Правда жизни в рассказах горького кратко

Обновлено: 02.07.2024

Таким образом мы видим три смысла жизни: у Луки – вера, у Сатина – правда, у Бубнова – слепое следование воле судьбы. Горький предлагает читателю сравнить эти жизненные ориентиры и выбрать свой.

22. Тема любви в рассказах И.А. Бунина "Холодная осень" и "Темные аллеи".

Одиночество становится неизбежным уделом человека, не сумевшего разглядеть в другом близкую душу. Только любовь дает счастье духовного общения.

В свойственной ему манере Бунин всегда находит нужные, подходящие слова для описания даже самых низменных человеческих инстинктов. Он никогда не опускается до пошлости, ибо считает ее недопустимой. Но, как истинный мастер Слова, всегда точно передает все оттенки чувств и переживаний. Он не обходит стороной никакие стороны человеческого существования, у него не встретишь ханжеского умалчивания каких-то тем. Любовь для писателя — чувство вполне земное, реальное, ощутимое. Духовность неотделима от физической природы человеческого влечения друг к другу.




23. Чистая возвышенная любовь в повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет".

В рассказе Гранатовый браслет Куприн со всей силой своего мастерства развивает идею о настоящей любви. Он утверждает, что никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. Только тогда любовь можно будет назвать настоящим чувством, до конца истинным и нравственным.
Такими чувствами он наделяет своего главного героя, бедного застенчивого чиновника Желткова, который полюбил княгиню Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства Василия Шеина. Он считал ее не доступной и потом даже не пытался встретиться с ней. Желтков писал ей письма, собирал ее забытые вещи и наблюдал за ней на разных выставках и собраниях. И вот, через восемь лет после того как Желтков первый раз увидел и полюбил Веру, он присылает ей подарок с письмом, в котором он преподносит гранатовый браслет и приклоняется перед ней.
У Желткова не было цели в жизни, его ничего не интересовало, он не ходил в театры, не читал книги, он жил только любовью к Вере. Она была единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Он любят бескорыстно, забывая себя.

Идеалом Куприна является любовь бескорыстная, само отверженная, не ждущая награды, та, за которую можно и жизнь отдать, и что угодно вынести. Именно такой любовью, которая бывает раз в тысячу лет, любил Желтков. Это было его потребностью, смыслом жизни, и это он доказал: Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал, я перед тобою одна молитва: Да святится имя Твое.

24. Тема гражданской войны в рассказе Шолохова "Родинка".

Тема рассказа – гражданская война на Дону – показана как великая трагедия, уносящая жизни обеих противоборствующих сторон.

Михаил Шолохов показывает читателю как бы ни были противоположны военные силы казаков, движимые определенными историческими причинами, они едины в одном. Все устали от бесконечной дурной междоусобной вражды и это есть психологический результат гражданской бойни. Итог этой войны - самоистребление нации, когда в ослеплении лютой злобы отец идет на сына, брат на брата, друг на прежнего друга, и это страшное бессмысленное побоище не дает ничего, кроме накала ненависти, горя и крови.

Таким образом мы видим три смысла жизни: у Луки – вера, у Сатина – правда, у Бубнова – слепое следование воле судьбы. Горький предлагает читателю сравнить эти жизненные ориентиры и выбрать свой.

22. Тема любви в рассказах И.А. Бунина "Холодная осень" и "Темные аллеи".

Одиночество становится неизбежным уделом человека, не сумевшего разглядеть в другом близкую душу. Только любовь дает счастье духовного общения.

В свойственной ему манере Бунин всегда находит нужные, подходящие слова для описания даже самых низменных человеческих инстинктов. Он никогда не опускается до пошлости, ибо считает ее недопустимой. Но, как истинный мастер Слова, всегда точно передает все оттенки чувств и переживаний. Он не обходит стороной никакие стороны человеческого существования, у него не встретишь ханжеского умалчивания каких-то тем. Любовь для писателя — чувство вполне земное, реальное, ощутимое. Духовность неотделима от физической природы человеческого влечения друг к другу.

23. Чистая возвышенная любовь в повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет".

В рассказе Гранатовый браслет Куприн со всей силой своего мастерства развивает идею о настоящей любви. Он утверждает, что никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. Только тогда любовь можно будет назвать настоящим чувством, до конца истинным и нравственным.
Такими чувствами он наделяет своего главного героя, бедного застенчивого чиновника Желткова, который полюбил княгиню Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства Василия Шеина. Он считал ее не доступной и потом даже не пытался встретиться с ней. Желтков писал ей письма, собирал ее забытые вещи и наблюдал за ней на разных выставках и собраниях. И вот, через восемь лет после того как Желтков первый раз увидел и полюбил Веру, он присылает ей подарок с письмом, в котором он преподносит гранатовый браслет и приклоняется перед ней.
У Желткова не было цели в жизни, его ничего не интересовало, он не ходил в театры, не читал книги, он жил только любовью к Вере. Она была единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Он любят бескорыстно, забывая себя.

Идеалом Куприна является любовь бескорыстная, само отверженная, не ждущая награды, та, за которую можно и жизнь отдать, и что угодно вынести. Именно такой любовью, которая бывает раз в тысячу лет, любил Желтков. Это было его потребностью, смыслом жизни, и это он доказал: Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал, я перед тобою одна молитва: Да святится имя Твое.

24. Тема гражданской войны в рассказе Шолохова "Родинка".

Тема рассказа – гражданская война на Дону – показана как великая трагедия, уносящая жизни обеих противоборствующих сторон.

Михаил Шолохов показывает читателю как бы ни были противоположны военные силы казаков, движимые определенными историческими причинами, они едины в одном. Все устали от бесконечной дурной междоусобной вражды и это есть психологический результат гражданской бойни. Итог этой войны - самоистребление нации, когда в ослеплении лютой злобы отец идет на сына, брат на брата, друг на прежнего друга, и это страшное бессмысленное побоище не дает ничего, кроме накала ненависти, горя и крови.

Горький писал о правде в творчестве: ". правда- самое драгоценное достояние наше. Говорить и писать правду - это искусство, труднейшее из всех искусств, в чистом виде она неприемлема для обывателя".
"Я имею право говорить обидную и горькую правду о народе, и я убежден, что будет лучше для народа, если эту правду о нем скажу я первый. "
"Нет, лучше будем говорить правду — она целебна, и только она может вылечить нас"

Тем не менее, в художественной оценке правды и иллюзии у Горького в период 1890 —начала 1900 годов присутствует и момент сомнения. Писатель исповедует необходимость полной правды о жизни и вместе с тем знает о непереносимости ее для многих людей.

"Есть правда, которая нужна человеку, она обжигает с его сердца грязь и пошлость пламенем
стыда, - да здравствует ! "

"И есть правда, которая падая на голову человека, как камень убивает в нем желание жить, - да погибнет. " . Это и есть горьковская позиция первых лет творчества.
Горький часто рассматривает ложь как средство зашиты. Ложь может выполнять терапевтическую функцию. Писатель считает, что это необходимо, чтобы не причинить кому-нибудь боль. Он видел, что во лжи часто есть большая доброта, альтруизм. Во имя любви к человеку Горький часто приветствовал сны "золотые во имя тех, кто в них нуждается".

Горький считал, что правда часто приносит вред человеку. так как понижает творческую энергию человека. Нужна иная правда, которая возбуждала бы доверие человека к воле, разуму. Горький считает, что лучше не писать о правде, которая жестко бьет по душе, ничему не учит человека, только унижает его. «Ведь есть немало правд, которые надо забыть. Эти правды рождены ложью и обладают всеми средствами той ядовитейшей лжи, которая жестко бьет по душе, ничему не учит человека, только унижает его. Ведь есть немало правд,
которые надо забыть. Эти правды, которые рождены ЛОЖЬЮ.

Правда в том, что в массе своей люди жили очень бедно. Бедность не порок, но нищета вынуждает идти на нарушение многих законов морали. Пускаться во все тяжкие от безысходности.

Максим Горький является одним из известнейших русских писателей. Его творчество необычно и многогранно. В своих произведениях автор затрагивал множество тем, актуальных и по сей день. Не исключением стал и вопрос поиска правды и смысла жизни, который Горький осветил наиболее подробно.


Более того — он чувствовал себя "вырванным и выброшенным" из неё. Челкаш понял, что главное — свобода, независимость и внутренние моральные устои, которые у него были, несмотря на воровское ремесло и пьянство: ". чувствовал, что он. никогда не будет таким жадным, низким. "; "Он смотрел, как старался Гаврила, и ему стало жалко, захотелось ободрить его".

В пьесе "На дне" Горький размышляет о нескольких толкованиях правды и её необходимости в определённых ситуациях.

Герои произведения, находящиеся в безвыходном положении, в нищете, спорят о ней и приходит к разным выводам: Бубнов считает, что "всех люди на земле — лишние" и что существование каждого, по большому счёту, бессмысленно; Лука полагает, что иногда ложь спасительнее истины и что всякий заслуживает сострадания; ему в противовес, Сатин говорит, что правда должна восторжествовать и что человек достаточно силён, чтобы принять её самое безобразное обличье. Каждая из этих трёх позиций тщательно проработана автором. Очевидно, он и сам был заинтересован в этом вопросе не меньше собственных героев.

Таким образом, нетрудно заметить, что плоды раннего творчества Горького, о которых было сказано выше, представляют собой глубокие исследования на тему поиска правды и смысла жизни. Можно предположить, что сам писатель считал самым важным веру человека в себя и правильность своих действий.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Лекция с элементами беседы.

Ход урока

5.Закрепление изученного материала:

1. Что представляют горьковские романтики миру и людскому окружению?

2.Какие качества особенно заметны у горьковских героев-романтиков?

3. В чем же смысл конфликта в ранних романтических рассказах Горького?

4. Каковы специфически горьковские приметы его художественного воплощения?

6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

Читайте также: