Расскажите о жизни дворянского недоросля капитанская дочка кратко

Обновлено: 30.06.2024

Вся жизнь Петруши Гринева до его военной службы описана в главе "Сержант гвардии". В ней рассказано и то, что случилось еще до его рождения: неродившийся ребенок был записан в Семеновский гвардейский полк сержантом (почему глава и получила такое название).

Воспитывался Петруша "не по-нонешнему": с пяти лет им занимался стремянной Савельич ("дядька"), с которым Петруша освоил грамоту. На двенадцатом году батюшка нанял француза мосье Бопре - бывшего парикмахера и солдата. Обучившись разговорному русскому языку, Бопре зажил со своим учеником "душа в душу". Одна из сцен такого житья описана в повести: отец пришел на урок географии, когда Петруша делал змея из только что полученной географической карты. Мосье прогнали, а занятиями Петруши до шестнадцати лет стали голуби, чехарда и прочие домашние развлечения.

Когда Гриневу исполнилось шестнадцать лет отец сказал: "Пора его в службу". Так переменилась жизнь Петруши Гринева.

Создайте краткие портреты-характеристики родителей Петруши. Как относится автор к своим героям?

Родители Петруши Гринева, простые и добрые люди, жившие по обычаям своего времени, были похожи на многих русских небогатых дворян. Выйдя в отставку премьер-майором, Андрей Петрович Гринев женился на дочери одного из своих соседей - бедного симбирского дворянина и начал жить в своем имении. Из девяти детей в их семье остался только один Петруша. Матушка была занята по хозяйству, батюшка наблюдал за имением и даже иногда почитывал Придворный календарь.

Какие причины вызвали перемену в судьбе Петруши? Какую роль сыграл Придворный календарь в решениях отца?

Дворянские недоросли обычно начинали нести военную службу, приближаясь к совершеннолетию, точной даты не было установлено. Многое зависело и от их развития, и от их здоровья, и от желания семьи. Подтверждение этому мы видим, читая о судьбе Петруши Гринева. Как-то, листая Придворный календарь, Гринев старший узнал о продвижении по службе своих однополчан и был явно раздосадован их успехами. Это обстоятельство заставило его подумать и о судьбе собственного сына, которому пора было приступать к военной службе. Тогда-то и вспомнил отец, что сын числился гвардии сержантом!

Объясните, как раскрывает смысл главы пословица, использованная в качестве эпиграфа ко всей повести.

Повесть открывает пословица: "Береги честь смолоду". Уже в первой главе нам становится ясно, что в семьях, подобных Гриневым, все подчиняется определенным законам. И среди них один из главных заключен в этой пословице. При всей патриархальности быта и его кажущейся незатейливости в основе жизни этих людей лежит служение отчизне.

Опишите начало пути молодого офицера к месту службы.

Петруша Гринев очень надеялся на то, что его отправят служить в Петербург. Но, к его великому сожалению, пунктом назначения оказался Оренбург. Провожая сына, отец вспомнил пословицу: "Береги честь смолоду". Однако уже в начале пути, в Симбирске, молодой сержант играет с ротмистром Зуриным и проигрывает ему большую сумму. Долг нужно было возвращать. И это Петруша сделал. "С неспокойной совестию и с безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска".

Пушкин строит повесть как воспоминание, и рассказ ведется от имени Петра Андреевича Гринева. Воспоминания написаны Гриневым в старости, спустя много лет после описанных событий, эти записки "дожили до его внуков".
Помните последние строки повести: "Мы решились, с разрешения родственников, издать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена". И подпись: "Издатель". Пушкин отводит здесь себе лишь место издателя, словно бы поручив повествование о событиях рассказчику Петру Андреевичу Гриневу.
Петр Андреевич Гринев вырос в дворянской усадьбе с ярко выраженным, сложившимся веками крепостническим укладом, который запечатлен в главе I, хотя его описание и немногословно. Дом наполнен слугами: это прежде всего дядька, Савельич, бывший ранее стремянным, неизменно сопутствующий особе маленького Гринева (значит, и охота была у отца Петруши, недаром барич рано научился у дядьки "распознавать свойства борзого кобеля"), есть и непременный гувернер-француз, бывший у себя на родине парикмахером, презираемое существо в доме Гриневых.
Застойную тишину патриархальной усадьбы мы чувствуем и в сцене традиционной варки самой барыней в гостиной медового варенья. Тут и барин, сидящий у окна и читающий все одну и ту же книгу – "Придворный календарь". Это крутого нрава помещик, чье "расположение духа" сказывается на всех домашних. Он жесток по отношению к крепостным, даже к верному Савельичу, для которого у него нет иного обращения, кроме как "старый пес" (вспомним письмо барина к Савельичу).
Собирая эти незаметные, казалось бы детали, мы видим, как Пушкин создает колорит дворянского имения Гриневых, в котором прошли детство и юность рассказчика.
Следует обратить внимание на ироничный тон, которым Гринев рассказывает о своем воспитании и образовании: "Под его [Савельича] надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля"; "батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. Но как вино подавалось у нас только за обедом, и то по рюмочке, причем учителя обыкновенно и обносили, – то мой Бопре очень скоро привык к русской настойке, и даже стал предпочитать ее винам своего отечества, как не в пример более полезную для желудка"; "Бопре спал на кровати сном невинности. Я был занят делом. Надобно знать, что для меня выписана была из Москвы географическая карта. Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги. Я решился сделать из нее змей и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу. Батюшка вошел в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды. Увидя мои упражнения в географии, батюшка дернул меня за ухо. "
Откуда эта ирония в рассказе Гринева? Пушкин выдерживает здесь стиль рассказчика, человека пожилого, умудренного опытом, словно пересматривающего свою жизнь, правдивого, отнюдь не желающего приукрасить себя.
Однако ироническое описание детства Петруши Гринева как бы принадлежит "двум авторам" – Гриневу и Пушкину. Кому принадлежит блеск остроумия, безоговорочные насмешки над невежественностью и застоем дворянской усадьбы? Конечно, самому Пушкину. Над дворянским воспитанием Пушкин иронизировал и раньше. Вот пример из "Евгения Онегина" (I глава):

Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l’Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
.
Когда же юности мятежной
Пришла Евгению пора,
Пора надежд и грусти нежной,
Monsieur прогнали со двора.

Мы видим, что Monsieur l’Abbe очень напоминает мосье Бопре. Monsieur l’Abbe – гувернер в петербургской дворянской семье, он более благопристоен, нежели провинциальный Бопре. Но конец пребывания в дворянских домах обоих гувернеров одинаков. Мы видим текстуальное совпадение: "Monsieur прогнали со двора", когда он перестал быть нужным, с "мусье" после его провинности поступили еще более бесцеремонно: "Батюшка за ворот приподнял его с кровати, вытолкал из дверей и в тот же день прогнал со двора".

Однако произведение обладает всеми признаками романа: действие охватывает длинный промежуток времени из жизни героев, в книге множество второстепенных персонажей, описанных в подробностях и напрямую не относящихся к главной сюжетной линии, на протяжении повествования действующие лица переживают духовную эволюцию. Кроме того, автор показывает все стадии взросления Гринева, что тоже недвусмысленно указывает на жанр. То есть, перед нами типичный исторический роман, так как писатель во время работы над ним взял за основу факты из прошлого и то научное исследование, которое предпринял, чтобы понять феномен крестьянской войны и донести его до потомков в форме объективного знания.

История создания

Вначале он планировал описать именно предательство русского дворянина, а не нравственный подвиг. Автор хотел сделать акцент на личности Емельяна Пугачева, а заодно и показать мотивы офицера, нарушившего присягу и присоединившегося к бунту. Прототипом стал бы Михаил Шванвич, реально существующий человек, который из страха за свою участь состоял при канцелярии бунтовщика, а потом еще и дал на него показания. Однако по цензурным соображениям книга вряд ли могла бы быть опубликована, поэтому писателю пришлось наступить на горло собственной песне и изобразить более патриотичный сюжет, тем более исторических примеров доблести у него было достаточно. А вот отрицательный пример сгодился для создания образа Швабрина.

Смысл названия

Историческая основа

А вот Екатерина Вторая демонстрирует крутой нрав и недюжинную жестокость. Императрица, по свидетельствам историков, действительно была волевой натурой, но не чуждалась самодурства и других прелестей абсолютной власти. Ее политика укрепляла дворянство, предоставляя ему всяческие привилегии, но вот простой народ вынужден был нести на себе ношу этих благодеяний. Царский двор жил на широкую ногу, а не знатные люди голодали, терпели насилие и унижение рабского положения, проигрывались, продавались с молотка. Естественно, социальная напряженность только росла, а Екатерина не пользовалась народной любовью. Иностранка была замешана в заговоре и с помощью военных свергла своего мужа, законного правителя России. Забитые и зажатые в тисках несправедливости крепостные верили, что убитый Петр Третий готовил указ об их освобождении, а супруга убила его за это. Суеверием и слухами воспользовался Емельян Пугачев, донской казак, объявивший себя спасшимся царем. Он подстегнул недовольство вооруженных казаков, челобитные которых никто не слушал, и вдохновил на бунт крестьян, замученных произволом и барщиной.

О чем произведение?

Там, вдали от отчего дома, герой проходит суровую школу жизни: сначала проигрывается в карты и обижает верного слугу, испытывая муки совести. Позже он влюбляется в Марию Миронову и рискует жизнью на дуэли со Швабриным, защищая честь возлюбленной. Отец, узнав о причине схватки, отказывает в благословении на брак с бесприданницей. После захвата Белогорской крепости Петр остается верным присяге, и благородство дарует ему снисхождение Пугачева: он уважает выбор юноши и не трогает его. На решение бунтовщика повлияла доброта пленника: когда-то в дороге он дал казаку полушубок и обошелся с ним весьма приветливо. Простой человек оценил милость барина и ответил услугой на услугу. Пушкин сталкивает их не один раз, и всегда дворянина выручают его прямота и великодушие.

Главные герои и их характеристика

Основные герои романа – это Петр Гринев, Мария Миронова, Емельян Пугачев, Архип Савельев, Алесей Швабрин и Екатерина Вторая. Персонажи столь многочисленны, что их описание заняло бы не одну статью, поэтому им мы пренебрегаем.

Тема повести

Смысл произведения

Убеждения определяют поступки человека: Гринев был воспитан порядочным дворянином и вел себя соответствующе, а вот Швабрин проверку не прошел, его жизненные ценности ограничивались стремлением остаться в выигрыше любой ценой. В этом тоже ощущается идея Пушкина – показать, как же сохранить честь, если со всех сторон резвятся искушения. По мнению автора, необходимо с детства прививать юношам и девушкам понимание морали и истинного благородства, выражающегося не в щегольстве платья, а в достойном поведении.

Чему учит?

Роман носит ярко выраженный назидательный тон. Александр Сергеевич Пушкин призывает людей беречь честь смолоду и не поддаваться соблазнам свернуть с честного пути на кривую дорожку. Минутное преимущество не стоит утраты доброго имени, это утверждение иллюстрировано любовным треугольником, где главная героиня выбирает достойного и добродетельного Петра, а не хитрого и изобретательного Алексея. Один грех неминуемо влечет еще один, и вереница падений заканчивается полным крахом.

Критика

Противоречивые характеристика дали критик Н. Н. Страхов и историк В.О. Ключевский. Первый критиковал Пушкина за то, что его историческая повесть не имеет отношения к истории, а является хроникой вымышленной семьи Гриневых. Второй, напротив, говорил об исключительном историзме книги и о том, что даже в исследованиях автора меньше сказано о пугачевщине, чем в историческом произведении.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Имя девицы Мироновой вымышлено.

Роман мой основан на предании,

некогда слышанном мною.

Писателя В. Ф. Одоевского поразила и лаконичность прозы Пушкина, и быстрота сюжетных поворотов, и композиционная динамичность. Но проза А. С. Пушкина уже была другой прозой — прозой реалистической, пушкинской прозой . Именно поэтому новизна формы и содержания этого произведения до сих пор тревожит умы читателей и исследователей.

Реализм (от лат. realis — вещественный) — один из творческих методов в литературе и
искусстве. Реализм в искусстве — это верность изображения характеров персонажей, их психологии, психологии их среды, времени и места обитания.

Идейно-художественная позиция самого А. С. Пушкина изложена довольно четко в его набросках о литературе, в частности в

Роман

Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

— Что мы узнаем о семействе Гриневых из первой главы?
(Типичное провинциальное дворянское семейство XVIII века, живущее в своей небольшой усадьбе, патриархальное и набожное.)
— Кто такой Андрей Петрович Гринев? Каково его социальное положение?
(Андрей Петрович Гринев — помещик Симбирской губернии, отставной премьер-майор.)
— Что автор говорит о матушке Петра Гринева?
(Мать Гринева была дочерью бедного дворянина, т. е. отец на ней женился не из-за приданого, а по взаимной приязни. Матушка родила девятерых детей, но все, кроме Петра, умерли во младенчестве. Это говорит о том, что семья была православная, верующая: сколько Бог давал детей, столько и рожали.)
— Как родители Гринева относятся друг к другу? Найдите примеры в тексте главы.
(Любят, уважают и заботятся друго друге.)
— Что мы узнаем из этой главы о Петре Гриневе?
— Опишите жизнь провинциального дворянского недоросля.
— Как Петр Гринев относится к своим родителям?
(Проявляет чувство искренней любви и признательности, послушания и верности заветам своих родителей.)
— Расскажите, кто такой Савельич. Почему именно его Андрей Петрович Гринев приставил дядькой к единственному сыну-наследнику?

От чьего имени ведется повествование? Каким перед нами предстает рассказчик?
Рассказчик — человек явно преклонных лет, с живым умом и хорошим чувством юмора. Как видно из его повествования, эти его качества проявились уже в юности, когда он покинул родной дом, отправляясь на службу. Далее в повести будет чередование: рассказчик юный и он же, но уже по прошествии многих десятилетий. Но оценку всем событиям дает взрослый Гринев-рассказчик, часто его речь сливается с авторским повествованием или рассуждением — несобственно-прямая речь. В начале XIX века такой стилистический прием был внове.)

Рассказчик

— Какие заветы дает Андрей Петрович Гринев своему сыну? Объясните, как вы их понимаете.
— Каковы первые шаги Петруши Гринева в самостоятельной жизни? Расскажите, что произошло в Симбирске.
— Как заканчивается первая глава? Перечитайте про себя два последних абзаца и ответьте, какие отношения связывали молодого барина Петра Гринева и его дядьку Савельича.
— Какие черты характера Гринева раскрываются в его отношении к Савельичу и крепостным крестьянам? Приведите примеры.
— Перечитайте эпиграф к первой главе. Объясните, как вы его поняли.
— Какое место из первой главы напоминает эпиграф?
(Беседу старших Гриневых во время написания сопроводительного письма начальнику Петруши.)
— Как относится старик Гринев к военной службе? Почему он не отсылает сына в гвардию, в Семеновский полк, квартировавший в Петербурге?
(Для Гринева-отца служба в армии — выполнение дворянского и гражданского долга, а не путь по карьерной лестнице или пустое времяпрепровождение.)
— Какие черты характера старшего Гринева раскрываются в этом эпизоде?
(Независимость, честность, демократизм.)
— Вспомните, что вы уже прочитали о коменданте Белогорской крепости — капитане Миронове. Подумайте и объясните, какие человеческие качества сближают двух незнакомых между собой людей — премьер-майора Гринева и капитана Миронова. Аргументируйте свой ответ.
— Как отнеслась комендантша к появлению в крепости юного офицера?
(Стала опекать по-матерински.)
— Почему Петр Гринев почти сразу стал чувствовать себя в семье Мироновых как дома? О чем это говорит?
(Доброжелательные и хлебосольные хозяева. Привычный домашний уклад жизни. Милая девушка — сначала почти друг, затем невеста. Сам Гринев добр и открыт, воспитан и четко представляет, как и где должно поступать.)
— Какие общие черты старинного дворянского быта наблюдаем мы в семьях Гриневых и Мироновых? Расскажите об этом подробно.

Картины старинного дворянского быта

Буран в степи

1. Предвестие бурана.

2. Описание бурана.

3. Встреча с вожатым.

5. Прибытие на постоялый двор.

— Какая картина предстает перед глазами юного Гринева в начале пути? Почему он стремится быстрее добраться до места службы?
(Унылая безбрежная степь, тоска из-за отсутствия людей и жилья, однообразный пейзаж, наве-
вающий невеселые мысли.)
— Какими эпитетами описывает автор степь? Найдите их в тексте. Какое настроение порождаютэти слова?
(Тоскливое, даже тревожное.)

Эпитет

Эпитет (от греч. epitheton — приложение) — слово, поясняющее, определяющее, характеризующее какое-либо свойство или качество понятия, явления, предмета.

(Не пугайся объема,это примеры. Основное- выделено жирным шрифтом, а дальше идёт пояснение)
Проблема исторической памяти
Совсем недавно меня потрясло письмо бывшего руководителя одного челябинского завода к канцлеру Германии с извинениями за выпуск во время войны легендарных "Катюш”, тех самых реактивных снарядов, которые наводили смертный ужас на фашистов. Спустя более полвека ради выгодного контракта, оказывается, можно забыть о Бухенвальде и Освенциме, о Хатыни и Бабьем Яре, об этих реках пепла, несущих в себе несгоревшие детские туфельки вперемешку с человеческими останками. Оказывается, можно цинично предать память о святом, заигрывая с партнёрами по бизнесу. Говорят, этого экс-руководителя снова приглашают в совет директоров завода. Что ж, будем ждать очередного "покаянного” письма о "жестоких” бомбардировках Берлина и поспешном водружении флага (символа героической Победы) на купол рейхстага. Поистине, "когда погребают эпоху, надгробный псалом не звучит” (Анна Ахматова).
Проблема современной аудиовизуальной культуры
Проблема аудиовизуальной культуры в современном нам обществе действительно существует. Рассмотрим её на примере телепередач. Что мы наблюдаем, переключая кнопки телевизора? Всевозможные ток-шоу и сомнительные проекты с Ма­лаховым — Соловьёвым, Лолитой — Собчак и одни и те же лица в медиаинтерьерах: Жириновский, Митрофанов, Павловский — список можно продолжить. Важное условие для ведущих: чтобы персонаж был с сумасшедшинкой, чтобы заводной, чтобы распалялся-кричал, бледнел-краснел и брызгал слюной. Тогда и аудитория подзарядится, возникнут напряжение и азарт. А тем, кто создаёт передачи, только это и нужно — им рейтинг подавай. Так и подсчитывают они голоса: "раз”, "два”, "три”… Кто больше набрал, становится лицом экрана, значимой медиаперсоной. И редактор уже любой передачи вытаскивает его "особое мнение” излагать, или петь-танцевать со звёздами, или миллион заработать. А ты так и остаёшься "слабым звеном” в этом нескончаемом медиапространстве. Слабым ли? Можно просто нажать кнопку "выкл.” и открыть книгу…
2. Теоретические основы анализа художественного текста с типом речи описание
Описание — перечисление свойств и признаков предмета или явления в определённый момент. Напомним ученикам о типах речи повествование и рассуждение. Повествование — рассказ о событиях в их временной последовательности; рассуждение — исследует предметы или явления, раскрывает их внутренние признаки, доказывает определённые положения. Повествование занимается действием, описание — предметом, рассуждение — отношением предметов и действий.
Повествование обязано своим существованием памяти,описание — чувствам, рассуждение — уму и чувствам. Описание может быть пейзажным, портретным, а также описание интерьера, одежды, действий (динамичное описание). В описании выделяют общий, средний и крупный планы. Общий план даётся без детализации, в самых общих чертах, без опоры на чувственное восприятие. Средний план используется при описании действий в статике. Описание крупным планом отличается детализацией, динамикой, богатой образностью. Динамичное описание строится на активности глагольных форм, которые служат определённой художественной цели: передать динамику движения в любом образе, даже живописном, цветовом. Подробнее остановимся на портрете и пейзаже.
Портрет героя (персонажа) — описание его наружности: черт лица, особенностей фигуры, цвета волос, одежды и т.д. В портрете могут быть отражены также характерные для героя жесты, мимика, поза, выражение лица, глаз. Описание внешности героя может сопровождаться психологическим анализом, когда внимание автора сосредоточено на том, что выражает лицо, фигура, какое впечатление производит герой.
Пейзаж в литературе — фон действия, деталь, картина местности, природы, описанная автором. Надо заметить, что у каждого писателя свой индивидуально-авторский взгляд на картины природы. Как правило, автор отражает свои взаимоотношения с природой, демонстрирует, как прекрасен или отвратителен (такое тоже бывает) окружающий мир, как природа влияет на человека, откликается на его настроение.Характер описания пейзажа в различные культурные эпохи менялся: от мифических и романтически возвышенных представлений о силах природы до философского осмысления её глубин. Однако проблема взаимоотношения человека и природы была актуальной во все времена.В описании пейзажа доминирующую роль играют художественные средства. Можно предложить ученикам выполнить небольшую проверочную работу на знание этих средств.

Вопрос по литературе:

Расскажите о жизни дворянского недоросля. Капитанская дочка

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 20.06.2015 13:35
  • Литература
  • remove_red_eye 5893
  • thumb_up 34
Ответы и объяснения 1
Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Литература.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

с 5 лет им занимался стремянной Савельич (дядька), с которым Петруша освоил грамоту. На двенадцатом году батюшка нанял француза мосье Бопре прежнего парикмахера и бойца. Научившись разговорному русскому языку, Бопре зажил со своим воспитанником душа в душу. Одна из сцен такового житья описана в повести: отец пришел на урок географии, когда Петруша делал змея из только что приобретенной географической карты. Мосье прогнали, а занятиями Петруши до шестнадцати лет стали голуби, чехарда и прочие семейные веселья.

Читайте также: