Духовная грамота ивана 3 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Князь, известный своими дипломатическими талантами, сумел добиться доверия Узбек-хана, а вместе с тем и ярлыка на сбор дани с Руси.

Во имя отца и сына и святого духа. Я грешный, ничтожный раб божий Иван, пишу духовную грамоту, идя в Орду, никем не принуждаем, в здравом своем уме, в полном здоровье. На случай, если бог что решит о моей жизни, даю завещание сыновьям моим и княгине моей.

Завещаю сыновьям своим отчину свою Москву, а раздел учинил им такой. Дал я сыну старшему Семену: Можайск со всеми волостями, Коломну со всеми Коломенскими волостями, Городенку, Мезыню, Песочную и Середокоротну, Похряне, Устьмерску, Брошевую, Гвоздну, Ивани деревни, Маковец, Левичин, Скульнев, Канев, Гжель, Горетову, Горки, село Астафьевское, село на Северске в Похрянском уезде, село Константиновское, село Оринйнское, село Островское, село Ко-потенское, сельцо Микульское, село Малаховское, село Напрудское у города. А при своей жизни дал я сыну моему Семену: 4 цепи золотых, 3 пояса золотых, 2 чаши золотых с жемчугами, блюдце золотое с жемчугом, с драгоценными камнями, 2 ковша золотых больших; и из посуды серебряной дал ему 3 блюда. серебряных.

Даю сыну моему Ивану: Звенигород, Кремичну, Рузу, Фоминское, Суходол, Великую слободу, Замошскую слободу, Угож, Ростовцы, Окать-еву слободку, Скирминовское, Тростну, Негучу; а села: Рюховское, село Каменецкое, село Рузское, село Белжинское, село Максимовское, село Андреевское, село Вяземское, село Домонтовское, село в Замошской слободе, село Семчинское. А из золота я дал сыну моему Ивану: 4 цепи золотых, пояс золотой большой с жемчугом, с драгоценными камнями, пояс золотой с застежками, пояс, украшенный сердоликом, золотом окованный, 2 ковша золотых, 2 чашки круглых золотых, блюдо серебряное ездинское, 2 блюдца малых.

Я дал сыну моему Андрею: Лопасню, Северскую, Нарунижское, Серпухов, Нивну, Темну, Голичихи, Щитов, Перемышль, Ростовец, Тухачев; а села: село Талежское, село Серпуховское, село Колбасинское, село Нарское, село Перемышльское, село Битяговское, село Труфо-новское, село Ясиновское, село Коломенское, село Ногатинское. А из золота я дал сыну моему Андрею: 4 цепи золотых, пояс золотой фряжский с жемчугом, с драгоценными камнями, пояс золотой с крюком на багряном шелке, пояс золотой золотоордынский, 2 чаши золотые, 2 ковшика золотых малых, а из блюд—блюдо серебряное и два малых.

А княгине моей с меньшими детьми даю: Сурожик, Мушкину гору, Радонежское, Бели, Ворю, Черноголовль, на Воре слободку Софронов-скую, Вохну, Дейково, Раменье, Данилищеву слободку, Машев, Сельну, Гуслицу, Раменье, что было за княгинею; а села: село Михайловское, село Луцинское, село у озера, село Радонежское, село Дейгунинское, село Тыловское, Рогож, село Протасьевское, село Аристовское, село Топастенское, село Михайловское на Яузе, 2 села Коломенских. А из городских доходов даю княгине моей осмничее, а тамгою и другими доходами городскими поделятся сыновья мои; также и проездными торговыми пошлинами, которые у кого в уезде, то — тому, а оброком городским Васильцева веданья поделятся сыновья мои.

А что касается моих бортников и оброчников купленных, то которые у кого в росписи (значатся), то—тому.

А если, по моим грехам, татары будут доискиваться каких волостей и отнимут у вас, сыновей моих и у княгини моей, поделитесь вы опять этими волостями вместо тех.

А численных людей пусть ведают сыновья мои сообща, а моими людьми, купленными, в большом свертке, пусть поделятся сыновья мои.

А золото княгини моей Елены я отдал дочери своей Фетинье—14 обручей и ожерелье матери ее, монисто новое, что я сковал, а чело (головной убор) и гривну (обруч на шею) я дал при себе.

А что я добыл золота, что мне дал бог, и коробочку золотую, то отдал княгине моей с меньшими детьми.

А из одежд моих сыну моему Семену кожух красный жемчужный, шапку золотую; а сыну моему Ивану—кожух желтого шелка с жемчугом, епанчу большую с оплечьями; моему сыну Андрею—бугай (верхняя одежда) соболий с наплечниками, с крупным жемчугом, с драгоценными камнями, суконную одежду с оплечьями.

А 2 кожуха с нагрудьями, с жемчугом, что я теперь сделал, то дал меньшим детям своим Марии и Федосье с ожерельем.

А мои пояса серебряные пусть раздадут их попам.

А мои 100 рублей у Ески пусть раздадут по церквам.

А что осталось из моей посуды серебряной, тем пусть поделятся сыновья мои и княгиня моя.

А что останется из моих одежд, то пусть раздадут по попам и на Москве. Блюдо большое с 4 кольцами отдаю святой богородице Владимирской. Я сыну моему Семену дал стадо, а другое—Ивану, другими стадами моими пусть поделятся сыновья мои и княгиня моя. Кроме московских сел, даю сыну моему Семену села свои купленные: село Аваковское в Новгороде на Улале, а другое во Владимире— Борисовское.

А села, что я купил, Петровское, Алексинское, Вседобричь и Павловское на Масе (половину купил, а половину выменял у митрополита) и сельца на Масе, что я купил у Афинея, то даю сыну моему Ивану.

А что я купил села Варварское и Меловское у Юрьева, что выменял на Матвеищевское село, то даю сыну моему Андрею.

А село Павловское (купля бабки нашей) и новое сельцо, что я купил, и Александр святой, что я купил в Костроме, то даю княгине своей.

А село, что я купил в Ростове,—Богородицкое, то отдал Бориску Воркову, если он будет служить какому-либо сыну моему, село будет ва ним, а если он не будет служить детям моим, пусть отнимут (у него) село.

А сельцо на Кержаче, что я купил у игумена Прокофия, другое— Леонтьевское, третье Шараповское, то отдаю святому Александру для своего поминовения.

А завещаю тебе, сыну моему Семену, братьев твоих младших и княгиню мою с меньшими детьми: после бога ты будешь о них заботиться.

А кто эту мою грамоту нарушит, пусть судит его бог.

А на это свидетели: отец мой духовный Ефрем, отец мой духовный Феодосии, отец мой духовный поп Давыд.

Уроки истории: что такое духовная грамота?

История народа — его главное сокровище и память, которую не забыть спустя много столетий. Интересуясь фактами о жизни своих предков, мы часто замечаем, что информация окутана тайнами и глубоким смыслом. Многие пытаются узнать, что такое духовная грамота, как ее понять и расшифровать. Некоторые исследователи дают понятию следующее определение: духовная грамота — один из самых важных источников русской средневековой истории, некое завещание, адресованное не только конкретным лицам, но и целому народу, и потомкам.

Завещания князей

В древности, чтобы понять, чем владеет удельный князь, достаточно было лишь взглянуть на его духовную грамоту. Она давала детальную информацию о собственности хозяина, о причинах и способах её приобретения. Благодаря записанным сведениям, в необычайном завещании мы можем проследить динамику собирания или дробления княжеских земель и богатств. В средневековье о том, что такое духовная грамота, знали практически все. Манускрипты долго и бережно хранились, ведь к документам раньше относились очень трепетно. До наших дней дошел сборник завещаний великих московских князей.

Жизнь и деятельность Ивана Калиты

Одной из самых замечательных и ценных считается духовная грамота Ивана Калиты. Это был истинно Великий Князь, который родился в 1283 году и прошел трудный путь, прежде чем стать известным и почитаемым человеком уже при жизни. В самом начале своего правления князь добился огромных результатов. Его уважали за умение найти общий язык с людьми, а также за настойчивость и целеустремленность. Благодаря Великому Ивану, экономическая и политическая жизнь союза Московского княжества и Золотой Орды пришла в гармонию. Калита был беспощаден с предателями и строг со своим народом, любые противостояния всегда пресекались им с легкостью.

Уроки истории: что такое духовная грамота?

Духовная грамоты Ивана Калиты

Духовная грамота Калиты составлялась долгое время, в очень тяжелый исторический период для России. В начале завещания есть указание на состояние здоровья князя. Он уверял, что все с ним в порядке психически и что физических отклонений тоже нет. За свою жизнь Калита накопил достаточный капитал, который и завещал своим сыновьям и супруге, княгине Ульяне. В документе Иван перечислил все свои сбережения, которые достались ему в наследство от отца, деда, и те, которые он заработал самостоятельно. К слову сказать, их было немало. На тот момент Великий Князь был владельцем нескольких городов, к их числу относились Руза, Звенигород, Можайск, Серпухов, Коломна. Ивану Калите принадлежали десятки сел и волостей.

Уроки истории: что такое духовная грамота?

Завещание Калиты в наши дни

К сожалению, немногие знают, что такое духовная грамота, но никогда не поздно прочесть ее и проникнуться событиями тысячелетней давности. Например, завещание Ивана Калиты сейчас доступно каждому человеку. Существует два варианта духовной грамоты Великого Князя, каждый из которых заслуживает внимания.

Александр Сергеевич

Александр Сергеевич

Александр Сергеевич запись закреплена
Злой московит

Разбор завещания Ивана Калиты.

«Духовная грамота (завещание) была составлена заранее. Она дошла до наших дней в двух экземплярах, которые различаются лишь тем, что во втором упомянуто несколько больше сел и волостей. Историки до сих пор спорят о том, один ли это документ в двух вариантах – или два самостоятельных акта, составленных в разное время. Как бы там ни было, вполне очевидно, что оба экземпляра грамоты уже существовали весной 1339 года, когда Иван был в Орде.

Сложнейшей задачей было распределение между наследниками сосредоточенных в руках Ивана Даниловича земель, сильно различавшихся по их военно-стратегическому значению, юридическому статусу и хозяйственной ценности. Раздел должен был устранить возможные поводы для споров между сыновьями Калиты, а также обеспечить имущественные интересы их мачехи – княгини Ульяны с ее двумя дочерьми. Исследования духовной грамоты показывают, что Калита сумел найти удачное решение. Его завещание не стало поводом для раздоров (как, например, завещание Дмитрия Донского), а, напротив, послужило основой для сплочения московского княжеского дома. Примечательно, что доля старшего сына Семена (получившего из городов Можайск и Коломну) превосходила уделы младших братьев. В этом проявилась дальновидность Калиты. Явное материальное превосходство старшего брата сдерживало младших от мятежей. Последующие московские князья не только придерживались этого принципа, но и постоянно увеличивали надел старшего сына.

Душевные грамоты — завещания — являются важным источником по русской средневековой истории. Душевные грамоты князей особенно ценны: они показывают, чем владели князья, иногда — как они приобрели то или иное имущество, позволяют проследить процесс собирания или дробления земель соответствующих княжеств. Княжеские духовные грамоты хранились достаточно бережно как ценные актуальные документы, и потому сохранились относительно хорошо. Старейшие сохранившиеся завещания московских князей — две душевные грамоты Ивана Даниловича Калиты (правил Москвой с 1325 по 1340 гг.), изданные в 1336 и 1339 гг. перед поездками в Орду. Это были трудные и опасные предприятия, поэтому князь обоснованно опасался за свою жизнь и желал сделать распоряжения на случай гибели.

Начало возвышения Московского княжества традиционно связывают с именем князя Ивана Даниловича по прозвищу Калита, внука Александра Невского. Впервые он появляется в источниках в связи с событиями 1296 г. Тогда его отец, московский князь Даниил Александрович, призванный новгородцами на княжение, отправил туда сына как наместника. Вероятно, будущему князю в то время было примерно 14-15 лет.

В 1303 г., после смерти отца, Московский княжеский стол наследовал старший брат Ивана Даниловича, Юрий. Отношения между ними были дружественные. В том же году братья совместно совершили поход на Можайск и окончательно присоединили этот город к Московскому княжеству. Спустя два год, когда Юрий уехал в Орду, рассчитывая получить ярлык на титул великого князя Владимирского, Иван получил в удел небольшой город Переяславль-Залесский, находившийся под властью московских князей. В то время начиналось острое соперничество между московскими и тверскими князьями за первенство в Северо-Восточной Руси. В этой борьбе Иван неизменно оставался союзником брата Юрия, не раз воевавшего с Михаилом Ярославичем Тверским и его сыновьями.

По-видимому, именно Ивана Юрий оставлял управлять Москвой во время своих нередких отлучек в военные походы. Выполнял Иван и дипломатические поручения: в 1317 г. ездил договариваться с новгородцами о совместных действиях против Твери. С 1320 по 1322 гг. жил в Орде как заложник.

В ноябре 1325 г. Юрий Данилович был убит в Орде своим соперником, тверским князем Дмитрием Михайловичем по прозвищу Грозные Очи. Иван, последний оставшийся к тому времени в живых сын князя Даниила Александровича, наследовал московский престол. Но титул великого князя Владимирского стался за Тверью. Хотя хан Узбек казнил Дмитрия Грозные Очи за совершенный им самосуд, ярлык на великое княжение получил его младший брату Александр Михайлович.

Иван Данилович дождался своего часа два года спустя. В августе 1327 г. в Твери вспыхнуло восстание против ордынского отряда во главе с послом Чолханом (в русских источниках его называют Щелканом). Князь Александр поддержал выступление против татаро-монголов. Узнав об этом, Иван немедленно отправился в Орду, а затем принял активное участие в карательном походе монголов на Тверское княжество зимой 1327/28 г. За проявленную верность хан Узбек дал Ивану Даниловичу ярлык на половину великого княжения. Соправителем московского князя стал суздальский князь Александр Васильевич, которому достались Владимир и нижегородское Поволжье. Иван Данилович получил Великий Новгород и Кострому.

В 1328 г. Калита вновь посетил Орду. Хан Узбек приказал ему вновь начать войну против Твери и привезти в Орду Александра Михайловича, который нашел убежище в Пскове, на крайнем западе русских земель. Московский князь вместе с новгородцами отправил к Александру послов с требованием приехать к хану. Тверской князь ответил отказом. В 1329 г. Иван Данилович прибыл в Новгород, где был возведен на новгородский стол. Оттуда он со многими другими русскими князьями и новгородской ратью пошел на Псков. Александр Михайлович бежал в Литву, Калита заключил с псковичами мир.

В 1331 г. скончался соправитель Калиты Александр Васильевич Суздальский. Иван Данилович отправился в Орду и благодаря щедрой раздаче подарков и обещанию бóльших выплат наконец получил ярлык на все великое княжение. Чтобы выполнить данные в Орде обязательства, Калите пришлось просить крупную сумму у новгородцев. Это привело к конфликту Москвы с Новгородом. В ходе этого противостояния Калита занял Торжок и Бежецкий Верх. Зимой 1332-1333 г. Иван Данилович был вызван в Орду, где, по-видимому, сумел заплатить обещанную сумму.

В 1337 г. возобновилось противостояние Ивана Даниловича с Александром Тверским. Тот смог получить от хана Узбека прощение, вернулся на тверской стол и попытался восстановить прежнее влияние. Опасаясь ослабления своих позиций, в 1339 г. Калита ездил в Орду с двумя сыновьями, затем отправил туда всех сыновей. Одновременно у хана побывали Александр Михайлович и другие русские князья. Политическая ситуация при ханском дворе вновь сложилась в пользу московского князя. 28 октября 1339 г. Александр Тверской и его сын Федор по повелению хана были казнены в Орде. Последовавшей затем зимой Калита помог организовать совместный поход ордынско-русского войска на Смоленск, который признал власть Литовского великого князя Гедимина. Впрочем, сам Калита не принял участия в боевых действиях.

Важным успехом политики московского князя стало укрепление дружественных отношений с церковью, начавшееся еще при Юрии Даниловиче. На церковном соборе в Переяславле (состоялся около 1310 г.) московские князья защитили митрополита всея Руси Петра от обвинений, выдвинутых Тверским епископом Андреем. После этого Петр неизменно поддерживал московских правителей в их борьбе с тверскими князьями. Он часто приезжал в Москву к Ивану Даниловичу и подолгу жил там. В Москве же Петр и скончался, и был похоронен в основанном им вместе с великим князем Успенском соборе Московского Кремля. В 1339 г. Калита добился у Константинопольского патриарха разрешения почитать митрополита Петра как святого. Ивану Даниловичу удалось поддерживать хорошие отношения и с преемником Петра — греком Феогностом, который прибыл на Русь в 1328 г. В 1329 г. Феогност поддержал действия Ивана Даниловича против Александра Тверского: митрополит отлучил от церкви тверского князя и псковичей и тем самым вынудил Александра покинуть Псков.

В начале 1340 г., предчувствуя скорую кончину, московский князь постригся в монахи с именем Ананий, затем принял схиму (высшую ступень монашества) и через несколько недель скончался.

Во имя Отця и Сына и Святаго Духа, се яз, грешныи худыи раб Божии Иван, пишу душевную грамоту, ида във Орду, никимь не нужен, целымь своимь оумомь, в своемь здоровьи. Аже бог что розгадаеть о моемь животе, даю ряд сыном своим и княгини своеи.

1. Приказываю сыном своим очину свою Москву. А се есмь им роздел оучинил.

2. Се дал есмь сыну своему бо[лше]му Семену: Можаеск со всими волостьми, Коломну со всими Колом[ен]скими волостьми, Городенку, Мезыню, Песочну, и Середокоротну, Похряне, Оусть-Мерьску, Брошевую, Гвоздну, Ивани, Деревни, Маковець, Левичин, Скулнев, Канев, Гжелю, Горетову, Горки, село Лысцевьское, село на Северьсце в Похряньском оуезде, село Костянтиновское, село Орининьское, село Островьское, село Копотеньское, селце Микульское, село Малаховьское, село Напрудьское оу города.

3. А при своемь животе дал есмь сыну своему Семену: 4 чепи золоты, 3 поясы золоты, 2 чаши золоты с женчюги, блюдце золото с женчюгомь с каменьем, 2 чума золота болшая. А ис судов ис серебрьных дал есмь ему 3 блюда серьбрьна.

4. А се даю сыну своему Ивану: Звенигород, Кремичну, Рузу, Фоминьское, Суходол, Великую свободу, Замошьскую свoбоду, Оугожь, Ростовци, Окатьеву свободку, Скирминовьское, Тростну, Негучю. А села: село Рюховьское, село Каменичское, село Рузьское, село Белжиньское, село Максимовское, село Андреевское, село Вяземьское, с[ело До]монтовское, село в Замошьскои свободе, село Семциньское.

5. А из золота дал есмь сыну своему Ивану: 4 чепи золоты, пояс золот болшии с женчюгомь с каменьемь, погас золот с капторгами, пояс сердоничен, золотомь окован, 2 овкача золота, 2 чаш[к]и круглыи золоты, блюдо серебрьно Ездниньское, 2 блюдци меншии.

6. А се дал есмь сыну своему Андрею: Лопастну, Северьску, Наруниж[ское, Серпо]хов, Нивну, Темну, Голичичи, Щитов, Перемышль, Растовець, Тухачев. А се села: село Талежьское, село Серпоховьское, село Колбасиньское, село Нарьское, село Перемышльское, село Битяговьское, село Труфоновьское, село Ясиновьское, село Коломнинское, село Ногатиньское.

7. А из золота дал есмь сыну своему Андрею: 4 чепи золоты, пояс золот фрязьскии с женчюгомь с каменьемь, пояс золот с крюкомь на чьрвьчать шелку, пояс золот цесаревьскии, 2 чары золоты, 2 чумка золота меншая; а из блюд, – блюдо серебрьно, а два малая.

8. А се даю княгини своеи с меншими детми: Сурожик, Мушкову гору, Радонежьское, Бели, Воря, Черноголовль, на Вори свободка Софроновьская, Вохна, Деиково раменье, Данилищова свободка, Машев, Селна, Гуслиця, Раменье, что было за княгинею. А села: село Михаиловьское, село Луциньское, село оу озера, село Радонежьское, село Деигуниньское, село Тыловское, Рогожь, село Протасьевское, село Аристовское, село Лопастеньское, село Михаиловское на Яоузе, 2 селе Коломеньскии.

9. А из городских волостии даю княгини своеи осмничее.

10. А тамгою и иными волостми городскими поделяться сынове мои.

11. Тако же и мыты, которыи в которого оуезде, то тому.

12. А оброкомь медовымь городскимь Василцева веданья поделяться сынове мои.

13. А что моих бортников и оброчников купленых, которыи в которого росписи, то того.

14. А по моим грехом, ци имуть искати татарове которых волостии, а отыимуться, вам, сыном моим, и княгини моеи поделити вы ся опять тыми волостми на то место.

15. А числьныи люди ведають сынове мои собча, а блюдуть вси с одиного.

16. А что мои люди куплении в великом свертце, а тыми ся поделять сынове мои

17. А что золото княгини моее Оленино, а то есмь дал дчери своеи Фетиньи, 14 обручи и ожерелье матери ее. Монисто новое, что есмь сковал, а чело и гривну, то есмь дал при сoбе.

18. А что есмь придобыл золота, что ми дал бог, и коробочку золотую, а то есмь дал княгини своеи с меншими детми.

19. А ис порт из моих сыну моему Семену: кожух черленыи женчужныи, шапка золотая.

20. А Ивану, сыну моему: кожух желтая обирь с жьнчугомь, коць великии с бармами.

21. Андрею, сыну моему: бугаи соболии с наплечки с великимь женчюгомь с каменьем, скорлатное портище с бармами.

22. А что есмь нынеча нарядил 2 кожуха с аламы с женчюгомь, а то есмь дал меншим детем своим, Марьи же Федосьи, ожерельем.

23. А что моих поясов серебрьных, а то роздадять по пискупьям.

24. А что мое 100 руб. у Ески, а то роздадять по церквам.

25. А что ся остало из моих судов из серебрьных, а тым поделяться сынове мои и княгини моя.

26. А что ся останеть моих порт, а то роздадять по всим пискупьям и на Москве.

27. А блюдо великое о 4 колця, а то даю святеи Богородици Володимерскои.

28. А что есмь дал сыну своему Семену стадце, а другое Ивану, а иными стады моими поделятся сынове мои и княгини моя.

29. А прочь Московьских сел, даю сыну своему Семену села своя купленая: село Аваковское в Новегороде на Оулале, другое в Володимери Борисовское.

30. А что есмь купил село Петровское, и Олексиньское, Вседобричь, и Павловьское на Масе, половину есмь купил, а половину есмь сменил с митрополитом [лакуна в 10-11 букв] а селця на Масе, что есмь купил у Афинея, то даю сыну своему Ивану.

31. А что есмь купил село Варварьское и Поеловьское оу Юрьева, что есмь сменил на Матфеищовьское село, то даю сыну своему Андрею.

32. А что село Павловское, бабы нашее купля, и Новое селце, что есмь купил, и Олександр святыи, что есмь купил на Костроме, то даю княгини своеи.

33. А что есмь купил село в Ростове Богородичское, а дал есмь Бориску Воръкову, аже иметь сыну моему которому служити, село будет за нимь, не иметь ли служити детем моим, село отоимут.

34. А что есмь прикупил селце на Кержачи оу Прокопья у игумна, другое Леонтиевское, третье Шараповское, а то даю святому Олександру собе в поминанье.

35. А приказываю тобе, сыну своему Семену, братью твою молодшую и княгиню свою с меншими детми, по бозе ты им будешь печалник.

А кто [сю] грамоту порушит, судить ему Бог.

А на се послуси: отець мои душевныи Еф[ре]м, отець мои душевныи Федосии, o[тець мои] душевныи, поп Давыд.

На лицевой стороне грамоты след от прикрепления печати.

Борисов Н.С. Иван Калита. М., 1995.

Горский А.А. Москва и Орда. М., 2003.

Кучкин В.А. Формирование государственно территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. М., 1984.

Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV–XV вв. М., 1960.

Читайте также: