Постструктурализм в литературоведении кратко

Обновлено: 04.07.2024

Содержание

Как наука о толковании на протяжении веков существовала в 2 основных формах:

В начале XIX в. появилась романтическая герменевтика. Ее формирование приходится на период кризиса аристотелевской поэтики и совпадает с моментом формирования литературоведения как науки.

Основные понятия герменевтики: понимание, интерпретация (истолкование), смысл.

Понимание соприкасается с интерпретацией очень сильно. Понимание - это поверхностное осознание текста, далее каждый на уровне своей образованности, своего опыта интерпретирует прочитанный текст. Интерпретация является вторичным компонентом понимания после интуитивного постижения.Интерпретация как вторичный (оформляющий и, как правило, рациональный) компонент понимания — это едва ли не важнейшее понятие герменевтики, весьма насущное для искусствоведения и литературоведения.

Интерпретация сопряжена с переводом высказывания на иной язык (в другую семиотическую область), с его перекодировкой (если воспользоваться термином структурализма). Толкуемое явление как-то меняется, преображается; его второй, новый облик, отличаясь от первого, исходного, оказывается одновременно и беднее и богаче его. Интерпретация — это избирательное и в то же время творческое (созидательное) овладение высказыванием (текстом, произведением).

Основные черты постструктурализма

1. Для постструктурализма характерно внимание к проблемам текстологического плана. Культура понимается как совокупность текстов. Деррида отвергает принятое в лингвистике представление о первичности звуковой речи перед письменной. Он усматривает в этом порок, свойственный всей предшествующей философии (первичность "логоса" - одновременно как закона и слова). Деррида выдвигает идею о первичности письменности как материальных "следов", служащих опорой для языковых знаков.

Деррида выдвинул принцип деконструкции, исключающий всякую возможность установления для текста какого-либо единственного и устойчивого смысла (значения). Любой текст создаётся на основе других, уже созданных текстов. Те, в свою очередь, создаются на основе существовавших ранее текстов. Таким образом, культура предстаёт как бесконечный и безграничный текст. Текст приобретает самодовлеющее значение и самостоятельный смысл, отличный от того, который имел в виду автор. При этом и сам автор теряется где-то в прошлом. Так что текст становится автономным и анонимным. Р. Барт ввёл понятие "смерти автора". Текст сам по себе настолько важен, что автором вообще можно пренебречь, он сделал своё дело - создал материал для дальнейшей интерпретации. В постструктурализме познание сводится к пониманию и истолкованию текстов. Поскольку каждый истолковывает текст по-своему, то провозглашается плюрализм человеческих истин, относительный характер наших знаний.

2. Характерной чертой постструктурализма является негативизм. Всё, что раньше считалось устоявшимся, надёжным, определённым: человек, разум, философия, наука, прогресс, культура - объявляются теперь несостоятельным и неопределённым. Всё превращается в слова, рассуждения и тексты, которые можно интерпретировать, понимать, но на которые нельзя опереться в познании и практической деятельности.

3. В постструктурализме происходит отказ от понятия "прогресс" в познании и культурной жизни. Понятие прогресса заменяется понятием роста или "распространения", образно выраженном в термине "ризома".

Ризома - это беспорядочное распространение, не имеющее какого-либо превалирующего направления, регулярности. Именно ризома, служит основным образом современной культуры, с её отрицанием упорядоченности, синхронности, регулярности, системности.

4. В постструктурализме происходит отказ от способа мышления посредством оппозиций, характерного для структурализма. В частности, исчезает противопоставление высокого и низкого, массового и элитарного в культуре. Стирается чёткая граница между разными уровнями и формами культуры. Исчезает и оппозиция "центр - периферия", что означает утрату центрального положения Запада как традиционного ядра современной культуры.

5. Для постструктурализма характерно стирание пространственных и временных границ, внимание к прошлому, подражание старым стилям.


30.09.2016, 5722 просмотра.

постструктурализм Это философское движение и критическая литература двадцатого века, которая началась во Франции в конце шестидесятых годов. Он основан на лингвистических теориях швейцарского ученого Фердинанда де Соссюра, концепциях французского антрополога Клода Леви-Стросса (связанных со структурализмом) и концепциях деконструкции философа Жака Деррида.


Кроме того, это движение характеризовалось широкой критикой структурализма. Тем не менее, многие авторы, связанные с этим движением, отрицали существование постструктуралистской концепции. Многие из них вдохновлены теорией экзистенциальной феноменологии.

источник

Движение постструктурализма возникло во Франции в конце 1960-х годов и характеризовалось его резкой критикой структурализма. В этот период французское общество находилось в деликатном состоянии: правительство должно было быть свергнуто в 1968 году после совместного движения рабочих и студентов..

Кроме того, французские коммунисты оказывали все большую поддержку репрессивной политике Советского Союза. Это привело к росту недовольства гражданских лиц против политической власти и даже против той же системы правления.

Основной причиной этого недовольства стал новый поиск политических философий, к которым могли присоединиться люди. Православный марксизм, который в значительной степени практиковался в Советском Союзе, больше не был замечен добрыми глазами, однако марксизм западного мира стал считаться превосходящим.

Авторы оригинала

Один из главных авторов этого движения, Майкл Фуко, сказал, что эти очень разные точки зрения были результатом ограниченных знаний. Фактически он считал их следствием критики философии и культуры западного мира..

Помимо Фуко, еще одним из основных основоположников постструктурализма является Жак Деррида. В 1966 году Деррида выступил с лекцией, в которой он заверил, что мир находится в состоянии интеллектуального разрыва. Идеи интеллектуальных изменений Дарриды считаются одним из первых признаков постструктурализма в мире..

Эссе Деррида было одним из первых текстов, предложивших серию изменений в политике структурализма. Кроме того, Деррида стремился генерировать теории о терминах, включенных в структурную философию, но они больше не рассматривались как инструменты философии..

Эссе Дерриды было подчеркнуто работой Фуко в начале 1970-х, когда постструктурализм уже начал набирать силу. Считается, что Фуко дал стратегический смысл теориям движения, представив их через структуру исторических изменений.

Из этих идей вышли многие другие авторы, продолжившие постструктуралистское движение через тексты, верные новому философскому направлению..

черты

Понятие "я"

Личное восприятие

Для постструктурализма значение, которое автор хотел придать своему тексту, является вторичным; основным всегда будет толкование, которое каждый человек дает тексту, с их собственной точки зрения.

Постструктуралистские идеи не согласуются с теми, которые говорят, что текст имеет только одно значение или единственную основную идею. Для этих философов каждый читатель придает тексту свое значение, начиная с интерпретации, которую он имеет относительно информации, которую он читает..

Это восприятие не ограничивается литературным контекстом. В постструктурализме восприятие играет решающую роль в развитии жизни каждого человека. Если человек воспринимает знак, этот человек усваивает его и интерпретирует его определенным образом.

Знаки, символы и знаки не имеют уникального значения, но имеют несколько значений, которые дает каждый человек, который их интерпретирует..

Смысл - это не что иное, как понимание, которое индивид строит о стимуле. Из-за этого у стимула невозможно иметь единственное значение, так как это отличается для каждого человека.

Многогранная емкость

Критик постструктуралист должен иметь возможность анализировать текст с разных точек зрения, чтобы можно было по-разному интерпретировать его. Это не важно, если интерпретации не согласуются друг с другом; важно то, что можно анализировать текст (знак или символ) по-разному.

Важно проанализировать, как интерпретации текста могут меняться в зависимости от ряда различных переменных..

Переменные обычно являются факторами, которые влияют на личность читателя. Они могут включать ваше восприятие вашего существа или многие другие факторы, которые влияют на вашу личность.

Децентрализация автора

Когда постструктуралист отправляется на анализ текста, необходимо полностью игнорировать личность автора. Это означает, что автор переходит на второй уровень, но такие действия не влияют на личность автора, а скорее на текст..

То есть, когда личность автора оставляется в стороне при анализе текста, текст меняет свое значение частично или почти полностью. Это потому, что сам автор больше не влияет на то, что читается, но читатель - тот, кто становится центром фокуса интерпретации..

Когда автор переходит на задний план, читатель должен использовать другие источники в качестве основы для интерпретации текста. Например, культурные нормы общества или другие литературные произведения могут быть действенными инструментами для интерпретации текста постструктуралистским способом..

Однако, поскольку эти внешние источники не являются авторитарными, а скорее произвольными, результаты интерпретации, как правило, не согласуются. Это означает, что они могут давать разные интерпретации, даже если одна и та же база анализа используется повторно..

Деконструктивная теория

Согласно теории структурализма, текст строится на основе этих концепций, которые расположены иерархически внутри всей его структуры. Этот тип бинарных систем может относиться к таким понятиям, как мужчина и женщина, или просто к таким понятиям, как рациональное и эмоциональное.

Для постструктурализма не существует иерархии между этими понятиями. То есть нет равенства, основанного на качествах каждой концепции. Напротив, постструктурализм анализирует отношения, которые эти бинарные концепции должны понимать их корреляцию.

При его интерпретации можно понять, какие текстовые инструменты каждый человек использует, чтобы придать свою индивидуальность каждому тексту или символу.

Структурализм и постструктурализм

Постструктурализм можно понимать, в нескольких словах, как набор философской критики структуралистской теории. Структурализм был очень модным движением во Франции, особенно в 1950-х и 1960-х годах..

Структурализм анализировал структуры, которые имеют определенные культурные ценности, такие как тексты, для интерпретации с помощью лингвистики, антропологии и психологии. По сути, структурализм начинается с представления о том, что весь текст заключен в структуру, которой придерживаются единообразно.

Из-за этого многие структуралисты включили свои работы в другие существующие работы. Понятия постструктурализма критикуют структурное понятие своего предыдущего аналога, рассматривая тексты как инструменты, используемые читателями для свободного толкования каждым из них..

На самом деле, концепции постструктурализма полностью вытекают из критики концепции структур. Структурализм рассматривает изучение структур как культурное условие, поэтому он подвержен ряду неправильных толкований, которые могут привести к отрицательным результатам..

Поэтому постструктурализм изучает системы знаний, которые окружают объект, вместе с самим объектом, чтобы иметь полное представление о его способности к интерпретации..

Представители и их идеи

Жак Деррида

Деррида был французским философом, родившимся в 1930 году, чей вклад считается одним из главных факторов начала постструктуралистского движения..

Среди своих наиболее выдающихся действий в качестве профессионала он анализировал и критиковал природу языка, письменности и интерпретаций смысла в области западной философии..

Его вклад был очень спорным для того времени, но в то же время они сильно повлияли на большую часть интеллектуального сообщества планеты на протяжении всего 20-го века..

Жан Бодрийяр

Французский теоретик Жан Бодрийяр, родившийся в 1929 году, был одним из самых влиятельных интеллектуальных деятелей современной эпохи. Его работа объединила ряд областей, включая философию, социальную теорию и метафизику, представляющую различные явления своего времени.

Он был чрезвычайно плодовитым автором, потому что за всю свою жизнь он опубликовал более 30 известных книг, посвященных социальным и философским проблемам, которые были актуальны на то время..

Мишель Фуко

Фуко был французским философом, родившимся в 1926 году, в дополнение к тому, что он был одной из самых противоречивых интеллектуальных фигур, которые мир имел в эпоху после Второй мировой войны..

Фуко не стремился ответить на традиционные вопросы философии, например, кто такие люди и почему они существуют. Вместо этого он интерпретировал эти вопросы, чтобы критически изучить их и понять, какие ответы вдохновляли людей.

Ответы, полученные на основе понимания этих вопросов, были его главной критикой в ​​философской области. Он был одним из величайших представителей постструктурализма в мире, хотя он противоречил устоявшимся представлениям того времени. Это вызвало критику со стороны интеллигенции во всем мире, и особенно на западе планеты..

Джудит Батлер

Джудит Батлер - американский философ, чей вклад в философию считается одним из самых влиятельных в 20 веке и в настоящее время..

Батлер определял постструктурализм аналогично другим известным авторам, таким как Деррида и Фуко. Он рассказал о сложности двоичных систем понятий и объяснил неоднозначность, которая существует в области лингвистики в отношении интерпретации текстов..

Ее идеи не только революционизировали феминизм во всем мире, но и усилили постструктуралистскую мысль, которая была сформирована в конце 20-го века..

Ролан Барт

Барт был французским эссеистом, родившимся в 1915 году, чьи работы в области письменности послужили подкреплением к предыдущим работам других интеллектуалов по установлению структурализма..

Кроме того, его работа способствовала появлению других интеллектуальных движений, которые породили постструктурализм.

Теория П. развивалась как критика структурализма, которая велась по четырем основным направлениям:

Проблемам знаковости,

Структурности,

Целостности субъекта,

Коммуникативности.

Следует отметить, что критика концепции целостного субъекта была осуществлена в значительной мере уже в рамках структурализма и в теории П. получила лишь свое окончательное завершение.

Практические аспекты критики теории художественной коммуникации более детально были разработаны в концепциях деконструктивизма и постмодернизма,но их общеметодологические основы были заложены именно в трудах Деррида, Кристевой, Делёза и Гваттари. Постструктуралистская критика коммуникативности в основном сводилась к выявлению трудности или просто невозможности адекватно понять и интерпретировать текст. Естественно, что когда постструктуралисты обращались к конкретному анализу художественного произведения, в их поле зрения попадало творчество тех поэтов и писателей (А. Рембо, Лотреамон, А. Роб-Грийе,Дж. Джойс), у которых смысловая неясность, двусмысленность, многозначностьинтерпретации выступали на передний план. С этим связано и ключевое для деконструктивизма понятие смысловой неразрешимости как одного из принципов организации текста, введенного Деррида.

П. в целом можно определить как общеметодологическую основу, на базе которой деконструктивисты и постмодернисты выстраивали свои концепции, отличающиеся фактически лишь сменой исследовательских приоритетов, иными идейно-эстетическими ориентациями и более практическим характером анализа, нацеленного прежде всего на изучение литературы.

Причины, по которым общефилософские идеи постструктурализма оказались столь привлекательными для современного литературоведения, обусловлены целым рядом факторов. Вопервых, все основные представители постструктурализма (Деррида, Ж.Делез, Ф.Гваттари, Р.Жирар, Фуко, Ж.Лакан, Р.Барт, Ю.Кристева) либо непосредственно вышли из рядов литературоведов, либо, что очень характерно для теоретической мысли конца 20 века вообще, активно используют художественную литературу для доказательства и демонстрации своих гипотез и выводов. В этом отношении постструктурализм находится в общем русле той тенденции современного научного мышления, которая сделала изящную словесность испытательным полигоном для разного рода концепций философского, культурологического, социологического — и даже научно-естественного характера. Вовторых, сама специфика научного мышления, заостренного на языковых проблемах и апеллирующего не к языку логического и строго формализованного понятийного аппарата, а к языку интуитивно-метафорических, поэтических многозначных понятий, вызывала повышенный интерес к проблематике литературно-художественного свойства. В-третьих, литературоведение, со своей стороны, перестает быть только наукой о литературе и превращается в своеобразный способ современного философского мышления.

Теория постструктурализма

В чисто литературоведческом плане теория постструктурализма развивалась как критика структурализма, которая велась по четырем основным направлениям:

  1. Проблемам структурности
  2. Знаковости
  3. Коммуникативности
  4. Целостности субъекта

Слово постструктурализм произошло от французского poststructuralisme, английского poststructuralism.

Читайте также: