Ранение под аустерлицем и встреча с наполеоном кратко

Обновлено: 04.07.2024

В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые надолго определяют его поведение. В жизни Андрея Болконского, одного из любимых героев Толстого, таким случаем стало аустерлицкое сражение.

Уставший от суеты, мелочности и лицемерия высшего света, Андрей Болконский едет на войну. От войны он ждет многого: славы, всеобщей любви. В своих честолюбивых мечтах князь Андрей видит себя спасителем земли русской. Он хочет стать таким же великим, как Наполеон, а для этого Андрею нужен свой Тулон.

И в бою под Аустерлицем этот Тулон наступает. Князь Андрей в какой‑то степени действительно становится героем‑спасителем.

Предположим, что Андрея не ранили бы. Что было бы тогда? После удачного боя он получил бы орден, повышение, славу и уважение как герой, храбрый человек. Его гордость, честолюбие были бы удовлетворены, и, наверное, с войны бы вернулся герой‑эгоист Андрей Болконский, довольный своей славой, но жаждущий еще более великой славы. Но не таков Толстой, чтобы допускать подобное. Его любимые герои должны пройти нравственное очищение через потери, страдания, испытания. И это ранение сделало Андрея совсем другим человеком.

Роль императоров в Аустерлицком сражении

Наполеон сумел обхитрить и разбить русско-австрийскую армию. Императоры бежали с поля боя, а после окончания битвы император Франц решил покориться Наполеону на его условиях.

Кутузов и Вейротер – кто виноват в поражении?

Сделав несколько бесполезных попыток изменить ситуацию, Кутузов проспал все время, пока длился совет. Толстой явственно дает понять, насколько Кутузову претит вся эта напыщенность и самодовольство, старый генерал прекрасно понимает, что сражение будет проиграно.

Анализ сражения

Почему же сражение было проиграно, и отчего Кутузов пытался предотвратить эту атаку на французов? Опытный военный, он не был ослеплен небольшими победами над французской армией, и поэтому мог реально оценить противника. Кутузов прекрасно понимал, что Наполеон – умный стратег. Он был прекрасно осведомлен о численности российско-австрийских войск, и знал, что она превышает количество французских солдат. Поэтому было понятно – Бонапарт постарается предпринять какие-либо действия, чтобы обманом заманить неприятеля в ловушку. Именно поэтому Кутузов пытался оттянуть время, чтобы сориентироваться и понять, что задумал французский император.

Даже во время сражения, встретившись с царем, Кутузов медлит, и посылает солдат в атаку только после приказания российского императора.

Андрей Болконский

Те люди, ради любви которых Болконский готов идти на подвиги, даже не подозревают о его мечтах и размышлениях, они живут обычной походной жизнью и шутят свои глупые шутки.

Князь Болконский не мог поступить как-то по-другому, хотя он прекрасно понимал, что итог битвы при Аустерлице был предрешен.

Заключение

Чтобы не происходило в этом мире, все это лишь движение стрелки на часах…

Тест по произведению

Жизнь князя Андрея, которая предшествовала войне

Это все применимо к образу князя Андрея, созданному рукой великого мастера.

Штабная жизнь

Мечты о славе и признании


Ему не нужны ни отец, ни сестра, ни жена, ждущая ребенка. Туманной ночью перед битвой он отчетливо осознавал, до какой степени ему безразличны все близкие. На небо Аустерлица он не смотрел, углубившись только в свои мысли. Всю ночь перед сражением он не мог спать. Князь, пересматривая свою жизнь, еще кардинально не переменился: любовь чужих, неизвестных ему людей была необходима, как воздух, хотя возможная смерть его уже тревожит.

Наполеон

Было серое моросящее утро. Но, как ни странно, над Наполеоном сияло ясное голубое небо Аустерлица, словно предвещая ему победу. В вышине плавало золотое солнце. И когда оно озарило все вокруг Наполеона, он подал знак наступления, сняв перчатку с красивой руки.

Сражение

Кутузов сразу предполагал, что оно будет проиграно. Князь Андрей надеялся своим вмешательством переломить ход сражения. И вот представился случай проявить личный героизм, когда началось массовое бегство солдат с позиции. Он подхватил знамя и побежал вперед, не обращая внимания на пули, пролетавшие мимо. И солдаты пошли за ним. Но, раненый, он падает, и тут впервые замечает небо Аустерлица. Оно в необыкновенной дали. В небе, в отличие от земли, все спокойно.


Преображение


Лишь вкусив смерти, лишь побывав на волоске от нее, князь Андрей всем существом прочувствовал, глядя в безмерное небо, мелочность своих честолюбивых стремлений. Он осознал свой подвиг, но понял, что главное - совсем другое. Небо, которое есть тайна, и умиротворение, которое можно найти только дома, в Лысых Горах.

А война - это ужас, грязь и боль. Романтики в ней нет. Так, глядя в небо, полностью пересматривает князь Андрей свою жизненную позицию.

Любимые герои Толстого проходят мучительный путь духовных исканий. Они меняются внутренне, мудреют, открывают для себя новое видение смысла бытия. Переломные моменты их жизни автор изображает подробно, выписывая тщательно каждое движение их души.

Главный герой произведения отправляется в жестокий и кровопролитный бой. Андрей понимает, что это сражение может стать для него последним. Болконский грезит о славе. Всего его мысли заполнены помыслами о великих подвигах, наградах и почестях. Разум Андрей настолько помрачен, что он даже не задумывается о старом отце, беременной жене и чуткой сестре. Андрей знает, что его смерть принесет сильнейшую боль старику, сын может остаться сиротой, жена и сестра будут убиты горем.

Несмотря на это, герой идет на пролом. Михаил Илларионович предупреждает его, что шансов остаться живым почти нет. Андрея не беспокоят чувства и переживания родных. Болконский подвергает себя серьезной опасности.

На поле боя Андрей хватает знамя и оружие, после чего на огромной скорости бежит на французов. За ним поднимается русское войско. Неожиданно князя протыкает чье-то орудие. Болконский падает, не понимая, что на самом деле происходит.

Андрей удивленно осознаёт, что начинает падать. Его ноги подкашиваются. Молодой князь упал на спину и открыл глаза. Болконский хотел узнать, чем кончилась бой французов с нашими артиллеристами. Его интересовал вопрос в каком состоянии находятся наши пушки. Однако, Болконский ничего не увидел, кроме прекрасного голубого неба.

Небо было таким высоким и неясным. Ничто не могло сравниться с ним. По голубой глади медленно и тихо ползли серые облака. Этот момент отдавал торжественностью осознания истины. Андрей понял, что все его мечты и притязания – бессмысленная глупость.

Это синее небо превыше всего, оно скрывает таинственную красоту и жизнь. Герой сравнил спокойствие и тишину, которая отличалась от шума и ужаса боя. Облака так медленно передвигались по голубому небосводу. Это было несравнимо с нашим бегом, криками и драками. У неба была совсем другая жизнь, независимая от нас.

Князь изумлён, как он раньше мог не видеть такой красоты. Как же он был глуп, когда гонялся за туманной и уходящей славой. Торжеством, которое длилось бы одну минуту. А это прекрасное небо всегда прекрасно.

Андрей был настолько восхищен величием неба, что не чувствовал боли и даже не заметил своего кумира. В момент созерцания к нему подошел сам Бонапарт и похвалил Болконского. Наполеон был убеждён, что тот уже мертв и лежит со знаменем в руках.

Этот момент перевернул всю жизнь князя. Он понял, что слава ничего не стоит. Ведь всё прекрасное уже рядом, его остаётся только заметить.

Другие сочинения: ← Наташа Ростова и Андрей Болконский↑ Толстой Л. Н.Любовь в произведении После бала →

В бою он действительно устремляется вперед, берет знамя и пытается повести наступление. Автор описывает героический поступок обыденно: громоздкая, неудобная ноша в виде знамени, а ранение сравнивается с ударом палки по голове. И вот герой падает, находится на грани жизни и смерти, смотрит вверх и видит небо. Что понял Андрей под небом Аустерлица? В этот момент он осознает, что нет ничего важного в войнах, подвигах, знаменах и битвах. Самое важное, самое вечное – это как раз небо, природа, сама по себе простота жизни, а остальное суетно.

Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода том 1, часть 3, глава 19)

Портфель для словесника

Мечты и разочарования Андрея Болконского

Андрей Болконский в салоне Шерер

Впервые с князем Андреем мы встречаемся в салоне Анны Павловны Шерер, куда тот приходит в сопровождении молодой жены, ожидающей ребёнка. С первых страниц становится ясно, что князь не доволен той жизнью, которую ведет. Салонные разговоры ему надоели, светское общество его тяготит, по отношению к жене он соблюдает лишь внешние приличия. Внутренняя суть конфликта становится нам ясна из разговора Болконского с Пьером Безуховым. Окружающая жизнь тяготит Болконского потому, что не дает проявить себя. Он мечтает о подвиге, о личной славе. Его кумиром, как и Пьера, является Наполеон, который мощью своей личности покорил полмира. Князь сетует на то, что связан по рукам и ногам семейными обязательствами и только это удерживает его от вступления в действующую армию.

Андрей Болконский на поле Аустерлица

Начало военной кампании против Наполеона, в которую Россия вступает на стороне союзников, оказывается достаточно веским поводом для отъезда из дома. Идеалам князя очень скоро суждено осуществиться. Во время Аустерлицкого сражения он подхватывает знамя из рук сраженного пулей знаменосца и поднимает полк в атаку, но и сам оказывается тяжело ранен. Ставя своего героя на грань жизни и смерти, Толстой тем самым проверяет истинность его убеждений, нравственность идеалов – и индивидуалистические мечты Болконского не выдерживают этого испытания. Перед лицом смерти все неистинное, наносное исчезает, и остается лишь бесконечное удивление перед мудростью и извечной красотой природы, воплотившихся в бескрайнем небе Аустерлица.

Впечатление усиливается появлением Наполеона, мелочная радость которого от личной победы посреди груд мертвых тел кажется Болконскому отвратительной и неуместной в сравнении с той истиной, которая открылась ему. Его былой кумир, воплощение индивидуалистической мечты, человек, достигший вершин славы и власти, теперь вызывает у Болконского лишь брезгливую неприязнь. Его раздражает напыщенность Наполеона, убеждение, что он является вершителем истории (вокруг него толпятся приближенные-биографы, готовые внести в исторические анналы каждое сказанное им слово). Даже одобрение Наполеона, высказанное себе лично, Болконский воспринимает с глухим раздражением и ничего не отвечает императору. Идеалы Болконского рассыпаются в прах, но он остается жив – для того, чтобы через некоторое время воскреснуть духовно.

Встреча с Пьером на переправе

Участие в реформах Сперанского

Ночь в Отрадном.

Еще не осознавая этого до конца, Болконский чувствует, что его душа словно обновилась, что начался процесс его постепенного выздоровления, возвращение к свету и жизни.

Процесс духовного возрождения своего героя Толстой аллегорически показывает в образе старого дуба, покрытого толстой корой, иссеченного глубокими морщинами, в котором, кажется, уже не осталось никакой жизни и который с весной, несмотря ни на что, тянет ветви навстречу солнцу и снова покрывается молодой, свежей листвой.

Участие в войне 1812 года

Смерть князя Андрея

Внешне смерть князя лишена всякого героизма – он погибает от шального ядра. На этот раз нет ни знамени, ни полка, увлеченного в атаку, как это было во время Аустерлица, но именно этим Толстой подчеркивает сопричастность Болконского судьбам простых безымянных солдат, которые тысячами гибли во имя Отечества на том месте, куда их поставила необходимость.

О Великой Отечественной и не только…

Роман представляет собой сложный философско-исторический синтез. Роль каждого героя в произведении определяется не только его личной судьбой, взаимоотношениями в семье и обществе; эта роль намного сложнее: оценка личности происходит не столько на бытовом, сколько на историческом уровне, затрагиваются уже не материальные, а духовные пласты человеческого сознания.

В произведении ставится сложный философский вопрос о роли личности в истории, о связи человеческого чувства и материальности мира и одновременно о влиянии исторических событий на судьбу нации и каждого человека в отдельности.

Шенграбен, несомненно, сыграл положительную роль в жизни князя Андрея. Благодаря Тушину Болконский меняет свой взгляд на войну. Оказывается, война не средство достижения карьеры, а грязная, тяжелая работа, где совершается античеловеческое дело. Окончательное осознание этого приходит к князю Андрею на Аустерлицком поле. Он хочет совершить подвиг и совершает его. Но вспоминает он позже не свой триумф, когда бежал на французов со знаменем в руках, а высокое небо Аустерлица.

Знамя и небо – важные символы в романе. Знамена в произведении фигурируют несколько раз, но все же это не столько символ, сколько простая эмблема, не заслуживающая серьезного отношения. Знамя олицетворяет собой власть, славу, некую материальную силу, что отнюдь не приветствуется Толстым, отдающим предпочтение духовным ценностям человека. Поэтому не случайно в романе Тушин спотыкается о древко знамени, не случайно князь Андрей вспоминает не себя со знаменем в руках, а высокое, вечное небо.

Символично и то, что князь Андрей получает ранение в голову. Это говорит о превосходстве духовного начала над интеллектуальным, аристократическим, о правильности выбранного героем пути. Осознание близкой смерти дает князю Андрею силы на выживание, возрождает к новой жизни.

Аустерлиц оказал большое влияние на формирование взглядов Андрея Болконского, помогал определить герою истинные жизненные ценности, и после Аустерлицкого сражения князь Андрей учится жить по этим новым, неведомым ему ранее законам.

Преображение

Лишь вкусив смерти, лишь побывав на волоске от нее, князь Андрей всем существом прочувствовал, глядя в безмерное небо, мелочность своих честолюбивых стремлений. Он осознал свой подвиг, но понял, что главное – совсем другое. Небо, которое есть тайна, и умиротворение, которое можно найти только дома, в Лысых Горах.

А война – это ужас, грязь и боль. Романтики в ней нет. Так, глядя в небо, полностью пересматривает князь Андрей свою жизненную позицию.

Жизнь князя Андрея, которая предшествовала войне

Это все применимо к образу князя Андрея, созданному рукой великого мастера.

Такой вид искусства как мультипликация, живет уже достаточно долго. За это время качество всё улучшалось, что не может не радовать. Мультики безумно нравятся детям любого поколения, каждый, будучи ребенком, обожал мультики. Многим взрослым в свое время приходилось выжидать по телевизору и приходилось смотреть то, что показывают. Кому-то в свое время повезло, если их родители покупали кассеты или диски. А новое поколение уже может смотреть то, что им захочется и без трат из родительского кошелька, ведь уже практически в каждом доме есть компьютер и интернет, с помощью которых открывается огромная картотека мультиков на любой вкус и цвет.

Для детей, что уже заканчивают садик или учатся в начальной школе, подходят мультики развлекательного характера, где герои спасают кого-то или даже целый мир. Это и зарубежные мультики о супергероях из комиксов, про чародеек или фей, ну а также отечественные про богатырей.

Те детишки, что уже медленно и верно движутся к подростковому возрасту, уже могут начать интересоваться мультиками, которые особенно отличаются сюжетом. В таких мультиках в непринужденной форме ребенка заставляют задуматься о серьезных вещах и пережить массу эмоций. Ониподходят для просмотра всё семьей, ведь за счет отлично продуманного сюжета, они будут не менее интересны и для взрослых. Такие мультики можно смело ставить на одну полку с семейными фильмами.

Не стоит забывать и о взрослых. Да, для взрослых тоже рисуют, только они несколько похожи на подростковые, однако более грубые, могут присутствовать ругательные слова, интимный подтекст и затрагиваются взрослые проблемы (семейная жизнь, работа, кредиты, кризис среднего возраста и прочее).

Мультфильмы – это вид искусства, в котором полностью развязаны руки автора, потому что можно изобразить абсолютно всё что угодно и при этом дополнить очаровательной историей. Мы предлагаем их смотреть прямо сейчас и получать огромное удовольствие.

В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые надолго определяют его поведение. В жизни Андрея Болконского, одного из любимых героев Толстого, таким случаем стало аустерлицкое сражение.

Уставший от суеты, мелочности и лицемерия высшего света, Андрей Болконский едет на войну. От войны он ждет многого: славы, всеобщей любви. В своих честолюбивых мечтах князь Андрей видит себя спасителем земли русской. Он хочет стать таким же великим, как Наполеон, а для этого Андрею нужен свой Тулон.

И в бою под Аустерлицем этот Тулон наступает. Князь Андрей в какой‑то степени действительно становится героем‑спасителем.

Предположим, что Андрея не ранили бы. Что было бы тогда? После удачного боя он получил бы орден, повышение, славу и уважение как герой, храбрый человек. Его гордость, честолюбие были бы удовлетворены, и, наверное, с войны бы вернулся герой‑эгоист Андрей Болконский, довольный своей славой, но жаждущий еще более великой славы. Но не таков Толстой, чтобы допускать подобное. Его любимые герои должны пройти нравственное очищение через потери, страдания, испытания. И это ранение сделало Андрея совсем другим человеком.

Мечты о славе и признании

Ему не нужны ни отец, ни сестра, ни жена, ждущая ребенка. Туманной ночью перед битвой он отчетливо осознавал, до какой степени ему безразличны все близкие. На небо Аустерлица он не смотрел, углубившись только в свои мысли. Всю ночь перед сражением он не мог спать. Князь, пересматривая свою жизнь, еще кардинально не переменился: любовь чужих, неизвестных ему людей была необходима, как воздух, хотя возможная смерть его уже тревожит.

Сражение

Кутузов сразу предполагал, что оно будет проиграно. Князь Андрей надеялся своим вмешательством переломить ход сражения. И вот представился случай проявить личный героизм, когда началось массовое бегство солдат с позиции. Он подхватил знамя и побежал вперед, не обращая внимания на пули, пролетавшие мимо. И солдаты пошли за ним. Но, раненый, он падает, и тут впервые замечает небо Аустерлица. Оно в необыкновенной дали. В небе, в отличие от земли, все спокойно.

В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые надолго определяют его поведение. В жизни Андрея Болконского, одного из любимых героев Толстого, таким случаем стало аустерлицкое сражение.

Уставший от суеты, мелочности и лицемерия высшего света, Андрей Болконский едет на войну. От войны он ждет многого: славы, всеобщей любви. В своих честолюбивых мечтах князь Андрей видит себя спасителем земли русской. Он хочет стать таким же великим, как Наполеон, а для этого Андрею нужен свой Тулон.

И в бою под Аустерлицем этот Тулон наступает. Князь Андрей в какой-то степени действительно становится героем-спасителем.

Предположим, что Андрея не ранили бы. Что было бы тогда? После удачного боя он получил бы орден, повышение, славу и уважение как герой, храбрый человек. Его гордость, честолюбие были бы удовлетворены, и, наверное, с войны бы вернулся герой-эгоист Андрей Болконский, довольный своей славой, но жаждущий еще более великой славы. Но не таков Толстой, чтобы допускать подобное. Его любимые герои должны пройти нравственное очищение через потери, страдания, испытания. И это ранение сделало Андрея совсем другим человеком.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

"ВОЙНА НА БОБОВОМ ПОЛЕ МИЛАГРО" (The Milagro Beanfield War) США, 1988.118 минут.

"ВОЙНА НА БОБОВОМ ПОЛЕ МИЛАГРО" (The Milagro Beanfield War) США, 1988.118 минут. Режиссер Роберт Редфорд.В ролях: Чик Веннера, Карлос Рикельме, Джон Хёрд, Рубен Бладес, Даниел Стерн, Кристофер Уокен, Соня Брага, Мелани Гриффит, Ричард Бредфорд.В — 3; М — 3,5; Т — 3,5; Дм — 2; Р — 3; Д — 3; К — 3. (0,598)

Аустерлицкое сражение, или “война трех императоров”, имело большое значение в ходе истории. Эта битва стала решающей в противостоянии Наполеону - она разрушила Антифранцузскую коалицию и открыла ему дорогу на Россию. Лев Толстой уделил Аустерлицкому сражению много внимания в своем романе-эпопее “Война и мир”. Однако важно понимать, что его описание - не историческая справка. Для писателя было крайне важно не столько точно передать ход битвы, сколько рассказать о ее влиянии на людей, раскрыть образы Кутузова, Александра I, Болконского и др.

Историческая справка о битве

Аустерлицкое сражение состоялось 20 ноября 1805 года. В нем принимали участие армия Франции и объединенные силы Александра I (Россия) и Франца II (Австрия). Третья Антифранцузская коалиция уже одержала несколько побед - только что силы Наполеона были разбиты в битве при Шенграбене. Это ослепило правителей Австрии и России. Они решили идти в наступление, хотя Кутузов сразу предсказал, что сражение под Аустерлицем будет проиграно.

Важно! В начале битвы силы Наполеона были меньшими, чем у противника - у него было более 73 тысяч солдат и почти 140 орудий. Коалиция имела более 85 тысяч солдат и почти 300 орудий. Но в ходе сражения потери России и Австрии оказались намного больше: они утратили почти 16 тысяч человек и более 20 тысяч оказалось в плену, тогда как Франция потеряла 1300 человек и около 600 солдат попали в плен.

Описание сражения

Автор описывает битву с двух сторон, ярко противопоставляя силы Франции и Коалиции. Если войска Наполеона идут в бой слаженно и уверенно, то их противник находится в смятении, войска коалиции неорганизованны и напуганы. Особое внимание Толстой уделяет описанию пейзажа - природа выступает нейтральным фоном, декорацией. Над воюющими одно и то же яркое голубое небо и солнце, равнодушно освещающие землю, на которой ликуют одни и умирают другие. В бой решено вступить утром, чтобы успеть закончить сражение до наступления темноты. С рассветом солдаты двинулись колоннами на врага, но никто не видел друг друга из-за густого тумана. Они бредут в неизвестности, чтобы убивать по приказу начальства, как велит их долг. Солдаты дезориентированы и спрашивают друг у друга, где остальные войска. Их утешает лишь то, что они окружены такими же солдатами. Пехотинцы долго маршируют в тумане, и тут между ними начинается смятение - командование решило, что между флангами слишком большое расстояние и его надо заполнить. Кавалерия двигается резко влево, что приводит к беспорядку в рядах. Все это Наполеон наблюдал, находясь на вершине холма Журань, и отлично видел противника, который беспорядочно копошился внизу . К тому моменту, когда он решил наступать, видимость была уже отличной, а противники устали и ослабели.

Рис. 2. Егеря-гвардейцы под Аустерлицем. Авттор Кейт Рокко

Образы главнокомандующих у Толстого

Описывая предысторию и ход сражения, писатель большое внимание уделяет описанию главнокомандующих армиями: Александру I, Францу II, Кутузову и Наполеону. Их тщеславие и гордыню он называет главными причинами поражения. Правители России и Австрии были ослеплены своей победой ранее и хотели как можно быстрее добить противника, не обдумав как следует сражение и не учитывая возможные перспективы. Совет перед битвой он называет “парадом тщеславия”, а не обсуждением стратегии. Они приняли план Франца Вейротера, хотя Кутузов и считал его заведомо проигрышным. Он, как опытный генерал, понимал, что так Наполеона не получится победить, но никто его не слушал. В результате Кутузов просто устранился от беседы и проспал большую часть времени. Он понял, что его считают неподходящим для этого места. Кутузов понимал, что Наполеон готовит западню противнику, но не мог разгадать ее суть. Поэтому он как можно дольше оттягивал вступление в бой русских солдат. В результате император просто заставил его это сделать. Но это было ошибкой - страна понесла огромные потери, а армия утратила боевой дух. Толстой показывает, как самодовольные и напыщенные предводители коалиции в ходе сражения превращаются в испуганных и растерянных людей. Они не знают, как поступить, и шокированы происходящим. Императоры бежали с боя, а Франц II - сдается и принимает все условия Наполеона.

Рис. 3. Панорамный вид на Аустерлицкое сражение 2 декабря 1805 года. Жан-Антуан-Симеон Форт

Андрей Болконский в Аустерлицком сражении

Эта битва показана также через личные переживания главного героя романа - князя Болконского. Он в то время был адъютантом Кутузова, присутствовал на совете и понимал, что скорее всего сражение будет проиграно. Его поражала неорганизованность руководителей войск и он считал преступным такое отношение к живым людям, которых они обрекают на гибель. Однако как дворянин он не мог отступить, к тому же, он мечтал прославиться, хотя никому в этом не признавался. В ходе битвы Андрей совершил героический поступок - он поддержал войско и повел его за собой в решающий момент. Толстой описывает его поступок очень просто и обыденно, без какого-либо пафоса. Главным в этой битве для Болконского становится ранение - он падает и смотрит на небо.

Важно! Этот момент - один из самых знаменитых в романе-эпопее. Герой смотрит на Небо над Аустерлицем и понимает тщетность всего происходящего, он осознает, насколько глупо и бессмысленно вести войны, понимает, что хочет только одного - жить в мире, дома с родными.

Читайте также: