Рождение новой религии 6 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Учитель: Ислам - одна из трех монотеистических мировых религий. Основа исламской догматики представляет собой веру в Аллаха, как единого Бога, пророка Мухаммеда, Коран и Судный день. Современный ислам является самой быстро распространяющейся религией: каждый год число верующих вырастает на 2,5% . По прогнозам, через двадцать лет количество приверженцев ислама сравняется с количеством христиан.

Ученый-археолог: Аравия и её обитатели. К юго-востоку от азиатских владений Византии жили многочисленные племена арабов. Прежде мало кому известные, в VII веке они заставили о себе заговорить и в Азии, и в Европе.

Арабы относятся к числу семитских народов. С историей их родственников – евреев, ассирийцев, финикийцев – вы уже знакомы из курса истории Древнего мира. Арабы осознавали своё родство с евреями, считая своим предком Измаила – сына библейского Авраама. Последний, таким образом, являлся общим предком арабов и евреев.

Он призывал жителей Мекки и всех остальных арабов отказаться от многобожия и уверовать в единого Бога – Аллаха, раскаяться в грехах, вести праведную жизнь и готовить себя к грядущему Божьему суду. Он обличал тех, кто несправедливо нажил богатство, призывал богачей помогать бедным и слабым. Себя он называл посланником Аллаха, его пророком. Причём подчёркивал, что Аллах уже направлял к людям посланников, но люди не слушали их и были наказаны за это. Среди своих предшественников Мухаммед называл Мусу (так по-арабски звучало имя библейского Моисея) и Ису (Иисуса). Таким образом, новая вера представала не новшеством, а восстановлением истинной веры Авраама. Мухаммед надеялся, что такая проповедь объединит и язычников, и христиан, и иудеев.

Ближайшие родственники и друзья поддержали Мухаммеда, но остальные мекканцы враждебно отнеслись к его пророчествам, осудив отступничество от веры предков. Возможно, влиятельные мекканцы боялись, что с утверждением новой веры Кааба придёт в запустение и немалые доходы, которые они получали от языческих паломников, резко сократятся. Много лет Мухаммед безуспешно пытался обратить сограждан в новую веру.

Ислам.

Учитель: Ислам сыграл важнейшую роль в политической, социальной и религиозной жизни человечества, ведь стал не только мировой религией, но и подарил миру непревзойденное самобытное искусство и новую жизненную философию.

Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное .


Какие изменения произошли у арабов с принятием ислама?

В чём причины появления ислама?

1. Аравия и её обитатели. К юго-востоку от азиатских владений Византии жили племена арабов. Прежде мало кому известные, в VII веке они заставили о себе заговорить и в Азии, и в Европе.

Арабы относятся к числу семитских народов. С историей их родственников — евреев, ассирийцев и финикийцев — вы уже знакомы из курса истории Древнего мира. Арабы осознавали своё родство с евреями, считая своим предком Измаила — сына библейского Авраама.

Без верблюда большая часть Аравии была бы вообще недоступной для человека. Бедуин питался молоком и мясом верблюда, изготавливал одежду и жилище из верблюжьей шерсти, верхом на верблюде сражался с врагами. Лошадей, далеко не столь неприхотливых, обычно имели только богатые люди.

Положение бедуина было ненадёжным, пастбищ не хватало. Скотоводство не всегда давало достаточно средств к существованию, и бедуины при случае грабили соседей, а также купеческие караваны.

Для земледелия были пригодны только прибрежные районы, особенно расположенные вдоль побережья Красного моря и на юге полуострова. Здесь проходил важный торговый путь, соединявший Византию с Восточной Африкой и Индией. В оазисах вдоль этого пути возникли города, крупнейшим торговым центром была Мекка. Благосостояние жителей зависело от караванной торговли.

Найдите на карте (с. 86) этот торговый путь.

Арабы — и бедуины, и земледельцы, и торговцы — делились на племена, а те, в свою очередь, на роды. Племена постоянно враждовали друг с другом за пастбища, и это усугублялось обычаем кровной мести: за убийство или оскорбление родича мстило всё племя. Вожди руководили племенем во время войны, разбирали споры между соплеменниками. Вожди и их близкие родственники относились к числу наиболее богатых членов племени.

Племенная вражда особенно болезненно ощущалась в трудные времена. Так было в конце VI — начале VII века, когда борьба Византии с Ираном сильно расстроила аравийскую торговлю. Лишь объединение арабов могло решить эту проблему, обратив вовне энергию, с которой арабы уничтожали друг друга.

В большинстве своём арабы были язычниками. Они поклонялись солнцу, луне и звёздам, почитали камни причудливой формы, верили в добрых и злых духов.


Кааба. Изображение XVIII в.

В первые века нашей эры в Аравии распространились иудаизм и христианство — первые монотеистические религии в истории (монотеизм в переводе с греческого — единобожие). Проникновение монотеистических религий в Аравию свидетельствовало о том, что язычество всё менее удовлетворяло арабов. Но их путь к признанию единого Бога лежал не через приобщение к иудаизму или христианству, а через создание новой веры.

Ближайшие родственники и друзья поддержали Мухаммада, но остальные мекканцы враждебно отнеслись к его пророчествам, осудив отступничество от веры предков. Возможно, влиятельные мекканцы боялись, что с утверждением новой веры Кааба придёт в запустение и доходы жителей Мекки сократятся.

Неожиданную поддержку пророк получил в соседнем городе Ясриб. Враждовавшие там племена надеялись примириться с помощью пришлого вероучителя, известного праведной жизнью. В 622 году Мухаммад, над которым в родном городе нависла угроза расправы, с горсткой сторонников бежал из Мекки в Ясриб. Это событие, именуемое у арабов хиджра (то есть переселение), сыграло решающую роль в победе новой веры: не случайно от него начинается отсчёт мусульманской эры.

От какого события ведётся отсчёт нашей эры?

В последние годы жизни Мухаммада арабские племена подчинялись ему одно за другим. Когда в 632 году Мухаммад умер, в его смерть отказывались верить, хотя сам пророк всегда подчёркивал, что он всего лишь смертный человек, хотя и избранный Богом. Распространение его веры уже нельзя было остановить.


Мечеть Омара в Иерусалиме. VII в.


Коран. XIV в.

В Коране рассказывается о сотворении мира Аллахом. На шестой день из праха был создан первый человек — Адам. На седьмой день — он пришёлся на пятницу — Аллах отдыхал, поэтому у мусульман пятница — день отдыха. В истории сотворения мира, как и в других местах Корана, можно найти немало общего с Библией. Ислам во многом близок к иудаизму и христианству, и главные различия заключаются не в том, во что верят те и другие, а в том, как они поклоняются Богу и как вера влияет на их жизнь. Но ислам не принял веру в Троицу, о которой спорили и сами христиане.

Ислам установил пять главных обязанностей верующего. Во-первых, вера во всемогущего и единого Аллаха и в пророческую миссию Мухаммада. Во-вторых, мусульманину предписано молиться пять раз в сутки. Молиться можно где угодно, лишь бы соблюдать необходимый ритуал. Но на пятничную молитву, сопровождаемую проповедью, мусульмане должны собраться в мечети. О наступлении времени очередной молитвы верующих оповещают с минарета (высокой башни при мечети). В-третьих, обязанностью мусульманина являются посты, которые заключаются в воздержании от пищи, питья и развлечений. Самый важный пост приходится на месяц рамадан, когда всем, кроме малых детей и больных, запрещено есть и пить с рассвета до захода солнца. Не только в пост, но и в любое время мусульманину нельзя пить вино, есть свинину, играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством. В-четвёртых, каждый, у кого есть возможность, должен совершить хадж, то есть паломничество в Мекку. Люди, сделавшие это, пользовались особым уважением. Наконец, пятая обязанность — платить налог, который использовался на общие нужды и распределялся среди бедняков. Кроме того, мусульманам предписываются добровольные пожертвования и милостыни. Часто к обязанностям мусульманина причисляется и джихад — активная деятельность ради торжества ислама. Обычно это сводится к участию в священной войне с неверными.


В мечети. Миниатюра XIII в.

Из Корана

О, обладатели Писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины. Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, и дух Его. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите — три! Поистине, Аллах — только единый Бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребёнок. Ему —то, что в небесах, и то, что на земле.

В этих строках Корана, как и в Новом Завете, говорится об Иисусе, Марии, вере христиан — обладателей Писания — в Троицу. В чём же здесь различие между двумя религиями?

1. Докажите, что географическое положение и природные условия Аравийского полуострова повлияли на занятия и образ жизни его жителей. 2. Каковы были устройство общества и верования арабов до принятия ислама? 3. Найдите на карте (с. 86) государство арабов при Мухаммаде и его главные города. 4. В чём важность Корана для мусульман? 5. Каковы главные обязанности мусульман? 6. Как ислам влиял на жизнь мусульман?

7. Составьте рассказ о жизни и пророчествах Мухаммада. Привлеките дополнительную литературу и ресурсы Интернета. 8. Ещё до пророчеств Мухаммада в различных частях Аравии появлялись люди, которые проповедовали единобожие и объявляли себя посланцами единого Бога. Обсудите, о чём свидетельствует этот факт.


Ислам стал второй по популярности религией мира, хотя и самой молодой. Именно с этого момента начинается усиление и возвышение арабского мира, объединенного общей религией и общей целью.


История возникновения ислама

Местом возникновения ислама является западная часть аравийского полуострова, а датой принято считать VII век нашей эры. Издревле эту местность населяли кочевые племена арабов. Именно здесь и появился пророк Мухаммед, жизнь которого и по сей день остается загадочной и обросшая множеством легенд.

Считается, что Мухаммед родился в городе Мекка и в молодые годы был пастухом. В 610 году в возрасте 40 лет он объявил себя пророком и начал проповеди в родном городе. Так произошло возникновение ислама – новой монотеистической религии. Мухаммед призывал верить в единого бога – Аллаха, призывая все родственные народы принять эту веру. Но власть восприняла его враждебно и тогда пророк со своими учениками бежал из Мекки в Медину, где создал мусульманскую общину и в течении 8 лет вел борьбу против Мекки.

К 630 году Мекка была захвачена и объявлена центром ислама, который получил распространение по всему Аравийскому полуострову.

После смерти Мухаммеда на территории Аравийского полуострова образовалось молодое теократическое государство, где в руках правителя была сосредоточена светская и духовная власть – Арабский халифат. Первым правителем новой страны был халиф Абу Бакр.

Причины популярности и историческое значение ислама

Главной священной книгой для всех мусульман является Коран. В нем описаны правила жизни каждого правоверного мусульманина, за строгое соблюдение которых он будет награжден пребыванием в раю. Если же мусульманин ослушается их или не верит в Аллаха, то его ждут адские муки. Раю и Аду в Коране уделено много страниц, на которых описывается удовлетворение всех человеческих потребностей в загробной жизни. Коран призывает распространять ислам на как можно большую территорию, что впоследствии подтверждалось эпохой арабских завоеваний.

которые читают вместе с этой





Коран

Рис. 1. Коран.

Прелесть ислама заключалась в том, что к верующему не предъявлялись серьезные требования в работе над собой, а включало в себя лишь простые обряды и соблюдение правил.

Распространение ислама

Пик могущества Арабского Халифата, целью которого было распространить ислам по всей земле, пришелся с 632 по 655 годы. За это время арабы подчинили и обратили в ислам жителей следующих территорий: Аравийского полуострова, Ближнего Востока, Средней Азии, Малой Азии, Кавказа, Египта, Северной Африки, Крита и Кипра.

Арабский халифат в 632 году

Рис. 2. Арабский халифат в 632 году.

В 661 году к власти в Арабский халифат пришла династия Омейядов. Столица была перенесена в Дамаск, но завоевательные походы продолжены. Сначала мусульмане захватили часть Сицилии, а затем вторглись и покорили Испанию и собирались двинуться дальше на север. Лишь в битве при Пуатье в 732 году французам под командованием Карла Мартелла удалось остановить продвижение арабов в Европу.

В 750 году династия Омейядов прервалась и к власти пришли Аббасиды. Произошел распад огромной державы на два независимых халифата – Кордовский (располагавшийся в Европе) и Аббасидский (унаследовавший остальные территории).

Государство Омейядов

Рис. 3. Государство Омейядов.

Что мы узнали?

Говоря кратко о времени распространения ислама, то оно произошло очень удачно. В Европе молодые государства еще только проходили путь становления, а окружающие арабов земли не могли противостоять организованной и крупной армии, собравшейся под зеленым знаменем пророка. Именно поэтому ислам так быстро распространился на огромные территории и получил большое число верующих за счет принятия новой веры покоренных народов.

Одна из целей моего урока заключается в определении основных вех становления ислама и рассмотрение его как одну из мировых религий. Эта тема, на мой взгляд, актуальна в наши дни. Россия - многонациональное и поликонфессиональное государство, и нам приходится контактировать с людьми разных вероисповеданий. Знакомство с религиями, историями их возникновения и распространения позволит понять их влияние на политику, экономику, судьбы разных народов. Это может способствовать ослаблению агрессии, напряженности в современном мире, а так же расширит кругозор учащихся.

Используемая технология обучения.

На уроке я применила технологию РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Эта технология позволяет формировать навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Дети не только получают новую информацию, но и формируют культуру чтения, выделяют причинно-следственные связи, отвергают неверную или ненужную информацию, выделяют ошибки в рассуждениях и т.д.

Цели урока:

  • сформировать представление о процессе и причинах возникновения ислама;
  • рассмотреть ислам как одну из мировых религий;
  • продолжить формирование толерантного отношения к представителям различных религиозных конфессий;
  • формировать умение работать с таблицей и текстом;
  • умение выявлять причинно-следственные связи.

Основные понятия урока: ислам, мечеть, Коран, Кааба, мусульмане, Медина.

1. Учитель пишет на доске опорные слова:

  • язычники
  • Мухаммед
  • Медина
  • ислам
  • Коран
  • переселение
  • Мекка

2. Учащиеся получают задание составить предложения с этими словами (3-5 предложений). После завершения работы учитель выслушивает варианты учеников и записывает их на доску.

II. Смысловая стадия.

1. Ученики под диктовку учителя записывают предложенные им предложения.

2. Ученики должны прочитать еще раз эти предложения и подумать, с чем они согласны, а с чем не согласны. Возле каждой фразы поставить + или -.

После этого учитель дает высказаться нескольким ученикам по этому заданию. Дети должны объяснить, что у них вызвало сомнения, если они существуют.

3. Учитель предлагает детям записать свои вопросы, которые у них возникли за время работы со словами и предложениями. Через небольшой промежуток времени учитель выслушивает учеников, записывая их вопросы на доске.

Из вопросов учащихся:

  1. Почему над Мухаммедом смеялись?
  2. О чем говорится в Коране?
  3. Почему Ясриб был назван Мединой?
  4. О чем говорил Мухаммед?
  5. Почему многие арабы отказались от языческих идолов?

III. Рефлексия.

1. Учащимся раздается текст, посвященный теме урока (можно использовать текст параграфа). Дети читают текст, сопровождая чтение заполнением таблицы.

Раздаточный материал.

«В начале VII века дела у арабов обстояли не блестяще. В торговле, шедшей через Аравию, возникли трудности. Арабов разделяла не только пустыня, но и религиозные верования. Одни поклонялись грозным небесным светилам-звездам, Солнцу, Луне. Другие верили в злых (шайтанов) и добрых духов. Борьба между ними, считали арабы, определяет успехи и неудачи в жизни людей. В большинстве своем арабы были язычниками.

В главном городе арабов Мекке со всей Аравии собирались поклониться черному камню, вделанному в стену древнего святилища – Каабы. Кроме того, здесь находились идолы 360 арабских племен. Властителем Каабы и верховным божеством Мекки считался Аллах.

Рано или поздно должен был появиться проповедник новой религии, понятной и близкой язычникам-арабам, но признававший истинной веру лишь в единого Бога-Аллаха. Таким проповедником стал Мухаммед.

Его жизнь была нелегка, хотя Мухаммед и происходил из знатного рода, входившего в господствовавшее тогда в Мекке племя курейш. В сорок

Он начал проповедовать в семье, дома, на улице. Вначале рассказывал о неправедности жизни, которую ведут соплеменники. Мухаммед обличал пороки и призывал к раскаянию. Нужно отречься от привычного образа жизни, помогать сиротам и беднякам, поверить в милосердие Божье.

Слушали его плохо, смеялись или злились, когда обвинения были слишком обидны. Сотвори чудо, говорили Мухаммеду, и мы поверим тебе. Но я лишь пророк Аллаха, отвечал проповедник, не первый, которого он присылает к людям.

3. Далее работа с фразами-предположениями, составленными учащимися из опорных слов в начале урока. Ученики зачитывают их и исправляют собственные ошибки.

4. Учитель дает задание составить с опорными словами уже верные предложения. Ученики зачитывают эти предложения, учитель корректирует их, если это необходимо.

ПУТЬ ПРОРОКА Словарь: Хиджр – переселение Город Ясриб ( Медины) – центр ислама Мечеть – помещение для молитвы Места паломничества – храм Кааба и черный камень Коран – священная книга мусульман ( запись откровений, полученных от Аллаха Мухаммадом) Сунна – священная книга мусульман ( сборник изречений Мухаммада)

Медины – религиозный центр мусульманского мира

СТРАНИЦЫ КОРАНА КОРАН ( обложка)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Конкурсный урок по повести М.А.Булгакова "Собачье сердце" 11 класс "Шарик-Шариков.Рождение новой жизни или жестокий опыт?"

Проблемное обучение при изучении повести Булгакова.


Рождение новой европейской науки - методическая разработка урока на основе ИКТ-презентации

Презентация к уроку истории в 7 классе по теме "Рождение новой европейской науки".


План-конспект урока "Рождение новой европейской науки" по Всеобщей истории.

К план-конспекту прилагается презентация Power Point.

День рождения нового колектива

Урок знаний "Рождение нового колектива"в 10 А классе.


Презентация к интерактивной доске (SMART Notebook 11) . Возникновение новой религии (6 класс).

Презентация к интерактивной доске (SMART Notebook 11) " Возникновение новой религии" (6 класс) составлен на проверку исторических понятий и терминов: хадж, рамадан, Коран, бедуины, Кааб,хидж.


Читайте также: