Феминизм в международных отношениях кратко

Обновлено: 05.07.2024

ФЕМИНИЗМ – (от латин. femina - женщина) – 1). Социально-политическая теория, в которой анализируется угнетение женщин и превосходство мужчин в историческом прошлом и настоящем, а также осмысляются пути преодоления мужского превосходства над женщинами. 2). Широкое социальное движение за равенство прав и возможностей для женщин, противостоящее социальной системе, в которой положение людей разных полов не равноправно. 3). Идеология, противостоящая всем женоненавистническим теориям и действиям. 4). Философская концепция социокультурного развития, альтернативная по отношению к существующей европейской традиции, выявляющая неучтенность женского социального опыта в представлениях о мире и обществе. 5). Методология исследований, являющая собой сумму исследовательских практик, основанных на артикуляции женского взгляда на мир и женской системы ценностей.

Предыстория феминистских идей.

Рождение феминизма и феминистского движения.

На протяжении всего 18 века женщины европейских стран принимали активное участие в жизни общества. Масса женщин работала на себя и обладала экономической независимостью; простолюдинки были вольны посещать публичные места, а светские дамы, организуя свои салоны, пытались вмешиваться через их посетителей – своих друзей – в политику. В общем хоре требований свободы от деспотизма женщины просили признания их прав на гражданскую жизнь – на образование, на труд, на уважение в семье и обществе.

К началу 19 в. формирование феминистских теорий оказалось подкреплено развитием социально-философских концепций социалистов-утопистов – Сен-Симона и Шарля Фурье во Франции и британца Роберта Оуэна, полагавших, что личным примером и с помощью образования и просвещения можно положить конец неравенству полов. В многочисленных, но недолговечных социалистических коммунах, возникших под влиянием их идей, роль женщин была одной из самых обсуждаемых тем. Общим во взглядах социалистов-утопистов на проблему полов была убежденность в том, что равноправия мужчин и женщин невозможно достичь в существующей общественной системе, что нужно радикальное ее изменение, в частности – уничтожение частной собственности. Строя предположения о возможности создания идеального общества, эти теоретики полагали, что в будущем не только женщине должна быть предоставлена возможность участвовать в общественном производстве, но и мужчине необходимо будет иметь обязанности по дому и воспитанию детей (Ш.Фурье был поборником этого, настаивая на полном отказе от разделения труда не только в семье, но и в обществе – однако даже в его коммунах все обычные женские обязанности лежали по-прежнему на женщинах). Семью социалисты-утописты считали источником мужской власти над женщинами, бастионом эгоистического индивидуализма, ограничивающим свободу выбора. Свободу любви и смены партнера, равное право на которую должны были иметь оба пола, рассматривали как необходимую основу свободного общества,.

Реализация этих задач на практике была малоуспешной; женщины – и в Англии, и во Франции – заинтересовались ими даже меньше мужчин. Некоторое распространение теории Фурье и Оуэна получили в низшем слое образованной части английского и французского общества. В рабочей же среде сохраняла популярность идея о семье, в которой муж является добытчиком, а жена – домохозяйкой. Участие работниц в общественных организациях первой половины 19 в. (чартистских, профсоюзных и др.) служила лишь подкреплением мужским инициативам, не имея феминистской направленности. К 50-м г 19 в. политическое участие женщин из рабочей среды в них резко снизилось, а неприятие феминизма усилилось.

Во второй четверти 19 в. требования феминисток в разных странах стали облекаться в форму общественных компаний и акций. Поначалу на первом месте в Европе и США стоял вопрос о доступе женщин к высшему образованию (в Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке, где было мало грамотных женщин, вопрос о женском образовании поднимался мужчинами). Далее встал вопрос о законодательных реформах. Всюду женщины боролись против двойных стандартов в отношении полов, за реформы в области права собственности, развода, возможности работать. Следующим этапом была постановка вопроса о праве голоса для женщин как средстве для обеспечения законодательных реформ.

С середины 19 в. берет начало противостояние либерального европейского и американского движения за права женщин и марксизма. К.Маркс и Ф.Энгельс не считали тему угнетения по признаку пола важным аспектом своей теории, поэтому их взгляды не включали анализа женского социального опыта. Их последователи, развернув широкую пропаганду в середине – второй половине 19 в., считали себя выразителями интересов всех угнетенных без различия пола. Они открыто критиковали либеральных феминисток как выразительниц интересов лишь образованной и сравнительно обеспеченной части женского населения и рассчитывали привлечь на свою сторону тех, чьи интересы оказались обойдены либералками – прежде всего женщин из рабочей среды. Вынужденные нести двойное бремя – семейных забот и работы на фабрике, – работницы и жены рабочих оставались в то время социально пассивными. Улучшение своего положения они видели не в приобретении гражданских и политических прав, а в возможности оставаться в семье и спокойно вести хозяйство. Марксисты обещали им единовременное решение этой и всех других проблем в случае, если женщины-работницы и жены рабочих поддержат подготавливаемый ими социальный переворот, который ликвидирует угнетение всех социальных групп. Эти обещания основывались на представлении о невозможности существования патриархата и внеэкономического угнетения женщин в обществе, свободном от частной собственности и эксплуатации.

Взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса положили начало развившимся позже социалистическому и марксистскому направлениям в феминизме. В центре внимания марксистов всегда была тема женского труда. Высокая оценка значимости экономического фактора в обеспечении самостоятельности и равноправия, историзм (рассмотрение прав и привилегий лишь в определенном историческом контексте) и, следовательно, понимание историчности любой идеологии (в том числе идеологии мужского превосходства) обогатили феминизм теоретически и методологически. Марксизм первым в мировой истории идей рассмотрел проблему принуждения не как однонаправленный процесс, но как процесс взаимодействий, в которых участвуют и угнетаемые (в классическом марксизме – пролетарии, а марксистском феминизме – женщины).

В 19 – начале 20 в. феминистки с марксистскими взглядами составляли меньшинство. Либеральный же феминизм быстро развивался, сторонники его преобладали. Самыми массовыми либерально-феминистские организации были в США и Великобритании; менее массовыми – в Германии, Швеции, Дании, Исландии и Японии; средние – в Канаде, Франции, Голландии, на Кубе и в Мексике. Масштаб движения был связан с его целями (политические права); с долей в населении городского, образованного среднего класса; с поддержкой, оказываемой другими слоями населения и организациями (например, влиятельными политиками – мужчинами); с политикой, которую проводило правительство (лояльность; ограничения права женщин участвовать в организациях; прямое подавление женского движения); с культурными особенностями (более развитым движение было в протестантских странах).

Суфражизм – движение за политическое равноправие. Милитантство.

Однако в Англии принятие закона о праве женщин участвовать не только в местных, но и в парламентских выборах все откладывалось. Это привело к разочарованию ряда членов НФСО в либеральных методах борьбы. Недовольные объединились вокруг радикальной феминистски Эммелин Панкхерст (жены Р.Панкхерста) и ее дочерей Эвелин и Кристабель. Руководимое ими Манчестерское отделении НФСО в 1903 заявило о своем преобразовании в Женский социально-политический союз (ЖСПС), который породил новое направление в суфражизме: милитантство (от militant – воинственный).

Другие течения в феминистском движении первой половины XX в.

Возобновление феминистского активизма в межвоенный период (1918–1941) было направлено, главным образом, на достижение политического равноправия. После предоставления женщинам права голоса в предвоенный и военный период в ряде стран Европы (в Норвегии – в 1913, в Дании и Исландии – в 1915, в России – в 1917, в Канаде – в 1918), суфражистки других стран удвоили свои усилия. Право голосовать было вырвано феминистками Австрии, Германии, Нидерландов, Польши, Швеции, Люксембурга, Чехословакии в 1919, США – в 1920, Ирландии – в 1922, Испании и Португалии – в 1931. Ко второй половине 30-х г главная цель европейского и американского суфражистского движения была, в целом, достигнута, и оно пошло на спад.

Либеральный феминизм

Марксистский и социалистический феминизм.

Радикальный феминизм.

Психоаналитический феминизм

Постмодернистский феминизм

Созданный и развивающийся в столкновении с другими социальными концепциями, феминизм как философская теория и методология остается незавершенным. Теории постмодернистского феминизма и феминистского психоанализа далеки от задач современного женского движения, мало востребованы им. Деятельницы женских организаций остаются к его идеям равнодушными (в отличие от идей либерального и социалистического феминизма).

Наталья Пушкарева

Eisenstein H. Contemporary Feminist Thought. L., 1985
Feminism and Political Theory. L., 1986
Feminism and Methodology. Bloomington, 1987
Feminism as Critique. Essay on the Politics of Gender in Latecapitalist Society. Cambridge, 1987
Айвазова С. К истории феминизма / Общественные науки и современность. 1992. № 6
Феминизм: перспективы социального знания. М., 1992
Пушкарева Н.Л. Между тюрьмой и хаосом: феминисткая эпистемология, постмодернизм и историческое знание / Шорэ Э., Хайдер К. (ред.) Пол. Гендер. Культура. М., 2000. С. 221–231
Пушкарева Н.Л. Что такое феминизм? / Женская история. Гендерная история (Теория и исследования. Учебное пособие). Калуга, 2001

Феминизм в науке о международных отношениях появился в качестве критического подхода к изучению международных процессов в 1960-х гг. с возражениями против классических теорий международных отношений.

Сегодня феминистский подход к международным отношениям — это бурно развивающаяся область, по-новому подходящая к сферам международных отношений и делающая в них свой вклад, помимо тех, которым посвящены традиционные дискуссии. Этот подход становится общепризнанной подобластью, которой посвящаются экспертные заседания на крупнейших научно-теоретических конференциях, отделы в профессиональных, составляются книги и сборники, а также выходят журнальные статьи.

История

Феминистское направление в теории международных отношений начало формироваться в середине 1960-х годов как оппозиция классическим теориям международных отношений. Однако до 1980-х гг. феминизм оставался на периферии исследований ученых, а гендерные различия, то есть связанные с социальными аспектами пола, игнорировались. Представители феминистского направления утверждали, что все существующие в науке теории международных отношений основаны на видении мира мужчинами и не учитывают женский взгляд, а также их вклад (роль, статус, восприятие, мировоззрение, систему убеждений и т. д.) в его политическое развитие.

Феминизм в современных международных отношениях

Английские ученые М. Лайт и Фред Хэллидей выделяют четыре основных причины невнимания теории международных отношений к вопросам пола:

В 1997 г. Дж. Энн Тикнер предположила, что диалогу между феминистами и исследователями международных отношений мешают три вида непонимания:

  • непонимание значения гендера;
  • различия онтологий;
  • эпистемологические отличия.

Классификация

Феминистские теории междисциплинарны и черпают знание как из социальных и естественных наук, так и из гуманитарных наук и философии. Они включают в себя множество гносеологических и методологических подходов.

Главная исследовательская задача феминизма — объяснить подчинение женщин или несправедливую асимметрию между социальным и экономическим положением женщин и мужчин, а также найти способы избавления от этого.

Сам феминизм неоднороден и делится на несколько течений.

Дифференциальный феминизм

Дифференциальный феминизм (англ. difference feminism) подчеркивает роль женщины в мировой политике именно в качестве женщины. Он исходит из наличия существенных гендерных различий, что некоторыми представителями данного течения объясняется биологическими различиями, но большинство теоретиков видит в этом различия социальные. По этой причине мужчины и женщины просто не способны одинаково выполнять одну и ту же работу.

Дифференциальный феминизм указывает на важность взаимозависимости государств, соблюдения прав человека, ограниченности силовых методов, а также подчеркивает, что женщины в политике могут и должны играть особую роль, в частности, быть больше вовлечены в посредничество в конфликтных ситуациях, при принятии решений и т. д., поскольку женщины в среднем примерно на 10 % менее склонны поддерживать военные акции.

Либеральный феминизм

Либеральный феминизм (англ. liberal feminism) скептически относится к идеям дифференциального феминизма и делает акцент на равноправии мужчин и женщин, отмечая, что различия между полами порождены во многом стереотипами восприятия. Он нацелен на достижение равенства полов в рамках существующей социальной системы путем стирания существующих между мужчинами и женщинами различий, то есть особенности женской природы здесь не учитываются.

Согласно теоретикам либерального феминизма, проблема состоит не в том, что женщины по-другому смотрят на мир, а в том, что они ограничены в своих возможностях быть вовлеченными в мировую политику. Так, по данным Дж. Сигера, в 1995 г. на Генеральной Ассамблее ООН делегации различных стран мира были представлены 80 % мужчин, а руководители делегаций вообще составляли 97 % мужчин.

Постмодернистский феминизм

Постмодернистский феминизм (англ. postmodern feminism) считает, что значение женщин не нужно преувеличивать и восхвалять. И это ставит сторонников данного течения в оппозицию к представителям дифференциального феминизма. В частности, постмодернистский феминизм подчеркивает, что женщины лишь приспосабливаются к выстраиваемому мужчинами миру, не всегда лучшему с моральной точки зрения, где страдают оба пола.


Рассматриваемый вопрос привлекал внимание мыслителей с античных времен. Аристотель, Цицерон, Платон и др. пытались формулировать некоторые представления о равноправии женщин и мужчин, обращались к этой проблеме, выступали за доступ женщин к образованию наравне с мужчинами (женщины учились в пифагорейских школах, Платоновой академии).

В наше время проблема феминизма в международных отношениях детально исследована в работах зарубежных авторов М. Лайт, Дж. Рихтер, К. Силвестер, Э. Тикнер, У. Браун, Б. Фридан, Ф. Хэллидей, С. Эванс и др.

Появление феминизма связывается с экономическими изменениями и разрушением старой морали, что было обусловлено изменением состава дешевой рабочей силы за счет притока в иммигрантов, черных и выходцев из низких слоев населения, прежде всего в США. Феминистское движение берёт начало в реформаторском движении западного общества XIX в. (события, связанные с борьбой за независимость в Северной Америке; женские политические клубы времен Французской революции).

В мире были три большие волны феминистского движения.

Примерно одновременно с избирательным правом - в первой половине XX в. - женщины добились также права на контроль над собственным телом, над репродукцией, иными словами - права на аборт. Эта борьба была наиболее тяжёлой, особенно в католических странах. Ныне действующий запрет на аборты в Польше и Португалии.

Ещё 150 лет назад в наиболее развитых странах мира женщины были лишены права на высшее образование, а часто - и на полное среднее. С борьбы за право на образование начинали русские феминистки - и добились его раньше, чем избирательного права. На Западе порядок был обратный - сначала избирательные и политические права, потом - равное образование.

Вторая волна феминизма поднялась в 60-х годах XX в. и совпала по времени с большим мировым освободительным процессом, где в одном ряду стояли провозглашение независимости бывших колоний, появление рок-музыки и противозачаточных средств, расцвет контркультурных движений, сексуальная революция. Вторая волна феминизма выдвинула лозунги социального и сексуального освобождения женщины. Именно теоретики и практики второй волны обратили внимание на то, что повседневное насилие и подавление женщин происходит не только в политике, но и в непубличной сфере домашних отношений, на работе, в сфере культуры и досуга. Именно эта волна сформулировала ведущую в современном феминизме теорию патриархата.

Борьба против мужского насилия, конечно, ещё далека от решающего успеха, но то, что начиная с 1970-х гг. (в России - с начала 1990-х гг.) во всём мире появилась сеть женских центров, убежищ для жертв семейного насилия, консультационных пунктов, горячих телефонных линий и т.п. - это тоже важное достижение женского движения.

В специальных исследованиях выделяется и третья волна феминизма (конец 1980-х гг. - настоящее время). Феминизм вступил в стабильную фазу создания теории; закончен период острой борьбы женщин за основные права, отработаны механизмы давления на власть, достигнуто некое равновесие сил. Но не все феминистки согласны с необходимостью выделять третью волну отдельно в свете пропагандируемых ею идей.

Феминистки третьей волны придерживаются противоположного мнения и считают, что равенство полов подразумевает отсутствие угнетения любого пола.

Понятие и сущность феминизма

Феминизм - понятие, требующее определения в двух уровнях. С одной стороны, оно означает широкое общественное движение за права женщин. У его истоков, как мы показали выше, находится суфражизм - движение за юридическое равенство, за получение женщинами избирательных прав. С другой стороны, феминизм - комплекс социально-философских, социологических, психологических, культурологических теорий, анализирующих ситуацию в обществе.

Обобщая имеющиеся определения, можно выделить пять основных значений феминизма.

Во-первых, под феминизмом понимается социально-политическая теория, анализирующая процесс угнетения женщин и главенства мужского начала в прошлом и настоящем, а также выявляющая пути преодоления превосходства мужчин над женщинами.

Во-вторых, под ним имеется в виду массовое социальное движение, видящее своей целью достижение равенства женщин с мужчинами.

В-третьих, феминизм воспринимается в качестве идеологии, направленной против всего женоненавистнического в теории и общественной практике.

В-четвертых, феминизм - это и философская концепция социокультурного развития, предлагающая альтернативу господствующей европейской традиции, не учитывающей специфику природы женщин и женского социального опыта.

В-пятых, феминизм представляет собой также методологию исследований мира и общества, основанную на сугубо женском взгляде на мир и женской системы ценностей.

Классификации феминизма

Согласно наиболее распространенной классификации, феминизм подразделяется на: либеральный, радикальный и марксистский (или социалистический).

Либеральный феминизм нацелен на достижение равенства полов в рамках существующей социальной системы практически путем стирания существующих между мужчинами и женщинами различий, т.е. особенности женской природы здесь не учитываются. Женщина просто получает беспрепятственный доступ в мир, созданный мужчинами, и начинает на равных конкурировать с ними.

К указанным трех течениям (либеральному, радикальному и марксистскому) иногда добавляют также психоаналитический и экологический феминизмы.

Исследователи современного американского феминизма полагают возможным к пяти приведенным прибавить еще десять течений феминизма.

Феминизм в современных международных отношениях

Международные отношения и внешняя политика - одна из наиболее консервативных сфер: какие бы изменения ни происходили на уровне отдельных государств, они не могут сразу выноситься на международный уровень, т.к. под угрозу в таком случае ставится стабильность международной системы в целом.

Английские ученые М. Лайт и Ф. Хэллидей выделяют четыре основных причины невнимания теории международных отношений к вопросам пола.

Во-первых, сфера взаимоотношений между полами традиционно рассматривалась как чисто внутриполитическая проблема.

В-третьих, - и это самая важная причина - всегда была сильна уверенность в том, что наука о международных отношениях нейтральна по отношению к проблемам пола.

В-четвертых, сами феминисты довольно поздно обратились к международной тематике.

Во второй половине XX в., когда рухнула колониальная система, и весь мир оказался построенным из национальных государств, политическая система мира подверглась существенным структурным изменениям. В мировой политике на арену выходят межправительственные организации, различного рода движения, ТНК, внутригосударственные регионы и т.п

Главное внимание в сфере безопасности феминисты уделяют тому, какую роль женщины играют в вопросах войны и мира. Феминисты считают женщин носителями мирного начала, а мужчин - агрессорами по своей природе, затевающими войны и конфликты из-за своих амбиций или опять-таки же из-за женщин. Правда, среди феминистов нет единства по вопросу о причинах такого разительного контраста между полами. Одни объясняют это биологическими факторами: женщинам присущи инстинкт материнства, забота о домашнем очаге, которые несовместимы с насилием; мужчины же с самого рождения нацелены на конкуренцию и подавление соперников. Феминистски настроенные постмодернисты исходят из фундаментальной разницы в системах ценностей мужчин и женщин.

Ряд феминистов, однако, занимает в этом вопросе более умеренную позицию. Положение о большем миролюбии женщин, чем мужчин, слишком спорно. Истории известны случаи проявления крайней агрессивности со стороны женщин. К тому же женщины, даже не вмешиваясь открыто в конфликт, нередко выступали в роли вдохновительниц войн. Наиболее дальновидные представители феминистской теории признают, что агрессивность и миролюбие присущи как мужчинам, так и женщинам. Поэтому настаивать на моральном превосходстве одного пола и ущербности другого не только не верно с научной точки зрения, но и вредно, ибо не способствует решению существующих проблем, а, наоборот, ухудшает отношения между полами.

Феминисты считают, что женщины - самая уязвимая категория населения, и потому их интересы больше всего нуждаются в защите. Так, выше уже приводились данные о том, что женщины, составляющие половину населения мира и треть экономически активного населения, в то же время ответственны за две третьих бюджета рабочего времени и получают при этом лишь одну десятую мирового дохода. Эта социальная несправедливость подкрепляется еще и тем, что женщинам принадлежит всего лишь один процент мировой собственности.

50 key thinkers IR. Здесь и далее перевод автора.

Жанна Элштайн не причисляет себя ни к одной из существующих парадигм в теории международных отношений. Правомерно будет отнести ее к приверженцам коммунистического движения в США, хотя она также утверждает необходимость усиление позиций международного гражданского общества. Свою карьеру начала в Университете Колорадо, продолжила на факультете политологии Массачусетского Университета, затем в Университете Чикаго.

Синтия Энло. С 1970-го Профессор в университете Кларка, отделение Женских исследований и Международного Развития. Начала карьеру с исследований политического развития в юго-восточной Азии. Как и Элштайн, утверждает, что ни одна существующая парадигма ТМО не соответствует области гендерных исследований в политических процессах и исследований роли гендерного фактора в международных отношениях. Необходимо понимать, заявляет Энло, что то, как мы воспринимаем МО, определено существующими парадигмами, и, если какая-то часть реальности в них не отражена - попросту исключена, - этому виной универсальные социальные законы, сложившиеся в истории: то, что мы считаем значимым, заложено общественными и – акцентирует Энло – гендерными правилами.

Энло утверждает, что стабильность международной политической экономики зависит от стабильности политических и военных отношений между государствами; в свою очередь создание стабильных дипломатических и военных содружеств обеспечивается действиями женщин в качестве жен, подружек, проституток и домохозяек. Женщины стабилизирует жизнь сообщества, будь то военный лагерь или посольство другого государства. Энло обращает внимания на те сферы экономической и политической жизни, которые обычно ускользают от глаза исследователей-шовинистов. Она обнажает тот факт, что международная экономика во многом зависит на работе женщин, такой работе, о которой мы задумываемся крайне редко, в частности, она исследует создание и развитие международного рынка бананов. Она отмечает, что филиппинские женщины, работающие за границей, вносят больший вклад в экономику страны, чем государственные индустрии по производству сахара или добыче угля.

Крейг Мерфи пишет об Энло и других исследователях-феминистах: их работы в данной области заставляют нас переосмыслить то, как половые предрассудки в изучении международных отношений ограничивают то, что мы привыкли считать надежными источниками знания.

Джей Энн Тикнер – бывший Президент Ассоциации Международных Исследований, а также профессор Политических наук кафедры МО в Университете Южной Калифорнии. Ее подход можно отнести к позиционному (standpoint) феминизму: женщины обладают теми знаниями и тем опытом, который позволяет им иметь точку зрения на МО, которая должна быть рассмотрена наравне с мужской, которая вовсе не является универсальным законом. Тикнер обращает внимание на то, что классические реалистская, либеральная и марксистская традиции МО выросли из культурно обусловленных проявлениях мускулинности, которые на первый план выносили ценности автономии, независимости и силы.

Тикнер предлагает новую концепцию национальной безопасности, высказывая некоторые практические предложения, касающиеся политической иерархии. В частности, она считает необходимым увеличение числа женщин на высоких позициях в государственном аппарате. Ее конечная цель – не выстраивание системы безопасности на феминных началах, вместе маскулинных, но построить такую систему, которая не будет гендерно ориентирована.

Использованная литература.

1. Феминизм в современных международных отношения. Дипломная работа. МГИМО , МЭО. – 2011.

2. The Basics International Relations. Juanita Elias, Peter Sutch.

3. Fifty Key Thnikers IR. Martin Griffiths, Steven C. Roach, M. Scott Solomon.

Вы можете поделиться своими знаниями, улучшив их ( как? ) Согласно рекомендациям соответствующих проектов .

Феминизм в международных отношениях , является школой мысли , которые могут быть классифицированы в подходах радикальных . Эту теорию поддерживают несколько авторов, в том числе Дж. Энн Тикнер , Синтия Энло , Марисия Залевски, Кэрол Кон и др.

По словам Тикнера, шесть принципов реализма в теории международных отношений Ханса Моргентау (национальный интерес, власть, внутренняя политика, автономия политика) основаны на одностороннем взгляде на реальность, который способствует мужественности. Ведущие теоретики международных отношений настолько игнорировали роль замкнутых женщин в актах воспроизводства и сотрудничества, что международные отношения стали восприниматься как анархические. Именно в этом смысле это радикальный подход, поскольку он противоположен реалистичному видению международных отношений, поскольку он основан на частичном и частичном описании, основанном на мужской точке зрения.

Фундаментальная идея этой теории состоит в том, что исследователи в области международных отношений забыли изучить вторую половину человечества, в то время как женщины активно присутствуют на международной арене ( в частности, НПО ), а действия женщин косвенно влияют на международные отношения. Женщины - матери и жены солдат, медсестры в больницах, проститутки на базах, и их роль игнорируется.

Резюме

Отзывы

Эта область исследований подверглась критике со стороны Роберта Кеохана и Фрэнсиса Фукуямы .

Английские ученые М. Лайт и Ф. Хэллидей выделяют четыре основных причины невнимания теории международных отношений к вопросам пола:

сфера взаимоотношений между полами традиционно рассматривалась как чисто внутриполитическая проблема;

сильная уверенность в том, что наука о международных отношениях нейтральна по отношению к проблемам пола;

сами феминисты довольно поздно обратились к международной тематике.

В 1997 г. Дж. Энн Тикнер предположила, что диалогу между феминистами и исследователями МО мешают три вида непонимания: 1) непонимание значения гендера; 2) различия онтологий и 3) эпистемологические отличия.

Классификация

Феминистские теории междисциплинарны и черпают знание как из социальных и естественных наук, так и из гуманитарных наук и философии. Они включают в себя множество гносеологических и методологических подходов. Главная исследовательская задача феминизма — объяснить подчинение женщин или несправедливую асимметрию между социальным и экономическим положением женщин и мужчин, а также найти способы избавления от этого. Сам феминизм неоднороден и делится на несколько течений.

Дифференциальный феминизм

Дифференциальный феминизм (англ.: differencefeminism) подчеркивает роль женщины в мировой политике именно в качестве женщины. Он исходит из наличия существенных гендерных различий, что некоторыми представителями данного течения объясняется биологическими различиями, но большинство теоретиков видит в этом различия социальные. По этой причине мужчины и женщины просто не способны одинаково выполнять одну и ту же работу. Дифференциальный феминизм указывает на важность взаимозависимости государств, соблюдения прав человека, ограниченности силовых методов, а также подчеркивает, что женщины в политике могут и должны играть особую роль, в частности, быть больше вовлечены в посредничество в конфликтных ситуациях, при принятии решений и т. д., поскольку женщины в среднем примерно на 10 % менее склонны поддерживать военные акции.

Либеральный феминизм

Либеральный феминизм (англ.: liberalfeminism) скептически относится к идеям дифференциального феминизма и делает акцент на равноправии мужчин и женщин, отмечая, что различия между полами порождены во многом стереотипами восприятия. Он нацелен на достижение равенства полов в рамках существующей социальной системы путем стирания существующих между мужчинами и женщинами различий, то есть особенности женской природы здесь не учитываются. Согласно теоретикам либерального феминизма, проблема состоит не в том, что женщины по-другому смотрят на мир, а в том, что они ограничены в своих возможностях быть вовлеченными в мировую политику. Так, по данным Дж. Сигера, в 1995 г. на Генеральной Ассамблее ООН делегации различных стран мира были представлены 80 % мужчин, а руководители делегаций вообще составляли 97 % мужчин.

Постмодернистский феминизм

В мире были три большие волны феминистского движения.

Примерно одновременно с избирательным правом - в первой половине XX в. - женщины добились также права на контроль над собственным телом, над репродукцией, иными словами - права на аборт. Эта борьба была наиболее тяжёлой, особенно в католических странах. Ныне действующий запрет на аборты в Польше и Португалии.

Ещё 150 лет назад в наиболее развитых странах мира женщины были лишены права на высшее образование, а часто - и на полное среднее. С борьбы за право на образование начинали русские феминистки - и добились его раньше, чем избирательного права. На Западе порядок был обратный - сначала избирательные и политические права, потом - равное образование.

Вторая волна феминизма поднялась в 60-х годах XX в. и совпала по времени с большим мировым освободительным процессом, где в одном ряду стояли провозглашение независимости бывших колоний, появление рок-музыки и противозачаточных средств, расцвет контркультурных движений, сексуальная революция. Вторая волна феминизма выдвинула лозунги социального и сексуального освобождения женщины. Именно теоретики и практики второй волны обратили внимание на то, что повседневное насилие и подавление женщин происходит не только в политике, но и в непубличной сфере домашних отношений, на работе, в сфере культуры и досуга. Именно эта волна сформулировала ведущую в современном феминизме теорию патриархата.

Борьба против мужского насилия, конечно, ещё далека от решающего успеха, но то, что начиная с 1970-х гг. (в России - с начала 1990-х гг.) во всём мире появилась сеть женских центров, убежищ для жертв семейного насилия, консультационных пунктов, горячих телефонных линий и т.п. - это тоже важное достижение женского движения.

В специальных исследованиях выделяется и третья волна феминизма (конец 1980-х гг. - настоящее время). Феминизм вступил в стабильную фазу создания теории; закончен период острой борьбы женщин за основные права, отработаны механизмы давления на власть, достигнуто некое равновесие сил. Но не все феминистки согласны с необходимостью выделять третью волну отдельно в свете пропагандируемых ею идей.

Феминистки третьей волны придерживаются противоположного мнения и считают, что равенство полов подразумевает отсутствие угнетения любого пола.

Английские ученые М. Лайт и Ф. Хэллидей выделяют четыре основных причины невнимания теории международных отношений к вопросам пола:

сфера взаимоотношений между полами традиционно рассматривалась как чисто внутриполитическая проблема;

сильная уверенность в том, что наука о международных отношениях нейтральна по отношению к проблемам пола;

сами феминисты довольно поздно обратились к международной тематике.

В 1997 г. Дж. Энн Тикнер предположила, что диалогу между феминистами и исследователями МО мешают три вида непонимания: 1) непонимание значения гендера; 2) различия онтологий и 3) эпистемологические отличия.

Классификация

Феминистские теории междисциплинарны и черпают знание как из социальных и естественных наук, так и из гуманитарных наук и философии. Они включают в себя множество гносеологических и методологических подходов. Главная исследовательская задача феминизма — объяснить подчинение женщин или несправедливую асимметрию между социальным и экономическим положением женщин и мужчин, а также найти способы избавления от этого. Сам феминизм неоднороден и делится на несколько течений.

Дифференциальный феминизм

Дифференциальный феминизм (англ.: differencefeminism) подчеркивает роль женщины в мировой политике именно в качестве женщины. Он исходит из наличия существенных гендерных различий, что некоторыми представителями данного течения объясняется биологическими различиями, но большинство теоретиков видит в этом различия социальные. По этой причине мужчины и женщины просто не способны одинаково выполнять одну и ту же работу. Дифференциальный феминизм указывает на важность взаимозависимости государств, соблюдения прав человека, ограниченности силовых методов, а также подчеркивает, что женщины в политике могут и должны играть особую роль, в частности, быть больше вовлечены в посредничество в конфликтных ситуациях, при принятии решений и т. д., поскольку женщины в среднем примерно на 10 % менее склонны поддерживать военные акции.

Либеральный феминизм

Либеральный феминизм (англ.: liberalfeminism) скептически относится к идеям дифференциального феминизма и делает акцент на равноправии мужчин и женщин, отмечая, что различия между полами порождены во многом стереотипами восприятия. Он нацелен на достижение равенства полов в рамках существующей социальной системы путем стирания существующих между мужчинами и женщинами различий, то есть особенности женской природы здесь не учитываются. Согласно теоретикам либерального феминизма, проблема состоит не в том, что женщины по-другому смотрят на мир, а в том, что они ограничены в своих возможностях быть вовлеченными в мировую политику. Так, по данным Дж. Сигера, в 1995 г. на Генеральной Ассамблее ООН делегации различных стран мира были представлены 80 % мужчин, а руководители делегаций вообще составляли 97 % мужчин.

Постмодернистский феминизм

В мире были три большие волны феминистского движения.

Примерно одновременно с избирательным правом - в первой половине XX в. - женщины добились также права на контроль над собственным телом, над репродукцией, иными словами - права на аборт. Эта борьба была наиболее тяжёлой, особенно в католических странах. Ныне действующий запрет на аборты в Польше и Португалии.

Ещё 150 лет назад в наиболее развитых странах мира женщины были лишены права на высшее образование, а часто - и на полное среднее. С борьбы за право на образование начинали русские феминистки - и добились его раньше, чем избирательного права. На Западе порядок был обратный - сначала избирательные и политические права, потом - равное образование.

Вторая волна феминизма поднялась в 60-х годах XX в. и совпала по времени с большим мировым освободительным процессом, где в одном ряду стояли провозглашение независимости бывших колоний, появление рок-музыки и противозачаточных средств, расцвет контркультурных движений, сексуальная революция. Вторая волна феминизма выдвинула лозунги социального и сексуального освобождения женщины. Именно теоретики и практики второй волны обратили внимание на то, что повседневное насилие и подавление женщин происходит не только в политике, но и в непубличной сфере домашних отношений, на работе, в сфере культуры и досуга. Именно эта волна сформулировала ведущую в современном феминизме теорию патриархата.

Борьба против мужского насилия, конечно, ещё далека от решающего успеха, но то, что начиная с 1970-х гг. (в России - с начала 1990-х гг.) во всём мире появилась сеть женских центров, убежищ для жертв семейного насилия, консультационных пунктов, горячих телефонных линий и т.п. - это тоже важное достижение женского движения.

В специальных исследованиях выделяется и третья волна феминизма (конец 1980-х гг. - настоящее время). Феминизм вступил в стабильную фазу создания теории; закончен период острой борьбы женщин за основные права, отработаны механизмы давления на власть, достигнуто некое равновесие сил. Но не все феминистки согласны с необходимостью выделять третью волну отдельно в свете пропагандируемых ею идей.

Феминистки третьей волны придерживаются противоположного мнения и считают, что равенство полов подразумевает отсутствие угнетения любого пола.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Читайте также: