Свободные и рабы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Природа не рождает ни рабов, ни царей,
все люди равно рождаются трудиться.

Существуют два класса – свободные и рабы;
человек рождается в оковах своих страстей,
но он может достичь освобождения с
помощью интеллекта.

Между теми, кто уже свободен и между теми,
кто ещё нет, равенство невозможно.
Дело разума – управлять, дело инстинкта –
подчиняться.
Е.П. Блаватская

Чтобы понять утверждение Блаватской, что человек рождается в оковах своих страстей, следует, прежде всего, обратиться к этим самым страстям – здесь очень важно, что эти страсти именно свои, а не чужие. Ибо только борясь со своими страстями, преодолевая их, человек становится свободным. Я перечислю основные из них, как они трактовались издревле. Вот они:

Чревоугодие
Блуд
Сребролюбие
Гнев
Печаль
Уныние
Тщеславие
Гордость
Лень

Ген – это то, что передаётся потомству. Так это, ведь, как в школьной библиотеке – вовсе не обязательно, что ученику, в начале учебного года, достанется новенький учебник – может достаться и с вырванными, и исписанными листами, залитыми страницами, помятый и затертый. Выправляет, выправляет такой несчастный человек свой ген, подбирая, для исправления и ремонта, подходящую пару, чтобы вместе, сообща, всё же, передать потомству уже выправленный Геном – а потомства не случилось – выходит жил напрасно человек, весь результат и итог его жизни так и канул в Лету (могилу). Печально? Не совсем! Может трудился человек, писал книги – в них и оставил информацию, если по делу творил. Да и головной мозг, в особенности, кора головного мозга работала, возможно, во всю мощь. Куда это всё уходило – неужели тоже напрасно и бесследно исчезало? Вовсе нет! Душа работала тоже во всю силу – получала подсказки из Ноосферы, передавала их, в помощь, головному мозгу и получала, в свою очередь, обратную информацию, более усовершенствованную и ценную. Что-то ушло дальше – в информационное поле Земли, что-то осталось в Душе – и ушло Бог весть куда, после смерти.

Оставаясь на всех стадиях своего развития правом рабовладельческого общества, римское право признавало правоспособными только свободных людей.

Рабы были не субъектами, а объектами прав. Их правовое положение в принципе не отличалось от положения вещей – servi res sunt.


В то же время рабы всегда занимали особое положение в ряду объектов прав: неуклонное проведение принципа “рабы суть вещи” оказывалось иногда, особенно с развитием гражданского оборота, не согласным с интересами рабовладельцев, нередко стремившихся использовать не только физические силы, но и умственную энергию и личную предприимчивость рабов.

Поэтому допускались некоторые отступления от этого принципа. В период республики за некоторыми сделками рабов стали признаваться юридические последствия в связи с практиковавшимся выделением рабу господином имущества в непосредственное управление. Идеологическим обоснованием отступлений от общего принципа “рабы суть вещи” служило учение юристов периода империи о том, что рабство, институт iuris gentium, т.е. известный всем народам древнего мира, чуждо, однако, началам естественного права. Ульпиан говорил:

Quod attinet ad ius civile servi pro nullis habentur; non tamen et iure naturali, quia quod ad ius naturale attinet omnes homines aequales sunt.

(С точки зрения цивильного права рабы считаются никем. Это не так, однако, по естественному праву, ибо с точки зрения естественного права все люди равны.)

Флорентин, давая определение рабства, еще резче противополагал положительное право праву естественному.

Servitus est constitutio iuris gentium qua quis dominio alieno contra naturam subiicitur.

(Рабство есть установление права народов, при посредстве которого один, противно природе, подчиняется власти другого.)

Отсюда и такие выражения юристов, как persona servi, и основное деление людей на свободных и рабов: summa… divisio de iure personarum haec est, quod omnes homines aut liberi sunt aut serv i – основное деление людей в праве – это деление всех людей на свободных и рабов.

Но чуждый естественному праву институт рабства находил себе в глазах римских юристов законное обоснование в войне; если законно убийство военного противника, то тем более законно овладение им, установление права собственности на его личность. Так, война, которая в течение долгого времени являлась способом приобретения рабов, служила для римских юристов и этико-юридическим оправданием рабства.

Хотя иногда в литературе описывается, как при III династии Ура государственный сектор охватывал вообще все хозяйство, но сейчас известно, что это не так[11]. Вне государственного хозяйства существовали свободные общинники со своими полями и остатками общественного самоуправления[25]. Известно, что они нанимались на отдельные работы (например, сбор урожая) в царские хозяйства, где работали не за паёк, а за плату, которая была рассчитана на содержание семьи. Впрочем, плата эта была незначительна — паёк был втрое больше, чем в гурушей, то есть состоял из 4,5 литров ячменя[11]. Это, а также сам факт того, что эти люди нанимались на сезонные работы, когда следовало работать в собственных хозяйствах, свидетельствует об их бедности[1]. Известно, что свободные общинники должны были выполнять трудовую повинность в качестве гурушей и нгем, но не постоянно, а временно — несколько месяцев (обычно один) в год[24][11]. Рабочим, которых администрация задерживала в трудовых лагерях сверх установленного срока, платили как наемным[11] — выдавали паек втрое больше, чем гурушам.

В рамках старых номов народные собрания, похоже, не сохранились, но продолжал существовать общественный суд[1][26].

Стоили рабы дешево — 9-10 шекелей серебра мужчины, и женщины в 2-3 раза дешевле[17]. Рабов часто имели даже представители низового чиновничества и квалифицированные ремесленники[17]. Частных рабов свободно покупали и продавали, за исключением того, что жителей Шумера и Аккада, попавших в рабство, запрещалось продавать за пределы государства[17].

Хотя иногда в литературе описывается, как при III династии Ура государственный сектор охватывал вообще все хозяйство, но сейчас известно, что это не так[11]. Вне государственного хозяйства существовали свободные общинники со своими полями и остатками общественного самоуправления[25]. Известно, что они нанимались на отдельные работы (например, сбор урожая) в царские хозяйства, где работали не за паёк, а за плату, которая была рассчитана на содержание семьи. Впрочем, плата эта была незначительна — паёк был втрое больше, чем в гурушей, то есть состоял из 4,5 литров ячменя[11]. Это, а также сам факт того, что эти люди нанимались на сезонные работы, когда следовало работать в собственных хозяйствах, свидетельствует об их бедности[1]. Известно, что свободные общинники должны были выполнять трудовую повинность в качестве гурушей и нгем, но не постоянно, а временно — несколько месяцев (обычно один) в год[24][11]. Рабочим, которых администрация задерживала в трудовых лагерях сверх установленного срока, платили как наемным[11] — выдавали паек втрое больше, чем гурушам.



В рамках старых номов народные собрания, похоже, не сохранились, но продолжал существовать общественный суд[1][26].

Стоили рабы дешево — 9-10 шекелей серебра мужчины, и женщины в 2-3 раза дешевле[17]. Рабов часто имели даже представители низового чиновничества и квалифицированные ремесленники[17]. Частных рабов свободно покупали и продавали, за исключением того, что жителей Шумера и Аккада, попавших в рабство, запрещалось продавать за пределы государства[17].

Основное отличие между рабом и свободным было наличие свободы выбора. Раб ничего не мог делать без соблаговоления своего хозяина, был запрет даже на создание семьи. Если же семья была, то видеть ее он мог только в специально отведенное время и только с разрешения своего владельца. Раб не считался человеком, у него не было никаких человеческих прав. Многие хозяева ставили своим рабочим метки, как знак того, что у них нет свободы и каких-либо прав. Свободные люди обладали правами и обязанностями наравне со всеми.

Читайте также: