Эволюция теорий мотивации кратко

Обновлено: 02.07.2024

В теории мотивации Они объясняют, как мотивация возникает, развивается, увеличивается и уменьшается у людей. В психологии мотивация определяется как серия процессов, которые инициируют, направляют и поддерживают все модели поведения, связанные со способностью достигать цели.

Мотивация связана с мыслями, а также с эмоциями и поведением, поэтому это один из самых важных процессов на ментальном уровне. Мотивация связана со всеми ситуациями в повседневной жизни, которые требуют определенных действий, от похода на кухню за стаканом воды до начала изучения карьеры с целью улучшения наших возможностей трудоустройства.

Таким образом, это очень широкий психологический процесс, который воздействует на нас во все времена, поэтому на протяжении всей истории он вызывал большой интерес у специалистов по человеческому поведению.

На мотивацию влияет множество различных факторов, в том числе биологические, социальные, когнитивные и эмоциональные. Из-за этого существуют всевозможные теории мотивации, которые взаимно дополняют друг друга и объясняют различные части процесса действий на основе целей.

На протяжении всей истории было предложено множество различных мотивационных теорий, и сегодня до сих пор нет единого мнения о том, как лучше всего объяснить это психологическое явление. В этой статье мы рассмотрим некоторые из самых важных, чтобы понять, как этот процесс работает наилучшим образом.

Самые важные теории мотивации

- Двухфакторная теория Герцберга

Одним из первых объяснений того, как работает мотивация, появившейся в области психологии, стала теория двух факторов, предложенная Фредериком Герцбергом в 50-х годах прошлого века. Этот психолог провел опрос более 200 сотрудников, чтобы понять, что вызывает положительные и отрицательные чувства, которые они испытывают к своей работе.

Проанализировав все свои ответы, Герцберг понял, что в основном существует два типа факторов, определяющих уровень удовлетворенности сотрудников своими должностными обязанностями: мотивация и гигиена.

С одной стороны, мотивирующие факторы - это те, которые побуждают сотрудников стремиться к инновациям, чувствовать удовлетворение и усерднее работать. Среди наиболее важных - чувство признания в своей работе, то, насколько приятно выполнять задачи, и ощущение, что его карьера развивается.

С другой стороны, факторы гигиены - это факторы, которые в отсутствие мотивации вызывают недостаток мотивации и удовлетворения от работы. К наиболее распространенным из них относятся зарплата, пособия по работе или хорошие отношения с начальством и коллегами.

Интересно, что оба типа факторов, казалось, работают независимо: наличие нескольких гигиенических факторов не увеличивает мотивацию сверх определенного уровня, а отсутствие мотивационных факторов не снижает удовлетворенность сверх определенного уровня.

- Пирамида потребностей Маслоу

Таким образом, большинство людей начинают свою жизнь, действуя с самых низких уровней мотивации, и, удовлетворяя свои потребности, они могут перейти к следующему. Согласно теории Маслоу, существующие типы мотивации разделены на пять различных уровней: физиологические потребности, безопасность, принадлежность, уважение и обновление.

Физиологические потребности

Этот уровень включает в себя все потребности, которые должны быть удовлетворены, чтобы гарантировать выживание и воспроизводство человека. Следовательно, он включает в себя такие элементы, как поиск пищи, воды, тепла, убежища и секса. Они находятся на очень низком уровне мозга и имеют абсолютный приоритет над всеми другими типами.

Потребности в безопасности

Как только цели выживания достигнуты, человек начинает больше заботиться о своем благополучии и безопасности в долгосрочной перспективе. На этом уровне мы находим цели, связанные, например, с финансовым уровнем, физическим здоровьем и стабильностью как на личном уровне, так и на уровне окружающей среды, в которой человек живет.

Потребности в членстве

Третий уровень теории мотивации Маслоу связан с необходимостью общаться с другими людьми, будь то в форме дружбы или отношений. Те, кто находятся в этой точке, ориентированы на формирование прочных и стабильных отношений, основанных на любви и взаимном уважении.

Потребность в уважении

Четвертый уровень пирамиды Маслоу связан с необходимостью чувствовать себя уважаемым другими людьми и собой. Те, кто находятся на этом этапе, обычно пытаются изменить ситуацию, внести что-то в мир и выделиться в чем-то конкретном, будь то на рабочем или личном уровне.

Необходимость обновления

Последний уровень, описанный Маслоу, является самым редким, и, по оценкам, сегодня на нем работает менее 10% населения. Те, кто здесь, в основном сосредоточены на том, чтобы извлечь из этого максимальную пользу во всех областях и полностью раскрыть свой потенциал.

- Теория необходимости достижения

Еще одна из наиболее важных теорий о личности - это теория, разработанная Макклелландом о необходимости достижения. Этот исследователь понял, что, хотя большинство людей стремятся к успеху из-за внешнего вознаграждения, которое он дает, другие люди чувствуют потребность в улучшении просто за счет достижения личных достижений.

Многие из классических теорий мотивации (особенно те, что исходят из бихевиоризма) не рассматривали возможность того, что человек будет действовать мотивированным образом, если не будет внешнего подкрепления, которое побудило бы его к этому.Однако, по мнению Макклелланда, некоторым людям нужно подталкивать себя к тому, чтобы стать лучше просто ради удовлетворения от этого.

Эта теория мотивации очень полезна для объяснения того, почему определенные люди способны на очень трудные достижения в ситуациях, когда кажется, что вознаграждения недостаточно, как, например, в случае научного исследователя, который преуспел в своей области после многих года напряженной работы без какого-либо внешнего признания.

- Теория основных потребностей

Опираясь на работу Макклелланда, некоторые исследователи осознали, что потребность в достижении - не единственное, что может привести человека к борьбе за достижение трудных целей или к столкновению с трудными ситуациями. Согласно последним исследованиям основных потребностей, есть три основных мотивации: достижение, принадлежность и власть.

В этой теории потребность в достижении такая же, как у Макклелланда. Люди, которые мотивированы таким образом, действуют, чтобы чувствовать себя хорошо при достижении своих целей, и внешние награды для них не так важны.

Потребность в членстве совершенно другая. Людей с этой базовой потребностью мотивирует в первую очередь их потребность в том, чтобы их принимали и любили другие. Они, как правило, чувствуют себя некомфортно в конфликте и ищут социальной поддержки во всем, что делают. Из-за этого их цели часто определяются тем, чего, по их мнению, хотят окружающие.

Наконец, люди, нуждающиеся во власти, испытывают желание контролировать все аспекты своей жизни и жизни других. Обычно они стремятся достичь статусных позиций, на которых они могут влиять на других людей; и их гораздо больше заботит свое социальное положение, чем цели, которых они достигают или достижения, которых они достигают.

- Эволюционная теория мотивации

Одно из важнейших течений современной психологии - эволюционное. С этой точки зрения человеческое поведение, мысли и чувства изучаются с точки зрения нашего развития как вида, исследуя, почему каждый из этих элементов сформировался в далеком прошлом в качестве адаптации к окружающей среде.

Эволюционная теория мотивации, таким образом, защищает, что наши желания, инстинкты, импульсы и цели напрямую связаны со средой, в которой мы развиваемся как вид. Таким образом, наш образ действий будет определяться тем, что означало бы большую вероятность выживания и воспроизводства в нашем эволюционном прошлом.

Очень важной частью эволюционной теории мотивации является теория оптимизации. Согласно этой парадигме, люди всегда стремятся максимизировать получаемые нами награды, сводя к минимуму энергию, которую мы тратим на их получение. Таким образом, мы постоянно проводим анализ затрат и выгод.

- Теория ожиданий

Теория ожиданий утверждает, что люди будут выбирать, как действовать, исходя из последствий, которые они ожидают от своего поведения. Следовательно, согласно этой теории, цели людей на 100% прагматичны и зависят от контекста, в котором они движутся.

Однако теория ожиданий основана не только на вознаграждениях, которые считаются достижимыми, но и на том, насколько вероятно, что человек решит, что они будут даны. Таким образом, люди склонны изо всех сил стараться достичь чего-то, что, как мы знаем, произойдет при соблюдении определенных условий, чем если мы считаем, что награда лишь вероятна.

С другой стороны, когда мотивация человека анализируется на основе этой теории, исследуются три элемента: ожидания, инструментальность и валентность. Основываясь на этих трех характеристиках, желание людей действовать будет увеличиваться и уменьшаться вместе с их вероятностью действовать целенаправленно.

Ожидание - это вера в то, что собственные усилия приведут человека к достижению поставленных целей. Этот элемент основан на прошлом опыте человека, его самооценке и восприятии того, насколько сложно достичь конкретной цели.

С другой стороны, инструментальность - это вероятность получить определенное вознаграждение, если вы будете действовать правильно. Наконец, валентность - это ценность, приписываемая этой награде.

- Теория снижения импульса

Теория снижения влечения фокусируется на идее, что люди действуют, прежде всего, для максимального удовлетворения наших потребностей с целью поддержания состояния равновесия, известного как гомеостаз. Эта теория была впервые предложена в 1943 году Кларком Халлом.

Халл считал, что люди мотивированы действовать только тогда, когда есть изменения в нашем состоянии гомеостаза. Эти изменения могут происходить из самых разных источников, от самых простых, таких как голод, до более сложных, таких как потеря работы или смерть члена семьи.

В дополнение к этому, теория снижения влечения делает различие между первичной и вторичной мотивациями. Первичные из них связаны с непосредственным удовлетворением наших естественных импульсов, таких как голод, жажда или потребность в сексе.

С другой стороны, вторичные мотивации связаны с косвенным удовлетворением наших импульсов. Например, желание получить деньги связано с тем, что с помощью этого элемента мы можем покупать еду или жилье, что, в свою очередь, может помочь нам удовлетворить наши основные потребности.

- Теория возбуждения

Теорию возбуждения предложили психологи Стэнли Шехтер и Джером Э. Сингер. Его основная идея заключалась в том, что наша мотивация зависит от активации нервной системы, которая вызывает психологическое состояние бдительности и возбуждения и переводится в так называемое возбуждение.

Шехтер и Сингер изучили состояние мозга нескольких пациентов и обнаружили, что дофамин, нейромедиатор, отвечающий за уровень бдительности и удовольствия, вызывает очень важные изменения в мотивации. На основе этого открытия психологи определили, что различия в мотивации связаны с чувствительностью к этому веществу.

Фактически, было доказано, что когда человек достигает важной для него цели, он получает дозу дофамина, которая доставляет огромное удовольствие и увеличивает вероятность того, что он снова будет вести себя мотивированным образом в будущем. Поэтому для тех, кто защищает эту теорию, цели должны быть как можно более подкрепляющими, чтобы поддерживать адекватное психическое состояние.

- Теория стимулирования

Теория стимулов в мотивации основана на принципах бихевиоризма, которые устанавливают, что люди действуют направленно только в ответ на стимул, который может быть как внутренним, так и внешним.

Таким образом, те, кто отстаивает эту точку зрения, считают, что люди действуют не для того, чтобы быть счастливыми, или потому, что мы считаем их деятельность удовлетворительной, а чисто утилитарным образом.

Таким образом, согласно теории стимулов, люди будут действовать только для того, чтобы избежать наказаний или получить вознаграждение, причем оба эти фактора могут исходить как из окружающей среды, так и от других людей, а также из нашего внутреннего пространства. Например, человек может искать работу, чтобы избежать голода или улучшить свой социальный статус.

В теории стимулов такие элементы, как ценности, оставлены в стороне для более глубокого изучения других, таких как вероятность получения награды или наказания в случае выполнения определенного действия.

- Темпоральная теория

Теория временной мотивации была разработана исследователями Пирсом Стилом и Корнелиусом Кенигом. Оба психолога хотели изучить, как время и дедлайны влияют на человеческую мотивацию, с целью понимания таких явлений, как прокрастинация и постановка целей.

Исследования обоих психологов позволили им обнаружить, что мотивация человека возрастает по мере приближения к концу периода, в течение которого он должен выполнить определенное действие. Таким образом, прокрастинация была бы важным компонентом человеческой натуры, поскольку мотивация всегда низка, когда времени мало.

- Теория Фестингера

Одним из важнейших вкладов всего ХХ века в психологию была концепция когнитивного диссонанса, предложенная исследователем Леоном Фестингером. По словам этого психолога, когда есть несоответствие между нашими мыслями или убеждениями и нашими действиями, мы, как правило, испытываем глубокий дискомфорт.

Если этот дискомфорт достигает очень высокого уровня, мы будем мотивированы действовать таким образом, чтобы избавиться от него. Как правило, это приводит к поведению, которое больше соответствует нашим убеждениям, поскольку очень сложно изменить то, как мы видим мир.

Однако Фестингер также считал, что в тех случаях, когда когнитивный диссонанс очень силен, мы можем полностью изменить свои убеждения, чтобы адаптироваться к среде, которая не соответствует тому, что мы думаем.

Выполняя функцию планирования и организации, менеджер определяет, что надо сделать его организации и когда, как и кто должен выполнять ту или иную работу. Если ответы на эти вопросы были верными, менеджер сможет эффективно координировать действия многих людей и в полной мере реализовать потенциал разделения труда. К сожалению, менеджмент нередко попадает в ловушку, ошибочно полагая, что если та или иная организационная структура отлично выглядит на бумаге, то она будет эффективна и на практике. Однако это совсем не так. Чтобы эффективно достигать намеченных целей, менеджер должен координировать деятельность других людей и мотивировать их. Менеджеров часто называют исполнительными руководителями, ведь их главная роль – сделать так, чтобы работа их организации была реально выполнена.

Для воплощения идей в действия менеджмент выполняет функцию мотивации. В контексте науки управления мотивацию определяют следующим образом.

Мотивация – процесс побуждения себя и других работать во имя достижения личных и организационных целей.

Ранние идеи мотивации

Хотя сегодня все понимают, что базовые предпосылки ранних теорий мотивации были неверны, их все равно следует знать. Менеджеры прошлого в своей массе неправильно оценивали, что движет людьми, но их приемы и методики в их ситуациях зачастую были весьма эффективны. И поскольку эти приемы применялись на протяжении нескольких веков в отличие от современных теорий, существующих пару десятилетий, первоначальные концепции мотивации пустили глубокие корни в нашей культуре, и многие менеджеры, особенно не прошедшие специальной подготовки, испытывают их сильное влияние. Вполне вероятно, что вы встретитесь с этими явлениями на работе.

Более того, вы и сами можете поддаться соблазну этих простых и прагматичных концепций, но, вернее всего, это будет ошибкой. Современные подчиненные, как правило, – образованные и материально обеспеченные, и мотивы, ими движущие, намного сложнее; для их успешного применения необходимо разобраться в природе мотивации. И наконец, что не менее важно, мы надеемся, что небольшой экскурс в историю поможет вам лучше понять, что эффективность мотивации, как любой другой управленческой функции, зависит от конкретной ситуации.

Мотивация кнута и пряника

Попытки использования психологии в менеджменте

Уже во времена У. Тейлора и Ф. Гилбрета в Европе, а затем и в Америке начали распространяться новые концепции подсознательного Зигмунда Фрейда. Но тезис о том, что люди не всегда поступают рационально, был настолько радикальным, что менеджеры приняли его не сразу. Попытки использовать психологию в менеджменте предпринимались и раньше, но только работы Элтона Мэйо четко показали их огромный позитивный потенциал, а также то, что мотивация кнута и пряника в современных условиях уже недостаточно эффективна.

Э. Мэйо был одним из немногих теоретиков своего времени, обладавших как большими знаниями в области научного менеджмента, так и знаниями в области психологии. Он стал широко известным благодаря своим экспериментам на базе текстильной фабрики в Филадельфии в 1923–1924 годах. Текучесть кадров в прядильном цехе этой фабрики составляла 250 %, в то время как на других не превышала 5–6 %. Финансовые методы стимулирования, разработанные специалистами фабрики, не помогли улучшить этот показатель, и президент фирмы обратился за помощью к Мэйо.

Тщательно изучив ситуацию, Мэйо определил, что прядильщики не имели возможности общаться друг с другом, и что их работа считалась не престижной. Мэйо понял, что решение проблемы лежит не в увеличении вознаграждения рабочего, а в изменении условий труда. С разрешения руководства он в экспериментальном порядке ввел для прядильщиков два десятиминутных перерыва для отдыха. Эффект был немедленным и впечатляющим. Текучесть кадров резко сократилась, улучшился моральный климат, выросла производительность. Когда впоследствии начальник цеха отменил перерывы, все вернулось в прежнее состояние, еще раз доказав, что состояние дел на участке улучшило именно нововведение Мэйо.

Первыми крупными исследованиями поведения работника на рабочем месте стали эксперименты в Хоторне, проведенные Мэйо в конце 1920-х годов. Мы подробно обсудим их далее в этой книге. Они начались как эксперимент по научному управлению и закончились почти через восемь лет. На их основе был сделан вывод, что на производительность индивидуума сильно влияют человеческие факторы, особенно – социальное взаимодействие и групповое поведение. Выводы Хоторнской группы стали базой для школы человеческих отношений, которая доминировала в теории менеджмента до середины 1950-х годов.

Но Хоторнские эксперименты не привели к созданию модели мотивации, способной адекватно объяснить факторы, движущие людьми на рабочем месте. Психологические теории мотивации труда появились гораздо позднее, в 1940-х годах, и развиваются до сих пор.

Современные теории мотивации

Систематическое изучение мотивации с точки зрения психологии не позволяет нам точно определить, что побуждает человека к труду, но исследования поведения человека на работе позволили в общем объяснить мотивацию и создать прагматические модели мотивации на рабочем месте. Выводы этих исследований мы обсудим в остальной части этой главы.

Авторы этой книги решили разделить теории мотивации на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации базируются на идентификации внутренних факторов, т. е. потребностей, заставляющих людей поступать тем или иным образом. Они представлены работами Абрахама Маслоу, Дэвида Мак-Клелланда и Фредерика Герцберга. Более современные процессуальные теории мотивации сосредоточены прежде всего на том, как ведут себя люди с учетом таких факторов, как восприятие и познание. Мы рассмотрим основные процессуальные теории: теорию ожиданий, теорию справедливости и модель мотивации Портера– Лоулера.

Чтобы понять суть содержательной или процессуальной теории мотивации, необходимо разобраться в двух фундаментальных концепциях: потребности и вознаграждение.

Первичные и вторичные потребности

Психологи утверждают, что человек испытывает потребность, когда физиологически или психологически ощущает недостаток чего-либо. Хотя некоторые потребности конкретный индивидуум в конкретный момент времени может и не осознавать, существуют определенные потребности, которые в потенциале ощущает каждый человек. Возникновение содержательных теорий мотивации – это попытка классифицировать общечеловеческие потребности. До сих пор единой, принятой всеми классификации потребностей не существует, но большинство психологов сходятся на том, что их, в общем, можно поделить на первичные и вторичные.

Первичные потребности – это потребности, по природе физиологические и врожденные: потребность в пище и воде, дыхании, сне и сексе. Вторичные потребности по своей природе психологические, например потребность в успехе, уважении, любви, власти и принадлежности. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно постигаются с опытом. Поскольку индивидуумы накапливают разный опыт, их вторичные потребности различаются больше, чем первичные.

Потребности и мотивационное поведение

За потребностями невозможно непосредственно наблюдать, их нельзя и оценить. Об их наличии говорит поведение человека. Психологи, наблюдая за людьми, определили, что именно потребности мотивируют людей, т. е. побуждают их к действию.

Когда человек ощущает потребность, это пробуждает его к действию. Побуждение – это ощущение недостатка в чем-либо с конкретной направленностью. Это поведенческий итог потребности, сконцентрированный на достижении цели. Цели в данном смысле – это все, что воспринимается человеком, как нечто позволяющее удовлетворить потребность. Когда индивидуум достигает такой цели, его потребность удовлетворяется, удовлетворяется частично либо не удовлетворяется. Например, вы ощущаете потребность в более интересной работе, что побуждает вас достичь цели – получить повышение и занять должность, обеспечивающую вам такую работу. Но после этого вы можете обнаружить, что эта работа не настолько интересна, как вы думали. Это может привести к тому, что вы будете работать не так старательно или начнете искать другую работу, которая удовлетворит вашу потребность (рис. 13.1).

Степень удовлетворенности индивидуума при достижении цели влияет на его поведение в подобных ситуациях в будущем. Люди, как правило, стремятся повторять модели поведения, которые ассоциируются у них с удовлетворением потребности, и избегать моделей, которые ассоциируются с неполным удовлетворением. Это явление назвали законом эффекта. Исследователи П. Лоуренс и Дж. Лощ утверждают:


Рис. 13.1. Упрощенная модель мотивации поведения через потребности.

По мере того как индивидуум старается решить свои проблемы, он понимает, что некоторые модели поведения постоянно вознаграждаются; иными словами, они становятся решением тех или иных проблем данного человека. Следовательно, когда он сталкивается с такой проблемой в следующий раз, он старается решить ее проверенным способом. Со временем он вырабатывает целый ряд таких моделей и полагается именно на них.

Продолжим наш пример: заметив, что то или иное задание позволяет вам удовлетворить потребность в интересной работе, вы в будущем будете стремиться получить такое задание.

Поскольку потребности побуждают индивидуума двигаться к цели, которая, с его точки зрения, позволит ему их удовлетворить, менеджеры должны создавать такие ситуации, в которых люди будут чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности, используя поведенческие модели, способствующие достижению целей организации.

Сложность мотивации через потребности

Важно помнить, что не все рабочие похожи и испытывают высокую потребность в выполнении задач и независимости. Каждый человек – уникальная комбинация самых разных характеристик. Отсюда следует, что существует огромное количество разнообразных конкретных человеческих потребностей, целей, которые, по мнению человека, приводят к их удовлетворению, и моделей поведения для достижения этих целей. Обсуждая этот вопрос, исследователи С. Кэрролл и Г. Тоси утверждают:

Структура потребностей индивидуума определяется уровнем его социализации или ранее приобретенным опытом, и, следовательно, все люди отличаются потребностями, которые наиболее важны с их точки зрения. Еще важнее то, что существует множество путей и способов удовлетворения потребностей конкретного типа. Например, потребность в самоуважении одного человека можно удовлетворить, признав его лучшим работником отдела, а аналогичная потребность другого индивидуума будет удовлетворена, если окружающие признают его самым стильным (что он одевается лучше всех в группе). То, как человек может удовлетворить ту или иную потребность, определяется его жизненным опытом. Именно на опыте мы узнаем, что одни ситуации более желательны (т. е. всегда вознаграждаются), чем другие, и стремимся к ним. Других ситуаций мы стараемся избегать.

Следовательно, создание сложных и ответственных рабочих заданий будет иметь позитивный мотивационный эффект для многих рабочих, но далеко не для всех.

Менеджеру всегда надо помнить об элементе ситуативности – лучшего способа мотивации не существует. То, что эффективно для мотивации одних, совершенно не важно для других. Кроме того, сама природа организаций усложняет практическое применение теорий мотивации, ориентированных на индивидуумов. Взаимозависимость рабочих заданий, недостаток информации об эффективности отдельных работников и частые изменения служебных обязанностей вследствие технического прогресса – все это усложняет задачу мотивации персонала.

Вознаграждения

Обсуждая вопросы мотивации, мы будем говорить об использовании вознаграждений в этих целях. Когда речь идет о мотивации, слово вознаграждение имеет более широкое значение, чем деньги или удовольствия, с которыми оно чаще всего ассоциируется. Вознаграждение – это все, что воспринимается индивидуумом как имеющее ценность. Поскольку люди воспринимают ценность по-разному, вознаграждения и их относительная ценность тоже будут оцениваться ими по-разному. Например, чемодан стодолларовых банкнот большинство представителей цивилизованных наций воспримут как весьма ценное вознаграждение, а для какого-нибудь африканского племени сам чемодан, вероятно, будет намного ценнее, чем его содержимое.

Внутренние и внешние вознаграждения

Менеджер имеет дело с двумя общими типами вознаграждения: внутренним и внешним. Внутреннее вознаграждение человек получает от самой работы: ощущение достижения результата, значимости работы, чувство самоуважения. Дружба и общение, возникающие в процессе работы, тоже считаются внутренним вознаграждением. Самый простой способ обеспечить персонал вознаграждением данного типа – создать соответствующие условия труда и задачи. В Volvo, например, с этой целью были частично упразднены монотонные операции на конвейере одного из экспериментальных заводов; их теперь выполняют сборочные бригады.

Внешние вознаграждения – это то, что первым приходит в голову, когда слышишь слово вознаграждение. Внешнее вознаграждение человек получает не от самой работы, его дарует организация. Это повышение заработной платы, повышение по службе, символы служебного статуса, например отдельный кабинет, похвалы и признания и дополнительные льготы, например дополнительный отпуск, служебный автомобиль, страховка и т. д.

Чтобы определить, как и в каких пропорциях следует использовать внутреннее и внешнее вознаграждения в целях мотивации персонала, менеджменту необходимо определить потребности работников. В этом и заключается цель.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Нет мотивации – нет движения вперед

Нет мотивации – нет движения вперед Мотивация – это то, что ведет человека к цели через преграды, время и расстояния. Смысл с большой буквы. Готовность к жертвам и потерям ради достижения цели. Мотивация определяет силу человека в движении к ней. Это топливо для ваших

Отсутствие мотивации

Нюансы мотивации сотрудников

Нюансы мотивации сотрудников Профессия внутреннего аудитора относится к тем профессиям, в которых фактор мотивации играет существенную роль. В значительной степени это связано с тем, что работа внутреннего аудитора имеет проектный характер и результат ее часто заранее

41 ПОНЯТИЕ МОТИВАЦИИ, ЕЕ СУЩНОСТЬ. ЭВОЛЮЦИЯ МОТИВАЦИИ

41 ПОНЯТИЕ МОТИВАЦИИ, ЕЕ СУЩНОСТЬ. ЭВОЛЮЦИЯ МОТИВАЦИИ Одной из главных задач руководителя всегда является определение целей (функционирования организации и эффективное распределение запланированных работ). Эффективное распределение позволяет руководителю

Часть II Сила мотивации

Часть II Сила мотивации Глава 1 Мысли формируют сознание Мир возможностей Для начала попробуем ответить на несколько вопросов. Только честно. Договорились? Как вы воспринимаете окружающий вас мир? Каков он по отношению к вам: дружелюбен или враждебен? Чего вы ожидаете в

32. Понятие мотивации

32. Понятие мотивации Мотивация ? это воздействие на деятельность человека с целью удовлетворения его личных или общественных интересов.Соответственно, мотив предполагает наличие цели и путей ее достижения. К примеру, мотивом повышения квалификации работника является

34. Развитие теории мотивации

34. Развитие теории мотивации Теория мотивации преследует своей целью изучение мотивов поведения человека. В общем понимании мотивация людей направлена на выполнение основных целей:1) материальное благополучие;2) образование (обучение) и реализацию творческого

ПРОЦЕСС МОТИВАЦИИ

ПРОЦЕСС МОТИВАЦИИ Что такое мотивация? Мотив – это причина для того, чтобы что-то сделать. Мотивация связана с факторами, заставляющими людей вести себя определенным образом. Далее приводятся три элемента мотивации, как их перечисляет Д. Арнольд и др. (1991):• направление –

ВИДЫ МОТИВАЦИИ

ВИДЫ МОТИВАЦИИ Мотивация на работе может происходить двумя способами. Во-первых, люди могут мотивировать себя сами через поиски, выявление и выполнение той работы (или предоставление той работы), которая удовлетворяет их потребности или, по крайней мере, приближает к

ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ

ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ Методы мотивации опираются на теорию мотивации. Наиболее значимые теории можно классифицировать следующим образом:• инструментальная теория, согласно ей награды и наказания (кнут и пряник) служат средством обеспечить необходимое поведение или

СТРАТЕГИИ МОТИВАЦИИ

СТРАТЕГИИ МОТИВАЦИИ В табл. 18.2 обобщены те факторы, которые влияют на стратегии мотивации и вносят свой вклад в то, чтобы специалисты по ЧР смогли повысить уровень мотивации.Таблица 18.2. Стратегии

ПРОЦЕСС ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ

ПРОЦЕСС ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ Практическое применение методов проектирования работы основано на идее о возникновении эффективной деятельности и истинного удовлетворения от работы, в основном благодаря ее внутреннему содержанию. Это связано с фундаментальной

Правила мотивации

Правила мотивации Солдат долго и упорно сражается за кусок цветной ленты. Наполеон Бонапарт Вы поняли, как в целом работает геймификация (уровень 1) и как оценить, подходит ли геймификация для решения ваших бизнес-задач (уровень 2). Сейчас мы поговорим о ваших

Правила мотивации

Правила мотивации Уже достаточно долго психологи изучают, как мотивировать людей на те или иные действия. Во второй половине XX века господствовала теория бихевиоризма, которая пыталась объяснить поведение исключительно исходя из внешних реакций на раздражители. Самые

Модели мотивации

Модели мотивации Зависимость между личностными качествами работников и уровнем их мотивации широко используется руководителями при отборе новых сотрудников и при разработке программ мотивации.Во-первых, сотрудники, обладающие способностями к работе в сфере продаж,

Еще о мотивации

Еще о мотивации Обычно в основе даже самых длительных или известных событий в истории лежит потребность в чем-то, какой-то повод. Так, Троянская война развернулась из-за того, что двое мужчин не смогли поделить одну женщину — Елену Прекрасную и начали битву за право быть с

В своем развитии теории мотивации прошли четыре основных стадии. Первоначально при управлении экономическими системами эмпирически применялся общеизвестный метод "кнута и пряника", т.е. система существенных поощрений и наказаний за результаты труда вне зависимости от личностных особенностей каждого индивидуума.

В начале XX века усилиями Э.Мэйо в теорию мотивации все шире начинают проникать методы психологии, в т.ч. и основанные на базовых положениях фрейдизма.

Следующим этапом эволюции теорий мотиваций следует признать науч­ные разработки, сделанные в 40-50-х годах А.Маслоу, Д.Мак-Клелландом и Ф.Герцбергером, положившие начало так называемым содержа­тельным теориям мотивации, в которых основным элементом изучения были потребности, заставляющие людей поступать в трудовом процессе так, как необходимо организации, а не иначе.

И, наконец, с 60-х годов начался современный, четвертый этап эво­люции теории мотивации, связанный с разработанными М.Врумом, Д.Мак-Грегором, П.Гудмэном, А.Портером и Э.Лоулером процессуальными теориями мотивации, основанными не столько на потребностях, сколько на восприятии людьми своих возможностей и способов их удовлетворения.

В целом в эволюции теорий мотиваций можно четко выделить два основных направления:

- все большее углубление внимания на вопросах, связанных с ин­дивидуальным подходом к мотивации труда каждого работника;

- расширение числа существенных факторов, определяющих моти­вацию труда, в т.ч. и ситуационного характера.

11.3. Содержательные теории мотивации

Рассмотрим наиболее признанные в современном менеджменте содержательные теории мотивации. В первую очередь к ним следует отнести иерархическую теорию А.Маслоу, теорию мотивации Д.Мак-Клелланда и двухфакторную теорию Ф.Герцберга.

Иерархическая теория мотивации А.Маслоу была сформули­рована автором еще в 40-е годы XX столетия на основе классификации потребностей, пред­ложенной в тот же период Г.Мурреем. Основополагающей в этой теории моти­вации является иерархия потребностей любого индивидуума, которую в упрощенном варианте можно представить в следующем виде:

физиологические потребности (пища, вода, сон, секс и т.п.);

потребности в безопасности от окружающей среды и ее возмож­ных будущих изменений;

потребности, как в уважении со стороны референтной группы, так и в самоуважении;

потребности в самовыражении, т.е. в реализации своих потенци­альных возможностей как личности.

Сущность теории характеризуется следующим моментами:

человек не приходит к удовлетворению высших потребностей, не удовлетворив низшие;

степень удовлетворения группы потребностей для каждого чело­века индивидуальна;

большинство людей останавливаются в своем развитии на одной группе потребностей, что не связано с их интеллектуальным уров­нем;

группа потребностей, на которой остановился в своем развитии индивидуум (основная группа), определяет цель его деятельности;

основная группа часто определяется сложившейся ситуацией (групповое влияние, экономическое положение, стихийные бедствия и др.);

до пятой группы потребностей (потребность в самовыражении) редко доходят более 5-7% людей;

с ростом уровня образования и с возрастом увеличивается вероят­ность достижения индивидуумом четвертой или пятой группы;

женщины чаще, чем мужчины останавливаются в своем развитии на первичных потребностях, т.е. на первой или второй группе (груп­пы от третьей до пятой трактуются Г.Мурреем как вторичные).

Использование теории А. Маслоу в практическом менеджменте имеет два основных направления.

Во-первых, это выбор руководителем способов поощрения и нака­зания персонала. Они должны соответствовать смысловой характеристике основной группы.

Во-вторых, на ее основе можно формировать набор стимулов при проектировании менеджером эффективных систем мотивации труда.

Слабые стороны теории А.Маслоу сводятся к трем основным мо­ментам:

сложно определить основную группу потребностей работника, ибо человеку свойственно скрывать их от окружающих;

автор не смог объяснить причины перехода человека в другую группу потребностей, что не дает возможности прогнозировать сбои в системе мотивации труда;

большинство положений теории носит вероятностный характер и ориентировано на чисто американский менталитет, что приводит к большому числу исключений из правил.

Теория мотивации Д.Мак-Клелланда была окончательно сформиро­вана в 50-е годы XX столетия.

Основная ее особенность заключается в выделении трех основных групп потребностей, которые индивидуум склонен удовлет­ворять одновременно. Это потребности в аффилиации, во власти и в успе­хе (достижении цели).

Сущность теории заключается в следующих теоретических положениях:

каждый человек врожденно более ориентирован на одну из групп потребностей, удовлетворению которой он уделяет основное вни­мание, не отвергая при этом и остальные;

основная группа потребностей практически не меняется в течение жизни и легко может быть определена с помощью стандартных методов психодиагностики личности;

лица с высокой потребностью в аффилиации, как правило, не могут хорошо работать индивидуально и руководить персоналом, но они очень эффективно выполняют работу по установлению коммуника­тивных связей и активно участвуют в принятии групповых управленческих решений. Они хорошо мотивируются корпоративными стимулами и целями.

лица с преимущественной ориентацией на потребность во власти плохо выполняют работу с повышенной степенью риска, неэффективно руководят большими рабочими группами, но на достаточно высоком уровне руководят малыми группами и выступают перед аудиторией. Они наиболее эффективно мотивируются на базе уравнительной системы оплаты труда;

лица с высокой потребностью в успехе не могут долго выполнять монотонную работу и ориентироваться в своей практической деятельности на достижение удаленных во времени целей. Они достаточно хорошо работают в условиях риска, руководят большими группами людей и хорошо мотивируются лишь при высокой степени вариации объемов вознаграждений.

В практическом менеджменте теорию Д.Мак-Клелланда можно использовать в системе функционального разделения труда, при профессиональной ориентации, а также для проектирования индивидуальных систем материального стимулирования труда.

Слабыми сторонами рассматриваемой теории являются упрощенная система классификации потребностей, отсутствие формальных процедур принятия решений в области мотивации труда и ориентация, как и в предыдущем случае, на чисто американский менталитет и образ жизни.

Двухфакторная теория мотивации Ф.Герцберга была сформулирована в конце 50-х годов XX столетия. Основная ее особенность заключается в том, что деятельность персонала определяется:

гигиеническими факторами, вызывающими состояние удовлетворенности или неудовлетворенности трудом;

мотиваторами, стимулирующими рост интенсивности труда.

Сущность данной теории мотивации можно свести к следующим базовым положениям:

основными гигиеническими факторами являются политика организации в отношении персонала, условия работы, объем заработной платы, межличностные отношения по вертикали и горизонтали, степень прямого контроля администрации за трудовой деятельностью персонала;

перечень мотиваторов включат в себя вероятность достижения профессионального успеха (в том числе и карьерного роста), признание и одобрение труда со стороны окружающих, высокая степень персональной ответственности за эффективность трудовой деятельности, возможность реального повышения профессиональной квалификации;

ориентация в организации на использование гигиенических факторов улучшает социально-психологический климат, снижает текучесть кадров, но не приводит к прямому росту эффективности труда;

мотиваторы, наоборот, приводят к росту интенсивности трудовой деятельности персонала, но не влияют на социально-психологический климат в рабочих группах и лояльность персонала своей организации.

В практическом менеджменте настоящая теория может быть использована для проектирования систем мотивации труда, а также для снижения нежелательной текучести кадров и степени конфликтности в межличностных отношениях внутри рабочих групп.

Слабыми сторонами двухфакторной теории мотивации Ф.Герцберга являются:

ситуационный характер гигиенических факторов и мотиваторов (в одних случаях они действуют, а в других – нет);

множество исключений из правил, например, для лиц с высокой степенью индивидуализма многие мотиваторы не действуют, зато часть гигиенических факторов трансформируюется в мотиваторы;

основные положения теории не всегда подтверждались в ходе экспериментальных исследований.

В современном менеджменте разработаны и другие, менее известные содержательные теории мотивации. К ним, в первую очередь, можно отнести модель CBP К.Алдерфера, который перегруппировал уровни потребностей по иерархии Г.Муррея в три категории: потребности существования, потребности во взаимоотношениях и потребности роста. Кроме того, в рамках его теории допускается как активация одного уровня потребности, так и всех трех.

Все содержательные теории мотивации имеют во многом схожую структуру потребностей. Например. вторичные потребности по Г.Муррею практически идентичны по смыслу мотиваторам Ф.Герцберга и потребностям, выделяемым Д, Мак-Клелландом. Их основные различия заключаются в следующем:

в отличие от А.Маслоу, Д.Мак-Клелланд, Ф.Герцберг и К.Алдерфер менее упрощенно подходили к очередности в удовлетворении потребностей, допуская ее одномоментность, Это усложняет практическое использование сформулированных им положений, но обеспечивает их большую практическую эффективность;

Д.Мак-Клелланд, в отличие от других авторов, игнорировал использование в управлении первичных потребностей индивидуумов, так как считал, что в современном мире они, как правило уже удовлетворены.

Мотивационные теории – сфера научной деятельности, не имеющая однозначности. Суть в том, что людьми движут потребности. Чтобы их удовлетворить, необходима мотивация. Этим вопросом занимается психология, в процессе чего удается шире изучить человека, его желания и стремления к ним.

Стремления меняют жизнь к лучшему

Стремления меняют жизнь к лучшему

Что такое теории мотиваций

Мотив – это некий предмет, явление, придающее смысл достижению цели. Например, чувство голода – потребность, желание перекусить – мотив.

Обратите внимание! Мотив не является потребностью.

Мотивация – побуждение или принуждение к действию; способность удовлетворять потребности; психологический и физический процесс, поведение человека, его активность, устойчивость.

Мотивы сами по себе движут поступками человека и могут делиться на следующие группы:

  • Самоутверждение. Кратко описывается как стремление к престижу, получению высокого статуса, признания, уважения. Такой мотив позволяет выделяться среди общества.
  • Саморазвитие. Усиленная деятельность, направленная на то, чтобы развиваться физически и умственно, совладать с эмоциями.
  • Идентификация. Содержание данного мотива описывается как стремление признания личности, чтобы люди хотели следовать за индивидом, походить на него. Иными словами, желание быть авторитетом, кумиром.
  • Достижение. Применение данного мотива основывается на динамике, достижении наилучших результатов, изучении всего нового или овладении определенным навыком.
  • Власть. Важность занять лидерство для использования своего влияния в управлении людьми, трудовым коллективом.

Виды мотиваций

Зарубежные и отечественные ученые деятели по сей день находятся на стадии изучения когнитивных функций человеческого мозга. Они ведут споры на тему данного определения: одни берут за основу мотивы, другие придерживаются концепции, что это общая работа организма. Все же им удалось основать и предложить отдельные содержательные категории.

Внешняя

Внешнее стимулирование содержит элементы принуждения или побуждения человека к действию ввиду внешних обстоятельств. Например, ливневый дождь заставляет индивида быстрее двигаться под укрытие.

Внутренняя

Внутренние побудители состоят из личного желания, а также возлагаемых надежд другими людьми. Пример – один знаменитый скрипач не имел большого интереса к игре, но его заставляли заниматься не менее 6 часов в день. Вскоре мир узнал Николо Паганини.

Положительная и отрицательная

Положительная мотивация – наиболее эффективный тип стимуляции, при котором индивид не чувствует давления со стороны, а действительно делает все по собственному желанию.

Лучшие стремления происходят по собственному желанию

Лучшие стремления происходят по собственному желанию

Отрицательная мотивация – толчок к действиям обычно через страх, чего бы он ни касался. Яркий пример – воспитание детей, в ходе которого ребенок выполняет действие под страхом того, что иначе у него отнимут любимую игрушку.

Устойчивая и неустойчивая

Устойчивая мотивация базируется на естественных человеческих потребностях (жажда, голод). Неустойчивая мотивация требует поддержки со стороны (завязать с вредной привычкой, заняться спортом).

Теории мотивации

Теории мотивации наблюдают эволюцию потребностей человека, есть принципы, на которых они основываются. У традиционного потребителя существуют определенные желания. Ряд из них требует сиюминутного исполнения, например, утолить жажду. Остальные мотивационные элементы имеют место тогда, когда предыдущие потребности решены. Так, человек начинает нуждаться в моральной мотивации, материальной, содержательной и процессуальной.

Теория мотивации Маслоу

  1. Человек всегда ощущает потребность в чем-либо. Сильно выраженные элементы объединяются в группы, которые располагаются иерархически.

Обратите внимание! Человека мотивируют неудовлетворенные потребности. Удовлетворенные – не вызывают стремлений к действиям.

  1. Удовлетворенная потребность замещается неудовлетворенной;
  2. Обычно человек имеет несколько потребностей, взаимодействующих между собой;
  3. Сначала он стремится удовлетворить физиологические – жажда, голод;
  4. Также он нуждается в безопасности, принадлежности, уважении, а также испытывает познавательные, эстетические и, наконец, потребность самоактуализации.

Теория моральной и материальной мотивации

Основные теории моральной мотивации включают в себя осознание причастности к делу. В материальную стимуляцию входят заработная плата, премии и бонусы, льготы и дотации, обучение, обмен опытом, оценка личного вклада, признание в коллективе, оповещения об успехе, стабильность компании, ее имя.

Деньги – эффективный стимулятор

Деньги – эффективный стимулятор

Процессуальные и содержательные теории мотивации

Данные теории занимаются вопросами о том, как побудить человека к действию. Например, валентность как фактор мотивации использован в теории процессуальной. В целом она направлена на то, чтобы заставить индивида действовать.

Содержательные теории направлены на моральную составляющую мотивов, в т. ч. иерархия потребностей Маслоу, приобретенные потребности МакКлелланда и др. Во многом теории схожи, но отличия составляет то, что один автор делает уклон на первичных желаниях, другой – считает, будто потребность удовлетворена лишь тогда, когда процесс достижения цели реализован несправедливо.

Дополнительные знания о мотивации помогут человеку глубже познать себя, а также окружающих. Она работает для всех людей: служащих, директоров и домоседов. Там, где есть потребность, всегда будет нужна и мотивация, которая подтолкнет индивида к тому, чтобы удовлетворить свои желания.

Видео

Читайте также: