Типы власти лидера кратко

Обновлено: 05.07.2024

· Власть поощрения основана на вере в то, что кто-то может награждать продвижением по службе, почетом, признанием, доступом к материальным и другим ресурсам. (Присуждение Думой звание почетный житель города (района), благодарность Думы, Звание человек года, Присвоение почетного знака, именная стипендия для детей, Поощрение, Льготы, Денежная премия, Внесение в книгу Почета, Размещение на доске почета). Эту власть человек получает на основании контроля над ресурсами, которые ценны для других.

· Власть принуждения проистекает из того, что кто-то может наказать — причинить боль, объявить выговор, разжаловать или отобрать привилегии. (не согласование на должность, размещение в газете (СМИ), лишение лицензии, запрещение деятельности, введение, наложение штрафа, принятие решения о депутатском расследовании, лишение льгот, финансовые ограничения).Эта форма власти также может быть описана как физическая власть, или власть превосходящей силы. Это власть, которая возникает, когда кто-то может наказать или причинить психологический или физический вред другому человеку.

· Власть определенная законом основана на Вашем положении в системе местного самоуправления. Этот тип власти по своей сути соответствует формальным полномочиям, и человек обладает такой властью на основании своего положения в иерархии любой организации.

· Власть авторитета проистекает из восприятия кого-то, в качестве лица, обладающего индивидуальными чертами, вызывающими уважение и преданность.(использование авторитета Совета в спорах, получение приоритета в коридорах власти). Это власть, которой обладают ввиду признанного мастерства в определенной области.

· Власть эксперта основана на убежденности в том, что кто-то обладает какими-то специальными знаниями, навыками или опытом. (решение на основе экспертизы, работа в комиссиях, рассмотрение проектов инициативных групп, администрации) Это власть основана на таких качествах человека, которыми восхищаются другие.

· Власть информациипроистекает из уверенности в том, что кто-то обладает информацией, или доступом к источникам информации, которая имеет чрезвычайную важность. (информационный "кукиш" в кармане, право запроса, право доступа).

Власть связей основана на вере в то, что Вы в качестве депутата имеете связи с влиятельными и важными людьми с:

-с выше стоящими структурами (Государственной Думой, Министерствами)

-с другими городами и городами-соседями

-с ключевыми фигурами в своей среде

Власть катализатора, которая происходит из способности комбинировать два или

больше источников своего влияния, каждый из которых не является достаточным для достижения результата. (устранение бюрократических барьеров; упрощение процедур; фиксированное время приема населения депутатами.)

13. Лидерство и власть в государственно-управленческой деятельности.

Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство.

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер - это ведущий, идущий впереди. Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство.

Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношений управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействии в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимодействия его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных.

Так, если взять в качестве примера руководителя государственного органа, то по должности он является менеджером. Должность открывает ему дорогу к лидерству. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Однако в своем влиянии на людей руководитель не может полагаться только на занимаемую должность. Наглядно это становится очевидным, когда выясняется, что один из его замов, имеющий меньше формальной власти, пользуется большим успехом в управлении в стрессовых и конфликтных ситуациях или при решении жизненно важных для предприятия проблем. Этот заместитель пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть, и любовью коллектива за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям.

Во всем многообразии определений государственной власти можно условно выделить две группы определений. Авторы одной группы сводят сущность власти к отношению господства людей над людьми, или к отношению подчинения всех членов общества воле одного либо узкой группе лиц. Так понимали государственную власть классики политической науки: итальянский ученый эпохи Возрождения Н. Макиавелли, английский философ Д. Гоббс, немецкие теоретики философ и экономист К. Маркс и социолог М. Вебер. В трактовке последнего политическая (государственная) власть есть господство, базирующееся на легитимном (внутренне оправданном) насилии.

Из приведенных определений выявляется образ государственной власти не только как способности и возможности доминирующего воздействия управляющего субъекта (государственных органов) на управляемых, но и как действенный фактор и средство организации и волевого регулирования совместной деятельности людей, как реальная мощная сила, воплощенная в системе государственных органов, олицетворяющих власть, сила, обеспечивающая отношение подчинения — важнейший компонент управления. Сказанное и дает основание рассматривать власть главным орудием государственного управления. Главным потому, что управляющее воздействие и управленческое отношение не сводится к властно-волевым, к реализации юридически властных полномочий. Вместе с тем было бы ошибочно понимать государственную власть лишь в качестве средства, обеспечивающего подчинение управляемых управляемым. Через отношение подчинения власть реализует функции управления: организации, контроля и др.

Двуединая сущность государственной власти, сочетающая отношения “господство — подчинение” и “управляющий — управляемый”, служит источником односторонних толкований ее взаимосвязи с управленческой деятельностью государственного субъекта.

В чем конкретно заключается роль власти в государственном управлении? Кратко сказать, власть — та реальная сила, в том числе материальная, которая обеспечивает принятие и претворение в жизнь государственных решений. В действиях власти реализуются общая воля и общий интерес основных социальных групп или большинства населения.

Осуществление властью своих функций — принятия законов, поддержания порядка в обществе и контроля за конфликтами — составляет условие и важнейший аспект государственного управления. Без способности правящего субъекта мобилизовать свои ресурсы ради поставленной цели (функция власти) невозможно добиться исполнения любых программных проектов. Без сохранения властью данной общественной системы, что необходимо для нормального ее функционирования, бессмысленно говорить о переводе системы в новое состояние, соответствующее заданной субъектом управления цели. Действие последнего базируется на действии власти и является его продолжением.

Взаимопроникновение функций власти и управления порождает почву для проявления тенденций поглощения властью управленческих функций и придания управленческим отношениям всецело отношений типа господства-подчинения. Предотвращению этой тенденции способствует размежевание как функций власти и управления, так и соответствующих им аппаратов (институтов).

Итак, управление предлагает использование власти: права принимать решения, отдавать распоряжения и заставлять их выполнять, добиваться ответственности управляемых за исполнение путем применения санкций (наказания или одобрения).

Власть в организации – это право использовать ресурсы, направлять усилия работников на выполнение задач.

Право является ограниченным нормативными документами организации. Власть дает возможность влияния, позволяет руководить действиями работников в интересах организации, ставить задачи, предотвращать конфликты. Без власти, документально закрепленной за аппаратом управления, нет системы управления, а значит – нет и организации.

  • Власть существует всегда, руководитель может ею пользоваться или нет (тогда она остается потенциальной властью);
  • Власть наделяет руководителя и работника взаимозависимостью, ведь без применения власти на каком-либо объекте не существует самого понятия власти;
  • Власть не абсолютна, у работников всегда есть определенный круг свободы действий.

Лидерство – это способность влиять на людей и группы людей, направлять усилия в определенную область для достижения целей и выполнения задач.

Лидерство не закрепляется нормативными документами, во многом это личное качество человека. Способность влиять не формирует организацию, только дает возможности управлять.

Виды власти:

  • основанная на принуждении и страхе;
  • основанная на вознаграждении (используется позитивное подкрепление, но с ограниченными ресурсами);
  • основанная на образе руководителя-эксперта (работники уверены, что у руководителя есть специфический набор знаний, который позволяет ему осуществлять властные функции); не очень устойчивый тип власти, эксперт может быть подвергнут сомнению;
  • основанная на харизме руководителя (руководитель становится примером для работников, его наделяют исключительными качествами), руководитель как пример;
  • основанная на законе, традициях (за руководителем документально закреплено право отдавать приказы), инертный тип власти: работники могут сопротивляться переменам в руководстве или структуре управления.

В любой организации должен быть баланс власти. Тип власти зависит от личности руководителя, организационной структуры, от подчиненных, общей ситуации в организации. Может существовать власть работников над руководителем (возможность смещения руководства).

Методы реализации власти:

Усилить воздействие распоряжений можно, если сочетать их с убеждением, апеллировать к логике, обещать вознаграждение, сопроводить пожеланием, просьбой. При силовой реализации власти используются агрессивные доводы, угрозы.

Неверная или чрезмерная реализация властных полномочий порождает конфликты в организации.

Концепция реализации власти, влияния одних людей на других тесно связана с понятием лидерства.

Лидерство в организации

В его основе лежат личные качества человека, а не функциональные полномочия, закрепленные документально. Лидерство базируется на отношениях доминирования и подчинения, оно невозможно без наличия устоявшейся системы межличностных и межгрупповых отношений в организации. При наличии властных полномочий лидерство становится одним из методов реализации власти с высокой эффективностью.

Власть в организации держится на основе должности, лидерство может помочь либо воплотить власть в жизнь, либо ускорить продвижение по службе. Существует несколько взглядов на понятие лидерства:

  • на основе поведенческих стереотипов в организации. Здесь лидерство рассматривается как манера поведения и стиль руководства, которое может быть либо автократическим, либо демократическим. Сильная демократия означает децентрализацию, сильная автократия ведет к снижению эффективности и возможному смещению руководителей;
  • на основе ситуации в организации. Здесь лидерство рассматривается как элемент поведения людей в разных ситуациях. В зависимости от ситуации формируются свои лидеры и группы, которые можно реорганизовать в целях психологической устойчивости и совместимости в процессе работы;
  • на основе стилей руководства, которые адаптируются к текущей ситуации. В какие-то моменты руководитель использует властные полномочия, а в другие – свои лидерские качества. Такой взгляд на лидерство наиболее точно соответствует реальному положению вещей в любой организации.

Лидерство основано на уважении, преданности со стороны подчиненных, держится на общих целях. Оно определяет положение не только в формальной структуре организации, но и в неофициальных отношениях в коллективе, измеряется числом людей, которые готовы следовать за лидером, либо числом людей, которые так или иначе зависят от решений лидера.

власть, лидер, лидерство, управление компанией

Феномен лидерства

Власть и лидерство, хоть и схожие понятия, по своей сути имеют разную специфику. Лидерство как тип отношений управления взаимосвязано с социальным взаимодействием в компании и требует высокой отдачи от всех его участников. Оно базируется на доминировании, подчинении и является самым эффективным способом реализации власти. Лидерство руководителя выражается в его способности использовать все управленческие рычаги для достижения целей компании и умении использовать власть для ускорения этого процесса.

Главное отличие власти от лидерства в совместимости целей. Для реализации лидерства необходимо точное соответствие траектории целей лидера и целей тех, кто за ним следует.
Власть же существует вне зависимости от целей групп и может строиться как на занимаемой позиции в компании, так и на личностных качествах человека.

Власть подразумевает два направления отношений: лидер – подчиненный и лидер – высшее руководство.

Дополняющей ролью в лидерстве является роль ведомого, и их может быть несколько или множество. Выделяют конкретные типы лидерства. Оно может быть:

  • целевым (люди движутся к конкретной цели за лидером);
  • процессным (для людей, следующих за лидером, интересен сам процесс);
  • смешанным (и цель, и процесс следования привлекателен для ведомых).

Формы власти

Цитата, Элеонора Рузвельт, управление

Многие считают, что власть и влияние руководителя находятся на одном уровне. Однако это неверное мнение. Он может иметь власть, но не владеть влиянием в отношении подчиненных. В то же время отдельный человек, не наделенный властью, может иметь колоссальное влияние на окружающих.

Различают такие типы власти:

1. Формальная (власть должности). Основывается на официальных полномочиях лица, его должности и количестве подчиненных, входящих в структуру его управления. В компании эта форма власти представлена стандартной служебной иерархией и существует в любой организации.

2. Реальная (власть должности + авторитет + влияние). Это официальное и неофициальное место человека в системе отношений, которое определяется занимаемой должностью, авторитетом и количеством людей, которые добровольно подчиняются его воле.

Власть может основываться на принуждении, вознаграждении, разумной вере, харизме руководителя и законных полномочиях, однако ее проявления зависят от ситуации, личности человека и степени зависимости от нее людей. В любом случае, в успешной компании присутствует разумный баланс власти, так как дисбаланс в этой области сказывается как на становлении организации, так и на ее внутренних отношениях.

Эффективный руководитель: лидер или властный глава компании?

Стив Джобс, цитата

Хорошо, если лидер обладает властью и использует ее для достижение целей. Идеально, если эти два составляющих сочетаются в руководителе и помогают ему достичь высот. Однако сегодня руководящее звено не замыкается только на власти, которая проявляется в контроле и управлении. Глава компании должен мотивировать молодых, заряжать команду энергией, – этого требует новое поколение: так, как это делал Стив Джобс в Apple, как это и сегодня делает Марк Цукерберг в Facebook. Руководитель должен не просто управлять, но делать так, чтобы каждый ощущал свою значимость для будущего независимо от того, работает ли он в компании или выступает в роли пользователя продукта.

Управление компанией строится на компетенциях руководителя, полученных в практических направлениях (например, обучении в бизнес-школе) и дальнейшем развитии управленческих навыков. Но самые эффективные руководители кроме основ, необходимых им для эффективного управления организацией, развивают в себе именно лидерские компетенции.
Это своеобразная плоскость взаимодействия с людьми: умение убеждать, мотивировать, заряжать энергией и влиять на поступки других людей. И если руководитель не сможет выработать в себе эти компетенции, то рискует остаться формальным прообразом управленца, который отдалился от реальных потребностей коллектива. В этом случае управление перейдет к негласному лидеру, если такой есть в компании. А это неизбежно приведет к раздвоению власти, что не может свидетельствовать об успешности компании в целом.

Лидерство в некоторой мере отражает полноту личностных качеств человека: он проявляет внутреннюю силу, делится ей с другими и пробуждает ее в окружающих. При этом масштабы этой силы не уменьшаются, а возрастают: к нему прислушивается большинство людей, за его целями следуют, его слова передают из уст в уста. Именно поэтому быть лидером – очень ценно. Это выше должностей и финансовых вознаграждений. Способность вести за собой людей, добиваться колоссальных результатов, совершенствоваться в своих личностных и управленческих компетенциях и является основным инструментом эффективного лидера-управленца.

На эффективность управления большое влияние оказывает непосредственно руководитель организации. Во многом за счет того, что именно руководитель организации (либо отдельно стоящего отдела) наделен властью.

Властью называют возможность оказывать влияние на поведенческие паттерны людей. Нужно понимать, что власть – это непременный элемент управления.

Несмотря на вышесказанное, стоит понимать, что не только руководитель наделен властью над своими подчиненными, но и подчиненные обладают властью над своим руководством, так как при их халатном отношении к работе, под удар попадает и их непосредственное руководство. Именно поэтому в каждой организации имеет место некий баланс власти.

Власть может пребывать в различных формах. Самой распространенной в управлении персоналом принято считать классификация форм власти, которая была предложена учеными Мичиганского Университета в США - Дж. Френчем и Б. Равеном. Согласно их теории, стоит различать пять форм власти, которые более подробно описаны ниже:

  • Власть, которая основана на принуждении. Ее основу составляют страх и боязнь наказаний. Исполнитель считает, что начальник может препятствовать удовлетворению его обыденных потребностей либо причинить иные неудобства.
  • Власть, которая основана на вознаграждении. В данной форме власти главным является поощрение. Подчиненный придерживается мнения, что руководство может удовлетворить его потребности либо доставить удовольствие.
  • Экспертная власть – сотрудник имеет надежды на то, что руководство наделено глубокими специальными знаниями, позволяющими привести к удовлетворению его потребностей.
  • Эталонная власть - это власть примера, в условиях которой сотрудник желает быть похожим на своего руководителя.
  • Законная власть - исполнитель считает, что руководитель наделен правами раздавать указания, а долг каждого сотрудника – заниматься их исполнением. Выполнять приказания учит традиция, что обуславливает второе название законной власти – традиционная.

Менеджер как лидер

В контексте менеджмента большое внимание уделяется понятию лидерства, принято считать, что менеджер должен быть также и лидером среди своих подчиненных.

Лидером принято называть индивида, ко мнению которого прислушивается большинство сотрудников организации.

Менеджер от вышестоящего звена управления наделяется полномочия осуществлять руководство людьми, то есть становится формальным лидером, который обладает формальной властью. Но для того, чтобы иметь свой собственный стиль управления и эффективно реализовывать мотивационную работу, менеджер должен владеть настоящим авторитетом среди своих подчиненных, то есть превратиться в настоящего лидера и получить реальную власть.

Лидерством называют разновидность искусства оказания влияния на людей для того, чтобы они на добровольной основе стремились достигать тех целей, которые не являются их личными целями, но полезны для компании, например, целей своего отдела, организации, страны.

Власть лидера базируется на таких аспектах как

  1. хорошее знание подчиненных;
  2. умение представить себя на их месте, понять их стремления;
  3. способность анализировать ситуацию, выявлять как близкие, так и далекие перспективы, а также результаты тех или иных действий;
  4. понимание психологической специфики окружающих (партнеров, руководства, подчиненных) и ее умелое использование в рамках официальных и неофициальных контактах;
  5. возможность вести людей за собой, вселять в них уверенность, надежду;
  6. гибкость, настойчивость, упорство;
  7. обширные знания, высокий уровень эрудиции и прочее.

Для того чтобы быть лидером, человек должен иметь свое собственное желание занимать высокую должность и, таким образом, иметь готовность брать на себя зачастую тяжелые обязанности, высокий уровень ответственности и риска.

Теории лидерства

С ходом развития управленческой мысли также отмечалась и эволюция теории лидерства.

В первой половине XX столетия главными считались теории лидерских качеств, суть которых заключалась в следующем: человеку, чтобы быть лидером, нужно обладать определенным перечнем качеств, часть которых может быть дана с рождения, а часть - приобретена в ходе долгой работы над собой.

Лидер оказывает двоякое влияние на людей: с помощью личного авторитета - члены группы признают преимущества лидера перед другими из-за его положения, опыта, мастерства, образования и проч.; с помощью личных качеств - человечности, обходительности, справедливого отношения к людям и проч.

Теории личностных качеств обладали определенными практическими значениями. Их выводы стали основой некоторых способов формирования трудового коллектива организаций. По замыслу авторов теорий, различные тестирования должны помогать отбирать кадры, способные реализовать себя как эффективных руководителей структурных единиц.

Позже, в середине XX столетия, были широко распространены поведенческие концепции лидерства, когда авторы данный теорий рассматривали лидерство в рамках стиля управления.

Поведенческие концепции лидерства являются характерными и для известной теории Д. Мак-Грегора, который стал автором учения об автократичном и демократичном стилях управления.

  • люди первоначально не горят желанием работать и при удобных возможностях избегают труда;
  • у людей отсутствует честолюбие, и они предпочитают избавляться от ответственности, желая в большей степени, чтобы над ними осуществляли руководство;
  • больше всего люди нуждаются в защищенности;
  • чтобы побуждать людей к труду, нужно применять приемы принуждения, контроля и угроз предстоящего наказания.

Автократ, как правило, берет на себя принятие всех решений в организации, он осуществляет руководство над всем процессом и оказывает давление на сотрудников в подчинении. Помимо этого, автократам свойственна любовь к угрозам и наказаниям, хотя иногда он может быть склонен к поощрению подчиненных. Так или иначе, автократ всегда сохраняет фактическую власть и право принимать решения за своей персоной.

  • труд является естественным процессом; если условия позволяют, люди будут не только принимать на себя ответственность, но стремиться к ней;
  • если люди приобщены к целям организации, то они будут пользоваться самоуправлением и самоконтролем;
  • приобщение является функцией вознаграждения, которое связано с достижением целей;
  • способность творчески решать проблемы встречается довольно часто, а интеллектуальный потенциал среднестатистического человека реализуется не в полной мере.

Демократичный лидер считает, что подчиненные мотивированы не только физиологическими нуждами, но и потребностями, находящимися на более высоком уровне: общественным взаимодействием, самовыражением.

Руководитель данного стиля хочет сформировать такую ситуацию, в которой люди могут проявлять себя, и их работа сама по себе будет являться вознаграждением. Демократичные менеджеры желают научить своих подчиненных быть более отзывчивыми к проблемам организации, а также разделяют с ними принятие решений.

Теория Фидлера

В 60-е годы прошлого века поведенческий подход стал вытесняться ситуационным. Речь идет о выборе стиля управления, наиболее адекватного и применимого к определенной ситуации. Самым известным представителем этого направления в исследовании проблемы лидерства принято считать Ф. Фидлер, который основывался на богатом эмпирическом материале и пришел к выводу, что эффективность лидера заключается не в приверженности к какому-то одному стилю руководства, а в умении менять свое поведение исходя от конкретной ситуации.

Фидлер определил три группы факторов, которые значимы с точки зрения эффективности работы руководителя и структурной единицы (компании) в целом:

  • взаимоотношения руководителя с подчиненными (степень доверительности отношений, взаимного уважения);
  • степень структурированности задачи;
  • объем должностных полномочий, который выражается преимущественно в возможности руководителя оказывать влияние на работу подчиненных с помощью разнообразных механизмов стимулирования - вознаграждения, должностного роста и проч.

Выводы Ф. Фидлера были довольно интересными. Ему удалось показать, что ориентированный на задачу стиль руководства будет самым эффективным в наиболее или в наименее благоприятных для руководителя случаях (оцениваемых в свете вышеназванных параметров) и что, наоборот, стиль, который ориентирован на человека, позволит достичь наилучших результатов в умеренно благоприятных ситуациях.

Модель Ф. Фидлера допускает два пути повышения эффективности руководящей деятельности:

  1. приспособление лидера к ситуации (с помощью его подбора, обучения и переобучения, а также стимулирования и, как крайняя мера, - замена одного лидера другим, в большей мере отвечающим требованиям данной структурной единицы компании);
  2. изменение ситуации, что, в свою очередь, может быть достигнуто, с помощью наделения руководителя дополнительным перечнем полномочий по стимулированию сотрудников и их продвижению.

Начиная с 70-х годов прошлого века появились новые подходы к проблеме лидерства. К ним стоит отнести разные харизматические теории лидерства, где на первый план выдвигается вопрос об активно-трансформирующей функции лидерства. Прежние теории гласили о качественных характеристиках состава подчиненных как о некоторой данности, с которой стоит соотносить стиль руководства.

Харизматические теории лидерства, наоборот, делают акцент на аффективной привязанности к лидеру, которая дает возможность эмоционально воздействовать лидеру на подчиненных и существенно менять их ценностные ориентации.

Модели лидерства

В реальной жизни люди воспринимают лидера с помощью следующих моделей:

Власть лидера формируется на хорошем знании людей, умении поставить себя на место подчиненных, понять их стремления, способности анализировать ситуацию и предвидеть развитие событий. Лидер должен обладать волей, гибкостью, эрудицией, настойчивостью, самодисциплиной и, конечно, владеть навыком оказывать влияние на людей.

Читайте также: