История английской моды кратко

Обновлено: 02.07.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность
Настоящая работа посвящена развитию моды в Англии от эпохи Возрождения и до нашего времени. Актуальностьработы обусловлена тем, что мода постоянно меняется, и ее изучение требует постоянного внимания. Английская мода очень своеобразна, а ее история не менее интересна. С давних времен одежда служила не только защитой от внешних факторов окружающей среды, но и придавала эстетический вид человеку. Одежда до сих пор может многое рассказать о человеке: о его социальном статусе, о принадлежности к профессии, о настроении и состоянии души. Английская мода развивалась медленнее, чем в Европе из-за влияния итальянского Возрождения. Тяжелые платья с утягивающими корсетами и неудобную обувь постепенно сменили легкие воздушные наряды и комфортная колодка. Благодаря модельерам всех эпох решалась проблема комфортности в ношении одежды. Сейчас уже неоспорим тот факт, что моду диктует Англия . Лондон возглавляет рейтинг мировых столиц моды. Например, думаю, многим известны модельеры Lee Alexander McQueen, Paul Smith , Stella Nina McCartney и другие. Объектом исследования является развитие моды в Англии . Предметом исследования является английская мода. Цель: изучить развитие моды в Англии раньше и сейчас. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

Собрать необходимый материал, используя интернет-источники и соответствующую литературу;

Изучить историю развития моды в Англии;

Сравнить и проанализировать моду разных эпох;

Выяснить, какое влияние оказала английская мода на развитие моды других стран;

Ознакомиться с современными тенденциями моды в Англии.

Гипотеза: Я надеюсь, что моя работа поможет вам открыть для себя интересный мир моды, которой отдает свое предпочтение сама английская королева, а также создают знаменитые модельеры Англии.

Мода в Англии эпохи Возрождения

В XVI в. влияние итальянского Возрождения проникло в Англию. Английский быт и традиции, строгий и церемониальный этикет двора способствовали тому, что английский костюм менялся медленнее, чем в Европе [6].

1.1. Элементы моды других стран

В одежде знать Англии, как и Франции, стремилась показать свой уровень достатка и богатства. Одежда Англии во времена Возрождения испытывала сильное влияние Италии, а позднее Испании, в меньшей степени Франции и Германии. Особенностью английского костюма можно назвать его добротность и широкий покрой, преобладание суконных тканей собственного производства. Шелк, парчу, атлас, а также бархат завозили в Англию с континента. Сословные различия в одежде наиболее ярко проявлялись в Англии. Простые люди и буржуа в основном носили однотонные, преимущественно темные платья и костюмы из шерстяных и льняных тканей. Аристократы щеголяли в ярких одеждах с богатым декором и множеством деталей [13].

1.2. Эпоха Тюдоров в Х VI в.

Современная мода предполагает удобную одежду, как привычные нам джинсы, удобные брюки и юбки. А ведь были времена, когда модницы скрывали грудь и прятали свои ноги под многослойными юбками! К счастью, эти времена прошли, однако, несмотря на это, женщин манят такие необычные пышные наряды, о которых они, как правило, вспоминают перед свадьбой или тематической вечеринкой. Одним из таких ушедших направлений является тюдоровский стиль одежды [15].

Большой популярностью в это время пользовались меха и тяжелые плотные ткани, многослойность одежды, куртки, подбитые ватой. Это было связано с изменением климата и понижение температуры во всей Европе (т.н. малый ледниковый период) и, особенно, в северной ее части.

Если посмотреть на английские портреты эпохи Возрождения, то можно увидеть, что красивым считался крупный и статный мужчина с широкими плечами, окладистой бородой. Статус придворной женщины стал несколько выше, чем во времена средневековья. Красивой считалась женщина с тонкой талией, небольшой грудью, светлыми волосами, белой кожей, яркими губами и выразительными глазами [7]. Из-за массивности одежды они были весьма неудобными. Вряд ли бы современная девушка решилась выйти в такой одежде на прогулку или пойти на свидание. Еще более неудобной была обувь, имеющая высоченную платформу и каблуки различных форм.

1.3. Мужской костюм

Англия всегда славилась производством сукна высшего качества, которое окрашивали в яркие красный, синий, зеленый, коричневый, а также черный цвета. Из Италии и Франции в Англию привозили дорогие шелковые ткани. Богатые и нарядные костюмы знати и придворных шили из самых лучших тканей и украшали их вышивками, драгоценными камнями, а с конца века - кружевами.

Скромную одежду темных тонов носили лишь буржуа и пуритане. Крестьянская одежда менялась крайне медленно, долго сохраняя средневековую форму.

Стриглись англичане коротко. Головным убором служил берет с небольшими полями, с одной из его сторон крепили обычно драгоценный камень и страусиное перо. Во второй половине века береты стали частью официального костюма, а на каждый день начинают носить испанские шляпы.

1.4. Женский костюм

Одеться и раздеться самостоятельно во времена Тюдоров было очень непросто. И чем богаче, тем сложнее: многочисленные предметы нижнего белья, нижние юбки, подкладочный ватин для придания квадратно-гнездовых форм моды той эпохи. Плюс жёсткие гофрированные воротники из перьев птиц и тонн крахмала. Сжать, расплющить и нивелировать – задача изуверской моды (см. приложение I , рис.1).

Английские дамы с 20-х годов XVI в. стали носить жесткие кожаные корсеты поверх рубашки. На таком корсете держался лиф платья. В качестве верхнего платья англичанки носили гаун, который шили из тяжелой цветной ткани. Каркас юбки гауна делали из плотного проклеенного полотна. Сверху его покрывала цветная узорчатая юбка котт, которая была видна из-под скошенных впереди расходившихся пол гауна. Юбка верхнего платья могла быть и сплошной [12].

Нижнее и верхнее (котт и гаун) всегда шили из разной ткани. Гаун — из однотонной материи, а котт — из узорчатой. Котт мог быть комбинированным: те его части, которые не были видны через шнуровку лифа гауна, вырезы и т.д., делали из простого полотна, а те части, которые были видны (рукава, юбка или только низ ее и др.) — из дорогой ткани. Женский костюм первой половины XVI в. был красив своими пропорциями, красочными сочетаниями, чувством меры в украшении [14].

С 1553 г., в период царствования Марии Тюдор, в Англии распространилась испанская мода. У юбки появился испанский каркас, хотя и не такой широкий. Лиф верхнего платья стал закрытым. Низкое декольте прикрывалось вставкой. Увлечение испанской модой привело к увеличению форм, нагромождению деталей, экстравагантности. При дворе королевы Елизаветы внешний блеск и роскошь достигли апогея. В гардеробе королевы насчитывалось более трех тысяч дорогих платьев [17].

В женском костюме средних слоев населения в первой половине XVI в. еще сохраняются черты готики. Со второй половины века простые горожанки начинают подражать дворянскому костюму.

1.5. Дамские прически и головные уборы

Во второй половине Х VI в. становится модным не прятать волосы, а укладывать их в очень сложные и высокие прически, украшенные драгоценностями и вуалью. Иногда дамы надевали парики. Знатные дамы и простые горожанки носили чепчики. У богатых женщин они украшались вышивкой, драгоценностями и имели каркас. Кроме того, у леди вуаль была черная, а у простых женщин – белая [9].

1.7. Детский костюм

Когда ребенок уже мог самостоятельно передвигаться, сидеть и ползать, его независимо от пола наряжали в туники и длинные платьица, фартуки, слюнявчики и береты. Детскую одежду украшали вышивкой и т.п. В состоятельных семьях Европы мальчики до 4-5 лет носили девичьи платья вплоть до ХХ в. [10].

Когда ребенок был готов расстаться с няней и принимать участие в жизни семьи, его начинали одевать в одежду, полностью соответствующую костюму взрослых. Одежда мальчиков была, как правило, немного короче той, что носили мужчины, исключая период, когда мужской костюм достиг экстремально короткой длины. Девочки же всегда носили длинные платья. Единственным отличием их от взрослых женщин была прическа: волосы девочек и девушек оставались непокрытыми вплоть до замужества.

С 5 – 6 лет мальчиков и девочек начинали одевать как женщин и мужчин. Дети следовали всем прихотям моды, их одежда была точной миниатюрной копией костюмов для взрослых, какими бы неудобными они нам сейчас ни казались [8].

Стиль викторианской эпохи: романтика женственности и благородства 2.1.Королева Виктория – законодательница моды

Викторианская мода — совокупность модных тенденций в одежде и аксессуарах, характерных для Великобритании периода правления королевы Виктории (1837-1901). В викторианскую эпоху Англия переживала период экономического роста и промышленной революции.

Платья в этом стиле были многослойными и пышными. Ткань юбок декорировалась кружевом, воланами, всевозможными бантами и лентами. Корсеты со шнуровкой были обязательным элементом образа. Иногда их затягивали настолько сильно, что талия сужалась до тридцати сантиметров, а девушкам буквально невозможно было дышать.

В качестве материалов для пошива использовали бархат, шелк, атлас, сатин и прочие дорогие ткани. Цвета выбирались насыщенные и глубокие – бордовый, темно-синий, зеленый или черный. Девушка в таком платье выглядела роскошно, поэтому ей не требовался яркий макияж. Леди дополняли свой образ исключительно украшениями с натуральными драгоценными камешками [16].

Чтобы фасон зрительно не делал невысокую женщину еще ниже, в моду вошли высокие прически, а за тонкость талии отвечал изобретенный в скором времени корсет (см. приложение II , рис.5).

Помимо платьев в викторианском стиле можно встретить и эффектные сочетания многослойных юбок с блузами, расшитыми кружевом или лентами. В целом, кружева и вышивка дополняли практически все наряды дам викторианской эпохи.

Такие роскошные образы леди дополняли настоящими драгоценностями. Украшения, как правило, были массивными и вычурными. Пользовались популярностью кольца, серьги и браслеты в виде сердец, птиц, змей или ангелов. Также многие женщины носили шали. Декоративные накидки, как и платья, были пошиты из дорогих тканей и украшались всеми доступными способами [10].

Во время расцвета викторианской эпохи Великобритания вместе со всей Европой делала семимильные шаги по пути технического прогресса. И мода тоже постепенно становилась индустрией. Деревенские ткачи, обувщики и портные-одиночки еще были востребованы, более того, их искусство высоко ценилось и считалось чуть ли не элитарным, однако, одежду, обувь и аксессуары уже полным ходом производили на фабриках . Их продукция была качественной, выглядела вполне достойно и при этом стоила гораздо ниже, чем вещи ручной работы. Позволить себе модные обновы могли уже многие [5].

Со смертью королевы Виктории мода сменилась, но некоторые элементы викторианского стиля появляются в одежде и сейчас. Многие дизайнеры, вдохновляясь этой интереснейшей эпохой, дополняют свои коллекции вещами, будто бы пришедшими к нам из позапрошлого столетия. Так, к примеру, блузы с высокими кружевными воротниками неоднократно появлялись в коллекциях таких именитых дизайнеров, как Lee AlexanderMcQueen и Ralph Lauren . Рюшами, кружевом, бантами и воланами украшают сегодня не только платья и блузы, но и джинсы, и другие вещи из денима.

Таким образом, викторианский стиль – это не просто платья и юбки, украшенные рюшами и кружевами. Это наряды, которые передают настроение целой эпохи и позволяют привнести частичку романтики прошлого и в современный мир [16].

Эдвардианская эпоха

Эдвардианская эпоха – время правления Эдуарда VII во главе Великобритании. После смерти королевы Виктории в 1901 году королевство возглавил её сын – Эдуард и годы его правления занесены в историю Англии как эдвардианский период [19].

В те времена фотографии уличного стиля стали очень популярными. В 1900-1910 годы фото стоило достаточно дорого, и люди не делали десятки кадров в день ради забавы, как мы сегодня фотографируемся при первой возможности. Тогда люди готовились к съемке, надевали лучшие платья и всеми силами старались создать максимально изысканный образ. Поэтому фото street-style времен Эдвардианской эпохи особенно ценны, ведь они дают возможность увидеть модниц тех лет в реальной обстановке (см. приложение III , рис.10). Забавным отличием уличного стиля из Эдвардианской эпохи является то, что некоторые девушки на ходу заглядывают не в смартфоны, а в книги. В те далекие времена книга была основным источником знания. Тогда чтение книг было в моде, поэтому любая культурная девушка хорошо разбиралась в литературе, поэзии и стремилась осваивать более точные науки [11].

Если рассматривать уличные фотографии, то можно заметить, что каждая дама надевала шляпу . Ещё во времена Викторианской моды они были актуальны. Но большую популярность приобрели в начале ХХ в. (см. приложение III , рис.9). Модные шляпы были очень дороги. Они украшались перьями страуса или других птиц, цветочными узорами. Обильные природные украшения переходили в бесконечных вариациях от шляпы к шляпе. Шляпы носили всегда, и даже дети модно-знатных родителей посещали детскую площадку исключительно в шляпках.

Мужская мода в Эдвардианской эпохе тоже потерпела изменения. Принц Уэльский, старший сын королевы Виктории, позднее король Эдуард VII был иконой стиля. Именно он впервые расстегнул пуговицу у жилета, когда плотно покушал. Он же ввел в моду стрелки на брюках и подвернутые штанины. В моде длинное пальто, сюртук и шляпа-котелок.

Мода и современность

Для настоящего джентльмена и леди основным критерием подбора гардероба является строгий стиль, лаконичность цветов. В гардеробе англичанина должен быть блейзер, несколько галстуков и кашне (см. приложение V , рис.14-15). Приличная леди должна разнообразить свои наряды юбкой-карандашом и строгими туфлями-лодочками (см. приложение IV , рис.12). Такие элементы считаются традиционными и обязательно присутствуют в каждом поколении модников.

Мы же пройдемся по улицам старой доброй Англии, чтобы показать, что носит типичный британец , когда спешит на работу или отдыхает.

Английская уличная мода отличается простотой и удобством. Английский street-style включает в себя два направления – классика и умеренный панк (см. приложение IV , рис.13). Поэтому вы удивитесь разнообразию образов, пройдясь по улицам Англии. Много людей выбирают яркую одежду, а если это пастельные тона, то образ имеет множество деталей или аксессуаров.

Англичане не любят тратить много на одежду, предпочитая выделиться из толпы ярким аксессуаром, таким как шарф, бижутерия или сумка [4]. Но главным отличием прохожих на улицах любого английского города от наших соотечественников – это одежда не по сезону легко. Так что если вы захотите выйти в теплом пальто и обуви, то не удивляйтесь, что на улице столкнетесь с мужчинами в пиджаках и с женщинами в балетках.

Англичане любят родные марки Topshop, Miss Selfridge, River Island, Primark и New Look, где можно найти и одежду, и обувь, и аксессуары по вполне приемлемым ценам. Некоторые из этих магазинов открылись и в России.

В результате работы мне удалось проследить становление моды в Англии, а именно, как она менялась каждую из эпох. Женское платье становилось все интереснее, тяжелые многослойные юбки стали легче и воздушнее. Корсет – неотъемлемая часть женского гардероба, в начале ХХ века стал более удобным и комфортным.

Мужской костюм стал более практичным и без лишних элементов. Но во всех течениях моды сохранялся безупречный английский стиль и элегантность. Эту особенность переняли законодатели моды других стран.

Таким образом, работая над проектом, я открыла для себя много нового в сфере моды. Изученный мною материал так обширен и интересен, но я смогла выделить наиболее важные исторические моменты в развитии моды.

Мода в Англии безусловно яркий феномен, который может диктовать современному миру, как одеваться, что следует носить, а что нет. Английский стиль всегда изысканен, удобен и оригинален. Помните: моду можно купить, но стиль нужно иметь.

Тотальный конец помпезности и украшательству пришел с окончанием правления королевы Виктории. Она предпочитала моду Франции с ее пышными юбками, париками и богатыми украшениями повсеместно. Именно с этого момента английская мода взяла курс на собственное видение повседневной и праздной одежды, вырабатывая истинный чопорный вкус, ознаменованной мировой классикой моды.

Стартовый момент английской моды и ее индивидуальность в деталях

С середины 19 века основная масса англичан предпочла одеваться в удобную и многофункциональную одежду. Особое внимание уделялось крою одежды и ее деталям, играющим огромную роль и сегодня в индустрии моровой моды.

Британцы изобрели множество, казалось бы незначительных деталей, ставшими в последствии английской классикой. Именно коренные англичане придумали воротник-стойку, защитные подрукавники и жокейские сапоги.

В число дизайнерских достижений входят знаменитые цилиндр и тренчкот. Суть этого плаща проста и заключается в прямом двубортном силуэте, разработанного когда-то по примеру макинтоша из прорезиненного материала. Но, весь интерес вновь заложен в детали в виде двойной обстрочки, погонах, хлястиках и карманах.

Изобретению жителей Туманного Альбиона принадлежит дафлкот. К классическому однобортному пальто добавилась одна отличительная деталь – капюшон. Изначально пальто было частью обмундирования военных Англии, а сегодня, с этой удобной деталью, его узнают по всему миру и используют в ежедневных образах женщины и мужчины.

Классический английский стиль редко обходится без платка. Его используют в качестве аксессуара для шеи и как головной убор. В большом почете у англичан шляпы и цилиндры. Дизайнеры разработали шляпы с различными полями и дополнительными аксессуарами. Самая знаменитая шляпка – таблетка. Она имеет округлую форму и часто декорирована вуалью.

В классике английской моды есть свои индивидуальные орнаменты. Клетка, гусиная лапка и полоска – неотъемлемая часть сдержанных британцев. Особое внимание уделяется гусиной лапке в виде ломаных многоугольников. Изначально она была в черно-белом цвете и принадлежала только мужскому гардеробу. Однако, знаменитая француженка Коко Шанель, оценившая принт по-достоинству, впустила ее в мир женской моды.

Сдержанная элегантность и уникальная чопорность – краткое описание моды Англии. Она используется на протяжении многих лет именитыми домами моды в рамках не тлеющей классики. Но, стоит отметить, что британцы так же оставили след в создании непринужденной уличной моды. Да, стритстайл зародился не в Америке, как принято ошибочно считать.

Английский стритстайл

Основной пик развития английской уличной моды пришелся на момент распространения лейбористского правления. Эта знаменитая партия, состоящая из простых рабочих, обещала гармонию и мир в послевоенное время, но, как и большинство партий того времени, втянулась в гонку вооружений с ведением агрессивной внутренней политики.

Английский народ был беден, обделен и разочарован. С повышением цен на жизненно важные вещи стало не до одежды. Привыкшие к элегантности англичане с трудом пережили смену ценностей в одежде, а чтобы выглядеть достойно перешивали и видоизменяли привычный облик одежды. Особенно протестовала молодежь. Для создания ежедневного гардероба компоновались не связанные друг с другом предметы гардероба, дополнялись разноплановыми деталями и яркими оттенками. Таким образом рождалась мода английских улиц, ставшая модным современным течением.

После лейбористов пришли консерваторы, однако это не изменило сложившуюся моду. С 1961 года мода улиц Лондона начала появляться на модных показах. Тенденция на это течение дошла до основного пика популярности к 90-м годам. Стиль стал настолько распространенным, что о нем начали писать в модных журналах, выбирать в качестве лука мировые звезды и политики.

Теперь неуместные сочетания пиджака и кроссовок, блузок и спортивных штанов не высмеивается, а считается примером модного лука, элементы которого можно найти в большинстве коллекций знаменитых дизайнеров.

Модель в костюме для скачек и кеппи, модель в ботильонах, бордовом пальто с меховым воротником и бежевой шляпке

Ч то такое английский стиль? Это вечная классика? Консерватизм? Лаконичность? На самом деле всё гораздо сложнее и намного интереснее. Существуют две диаметрально противоположные грани: классический английский стиль, именуемый британским ретро, и современный British street style, родившийся под влиянием огромного количества субкультур Великобритании. Это настоящая гремучая смесь, интригующая и волнующая всех без исключения модников. На англичан ровняются, их стилю пытаются подражать. Но лучше англичан этого не делает никто в мире!

Молодой человек в сером костюме в вертикальную полоску, девушка в прямых бежевых брюках и сером укороченном жакете

Три образа Флоренс Уэлч

С тоит ли удивляться, что традиционный английский костюм – это консервативная и строгая классика на все времена. Благодаря Великобритании мир узнал об английской клетке, твиде и джерси, костюме-тройке и истинной элегантности вкупе с аристократизмом. В классическом английском стиле хорошо прослеживается чувство меры, отменный вкус и изысканность в простоте. Одним словом, стиль настоящего джентльмена и истинной леди, с присущей им сдержанностью и утончённостью.

Девушка в серых брюках со стрелками, удлиненном пиджаке и маленькая черная шляпка Фото: Google картинки

Мода Англии

Испокон веков англичане славились элегантностью и в некотором роде чопорностью во внешнем виде. Она была не чем-то напускным, а настоящей отличительной чертой английского народа. Какую же моду нес и несет в себе английский стиль?

История английской моды

Знаменитый стиль рококо, который был так любим французами, стал совершенно неприемлем строгими англичанами. Всему бурлеску и кричащей яркости англичане предпочитали одежду из сукна и шерсти.

Уже в VII веке они смогли усовершенствовать и ввести в моду строгий и элегантный костюм, который отличался нейтральными сдержанными цветами и простым по сравнению с французскими нарядами покроем.

Несмотря на то, что английская женская мода все еще несла в себе отголоски французских веяний, практичные леди того времени все же сделали ставку на удобство и комфорт. Широко использовались фижмы на юбках, которые можно было регулировать простым нажатием локтей. При этом сами платья были очень простыми, без декоративной отделки. Дома женщины нередко надевали поверх платья фартуки. Многие модницы носили домашнее платье без фижм, которое называлось неглиже. В качестве аксессуаров использовались часы, игольница, зонтик, трость, лорнет.

Английская уличная мода

Едва ли в мире найдется народ, который сможет в течение всей рабочей недели носить строгий серый костюм, а на выходных смело эпатировать окружающих своим необычным смелым видом.

Индивидуальность и смелость – это то, что позволяет англичанам выражать свое собственное Я. Они не любят осуждать внешний вид прохожих. Этого ждут и от остальных.

Один из излюбленных акцентов в современной английской моде – это ботинки из грубой кожи с яркими носками. В их образах продумано все, и нет ничего лишнего. Носки поверх колготок и джинсовые шорты – значит так надо. И это стильно и индивидуально. Наверняка этот образ уравновесит идеально подобранное пальто.

Можно смело отметить тот факт, что англичане за всю свою историю мало поддавались модным веяниям извне. Они делали то, что считали нужным именно они, но никак не иные законодатели моды.

Сегодня стиль модерн у многих на слуху. Но мало кто знает, как и когда он зародился именно в моде, кто был его основателем, и как он развивался. А ведь этому направлению моды уже больше ста лет. Давайте поговорим об одежде модерн – ее истории и современности.

Французская мода во все времена была главным ориентиром не только для многих модельеров и стилистов, но и для простых обывателей. И кто, как не француженки всегда являли собой образец вкуса и стиля, причем речь идет не только о парижанках.

Мода 50-х годов – это торжество красоты и женственности. Это один из главных законодателей моды того периода – Кристиан Диор, и его новое видение современной женщины – стиль нью лук. А еще мода конца 50-х годов – это, конечно же, стиляги.


Британская культура распространяется по миру не первое столетие, и даже крушение колониальной империи и бремя войны не ослабило её влияние. Английская чопорность и приверженность традициям стала притчей во языцех, но сложно переоценить вклад этой страны в культуру молодёжную, не терпящую застоя, стремящуюся к свободе и новизне.

Касательно социального слоя ранних модов мнения несколько расходятся: некоторые считают их выходцами из рабочей среды, другие же полагают, что их породил средний класс лондонского Ист-Энда. В частности, на возникновение модов могла оказать сильное влияние культура битников и молодых представителей лондонской богемы.

Образ жизни модов конца пятидесятых - начала шестидесятых годов, - независимых, свободолюбивых, одетых идеально вплоть до мельчайших деталей, завсегдатаев джазовых клубов, разъезжающих на итальянских мотороллерах и нередко злоупотребляющих амфетаминами, ещё не был хорошо знаком широкой общественности, однако к нему приобщалось всё больше и больше молодых людей.

Этому способствовала и атмосфера любимых модами кофе-баров, где стало появляться всё больше молодёжи из рабочей среды, и кроме джаза всё чаще зазвучал ритм-энд-блюз. Пленённые зажигательностью записей лейблов Стакс, Чесс, Атлантик и Мотаун, дикой энергией блюза Мадди Уотерса, Бо Диддли и Хаулин Вулфа, ритмичностью ска, юные модернисты, теперь представляющие самые разные слои общества, развивали в себе чувство стиля и любовь к музыке.

Пока талантливые музыканты туманного Альбиона осваивали новую музыку, коллекционеры пластинок с радостью хвастались свежими записями гениальных американских исполнителей: Ли Дорси, Сэма Кука, Джеки Уилсона, Артура Александера, Джеймса Брауна и других любимцев модов начала шестидесятых.

К середине десятилетия вершин успеха достигли Марвин Гей, Вилсон Пикетт, Отис Реддинг, Доби Грей, Смоки Робинсон, группы The Supremes и Martha & The Vandellas.

Завоевали сердца модов и британские коллективы, такие как Georgie Fame & The Blue Flames, Zoot Money’s Big Roll Band и Graham Bond Organization. Под их хиты молодёжь оставляла последние силы на танцполе, отдав последние деньги за новый костюм.

Субкультура – феномен более содержательный, чем идеально подобранная одежда, танцы и музыка, но без этих слагаемых моды немыслимы. Излюбленными местами модернистов стали лондонские клубы The Scene, The Flamingo, и The Marquee, а также манчестерский Twisted Wheel. Эти легендарные для современных модов заведения оказали значительное влияние на культуру послевоенной Британии. Клуб Flamingo принимал у себя многих звёзд первой величины, включая Сару Вон, Эллу Фитджеральд, Стиви Вандера, а также помог британцам познакомиться с ямайским ска.

Британский флаг попал даже на пиджаки и платья. Заинтересованность в клиентах из числа модов привела к появлению марок одежды вроде Merc и бурному развитию бутиков на знаменитой Карнаби-стрит в лондонском Сохо. Молодым людям теперь не обязательно было доставать костюмы от итальянских портных: английские им ничуть не уступали. Карнаби задавала тон, а весь мир внимал и копировал.

Определённо можно сказать, что рост популярности субкультуры способствовал консюмеризму, но вместе с тем внимание к модам со стороны общественности показывало, что молодёжь начинает играть в консервативном обществе Великобритании гораздо более заметную роль. На их жизнь, проблемы и нужды начали обращать чуть больше внимания. Не всегда это внимание было на руку модам: в частности, в мае 1964-го вся страна узнала об их жестоких столкновениях с рокерами на пляжах южной Англии в Брайтоне, а правительство начало глушить пиратские радиостанции, сориентированные на неуемных британских тинэйджеров.

Однако первой массовой молодёжной субкультуре Великобритании предстояло стать ещё и самой долгоживущей, потому как было в ней нечто, далеко выходящее за рамки очередной модной тенденции. Заметно это стало всего через несколько лет после спада.

Со второй половины семидесятых соул-музыка приобретала всё более фанковое звучание, не импонировавшее модам-пуристам, в особенности проживающим на севере Англии. Увлечение редкими и уже старомодными записями без примеси фанка вылилось в движение, названное Северным соулом (Nothern Soul). В его рамках очень активно развивалась танцевальная составляющая культуры модов и характерные для северного соула танцы теперь стали визитной карточкой направления. Ко второй половине семидесятых северный соул вышел на пик популярности и распространился по всей Северной Англии и Мидлендс.

Стиль одежды модов в целом остался прежним – элегантные брюки, костюмы, парки, рубашки и поло. Уэллер ввёл моду на двухцветные ботинки, которые можно было увидеть в шестидесятые на Брайане Джонсе, Роджере Долтри и других рок-звёздах. Не забыли моды и о полюбившихся им ещё в первую волну итальянских мотороллерах Vespa и Lambretta.

В восьмидесятые годы северный соул приобрел новых поклонников. Также, некоторые моды обратили внимание на современный им ска лейбл “2 Tone” и редкие записи шестидесятых годов, получившие новую жизнь благодаря переизданиям и названные специалистами фрикбитом. Этот термин стали применять по отношению к музыке, представляющей собой переходную ступень от ритм-энд-блюза к психоделии и прогрессивному року.

Где-то неподалёку от мод-сцены пребывал и гаражный рок, полюбившийся некоторым модам ещё в период своего возникновения в середине 60-х, а ныне, как и фрикбит, оживлённый многочисленными переизданиями старых композиций и группами, черпающими в них своё вдохновение.

В девяностые годы мод-ривайвл семидесятых сам послужил основной для новой британской музыки – бритпопа, а многие исполнители продолжили подпитываться идеями непосредственно шестидесятых годов, в их числе, конечно же, Oasis и Blur. Само мод-движение повзрослело, стало более светским и трендовым, но ничуть не опопсовилось.

Сейчас, в двадцать первом веке, культура модов не теряет своей актуальности. Перед современными модами стоит широчайший выбор – для кого-то по душе тот самый джаз, соул и ритм-энд-блюз, для кого-то родная стихия – акробатический вихрь северного соула, для кого-то икона стиля – Пол Уэллер, и все они находят единомышленников – слушателей, диджеев и музыкантов.

Нетрудно найти и лейблы звукозаписи, марки одежды, модели скутеров и проигрыватели пластинок, удовлетворяющие взыскательным вкусам современных модернистов.

С момента появления модов прошло полвека, а их культура все так же привлекает в свои ряды ценителей богатейших музыкальных традиций, не перестающих подпитывать музыкантов со всего света, и людей, очарованных сдержанной элегантностью британского стиля, ставшего классическим, но оставшегося удивительно современным.

Сергей Кошелев

Posted By Merc Russia on 29 июл 2014

Читайте также: