Клиент центрированная психотерапия к роджерса кратко

Обновлено: 04.07.2024

Карл Роджерс - один из выдающихся психологов нашего времени. Он принадлежит к гуманистическому направлению в психологии и является одним из его создателей. Идеи психолога, приемы его терапевтической работы используются не только психологами и психотерапевтами различных психологических ориентаций, но и помогают обычным людям жить более подлинной, творческой жизнью.

В ходе своей психотерапевтической практики и просто общения с людьми Роджерс также пришел к некоторым выводам, связанными с его собственными действиями и ценностями.

Такой тип терапии ученый назвал терапией, центрированной на клиенте.

Экспериментальные исследования Роджерса и его коллег, результаты которых приведены в книге, показывают, что при соблюдении этих трех условий психотерапия дает позитивный результат, что с точки зрения автора означает, что клиент учится и растет как личность.

Важно подчеркнуть, что свои открытия в сфере отношений психотерапевта и клиента Роджерс обобщил на человеческие отношения в целом.

Что же происходит с клиентом в процессе психотерапии?

Итак, в ходе терапии, центрированной на клиенте, происходит становление человеческого Я, увеличивается конгруэнтность личности. Конечная цель, по психологу, - это стать самими собой. А это в свою очередь означает актуализировать свою человеческую сущность, свое Я - это Роджерс называет самоактуализацией.

В своей книге Роджерс достаточно подробно описывает те изменения, которые происходят с клиентом в процессе терапии, центрированной на клиенте. Вот некоторые характеристики этого процесса.

Итак, взгляд Роджерса на человека очень оптимистичен. Психолог убежден, что в основе человека лежит некоторая позитивная сила, которая дает импульс для позитивных изменения в нас, если убрать чрезмерные препятствия на ее пути. Что же помогает убрать эти препятствия?

Оказывается, согласно Роджерсу, для этого не нужны особенно вычурные интеллектуальные знания или хитроумные техники и пр.; все дело в человеческих отношения, точнее в их качестве. Эти отношения, чтобы быть помогающими, должны строится на безусловном безоценочном принятии другого и на эмпатическом понимании его.

Роджерс убежден, что такой подход к отношениям может быть эффективным не только в психотерапевтической практике, но и в других сферах жизни, например, в образовании и даже в международных отношениях.

Это действительно может быть эффективным средством в международных отношениях, в дипломатическом общении. Для этого следует стремится не оценивать партнера по общению, что происходит чаще всего, а, прежде всего, стремится его понять.

[1] Роджерс Карл Р. "Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1998. С. 58.

[2] Роджерс Карл Р. "Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1998. С. 63.

[3] Роджерс Карл Р. "Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1998. С. 69.

[4] Роджерс Карл Р. "Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1998. С. 75.

[5] Роджерс Карл Р. "Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1998. С. 76.

[6] Роджерс Карл Р. "Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1998. С. 76-77.

[7] Роджерс Карл Р. "Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1998. С. 104.

[8] Роджерс Карл Р. "Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1998. С. 240.

[9] Роджерс Карл Р. "Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1998. С. 399.

Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

Клиент-центрированная психотерапия — метод психотерапии, предложенный Карлом Роджерсом в качестве альтернативы психоанализу и бихевиоральной психотерапии. Он разрабатывался автором на протяжении нескольких лет, постоянно развиваясь и пополняясь новыми практическими методами. Первоначально подход Роджерса к терапии назывался недирективным, что отражало интерес ее автора к методам, которые способны изменить поведение. Карл Роджерс предположил, что человек способен сам изменить свою личность, тогда психотерапевт может быть менее директивным во взаимоотношениях с ним.

Главную роль в своем подходе Роджерс отводил взаимоотношениям между терапевтом и пациентом, как важнейшее условие эффективного лечения.

Терапевтические условия

Для того, чтобы осуществить конструктивные изменения в личности клиента Карл Роджерс предложил шесть терапевтических условий. Рассмотрим их подробней.

  1. Пациент и психотерапевт должны находиться в психологическом контакте. Роджерс постулировал, что не состоится позитивного изменения в личности пациента, если нет взаимоотношений его с психотерапевтом.
  2. Пациент находится в состоянии несоответствия, он уязвим и тревожен. Это объясняется Роджерсом как несоответствие между действительным переживанием человека и его Я-концепцией относительно этого переживания.
  3. Психотерапевт гармоничен или интегрирован. Это означает, что психотерапевт должен тепло, искренне встретить человека, создать позитивную атмосферу в их взаимоотношениях. Психотерапевт должен быть открытым для всех переживаний человека.
  4. Психотерапевт испытывает позитивное внимание к клиенту. Он не дает оценок его переживаниям и чувствам, хвалит за те конструктивные изменения, которые происходят с клиентом. Он относится к нему с теплом и уважением. Сеансы терапии должны проходить в спокойной атмосфере. У клиента же должна создаться уверенность в том, что его понимают и принимают.
  5. Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента и стремится передать это клиенту. Терапевт должен испытывать эмпатию по отношению к клиенту, что свидетельствует о том, что терапевт чувствует внутренний мир переживаний, так, как будто это его переживания и чувства.
  6. Должна произойти передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания психотерапевта. Это говорит о том, что клиент также должен относиться к психотерапевту, ведь именно он ответственен за свой личностный рост, а психотерапевт только способствует этому росту.

Исследования

В области терапии, центрированной на клиенте, проводилось множество исследований по различным направлениям. Так, в исследованиях локуса оценки, т.е. воспринимаемого источника ценностей, были сделаны следующие выводы. В процессе этого вида психотерапии у клиентов проявляется тенденция к уменьшению зависимости от ожиданий и ценностей окружающих, а также к увеличению зависимости от имеющегося опыта. Также было доказано, что после такой психотерапии клиент с меньшим волнением воспринимает ситуации эмоционального стресса и фрустрации.

Подход Роджерса используется при консультировании и терапии в таких областях как образование, расовые отношения, семейные отношения, политика и менеджмент. Терапия, центрированная на клиенте до сих пор весьма популярна, и останется таковой, без сомнения, еще много лет.

Статья опубликована в спецвыпуске Журнала Практического Психолога, посвященного клиент-центрированной психотерапии, 2012 г., № 1 (С.81-102).

Краткое содержание: в наши дни клиент-центрированная психотерапия представлена многочисленными, иногда спорящими друг с другом концепциями, авторы которыхстремятся расширить и развивать оригинальную концепцию Роджерса. Статья представляет собой краткий и одновременно емкий обзор современных направлений, входящих в них концептов, основных идей и авторов. Автор данной статьи надеется, что эта работа будет полезна в качестве ориентира в пространстве теоретических и праксиологических задач, которыми занято современное клиент-центрированное сообщество.

Ключевые слова: обзор, направления, теория терапии, расширение, концепция переживания, клинические аспекты, неконгруэнтное переживание, герменевтическая эмпатия

Abstract: THE MAIN DIRECTIONS OF THE MODERN CLIENT-CENTERED PSYCHOTHERAPY.

client-centered psychotherapy is represented today by numerous, sometimes challenging each other concepts, which authors seek to expand and develop the original concept of Rogers. The article is a brief and simultaneously capacious review of the modern directions and constituent concepts, main ideas and authors. The author has hopes this work will be useful as a guide in the space of theoretical and praxeological problems of contemporary client-centered community.

Key words: review, directions, therapy theory, expansion, experiencing concept, clinical aspects, incongruent experiencing, hermeneutic empathy.

Во многом создание этой статьи связано с желанием преодолеть этот разрыв, отразив современное положение дел, а также обозначив разные идентичности направлений, существующих в общем фрейме клиент-центрированной психотерапии. Для ориентации читателя, возможно, будет важно узнать, что моя собственная психотерапевтическая подготовка проходила в рамках австрийской школы клиент-центрированной терапии, что дало мне, помимо самого образования, четкую идентичность с клинической ориентаций этой школы.

Помимо недооценки теоретико-исследовательской активности, понимание клиент-центрированной психотерапии нередко искажается не только представителями других психотерапевтических модальностей, но и своими. Часто на это влияет недопонимание того, что принципы, разработанные Роджерсом в его теории терапии, сформулированы на уровне общих и абстрактных принципов, определяющих принципиальное качество терапевтического отношения, а не конкретное руководство к действию (например, что терапевт всегда должен реагировать безоценочным принятием).

Согласно многим авторам, дифференциация уровней абстракции [19; 3; 4; 24], помогает адекватному пониманию теоретической и праксиологической компонентов клиент-центрированной терапии, поэтому важно различать:

  1. уровень терапевтических отношений в целом (в отличие от всех других форм отношений)
  2. уровень обобщенных признаков терапевтического отношения (базовые принципы и собственно теория клиент-центрированной терапии)
  3. уровень терапевтических стратегий (праксиологический)
  4. уровень конкретных способов поведения терапевта.

При этом уровни C и D, с одной стороны, всегда должны соответствовать принципам более высоких уровней или быть их производными, с другой — оба этих конкретных уровня не могут быть однозначно выведены из стоящих перед ними более абстрактных.

На сегодняшний день в общем фрейме клиент-центрированной терапии можно выделить пять основных теоретических направлений [40; 21; 23; 55]:

В свою очередь внутри каждого из них есть собственные ответвления, уделим внимание каждому из них.

ФУНДАМЕНТАЛИСТЫ

Представители этого направления радикально настаивают на выполнении базовых установок и полном исключении преднамеренности. С их точки зрения, единственная цель клиент-центрированной психотерапии состоит в том, чтобы передать клиенту предложение отношений таким образом, чтобы он воспринимал безусловное уважение и эмпатию терапевта как таковые. Здесь можно указать авторов, акцентирующих значимость (a) недирективности и непреднамеренности и (b) личной встречи.

ЭКСПИРИЕНТАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

Интеграция идей Джендлина в теорию психотерапии Роджерса. Экспириентальная терапия берет начало из работ Джендлина, ее основная идея состоит в том, что для терапевтического изменения необходимо определенное качество переживания, которое не возникает само по себе. Намерение терапевта подтолкнуть клиента к такому качеству переживания директивно по форме, но не по своей сути.

Чтобы не перегружать текст информацией об истории развития клиент-центрированной психотерапии, сошлюсь на периодизацию, предложенную Хартом [18] и систематизированную в следующей таблице:

Табл. 1: Периоды развития клиент-центрированной терапии (1940-1970)

Функция психотерапевта

Изменения клиента

Джендлин — австрийско-американский философ и психотерапевт. В 1957 году Роджерс предложил ему присоединиться к Винсконсинскому исследовательскому проекту. Как и предсказывала теория Роджерса, была найдена значительная корреляция между (1) высоким уровнем условий терапии (core condition) и (2) высоким уровнем (качеством) переживания клиента. Однако из исследования не было очевидно, что именно первое является причиной второго. Вследствие этого был сделан вывод: терапевтическая эффективность не просто вопрос обеспечения терапевтических условий (базовая гипотеза Роджерса). Условия важны, но они возникают в отношениях,частично как результат качества клиентского переживания. Проще говоря, было обнаружено, что при прочих равных со стороны терапевта, некоторые клиенты более успешны, чем другие.

Интеграция концепции Джендлина в теорию терапии Роджерса описывает внутреннее переживание и терапевта и клиента, преодолевая тем самым дихотомическую тенденцию рассматривать переживания терапевта в качестве независимой, а переживания клиента — зависимой переменной. Очевидно, оба полюса должны рассматриваться как неотъемлемые составляющие концепции клиент-центрированной психотерапии и взаимозависимые факторы ее эффективности [22].

Первостепенной задачей фокусирования является поддержка клиентов в том, чтобы они сами способствовали возникновению шагов для преодоления проблем и для личностного роста. Источником и руководителем этого процесса является felt sense, который свойственен телу вследствие своего непрерывного имплицитного взаимодействия с окружающим миром. Работа с felt sense клиента происходит всегда через felt sense терапевта. Фокусированием достигается глубина терапевтического процесса, при этом второстепенное значение имеет то, какими терапевтическими методами и концепциями это достигается; поэтому фокусирование может интегрироваться со всеми терапевтическими формами, являющимися целью данного процесса.

Экспириентальная психотерапия

Последователи Джендлина взяли идею о том, что терапевт должен контактировать с внутренним потоком переживания и следить за интервенциями, которые могут помочь клиенту продвинуться в сторону качества переживания, необходимого для изменений. Это направление стало достаточно широким само по себе, и получило название экспириентальная психотерапия, которая, возникнув из работ Джендлина, все же оставалась сторонником равноправной, не-интерпретирующей традиции клиент-центрированной психотерапии, полагая актуализирующую тенденцию клиента, как центр терапевтического процесса. Этот подход ставит целью объединение идей и методов с целью продвинуть клиента к контакту с собственным потоком переживания.

Довольно сложно выделить наиболее влиятельных сторонников экспириентальной психотерапии, среди прочих можно выделить Лешли Гринберга и его ассоциацию в северной Америке. В Европе более 20 летразвивает экспириентальную психотерапию Герман Лиетаер.

Разница между F-OC и экспириентальной терапией состоит в том, что фокусинг рассматривается здесь как одна из процедур или задач среди других, которые включают активное слушание и т.д. Идея экспириентальной психотерапии состоит в том, что психологические затруднения возникают вследствие дисфункциональных эмоциональных схем клиента, и для каждого затруднения, возникающего в процессе, предписана специфическая процедура. В частности, фокусинг предписан, если клиент имеет неясный felts sense своей проблемы.

Для работы по переработке переживания Гринберг и соавторы [16] определили шесть основных проблем переработки. В дополнение к этому описаны маркеры нарушений переработки переживания, а также специфические методы терапевтической работы с ними.

Работы этих авторов — экспириентальные по своей сути, но используемый ими язык зачастую является чуждым для представителей клиент-центрированного сообщества, и в целом они: (a) используют специфические терапевтические приемы для каждого конкретного случая дисфункциональности; (b) не признают актуализирующую тенденцию в качестве фундамента их терапевтической работы; © не используют язык клиент-центрированного подхода и не используют понятие Я-концепции в том виде, как это описал Роджерс; (d) признают идеи Роджерса в качестве одного из влиятельных направлений, наряду с гештальт-терапией.

КЛИНИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ: КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ КАК ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Представители этого направления заняты развитием клинической эффективности клиент-центрированной психотерапии. Центральное по­ложение теории нарушений, как это было сформулировано Роджерсом, состоит в неконгруэнтности между Я-концепцией и опытом. Как известно, сам Роджерс имел богатый клинический опыт, он попросту поместил профессиональные аспекты терапии на второй план, чтобы противопоставить медицинской модели подход, где именно человеческое отношение выступает фактором изменений.

Чтобы обеспечить интеграцию личного и профессионального полюсов Кайль предлагает идею расширения теоретических оснований роджерианской психотерапии. При этом подразумевается расширенное понимание исходной концепции клиент-центрированной психотерапии, не в смысле присоединения к ней каких-либо концепций, а в смысле иного толкования ее собственных положений. В общем виде, концепция клиент-центрированной психотерапии, понятая таким образом, развивает следующие идеи [21; 22]:

(a) о взаимосвязи функционального и личного аспектов психотерапии: Терапевтическое отношение, даже если и ведет к глубоко личностным встречам, тем не менее, является функциональным отношением, реализуемым ради целей терапевтического процесса [4].

(b) о развитии клинической эффективности клиент-центрированной терапии: в некоторых случаях базовые установки невозможно осуществить без знания специфических нарушений и без профессиональных терапевтических навыков [5; 13; 44; 48].

© о необходимом для психотерапии качестве переживания: интеграция концепции переживания Джендлина в теорию терапии Роджерса [21; 22; 30; 51].

Клиент-центрированная терапия как специальное предложение отношения

  • Понимание конгруэнтности в терапии отличается от понимания конгруэнтности в целом. Конгруэнтность терапевта подразумевает умение распознавать свои реакции на клиента, таким образом, чтобы они не мешали, были поняты и приняты терапевтом как резонанс, в котором осуществляется понимание клиента. Конгруэнтность терапевта не является состоянием, и прямо не воспринимается. Воспринимаются признаки конгруэнтности и симптомы неконгруэнтности.
  • Безусловное принятие, точнее его степень в эмоциональном отклике терапевта является указанием на конгруэнтность или неконгруэнтность терапевта. Конгруэнтность устанавливается путем осознания и принятия своей реакции на клиента и умении распознать отсутствующее позитивное принятие как форму понимания клиента (а не как ошибку терапевта). Таким образом, степень безусловного принятия является критерием эмпатического понимания и его степени.
  • Эмпатическое понимание ориентируется не столько на содержание (переживания, чувства клиента), сколько на то, как клиент обращается со своим переживанием. Передача эмпатического понимания имеет функцию продвижения самоисследования клиента.

Психодинамическое и герменевтическое понимание

Процессуальная диагностика

Австрийское научное Общество Клиент-центрированной и Разговорной Психотерапии (ÖGWG) развивает идею непрерывной процессуальной диагностики, где терапевт вместе с клиентом создает и постоянно пересматривает гипотезы о структуры личности клиента, для того, чтобы эмпатичсески понять неконгруэнтность и референтные рамки клиента. Это достигается путем восприятия переживания клиента (уровень содержания: что?) и его референтных рамок (уровень обработки: как?), а также резонанса (уровень отношений), который возникает в терапевте в ответ на переживание клиента [20; 21].

  1. Непосредственное эмпатическое понимание (основанное на безусловном принятии конгруэнтных аспектов)
  2. Герменевтическая эмпатия (имеет отношение к неконгруэным аспектам и основывается на рефлексии терапевтического резонанса)
  3. Понимание дисфункциональных аспектов межличностных отношений клиента. Об этом см. в интерактивной ориентации [52].
  4. Понимание, достигаемое через знание специфических нарушений

Герменевтическая эмпатия.

Конгруэнтность, безусловное принятие и эмпатию не следует рассматривать как константу, на начальных этапах терапии они не могут быть реализованы в полной мере. Известно, что неконгруэнтность имеет тенденцию усиливать негативную реакцию у партнеров по коммуникации, поэтому на практике терапевты вынуждены находить у себя постоянные отклонения от этих установок. Реакции терапевта, в которых отсутствует положительное отношение неизбежны и не являются ошибкой, напротив, служат важным элементом терапевтического процесса, при условии, что терапевт достаточно конгруэнтен, чтобы эти реакции в себе отследить и конструктивно использовать в процессуально-диагностическом и герменевтическом ключе.

Понимание через знание специфических расстройств

ИНТЕРАКТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Кроме прочего, Свилденс различает отдельные фазы психотерапевтического процесса, каждая из которых характеризуется определенными целями. Кроме таких фаз терапии как предварительная мотивация (разработка терапевтической мотивации и собственной ответственности) и фаза симптомов (разработка личного экзистенциального значения симптома), он выделяет экзистенциальную (самопознание в смысле собственного бытия, личная встреча) и заключительную фазы (экзистенциональное преодоления понятий — разлучить и быть разлученным).

СИСТЕМНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА

В связи со сказанным выше, осуществляются попытки разработки системной теории клиент-центрированной терапии. Поскольку с этой точки зрения концепция еще не создана, системно-теоретическое направление указывается в этой статье как перспектива, которая содержится в трудах Штумма, Вильчко, Кайля [45], также идеи отражены в работах фон Шлиппе и Криза [25; 43].

ЛИТЕРАТУРА

К примеру, библиография, составленная Вилкинсом и Лиетаером (Wilkins & Lietaer) содержит более 800 наименований публикаций по клиент-центрированной\экспириентальной психотерапии, вышедших с 2000 по 2006 г.г. на английском языке (не учитывая немецко-говорящие и другие страны!). Эту и другие библиографии можно увидеть на сайте WAPCEPC.

Харт опубликовал этот материал в 1970 г., поэтому третий период в его таблице заканчивается этим годом.

Запрещается распространение данной публикации на любых носителях (в том числе запрещается размещение на других сайтах).

При использовании фрагментов данной публикации с целью цитирования обязательна библиографическая ссылка, оформленная в соответствии с правилами, действующими в Российской Федерации.

Если Вы хотите поделиться с посетителями своего интернет-ресурса полезной психологической информацией — просто разместите ссылку на эту страницу.

Отличительной чертой теории отечественной психологической науки является изучение психического с опорой на единые методологические основания. Благодаря этому сложилась система общих (насколько это возможно) научных категорий, принципов (Селиванов В.В., 1999, с. 40—60), знаний, позволяющая представителям данного научного сообщества плодотворно использовать экспериментальные результаты и теоретические обобщения, полученные последователями различных отечественных школ и направлений в процессе построения все более адекватной и непротиворечивой картины психической реальности.
Конечно, не должно возникать иллюзии полной согласованности точек зрения — этого и не требуется, ведь развитие науки происходит через возникновение и разрешение противоречий.

Вместе с тем, в практике психологического консультирования и психотерапии существует несколько иная картина. С одной стороны представители различных школ отечественной психологии выдвигают свои — теоретически обоснованные — подходы и методы практической работы; с другой стороны — огромное влияние на деятельность психологов-консультантов и психотерапевтов оказывают уже оформившиеся и целостные (имеющие собственную теоретическую базу и практические методы работы) зарубежные направления психотерапии. Зачастую, в психотерапевтической практике специалист строго придерживается какого-то определенного направления (психоаналитическая, бихевиоральная, клиент- центрированная психотерапия и т. д.), не вполне критично впитывая, наряду с технической, и теоретическую составляющую выбранного подхода.
Другой вариант — психотерапевт использует различные техники из разных подходов в зависимости от проблемы клиента, при этом не задумываясь о теоретическом обосновании своей работы.

Возникает парадоксальная ситуация (здесь берется отечественный контекст):
1) теория психологической науки уже находится на достаточно высоком уровне развития и способна объяснять широкий спектр явлений психической сферы человека, пользуясь общими для данного научного сообщества категориями;
2) фактически отсутствует сравнение обладающих мировой известностью и устоявшихся направлений психотерапии между собой. В большинстве случаев сравниваются лишь цели той или иной психотерапии, пути ее достижения и психотерапевтический эффект. Теоретического анализа, как правило, не проводится в силу кажущейся несопоставимости теоретических конструктов.

При оценке и сравнении различных психотерапевтических подходов важно не только то, каким образом в их рамках понимается норма и отклонение от нее, не только провозглашаемые цели психотерапии и пути их достижения, но также понимание самих механизмов воздействия тех или иных психотерапевтических методов и техник. В этом случае появится возможность преодолеть пропасть, существующую между обсуждаемыми подходами, и, используя для описания каждого из них общие для отечественной науки категории, обрести более ясное видение психотерапевтического процесса в свете единого теоретического основания.

Так, например, обсуждать соотношение бихевиорального и клиент-центрированного направлений целесообразно, в том числе, с учетом трех уровней взаимодействия человека с окружающей действительностью. Человек непрерывно взаимодействует с действительностью как с системой: 1) (безусловных) раздражителей; 2) сигнальных (условных) раздражителей; 3) объектов (и субъектов) (А.В. Брушлинский, 2003 б, с. 450—454). Подчеркнем, что именно выделение в окружающей действительности объекта и позволяет осуществлять психическую регуляцию на ее высших уровнях, осуществлять деятельность и поведение.
Не трудно обнаружить, что бихевиористы в своей работе делают весь упор на уровень сигнальных раздражителей, где регуляция поведения индивида происходит путем образования условнорефлекторных связей (Собственно говоря, в бихевиоризме взаимодействие с действительностью на уровне объектов просто не существует — оно не рассматривается даже теоретически).
А вот в практике клиент-центрированной терапии большее внимание уделяется работе на третьем уровне: в ходе бесед клиент раскрывает для себя все новые свойства и отношения познаваемого объекта (собственного поведения, своей жизненной ситуации, окружающих людей и т. д.).
Теперь становятся очевидными причины успехов и неудач указанных направлений при работе с различными проблемами. Успехи бихевиоральных методов в коррекции фобий и страхов связаны с тем, что в травматических ситуациях запускаются ранее сформированные условнорефлекторные реакции организма и совершенно недостаточно просто обсудить и понять нерациональность и дезадаптивность собственного страха, т. е. более полно раскрыть его в качестве познаваемого объекта (Как это делалось бы в клиент-центрированном подходе, который, чаще всего, обнаруживает свою несостоятельность при работе с такого рода проблемами.). И, наоборот, клиент-центрированная психотерапия демонстрирует значительную эффективность в решении клиентом экзистенциальных проблем, вопросов тонких межличностных отношений (В этих сферах уже бихевиоральные методы показывают абсолютно неудовлетворительные результаты, т.к. здесь решающую роль играют не условнорефлекторные связи, а специфически человеческое отношение к познаваемому объекту).

Касаясь психологических механизмов действия методов и техник, мы переходим ко второй части нашей статьи, где рассмотрим некоторые аспекты клиент- центрированной психотерапии в соотношении с экспериментальными данными исследования процесса мышления.

Из сказанного выше очевидно: значительную долю того, что Роджерс называл инсайтом, составляет процесс (и результат) смыслоосознания, более конкретно — осознание субъектом смысловых связей (Леонтьев Д.А., 2003).
В свою очередь, одним из базовых компонентов процесса осознания (в частности, осознания смысловых связей) является процесс мышления субъекта. Вообще, беседа, как основной метод работы психотерапевта в клиент-центрированном подходе, служит (в большой степени) созданию наиболее благоприятных условий для функционирования основного механизма мышления — анализа через синтез. То есть, данная форма работы способствует включению познаваемого объекта (проблемы клиента) во все новые отношения и выявлению, таким образом, все новых его граней и свойств.

Данный пункт представляется одним из ключевых при сравнении директивного и недирективного подходов в психологическом консультировании (там же, с. 126— 142).
Несколько огрубляя, можно сказать так: директивный консультант интерпретирует высказывания клиента, дает советы относительно его дальнейшего поведения, определяет направление развития клиента; недирективный консультант — избегает прямых интерпретаций высказываний клиента, советов относительно его дальнейшего поведения и предоставляет клиенту возможность самому определять линию своего развития.

В своих рассуждениях мы будем основываться на принципе детерминизма, который гласит, что внешние причины действуют через внутренние условия (Рубинштейн С.Л., 2003, с. 209). Значит, следует изучать, каков результат того или иного воздействия психотерапевта (интерпретации, совета и т. д.) в зависимости от тех или иных внутренних условий клиента.

Мы полностью разделяем обсуждаемые взгляды К. Роджерса. И, при этом, считаем важным указать еще на один фактор, вносящий существенный вклад в детерминацию изменений, производимых в клиенте советами, интерпретациями и другими подобными действиями консультанта. Для этого проанализируем, чем же являются для клиента интерпретации, советы и т. п. психотерапевта.
В соотношении с процессом мышления клиента отмеченные элементы поведения психотерапевта являются подсказками (Естественно, что, касательно других внутренних условий клиента, интерпретации и т. д. выступят уже в иных качествах и отношениях: то есть будут не подсказками, а чем-то иным, оставаясь, вместе с тем, подсказками в процессе мышления).

Так обнаруживается, что результаты экспериментального исследования процесса мышления в субъектно-деятельностном подходе теоретически обосновывают выводы, которые К. Роджерс сделал из практики психологического консультирования; а практика клиент-центрированного подхода еще раз подтверждает правоту и жизненность обобщений, сформулированных при экспериментальном исследовании процесса мышления субъекта.

Читайте также: