Культурная идентичность это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Вкультурные особенности Это серия традиций, ценностей и обычаев, составляющих индивидуальную неповторимость определенного сообщества или определенной группы людей. Благодаря культурной самобытности люди могут развивать чувство принадлежности, что необходимо для сохранения особенностей каждой нации.

Более того, знание культурной идентичности позволяет людям осознавать инаковость; Другими словами, благодаря знанию этой концепции люди развивают способность узнавать друг друга, что поощряет любопытство к другим культурам и традициям. Например, культурная самобытность способствует здоровому туризму.

Точно так же гражданин может выбрать определенную социальную группу, к которой он хочет принадлежать. Это потому, что внутри сообщества могут возникать разные субкультуры с разными подходами к традициям и ценностям. Таким образом, человек может выбрать ту ветвь своей культурной идентичности, с которой он чувствует себя наиболее комфортно.

По мнению некоторых авторов, создание идентичности возникает благодаря диалектике, созданной между человеком и обществом. Хотя коллективный образ важен для понимания культуры, идентичность создается благодаря процессу интернализации и индивидуальности, который должен выполнять каждый человек, чтобы знать аспекты, с которыми он будет идентифицировать себя.

Также было установлено, что культурная идентичность может быть изучена не только как изолированное явление, но также может возникать как оппозиция другим идентичностям.

Следовательно, одни культурные идентификации могут быть противопоставлены другим. Это означает, что определенная группа определенного сообщества обычно определяет себя, подчеркивая различия, которые она поддерживает с другими культурами или с другими обществами.

Если культурная самобытность не контролируется через образование и определенные учреждения, она может нанести вред, поскольку может способствовать ксенофобии или другим видам дискриминации; Это влияет на развитие нации и вредит людям. Однако хорошо развитая культурная самобытность приносит обществу много преимуществ.

характеристики

Культурная идентичность характеризуется сильным влиянием среды, в которой работает человек, а также ее исторического и культурного контекста.

Например, американский континент не был бы таким, если бы не завоевание этих территорий европейцами. Культурная самобытность Латинской Америки очень отмечена продуктом смешанного брака этого открытия.

Культурная идентичность как мультикультурная и разнообразная концепция

Культурную идентичность можно подразделить на другие категории, среди которых выделяются личная, коллективная и гендерная идентичность.

Другими словами, на идентичность культур влияют все другие идентичности; По этой причине, когда эта концепция обсуждается или изучается, она обычно связана с другими определениями, такими как плюрикультура и множественное разнообразие.

Точно так же культурная идентичность характеризуется построением социальных связей, несмотря на индивидуальные различия, составляющие каждого человека.

Эта концепция позволяет установить родство внутри сообщества, что приводит не только к чувству принадлежности, но также к близости и сочувствию между членами группы.

Сохранение истории через интерес к культуре

Культурная идентичность способствует сохранению истории обществ, особенно грамотных, поскольку они фиксируют факты посредством письменного слова, поскольку группы чувствуют необходимость защищать память народов, которая включает в себя традиции, ценности и религии, среди прочего.

Для сохранения культурной самобытности людям необходимо знать, почему важны фольклор и традиции: благодаря их знанию и пониманию человек может более эффективно связываться со своей культурой и своей нацией.

Элементы культурной идентичности

Культурная идентичность, как следует из названия, требует для своего развития двух основных элементов: идентичности и культуры.

Благодаря этим явлениям можно дать конкретное определение. Для развития этих двух аспектов требуется как индивидуальное, так и коллективное взаимодействие.

Идентичность, культура и человек

В случае культуры он представляет собой фундаментальную опору в любом обществе, которое также нуждается в историческом контексте, эмпирической или материальной разработке и символическом взаимодействии.

Культура передается из поколения в поколение через устную и письменную литературу, что позволяет создавать социокультурные рамки сообществ.

Вместе с элементами культуры и идентичности есть фигура человека и личности, без которых невозможно было бы установить ни один из этих параметров. Благодаря бессознательному и сознательному вкладу каждого человека в свою культуру может быть гарантировано чувство принадлежности и защита идентичности.

Формирование культурной идентичности

Есть много способов привить формирование культурной идентичности, например, через образовательные учреждения и дома; Он также может быть представлен через историю и внутриисторию (неофициальная история, которую рассказывают простые люди и передают устно).

По мнению некоторых авторов, концепция идентичности начинает развиваться у человека в тот момент, когда он осознает существование различий между ним и другими.

Другие авторы придерживаются более коллективного подхода, объясняя, что идентичность имеет национальный уклон, обусловленный происхождением, корнями и верованиями. Другими словами, этот подход предполагает, что идентичность возникает из самости, в то время как первый утверждает, что она возникает из-за оппозиции или различия.

Однако обе позиции сходятся в идее о том, что влияние окружающей среды необходимо для формирования культурной идентичности, будь то внутри большого космополитического города или небольшого городка, состоящего из племен.

Культурная идентичность в процессе обучения

Идентичность в пределах культурного диапазона формируется через историю, а также через художественные произведения, такие как памятники, некоторые книги и картины.

Ключевым способом построения этой идентичности является язык и язык, поскольку они являются одним из основных факторов, которые должны существовать для установления связи между группой людей.

В настоящее время существует ряд образовательных программ, формирующих культурную самобытность людей с раннего возраста. Они достигают этого с помощью различных академических дисциплин и дисциплин досуга, которые связаны с культурными темами, такими как традиционная музыка и танцы или предметы истории, языка и литературы.

Образ инструктора или учителя важен в рамках любой академической подготовки, особенно в построении идентичности.

Эти цифры призваны воспитать у молодых людей интерес к экономическому и социальному прогрессу их группы; Это достигается за счет активного участия каждого из членов конкретного сообщества.

Потерянный

В наши дни многие культуры и сообщества сталкиваются с утратой своих ценностей и традиций. Это может произойти из-за ряда причин, связанных с новыми технологиями и некоторыми геополитическими позициями.

Причины потери личности

Глобализация

Глобализация является одной из основных причин утраты культурной самобытности, несмотря на то, что она принесла много пользы всему миру, например, легкость, с которой информация достигает журналистов и других организаций, ответственных за регистрацию данных. бесценное.

Глобализация повлияла на культурную самобытность сообществ, поскольку она влияет на то, как человек взаимодействует со своими корнями. Например, во время поездки люди начинают осознавать точки соприкосновения культур, в некоторых случаях оставляя в стороне то, что их отличает.

Однако путешествие также может быть способом понять инаковость других цивилизаций. Все это зависит от сосредоточенности каждого человека, который после путешествия может решить, оставить ли свои корни или взращивать их и оставить при себе.

Благодаря глобализации европейские города становятся все более похожими на города Азии или Америки, что приводит к использованию определенной одежды, продуктов питания или обычаев, которые способствуют культурной самобытности.

Посредством телевидения и других средств массовой информации самые молодые узнают, как они должны действовать в соответствии с определенными общепринятыми социальными стандартами, не обращая внимания на исконные ценности своей культуры.

Миграция

Миграции происходили с самого начала человечества, будь то из-за климатических, политических или социальных условий.

Однако во многих случаях неизвестно, как это может повлиять на различные культуры, составляющие планету. Например, дети мигрантов часто отказываются от своих традиций, чтобы принять ценности новой принимающей страны.

Последствия утраты личности

Утрата идентичности влечет за собой ряд последствий, которые могут повлиять - положительно или отрицательно - на развитие сообществ.

Одно из последствий потери этой идентичности состоит в создании более однородных пространств, что приводит к исчезновению черт определенной культуры.

Последствием, которое больше всего интересует ученых и лингвистов, является потеря языков, поскольку, забывая культуру происхождения, люди также теряют свой родной язык. Это приводит к гибели многих языков.

В настоящее время английский, испанский и мандаринский языки являются наиболее распространенными языками, которые постепенно вытеснили другие языки, гораздо менее распространенные или используемые небольшим числом носителей.

Например, группа людей, говорящих на исландском языке, очень мала, что вынуждает говорящих использовать другой язык, причем английский является наиболее приемлемым вариантом.

Культурная идентичность в Мексике

Мексика полна культурного разнообразия, поскольку ее культура является результатом синтеза великих доиспанских цивилизаций и западной идиосинкразии. Из-за этого некоторые религиозные и традиционные проблемы сочетают в себе аспекты коренных народов с католическими взглядами.

В настоящее время Мексика претерпела заметные изменения в способе структурирования своих городов и своего образа жизни, пресловутым образом ассимилируясь со стандартами Европы и США.

Это имеет тенденцию вызывать конфликты не только в Мексике, но и в большинстве латиноамериканских обществ, поскольку это не однородная идентичность.

Говоря о культурной самобытности Мексики, речь идет не только о художественных проявлениях, но и о ряде социальных, политических и даже сексуальных черт, которые сформировали образ жизни мексиканцев.

Следовательно, мексиканская культура выделяется главным образом тем, что защищает то, что осталось от доколумбовых цивилизаций, над тем, что было навязано другими западными обществами.

Также защищаются все патриотические ценности либерального дела, чьи наклонности актуальны и сегодня. Это проявляется в глубоком национализме.

Культурная идентичность в Перу

В Перу наблюдается ситуация, аналогичная ситуации в Мексике, поскольку это также культурный синтез между различными культурами. Однако в Перу сохраняется большее количество коренного населения.

Поэтому до сих пор сохранились воспоминания о признанной культуре инков, традиции которой сохраняются в некоторых городах региона.

Следовательно, различные этнические компоненты переплетаются с перуанской идентичностью, которая влияет на то, как граждане знакомятся с ее историей и другими социальными аспектами.

Несмотря на духовное и традиционное наследие, оставленное Империей инков, точно так же население Перу сталкивается с глобализацией, поэтому многие перуанцы адаптировались к быстрому, потребительскому и согласованному образу жизни. Это может привести к потере основных черт идентичности этой нации.

Культурная идентичность в Колумбии

Колумбия, как прибрежная страна, является одним из регионов, где смешанные браки имели место наиболее печально. На территориях Перу этого не произошло в силу их географических особенностей.

Благодаря этому подавляющему смешанному браку колумбийское общество стало еще более разнообразным и богатым. Кроме того, из-за своего положения на земном шаре, он имел больший приток иммигрантов, что привело к большему разнообразию его идиосинкразии.

Кроме того, в Колумбии также проживает процент коренного населения, фольклор которого созвучен чертам более западных колумбийских обществ.

Некоторые авторы утверждают, что колумбийская культурная самобытность находится под угрозой, поскольку чуждость - вместе с ее разговорным языком, музыкой и религией - изменяет основные характеристики этой латиноамериканской нации.

Они также утверждают, что потеря идентичности возникает из-за коллективного бессознательного, когда граждане хотят принять новый образ жизни, оставляя в стороне свои изначальные традиции.

Культурная идентичность в Испании

Пиренейский полуостров представляет собой проблему для исследователей и историков, поскольку на этой территории проживает значительное количество культур, которые оставили свой след в испанской культуре, особенно в лингвистическом и политическом аспектах.

Испанию населяли мусульмане, вестготы, римляне и даже карфагеняне, что делает эту страну сетью различных позиций и культур. Чтобы сохранить свою идентичность против различных вторжений, особенно арабов, испанская культура выбрала католическую религию.

Отношения между Испанией и странами Латинской Америки

Сказанное привело к тому, что Испания не прошла через эпистему Возрождения, а перешла непосредственно от Средневековья к склонностям барокко.

Следует отметить, что ни одна другая европейская страна не пережила барокко так, как испанцы. Это оказало заметное влияние на показатели развития колоний. Фактически, в латиноамериканских обществах эта барочная тенденция испанцев может быть воспринята в искусстве и культуре, смешанной с некоторой местной эстетикой.

Другими словами, религиозность и мистицизм, типичные для испанского барокко, эффективно утвердились в американских колониях. В связи с этим все упомянутые выше страны связаны между собой.

Одна из основных характеристик испанского общества состоит в том, что оно состоит из сообществ, говорящих на разных языках, в результате вторжений, описанных в первом абзаце.

Это привело к серии конфликтов идентичности, которые даже сегодня порождают различные политические и социальные столкновения.

  • Культурная идентичность — осознание принадлежности человека к той или иной культурной общности путем самоотождествления с ее культурными образцами. Культурная идентичность формируется в результате наложения разнообразных культурных влияний, которым подвержен отдельный человек. Если культурные влияния не вступают в противоречия, то происходит полная идентификация личности со сложившейся вокруг него культурой.

Связанные понятия

Профессиональная идентичность — сложный интегративный психологический феномен, ведущая характеристика профессионального развития человека, которая свидетельствует о степени принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития, осознание своей тождественности с группой и оценка значимости членства в ней. Она является результатом профессионального самоопределения человека, который осознает свою профессию как призвание. Обладая сформированной профессиональной.

Теория социальной идентичности — теория, описывающая направление индивидуального знания о принадлежности к определенной социальной группе, имеющее эмоциональное и оценочное значение для индивида и его членства в группе. Развитие теории социальной идентичности тесно связано с польским социологом Анри Тэшфелом. Согласно этой теории, осознание человеком его места в социуме базируется на отнесении себя к определенной социальной группе. По мнению Тэшфела, осознание группового членства реализуется посредством.

Транскультурация – термин, введённый в 1940 году кубинским антропологом Фернандо Ортисом для описания феномена слияния и сближения культур.

Упоминания в литературе

1. Выявление психологических механизмов формирования позитивной этнической и культурной идентичности . Необходимо понять и объяснить этническую культуру, ее духовно-философскую сущность, специфические культурные механизмы регуляции сознания и поведения человека, особенности ценностной структуры культуры, типы ее социальной организации, принципы внутри- / внешнегруппового взаимодействия. Представитель данной культуры должен понять нормы и правила своей культуры, что поможет понять причины интолерантности, увидеть, что негативно оцениваемые качества его культуры представителями других культур – это непонятная оборотная сторона очень ценных позитивных качеств. Формирование стойкой и позитивной этнической идентичности является надежным щитом на пути этнической маргинальности и психических расстройств, формирования иррациональной этнической нетерпимости.

Связанные понятия (продолжение)

Этничность — свойство этнической общности, обозначающее её особенные отличия от других общностей, а также синоним более широко распространённого в российской науке понятия этнос. Термин употребляется в русле представления о полиэтническом характере большинства современных обществ.

Организационная идентичность — культурное, социальное, реляционное и индивидуальное изображение самоопределения индивида. Сложная идентичность включает групповое членство, а также межличностное и индивидуальное осмысление вовлеченности.

Лингвистическая антропология — направление антропологии, изучающеe историю изменения языков, взаимосвязь языка и культуры, а также то, как язык влияет на социальную жизнь. Объединяет в себе лингвистический, этнографический и культурологический подходы. Антрополингвисты пытаются найти связи между языком людей и другими аспектами их культуры. Другие объекты изучения включают формальную и неформальную разновидности языка, формы обращений и шутки. Особенное место занимают исследования структуры языков.

Кросскульту́рные иссле́дования — это научный метод из области антропологии и смежных наук (социология, психология, экономика, политология), который использует данные о различных обществах, собранные в полевых исследованиях, чтобы изучить социальное поведение и проверить гипотезы о культурных различиях. В отличие от сравнительных исследований, в которых рассматриваются схожие характеристики нескольких обществ, в кросс-культурных исследованиях используется более широкая выборка, которая позволяет провести.

Малая группа — немногочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Особой характеристикой в определении понятия малой группы является её включённость в социальный мир, поэтому американский психолог Роджер Браун к важным признакам малой группы относит осознание её существования другими лицами, находящимися.

Культу́рный па́ттерн (англ. cultural pattern; нем. Kulturmuster.) — преобладающие ценности и верования, характеризующие данную культуру и отличающие ее от других.Сегодня культурный паттерн (культурный образец) это широкое понятие, включающее в себя и информацию о мире, и момент его оценки, и способы действия в нем человека, и стимулы таких действий. Культурным паттерном могут быть разнообразные явления культуры: материальные предметы, способы и манеры поведения, правовые или обыденные нормативы поступков.

Социология потребления — это подраздел социологии, официально признанный Американской социологической Ассоциацией как раздел, посвященный потребителям и потреблению. В рамках этой области социологи рассматривают потребление в качестве центрального элемента повседневной жизни, идентичности и социального порядка в современных обществах таким образом, что оно намного превосходит рациональные экономические принципы спроса и предложения.

Социальный процесс (англ. Social process) — серия явлений или взаимодействий, происходящих в организации, структуре групп и меняющих отношения между людьми или между составными элементами сообщества. Социальные процессы находятся во всех обществах и выступают как упорядоченная форма социального взаимодействия. Важнейшими чертами социальных процессов является их всеобщность и связь с субъектом, который осуществляет процесс. Ничто не может происходить в обществе вне социальных процессов. Функционирование.

Социальные изменения, также культурные изменения — перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, или в обществе в целом. Различают четыре вида социальных изменений: структурные, процессуальные, функциональные и изменения в духовной сфере.

Культурная трансмиссия — передача культуры от предшествующих поколений к последующим через обучение. Благодаря ей осуществляется преемственность культуры.

Традицио́нное о́бщество — общество, которое регулируется традицией. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной социальной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества фактически стремится сохранить в неизменном виде сложившиеся в ней социокультурные устои жизни.

Культурная дистанция (англ. cultural distance) — понятие в культурологии и этнопсихологии, характеризующее степень различия между культурой мигранта и принимающей культурой. В соответствие с гипотезой, существует положительная корреляция между величиной культурной дистанции и трудностью, испытываемой иммигрантом в процессе межкультурной адаптации.

Фрейм (англ. frame — кадр, рамка, каркас) — понятие, используемое в социальных и гуманитарных науках (таких, как социология, психология, коммуникация, кибернетика, лингвистика и др.), означающее в общем виде смысловую рамку, используемую человеком для понимания чего-либо и действий в рамках этого понимания, целостность, в рамках которой люди осмысливают себя в мире. Другими словами, фрейм — устойчивая структура, когнитивное образование (знания и ожидания), а также схема репрезентации. Фрейм — это.

Культурный детерминизм (англ. cultural determinism; нем. kultureller Determinismus) — объяснение человеческого поведения исключительно социально-культурными причинами, убеждение, что культура определяет, кто мы на эмоциональном и поведенческом уровнях, а так же формирует экономические, социальные, политические структуры и институты в обществе.

Культурогенез — процесс появления и становления культуры любого народа и народности, в общем, и появления культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не существует единой теории появления культуры.

Национа́льная иденти́чность или национа́льное самосозна́ние — одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённому этносу или нации. Национальная идентичность не тождественна понятиям национальности или гражданства, хотя они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние.

Модель развития межкультурной чувствительности (англ. Developmental Model of Intercultural Sensitivity; DMIS) — модель формирования межкультурной компетенции, описывающая процесс поступательного освоения другой культуры с акцентом на чувственном восприятии культурных различий.

Конструктиви́зм (от лат. constructio — построение) — одно из течений современной философии науки, возникшее в конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. По сути это эпистемологические подходы, в которых познание воспринимается как активное построение субъектом интерпретации (модели) мира, а не как простое его отражение.

Ролевая теория (или теория ролей) – теория в социологии и социальной психологии, согласно которой личность описывается посредством усвоенных и принятых индивидом или вынуждено выполняемых социальных функций и моделей поведения – ролей, обусловленных социальным статусом индивида в данном сообществе или социальной группе.Она объединяет ряд подходов к рассмотрению таких черт человеческого поведения, как тенденции к формированию типовых моделей поведения, или ролей, которые могут быть предусмотрены при.

Тео́рия социа́льных движе́ний, или тео́рия обще́ственных движе́ний (англ. social movements theory) – коммуникативная теория, имеющая целью узнать причины возникновения общественных движений, а также исследовать вклад общества и индивида в события социальной жизни.

Социокультурный подход — методологический подход на базе системного подхода, сущность которого состоит в попытке рассмотрения общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. Это единство, согласно принципам системного подхода, образует целое, свойства которого не выводимы из характеристик частей. Сама личность при социокультурном подходе рассматривается как связанная с обществом как системой отношений и культурой как совокупностью ценностей и норм.

Политическая культура — часть общей культуры и наследования, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

Упоминания в литературе (продолжение)

Впрочем, вспомним, что с позиций синергетики Хаос – это не абсолютный беспорядок, а иной порядок, выстроенный по иным правилам, по непривычному и непонятному для нас алгоритму [779; 401]. В таком случае можно говорить о том, что в развитии культуры начинает торжествовать принцип равноправия разных порядков, отход от идеи исключительности, лежащий в основе любой локальной самобытности, и движение в сторону системной толерантности. В принципе тенденция к установлению равноправия разных культурных идентичностей , развивающаяся в культуре в течение последних двух-трех веков, на своем уровне свидетельствует именно об этом [см. об этом также: 145]. Но можно ли предполагать, что с течением времени нормативность и локальная самобытность будут совсем вытеснены из культуры?

Можно сказать, что цивилизация и культура соподчинены, но цивилизация – особый вид социума или их сообщества, а также особая стадия социального развития человечества, культура же применительно к историческому процессу представляет все исторические виды социума, включая первобытные и современные. В этой связи заслуживает внимания определение цивилизации, предложенное американским социологом С. Хантингтоном. Обобщая его высказывания, можно утверждать следующее: цивилизация с момента своего возникновения есть самая широкая историческая общность культурной идентичности людей.

Теоретические различия в определении нации абстрактны и преувеличены. В них подчеркивается политический аспект организации нации. В общественной и культурной реальности нациями в большей или меньшей степени являются общественные группы, характеризуемые биолого-эмоционально-социальными связями, сходством языка и политической организованностью, культурной идентичностью . При определенной разнице определений нарождается критика нации с точки зрения гражданской идеи.

Очевидный для всех кризис культуры, т. е. кризис культурной идентичности , находит выражение в борьбе двух синтагм: натуралистической и интеллектуалистической (натурализм и интеллектуализм). Первую надо выводить из механического понимания природы, вторую – из спекулятивной концепции познавательного процесса как процесса типического. Современная культура тесно связана с техникой и все более подчиняет силы природы целям общества, облегчая жизнь людей и делая ее комфортной. Основой жизни становятся хозяйственные и материальные интересы. Однако обращение к видимому миру делает положение человека в нем неустойчивым. В таком мире отсутствует забота о человеке. Жизнь человечества представляет собой эпизод лишенного остановки и смысла мирового процесса, в котором теряются человек и человечество.

Если мигрант не идентифицирует себя ни с культурой этнического большинства, ни с культурой этнического меньшинства, результатом является этнокультурная маргинализация. Это может быть следствием отсутствия возможности (или интереса) поддержания культурной идентичности (часто из-за вынужденных или навязанных культурных потерь) и отсутствия желания установления отношений с окружающим обществом (из-за отвержения доминирующей культурой или дискриминации).

В ценностно-нормативной модели политической культуры очевидно доминирование традиционализма в российском обществе, которому на протяжении всей его истории были свойственны правовой нигилизм в сочетании с нравственным максимализмом, неразвитость гражданского общества, вследствие чего социальная жизнь сводится к проявлениям государственной власти и культурной идентичности . И для восстановления нормативно-ценностного баланса российского общества, для придания ему импульсов модернизации (в случае их реальной востребованности!) необходима достаточно тонкая и трудоемкая социальная инженерия.

Г.Д. Дмитриев при определении цели поликультурного образования считает, что школа и другие образовательные институты, семья и общественные организации способны создать демократическое государство в России, характеризующееся толерантностью взглядов, суждений людей; признанием и развитием культурного плюрализма в обществе; эффективным участием всех и каждого в принятии решений, касающихся как личной жизни человека, так и жизни общества; справедливостью для всех и каждого; свободой выбора; уважением решений большинства и защитой прав меньшинства; уважением права свободного выбора человеком своих культурных идентичностей [44, с. 34].

На социетальном уровне анализа предпосылками терроризма являются те факторы, которые связаны с переходным состоянием сообщества (Moghaddam, 2004; Паин, 2002). Это низкостатусное положение группы, отсутствие надежды на ее социально-экономическое благополучие, разрушение традиционной системы ценностей, аномия. На личностном уровне они приводят к фрустрации, кризису культурной идентичности и относительной депривации.

Одновременно эти институты наряду с тем, что поддерживают передачу культурных норм, еще обеспечивают их культурное развитие, позволяющее проводить политические, экономические и другие общественные изменения, т. е. модернизацию без потери культурной идентичности .


  • внутреннее тождество субъекта при восприятии окружающего мира, ощущении времени и пространства, иными словами, это ощущение и осознание себя как уникальной автономной индивидуальности;
  • тождество личных и социально принятых мировоззренческих установок — личностная идентичность и душевное благополучие;
  • чувство включенности Я человека в какую-либо общность — групповая идентичность.

Со второй половины 1970-х гг. понятие идентичности прочно вошло в лексикон всех социально-гуманитарных наук. Сегодня это понятие широко используется и в культурологии. В самом общем смысле оно означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо социокультурной группе, что позволяет ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире. Необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он должен добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства взаимосвязи, принятые окружающими его людьми.

Поскольку каждый индивид является одновременно членом нескольких социальных и культурных общностей, то в зависимости от типа групповой принадлежности принято выделять различные виды идентичности — профессиональную, гражданскую, этническую. политическую, религиозную и культурную.

Культурная идентичность - принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом.

Можно сказать, что сущность культурной идентичности заключается в осознанном принятии индивидом соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, в понимании своего Я с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества.

Культурная идентичность предполагает формирование у индивида устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления или люди вызывают у него симпатию или антипатию, в зависимости от чего он выбирает соответствующий тип, манеру и форму общения.

В культурологии является аксиомой утверждение, согласно которому каждый человек выступает носителем той культуры, в которой он вырос и сформировался как личность. Хотя в повседневной жизни он обычно этого не замечает, воспринимая как данность специфические особенности своей культуры, однако при встречах с представителями других культур эти особенности становятся очевидными и человек осознает, что существуют другие формы переживаний, виды поведения, способы мышления, значительно отличающиеся от привычных и известных. Разнообразные впечатления о мире трансформируются в сознании человека в идеи, установки, стереотипы, ожидания, которые в итоге становятся для него регуляторами его личного поведения и общения.

  • нездешний, иностранный, находящийся за границами родной культуры;
  • странный, необычный, контрастирующий с обычным и привычным окружением;
  • незнакомый, неизвестный и недоступный для познания;
  • сверхъестественный, всемогущий, перед которым человек бессилен;
  • зловещий, несущий угрозу для жизни.

Повышение уровня жизни и развитие высоких технологий привели к изменению всех условий функционирования общества, необходимости пересмотра самого понятия культурной идентичности, а также механизмов ее формирования в современном мире.

Стремительные перемены, зыбкость новых жизненных условий привели к потере ориентиров в формировании социокультурной идентичности. Во избежание отчуждения и разрушения культурной коммуникации в обществе необходимо переосмыслить все сферы духовной деятельности человека с учетом новых смыслообразующих позиций.

Культурная идентичность в современном мире

Понимая, осознанно принимая и самоотождествляя себя с общепринятыми культурными нормами, человек запускает механизм межкультурной коммуникации, в которой появившееся глобальное виртуальное пространство формирует новые реалии. Какова культурная идентичность людей, слушающих одинаковую музыку, использующих одинаковые технические достижения и восхищающихся одними и теми же кумирами, но имеющих разную традиционную культуру и этнос? Еще век назад принадлежность человека к культурным традициям было несложно определить и ему самому, и окружающим. Современный человек уже не может идентифицировать себя только с семьей или своей расовой группой и национальностью. Несмотря на то что культурная идентичность изменила свою природу, потребность в ее формировании осталась.

Особенности формирования культурной идентичности в 21-м веке

В разные исторические периоды групповая и индивидуальная культурная идентичность имела свою специфику и механизмы возникновения. На протяжении многих веков основополагающие культурные привязанности выдавались с рождением родителями и локальным сообществом.

культурная идентичность

В современном обществе традиционное постоянство и привязанность к семье и культурному коду своей группы ослабевают. В то же время возникает новое деление, все большая сегментация групп на разнообразные малые подгруппы. Существующие внутри глобальной группы различия подчеркиваются, им придается большое культурное значение.

Наша эпоха – это эпоха индивидуалистов, стремящихся к самоопределению и способных к самоорганизации в группы по иным критериям, нежели религия, гражданство и национальность. И эти новые формы самоидентификации смешиваются с более глубокими прослойками традиционной культуры и этнической идентичности.

Проблемы сохранения культурной идентичности

Проблемы культурной идентичности берут свои истоки из появившейся в недавнее время личной свободы. Индивидуум больше не ограничен теми культурными ценностями, которые даются ему семейными и национальными связями. Глобальное виртуальное пространство в значительной степени нивелирует разницу в культурных различиях, что осложняет для человека выбор параметров идентичности и причисления себя к той или иной социальной группе.

культурная идентичность

Не только киберпространство, но и качественное повышение жизненного уровня позволяет человеку вырваться из той культурной среды, в которой он бы увяз еще пару веков назад. Достижения культуры, бывшие когда-то прерогативой элит, сейчас доступны многим. Дистанционное высшее образование, удаленная работа, доступность лучших мировых музеев и театров – все это дает человеку огромный личностный ресурс, позволяющий сделать более широкий культурный выбор, но осложняет идентификацию для индивидуума.

Инновационная и традиционная культура

Культура включает в себя все – и новое, и старое. Традиционная культура базируется на следовании обычаям и поведенческим шаблонам. Она обеспечивает преемственность, передачу освоенных верований и навыков последующим поколениям. Высокий уровень нормативности, свойственный традиционной культуре, устанавливает большое количество запретов и противостоит любым изменениям.

традиционная культура

Инновационная культура легко отходит от устоявшихся моделей поведения. В ней личность получает свободу в определении жизненных целей и способов их достижения. Культурная идентичность изначально связана с традиционной культурой. Современные процессы, в которых все больше места отдается инновационной культуре, становятся хорошей проверкой на прочность культурной и национальной идентичности в нашей стране.

Социально-культурная идентичность в условиях повышения уровня коммуникации между обществами

Социокультурная среда подразумевает коммуникативные процессы между людьми, как основными носителями и субъектами культуры. Когда индивидуумы из разных общностей взаимодействуют друг с другом, происходит сопоставление их ценностей и их трансформация.

социально культурная идентичность

Глобальные миграционные процессы и виртуальная мобильность человеческого общества способствуют интенсификации межкультурных коммуникаций и стиранию базисных социокультурных черт страны. Необходимо научиться контролировать и использовать во благо информационные массивы, которыми обмениваются культурные группы, сохранив собственную уникальность. Далее рассмотрим, что такое этническая принадлежность.

Значение и развитие этнической принадлежности

Этническая культурная идентичность является результатом связи индивидуума с историческим прошлым этнической общности, к которой он принадлежит, и осознанием этой связи. Выработка такого осознания осуществляется на основе общих исторических символов, таких как легенды, символы и святыни, и сопровождается мощным эмоциональным всплеском. Отождествляя себя со своим этносом, осознавая его уникальность, человек обосабливается от других этнических общностей.

этническая принадлежность

Появившееся этническое сознание позволяет выстроить систему поведенческих моделей при контакте внутри своей группы и с другими этносами, сопровождаемую высоким эмоциональным подкреплением и моральными обязательствами.

Этническая принадлежность включает в себя два равнозначных компонента: когнитивный, определяющий познания об исторических и культурных особенностях своего народа, и аффективный, дающий эмоциональный отклик на принадлежность к членству в группе.

Проблема потери этнической идентичности

Проблема возникла недавно, вследствие широкого распространения межкультурных контактов. Потеряв возможность идентифицировать себя через социокультурные особенности, человек ищет прибежища в группировке по этническому признаку. Принадлежность к группе дает возможность ощутить безопасность и стабильность окружающего мира. Россия – многонациональная страна и объединение культур различных этносов требует проявления значительной терпимости и воспитания правильной межкультурной и межрелигиозной коммуникации.

этническая принадлежность

Глобализация, пошатнувшая традиционные модели культурной идентичности, привела к разрыву преемственности. Предыдущая форма самосознания пришла в упадок, так и не выработав механизмы компенсации и замещения. Внутренний дискомфорт индивидов побудил их к большей изоляции в своей этнической группировке. Это не могло не повысить градус напряженности в обществе с низким уровнем политического и гражданского самосознания и державным менталитетом. Назрела необходимость сформировать единение народов России, с учетом их культурных и этнически различий, без противопоставления групп друг другу и ущемления малых народов.

Личностная идентичность

Сложно оспорить утверждение, что в мире нет абсолютно одинаковых людей. Даже однояйцевые близнецы, воспитанные в разных социокультурных условиях, обладают различиями в своих чертах и особенностях реагирования на внешний мир. Человек обладает разными характеристиками, связывающими его с различными культурными, этническими и социальными группами.

Формирование мультикультурной идентичности

формирование культурной идентичности

Читайте также: