Феодосий печерский и курский край кратко

Обновлено: 02.07.2024

Родился в Василеве (ныне город Васильков под Киевом) и происходил из родовитой семьи. Ни мирское имя, ни год рождения неизвестны; последнее приблизительно относят к 1036 году.

Юные годы св. Феодосия протекли в Курске, куда, по повелению князя, переселились его родители: отец был одним из княжеских тиунов у курского посадника. Достигнув 7-ми летнего возраста, он стал учиться грамоте, а потом его определили в училище, где он пробыл до 13 лет. Познакомившись из книг и рассказов с жизнью великих подвижников монашества, Феодосий принял твердое намерение подражать им. 14-ти лет он лишился отца, и это так подействовало на него, что он решился приступить к исполнению своей заветной мечты — отречься от мира. Противодействие аскетическим наклонностям юноши шло со стороны матери: она очень любила своего сына, но не сочувствовала его стремлениям к подвижнической жизни и всеми мерами старалась отклонить его от этого.

Феодосий решился оставить дом матери и, увлеченный рассказами странников о св. местах Палестины, ушел с ними из дома. Попытка пройти со странниками в Иерусалим была неудачна: настигнутый матерью, он, избитый и связанный, был возвращен домой; чтобы он опять не бежал, мать одела ему на ноги оковы и сняла их только тогда, когда он дал слово не бегать из дома. Но эти притеснения только усиливали аскетические стремления юноши. Тайно от матери Феодосий начал носить вериги, но она заметила это и сорвала с него цепи. Феодосий бежал в Киев, где был принят преподобным Антонием и пострижен. Тогда же и дано было ему имя Феодосий; это случилось около 1056—1057 гг. Выcoкиe духовные подвиги преп. Феодосия настолько выдвинули его из ряда других братий, что, по удалении игумена Варлаама, Антоний назначил игуменом Феодосия, несмотря на то, что ему было не более 26 лет.

Прп. Феодосий Печерский. Фрагмент Свенской (Печерской) иконы Божией Матери (Киев, ок. 1288 г.). Москва, Государственная Третьяковская галерея
Прп. Феодосий Печерский. Фрагмент Свенской (Печерской) иконы Божией Матери (Киев, ок. 1288 г.). Москва, Государственная Третьяковская галерея
С самого же начала своего игуменства он принялся за устроение монастыря. Число братий с 20 человек возросло до 100, и вследствие этого явилась необходимость введения строго определенного устава. По просьбе Феодосия ему был прислан из Царьграда список устава Студийского монастыря, который и был положен в основание жизни в Печерской обители. Устав предписывал полное и строжайшее общинножитие; иноки должны были довольствоваться общей трапезой и иметь одинаковую одежду; все имущество у братии должно быть общее; время проводилось в непрестанных трудах. Феодосий к себе был строже, чем к другим; помимо общего подвига, он подвергал себя крайне аскетическим испытаниям и упражнениям воли. Еще юношей он стал носить вериги.

Бояре и князья были особенно расположены к преподобному. Влияние преп. Феодосия на них было очень благотворно. Время монашества Феодосия совпало с тяжелым и смутным периодом в отношениях между князьями. Междоусобия были во всем разгаре. Феодосий пользовался уважением вел. кн. Изяслава, который любил благочестивую беседу с преподобным. Феодосий не оставался пассивным зрителем отнятия Святославом киевского стола у его старшего брата Изяслава и изгнания последнего. Феодосий выступает против насилия с целым рядом обличений; писал также обличительные "эпистолии" к Святославу. Заботясь о внутреннем устройстве своего монастыря, Феодосий много сделал и для внешнего его благоустроения. Чрез 11 или 12 лет игуменства Феодосия, вследствие умножения братии и скудости прежних монастырских зданий, решился построить новый, обширнейший монастырь. Место для него было выбрано близ второй пещеры преп. Антония. На этом месте заложена была великая каменная церковь (1073).

3 мая 1074 г. преподобный Феодосий скончался. Погребен был в той пещере, в которой, под руководством Антония, начал свои подвиги.

Открытие мощей преп. Феодосия последовало в 1091 г. В 1089 г. церковь, заложенная преп. Феодосием, была освящена, и к ней переведен был монастырь; прежний пещерный монастырь сделался теперь усыпальницей для погребения умерших. Основанная преп. Антонием и устроенная преп. Феодосием Киево-Печерская лавра сделалась образцом для всех других обителей.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Возвы́сився на доброде́тель,/ измла́да возлю́бив мона́шеское житие́,/ к жела́нию до́бльственне достиг,/ всели́лся еси́ в пеще́ру/ и, украси́в житие́ твое́ поще́нием и све́тлостию,/ в моли́твах, я́ко безпло́тен, пребыва́л еси,/ в Росси́йстей земли́, я́ко све́тлое свети́ло, просия́в,/ о́тче Феодо́сие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Тропарь на перенесение мощей, глас 8

Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче,/ архиере́ев [2] богодухнове́нное удобре́ние,/ Феодо́сие прему́дре,/ уче́ньми твои́ми вся́ просвети́л еси,/ цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3 (Подобен: Дева днесь:)

Звезду́ Росси́йскую дне́сь почти́м,/ от восто́ка возсия́вшую и на за́пад прише́дшую,/ всю́ бо страну́ сию́ чудесы́ и добро́тою обогати́вшу и вся́ ны́/ соде́янием и благода́тию мона́шескаго уста́ва,// блаже́ннаго Феодо́сия.

Кондак на перенесение мощей, глас 8 (Подобен: Взбранной:)

Насле́дник отце́в бы́л еси́, преподо́бне,/ те́х после́дуя житию́ и уче́нию,/ обы́чаю и воздержа́нию,/ моли́тве же и предстоя́нию:/ с ни́миже, име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ проще́ние согреше́ний и спасе́ние испроси́ вопию́щим ти́:// ра́дуйся, о́тче Феодо́сие.

Тропарь прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 4

Зве́зды мы́сленныя,/ просия́вшия на тве́рди Церко́вней,/ и́ноков Росси́йских основа́ние/ пе́сньми, лю́дие, почти́м,/ ра́достныя похвалы́ си́м воздаю́ще:/ ра́дуйтеся, преблаже́ннии отцы́,/ Анто́ние со Феодо́сием богому́дрым,/ при́сно моля́щиися о возсле́дствующих// и чту́щих па́мять ва́шу.

Ин тропарь прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 3

Дво́ицу нача́льных росси́йских свети́л почти́м,/ Анто́ния, Бо́гом по́сланнаго,/ и Феодо́сия, Бо́гом дарова́ннаго:/ ти́и бо пе́рвии, равноа́нгельным в России́ житие́м/ просия́вше от го́р Ки́евских,/ освети́ша оте́чествия на́шего вся́ концы́,/ и пу́ть к Небеси́ пра́вый мно́гим показа́ша,/ и, первоотцы́ и́ноком бы́вше,/ ли́ки спаса́емых Бо́гови приведо́ша,/ и ны́не, предстоя́ще в вы́шних немерца́емому Божества́ Све́ту,// мо́лятся о душа́х на́ших.

Кондак прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 8

Дво́ицу вели́ких оте́ц и пра́вило и́ноков све́тлое,/ у́мныя зари́, онебе́сившия Росси́йскую Це́рковь,/ кто́ по достоя́нию хвала́ми воспое́т?/ Ти́и бо Престо́лу Бо́жию предстоя́т./ Но, я́ко иму́щии дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ Анто́ние преблаже́нне и Феодо́сие приснопа́мятне,/ моли́теся о моле́бная ва́м принося́щих// и любо́вию пе́сньми ва́с ублажа́ющих.

Ин кондак прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 2

Тве́рдыя столпы́ благоче́стия,/ недви́жимая и́ноческих законоположе́ний основа́ния/ и необори́мыя сте́ны Росси́йския восхва́лим:/ Анто́ния, возлю́бльшаго Бо́га,/ и Феодо́сия, возлю́бленнаго Бо́гом:/ труды́ бо о́нех и по́стническия по́двиги прия́т па́че вся́каго всепло́дия// Еди́н во святы́х прославля́емый.

Творения

Прп. Феодосий Печерский
Прп. Феодосий Печерский
Преп. Феодосий оставил пять поучений к печерским инокам в полном виде (первое и второе — о терпении и любви, третье — о терпении и милостыне, четвертое — о смирении, пятое — о хождении к церкви и о молитве), одно к келарю, четыре отрывка поучений к инокам и мирянам, два поучения к народу "о казнях Божиих" и "тропарных чашах", два послания к вел. князю Изяславу ["о вере крестьянской и о латыньской" и "заклании животных в воскресенье (неделю) и о посте в среду и пятницу"] и две молитвы (одна — "за вся христианы", другая — написанная по просьбе варяжского князя Шимона, так называемая разрешительная молитва).

Из поучений к инокам мы узнаем темные стороны тогдашней монастырской жизни, о которых не говорят ни Нестор Летописец, ни печерский Патерик, занимавшиеся исключительно прославлением знаменитой лавры. Феодосий обличает иноков за леность к богослужению, несоблюдение правил воздержания, собирание имения в келии, недовольство общей одеждой и пищей, ропот на игумена за то, что он на монастырские средства содержал странных и бедных.

Два поучения прп. Феодосия обращены ко всему народу: одно "о казнях Божиих" за грехи, замечательно изображением остатков языческих поверий в народе и господствующих пороков времени, грабежей, своекорыстия, мздоимства и пьянства; другое направлено против пьянства.

Два послания к великому князю Изяславу отвечают на современные вопросы: вопрос о посте в среду и пяток решается согласно Студийскому уставу; в послании о вере варяжской или латинской исчисляются отступления от православия и обычаи латинян, запрещается всякое с ними общение в пище, питье и браках.

В историческом отношении поучения прп. Феодосия имеют большое значение для характеристики нравов того времени. Литературные произведения Феодосия Печерского сделались известными не особенно давно; подлинность некоторых поучений его подлежит сильному сомнению; так напр., новейшие научные исследования считают два поучения - "о казнях божиих" и "о тропарных чашах" - не принадлежащими прп. Феодосию.

Литература

  • Житие Феодосия описано Нестором летописцем (перев. на совр. яз. пр. Филаретом в "Зап. Акд. Наук", 2 отд., кн. II, вып. 2, 1856). См. проф. Голубинский, "История русской церкви" (1901);
  • пр. Макарий, "История русской Церкви" (1868);
  • M. Погодин, "Св. Игумен Феодосий" ("Москвитянин", 1850, кн. 23);
  • акад. С. Шевырев, "История русской словесности" (СПб., 1887, изд. II, ч. II);
  • Н. И. Петров, "Источники поучения преп. Ф. Печерского о казнях божиих" (в "Трудах Киев. Дух. Акад." за 1887 г., т. II — "Археологические заметки");
  • Н. К. Н. (Никольский), "Памятники древнерусской учительной литературы" (1894, вып. 1);
  • В. А. Чаговец, "Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения" (1901);
  • еп. выборг. Антоний, "Из истории христианской проповеди" (1892);
  • проф. Максимович, "Лекции по истории древнерусской словесности" (1839, кн. I);
  • Ал. Востоков, "Описание русских и словенских рукописей Румянц. музеума", № CCCCVI;
  • Яковлев, "Памятники древнерусск. письм. ХII—XIII вв.";
  • митр. Евгений, "Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российск. церкви" (СПб., 1827, изд. II, т. II);
  • рукописные сборники Киево-Печерской лавры №№ 47 и 48.

Использованные материалы

[2] В некоторых изданиях вместо слова "архиере́ев" стоит слово "мона́шествующих".

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Феодосий Печерский
(ок. 1036 — 1074), игумен, преподобный, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества на Руси Память 3 мая, 14 августа — перенесение мощей в 1091 году, 2 сентября [1], в Соборах всех прпп. отцов Киево-Печерских, прпп. отцев Дальних Пещер, а также Киевских и Курских святых

Родился в Василеве (ныне город Васильков под Киевом) и происходил из родовитой семьи. Ни мирское имя, ни год рождения неизвестны; последнее приблизительно относят к 1036 году.

Юные годы св. Феодосия протекли в Курске, куда, по повелению князя, переселились его родители: отец был одним из княжеских тиунов у курского посадника. Достигнув 7-ми летнего возраста, он стал учиться грамоте, а потом его определили в училище, где он пробыл до 13 лет. Познакомившись из книг и рассказов с жизнью великих подвижников монашества, Феодосий принял твердое намерение подражать им. 14-ти лет он лишился отца, и это так подействовало на него, что он решился приступить к исполнению своей заветной мечты — отречься от мира. Противодействие аскетическим наклонностям юноши шло со стороны матери: она очень любила своего сына, но не сочувствовала его стремлениям к подвижнической жизни и всеми мерами старалась отклонить его от этого.

Феодосий решился оставить дом матери и, увлеченный рассказами странников о св. местах Палестины, ушел с ними из дома. Попытка пройти со странниками в Иерусалим была неудачна: настигнутый матерью, он, избитый и связанный, был возвращен домой; чтобы он опять не бежал, мать одела ему на ноги оковы и сняла их только тогда, когда он дал слово не бегать из дома. Но эти притеснения только усиливали аскетические стремления юноши. Тайно от матери Феодосий начал носить вериги, но она заметила это и сорвала с него цепи. Феодосий бежал в Киев, где был принят преподобным Антонием и пострижен. Тогда же и дано было ему имя Феодосий; это случилось около 1056—1057 гг. Выcoкиe духовные подвиги преп. Феодосия настолько выдвинули его из ряда других братий, что, по удалении игумена Варлаама, Антоний назначил игуменом Феодосия, несмотря на то, что ему было не более 26 лет.

Прп. Феодосий Печерский. Фрагмент Свенской (Печерской) иконы Божией Матери (Киев, ок. 1288 г.). Москва, Государственная Третьяковская галерея

3 мая 1074 г. преподобный Феодосий скончался. Погребен был в той пещере, в которой, под руководством Антония, начал свои подвиги.

Открытие мощей преп. Феодосия последовало в 1091 г. В 1089 г. церковь, заложенная преп. Феодосием, была освящена, и к ней переведен был монастырь; прежний пещерный монастырь сделался теперь усыпальницей для погребения умерших. Основанная преп. Антонием и устроенная преп. Феодосием Киево-Печерская лавра сделалась образцом для всех других обителей.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Возвы́сився на доброде́тель,/ измла́да возлю́бив мона́шеское житие́,/ к жела́нию до́бльственне достиг,/ всели́лся еси́ в пеще́ру/ и, украси́в житие́ твое́ поще́нием и све́тлостию,/ в моли́твах, я́ко безпло́тен, пребыва́л еси,/ в Росси́йстей земли́, я́ко све́тлое свети́ло, просия́в,/ о́тче Феодо́сие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Тропарь на перенесение мощей, глас 8

Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче,/ архиере́ев [2] богодухнове́нное удобре́ние,/ Феодо́сие прему́дре,/ уче́ньми твои́ми вся́ просвети́л еси,/ цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3

(Подобен: Дева днесь:)

Звезду́ Росси́йскую дне́сь почти́м,/ от восто́ка возсия́вшую и на за́пад прише́дшую,/ всю́ бо страну́ сию́ чудесы́ и добро́тою обогати́вшу и вся́ ны́/ соде́янием и благода́тию мона́шескаго уста́ва,// блаже́ннаго Феодо́сия.

Кондак на перенесение мощей, глас 8

Насле́дник отце́в бы́л еси́, преподо́бне,/ те́х после́дуя житию́ и уче́нию,/ обы́чаю и воздержа́нию,/ моли́тве же и предстоя́нию:/ с ни́миже, име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ проще́ние согреше́ний и спасе́ние испроси́ вопию́щим ти́:// ра́дуйся, о́тче Феодо́сие.

Тропарь прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 4

Зве́зды мы́сленныя,/ просия́вшия на тве́рди Церко́вней,/ и́ноков Росси́йских основа́ние/ пе́сньми, лю́дие, почти́м,/ ра́достныя похвалы́ си́м воздаю́ще:/ ра́дуйтеся, преблаже́ннии отцы́,/ Анто́ние со Феодо́сием богому́дрым,/ при́сно моля́щиися о возсле́дствующих// и чту́щих па́мять ва́шу.

Ин тропарь прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 3

Дво́ицу нача́льных росси́йских свети́л почти́м,/ Анто́ния, Бо́гом по́сланнаго,/ и Феодо́сия, Бо́гом дарова́ннаго:/ ти́и бо пе́рвии, равноа́нгельным в России́ житие́м/ просия́вше от го́р Ки́евских,/ освети́ша оте́чествия на́шего вся́ концы́,/ и пу́ть к Небеси́ пра́вый мно́гим показа́ша,/ и, первоотцы́ и́ноком бы́вше,/ ли́ки спаса́емых Бо́гови приведо́ша,/ и ны́не, предстоя́ще в вы́шних немерца́емому Божества́ Све́ту,// мо́лятся о душа́х на́ших.

Кондак прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 8

Дво́ицу вели́ких оте́ц и пра́вило и́ноков све́тлое,/ у́мныя зари́, онебе́сившия Росси́йскую Це́рковь,/ кто́ по достоя́нию хвала́ми воспое́т?/ Ти́и бо Престо́лу Бо́жию предстоя́т./ Но, я́ко иму́щии дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ Анто́ние преблаже́нне и Феодо́сие приснопа́мятне,/ моли́теся о моле́бная ва́м принося́щих// и любо́вию пе́сньми ва́с ублажа́ющих.

Ин кондак прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 2

Тве́рдыя столпы́ благоче́стия,/ недви́жимая и́ноческих законоположе́ний основа́ния/ и необори́мыя сте́ны Росси́йския восхва́лим:/ Анто́ния, возлю́бльшаго Бо́га,/ и Феодо́сия, возлю́бленнаго Бо́гом:/ труды́ бо о́нех и по́стническия по́двиги прия́т па́че вся́каго всепло́дия// Еди́н во святы́х прославля́емый.

Феодосий, игумен Киево-Печерский

Отмечается рассказ о княжеском слуге, который принял преподобного за одного из убогих и приказал ему пересесть с повозки на коня. Социальное уничижение и опрощение было с детских лет одной из черт его святости. Поставленный во главе монастыря, Феодосий не изменил своего нрава. При своей тихости и самоуничижении, он очень многому поучает в проповедях, которые отличаются простотой формы и содержания. Также Феодосий старается соблюдать монастырский устав до мелочей во всех его деталях и желает, чтобы все совершалось по чину и с благоговением. Однако при всей своей требовательности Феодосий не любил прибегать к наказаниям. Он мягок был даже к тем, кто, убежав, возвращался с раскаянием. Единственный некий образ строгости был в отношении хозяйственных дел монастыря.

Творения

Два послания к великому князю Изяславу отвечают на современные вопросы: вопрос о посте в среду и пяток решается согласно Студийскому уставу; в послании о вере варяжской или латинской исчисляются отступления от православия и обычаи латинян, запрещается всякое с ними общение в пище, питье и браках.

О святом Феодосии Печерском

Преподобный Феодосий Печерский, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества на Руси.

Литература

Монашеские труды

Нестор, когда писал житие Феодосия Печерского, любил больше рассказывать, чем описывать, поэтому о личных подвигах Феодосия и его духовном облике написано немного и в разных местах повествования. Соединяя эти рассеянные факты, можно составить понятие об аскетичной жизни преподобного Феодосия. О самых суровых подвигах самоумерщвления своего тела пишется в летописи первых лет его пещерной жизни. Ночью, борясь с плотскими искушениями, обнажившись, преподобный отдает свое тело комарам и оводам, распевая при этом псалмы. В дальнейшей жизни Феодосия видно стремление к изнурению тела. Скрывая свою аскезу, он носил власяницу, спал, сидя на стуле, усиленно молился ночами. Сравнительно небольшие аскетические упражнения Феодосий Печерский восполнял непрерывностью своих трудов. С детства сильный и крепкий, он работает и за себя, и за других. Будучи в монастыре при игумене Варлааме, он ночами мелет зерно для всей монастырской братии. А еще позднее Феодосий, игумен Киево-Печерский, часто сам брался за топор, чтобы нарубить дров или натаскать воды из колодца вместо сна или отдыха.

Использованные материалы

«…в земле Курской такой муж явился - http://www.kursk-sestry.ru

16 мая Церковь празднует память основателя монашества на Руси – преподобного Феодосия Печерского. Он был вторым святым, торжественно канонизованным Русской Церковью, и первым преподобным. «…в земле Курской такой муж явился," – так говорит Нестор-летописец" в «Житии Феодосия Печерского". Среди тех, кто прославил курский край, Феодосий Печерский занимает самое почетное место. В Курске он возрастал духовно, здесь крепло его желание посвятить свою жизнь Богу.

Куряне чтят память преподобного. Его имя носят Курская православная гимназия и Областной медико-социальный реабилитационный центр им. Преподобного Феодосия Печерского. В честь него названа одна из улиц областного центра. Недавно найдено место Феодосиева колодца, откуда отрок брал воду для выпекания просфор. Планируется, что оно будет обустроено и станет еще одним местом паломничества для курян и гостей города.

Читать : Феодосии Печерский - родоначальник российской духовности . «История и современность Курского края" под ред. пр. Б.Н. Королева, Курск, 1998 г.

Чудотворная икона Успения Божией Матери Киево-Печерская

Киево-Печерская икона Успения Божией Матери – одна из древнейших св. икон, чтимых в России


Киево-Печерская икона Успения Божией Матери

Икона написана была древним греческим письмом на кипарисной доске в 9 вершков ширины и 6 высоты. Божия Матерь изображена на иконе почивающей на одре, перед которым стоит Евангелие. Евангелие покрывало отверстие вглубь доски, где находились частицы мощей семи святых мучеников, положенные храмоздателями в основание церкви. У главы Божией Матери стоят шесть апостолов, из них св. ап. Петр изображен с кадилом; у ног Ее – пять апостолов, а св. ап. Павел изображен припадающим с левой стороны к ногам Богоматери. Посредине, с левой стороны, изображен Спаситель, держащий в пеленах душу Богородицы, а вверху, около головы Его, изображены два ангела с белыми убрусами.

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские поместили икону над Царскими вратами построенного храма в золотом круглом киоте, щедро украшенном бриллиантами. Весь этот круг с чудотворной иконой спускался ежедневно, по окончании утрени и литургии, на прочных шелковых шнурах для благоговейного прикладывания к образу богомольцев.

Икона прославилась многими чудесами. В 1676 г., когда турки осаждали Чигирин и Киеву грозила опасность, икону почти целый день 27 августа обносили вокруг города. Богородица благословила русские войска, шедшие на Полтавскую битву (1709). В 1812 г. икону вновь обносили вокруг Киева.

Видимо, икона погибла при взрыве Успенского собора в 1941 г., заминированного энкаведистами при оставлении Киева. Один из списков древней иконы сейчас находится в Крестовоздвиженском храме Киево-Печерской Лавры над царскими вратами и также является чудотворным. Икона имеет такой же круглый киот и оформлена подобно оригинальной иконе “Успения Божией Матери” Киево-Печерской. Опускается после каждой литургии для поклонения по прежнему обычаю монастыря. Мощи четверых зодчих и, прибывших десять лет спустя восьми иконописцев, почивают в Ближних пещерах.

Память иконы совершается 3/16 мая и 15/28 августа.

Постоянный адрес страницы:

Оставить свой комментарий

Литература[ | ]

Литературное наследие[ | ]

Феодосию приписывалось более двадцати произведений[1], но с достаточным основанием можно считать его автором только двух посланий князю Изяславу Ярославичу, шести[13] или восьми[3][1] поучений и одной молитвы.

Послания князю Изяславу[ | ]

Поучения и молитвы[ | ]

Большую часть литературного наследия Феодосия составляют поучения к инокам. Известны его учительные слова, обращенные к монастырской братии. Сохранившиеся слова передают заботу игумена об усвоении и исполнении богослужебного устава, устроении и соблюдении церковного благочиния, о христианском воспитании нравственности иноков[11].

Большинство исследователей относит к авторству Феодосия ряд поучений. Эта атрибуция была предложена в середине XIX века С. П. Шевырёвым и епископом Макарием (Булгаковым):

Другие возможные произведения[ | ]

Презентация на тему: " История Курска. Житии Феодосия Печерского (не ранее 1032, когда Днепровское левобережье перешло во владение Ярослава Мудрого). В указанной летописи Курск." — Транскрипт:

4 приписан к Киевской губернии, в 1727 – к Белгородской губернии, с 1779 центр Курского наместничества (первым наместником Курска был генерал-фельдмаршал П. А. Румянцев), в 1797 центр Курской губернии (первым губернатором был С. Д. Бурнашов). В 1785, в год образования городской Думы, в Курске насчитывалось жителей. В XVIII веке Курск становится крупным торговым городом и окончательно теряет пограничное значение. Получили развитие кожевенное, кирпичное, известковое производство. Строились многочисленные каменные сооружения (торговые ряды и др.). В Курске действовала судоходная компания (управлял ею сам губернатор), – торговые суда отправлялись вниз по Сейму в сторону Киева.

5 Главным событием города был (и до сих пор проводится) ежегодный из Знаменского монастыря (основан в 1612) в Коренной пустыни, рядом с которой возникла Коренная ярмарка, одна из крупнейших в стране (в 1878 переведена в Курск).

6 После большого пожара, опустошившего Курск в 1781, был принят новый генеральный план города, согласно которому центральное положение должны были занять торговые ряды (которые и были возведены на центральной площади, получившей название Красной). В 1768 появилась каменная Ильинская церковь (была известна своим хором певчих), в 1788 был построен кафедральный Казанский собор в стиле барокко; к 1778 был завершён Троице-Сергиевский собор с богатым внутренним убранством. В 1780 в городе была открыта первая школа, в 1783 – благородное училище. В 1808 была организована мужская гимназия, в 1817 духовная семинария. Женская гимназия открылась в Курске лишь в 1870 году. В 1797 в Курске заработала типография. Первоначально издавалась преимущественно художественная литература. В 1792 в городе появился театр (частный, братьев Барсовых).

9 В начале XX века при доминирующей роли пищевой промышленности (в Курске действовал пивоваренный Завод 1, один из крупнейших в России, принадлежавший А. К. Квилицу) получили развитие и другие отрасли промышленности; так, в 1900-е годы в городе появились 4 ситопробойные мастерские (из них крупнейшей была мастерская Тихонова, продукция которой отправлялась на внешний рынок – в Германию, Австро-Венгрию и др.). Было организовано несколько машиностроительных предприятий (в 1914 их насчитывалось 7, из них одно – железнодорожное). Условия работы на курских предприятиях были тяжёлыми, нередко поднимались забастовки (например, в бастовали рабочие курских сахарных заводов). Курские рабочие участвовали во всеобщей политической стачке во время революции годов; проведение стачки было организовано курскими железнодорожниками.

10 26 ноября (9 декабря) 1917 в городе была провозглашена советская власть. 20 сентября 1919 в город вошли войска добровольцев под командованием генерала Деникина. 19 ноября 1919 Курск взяла Красная армия.

12 Восстановление предприятий города началось уже в феврале 1944; тогда же возродилась и культурная жизнь города – 19 февраля открылся кинотеатр, 27 февраля – драматический театр. К 1950 городское хозяйство было полностью восстановлено. Ещё 1930-х в городе появилось несколько крупных образовательных учреждений: в 1934 – педагогический институт (ныне Курский государственный университет), в 1936 – медицинский (ныне Курский государственный медицинский университет). Развитие системы образовательных учреждений продолжилось и в послевоенные годы: в 1956 начал работу сельскохозяйственный институт (ныне Курская сельскохозяйственная академия), в 1964 – политехнический (ныне Курский государственный технический университет[1]), в 1994 – институт непрерывного образования.

15 В Курске 33 храма (из них один католический, один старообрядческий и семь баптистских церквей). В 1990-х открыты духовные академия и гимназия.

17 На 2006 год в городе действовало 7 гостиниц, 7 стадионов, 2 спортивных клуба, спортивная школа, плавательный бассейн, ипподром. Имеется шахматный клуб.

Читайте также: