Марта грэм биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Грэхем вошла в историю как основоположница модерн-танца, как создательница одной из самых влиятельных его школ. Новая форма сделала классический балет более близким и понятным простому зрителю. Хореография стала строиться на основе новых сюжетов, не типичных для классического европейского балета. Фигуры в танце часто меняются, они плавно перетекают из одного в другое как это естественно для человека в обычной жизни, танцовщик исполняет роль и обнажает свои эмоции. Пуанты, растяжка, выворотность становятся не нужными, важность придается естественным движениям человеческого тела, пусть набор их и ограничен, фигуры ассиметричны. Часто танцоры выходят на сцену вообще босиком, они больше не парят над сценой, тяжело и мучительно они преодолевают законы физического тяготения.

Марта Грэм описала механику человеческих движений как чередование напряжений и расслаблений. Ее техника была освоена многочисленными последователями и востребована до сих пор.

Марта Грэм танцевала и занималась постановками танцев до семидесяти с лишним лет. Она была первым танцором, удостоившимся чести танцевать в американском Белом Доме, была культурным послом в заграничных поездках, получила высшую гражданскую награду США - президентскую Медаль Свободы, ей присвоены награды и других государств.

Создавала спектакли, а не упражнения, а затем из найденных для хореографической постановки движений формировала упражнения для класса. Некоторые движения появились в результа­те импровизации, некоторые были созданы под влиянием движений из классического танца, другие были созданы как хореографические образы.

Создатель более 180 спектаклей, которые до сих пор в репертуаре труппы, являются актуальными, а остальные тщательно зафиксированы фото и кино.

Главным источником движения в технике Грэхем является центр сил, она открыла его новые возможности. Тело нужно сделать управляемым, владение телом должно постоянно совершенствоваться и подчиняться анатомическим законам движения.

Образ сильной женщины, переживающей эмоциональную драму является наиболее частым.

Взамен танцу-развлечению Грэм предложила танец-высказывание и оказалась в этом очень успешна.

В своих постановках Грэм демонстрирует зрителю в первую очередь человека сильного, порывистого без различий по половому признаку. По ее мнению тело помнит движения души, танец показывает каков человек.

В постановках Грэм прослеживаются две центральные темы: американский опыт и греческая мифология. Первый мотив, новаторский для своего времени, рассказывал о становлении американской культуры и определении американца. Хореограф пыталась изобразить актуального человека с проблемами и переживаниями, в которых зритель может увидеть себя и сегодня. Второй — достаточно популярный среди предшественниц Грэм, но переосмысленный в новом контексте. Прежде Дункан и Сен-Дени́ использовали древнегреческие мотивы, как символ или сюжетную основу. Грэм же увидела в мифах образ универсального феминизма: история раскрывается с точки зрения женщины, но отображает эмоции, доступные каждому.

В некоторых постановках Грэхем, например в Темной долине (Dark Meadow, музыка Чавеса, 1946), посвященной теме реинкарнации, действие происходит вне времени и пространства, здесь отсутствуют человеческие персонажи. Ряд работ Грэхем имеют особую задачу: таков спектакль Письмо миру (Letter to the World, музыка Хантера Джонсона, 1940), который раскрывает духовный мир американской поэтессы 19 в. Эмили Дикинсон. Грэхем многократно обращалась к трагическим образам женщин прошлого. Так, балет Пещера сердца (Cave of the Heart, музыка С.Барбера, 1946) посвящен страшной мести Медеи, а балет Ночное путешествие (Night Journey, музыка У.Шумена, 1947) – ужасной судьбе царицы Иокасты, матери Эдипа. Среди других значительных работ Грэхем – Легенда о Юдифи (музыка Шумена, 1950); воспоминание об американских пионерах-первопроходцах – Весна в Аппалачских горах (музыка А.Копленда, 1944; киноверсия – 1958); и прославление мира танца – Акробаты Бога (музыка К.Суримаха, 1960).

Имя танцовщицы Марты Грэхем (Грэм) будет стоять на почетном месте как гения свободного танца. Ее можно назвать революционеркой и разрушительницей устоев. Школа Грэм и ее техника стали основой для хореографии модерна и повлияли на развитие балета во всем мире.

Марта Грэм - великая танцовщица и хореограф

Начало танцевального пути

11 мая 1894 года в небольшом американском городе родилась Марта Грэхем. Ни окружение, ни семья, ни время, казалось, не предвещали великого будущего этой девочке, но судьба распорядилась иначе. Семья Грэхем происходила от первых поселенцев в Америке, которые приехали из Шотландии. Отец будущей танцовщицы был врачом-психиатром, родители исповедовали пресвитерианство и придерживались весьма консервативных взглядов на жизнь. Семья была достаточно обеспеченной, маленькую Марту окружали няня-католичка и прислуга, в доме работали китайцы и японцы. Таким образом, девочка с детства могла познакомиться с разными культурами.

Марта Грэм - великая танцовщица и хореограф

Но танцы в семье расценивались как нечто недостойное и греховное. Поэтому Марта впервые столкнулась с искусством хореографии уже почти в 20 лет. Ей удалось посетить выступление знаменитой Рут Сен-Дени, которое перевернуло мир девушки. Она принимает категорическое решение поступать в Школу экспрессии, а позже продолжает обучение в известной школе Денишоун, которой руководила сама Сен-Дени вместе с выдающимся хореографом Тедом Шоуном. Через несколько лет она войдет в труппу "Денишоун" и дебютирует в ее спектаклях на большой сцене.

Танец на рубеже веков

На рубеже веков в общественном мнении существовало устойчивое представление, что танец – это несерьезное занятие. Он был элементом развлекательных шоу: водевилей, кабаре. В США классический балет в то время не получил значительного распространения, не существовало сформированной национальной школы. Также было множество стереотипных представлений о танце. Мужчинам предписывались рациональные, прямолинейные толчковые движения, женщины же должны были воплощать плавность линий. Ограничения распространялись и на сюжеты танцев, предпочтительными были классические, античные сюжеты. Женщина была обязана реализовывать лирические роли с мягким пластическим рисунком.

Марта Грэм - великая танцовщица и хореограф

Погружение в танец

Марта Грэм - великая танцовщица и хореограф

Поиск танцевальных идей и создание уникального стиля

Поиск пластических возможностей был трендом времени, не стала исключением на этом пути и Марта Грэхем, техника которой стала прорывом в танце модерна. Она стремилась ликвидировать гендерное неравноправие в танце, дать женщине право выражать сильные чувства при помощи резких, рваных движений. Грэхем хотела создать технику, которая поможет танцорам стать условно-формальными, воплощая эмоцию и идею. Она требовала от танцоров дисциплинированности и высокой концентрации, при этом смогла упростить классическую традицию пластики для более легкого понимания идеи зрителем и дала танцорам больше возможностей для передачи эмоций. Размышления и творческие поиски помогли Грэм понять, что танец базируется на трех основаниях: времени, энергии и пространстве. Энергия связана с эмоциями, которые вызывают движения, это стало исходным положением ее техники. Уроки в классе Марты начинались с цепочки простых движений, которые сплетались в сложные композиции. Техника построена на двух принципах: контракшн (сжатие) и релиз (удлинение). Она заставляла танцора сконцентрироваться на центре и подчиняться анатомическим законам пластики. Поиски самовыражения в танце позволили Грэм создать уникальную технику, в которой важную роль играют дыхание и концентрация. Она смогла понять и использовать в эстетических целях возможности человеческого тела. Ее техника до сих пор является базовой для танца модерн и входит во все программы подготовки профессиональных танцовщиков.

Марта Грэм - великая танцовщица и хореограф

В 1938 году в труппе появляется первый мужчина – Эрик Хоукинс, который подвигает Марту на модернизацию техники танца, она обогащается классическими элементами. Чуть позже в труппу приходит Мерс Каннингем, который прославился как разрушитель традиционных хореографических канонов. Мировую известность труппа Марты получила после турне по странам Европы и Ближнего Востока. Хореограф создает еще школу, которая вместе с труппой получает постоянное место локализации в Нью-Йорке. Этот коллектив существует и сегодня. И не как памятник великой Грэм, но как живой, творческий коллектив. В репертуаре труппы сохранились многие постановки Марты, все ее спектакли зафиксированы для потомков.

Спектакли и постановки

За свою творческую жизнь Марта Грэм сочинила 180 спектаклей. Ее наследие поражает разнообразием и богатством, в нем трудно выделить что-то как самое-самое. Но наиболее заметными постановками Грэм являются "Письмо миру", "Пещера сердца", "Клитемнестра", "Федра", "Полуявь-полусон", "Деяния света". Ее спектакли отличала не только великолепная хореография, но и продуманность до мелочей. Она выбирала костюмы, музыку, принимала пространственные решения, участвовала в создании декораций. Ее спектакли сегодня являются классическим пособием для танцоров и хореографов.

Марта Грэм - великая танцовщица и хореограф

Танцевальное партнерство

В истории балета немало выдающихся персон, но проживающих свою жизнь как танец - немного. Великая танцовщица 20 века, сумевшая воплотить в танце всю страсть и свою историю, – это Марта Грэхем. Фото балерины поражают силой и экспрессией, она до мелочей погружалась в образ, сама продумывала хореографию и костюмы. И очень большое внимание уделяла выбору партнера по танцу. Ей довелось работать со многими великими современниками (Нуриев, Пол Тейлор, Мерс Каннингем, Роберт Уилсон). Особая строка в ее биографии связана с созданием танца модерн, и здесь тандем Хосе Лимон и Марта Грэхем невозможно не вспомнить. Эти два новатора, величайших революционера, создавали то, что восхищает зрителей до сих пор.

Марта Грэм - великая танцовщица и хореограф

Влияние на балет

Она не только создала уникальную труппу, но и ставила спектакли для многих театров, в которых зритель смог увидеть таких великолепных танцоров, как Рудольф Нуриев, Марго Фонтейн, Майя Плисецкая, Михаил Барышников, Наталия Макарова.

Личная драма

Марта Грэхем, биография которой всецело отдана балету, не смогла полностью реализоваться как женщина. Ее мужем был партнер по танцу, красивый мужчина – Эрик Хоукинс. Они прожили вместе 6 лет, и разрыв был большим потрясением для Марты, но она смогла из этого извлечь эмоциональный опыт, ставший источником вдохновения в танце. Она ушла со сцены в 76 лет, пережила по этому поводу сильную депрессию, но смогла побороть недуг и вернуться к работе хореографа, сочинив еще 10 балетов. В какой-то период жизни Марта стала зависимой от алкоголя, это произошло практически сразу после ее последнего выступления в качестве танцора. Женщина была настолько подавленной, что даже пыталась покончить жизнь самоубийством. Однако вскоре Грэм все-таки смогла отказаться от алкоголя и восстановила свою карьеру в качестве хореографа. Она прожила долгую жизнь и продолжала заниматься хореографией до самого конца. Танцовщица умерла от пневмонии 1 апреля 1991 года в возрасте 96 лет.

Труппа Марты Грэхем

Многие считают Марту Грэм самой важной танцовщицей 20-го века и матерью современного танца.

Синопсис

Марта Грэм родилась в Аллегейни (ныне Питтсбург), штат Пенсильвания, 11 мая 1894 года. В детстве на нее влиял ее отец, врач, который использовал физические движения для лечения нервной системы, расстройства. В подростковом возрасте Грэм училась танцевать в Лос-Анджелесе в Денишоу. В 1926 году она основала свою собственную танцевальную компанию в Нью-Йорке и разработала инновационную нетрадиционную технику, которая говорила с более запретными формами движения и эмоционального выражения. Она хорошо танцевала в свои 70 лет и хореографировала до своей смерти в 1991 году, оставляя танцевальный мир навсегда изменившимся.

Ранние годы и вдохновение

Родилась в пригороде Аллегейни (ныне Питсбург), Пенсильвания, 11 мая 1894 года. На Марту Грэм рано повлиял ее отец, Джордж Грэм, врач, специализирующийся на нервных расстройствах. Доктор Грэм полагал, что тело может выразить свои внутренние чувства, идея, которая заинтриговала его маленькую дочь.

В 1910-х годах семья Грэхем переехала в Калифорнию, и когда Марте было 17 лет, она увидела Руфь Св. Денис выступает в Мейсонский оперный театр в Лос-Анджелесе. После шоу она умоляла родителей разрешить ей учиться танцу, но, будучи сильными пресвитерианами, они этого не допустили.

По-прежнему вдохновленная, Грэм поступила в юношеский колледж, ориентированный на искусство в недавно открывшейся Денишонской школе танцев и смежных искусств, основанной Сен-Дени и ее мужем Тедом Шоном. Грэм провела более восьми лет в Денишоне, будучи студентом и преподавателем.

От танцев до хореографии

Грэм покинула Денишон в 1923 году, чтобы устроиться на работу в Гринвич, деревня Фоллис. Два года спустя она покинула Фоллис, чтобы расширить свою карьеру. Она работала преподавателем в Школе музыки и театра Истман в Рочестере, штат Нью-Йорк, и в школе Джона Мюррея Андерсона в Нью-Йорке, чтобы содержать себя.

В 1926 году она основала танцевальную компанию Марты Грэм. Его начальные программы были стилистически похожи на программы ее учителей, но она быстро обрела свой артистический голос и начала проводить сложные эксперименты в танце.

Первоклассная работа

Грэм продолжала танцевать до середины 70-х и хореографировала до самой смерти 1 апреля 1991 года в возрасте 96 лет, оставив после себя наследие вдохновения, не только для танцоров, но и для артистов всех мастей. Ее компания продолжает выступать на международном уровне с разнообразным репертуаром. Со временем ее гений завоевал популярность и стал все более уважаемым, и многие считают ее достижения в танцах важным достижением в культурной истории Америки. Техника Грэма — высоко оцененная форма движения, которой обучают танцевальные учреждения по всему миру.

Эту великую женщину называли "танцовщицей века", а переоценить ее вклад в современное искусство невозможно. Гордость и слава американской культуры, создавшая собственный театр, была разносторонне одаренной личностью. Гениальная Марта Грэм, считавшая, что танец – это инструмент, которым управляет жизнь, раскрывала в движении суть человека.

Биография танцовщицы

Martha Graham родилась в 1894 году в штате Пенсильвания. Огромное влияние на нее оказывает отец-врач, работавший с людьми, страдавшими душевными расстройствами. Его больные занимались физическими упражнениями, а психиатр заявлял, что тело человека выражает все его чувства. Эту идею подхватывает Марта, обожавшая танцы. Несмотря на недовольство консервативных родителей, считавших, что это греховное занятие, она ходит на выступления знаменитых артистов и мечтает блистать на сцене так же, как и они.

марта грэм память крови

Довольно поздно, в возрасте 20 лет, девушка поступает в школу танцев, где изучает различные техники, а позднее становится преподавателем. Один из педагогов увидел в пухленькой брюнетке небольшого роста потенциал и мощную энергию. Вскоре он ставит девушке, сбросившей вес, танец, который позволил ей продемонстрировать всю свою необычную личность и уникальный талант.

Как вспоминала сама Марта, ее долго не воспринимали всерьез. Она спускалась в зал ночью, когда все спали, и танцевала до изнеможения, придумывая собственные движения в полной темноте.

Страстный танец модерн

Она влюбляется в эмоциональный танец, который как нельзя лучше подходит ее темпераменту. Марту Грэм, начавшую работать профессионально, обожают зрители, приходившие полюбоваться на страстное выступление, и критики, положительно оценившие ее технику.

Дело в том, что в то время статус искусства имел только балет, а танцевальные школы готовили девушек для участия в развлекательных шоу, приносивших много денег. А Martha Graham мечтала стать настоящей артисткой с большой буквы.

Собственная труппа

В 1926 году она основывает свою труппу, которая поначалу состоит из одних женщин, и с этого момента начинаются различные эксперименты. Грэм находит индивидуальный стиль, и в каждом выступлении появляются новаторские смелые идеи. Свое видение окружающего мира она выражает через рваные движения, которые поначалу были оценены как "уродливые". Она ставит патриотические спектакли, показывая то, на что ранее никто не обращал внимания, – жизнь простых американцев. Танцовщица призывает увидеть в героях своих постановок сильного человека, способного на поступок.

марта грэм биография

Свобода, а не условность

Марта Грэм, творчество которой не столь известно в России, хотела, чтобы ее воспринимали настоящей артисткой, а мужчины видели бы в ней художника, а не объект плотских утех. Она считала мир балета условным и тянулась к современному танцу, полному свободы.

Самой яркой работой того периода считается "Плач", где танцовщица застывала выразительной скульптурой, показывая женщину, которая изо всех сил пытается вылезти из роли, навязанной ей обществом. Здесь она даже не танцует, а сидит на скамейке, но зрители не могли оторвать от нее глаз. Этот необычный образ становится визитной карточной гениальной Грэм.

Ломающая стереотипы

Она отказалась от привычного взгляда на женственность и всегда стремилась сделать своих героев безличными или маскулинными, после чего многие критики связали ее имя с феминистическим движением. Сама жгучая брюнетка никогда не принимала участия в борьбе за эмансипацию, однако своими танцами она ломала все представления о том, что женщина – это слабое существо. Марта Грэм старалась всеми силами показать, что движение является средством самовыражения нашей души, а танец – ее язык.

Когда все "женские" темы были исчерпаны, а повторяться хореограф не хотела, она набирает в труппу мужчин. Один из них в будущем становится ее мужем, а второй будет нарушать устоявшиеся традиции в искусстве. С приходом представителей сильного пола репертуар труппы значительно обогатился новыми сюжетами.

цитаты марты грэм

Техника танца Марты Грэм

Танцовщица и хореограф всегда стремилась дать телу человеку свободу, когда он воспроизводит эмоциональное состояние. В ее произведениях важны не только свет и музыка, но и застывшие позы, различные жесты, сочетание цветов и яркие костюмы. Все это создает запоминающееся представление огромной эмоциональной силы. Как ни странно, но паузы и молчание персонажей повествуют о глубинах человеческих страстей так же, как и сам неподражаемый танец. А зрители испытывали настоящее потрясение на каждом спектакле.

марта грэм техника танца

Марта, стремящаяся к самовыражению, создала особую технику, основанную на концентрации и дыхании. Она прекрасно знает свое тело и старается сделать все, чтобы преподнести его с эстетической точки зрения. В то время это был настоящий прорыв в хореографии, и по сей день техника Марты Грэм является базовой для артистов, выбирающих модерн.

Единая система движений

Придуманные ей комбинации подчинены смыслу, а каждый жест символизирует эмоцию. Хореограф структурировала движения в единую систему. Она показала сначала Америке, а затем всему миру, что танец может быть интеллектуальным, а ее потрясающие работы вдохновляют на творчество новое поколение артистов.

Многие танцовщики постигают годами contraction-release – придуманную ею технику, состоящую из сжатия и расслабления, которая является основополагающей в современном танце модерн.

Сильные женщины

Помимо постановочного таланта, Грэм обладает талантом исполнителя, играя все главные роли в спектаклях. Свое вдохновение она находит в мифах Древней Греции: Федра, Ариадна, Медея в ее исполнении выходят на первый план. Марта воздает дань уважения сильным героиням, остающимся в тени главных персонажей, показывая, что испытания, которые выпали на их долю, требуют еще большего мужества.

Разноплановая личность

Величайшая личность в мировом танцевальном искусстве сочинила более 180 спектаклей, в которых использовала сюжеты из мифов Древней Греции, Библии, литературы и поэзии. Это разноплановые, эмоционально наполненные произведения, среди которых выделить самое яркое нельзя.

техника марты грэм

Она ставила номера для Рудольфа Нуреева, Михаила Барышникова, которые участвовали в постановках ее театра. Труппа Марты Грэм получила невероятную популярность после гастролей по Ближнему Востоку и Европе. Она существует и по сей день и имеет большой успех во всем мире. Все постановки, придуманные танцовщицей, не утеряны и до сих пор их можно увидеть в репертуаре театра.

Вклад в танцевальное искусство

Семейная жизнь с танцовщиком из труппы продлилась всего 6 лет, а расставание очень сильно ударило по ее самолюбию. Марта Грэм, биография которой насыщена различными проектами, уходит в творчество, воплощая в спектаклях новые танцевальные идеи. Когда ей исполнилось 76 лет, она уходит со сцены и работает хореографом в столь почтенном возрасте, ставя новые спектакли.

марта грэм

Никто не знает, как бы сложилась история современного танца без гениальной женщины, ушедшей в возрасте 96 лет. Неслучайно все исследователи сравнивают ее с Нижинским или Стравинским, которые сделали огромный вклад в искусство.

Автобиография на русском языке

В мае 2017 года свет увидела автобиография Марты Грэм "Память крови". Книга, которая была написана в последний год жизни танцовщицы, содержит множество интересной информации. Здесь есть воспоминания великой дивы сцены о не менее гениальных партнерах, размышления о духовных и творческих поисках. "Память крови", по мнению талантливой Грэм, означает знание, которое люди наследуют от предшествующих поколений.

С автобиографии начинается новая серия о современном танце, показывающем чувства через движения.

Высказывания Грэм

Закончить хочется откровениями гениального хореографа, которые разошлись на цитаты. Марта Грэм откровенно высказывалась о танце, дающем возможность оценить торжество жизни.

Читайте также: