которые, вдыхая пары токсичных веществ, погружаются в состояние эйфории, видят галлюцинации. Особенность такого поведения — коллективное вовлечение.

Исследования показывают, что токсикомания приводит к снижению интеллектуальных способностей, девиантному поведению, агрессии. Вдыхание паров бензина, хлороформа, растворителей часто приводит к параличу дыхательных органов и смерти.

Пищевая зависимость

Существует классификация видов пищевой зависимости: переедание, анорексия, булимия. Их предметом является пища. При переедании процесс принятия пищи приносит удовольствие, и человек ест не только тогда, когда он голоден. Обратный процесс — анорексия.

Для того чтобы сбросить вес, человек отказывается от пищи и так зацикливается на этом, что даже тогда, когда он достиг желаемого результата, продолжает ограничивать себя в еде. Это приводит не только к физическим нарушениям, но и к психологическим.

Номофобия

Современный вид зависимости, при котором человек страдает от привязанности к гаджетам: боится, что разрядится или потеряется его телефон, нервничает, если остается без связи. Человек, страдающий номофобией, предпочитает виртуальное общение, постоянно просматривает ленты социальных сетей. В этом и заключается его уход от реальности.

Компьютерная аддикция

Близка к номофобии. Данный тип аддикции тоже связан с выходом человека в глобальную сеть Интернет. К аддиктивному поведению в Интернете относят нежелание общаться оффлайн, хакерство, увлечение онлайн играми, увлечение порнороликами — порнофилию.

В Интернете человек может представить себя кем угодно, заработать легкие деньги, свободно проявлять агрессию по отношению к другим пользователям. Все это вызывает психологическую зависимость. Люди с этой зависимостью часто не приспособлены к реальной жизни, страдают плохим настроением, нарушениями сна.

Патологическая любовь

Предметом патологической любви является человек, в которого влюбляется зависимый. Это эмоциональная аддикция, которая часто является результатом детской психологической травмы, холодными отношениями в любви. Такой человек стремится к предмету своего обожания и только в отношениях с ним может чувствовать себя комфортно.

Этот тип зависимости опасен тем, что предмет патологической любви может вовсе не любить зависимого от него партнера, манипулировать им, даже жестоко обращаться. При расставании зависимый человек очень сильно страдает, у него могут развиться психические расстройства.

Сексуальная аддикция

Зависимость от различных сексуальных проявлений, когда партнер не воспринимается как личность. К подобного рода аддикции относятся:

  • постоянная смена половых партнеров;
  • извращения;
  • фетишизм;
  • пристрастие к эротическим фото;
  • ношение одежды противоположного пола;
  • эксгибиционизм;
  • подглядывание.

Зависимость от психотерапии

Проявляется в постоянном посещении психотерапевта без весомых причин. Такое поведение объясняется стремлением переложить ответственность за свою жизнь на плечи психотерапевта.

Игровая зависимость

Играя, человек склонен к азарту — чем дольше играет, тем больше хочется. Игрок получает удовлетворение от побед. Часто он не замечает проигрышей, стремясь к выигрышу. Игроки не считают себя зависимыми, объясняя свое пристрастие развлечением. Но игромания способна довести человека до деградации личности, когда он становится готов на все ради игры.

Трудоголизм

Для трудоголиков характерны полная зависимость от рабочих обязанностей, отсутствие хобби, личного времяпрепровождения, проблемы в семье. Они зависимы от одобрения их деятельности на работе, удовольствие находят только в выполнении своей работы.

Диагностика и лечение аддиктивного поведения

Аддикцию диагностируют с помощью специальных психологических тестов. В ходе их могут быть выявлены определенные черты, указывающие на склонность к аддиктивному поведению:

  • потребность в вызывающем поведении;
  • стремление к риску;
  • психическая неуравновешенность;
  • отстраненность;
  • пессимизм;
  • неразвитая эмоционально-волевая сфера.

Все эти черты могут привести к аддиктивному поведению в неблагоприятных социальных условиях.

Зависимости от различных веществ определяет врач-нарколог с помощью анализов и иных физиологических критериев: поведения пациента, внешнего вида и т.д.

Психологические зависимости лечатся врачом-психотерапевтом, который применяет специальные методики и механизмы психокоррекции.

Химические зависимости нуждаются в стационарном лечении, так как прежде всего необходимо провести детоксикацию организма пациента, а потом приступать к поддерживающему лечению и психологическим методам.

Вылечить зависимого человека можно только при условии его согласия и желания победить зависимость. Обязательна поддержка близких и индивидуальный подход, а также наблюдение у врача в течение нескольких месяцев после выздоровления.

Профилактика

Наиболее эффективной считается ранняя профилактика аддиктивного поведения в семье и школе. С детства необходимо разъяснять последствия разного рода пристрастий и грозящие опасности. Модель аддиктивного поведения должна стать неприемлемой для детей и подростков. В школе обязательно должны проводиться мероприятия, направленные на формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.

К профилактическим мерам относится и регулярная психологическая диагностика и своевременная коррекция выявленных патологий.

2.3. Психологические теории возникновения аддиктивного поведения

Актуальность проблемы аддиктивного поведения личности подтверждается тем, что практически во всех психологических теориях (как классических, так и развивающихся в последнее время) делаются попытки объяснения причин формирования аддиктивного поведения. Однако, теоретическое объяснение процесса формирования аддиктивного поведения, предложение способов избавления от зависимости на практике часто оказывалось менее эффективным, чем ожидалось в теории. Рассмотрим основные теории и концепции, в которых описываются причины формирования аддиктивного поведения, и в соответствии с ними предлагаются способы избавления от зависимости.

Согласно психоаналитическим представлениям, в том числе и теории П.Блосса, чтобы обрести индивидуальность человек должен освободиться от привязанностей раннего детства. Этот шанс дается человеку в период взросления.

В индивидуальной психологии (А.Адлер) основное внимание уделяется рассмотрению врожденного комплекса неполноценности и его компенсации. В качестве основной цели для всех людей, которая выстраивает жизненный план, Адлер понимал достижение превосходства. Все манеры поведения формируются в детстве и несут на себе печать окружения. Изменить их можно лишь вследствие высокой степени самосознания или на стадии невроза, благодаря индивидуально-психологическому подходу врача [32].

Человек воспринимает ситуации не такими, какие они есть в действительности, а через призму своих предубеждений, личных интересов, т.е. через схему апперцепции, которая появляется в детстве и обслуживает достижение основной цели жизни, выбранной индивидом. Прототип личности формируется в возрасте 4-5 лет.

Гуманистический психоанализ. В современной жизни существует базовое противоречие (Эрик Фромм), которое зажимает личность с двух сторон: с одной стороны – почетно любить других, приветствуется альтруизм; с другой стороны, любить себя – это грех, хотя является самым сильным и законным стремлением человека. Если человек способен на продуктивную любовь к себе и другим, то он способен утвердить собственную жизнь, счастье, развиваться и достичь свободы.

Общим для всех форм оргиастического соединения является следующее: 1) оно отличается силой и даже страстностью; 2) оно охватывает всего человека - его душу и тело; 3) оно преходящее и периодически повторяется.

Выход из этой ситуации Э. Фромм видит в развитии творческой деятельности и истинной любви. Наркомана (зависимого человека вообще) он относит к мазохистскому типу личности, которая является пассивной формой симбиотической связи. Иными словами, наркоманией болеют люди, неспособные любить. Такие люди не принимают решений, покоряются судьбе, болезни, оргиастическим состояниям, вызванными наркотиками.

Теория психосоциального развития. Эрик Эриксон говорит о существовании определенных психологических стадий развития Я, в ходе которых индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Личностное развитие протекает всю жизнь. Отрицательный или положительный полюс кризиса может быть изменен ходом дальнейшей жизни. Недостатки всех предшествующих стадий развития манифестируются в подростковом возрасте во время кризиса идентификации личности или путаницы ролей (12-18 лет). Развивается новый подход к жизни, подросток может создавать себе мыслительные идеалы: идеальные образы семьи, общества, религий и др. Основная задача – это интегрировать все то, что знает о себе подросток (свои роли) и спроецировать получившийся образ в будущее [48].

Подростки пытаются создавать свою субкультуру, они озабочены тем, что их мнение не совпадает с мнением других людей, в поисках нового чувства преемственности и самотождественности, которое должно теперь включать половую зрелость, некоторые подростки вновь пытаются решить конфликты прошлых лет, прежде чем создать для себя окончательные идеалы.

От самой первой стадии (потребность в доверии себе и другим) подросток ищет людей, которым можно было бы верить, и люди должны доказать, что им можно верить. С другой стороны, он боится быть обманутым и может выражать эту потребность в циничном недоверии.

Возраст игры (третья стадия) дает в наследие безграничное воображение того, кем некто мог бы стать. Подросток готов доверять тем сверстникам или тем направляющим (или же вводящим в заблуждение) старшим, которые зададут образцы, иллюзорные границы его устремлений.

Если молодой человек может идентифицировать себя с новыми ролями, предполагающими компетентность и творчество, если были положительно разрешены кризисы предшествующей идентичности, то этот период проходит более спокойно, чем у тех, кто не способен найти свое место в жизни. В основе этого лежат предшествующие сильные сомнения в своей этнической, сексуальной или ролевой спутанности, которые соединяются с застарелым чувством безнадежности. Отчуждением этой стадии является спутанность идентичности. Подростки последней группы часто пополняют группу деликвентных подростков.

Теория процесса противодействия в мотивации объясняет наркотическую толерантность, абстинентный синдром и множество других явлений, утверждая, что любое смещение оптимального уровня возбуждения приводит к началу процесса, который возвращает этот уровень в исходное положение. В том случае, если изначальный источник смещения исчезает, процесс противодействия становится более заметным, что подтверждается в случае с абстинентным синдромом. Исследования воздействия награды на определенные зоны головного мозга привели к гипотезе о существовании в нем центров удовольствия. Существуют доказательства того, что стимуляция некоторых зон мозга дает эффект получения специфических видов награды. Согласно дофаминовой теории удовольствия, неврологические механизмы такого эффекта основаны на возбуждении нервных волокон, которые берут начало в одной из структур головного мозга – передней комиссуре – и которые передают нервные импульсы с помощью дофамина.

Теория личностных конструктов (Дж. Келли) рассматривает личность как целостное образование, состоящее из системы конструктов, которые формируются на основе опыта и определяют поведение человека. Жизненная концепция может быть внутренне конфликтной и противоречивой. Это указывает на сниженные адаптационные возможности, что является основной причиной неврозов, алкоголизма, наркомании и других личностных расстройств.

Принципы и ценности человека отчаявшегося и человека психологически здорового различаются в восприятии (интерпретации) физического, социального и собственного психологического мира, организация которого непосредственно связана с индивидуальной системой ценностей. Депривированной (базально неудовлетворенной) личности мир представляется полным опасности.

В трансперсональной психологии (Ст.Гроф) использование наркотических веществ связывается с патологией в III перинатальной матрице, а именно, со стремлением индивида к ненасильственному самоубийству. Если во время родов использовалась анестезия, то индивид будет почти на клеточном уровне запрограммирован искать выход из тяжелых стрессов в наркотическом состоянии [9]. В общем согласии с психоаналитической теорией, алкоголь и наркотики представляются связанными с депрессией и суицидом. Употребление подобных препаратов – это стремление пережить недифференцированное единство, отменить сам процесс рождения.

По мнению гештальтпсихологов (М.Вертхаймер, В.Келлер, К.Коффка и др.) внутренняя системная организация целого (гештальта) какого-либо психического образования определяет свойства и функции образующих его частей.

Подводя итог анализу литературных источников, зависимое поведение можно охарактеризовать как:

  1. циклически повторяемый паттерн взаимодействия с миром и с самим собой, подкрепляемый переживанием удовлетворения потребностей;
  2. временное ослабление внутреннего напряжения, возникающего при фрустрации значимых для личности потребностей. Необходимое условие – внешний стимул к снятию внутреннего напряжения;
  3. форму субъект-объектных отношений, в которых субъектом выступает предмет зависимости;
  4. поведение, определяемое одним доминирующим мотивом;
  5. искаженную форму взаимодействия со средой, направляемую фиксированной потребностью, которая замещает истинную.

Представляется перспективным направление современных исследований проблемы зависимого поведения, в котором психическая зависимость рассматривается как устремление (С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров), т.е. самоценная форма активности, заключающая в себе возможности неограниченного самовоспроизводства (В.А. Петровский). Переживание иллюзорной избыточности собственных возможностей формирует эмоциональное влечение к наркотику [22]. Если после употребления наркотика личность пережила состояние избыточности возможностей в преодолении внутренних и внешних факторов, препятствующих удовлетворению потребностей, то возникает предрасположенность к наркомании [22].

Остановимся кратко на теории В.А. Петровского, рассматривающего личность как систему устремлений: когнитивных, эмоциональных, волевых.

Развитие личности рассматривается как становление особой целостности, в процессе которого человек формирует и раскрывает свою природу и познает мир окружающей его природы, присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других, проявляет себя перед самим собой.

• В познании развитие устремлений выражается в построении категориального образа мира, проявлении творческого воображения, поиске неизвестного и парадоксального, децентрации и т.д. Развитие познавательных устремлений сопровождается яркими интеллектуальными эмоциями (удивление, сомнение и уверенность, эмоция догадки, радости открытия, успеха) и позволяет человеку выходить за пределы ограничивающей его данности окружающего мира, представляет выбор нескольких выходов из ситуации, способов достижения целей и задач.

• При организации произвольного поведения (волевая сфера личности) устремления проявляются через целеполагание, поиск средств, контроль над исполнением, оценка результатов.

Особенностью волевого развития является становление способности и желания произвольно регламентировать свое поведение (саморегламентация как проявление свободной воли).

В отношении становления личности можно говорить о нецелесообразности, и даже опасности родительско-детской регламентации без возможности осознания и взрослой регламентации.

В.А. Петровский рассматривает развитие личности как чередование фаз, качественно отличающихся от предыдущей и последующей, которые включают: источник – цель – средство – результат (выступающий как источник развития для последующей фазы).

В последние годы отмечено резкое увеличение распространенности аддиктивных расстройств, разнообразие их форм, появление новых разновидностей (Bennet, 1990; Bell, 1995; Driscoll, 1995). К традиционно известным аддикциям в форме химической зависимости (алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение) добавлены описания работоголизма, сексуальной, компьютерной аддикции, патологической склонности к азартным играм (гэмблинг), а также аддиктивное пищевое поведение и зависимость от деструктивных культов. Все эти типы поведения питает мощная сила подсознания и придает им такие качества, как непреодолимость влечения, требовательность, ненасытность, импульсивная безусловность выполнения (Sabscheen, 1985).

Аддиктивное поведение характеризуется широким спектром патологии различной степени тяжести — от поведения, граничащего с нормальным, до тяжелой психологической и биологической зависимости (Halliday, McAuliffe, 1990). Признаками этого состояния являются: неодолимая тяга к веществу; необходимость увеличения дозы (повышение толерантности); активные поиски препарата; физическая зависимость (Завьялов, 1988; Шейдер, 1998).

Основным проявлением психологической зависимости является обсессивное влечение, для которого характерны постоянные или периодические поиски вещества, постоянные мысли о нем, подъем настроения в предвкушении приема, чувство подавленности, неудовлетворенности в его отсутствии. Психическое влечение меняет социальную ориентацию больных и перестраивает их межличностные отношения (Дресвянников, 1997). Физическая зависимость проявляется повышением толерантности к веществу и непреодолимостью влечения (столь сильным, что вытесняет витальные функции, определяет эмоциональный фон больного, диктует формы поведения, устраняет критику); на фоне воздержания возникает синдром отмены (Красильников, Киселева, 1999).

Аддиктивное поведение можно рассматривать в рамках деструктивного, т. е. причиняющего вред самому человеку и обществу в целом. Совершенно очевидно, что для человека и общества не все виды аддиктивного поведения равнозначны по последствиям.

У клинически различающихся химических и поведенческих форм зависимости существуют общие патологические механизмы, позволяющие объединить их в одну группу аддиктивных расстройств (Trumble, 1996). Понимание механизмов развития аддиктивных состояний еще мало изучено. Ц. П. Короленко, Т. А. Донских (1990) выделяют основные этапы формирования аддиктивного процесса:

? изменение психического состояния в виде повышения настроения в момент приема вещества и фиксация в сознании этой связи;

? установление определенной последовательности прибегания к средствам аддикции и определенной частоты реализации аддиктивного поведения;

? развитие аддиктивного поведения как интегральной части личности и его доминация с изменением стиля жизни и отношений с окружающими;

? отсутствие удовольствия от аддиктивного поведения;

? разрушение психических, биологических и физиологических процессов в организме аддикта.

В развитии аддиктивного поведения играют роль средовые, конституционально-биологические, микросоциальные (семейные), половые, психологические факторы (Wursmer, 1987).

Ведущую роль в формировании аддиктивных расстройств играют определенные психологические особенности человека:

? снижение переносимости трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;

? скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;

? внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;

? стремление обвинять других;

? попытки уйти от ответственности в принятии решений;

? стереотипность, повторяемость поведения; зависимость; тревожность (Короленко, 1990; Красильников, Гирич, 1999).

Эти черты в различных сочетаниях встречаются в преморбидном периоде, что позволяет считать их фактором, предрасполагающим к развитию аддикции. Для аддиктов характерны стремление к контролю, эгоцентризм, дуализм мышления, желание произвести ложное впечатление отсутствия проблем и наличия благополучия, ригидность, задержка духовного развития. У больных данной категории с постоянством выявляются личностные аномалии, которые способствуют различным реакциям и нарушениям поведения, и, формируясь еще в преморбиде, могут расцениваться как признаки психического диатеза (Rosenbaum, 1990).

Развитие теории аддиктивного поведения отражает всю историю психоаналитического мышления. В современной психодинамической психотерапии представлены три основных направления психоаналитической теории: эго-психология, берущая свое начало из классической теории психоанализа Фрейда и последующих работ таких авторов, как Якобсон и Гартманн; теория объектных отношений, возникшая из работ представителей Британской школы — Винникотта, Балинта и др.; Я-психология, принципы, которой сформулировал и разработал Хайнц Кохут, исследуя нарциссические расстройства личности (Красноперова, Красноперов).

Выдвинутое ранними психоаналитиками предположение, что все случаи зависимости представляют регрессию на оральную стадию психосексуального развития, уступило место иной концепции, согласно которой все случаи аддиктивного поведения имеют защитную и адаптивную функцию. Сегодня многие психоаналитики считают, что главным в аддиктивном поведении является не импульс к саморазрушению, а дефицит адекватной интернализации родительских фигур и нарушение способности к самозащите (Khantzian et al ., 1990).

Некоторыми психоаналитиками (Blatt et al ., 1984) было проведено углубленное исследование зависимого поведения, что привело к определению ряда факторов, его вызывающих:

? отребность в контейнировании агрессии;

? страстное желание удовлетворить стремление к симбиотическим отношениям с материнской фигурой;

? желание ослабить депрессивное состояние.

Аддикты ведут непрестанную борьбу с чувством стыда и вины, ощущением своей никчемности с повышенной самокритичностью.

Существуют и другие описания личностей, подверженных зависимостям, а также разные точки зрения на их генез, но более детальное рассмотрение этих действительно сложных и комплексных категорий уже выходит за рамки данного справочника. Остановимся теперь на некоторых наиболее разрушительных зависимостях, таких как вовлеченность в деструктивные культы, наркомания, алкоголизм, компьютерная и игровая зависимости, а также нарушение пищевого поведения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

13. Понятие профессиональной адаптации. Адаптивное профессиональное поведение. Неадаптивное профессиональное поведение

27. Аддиктивное поведение

27. Аддиктивное поведение Наиболее частым отклонением от нормального поведения человека является аддиктивное поведение. Под аддикцией понимается прием наркотических или алкоголесодержащих средств или же занятие видами деятельности, которые вызывают ощущение эйфории

КОНЦЕПЦИИ

КОНЦЕПЦИИ И ГИБКОСТЬ

КОНЦЕПЦИИ И ГИБКОСТЬ Известен классический эксперимент, в котором студентам дали различные электродетали и предложили собрать цепь электрического звонка. Оказалось, что длины провода чуть-чуть не хватает. Большинство студентов заявили, что задача неразрешима, и потому

Концепции

ОТ ИДЕИ К КОНЦЕПЦИИ

ОТ ИДЕИ К КОНЦЕПЦИИ Как правило, работать на уровне концепций довольно трудно. Поэтому имеет смысл придерживаться уровня идей, постоянно проверяя их связь с концепцией.Какова концепция в данном случае? Какую концепцию развивает данная идея?На рисунке 2.8 изображена

КОНЦЕПЦИИ

КОНЦЕПЦИИ Очень важно уметь работать на уровне концепций. Концепции — это общие методы или способы действия. Они выражаются общими, расплывчатыми фразами, без излишней детализации. Каждая концепция может быть реализована с помощью конкретной идеи. Цель работы на уровне

Концепции

Концепции Мы, человеческие существа, являемся гениями в извлечении сущности – мы автоматически берем данные нашего богатого опыта и находим удобные классификацию или свод правил для него.Категории объектов, которые мы видим, слышим или осязаем, формируются из

Психологические ключи: от модели ROLE к модели BAGEL

Психологические ключи: от модели ROLE к модели BAGEL Элементы модели ROLE сосредоточены главным образом на когнитивных процессах. Однако для реального функционирования данным ментальным программам необходимо определенное телесное и психическое воплощение. Физические

КОНЦЕПЦИИ МОТИВАЦИИ

КОНЦЕПЦИИ МОТИВАЦИИ Существует огромное количество концепций мотивации. Условно их можно свести к трем основным направлениям.Теория биологических побуждений. Нарушение в балансе организма автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к

4.3. Аддиктивное поведение

4.3. Аддиктивное поведение 4.3.1. Определение аддиктивного поведения Аддиктивное поведение – это одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния

4.3.2. Аддиктивное поведение среди военнослужащих в войнах XX в.

4.3.2. Аддиктивное поведение среди военнослужащих в войнах XX в. Во время войн в Корее и Вьетнаме от 30 до 45 % американских военнослужащих принимали наркотики или злоупотребляли алкоголем, многие в последующем становились зависимыми от них. По мнению ряда авторов (Jones F. D., Johnson

Как менять модели мышления и как создавать свои собственные модели?

Как менять модели мышления и как создавать свои собственные модели? Шаг первый.Самый первый шаг в любом начинании – это знать, что ты хочешь. Это самый главный и самый важный шаг, потому что именно он определяет вектор твоего развития. Сейчас я читаю книгу Арнольда

Разделы 14 и 15. Поведение находящегося в удалении [царевича] и поведение [царя] по отношению к удаленному [царскому сыну]

Разделы 14 и 15. Поведение находящегося в удалении [царевича] и поведение [царя] по отношению к удаленному [царскому сыну] Глава 18 Царевич, [даже] живущий в стесненных обстоятельствах, которому поручено не подходящее для него дело, должен [все же] повиноваться отцу, кроме

В статье рассмотрены теоретические основы исследования проблемы аддиктивного поведения личности в научной литературе.

Ключевые слова

Текст научной работы

Усков А.Ф. дает следующее определение аддиктивного поведения. Аддиктивным поведением называется глубокая, рабская зависимость от некой власти, непреодолимой силы, которая обычно воспринимается и переживается как идущая извне - будь то наркотики, алкоголь, сексуальный партнёр, пища, деньги, то есть любая система или объект, требующие от человека тотального повиновения.

По мнению А.Б. Фоминой аддиктивное поведение обозначает злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние до того, как от них сформируется зависимость.

Е.В. Змановская под аддективным поведение понимает одну из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.

Аддиктивное поведение рассматривается большинством авторов, стоящих у начала разработки этой проблематики (Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, В. Segal) как одна из форм деструктивного поведения, то есть причиняющий вред человеку и обществу. Аддективное поведения выражается в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, что достигается различными способами – фармакологическими (прием веществ, воздействующих на психику) и не фармакологическими (сосредоточение на определенных предметах и активностях, что сопровождается развитием субъективно приятных эмоциональных состояниях). Процесс употребления веществ, изменяющего психическое состояние, привязанность к предмету или участие в активности принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, лишает воли к противодействию аддикций.

Актуальность проблемы аддиктивного поведения личности подтверждается тем, что практически во всех психологических теориях (как классических, так и развивающихся в последнее время) делаются попытки объяснения причин формирования аддиктивного поведения. Однако, теоретическое объяснение процесса формирования аддиктивного поведения, предложение способов избавления от зависимости на практике часто оказывалось менее эффективным, чем ожидалось в теории. Рассмотрим основные теории и концепции, в которых описываются причины формирования аддиктивного поведения, и в соответствии с ними предлагаются способы избавления от зависимости.

Представители психоаналитических концепций считают, что в основе возникновения зависимости лежат неразрешенные конфликты детства и эмоциональная зависимость от взрослых, прежде всего матери (З. Фрейд, А. Фрейд, Г. Гартман, П. Блос, А. Адлер, Э. Берн, Э. Эриксон, Э. Фром).

Классические психоаналитические концепции личности (З. Фрейда, А. Фрейд, Г. Гартман, П. Блос) в качестве причин возникновения аддиктивного поведения рассматривают дефекты в психосексуальном развитии. Согласно психоаналитикам личность, развиваясь, закономерно проходит оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную стадии. В основе формирования зависимости лежат дефекты (внутриличностные конфликты) в психосексуальном созревании, приобретенные в частности на оральной и/или анальной стадии развития. Человек, по действием наркотического вещества регрессирует на более ранние стадии развития, избегая, таким образом, решения существующих конфликтов.

В индивидуальной психологии (А. Адлер) основное внимание уделяется рассмотрению врожденного комплекса неполноценности и его компенсации. В качестве основной цели, которая выстраивает жизненный план, А. Адлер понимал достижение превосходства. Все манеры поведения формируются в детстве и несут на себе печать окружения. Изменить их можно лишь вследствие высокой степени самосознания, или на стадии невроза благодоря индивидуально-психологическому подходу врача.

Человек воспринимает ситуации не такими, какие они есть в действительности, а через призму своих предубеждений, личных интересов, т.е. через схему апперцепции, которая появляется в детстве и обслуживает достижение основной цели жизни, выбранной индивидом. Прототип личности формируется в возрасте 4-5 лет.

Согласно гуманистическому психоанализу (Э. Фромм) в современной жизни существует базовое противоречие, которое зажимает личность с двух сторон: с одной стороны – почетно любить других, приветствуется альтруизм; с другой стороны, любить себя- это грех, хотя является самым сильным и законным стремлением человека. Если человек способен на продуктивную любовь к себе и другим, то он способен утвердить собственную жизнь, счастье, развиваться и достичь свободы.

По мнению Э. Эриксона (теория психосоциального развития), личность в своем развитии проходит восемь основных стадий, в ходе которых индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. На каждой стадии человек переживает соответствующий кризис. Личностное развитие протекает всю жизнь.

Большая группа теорий и концепций рассматривает в качестве источника возникновения аддикции противоречия в Я-концепции, фрустрацию экзистенциально значимых потребностей, утрата или отсутствие смысла жизни смысла жизни (гуманистические концепции, психосинтез, теория личностных конструктов, онтопсихология).

В теории личностных конструктов (Дж. Келли) личность рассматривается как целостное образование, состоящее из системы конструкторов которые формируются на основе опыта, и определяют поведение человека. Жизненная концепция может быть внутренне конфликтной и противоречивой, это указывает на сниженные адаптационные возможности. Что является основной причиной неврозов, алкоголизма, наркомании и др. личностных расстройств.

В трансперсональной психологии (Ст.Гроф) использование наркотических веществ связывается с патологией в III перинатальной матрице, а именно со стремлением индивида к ненасильственному самоубийству. Если во время родов использовалась анестезия, то индивид будет почти на клеточном уровне запрограммирован искать выход из тяжелых стрессов в наркотическом состоянии. В общем согласие с психоаналитической теорией, алкоголь и наркотики представляются связанными с депрессией и суицидом. Употребление подобных препаратов -это стремление пережить недифференцированное единство, отменить сам процесс рождения.

Представители деятельностного подхода и гештальттерапии связывают возникновение аддикции с нарушениями в потребностной сфере, когда одна

потребность становится ведущей и определяет поведение и деятельность человека.

Исследования, проведенные в последнее десятилетие в уголовно-исполнительной системе России [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10] показали сложность и неоднозначность данной проблемы, многообразие моделей, подходов, методов, технологий диагностики, профилактики и коррекции аддиктивного поведения личности.

Список литературы

Цитировать

Читайте также: