Протестантизм во франции кратко

Обновлено: 02.07.2024

Религиозные (гугенотские) войны во Франции – это серия гражданских военных конфликтов между представителями католицизма и протестантизма.

Во Франции 16 века существовало 2 основных ответвления христианства: католицизм и протестантизм. Французские монархи стремились к объединению своего народа, желая избежать внутренних конфликтов. Генрих II решил, что правильным будет отдать предпочтение католицизму и ограничить возможности протестантов.

На престол взошла Екатерина Медичи. В 1562 году она позволила провести съезд теологов обеих конфессий, по итогам которого протестанты получили возможность проводить богослужения. Ответ не заставил себя долго ждать, и Франсуа де Гиз издал антипротестантский триумвират, а в скором времени католики перешли к более радикальным действиям.

  1. Идеологические – католики и протестанты придерживались разных взглядов относительно места религии в жизни человека и ее влияния на повседневность.
  2. Экономические – протестанты были более конкурентоспособны, поскольку их доктрина предписывала трудолюбие и бережливость.
  3. Борьба за власть – во Франции 17 века велось активное противостояние между династиями де Гизов, Валуа и Бурбонов.
  4. Политические – во внутренние междоусобицы активно вмешивались Германия, Англия и Испания.

Основные действующие лица

  • ФранцискI – первый король Франции, предпринявший попытку остановить распространение протестантизма.
  • ГенрихII – сын Франциска I , который вел войну с Англией, Испанией и Нидерландами.
  • Екатерина Медичи – королева, супруга Генриха II , пыталась примирить протестантов и католиков.
  • ФранцискII – сын Генриха II и Екатерины, работал в интересах католиков.
  • КарлIХ - сын Генриха II и Екатерины, война началась во время его пребывания на престоле.
  • ГенрихIII – сын Генриха II и Екатерины, пытался примирить расколотый народ.
  • ГенрихIV – король Наварры, занявший свое место на престоле в 1572 году, дал начало династии Бурбонов. Во время его правления были окончены религиозные войны.
  • Франсуа де Гиз – герцог Лотарингский, спровоцировавший войну в 1562 году.
  • Генрих де Гиз – глава Католической лиги.
  • Принц Людовик де Конде – лидер протестантов.
  • Граф Гаспар де Колиньи – лидер протестантов.

Французская религиозная война включает в себя 8 этапов, в которых активные боевые действия перемежались с относительно мирными годами. Датой начала войны считается 1 марта 1562 года, когда в Васси состоялась резня, спровоцированная герцогом Франсуа де Гизом. После его гибели в 1563 году военные действия практически прекратились, а Екатерина Медичи издала Амбуазский эдикт, провозгласивший свободу выбора той или иной конфессии на всей территории государства, кроме столицы – там разрешался только католицизм.

Вторая гугенотская война датируется 1567-1568 годами . Она не несла никаких радикальных политических изменений, но сказалась на взглядах Екатерины Медичи: ее оскорбили действия протестантов, и королева признала ошибочность своей политики. Екатерина принялась изгонять из страны проповедников.

Во время четвертой гугенотской войны 1572-1573 годов Екатерина Медичи предприняла еще одну попытку установить мир между католиками и протестантами посредством заключения брака между своей дочерью, прихожанкой католической церкви, Маргаритой де Валуа и лидером протестантов – Генрихом Наваррским. Католики подобного рода решение восприняли крайне враждебно. 18 августа 1572 года бракосочетание состоялось. В ночь с 23 на 24 августа прошло собрание королевского совета, по итогу которого было принято решение уничтожить протестантов. Начало резни связывают с династией де Гизов. Протестантов истребляли целыми семьями, зверства вошли в историю под названием Варфоломеевской ночи. Четвертую войну завершил Булонский эдикт 1573 года, согласно которому протестанты получили свободу проведения богослужений.

Спустя несколько месяцев католики развернули шестую войну 1576-1577 годов, в которой одержали победу. Итог сражений подвел эдикт Пуатье, который перечеркнул практически все пункты мира в Болье.

Седьмая война 1579-1580 годов началась по инициативе Генриха Наваррского, который не собирался сдавать позиции протестантов. Этот конфликт завершил мир во Фле, вернувший некоторые права гугенотам.

Протестантский храм Святого Павла в Страсбурге

В 2001 году в стране действовало 3,65 тыс. протестантских приходов. В ходе недавних исследований установлено, что 39 % французских протестантов регулярно участвуют в жизни своих приходов. При этом, еженедельно богослужения посещают лишь 8 — 9 % реформатов и лютеран, тогда как среди евангельских христиан и пятидесятников эта цифра достигает 65 % [3] .

Доля протестантов среди французов весьма незначительна. Существенный процент протестанты составляют среди живущих во Франции немцев, англичан, голландцев, американцев, швейцарцев, датчан, шведов, корейцев. Растущую группу прихожан пятидесятнических церквей представляют обращённые в протестантизм цыгане.

Исследование, проведённое в 2006 году, показало незначительное увеличение числа французских протестантов. Связано это с ростом евангельских церквей, в первую очередь — африканского происхождения [4] .

Урок 6: Религиозные войны во Франции

С 1517 года в странах Западной Европы начался процесс Реформации - религиозных преобразований, переустройства католической церкви. В ходе Реформации в христианской вере зародилось новое направление - протестантизм. Католики и протестанты стали непримиримыми врагами во многих странах Европы, однако наиболее сильно развернулось их противостояние во Франции. Как и с чего начались религиозные войны во Франции, чем они завершились, каким образом удалось установить мир между католиками и протестантами – вы узнаете из данного урока.

План урока:

Сегодня граждане любого цивилизованного государства могут сами решать, какую им религию исповедовать. Никто не может им этого запретить, заставить перейти в другую веру. Но так было не всегда. В период Нового времени, как и эпоху Средневековья, европейское общество не знало веротерпимости.

Распространение протестантизма во Франции

Реформационное движение во Франции началось значительно позже, чем в Германии и Швейцарии. Дело в том, что во Франции королевская власть была достаточно сильной, не допускала всевластия католической церкви. Поэтому религиозного недовольства среди французов долгое время не возникало.

Распространение протестантизма во Франции было связано с социально-экономической неудовлетворенностью разных категорий населения:

  • родовитые дворяне были недовольны усилением королевской власти, с грустью вспоминали период феодальной раздробленности, когда вся власть находилась в руках феодалов;
  • буржуазия мечтала завладеть богатствами церкви, отобрать у нее земли по примеру Англии или Германии;
  • горожане стремились к отмене налогов, которые непосильным бременем ложились на их плечи;
  • крестьяне желали избавиться от податей в пользу католической церкви.

Постепенно социально-экономический протест приобретал религиозную окраску, Франция разделилась на католиков и протестантов. Протестантов поначалу было немного, они старались скрыть от властей собственную религиозную деятельность: тайно собирались для обсуждения новой веры, скрытно молились и пели религиозные гимны.Протестанты и католики во Франции занимали неодинаковое положение. В то время как положение протестантов было бесправным, последователей католицизма поддерживал сам король.

Король Франции Франциск I запретил гугенотам распространять протестантизм, совершать молитвы и религиозное богослужение. Всех кто решался ослушаться королевского указа - ожидал арест и смертная казнь, следовавшая после жестоких пыток. Тем не менее, гугеноты продолжали заниматься реформаторской деятельностью, но уже скрытно. Север и юг Франции разделились: в южных землях в большей степени придерживались протестантизма, население северных земель преимущественно исповедовало католицизм. Так Франция окончательно оказалась расколотой на два враждующих лагеря: гугенотов и католиков.

Начало религиозных войн

В 1562 году противостояние католиков и протестантов переросло в религиозные войны во Франции. Поводом к ним послужила кровавая расправа над гугенотами герцога де Гиза, из королевской династии Валуа. Герцог случайно услышал религиозные песнопения протестантов и набросился со своей свитой на безоружных людей. Герцог де Гиз убил более 25 и ранил около 100 гугенотов, что послужило поводом к началу религиозных войн во Франции.

Гугеноты стали открыто бороться за установление равенства между протестантами и католиками, их поддерживала Англия и часть Германии, вмешавшиеся во внутренние дела Франции. Протестанты захватывали города – центры католицизма, разоряли в них католические церкви. Однако в ходе религиозных войн гугеноты проявляли себя не так жестоко как католики, они не убивали мирное население.

Католики стремились к полному физическому уничтожению гугенотов, они сжигали на кострах всех последователей Реформации, уничтожали их имущество, убивали даже женщин и детей. Французским католикам оказывала помощь Испания, ставшая на тот момент времени центром борьбы с протестантизмом.

Варфоломеевская ночь

Несмотря на то, что король Франции – Карл IX активно поддерживал католицизм, спустя десять лет с начала религиозных войн он стал серьезно задумываться о примирении двух враждующих сторон. Религиозные войны негативно сказывались на социальном и политическом развитии Франции, страна была разорена бесконечными раздорами, экономика пришла в упадок.

Карл IX решил устроить примирительный брак между лидером французских протестантов - Генрихом Наваррским и собственной сестрой Маргаритой де Валуа. Девятнадцатилетняя Маргарита не желала выходить замуж за Генриха, она была влюблена в непримиримого врага гугенотов – герцога де Гиза. Однако ее брат Карл IX решил использовать свою сестру для установления равновесия между католиками и протестантами и запретил ей даже думать о герцоге Гизе.

Свадьба состоялась 18 августа 1572 года накануне дня Святого Варфоломея. Отпраздновать свадьбу приехало более 20 тысяч сторонников Реформации, которые были рады отметить столь знаменательный день примирения двух враждующих религий. Опьяненные красочными представлениями, вином и свадебными угощениями гугеноты не заметили, что католические лидеры готовят на них покушение. Под покровом ночи все жилища, в которых разместились протестанты, были помечены крестами.

Спустя шесть дней после свадьбы, 24 августа 1572 года в аббатстве Сен-Жармен прозвучал колокол, послуживший тайным знаком для начала расправы над гугенотами, - началась Варфоломеевская ночь. Разъяренные католики, опасавшиеся усиления протестантизма, врывались в дома спящих мирным сном гугенотов и расправлялись с ними на месте. Убивали всех, кто находился в доме, даже женщин, стариков и детей. Всего за время Варфоломеевской ночи во Франции было убито около 30 тысяч человек. Кровавые расправы над последователями Реформации продолжались еще в течение 3 суток. Генрих Наваррский остался жив только благодаря тому, что отрекся от протестантизма и перешел в католицизм. Так свадьба Генриха Наваррского и Маргариты Валуа не привела к прекращению религиозных войн, а лишь к еще большему ужесточению борьбы между враждующими сторонами.

Примирение католиков и гугенотов

События Варфоломеевской ночи вдохновили гугенотов к возобновлению военных действий против католической власти. На этот раз им на помощь пришла партия недовольных - группа умеренных католиков, выступавших за прекращение религиозных войн, утверждение принципов веротерпимости.

Совместными усилиями протестанты и умеренные вели военные действия против короля на южных провинциях страны. После смерти короля Карла IX престол возглавил его брат – Генрих III, однако ему также не удалось добиться единства в государстве, прекратить войны.

В 1589 году Генрих III погиб и на престол взошел лидер гугенотов Генрих 4 Наваррский. И хотя страна изнемогала под тяжестью гражданской войны, французский народ признал нового короля только после того, как он вновь принял католичество. Генрих 4 решился на этот шаг ради прекращения религиозных раздоров, достижение компромисса между представителями двух враждующих религий.

Запоминаем даты!

13 апреля 1598 года Генрих Наваррский принял Нантский эдикт – документ, утверждавший в стране веротерпимость.

Нантский эдикт не уравнял в правах католиков и гугенотов, но закрепил условия для достижения между ними компромисса:

  1. Католицизм признавался главной государственной религией.
  2. Все имущество и земли, отобранные у католической церкви во время войны с гугенотами, были ей полностью возвращены.
  3. В стране провозглашалась веротерпимость, следовательно, все протестанты получили право свободно исповедовать выбранную ими религию.
  4. Протестанты получили право принимать участие в управлении государственными делами, право на пользование и распоряжение собственным имуществом, на получение образования.

С другой стороны, французские гугеноты были урезаны в своих правах: им запрещалось устраивать богослужения, петь молитвы в крупных французских городах (таких как Париж, Дижон); им запрещалось трудиться во время католических праздников.

Нантский эдикт Генриха Наваррского вызвал возмущение как со стороны католического, так и протестантского духовенства. Католическая церковь была недовольна предоставлением свободы выбора религии населению, протестантская церковь считала данные ей права недостаточными, настаивала на равном правовом положении с католиками. Но, несмотря на всеобщее недовольство, Нантский эдикт обеспечил долгожданный мир между католиками и протестантами более чем на 80 лет.

Правление Генриха Наваррского

Когда Генрих Наваррский стал французским королем, страна находилась в бедственном положении. Религиозные войны полностью истощили экономику, цены выросли во много раз, а доходы рабочих наоборот, упали. Кроме того, в то время как король Генрих 4 взошел на престол, во Франции наступило резкое и сильное похолодание. Вымерзали поля засеянные зерном, обледенели виноградники, люди замерзали в плохо утепленных домах, многих находили замершими до смерти на улицах. Страну охватили крестьянские восстания, которые можно было остановить, только изменив политику.

Политика Генриха 4 была направлена на улучшение положения крестьян, на скорейшее восстановление экономики. За годы его правления были изданы указы:

  • запрет на арест крестьян за долги, на изъятие у них личного имущества;
  • предоставление крестьянам налоговых льгот;
  • постановление об использовании в сельском хозяйстве болот (после их осушения).

Ряд жестоких законов Генрих 4 принял против бродяг и банд наемников, которые стали настоящим бедствием для населения. Особое внимание уделял король развитию промышленности и торговли. Он выделял деньги на строительство новых мануфактур, установил взаимовыгодную таможенную систему с Англией и Голландией, поощрял разведение тутовых деревьев для получения шелка.

Период правления Генриха Наваррского стал временем укрепления абсолютной монархии во Франции, преодоления экономической разрухи и установления внутреннего мира. Генрих 4 вошел в историю как добрый король, главным достижением которого было принятие Нантского эдикта.


Гугено́ты (фр. Huguenot(s) ) — название с XVI века французских протестантов (кальвинистов). Происходит от франко-швейцарского eyguenot (aguynos), обозначавшего члена женевского протестантского союза против герцога Савойского. Слово eyguenot в свою очередь восходит к с.-в.-нем. eitgenôz (современное нем. Eidgenosse ) ‘собрат, соратник, союзник’. Начиная с XIV века Eidgenosse официально обозначает просто гражданина Швейцарской Конфедерации [1] .

Содержание

Появление протестантизма во Франции



Сначала слово гугенот употреблялось противниками протестантов как насмешка; но впоследствии, когда Реформация стала распространяться во Франции, оно прижилось и среди самих французских протестантов. Сторонники Реформации во Франции появились очень рано. Лефевр, Фарель, Руссель пропагандировали протестантское учение. При покровительстве Маргариты, королевы Наваррской, сестры короля Франциска I, возникли тайные лютеранские общины. Но наибольшее сочувствие и распространение нашло учение Кальвина, особенно в среде дворянства и среднего сословия. К веротерпимости и реформам призывал даже католический епископ Брюсонне. В 1534 году протестанты наводнили крупные города листовками, грубо высмеивавшими священников и мессу (см.: дело о листовках). В ответ начались массовые аресты и казни еретиков. Реформированная церковь во Франции была вынуждена уйти в подполье.

Религиозные войны

Всеобщая оппозиция против Гизов дала гугенотам мужество бороться против преследований. Часть дворян-кальвинистов под руководством Лареноди составила заговор с целью потребовать от короля свободы совести и удаления Гизов, а в случае отказа — силою захватить короля и заставить его передать управление расположенным к кальвинизму Бурбонам, Антуану Наваррскому и Людовику Конде.



Заговор был открыт; король бежал из Блуа в Амбуаз. Нападение заговорщиков на Амбуаз было отбито; многие погибли в бою, другие казнены. Тем не менее в мае 1560 года были уничтожены Chambres ardentes, но по-прежнему запрещены религиозные собрания и публичное отправление протестантского богослужения. В августе того же года адмирал Колиньи на собрании нотаблей потребовал для кальвинистов свободы совести. Собрание отложило решение до созвания генеральных штатов в Орлеане; чтобы воспрепятствовать постановлениям этого собрания в благоприятном для гугенотов смысле.

Гизы захватили в плен Бурбонов, а Конде за участие в заговоре был приговорен к казни. Смерть Франциска II помешала исполнению приговора. При Карле IX в 1561 году издан был эдикт, которым отменялась смертная казнь за принадлежность к ереси. Для прекращения вражды между католиками и гугенотами между ними был устроен религиозный диспут в Пуасси, который, однако, не привёл к желанному соглашению.

Так называемый триумвират из герцога Гиза, коннетабля Монморанси и маршала Сент-Андре стремился к подавлению реформации, и ему удалось перетянуть на свою сторону Антуана Наваррского. Как только был издан Январский эдикт 1562 года, предоставлявший гугенотам право свободного богослужения, Франсуа де Гиз напал при Васси на толпу гугенотов, собравшихся в сарае для совершения богослужения. Все они были перебиты, и это было началом междоусобной войны. Первая война (всех было 8) велась с переменным успехом и кончилась в 1563 году соглашением, получившим свое подтверждение в Амбуазском эдикте, в котором гугенотам опять была предоставлена свобода вероисповедания.

Королева-мать, лишив Гизов влияния, не желала, однако, чтобы им стали пользоваться гугеноты, и новым эдиктом отменила почти все прежние вольности, предоставленные гугенотам; тогда Конде и Колиньи решились захватить короля в свои руки; но заговор их был открыт, и двор бежал в Париж. Конде осадил столицу. Снова был заключен мирный договор в Лонжклю, в силу которого была объявлена всеобщая амнистия; но спустя полгода опять разгорелась гражданская война.

Ла-Рошель

Ненависть католических народных масс против гугенотов выразилась во многих кровавых насилиях. Конде и Колиньи бежали в Ла-Рошель, которая с этих пор стала главной штаб-квартирой гугенотов. Английская королева Елизавета снабдила гугенотов деньгами и оружием, немецкие протестантские князья оказали им помощь войсками. В битве при Жарнаке в 1569 году католики под начальством маршала Таванна разбили гугенотов наголову; Конде попал в плен и был убит.

Жанна Наваррская созвала тогда гугенотов в Коньяк, воодушевила их своей речью и поставила во главе войска своего сына Генриха; но, несмотря на подкрепления, посланные Германией, гугеноты снова потерпели поражение, и только в следующем году Колиньи удалось завладеть Нимом и Ла-Рошелью и нанести поражение королевским войскам. Наконец умеренная партия взяла верх и в том же году был заключён Сен-Жерменский мир, в силу которого была объявлена амнистия и свобода вероисповедания. Для большей гарантии в руках гугенотов оставлены крепости Ла-Рошель, Лашарите, Монтобан и Коньяк.

Варфоломеевская ночь



Чтобы приобрести доверие гугенотов, Екатерина Медичи решила выдать замуж сестру Карла IX за Генриха Наваррского; были начаты переговоры с Англией относительно совместной поддержки нидерландского восстания, Колиньи был назначен главным начальником снаряженной с этой целью французской армии. Во всей Франции водворилось спокойствие и мир, так что королева Наваррская вместе с принцем Конде и Генрихом Наваррским безбоязненно могла приехать в Париж на бракосочетание последнего с сестрой короля.

На эту свадьбу была приглашена масса знатных гугенотов; глава их, Колиньи, пользовался, по-видимому, исключительным благоволением короля и руководил французской политикой. Католики с возрастающей ненавистью смотрели на это сближение; да и королева-мать прежде всего хотела устранить Колиньи, находя его влияние вредным для себя. Этим была вызвана Варфоломеевская ночь. Многие гугеноты спаслись от резни и стали защищаться с мужеством отчаяния в Ла-Рошели, Ниме, Монтобане. Везде, где гугеноты чувствовали себя достаточно сильными, они закрыли перед королевскими войсками ворота. Тщетно старался герцог Анжуйский завладеть Ла-Рошелью; война кончилась миром 1573 года, по которому Монтобан, Ним и Ла-Рошель остались за гугенотами, и в этих городах им была предоставлена свобода богослужения. Вскоре после заключения мира умеренная партия завязала отношения с гугенотами, чтобы с помощью их добиться низвержения Гизов. Заговор был, однако, открыт; герцог Алансонский (младший брат Карла IX), стоявший во главе этой партии, и Генрих Наваррский были заключены в Венсенн, а Конде спасся бегством в Страсбург.

При Генрихе III снова начались преследования гугенотов, и война возобновилась, причём к гугенотам присоединился и Генрих Наваррский, перешедший снова в протестантизм. Конде, подкрепленный вспомогательным немецким корпусом, вторгся во Францию. Король, видя перевес военной силы на стороне гугенотов, решился на выгодный для них мир, по которому, за исключением Парижа, они получили право свободного богослужения, доступ ко всем должностям и восемь новых крепостей.

Католическая лига

Но в том же 1576 году герцог Генрих Гиз основал Католическую лигу для защиты католической веры. Король на генеральных штатах в Блуа сам стал во главе лиги, и тогда снова возгорелась религиозная война; она продолжалась недолго, потому что Генрих III опасался честолюбивых планов герцога Гиза больше, чем самих гугенотов, и решил в 1579 году заключить мир в Пуатье, которым восстановлены были все прежние вольности гугенотов. Возрастающее влияние Гиза заставило королеву-мать войти с Генрихом Наваррским в переговоры, закончившиеся предоставлением ещё более широких прав гугенотам и передачею им четырнадцати крепостей.

После смерти младшего брата короля ближайшие права на трон принадлежали Генриху Наваррскому; но так как герцог Гиз не желал допустить, чтобы корона досталась еретику, то заключил союз с Испанией и папой для устранения Генриха. Лига провозгласила наследником престола старого кардинала Бурбонского и заставила короля в 1585 году издать Немурский эдикт, которым отнимались все прежние права и преимущества у гугенотов, католицизм объявлялся господствующей религией во Франции, а всем исповедовавшим другие религии предписывалось покинуть страну в течение месяца.

Нантский эдикт

После смерти Генриха III, Генрих Наваррский, в силу наследственного права, стал законным королем Франции, но ему пришлось выдержать продолжительную борьбу и перейти в католицизм, прежде чем за ним была всеми признана корона. Сначала король опасался раздражить католиков покровительством гугенотам, но, наконец, в 1598 году издал Нантский эдикт, который был как бы повторением прежних эдиктов 1563, 1570, 1577 годов с некоторыми добавлениями. Несмотря на недовольство парижского парламента, Генрих заставил его внести в свои регистры Нантский эдикт.

Гугенотство после Генриха IV

Хотя Людовик XIII и подтвердил этот эдикт, тем не менее, гугеноты под влиянием честолюбивого дворянства поддержали восстание принца Генриха II Конде и успокоились только тогда, когда были подтверждены их права и вольности.

XVII век

В 1617 году католическое духовенство убедило короля издать эдикт, которым вводилась католическая религия в чисто протестантском Беарне; гугеноты должны были возвратить католикам церковное имущество, бывшее в их руках уже в течение 50 лет. Ввиду их неподчинения эдикту король сам прибыл в Беарн и силою заставил привести его в исполнение. Гугеноты увидели в этом открытый вызов к войне и взялись за оружие, но вследствие бездарности своих предводителей терпели постоянные поражения.

Тем не менее, заключённый в Монпелье мир предоставил им полную амнистию и возврат захваченного имущества; запрещалось только без предварительного согласия короля устройство религиозных сборищ. Король не выполнил многих условий договора, и гугеноты восстали снова; их флот под начальством Субиза разбил королевский флот, посланный Ришелье против Рошфора, но вскоре сам потерпел полное поражение.

После непродолжительного перемирия война снова разгорелась. Несмотря на морскую помощь Англии, королевские войска овладели главной твердыней гугенотов, Ла-Рошелью. По Алесскому договору гугеноты должны были срыть крепостные укрепления Кастра, Монтобана, Нима и Юзеза, за что им была дана амнистия и предоставлена свобода вероисповедания.

При Ришелье и Мазарини гугеноты беспрепятственно пользовались своими правами; но Людовик XIV начал постепенно ограничивать права гугенотов, а после смерти Кольбера их стали обращать в католичество насильственным путем, пока и сам Нантский эдикт не был отменён в 1685 году по эдикту Фонтенбло.

Беженцы

Множество гугенотов спаслось тогда бегством в Швейцарию, Нидерланды, Германию и Англию. В общем, Франция потеряла 200 000 трудолюбивых граждан. За границей они везде были приняты радушно и способствовали в значительной мере поднятию торговли и промышленности.

XVIII век

Камизары

Ожесточающиеся гонения вызвали в 1702 году в Севеннских горах так называемое восстание камизаров под руководством Жана Кавалье.

Несмотря на все стеснительные меры, протестантизм удержался во Франции. Людовик XV по настоянию иезуитов издал несколько новых декретов против еретиков; но дух гуманности пустил настолько глубокие корни, что даже королевские чиновники не в состоянии были исполнять эти декреты.

Новая эмиграция

В 1752 году правительство сделало последнюю попытку подавить протестантизм, объявив все крещения и браки, совершённые реформатскими священниками, недействительными и предписав произвести их вновь католическому духовенству. Эта мера вызвала новую волну эмиграции; общественное мнение заставило правительство взять своё постановление обратно.

Узаконивание прав

Революция 1789 года предоставила протестантам все политические права, которых они были так долго лишены. Кодекс Наполеона узаконил их равноправие, и даже Реставрация признала за реформатами свободу совести и гарантировала их священникам жалованье от государства.

XIX век

Правда, в начале правления Людовика XVIII протестантов постоянно смещали с должностей, особенно на юге Франции и в окрестностях Нима, и даже были отдельные случаи нападения черни на гугенотов вследствие подстрекательства ультрароялистов и ультрамонтанов; но с тех пор подобные явления не повторялись.

XXI век

В настоящее время во Франции существует несколько десятков протестантских организаций. Из них только три организации считают себя продолжателями дела гугенотов:

  • Реформатская церковь Франции (L’Église Réformée de France, ÉRF), заявляющая о 350000 приверженцах. В настоящее время отошла от чистого кальвинизма и сближается с лютеранскими церквями.
  • Протестантская реформатская церковь Эльзаса и Лотарингии (Église protestante réformée d’Alsace et de Lorraine, EPRAL) с незначительным числом приверженцев.
  • Национальный союз независимых евангельских реформатских церквей Франции (Union nationale des Églises réformées évangéliques indépendantes de France, EREI) с небольшим числом приверженцев.

Примечания

Ссылки

Литература

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

  • Гугеноты
  • Реформация
  • Войны в Европе
  • Войны XVI века
  • Религиозные войны

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Гугеноты" в других словарях:

ГУГЕНОТЫ — (франц. huguenots). Название, данное католиками приверженцам реформации во Франции, произошло от имени местечка Гугенот, сборного пункта франц. протестантов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГУГЕНОТЫ … Словарь иностранных слов русского языка

гугеноты — ов, мн. huguenots pl., m. Протестанты (кальвинисты) во Франции 16 18 вв., преследовавшиеся католической церковью и правительством. БАС 2. Калвинская <вера>, которой так зовомыя гугеноты следовали. Геогр. 1719 49. Сего лета 1560, Гугонотов… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Гугеноты — кальвинисты во Франции 16 18 вв. (см. Кальвинизм). Борьба гугенотов с католиками вылилась в Религиозные войны 16 в., по окончании которых гугеноты получили свободу вероисповедания (Нантский эдикт 1598 г.) … Исторический словарь

ГУГЕНОТЫ — ГУГЕНОТЫ, приверженцы кальвинизма во Франции 16 18 вв. Борьба гугенотов с католиками вылилась в так называемые религиозные войны (смотри Варфоломеевская ночь) … Современная энциклопедия

ГУГЕНОТЫ — приверженцы кальвинизма во Франции 16 18 вв. Борьба гугенотов с католиками вылилась в т. н. Религиозные войны … Большой Энциклопедический словарь

ГУГЕНОТЫ — ГУГЕНОТЫ, гугенотов, ед. гугенот, гугенота, муж. (франц. huguenots) (ист.). Французские протестанты 16 в. Избиение гугенотов в Варфоломеевскую ночь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ГУГЕНОТЫ — ГУГЕНОТЫ, ов, ед. от, а, муж. Французские протестанты 1618 вв., преследовавшиеся католической церковью и правительством. | прил. гугенотский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Гугеноты — (Huguenots) название франц. протестантов (кальвинистов),происходящее от имени Гюга, женевского гражданина, или. как думаютдругие, испорченное из Eidgenossen (как называли швейцарцев). Сначалаэто прозвище имело значение насмешки и употреблялось… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Гугеноты — приверженцы учения деятеля Реформации Жана Кальвина во Франции XVI – XVIII вв. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Гугеноты — (Huguenots), в 16 17 вв. назв. франц. протестантов, исповедовавших учение Кальвина. К 1561 г. во Франции существовало 2 тыс. кальв. церквей, и Г. превратились в полит, силу, представлявшую угрозу католич. гос ву, и потому постоянно гонимую.… … Всемирная история

Гугеноты — ГУГЕНОТЫ, приверженцы кальвинизма во Франции 16 18 вв. Борьба гугенотов с католиками вылилась в так называемые религиозные войны (смотри Варфоломеевская ночь). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Читайте также: