Проблема мира и войны в различных философских направлениях кратко

Обновлено: 07.07.2024

Опасность проблемы войны и мира и ее актуальность на различных этапах развития человеческого общества, а также в современном мире. Человеческие потери в различных войнах, оценка их масштабов. Принципы мирного сосуществования, условия их применения.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 15.11.2013
Размер файла 24,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Проблема войны и мира

1. Опасность проблемы войны и мира и ее актуальность

война мирный сосуществование общество

Ученные подсчитали, что люди пережили более 14,5 тыс. воин за последние 6 тыс. лет, в которых погибло более 3 млрд. 640 млн. людей.

Неслыханного вреда война приносит экосистемам и популяциям. Только лишь в период Второй мировой войны, военными действиями была охвачена площадь около 3,3 млн. км2, в ходе этой войны погибло 55 млн. человек.

В феврале 1991 года, во время войны в Персидском заливе, в воздух было высажено 1250 нефтяных скважин. Вследствие этого ежедневно около 1 млн. т. нефти сгорало и на сотни тыс. км от Кувейта загрязняло воздух.

В первой половине 1999 года ракетно-бомбовые удары НАТО по гражданских и военных объектах привели к разрушению и большим пожарам, очень опасному загрязнению почвы и воздуха, а так же вод Дуная химическими и токсическими веществами и нефтепродуктами.

Вред окружающей среде приносят любые военные действия, а особенно, если эти действия проходят на большой территории и на протяжении длительного времени.

Но чрезвычайные экологические ситуации могут возникнуть и при кратковременных военных конфликтах, если возможный противник применяет современные способы уничтожения.

Название экоцида (экологической войны, биоцида) приобрели умышленные влияния человека на окружающую среду и природу в военных целях. Оружие массового уничтожения (бактериологическое, ядерное и химическое) в наше время имеет наиболее разрушительный потенциал.

Перед этими видами оружия, в первую очередь люди и, конечно же, все компоненты окружающей природной среды - беззащитны.

Для ядерного оружия характерна большая мощность и разное впечатляющее действие, которое определяется влиянием на окружающую среду еще и ударной волны, проникающей радиации, светового излучения, электромагнитного импульса и радиоактивного заражения.

При ядерном взрыве ударная волна имеет колоссальную разрушающую силу, которая приносит животным и незащищенным людям тяжелые травмы, вплоть до их гибели.

Полное повреждение лесного массива, вырывание деревьев с корнями, разрывание внутренних органов у людей и переломы костей, наблюдаются при чрезмерном давлении во фронте ударной волны (более 50 кПа).

Самые сильные ожоги открытых участков тела, в том числе и сетчатки глаз, вызывает световое излучение.

Основными последствиями ядерных взрывов в Хиросиме и Нагасаки были термические поражения (ожоги).

Лучевая болезнь у людей и животных возникает под влиянием проникающей радиации, которая, в свою очередь, вызывается смертельными нейтронами и гамма-лучами. Эта болезнь в тяжелых случаях заканчивается смертью.

При всем этом, прогнозируется снижение температуры воздуха более чем на 20?С над Северным полушарием.

Химическое оружие предназначено для отравления человека и биоты с помощью боевых отравленных веществ - жидкости, газов или твердых веществ. Способы применения: распыление из самолетов, ракеты, бомбы, мины или снаряды.

Химические отравляющие вещества способны передвигаться по трофическим цепочкам, а так же укоренятся, тем самым образуя высокую токсическую опасность для жизнедеятельности организмов.

Во время Первой мировой войны, во Вьетнаме, химическое оружие применялось в большом количестве. В 1914-1918 гг. гибель 10 000 человек причинили боевые отравленные вещества, в основном это был иприт, так же он стал причиной того, что 1,2 млн. человек остались инвалидами.

В наше время принципиально был создан новый класс боевых отравляющих веществ нервно-паралитического действия (зоман, табун, зарин и т.п.), а так же отравляющие вещества удушливого, психологического и общеотравляющего действия.

Они все оказывают негативное влияние на природные экосистемы, вызывают гибель большой части популяции любых растений, хребетных животных и массовые поражения людей.

Боевые отравляющие вещества во Вьетнаме применялись, в основном, в виде дефолиантов (гербицидов), это приводило к нарушению роста растений, потере лиственного покрова, а после и к их полной гибели.

Во Вьетнаме, вследствие распыления американской армией более 100 тыс. дефолиантов, было уничтожено более 5% сельскохозяйственных угодий, 12% лесов и 40% мангров.

Множество растений исчезло как биологический вид, почти полностью были уничтожены насекомые, а из 150 видов птиц осталось лишь 18.

Здоровью 1,6 млн. вьетнамцев было принесено очень много вреда. Те районы, в которых было применено химическое оружие, были вынуждены покинуть более 7 млн. человек.

Авторы отчета Американской академии наук считают, что растительность Камбоджи и Вьетнама, преодолеть следствия этого массового применения разрушительных боевых веществ сумеют только лишь спустя десятилетия, или даже столетия.

Бактериологическое (биологическое) оружие - это отравы (токсины), бактериальные средства (вирусы, бактерии), которые предназначены для массового поражения людей.

Это оружие используется в виде начиненных жидкостью или порошком боеприпасов, или с помощью живых носителей заболевания (насекомых, грызунов и т.п.).

Бактериологическое оружие может привести к массовым инфекционным заболеваниям людей и животных чумой, сибиркой, холерой и другими заболеваниями, даже если они попадут в их организм в небольшом количестве. Споры способны образовывать многие бактерии. Эти споры могут сохраняться в почве на протяжении нескольких десятилетий. Единственный реальный путь предотвращения глобальной экологической катастрофы связанной с военными действиями - это ликвидация всех видов оружия массового уничтожения. На данный момент эти оружия массового уничтожения грозят существованию планеты.

2. Проблема войны и мира в истории

Чем больше войны охватывали мир, тем сильнее проявлялась потребность в глобальном мирном устройстве. Црудон отмечал, что война и мир составляют непременные условия жизни народов: мир предполагает войну, война предполагает мир.

Основатель позитивизма О. Конт обосновал мысль о том, что в его время войны стали анахронизмом, наступила эпоха, когда серьезные и продолжительные войны должны полностью исчезнуть у лучшей части человечества.

Люди должны иметь возможность жить, чтобы делать историю, писал К. Маркс, а вот эту возможность у них как раз отнимает война. Поэтому уже в конце XIX в. Ф. Энгельс пришел к выводу, что современная ему война исчерпала свои созидательные возможности и не может служить интересам прогресса.

В политологии война определяется как организованная вооруженная борьба между социальными классами, нациями, народами или государствами. Переход социального конфликта в стадию вооруженной борьбы выражается в том, что каждая из сторон стремится силой оружия навязать свою волю противнику, для чего наносит разрушительные удары по его людскому и материальному потенциалу. Как правило, для достижения поставленных в войне целей вооруженное насилие дополняется также экономическими, дипломатическими, идеологическими и другими средствами давления.

Война влияет на изменение целей и задач политики; испытывает жизнестойкость и жизнеспособность конкретной социально - политической системы; вызывает изменения во всех сферах жизни общества, обостряет протекающие в них процессы, переводит общество в новое качественное состояние.

3. Человеческие потери в различных войнах

Война - социальное явление, представляющее собой одну из форм разрешения общественных противоречий между государствами, народами, нациями, классами и социальными группами средствами вооруженного насилия. Сущность войны заключается в том, что она является подлинным орудием политики, ее продолжением насильственными средствами. Политика определяет направленность и характер подготовки государства или коалиции государств к войне, формулирует цели и задачи войны, определяет ее средства, направляет материальную подготовку к войне и т.д.

Как форма социального конфликта война сопровождает всю историю развития мирового сообщества. Наша эпоха также не составляет исключения, ее облик определялся в значительной мере вооруженными столкновениями, в том числе двумя мировыми вой­нами. Вообще же за последние пять с половиной тысяч лет в мире состоялось примерно 14,5 тыс. больших и малых войн, в ходе которых погибло, умерло от голода и эпидемий свыше 3,6 млрд. человек.

Империализм принес народам планеты две страшные миро­вые войны. В первой мировой войне участвовали 33 страны с населением в 1,1 млрд. человек (около 62% тогдашней численности человечества). Так называемые безвозвратные людские потери составили 25 млн. человек, в т.ч. 9,5 млн. погибших на поле боя, 0,5 млн. - от бомбардировок, 10 млн. - от голода и эпиде­мий.

Во второй мировой войне участвовали 62 страны с населением 1,7 млрд. человек (свыше 78% всего населения Земли на тот период), безвозвратные потери достигли 55 млн. человек. На ноле боя погибло 27 млн. военнослужащих, в тылу от бомбардировок - 1,5 млн., в концлагерях - 11 млн., в партизанской борьбе более 2 млн., от голода и эпидемий 1 млн. человек.

Безвозвратные потери нашей страны во второй мировой вой­не оцениваются теперь в 27 млн. Раньше они оценивались в 20 млн., и поскольку цифра по СССР пересмотрена в сторону увеличения, то должна быть пересмотрена и общемировая.

Безвозвратные потери в 87 млн. только за две мировые войны.

Как показывает исторический опыт, особой ожесточенностью и жестокостью характеризуются гражданские войны.

В своем исследовании войн К. Райт пришел к выводу, что из 278 войн, имевших место в период с 1480 по 1941 г., 78 (или 28%) являлись гражданскими. А в период 1800>-1941 гг. одна гражданская война приходилась на три межгосударственные войны.

НАТО продолжает наступать и расширяться. Более того, очередь на вступление уже расписана на много лет вперед - вступления в НАТО уже ожидают Эстония, Латвия, Литва, Болгария и Румыния.

По данным социологических опросов 76% жителей стран - членов Североатлантического альянса потенциально готовы к войне с нами, так как считают, что НАТО должна расширяться, несмотря на мнение России.

Ракетно-ядерное оружие в определенной степени разорвало связь между политикой и войной, сделало устаревшей парадигму военно-политической конфронтации между великими державами, поскольку разумная политика, призванная реализовать на между­народной арене национальные интересы, не может допускать применения ядерного оружия, обладающего чудовищной силой разрушения.

Появление ядерного и термоядерного оружия и средств, его доставки довело роль и место войны в жизни цивилизации до ее логического конца. Возникла настоятельная необходимость, что­бы законы нравственности, которыми должны руководствоваться простые люди во взаимоотношениях между собой, стали законами международного права.

4. Различные принципы мирного сосуществования

Периоды отсутствия вооруженного противоборства в исто­рии цивилизации нельзя с полным основанием назвать периодами мира, ибо в это время шла усиленная подготовка к новой войне, оставались противоречия, являющиеся неизбежным источником новой войны.

Ленинские принципы мирного сосуществования произвели переворот во всей существовавшей многие десятилетия буржуаз­ной системе международных отношений. Постоянно возрастав­шая мощь мирового социализма, внедрение им в отношения с го­сударствами с различными общественными системами принципов мирного сосуществования позволили прервать сложившееся ве­ками представление, что мир - это лишь передышка между вой­нами ради раздела, а затем и передела мира в интересах капитали­стических хищников.

Политика является тем общим, что соединяет войну и мир в целостную систему, раскрывающую формы взаимоотношений между государствами.

Мир является продолжением и результатом политики государства на международной арене. От социальной направленности этой политики, ее субъектов, в конечном счете, зависит и наступление мира, и характер этого мира. То есть мир есть продолжение именно той политики, которая велась противниками до и в ходе войны.

Важнейшей характеристикой и чертой мира во взаимоотношениях государств является его правовое закрепление в договорах, соглашениях и т.д. Вне договорной основы, регламентирующей характер и способы взаимоотношений между странами, не существует правовой основы для мира.

Поскольку Устав ООН безоговорочно запрещает обращение государств к войне как средству разрешения международных спо­ров, постольку вооруженное нападение, совершенное им с соблю­дением требований Третьей Гаагской конвенции 1907 г. об объяв­лении войны, не становится от этого правомерным. Само объявление войны, даже не сопровождаемое открытием военных действий, должно рассматриваться как неправомерный акт, как угроза вооруженного нападения.

Принцип мирного разрешения международных споров, за­крепленный в Уставе ООН, является одним из основных принципов современных международных отношений. Устав ООН обязывает государства разрешать свои споры мирными средствами. Стороны могут передать свои споры для мирного разрешения в Совет Безопасности (п. 1 ст. 37, ст. 38), Генеральную Ассамблею (п. 2, ст. 11) и Международный Суд (п. 3 ст. 36 Устава ООН и п. 1 ст. 36 Статута Суда). В отдельных случаях Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея могут поручать Генеральному секретарю ООН выполнение некоторых посреднических функций под строгим контролем указанных политических органов ООН.

В современных условиях все отчетливее вырисовывается ряд тенденций, свойственных западной военной политологии.

Она содержит концептуальные положения тех ученых, которые, оценивая бесперспективность военной конфронтации в международных отношениях, выступают за приоритетность решения конфликтов политическими средствами (Ч. Осгуд, Р. Макнамара, X. Бете, Ч. Моснос, Р. Стилвелла).

Эта тенденция проявляется в идеях, обосновывающих не­обходимость прекращения наращивания вооружений и заключения между Востоком и Западом соответствующих соглашений.

Современные зарубежные военно-политологические концепции по своему содержанию представляют два направления: реалистическое и неоконсервативное. Четко наметилась эволюция взглядов представителей реалистической концепции в сторону гуманизации их содержания по кардинальной проблеме современности - проблеме войны и мира.

Мысли о войне часто возникают в умах людей. Поэтому в сознании людей следует укреплять идею защиты мира. Эти слова открывают Устав ЮНЕСКО, подписанный в Лондоне в ноябре 1945 г. Мир созидается ежедневно и созидается усилиями каждого. Мир - это установка, выработанная образованием, наукой и культурой, которая дает каждому человеку способность.

Список использованных источников

Подобные документы

Начало "холодной войны". Доктрина Трумэна и план Маршалл. Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Создание Коминформа и советско-югославский инцидент. Международные отношения на различных этапах "холодной войны".

реферат [38,0 K], добавлен 03.04.2010

Даты исторических событий. XX съезд КПСС и идея мирного сосуществования. Кризис в Восточной Европе. СССР и Суэцкий кризис 1956 г. Карибский кризис и его последствия. "черная суббота" Кубинского (Карибского) кризиса.

реферат [35,5 K], добавлен 06.09.2006

Рассмотрение проблемы отношений между греческими государствами античными философами. Идеальное государство, предложенное Платоном. Проблемы мира и христианская религия. Идеи, выдвинутые в книге "О войне" К. Клаузевицем. Современный взгляд на войну и мир.

презентация [2,4 M], добавлен 16.11.2013

Победа над фашизмом, создание международно-правовых институтов и обновление мирового порядка как итоги Второй Мировой войны. Оценка вклада советского народа в победу над фашизмом. Человеческие и материальные потери СССР в Великой Отечественной войне.

реферат [25,8 K], добавлен 14.10.2014

Оценка причин Крымской войны. О сложности вопроса, о причинах и инициаторах Крымской войны. Сюжетные линии дипломатической борьбы. Окончание и главные итоги Крымской войны. Подписание и условия мирного договора. Причины поражения, итоги.

Война является сомнительной привилегией только представителей рода человеческого, наделенных сознанием. Еще давным-давно безымянный гуманоид обнаружил феномен, имевший далеко идущие последствия: бросая камни, можно контролировать большую территорию, чем сражаясь голыми руками. Так родилась война. Притягательный результат войны – победа. Достижение славной победы является инстинктом, глубоко скрытым в психике человека, существование которого может полностью и не осознаваться.

Целью войны чаще всего (если не преимущественно) является присвоение материальных ценностей – грабеж природных богатств, захват или освобождение территории, подчинение рабочей силы. Но в конечном итоге война существует ради мира, а не мир для войны. Чтобы бытие существовало, необходимыми, кроме борьбы и противостояния, являются еще гармония и согласие. Без этого принципа ничто не родится и не развивается [38] .

Но, с другой стороны, вечный мир является утопией, и в случае ее реализации означал бы социальную стагнацию. Именно борьба и принцип развития, как учил Гераклит – отец всего.

Решение международных конфликтов посредством переговоров, а также других мирных средств (сбор информации и проявление доброй воли), а не путем применения насилия предполагает наличие политических и экономических дипломатических отношений между различными странами и развитого искусства дипломатии.

Груз ответственности за принятие решения о вступлении в войну существенно уменьшается, если военные располагают необходимыми средствами для выполнения своей миссии с минимальными потерями – как собственными, так и на стороне противника. Стремление избежать потерь своих войск обратно пропорционально степени значимости интересов, защита которых побудила политиков вступить в войну: чем в меньшей степени данные интересы являются жизненно важными, тем данное стремление больше.

В Японии стратегия была возведена в ранг искусства. Японский воин не более талантлив, чем западный. Тем не менее, совокупность уникальных условий дала мастерам фехтования и единоборств этой страны время и стимул к глубокому и доскональному изучению своего искусства. В сравнении с этими воинами стратеги других наций не более чем одаренные любители.

Время великих мастеров меча давно уже прошло. Но развиваемые ими стратегии продолжают оставаться жизнеспособными, ибо война независимо от принимаемых форм и видов остается вопросом доминирования одного человека над другим. Стратег имеет дело с идеями о том, как контролировать действия людей. Путь стратегии состоит не из мыслей, а из ментальных принципов и способов мышления.

Воинов феодальной Японии часто сравнивают с европейскими рыцарями. Данное сходство является поверхностным. В Европе техники ведения боя и оружие непрерывно изменялись из-за частых столкновений различных культур. В Японии же война, за незначительными исключениями, была делом внутренним. Изолированный от остального мира, японский арсенал оружия оставался неизменным на протяжении веков.

Золотой век мастеров единоборств и фехтования пришелся на начало XVII столетия. После длительной гражданской войны была объявлена жесткая диктатура. Воины (известные как самураи), выжившие на полях сражений, стали гарнизонным войском. Обладая законным правом убить любого простолюдина, не выказавшего должного уважения, самурай жил с осознанием того, что однажды и он тоже может погибнуть от меча. Вынужденные жить в мире насилия и неожиданных смертей, самураи воспользовались единственной доступной возможностью (кроме безумия): они трансформировали насилие в искусство [41] .

Основополагающая концепция ин-е гласит, что во Вселенной существует общее равновесие. В каждой ситуации работают положительная и отрицательная сила, и повсюду эти две силы находятся в гармоничном равновесии. И только при наличии какого-либо локального дисбаланса данных сил возникает конфликт. Исправив дисбаланс, можно разрешить и сам конфликт. Действия опытного стратега, даже если они вызывают огромные разрушения, будут преисполнены красоты и законченности – его насилие не разрушает ситуацию, а уравновешивает ее.

Несомненно, что уникальное японское искусство войны взаимосвязано с уникальностью японского языка. Как и сам путь Стратегии, он отличается от привычных европейских представлений.

Западные языки намного более просты, функциональны, структурированы и формализованы по сравнению с русским. Вследствие этого Запад и Соединенные Штаты Америки эмоционально беднее нас. Америка и Россия имеют разные ментальности; у них различные исторические и политические традиции и территории. Поэтому механический синтез русской идеи и американской мечты проблематичен или почти невозможен.

С другой стороны, житель Востока более причастен к высоте мира (Вос-ход), а Запада – к падению на Землю, к стихии земли; именно с Запада распространялись приземляющие оковы – колонизация и империализм.

Основное даосское правило состоит в том, что общение с высшими силами должно быть простым. Лао-Цзы сумел соединить обыденную практичность с вечной философией. Но даосизм не занимается изменением общества. Во времена политических революций и смут Лао-Цзы советует укрываться в горах, возвращаясь после того, как все успокоится.

Проникновение христианства в Японию могло дать этой стране новую веру. Ведь традиционные японские верования носят философский и этический характер. Христианизации Японии не произошло в силу того, что выбор христианской веры требовал пересмотра сложившихся социальных отношений. Феодальные патриции не могли этого допустить и закрыли Японию для слишком навязчивого и амбициозного в католическом варианте христианского миссионерства.

Подавление христианства вызвало среди японцев отчаянное сопротивление. Известно восстание Симабара 1638 года, когда 50-тысячная армия сегуна много месяцев штурмовала старую полуразрушенную крепость, защищаемую христианами-повстанцами. Несмотря на достаточно жесткий остракизм, христианство пустило в японском обществе определенные корни, отразившиеся и на принципах бусидо.

Именно эти в целом достаточно мирные условия позволили родиться на Востоке школам боевых искусств, династиям мастеров, филигранно оттачивающих свое искусство, исходя из опыта своих предшественников и учителей. Мудр и вечен Восток. Твердое ломается, мягкое непобедимо. Сила духа превосходит силу тела; она – щит личности. Немощь духа вреднее немощи телесной.

Опыт Японии и вообще Востока становится сегодня весьма актуальным и для России, ибо настало время признать необходимость возвращения к отечественным традициям в сфере воспитания подрастающего поколения.

Для так называемого азиатского способа производства характерна ситуация, когда какая-то группа лиц фактически владеет и распоряжается всей собственностью. Однако юридически она не закрепляет эту ситуацию и не существует ни рабов, ни крепостных и люди являются формально свободными.

Основной целью Соединенных Штатов во Второй мировой войне был выход через поражение Германии и военное ослабление СССР в мировые гегемоны. США целенаправленно стремились сделать послевоенный мир однополярным. Основанием этого мироустройства должно было стать господство финансового капитала.

Зависимость побед или поражений от духовного состояния войск была замечена уже давно. Еще в древности полководцы и мыслители отмечали значимость морального состояния войск противника. Уже тогда появились первые эпизодические попытки воздействовать на врага угрозами и устрашением с целью ослабления его духовных возможностей.

В библейской легенде упоминается Гедеон, методично прибегавший к военным хитростям и деморализации врага. Однажды он смог так деморализовать противника, что он впал в смятение и ударил по своим войскам. Древние рукописи сообщают: римляне, перед тем как совершать поход на врага, распространяли слухи о превосходстве своих легионов, невиданной храбрости воинов и их неодолимой решимости добыть победу.

В сочинениях западных полководцев и военоначальников – Клаузевица, Жоффра, русских – Суворова, Кутузова, Румянцева, Нахимова содержится немало оригинальных мыслей о необходимости ослабления духовного потенциала противника в войне. Многие из них правильно отмечали, что духовное оружие, не уничтожая противника физически, может сделать его слабым, неуверенным и нерешительным, что создает предпосылки к материальной победе над таким противником. А.В. Суворов отмечал, что сила духа – оружие долгосрочное и использовать его полководцу очень непросто.

В XX веке конфронтация идей, сопровождающая политические схватки и военные кампании, стала опираться на материальную базу, элементами которой были печать, радио, телевидение и информационные технологии. В результате острота противоборства двух видов социального идеала и диаметрально различающихся систем достигла наибольшей степени напряженности. Психологическая война приобрела крайне ожесточенные формы.

Философия вдохновителей психологической войны не отличается большой глубиной: стремление к социальной справедливости есть утопия и не может быть программой свободного общества, тяготеющего к либеральным идеалам, социальное неравенство людей вечно, высшая сверхценность – свободный индивидуализм; именно на Америке лежит мессианская роль управления миром.

Механизмы психологической войны основаны на манипуляции сознанием масс и внесением в общественное сознание целенаправленной дезинформации. Основная задача состоит в таком искажении событий о реальности, чтобы личность, несмотря на их абсурдность и неистинность, принимала их как само собой разумеющиеся и поступала бы в соответствии с этой деформированной информацией. По мнению буржуазных теоретиков психологической войны, жизненные установки людей могут изменяться в нужном направлении. При этом выделяется три уровня воздействия.

Специалисты психологической войны полагают, что с помощью манипулирования можно добиться изменения жизненных установок на первых двух уровнях воздействия. Для кардинального изменения взглядов человека, группы, общности требуется, по их мнению, комплексное воздействие на сознание в течение длительного времени.

Задачей второго этапа, охватывающего период примерно в четверть века (конец 50-х – начало 80-х годов), стало дальнейшее расширение и углубление образовавшихся трещин и подведение общественного сознания к неустойчивому состоянию в качестве необходимой предпосылки для осуществления внешнего управления страной.

Именно на данном этапе наиболее выпукло проявились новые возможности, связанные с повышением роли информации и возникли каналы воздействия на все население страны в целом, так как практически в каждый дом начинало входить телевидение. Война приобрела характер информационно-психологический.

Раскол между интеллигенцией и властью усиливался посредством создания диссидентского движения. Представителей интеллигенции – писателей, ученых, артистов – начинали вовлекать в массовые действия по осуждению диссидентов (И.А. Бродского, А.И. Солженицына, А.Д. Сахарова и др.), включая выступления на собраниях и сбор подписей.

Определяющий итог второго этапа – резкое снижение привлекательности нетленных социальных идеалов и потеря Веры как стимула к совместному действию. Вера играла ключевую роль в трудные времена, объединяла народ вокруг своих лидеров. В Смутное время, в период войны 1812 года и Великой отечественной войны она имела различные формы, но единую глубинную сущность, в конечном итоге опирающуюся на русскую идею.

В начале 80-х годов наступает третий заключительный этап информационно-психологической войны против шестой части небес с кратким названием СССР. Молодое поколение в результате длительного информационного воздействия в значительной степени лишилось уважения к прошлому, а также веры в официальную идеологию и будущее страны. Эволюционная стадия психологической войны начинала заканчиваться и на повестку дня в качестве практической задачи ставится операция по разгрому СССР [48] .

Доллар победил Маркса. В результате победы в информационно-психологической войне и расчленения СССР осталась лишь одна сверхдержава – США. Именно от них зависел выбор конфигурации геополитических лекал.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

11. Философские и религиозные идеи

11. Философские и религиозные идеи Насколько нам известно, до Эсхила ни одно из широко распространенных воззрений не использовало мифы как проводники идей. Этот путь избрал также и Еврипид. Именно философский взгляд создавал мост между Мистериями и тем, что могли

Глава 6. Религиозно — философские собрания

Глава 6. Религиозно — философские собрания Девство vs брак 8 октября 1901 г. Дмитрий Мережковский, Дмитрий Философов, Василий Розанов, Владимир Миролюбов и Валентин Тернавцев были на аудиенции у обер — прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева. Они обратились

Религиозно — философские собрания

Религиозно — философские собрания Религиозно — философские собрания были важным событием в истории русской культуры. Зал заседаний, вмещавший около двухсот человек, обычно был забит битком. Где еще могли люди столь различных идеологических убеждений и социального

Глава 6. Религиозно — философские собрания

Феликс А. Морлион. Философские основы неореализма в итальянском кино

Феликс А. Морлион. Философские основы неореализма в итальянском кино Уже в настоящее время можно сказать, что в истории кино послевоенный период (1945—1948 гг. ) ознаменовался решающе важным фактом: рядом с американской, английской, французской школами, продолжающими

§ 2. Влияние П. Е. Астафьева и А. С. Хомякова на философские искания Л. А. Тихомирова

§ 2. Влияние П. Е. Астафьева и А. С. Хомякова на философские искания Л. А. Тихомирова Изложение философских воззрений Л. А. Тихомирова целесообразно начать с его гносеологии. Как справедливо указывает С. А. Левицкий, «философское мировоззрение, лишенное прочного

7.3. Отражение в семантической системе языка антропосубъектного уподобления реалий внутреннего мира реалиям внешнего мира

7.3. Отражение в семантической системе языка антропосубъектного уподобления реалий внутреннего мира реалиям внешнего мира На отражение в семантической системе языка этого типа атропоцентризма обратили внимание А.А. Потебня и М.М. Покровский. Так, А.А. Потебня заметил, что


Для современного этапа развития земной цивилизации характерны следующие основные черты:

1. Разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений. Общественный прогресс в одних странах сопровождается регрессом и упадком в других.

2. Неуравновешенность сложившейся системы межгосударственных отношений. В различных регионах возникают локальные финансовые или экономические кризисы, грозящие кризисом всеобщим.

1. Межсоциальные проблемы – проблемы войны и мира, социально-экономические проблемы, проблемы преодоления отсталости тех или иных стран и т.д.

Проблема войны и мира

Вся история развития человеческой цивилизации - это, к сожалению, история войн. Вплоть до ХХ века войны носили локальный характер, поскольку преследовали обычно частные цели. Война очень долго рассматривалась как явление необходимое, неизбежное и даже полезное для развития человечества. Этому сохранилось достаточно много свидетельства в трудах Н. Макиавелли, Ф. Венона, Т. Гоббса, Д.Ж. Прудона, Ф. Ницше и др. Последний, в частности, утверждал следующее: “Война и мужество сотворили больше великого, чем любовь к ближнему”.

Это не означает, что все мыслители прошлого воспринимали войны подобным образом. Известно, какими активными противниками войн были Эразм Роттердамский, Ж..Ж.. Руссо, И. Кант, М. В. Ломоносов и многие другие. В XIX-XX веках борьба за мир приобрела форму пацифизма, т. е. полного неприятия всего того, что связано с войной и милитаризмом.

Необходимо отметить, что с каждым столетием войны становились все ожесточеннее и кровопролитнее. В Европе в XVII веке в войнах погибло 3 миллиона человек, в XVIII веке - 5,2 миллиона человек, в XIX веке - 5,2 миллиона (из них до 2 млн - в наполеоновских войнах) человек. ХХ век превзошел все предыдущие. В первую мировую войну погибло 10 миллионов человек, т. е. почти столько же, сколько за 200 предшествующих лет. Вторая мировая война стоила жизни почти 60 миллионам человек. В ней участвовало 61 государство, что вместе с их колониями составило 80 % населения Земли. Боевые действия шли на территории 40 государств Европы, Азии и Африки, на акваториях всех четырех океанов.

Развитие различных видов оружия массового уничтожения (ядерное, водородное, нейтронное, химическое, бактериологическое и т. д. ) привело к тому, что всех накопленных арсеналов достаточно для многократного уничтожения человечества, да и всего живого на планете. Можно сказать, что проблема войны и мира - эта “ исторически первая глобальная проблема современности и до сих пор остается первой, наиболее опасной и самой неотложной в удлиняющемся списке глобальных проблем” Прекращение “холодной войны ”, ликвидация военно - политического противостояния блоков, общее улучшение международного климата существенно снизили опасность сознательного начала войны. Однако сохраняется ее случайного возникновения. Поэтому данная глобальная проблема может быть решена лишь путем глобального разоружения, и, в первую очередь, ликвидации оружия уничтожения.




Министерство сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан

Ташкентский институт ирригации и мелиорации


На тему:

студент 2/8 факультета СХБИ

Юлдашев Улугбек

ПЛАН:

Специфика глобальных проблем человечества

Проблема войны и мира

Экологическая и энергетическая проблемы

Сырьевая, продовольственная и демографическая проблемы

Быть или не быть?

Специфика глобальных проблем человечества

Для современного этапа развития земной цивилизации характерны следующие основные черты:

1. Разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений. Общественный прогресс в одних странах сопровождается регрессом и упадком в других.

2. Неуравновешенность сложившейся системы межгосударственных отношений. В различных регионах возникают локальные финансовые или экономические кризисы, грозящие кризисом всеобщим.

1. Межсоциальные проблемы – проблемы войны и мира, социально-экономические проблемы, проблемы преодоления отсталости тех или иных стран и т.д.

Проблема войны и мира

Вся история развития человеческой цивилизации - это, к сожалению, история войн. Вплоть до ХХ века войны носили локальный характер, поскольку преследовали обычно частные цели. Война очень долго рассматривалась как явление необходимое, неизбежное и даже полезное для развития человечества. Этому сохранилось достаточно много свидетельства в трудах Н. Макиавелли, Ф. Венона, Т. Гоббса, Д.Ж. Прудона, Ф. Ницше и др. Последний, в частности, утверждал следующее: “Война и мужество сотворили больше великого, чем любовь к ближнему”.

Это не означает, что все мыслители прошлого воспринимали войны подобным образом. Известно, какими активными противниками войн были Эразм Роттердамский, Ж..Ж.. Руссо, И. Кант, М. В. Ломоносов и многие другие. В XIX-XX веках борьба за мир приобрела форму пацифизма, т. е. полного неприятия всего того, что связано с войной и милитаризмом.

Необходимо отметить, что с каждым столетием войны становились все ожесточеннее и кровопролитнее. В Европе в XVII веке в войнах погибло 3 миллиона человек, в XVIII веке - 5,2 миллиона человек, в XIX веке - 5,2 миллиона (из них до 2 млн - в наполеоновских войнах) человек. ХХ век превзошел все предыдущие. В первую мировую войну погибло 10 миллионов человек, т. е. почти столько же, сколько за 200 предшествующих лет. Вторая мировая война стоила жизни почти 60 миллионам человек. В ней участвовало 61 государство, что вместе с их колониями составило 80 % населения Земли. Боевые действия шли на территории 40 государств Европы, Азии и Африки, на акваториях всех четырех океанов.

Развитие различных видов оружия массового уничтожения (ядерное, водородное, нейтронное, химическое, бактериологическое и т. д. ) привело к тому, что всех накопленных арсеналов достаточно для многократного уничтожения человечества, да и всего живого на планете. Можно сказать, что проблема войны и мира - эта “ исторически первая глобальная проблема современности и до сих пор остается первой, наиболее опасной и самой неотложной в удлиняющемся списке глобальных проблем” Прекращение “холодной войны ”, ликвидация военно - политического противостояния блоков, общее улучшение международного климата существенно снизили опасность сознательного начала войны. Однако сохраняется ее случайного возникновения. Поэтому данная глобальная проблема может быть решена лишь путем глобального разоружения, и, в первую очередь, ликвидации оружия уничтожения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Автор: Сальникова Екатерина Андреевна.

Консультант: Домрачев Денис Сергеевич.

Предметная область: обществознание.

Гипотеза: Изучив материалы по данной тематике я пришла к выводу о том, что необходимо повысить интерес к пониманию войны и мира.

Методика и материалы: Анализ периодической печати и монография.

Результаты и выводы: При выполнении данной курсовой работы я узнала о том, как развивались философские учения о войне.

Практические применения: Материалы данной работы могут быть рекомендованы к использованию в качестве учебного материала, к урокам обществознания и истории, а также, к публикации в районных и областных периодических изданиях.

Человечество воевало всегда. По приблизительным оценкам историков за все время существования людей на Земле произошло более 15 тысяч войн, в которых погибло до 3, 5 млрд. человек. Ученые подсчитали, что за 5,5 тысяч последних лет люди жили в мире всего 300 лет. Следовательно, в каждом столетии цивилизация жила в мире около недели.

Общество развивается и придумывает все более изощренные методы ведения войны. Военная промышленность развивается быстрее чем какая-либо. От каменной дубины и лука до атомного, химического, биологического оружия. Все это направленно на массовое уничтожение себе подобных.

На мой взгляд война – крайняя мера, ее попросту не должно быть в современном мире. Ведь у людей перед глазами история ужасных последствий войн. Неужели нельзя найти компромисс, зная, что если вы это не сделаете, то погибнет огромное количество людей. Однако сегодня, как и тысячи лет назад оружие пускается в ход еще до того, как исчерпаны мирные способы решения. Почему?

Чтобы разобраться в этом вопросе я рассмотрела историю развития философской мысли о войне.

Античные мыслители заложили теоретический фундамент учения о причинах и источниках войны, но они не создали целостной концепции, разработанной системы знаний о войне. Если обобщить их учения, то можно выделить следующие причины войны: космологические – судьба, рок; религиозно-мистические – воля богов; психологические – агрессивность человека; нравственно-этические – месть за обиду; правовые – нарушения законности, порядка; натуралистические – природная предрасположенность народов; социально-политические – несправедливость, порочная политика, государственные противоречия, помощь союзникам и др.; космополитические – множество государств; материальные – собственность, деньги, недостаток земли и др.

1.1 Платон.

Герой диалога Сократ 7 не удовлетворяется определением справедливости как совершения зла в отношении врагов, а добра — в отношении друзей и считает, что его нужно дополнить ответом на ряд вопросов: является ли справедливость направленной только на пользу друзьям и только во вред врагам? Справедливо ли делать добро другу, только если он хороший человек, и зло — врагу, лишь если он — человек дурной? Значит ли все это, что справедливому человеку свойственно делать зло?

Идеальным государством правят мудрые философы-правители, осуществляющие международные отношения таким образом, чтобы избегать конфликтов и поддерживать мир. Что может натолкнуть на мысль о том, что философ допускает состояние вечного мира.

Каких-либо ограничений в практику ведения боевых действий против варваров Платон не вводит. Платон выделяет правила, целью которых является уменьшение страданий и разрушений, причиняемых войной. Убийство и насилие остаются крайними вариантами, когда все остальные способы достижения мира уже исчерпаны.

1.2 Аристотель.

Аристотель в отличие от своего учителя не считает, что война неизбежна, но в тоже время не говорит и о возможности установления вечного мира. Однако если Платон видит истоки войны в несовершенстве человеческой души, то Аристотель рассматривает войну как естественное средство.

Аристотель выделяет следующие цели разжигания военного конфликта: захват имущества, завоевание победы или взятие города. По мнению философа, они способствуют достижения одной главной цели – достижению счастья. Аристотель говорит о существовании единственной справедливой цели войны – стремление к миру.

Аристотель доказывает, что войны не находящиеся в соответствии с необходимостью, а проистекающие из самого государственного устройства будут несправедливыми по своему характеру. Также справедливой войной является война, ведомая с целью защиты.

1.3 Цицерон.

Ссылаясь на теоретические сочинения римского мыслителя Цицерона 13 можно отметить, что, с его точки зрения, справедливой война может считаться при наличии у нее определенных причин и при соблюдении фециалами специально установленных для ее объявления порядков. Но самим причинам, придающим войне справедливый характер, философ уделил весьма скромное внимание. Однако им стоит уделить внимание, они представлены в теоретических сочинениях этого римского автора и в его речах разных лет.

По мнению Цицерона, честные люди не должны возвращаясь домой приносить что-либо от врагов или союзников. Дела внутриполитические иногда оказываются полезнее для государства и позволяют приобрести человеку, занимающемуся ими, больше славы, чем дела военные, а на место власти над другими народами он ставит покровительство. Цицеро признает тот факт, что войны велись почти всегда. Он утверждает, что даже при том что их целью является решение спора о власти или приобретение славы, у них должны быть только справедливые основания, а вести их следует менее жестоко.

В средние века существовало господство религиозных взглядов, поэтому значительного приращения знаний о войне не произошло. Религиозные догматы лежали в основании анализа военной проблематики. Наиболее заметными выдающимися мыслителями средневековья, высказывавшимися по военным вопросам, являются Августин Блаженный 20 и Фома Аквинский 21 , сводившими всё к провидению и обосновавшими христианскую концепцию войны и мира. Войну они рассматривали как борьбу между приверженцами Бога, созидающими град божий и приверженцами сатаны, строящими град земной. В еретических учениях отдельных средневековых мыслителей встречаются попытки вскрыть земные причины конкретных войн, ведущихся с целью захвата земель, грабежа, а также по злой воле людей. В целом, средневековые военные взгляды характеризовались мистицизмом и религиозностью.

2.1 Августин Блаженный.

В 410 году Рим был захвачен германскими варварами, свидетелем этого был Августин Блаженный, отчего был глубоко озабочен угрозой гибели цивилизации. Должно быть именно поэтому он так упорно защищал и настаивал на возможности участия христиан в войне. Он предложил и разработал понятие "справедливой" войны, которое усыпило совесть многих христиан.

Другой, не менее важной, причиной войн, по мнению Августина, наряду с гордостью и стремлением к господству, является алчность, жадность, а именно — склонность к захвату чужой территории, проявляющаяся в стремлении к расширению границ собственного государства за счет земли соседей. Ведение войны с целью расширения государственных земель путем завоевания народов, по словам Блаженного Августина, кажется добрым делом лишь для людей дурных.

Августин отрицает индивидуальную самозащиту. Однако в то же время говорит, что долг христианина — любым способом защищать третье лицо: ". кто не избавляет своего союзника от обиды, - имея к тому возможность, - столько же виноват, сколько и тот, кто наносит эту обиду. Вот почему и Моисей свою воинскую храбрость проявил в защите притесняемого: так, когда он увидел еврея, обижаемого египтянином, он двинулся на защиту и, поразив египтянина, скрыл его тело в песке 24 . Также и Соломон 25 говорит: "Спасай того, кого ведут на смерть"." Любой человек, который нуждается в помощи, - для христианина является его ближним. Тем, за кого он обязан "положить свою душу"

В ответ на этот тезис напрашивается возражение.

Подобные высказывания противоречат библейским заповедям. Более того, Августин говорит, что временный правитель может отдавать приказы, противоречащие библейским заповедям.

Августин говорит, что истинное выражение зла это: любовь к насилию, мстительность, ярость и непримиримая вражда, упорное сопротивление, жажда власти и др.

2.2 Фома Аквинский.

Фома Аквинский, ведущий догматик того времени на основании работы Августина Блаженного составил ряд вопросов, ответы на которые помогли ему избавить римскую церковь от философской дилеммы.

Фома Аквинский сформулировал следующие вопросы:

1. Допустимы ли некоторые войны?

2. Позволительно ли воевать духовенству?

3. Существует ли оправдание для воюющих сторон?

4. Можно ли воевать в праздники?

Фома Аквинский говорит, что все что не является добродетелью – это грех. Так как война –полная противоположность миру, она – грех.

Он поддерживает позицию современной церкви, которая запрещает военные турниры. Считалось, что убитые во время поединков не могут обрести царство небесное. Следовательно, если греховны военные учение и упражнения, то греховна и война, как цель этого. Фома Аквинский считал, что "Добродетель — это то, что делает хорошим того, кто ее имеет". Поэтому это тем большая добродетель, чем больше она делает человека похожим на Бога. Но это как раз и делает милосердие: Писание говорит о Боге, что "его милосердие превышает все его дела". Господь утверждает в Евангелии: "Будьте милосердны, как милосерден Отец Ваш". Поэтому милосердие — наибольшая из добродетелей.

Как мы видим, речь шла о ветхозаветных и некоторых новозаветных предписаниях, которыми пренебрег Августин Блаженный.

Суть его аргумента заключается в необходимости подчинения гражданским "мирским" властям, назначенным Богом, ибо они владеют мечом и исполняют волю Божью, наказывая нечестивцев. Если отдельно взятый человек не может осуществлять власть, то группы христиан могут осуществлять гражданскую власть, прибегая к оружию.

Фома Аквинат изложил три существенных пункта, имеющих отношение к проведению Справедливой войны:

1. Решающее слово принадлежит представителям верховной власти.

2. Необходимы законные основания

Идея войны подразумевает, что она оправдана, так как то, ради чего она ведется компенсирует прогнозируемые потери во время боевых действий. Глядя через призму истории, мы понимаем, что эта посылка абсолютно неверна.

3. Благие намерения. Воюющие стороны обязаны в первую очередь думать о добре и действовать соответственно и избегать зла. Фома Аквинский по-новому формулирует аргумент Августина:

Верующие в Бога считают войны шагом к заключению мира, который предпринимается не из тщеславия, не из жестокости, но с целью установить мир и победить зло во имя добра.

Итак, Фома Аквинат полагает, что даже при соблюдении первых двух условий, войны все равно могут быть несправедливыми, поскольку намерения воюющих не направлены на добро.

Не смотря на свои высказывания о справедливости войны Аквинат "закрывает глаза" на идею крестовых походов или Священной войны. На основе текста Навина Аквинат оспаривает право священников сопровождать войска к месту битвы, даже при том, что они сторонятся места где она проходит. Кроме того, Фома настаивает на том, что долг священников советовать людям, чтобы они участвовали в Справедливых Войнах, но им самим запрещено браться за оружие, не потому, что это грех, а потому что священникам не подобает так поступать. Аквинат также утверждает, что, хотя участие в Справедливой Войне похвально, все равно священникам не подходит ратный труд по той же причине, по которой был бы предосудительным брак для давшего обет безбрачия.

Аквинат, на основе апокрифического произведения заключает, что вести войну в праздники вполне правомерно.

В эпоху Возрождения начинается процесс преодоления церковно-теологических взглядов на происхождение войны. Проводится поиск причин общественных явлений, прежде всего, в самой действительности. Н. Макиавелли 26 для своего времени являлся высокообразованным человеком и был хорошо знаком с трудами философов предшественников. Он говорил движущая сила общественного развития – это политическая борьба и допускал в процессе её ведения любые средства, даже такие как насилие, предательство, обман. В трудах голландского мыслителя Гуго Гроция 27 отмечается, что война возникает из природы человека и созданного им государства. Так же он один з первых говорит о ведении войны согласно принципам права. В эпоху Возрождения мы можем Эразма Роттердамского 28 и Иммануила Канта 29 , которые являлись философами пацифистами и выступали за вечное состояние мира.

3.1 Макиавелли.

Макиавелли описывает три формы прихода к власти: сила оружия, удача или добродетель. Поскольку удача не находится во власти человека, Макиавелли останавливает внимание на силе оружия и добродетели, отмечая, что одно дополняет другое. "Вооружённые проповедники побеждают", пишет он.

Макиавелли выделяет следующие добродетели: щедрость, милосердие, благоразумие и гуманность. Милосердие при том приобретает особый смысл, так как он допускает жестокость для предотвращения беспорядков.

Макиавелли восхищается такими авантюристами как Агафокл 31 , которые смогли достичь успеха, не имея удачи и добродетели, напротив, Агафокл был славен жестокостью и бесчеловечием. Опираясь на этот и подобные исторические примеры, философ ставит пользу выше, чем добродетель.

3.2 Гуго Гроций

Так как войны скоро избежать невозможно, то ее, по мнению Гроция стоит вести согласно принципам права и гуманности. Гроций оспаривает утверждение, что в международных отношениях все решает сила и что во время войны всякие законы смолкают. Он пытается иначе разрешить проблему соотношения войны и права.

4.1 Эразм Роттердамский.

4.2 Иммануил Кант.

Государство, - подчеркивает философ, - это общество людей, повелевать и распоряжаться которыми не может никто, кроме его самого. Поэтому всякая попытка привить его, имеющее подобно стволу собственные корни, как ветвь, к другому государству означала бы уничтожение первого как моральной личности и превращение моральной личности в вещь и противоречила бы идее первоначального договора, без которой нельзя мыслить никакое право на управление народом.

Кант полагал, что со временем постоянные армии, как орудие ведения войн должно исчезнуть. В то же время он поддерживал срочную воинскую службу - добровольного, периодически проводимого обучения граждан обращению с оружием с целью обезопасить себя и свое отечество от нападения извне.

Сегодня особенно актуально положение из 5-ой статьи, которое повествует о том, что ни одно государство не должно вмешиваться в политическое устройство и управление другого государства.

Иммануил Кант аргументирует свою позицию следующим образом:

Идея вечного мира занимала Канта на протяжении примерно полувека. Люди, полагал Кант, хотят они этого или нет, будут вынуждены вступить в союз, о котором он говорит в трактате.

Организация союза государств, постепенно охватывающего все государства и таким путем приводящего к вечному миру, – выполнимая идея. Так считал Кант. И усилия современного мирового сообщества развиваются в этом направлении.

4.3 Гегель.

Гегель иначе относится к войне, нежели Кант. Он излагал свои мысли о войне и мире вовремя и после наполеоновских войн, потрясших европейские народы. И потому для него национальные проблемы заслонили собой космополитические представления о вечном мире. По мнению Гегеля, благодаря войне происходит снятие этой эгоистической изоляции отдельных лиц, восстанавливается и демонстрируется верховное право суверенитета. Война – не абсолютное зло, а необходимый момент развития понятия права, реализации свободы в нравственном мире.

Гегель критикует кантовское представление о вечном мире, поддерживаемом союзом государств, который улаживает межгосударственные споры, устраняет недоразумения и делает невозможным их решение посредством войны.

Путь к вечному миру оказывается в порочном кругу вражды и войны: вражда отдельных государств заменяется враждой союзов государств.

Согласие государств – явление временное и случайное, следовательно, вечный мир невозможен. Такова позиция Гегеля.

Война, по мнению Гегеля, — крайне благодетельное явление для жизни общества. Из войны государства и нации выходят сильнее, чем были до нее. Война сохраняет нравственное здоровье народов, предохраняет народы от гниения. Война является лучшим средством для того, чтобы устранить или ликвидировать внутренние недовольство и противоречия, накапливающиеся в государстве.

Рассуждения Гегеля о необходимости войн с особым жаром были подхвачены и всемерно раздувались многими реакционными империалистическими идеологами.

Интерес к философии Гегеля с начала XX века возрос так как идеологам германского империализма потребовалось философское оружие. В философии Гегеля они пытались обрести это его. Абсолютный идеализм Гегеля, его консервативная система, национализм и шовинизм, прославление современной Гегелю прусской монархии - всё это было крайне симпатично националистическим кругам германского империализма, весьма привлекательно и для возникшего после первой мировой войны фашизма.

Читайте также: