Воля к власти ницше кратко

Обновлено: 04.07.2024

Это понятие является главным в философии Ницше. Он создал его, опираясь главным образом на два основных источника: Шопенгауэра и греческую философию. Шопенгауэр заимствовал из восточной философии идею о том, что мир движим безбрежной слепой волей. Ницше признал мощь этой идеи и перетолковал ее в отношении человека. В отношении греческой философии Ницше сделал вывод, что движущей силой этой цивилизации было скорее стремление к мощи, чем что-либо полезное или непосредственно выгодное.

Ницше пришел к выводу, что человечество движимо волей к власти. Основополагающим импульсом всех наших действий следует признавать только этот источник. Часто первоначальный смысл этой идеи искажается или даже извращается, но он всегда в этой идее содержится. Христианство со своей идеей смирения, братской любви и сострадания проповедовало абсолютно другое. Но в действительности это было не более чем искажение идеи воли к власти. Христианство – религия, поддерживающая рабов в эпоху Древнего Рима, и она никогда не избавится от своей рабской ментальности. Это была скорее воля к власти рабов, нежели воля к власти сильных мира сего.

Концепт Ницше воля к власти явился превосходным инструментом для анализа человеческих побуждений. Действия, которые до этого расценивались как благородные или бескорыстные, рассматриваются теперь как декадентские или неадекватные.

Но Ницше не смог ответить на два главных возражения. Если воля к власти является единственным мерилом, то как действия, возникшие не по его непосредственному предписанию, могут не быть дегенерирующими или извращенными? Возьмем, к примеру, жизнь святого или философа-аскета, такого как Спиноза (которым Ницше восхищался). Сказать, что святой или философ-аскет использовал свою волю к власти по отношению к себе – значило бы представлять себе это понятие столь же гибким, сколь бессмысленным. Во-вторых, понятие Ницше воля к власти содержит круг: если наше стремление понять мир исходит из воли к власти, то, безусловно, понятие воля к власти возникло в результате стремления Ницше понять мир. Но последнее слово в этой проницательной и рискованной концепции все же остается за Ницше: "Формы, в которых выражалось стремление к мощи, менялись с веками, но ее источником остается все тот же вулкан. Что когда-то выражалось в "стремлении к богу", сейчас выражается в стремлении к деньгам. Это то, что в данный момент создает непревзойденное чувство могущества" ("Утренняя заря", 204).

Сверхчеловек

Идея сверхчеловека - центральная в философии Ницше. Сверхчеловек тот, кто воплощает в своей жизни христианский идеал, выраженный апостолом Павлом: все мне позволено, но ничто не должно обладать мною. Сверхчеловек, тот, кто должен заменить умершего Бога, тот, кто творит свою жизнь сам, без подсказки, тот, кто свободен во всем, - не есть ли это один из тех мифов, которые обставляют горизонты нашего сознания? Реальный предмет размышлений Ницше - это человек, несущий в себе образ сверхчеловека. Такой человек - это мост между животным и человеком, это стрела, устремленная к идеалу сверхчеловека.

"Высшие люди", аристократы духа, аргонавты идеала - это не хозяева жизни. Тот, кто стремится воплотить в своей жизни идеал сверхчеловека, обречен погибнуть от руки тех, кто привержен к человеческому, слишком человеческому. Мученичество, героизм, свободная смерть - вот что ждет того, кто любит в себе и в других "дальнего".

Ницше не стеснен подобного рода моралью. Его единственной моралью является воля к власти. Однако удивляет то, что описанный Ницше сверхчеловек предполагает настолько наивный мир, что он не уступает ни одной комедии.

Прототипом ницшеанского сверхчеловека выступает Заратустра – невероятно горячий парень, в чьем поведении обнаруживаются опасные психические расстройства. Принято считать, что повесть о Заратустре задумывалась как притча. Но притча о чем? Притча о поведении. Притчи которыми Христос поучал в своей нагорной проповеди, на первый взгляд могут показаться почти по-детски простыми, – но если в них вдуматься, то они не покажутся уже ни детскими, ни простыми. Они проникновенны. Сказание о Заратустре также по-детски просто, но даже если хорошенько в него вдуматься, оно таким и останется. Но вопреки этому его учение очень глубоко. Ницше стремился не меньше, чем опровергнуть христианские ценности: каждый должен нести абсолютную ответственность за действия, совершенные им в этом мире. Каждый, будучи абсолютно свободным, должен сам создавать себе ценности. Никаких санкций, ни божественных, ни каких-либо еще, для его поступков быть не должно. Ницше предвидел воплощение этой идеи в ХХ веке. К несчастью, он создал также и руководство к действию в подобных условиях. Те, кто будут следовать этим предписаниям (этим утомительным капризам Заратустры), станут сверхлюдьми.




В книге "Так говорил Заратустра" Ницше (посредством своего героя) провозглашает: "Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором". ("Так говорил Заратустра", Часть первая, предисловие Заратустры, 3). В другом месте он заявляет: "Цель человечества должна быть не в его гибели, а в его лучших представителях" ("К генеалогии морали", Рассмотрение второе, 9). В этом смысле он совершенно свободно и необоснованно связывает понятие сверхчеловека с такими понятиями, как "благородство" и "родство". Но он говорил не на аристократическом расистском языке. Он имеет в виду нечто вполне определенное: "Альманах Готов: предел наказания" ("Воля к власти", 942 – исправленное издание 1906 или 1911 года; в издании Хертла этот отрывок был пропущен без указания на этот пропуск) и по другому поводу говорит следующее: "Когда я говорю о Платоне, Паскале, Спинозе и Гете, я чувствую, что их кровь течет во мне" (Издание Мусариона (1921-1929), полное собрание сочинений, том 21, 98). С точки зрения Ницше, кровь сверхчеловека содержит в себе кровь всех своих предков – и грека, и француза, и португальского еврея, и немца.Сверхчеловеквпервые появился в работе "Так говорил Заратустра"

Воля к власти

Это понятие является главным в философии Ницше. Он создал его, опираясь главным образом на два основных источника: Шопенгауэра и греческую философию. Шопенгауэр заимствовал из восточной философии идею о том, что мир движим безбрежной слепой волей. Ницше признал мощь этой идеи и перетолковал ее в отношении человека. В отношении греческой философии Ницше сделал вывод, что движущей силой этой цивилизации было скорее стремление к мощи, чем что-либо полезное или непосредственно выгодное.

Ницше пришел к выводу, что человечество движимо волей к власти. Основополагающим импульсом всех наших действий следует признавать только этот источник. Часто первоначальный смысл этой идеи искажается или даже извращается, но он всегда в этой идее содержится. Христианство со своей идеей смирения, братской любви и сострадания проповедовало абсолютно другое. Но в действительности это было не более чем искажение идеи воли к власти. Христианство – религия, поддерживающая рабов в эпоху Древнего Рима, и она никогда не избавится от своей рабской ментальности. Это была скорее воля к власти рабов, нежели воля к власти сильных мира сего.

Концепт Ницше воля к власти явился превосходным инструментом для анализа человеческих побуждений. Действия, которые до этого расценивались как благородные или бескорыстные, рассматриваются теперь как декадентские или неадекватные.

Но Ницше не смог ответить на два главных возражения. Если воля к власти является единственным мерилом, то как действия, возникшие не по его непосредственному предписанию, могут не быть дегенерирующими или извращенными? Возьмем, к примеру, жизнь святого или философа-аскета, такого как Спиноза (которым Ницше восхищался). Сказать, что святой или философ-аскет использовал свою волю к власти по отношению к себе – значило бы представлять себе это понятие столь же гибким, сколь бессмысленным. Во-вторых, понятие Ницше воля к власти содержит круг: если наше стремление понять мир исходит из воли к власти, то, безусловно, понятие воля к власти возникло в результате стремления Ницше понять мир. Но последнее слово в этой проницательной и рискованной концепции все же остается за Ницше: "Формы, в которых выражалось стремление к мощи, менялись с веками, но ее источником остается все тот же вулкан. Что когда-то выражалось в "стремлении к богу", сейчас выражается в стремлении к деньгам. Это то, что в данный момент создает непревзойденное чувство могущества" ("Утренняя заря", 204).

Сверхчеловек

Идея сверхчеловека - центральная в философии Ницше. Сверхчеловек тот, кто воплощает в своей жизни христианский идеал, выраженный апостолом Павлом: все мне позволено, но ничто не должно обладать мною. Сверхчеловек, тот, кто должен заменить умершего Бога, тот, кто творит свою жизнь сам, без подсказки, тот, кто свободен во всем, - не есть ли это один из тех мифов, которые обставляют горизонты нашего сознания? Реальный предмет размышлений Ницше - это человек, несущий в себе образ сверхчеловека. Такой человек - это мост между животным и человеком, это стрела, устремленная к идеалу сверхчеловека.

"Высшие люди", аристократы духа, аргонавты идеала - это не хозяева жизни. Тот, кто стремится воплотить в своей жизни идеал сверхчеловека, обречен погибнуть от руки тех, кто привержен к человеческому, слишком человеческому. Мученичество, героизм, свободная смерть - вот что ждет того, кто любит в себе и в других "дальнего".

Ницше не стеснен подобного рода моралью. Его единственной моралью является воля к власти. Однако удивляет то, что описанный Ницше сверхчеловек предполагает настолько наивный мир, что он не уступает ни одной комедии.

Прототипом ницшеанского сверхчеловека выступает Заратустра – невероятно горячий парень, в чьем поведении обнаруживаются опасные психические расстройства. Принято считать, что повесть о Заратустре задумывалась как притча. Но притча о чем? Притча о поведении. Притчи которыми Христос поучал в своей нагорной проповеди, на первый взгляд могут показаться почти по-детски простыми, – но если в них вдуматься, то они не покажутся уже ни детскими, ни простыми. Они проникновенны. Сказание о Заратустре также по-детски просто, но даже если хорошенько в него вдуматься, оно таким и останется. Но вопреки этому его учение очень глубоко. Ницше стремился не меньше, чем опровергнуть христианские ценности: каждый должен нести абсолютную ответственность за действия, совершенные им в этом мире. Каждый, будучи абсолютно свободным, должен сам создавать себе ценности. Никаких санкций, ни божественных, ни каких-либо еще, для его поступков быть не должно. Ницше предвидел воплощение этой идеи в ХХ веке. К несчастью, он создал также и руководство к действию в подобных условиях. Те, кто будут следовать этим предписаниям (этим утомительным капризам Заратустры), станут сверхлюдьми.

В книге "Так говорил Заратустра" Ницше (посредством своего героя) провозглашает: "Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором". ("Так говорил Заратустра", Часть первая, предисловие Заратустры, 3). В другом месте он заявляет: "Цель человечества должна быть не в его гибели, а в его лучших представителях" ("К генеалогии морали", Рассмотрение второе, 9). В этом смысле он совершенно свободно и необоснованно связывает понятие сверхчеловека с такими понятиями, как "благородство" и "родство". Но он говорил не на аристократическом расистском языке. Он имеет в виду нечто вполне определенное: "Альманах Готов: предел наказания" ("Воля к власти", 942 – исправленное издание 1906 или 1911 года; в издании Хертла этот отрывок был пропущен без указания на этот пропуск) и по другому поводу говорит следующее: "Когда я говорю о Платоне, Паскале, Спинозе и Гете, я чувствую, что их кровь течет во мне" (Издание Мусариона (1921-1929), полное собрание сочинений, том 21, 98). С точки зрения Ницше, кровь сверхчеловека содержит в себе кровь всех своих предков – и грека, и француза, и португальского еврея, и немца.Сверхчеловеквпервые появился в работе "Так говорил Заратустра"

Труды немецкого философа Фридриха Ницше стали, по сути, первыми в мировой истории философскими бестселлерами. Его философия не оправдывает ни одно из существующих явлений. Она прокладывает пути к новому. Правильнее всего было бы назвать ее мировоззрением, воспитывающим свободного человека.

Фридрих Вильгельм Ницше родился в деревушке Реккен на востоке Германии 15 октября 1844 г. в семье деревенского пастора. Подростком он отправляется на учебу в Пфорту —гуманистическую гимназию, размещавшуюся в стенах бывшего монастыря. Ницше делает большие успехи в учебе, проявляя значительные способности к филологии и музыке (один его романс был на стихи А.С. Пушкина).

Затем Ницше учился в Боннском и Лейпцигском университетах, где приобрел прекрасную репутацию в научных кругах. Еще до окончания университета талантливый филолог получил беспрецедентное для студента предложение – профессорскую кафедру в Базельском университете. В 23 года на основании одной лишь своей дипломной работы и даже без сдачи выпускных экзаменов Фридрих Ницше становится профессором.

Книга написана в афористичной манере. Некоторые исследователи объясняют это неспособностью к систематическому мышлению или плачевным состоянием здоровья философа. Другие же считают, что Ницше использует афоризм как форму, предполагающую новую концепцию философии, новый образ мыслителя и мысли. Именно афоризм – наиболее адекватный способ выражения уникального опыта философа.

Напоминаем, что этот текст – краткое изложение книги

Властитель дум нескольких поколений

«Я учу говорить “нет” всему, что ослабляет, что истощает…

Труды немецкого философа Фридриха Ницше стали, по сути, первыми в мировой истории философскими бестселлерами. Его философия не оправдывает ни одно из существующих явлений. Она прокладывает пути к новому. Правильнее всего было бы назвать ее мировоззрением, воспитывающим свободного человека.

Фридрих Вильгельм Ницше родился в деревушке Реккен на востоке Германии 15 октября 1844 г. в семье деревенского пастора. Подростком он отправляется на учебу в Пфорту – гуманистическую гимназию, размещавшуюся в стенах бывшего монастыря. Ницше делает большие успехи в учебе, проявляя значительные способности к филологии и музыке (один его романс был на стихи А.С. Пушкина).

Затем Ницше учился в Боннском и Лейпцигском университетах, где приобрел прекрасную репутацию в научных кругах. Еще до окончания университета талантливый филолог получил беспрецедентное для студента предложение – профессорскую кафедру в Базельском университете. В 23 года на основании одной лишь своей дипломной работы и даже без сдачи выпускных экзаменов Фридрих Ницше становится профессором.

В 1879 г. Ницше покидает кафедру. Болезнь между тем обостряется. Ницше ведет замкнутый, уединенный образ жизни, вдали не только от друзей и родных, но и от больших городов и интеллектуальных центров Европы. Именно в это время Ницше создает свои основные труды. Его творческая деятельность обрывается в начале 1889 г. в связи с душевной болезнью. С тех пор Ницше живет в Германии, где о нем заботятся мать и сестра. Скончался он 25 августа 1900 г. в психиатрической лечебнице в Веймаре.

…как-то в гостиной зале гимназии, где учился Ницше, зашел разговор о легендарном поступке Муция Сцеволы, опустившего руку в огонь, чтобы подтвердить свою решимость. Кто-то из учеников засомневался, что это могло быть на самом деле. Фридрих не нашел лучшего аргумента, как самому подойти к камину и сжать в ладони тлеющую головню.

…музыкальность и романтичность натуры делали Ницше необычайно мягким и ранимым человеком. Именно эти свойства он выжигал каленым железом в своих книгах, но в жизни ничего не мог с ними поделать. Современники знали его как подчеркнуто вежливого, всегда ровного и почти по-женски мягкого человека. Простым людям в Италии и Швейцарии он казался почти святым, в Генуе его так и звали – santo, отчасти и в том значении, какое применяют к чудаку, не заботящемуся о собственных интересах.

…в январе 1889 г. Ницше был препровожден полицейским домой после того, как на оживленной площади обнял лошадь, чтобы загородить ее от ударов кучерского кнута, и перекрыл таким образом уличное движение.

Однако антихристианство Ницше вовсе не означает вседозволенности. Человеческая жизнь – это эксперимент, который каждый проводит по своим правилам. И отсутствие карающего и вознаграждающего Бога предельно усложняет эти правила, снова и снова ставя человека перед нелегким и божественным по сути выбором.

В XX в. самые разные художественные и идеологические течения пытались взять на вооружение идеи Ницше и как бы присвоить их себе. В искусстве он в равной степени повлиял на символистов, футуристов и творцов социалистического реализма – на таких разных авторов, как Андрей Белый, Маяковский и Горький. В 30–40-е гг. его вовсю цитировали вожди фашистских режимов, но в то же самое время он формировал мировоззрение будущих идеологов левого движения, революции 1968 г. Он в равной степени притягивает к себе тех, кто стремится к честности, и тех, кто просто любит провоцировать. Он притягивает к себе крайности, но сам ускользает от них. Философию Ницше нельзя назвать ни фашистской, ни анархистской, ни консервативной, ни революционной. Это – философия, не оправдывающая ни одно из существующих явлений. Она прокладывает путь к новому. Это философия свободного человека.

О воле к власти

Сама жизнь ценится мною как инстинкт роста, устойчивости, накопления сил, власти: где недостает воли к власти, там упадок.

Где понижается воля к власти в какой бы то ни было форме, там всякий раз происходит также и физиологический спад, decadence.

Где ни находил я живое, там слышал я и речь о повиновении. Все живое есть нечто повинующееся. Тому повелевают, кто не может повиноваться самому себе. Повелевать труднее, чем повиноваться. И не только потому, что повелевающий несет бремя повинующегося и что легко может это бремя раздавить его: всегда, повелевая, живущее рискует собой.


В философии Ницше воля становится не просто одним из терминов, сквозь призму воли Ницше объясняет все совершающееся. Воля для Ницше – это принцип, который структурирует всю идейное содержание его философии. По Ницше, воля к власти есть неотъемлемая часть всех жизненных явлений, которую нельзя втиснуть в рамки философской категории, поскольку она шире всякой категории.


Сама жизнь для Ницше – это безостановочный процесс столкновения множества индивидуальных воль, которые хотят стать еще сильнее, то есть получить больше власти. Волю нельзя постичь через логику, как жизненно стихийное явление она не поддается рациональному объяснению, выходит за пределы познавательных возможностей человека.

Поскольку философия Ницше есть философия жизни, то мы не найдем итога, которым он завершает свои размышления о жизни как хаотическом, находящемся в постоянном становлении потока.

Читайте также: