Тюремная реформа александра 2 кратко

Обновлено: 04.07.2024

Современный взгляд на реформы царской России второй половины XIX века. Полицейская реформа царской России второй половины 19 века затронула тюремную систему. Вместо сословных тюремных учреждений были созданы тюрьмы трех основных типов:1) крупные тюрьмы (так называемые “централы”), такие как Александровский централ около Иркутска и др., подчиненные непосредственно Главному тюремному управлению; ему же были переданы Петропавловская и Шлиссельбургская крепости, ранее бывшие в ведении III Отделения; 2) тюрьмы общего типа, подчиненные губернским тюремным инспекциям; 3) каторжные тюрьмы. Практиковалось также заселение отбывшими свой срок каторжниками отдаленных местностей (Сахалина, Якутии и т.д).
Дальнейшей процесс развития управления карательным аппаратом продолжался по пути усиления его централизации и привел к сосредоточению всех полицейских органов и тюремных учреждений в одном центре - Министерстве внутренних дел.

Работа содержит 1 файл

реформа тюремная.doc

Тюремная реформа 1879.

1)предпосылки
2)проведение реформы(результаты)
3)значение реформы

1. Полицейская реформа царской России второй половины 19 века затронула тюремную систему.
Центральное управление тюремной частью было рассредоточенно между различными ведомствами. Управление тюремными учреждениями в России до 70-х годов XIX в. не было централизованным. В рамках полицейской реформы 18 августа 1862 года было утверждено , что заведование всеми местами лишения свободы гражданского ведомства было сосредоточено в Министерстве внутренних дел и департаменте полиции в частности, чем было положено начало реформы тюремной части.В этой связи, начиная с 1862 года, Министерство внутренних дел с помощью полиции начинает собирать официальные сведения о состоянии тюремной системы Российской империи, тем самым подготавливая почву для проведения реформы. Так начался первый этап тюремной реформы, который длился семнадцать лет с 1862-1879.

2. До реформы, т юрьмы находились в ведении разных органов. При этом тюремное управление не было отделено от полицейского. Политические тюрьмы находились в ведении Третьего отделения императорской канцелярии.Общеуголовными тюрьмами управлял Департамент исполнительной полиции Министерства внутренних дел. В губерниях тюрьмами управляли губернаторы. В самих местах заключения имелись смотрители из полицейских чинов, в распоряжении которых находилась команда надзирателей.Управление тюрьмами было еще более запутанным. Места заключения на местах находились в подчинении полицмейстера, жандармских штаб-офицеров, губернатора, губернского правления, губернского прокурора и ряда других должностных лиц. Также строго соблюдасля принцип сословности в режиме отбывания наказания. Для каждого сословия существовали свои особые места лишения свободы, принадлежащие различным ведомствам.Таким образом суть реформы состояла в создании единой общегосударственной тюремной систем.

Для руководства ею в 1879 г. было образовано Главное тюремное управление первоначально в составе МВД, а с 1895 г. - в составе Министерства юстиции. Различные смирительные и рабочие дома, арестантские роты, долговые тюрьмы и т.д. были ликвидированы.

Вместо сословных тюремных учреждений были созданытюрьмы трех основных типов:1) крупные тюрьмы (так называемые “централы”), такие как Александровский централ около Иркутска и др., подчиненные непосредственно Главному тюремному управлению; ему же были переданы Петропавловская и Шлиссельбургская крепости, ранее бывшие в ведении III Отделения; 2) тюрьмы общего типа, подчиненные губернским тюремным инспекциям; 3) каторжные тюрьмы. Практиковалось также заселение отбывшими свой срок каторжниками отдаленных местностей (Сахалина, Якутии и т.д).

Произошли изменения и в организации тюремной жизни. Арестантов стали привлекать на казённые работы, установив размеры вознаграждения за труд. Стала решаться проблема с одеждой, которую арестанты теперь шили сами. Чтобы сэкономить средства на закупку сукна, Главное тюремное управление приобретало его оптом у крупных фабрикантов. Холст для белья производили тюремные мастерские.Практиковалось также заселение отбывшими свой срок каторжниками отдаленных местностей (Сахалина, Якутии и т.д).Изменилось положение заключенных , стал активно использоваться их труд, была создана система медицинского обслуживания.Хотя и медленно, но смягчался режим заключения. Раздельно содержались политические и уголовные заключенные.

3. Дальнейшей процесс развития управления карательным аппаратом продолжался по пути усиления его централизации и привел к сосредоточению всех полицейских органов и тюремных учреждений в одном центре - Министерстве внутренних дел.

После знаменитой судебной реформы 1864 года, которая коренным образом изменила всю систему российского судопроизводства, правительство царя Александра II серьезно задумалось и над реформой мест лишения свободы. Что было абсолютно логично. Зачем вводить передовую европейскую систему правосудия с независимыми адвокатами и присяжными заседателями, если тянуть срок осужденному придется о первобытных условиях?

Ведь в России в то время отсутствовало централизованное управление местами заключения, и остроги курировали местные власти. Строго соблюдался принцип сословности в режиме отбывания наказания.

Для каждого сословия существовали свои особые места лишения свободы, принадлежащие различным ведомствам. Поэтому суть тюремной реформы как раз и заключалась в создании единой общегосударственной пенитенциарной системы.

С этой целью в 1879 году было образо­вано Главное тюремное управление (ГТУ), первоначально в составе МВД, а начиная с 1695 года - в составе Министерства юстиции Организационно ГТУ состояло из пятнадцати делопроизводств, в которых трудились всего 56 классных чинов и 40 канцелярских слу­жащих. (Интересно, сколько человек сегодня работает в центральном аппарате ФСИН?) Классные чины занимали должности начальников делопроизводств, инспекторов, ревизоров, делопроизводителей. На содержание чинов Главного тюремного управления ежегодно тратилось 152 тысячи рублей.

Первый - крупные тюрьмы, так называемые централы, подчиненные непосредственно Глав­ному тюремному управлению. Ему же были пе­реданы Петропавловская и Шлиссельбургская крепости, ранее находившиеся в ведении III Отделения (жандармов) Второй - тюрьмы общего типа подчиненные губернским тюремным инспекциям. Третий тип - каторжные тюрьмы, а также отдаленные местности, где имело место массовое заселение их отбывшими свой срок каторжниками. Например, Сахалин, Якутия и так далее. Каторжные тюрьмы примерно соот­ветствовали по своему статусу современным исправительным колониям различного режима и колониям-поселениям.

Хотя и медленно, но смягчался режим заключения. В1863 году отменили обязательное клеймение каторжников. В 1895 году запретили наказание женщин-заключенных розгами. Раздельно стали содержать политических и уголовных заключенных. Однако пережитки сословного подхода к арестантам все же сохранились. Например, устав 1879 года о содержащихся под стражей устанавливал раздельное содержание лиц высших и низших сословий, разрешая использовать на работах только крестьян и мещан.

Другой проблемой стали тюремные помеще­ния, обветшалые и полностью износившиеся, часто построенные еще в прошлом, XVIII веке. Вот как описывал русские остроги и условия жизни заключенных англичанин Венинг, посе­тивший петербургские, московские и тверские тюрьмы в 1859 году.

«Две низменные комнаты были сыры и нездоровы, - писал Венинг в своем очерке. - В первой готовили пищу и помещались жен­щины, которые хотя и были отгорожены, но на виду всех прохожих; ни кроватей, ни постелей в них не было, а спали женщины на настланных досках; в другой комнате были двадцать шесть мужчин и четыре мальчика, из них трое мужчин были в деревянных колодках. В этой комнате содержалось и до ста человек, которым негде было прилечь ни днем, ни ночью. Комната для колодников высшего состояния находилась почти в земле; попасть в нее можно было через лужу; комната эта должна порождать болезни и преждевременную смерть.

Поэтому другой важной задачей Главного тюремного управления стало строительство новых, просторных и по возможности каменных тюрем.

Нехватка арестантских мест ощущалась постоянно и в 1881 году, например, состав­ляла двадцать четыре процента. Поэтому правительство решило строить большие, многоместные и многоэтажные тюрьмы. Для этого в штате Главного тюремного управления была введена должность главного архитекто­ра. Первым главным тюремным архитектором стал уроженец Австро-Венгрии, чех Антон Томишко, принятый в том же 1881 году на службу в чине коллежского ассесора (майо­ра). Он уже построил Приморский дворец в Александрии близ Петергофа, участвовал в возведении Великокняжеской усыпальницы в Петропавловском соборе

Таганка

Томишко не случайно предложили занять новую для тюремного ведомства должность архитектора, опыт по этой части у него уже имелся. Так, он снес здание тюрьмы в Старой Руссе и создал проект новой современной уез­дной тюрьмы, ставший фактически типовым. По этому образцу возвели еще двадцать две тюрьмы - в Весьегонске, Вязьме, Царицыне и других городах. Затем Томишко поехал за границу и изучал тюремное строительство в Европе, в частности, в Берлине.

Любопытно, что строили новую тюрьму сами заключенные. Задействованы были самые передовые строительные технологии и проектные решения. Например, устроены система автономного водоснабжения, венти­ляция, центральная отопительная система, прачечная и даже (впервые в российских тюрьмах!) электрическое освещение от собственной электростанции.

Осуществляя тюремную реформу, цар­ское правительство внимательно изучало практику исполнения наказаний в передовых европейских государствах, систему и структуру работы их пенитенциарных учреждений. На содержание российской тюремной рефор­мы серьезное влияние оказали решения и рекомендации Международных тюремных конгрессов, постоянным участником которых являлась царская Россия. Впервые такие конгрессы были проведены по инициативе частных лиц в 1848 году во Франкфурте и в 1847 году в Брюсселе.

Начиная с 1872 года, тюремные конгрессы приобретают характер межгосударственного сотрудничества в вопросах совершенство­вания пенитенциарной политики. Тогда в Лондоне состоялся Первый международный тюремный конгресс, образовавший Меж­дународную пенитенциарную комиссию из числа делегатов тех правительств, которые приняли участие в ее работе и подписали соответствующее соглашение.

Любопытно, что Третий международный тюремный конгресс состоялся в 1890 году в Петербурге, и Россия выступила в роли при­нимающей стороны. Такое стало возможно потому, что русское правительство удачно реформировало свои пенитенциарные учреждения, которые все больше становились похожи на европейские.

Таким образом, подводя некоторые итоги тюремной реформы, можно констатировать, что Россия за двадцать лет много сделала для гуманизации своей системы наказаний. В короткий срок быпо построено большое коли­чество современных тюрем, улучшены усло­вия и обеспечено содержание заключенных в соответствии с европейскими стандартами и заключенными конвенциями

Вопрос 39

судебная реформа 1922 года- создание единой трехзвенной судебной системы. Новая экономическая политика и кодификация советского права в 1922-1924

Важную роль в трехзвенной системе судебных органов, созданной в 1922 году, играл губернский суд. Он действовал в качестве суда первой инстанции по наиболее важным уголовным и гражданским делам, кассационной инстанции для дел, решенных народными судами, а также органа судебного управления в отношении народных судов губернии. Губернский суд состоял из председателя, двух его заместителей, постоянных членов и народных заседателей, привлекавшихся к участию в судебных заседаниях по первой инстанции. В составе губернского суда имелись уголовный и гражданский отделы, возглавляемые заместителями председателя суда. Как орган судебного управления губернский суд имел пленум, а с 1924 года и президиум, а также дисциплинарную коллегию для рассмотрения дел о служебных проступках судебных работников.

Пенитенциарная система России зародилась еще в глубокой древности и на протяжении многих веков развивалась и совершенствовалась. В данной работе речь пойдет об отдельном периоде развития пенитенциарной системы России, а именно о том, какая была эта система в XIX веке.

В 1-й половине XIX в. пенитенциарную систему России изменяли медленно. Реформы Александра II выявили в пенитенциарной системе России проблемы: слабость правовой базы, отсутствие централизованного руководства УИС; низкая эффективность связи меж центром и местными учреждениями; недостаток финансирования (в т.ч. слабая материальная база пенитенциарных учреждений; нехватка тюремных помещений, ведущая к их переполнению); неудовлетворительное состояние зданий (антисанитарные условия в помещениях, примитивные бытовые условия заключенных); низкий профессионализм кадров персонала учреждений УИС (нехватка, низкий уровень образования); широкое применение мер, унижающих человеческое достоинство (позорящие знаки; 4-угольные лоскуты, бритье правой или левой стороны головы), кандалы, розги, кулачное право среди осужденных и др. В связи с этим, во 2-й половине XIX в. начали серьезную разработку теоретической пенитологии.

В данной работе мы рассмотрим систему исполнения наказаний в России в первой половине XIX века, а также тюремную реформу второй половины XIX века.

Для написания работы были использованы труды Рогова В.А., Демина В.А., Рыбникова В.В., Алексушина Г.В., Исаева И. А., Александрова С.В.

Система исполнения наказаний в России в первой половине XIX века

Начавшееся в 1801 г. присоединение Предкавказья, Кавказа и Закавказья к России сформировало новый вид наказания - отправку провинившихся офицеров в действующую армию на Кавказ.

По указу Сената от 12 января 1803 г. сотрудников губернских правлений обязали подробно объяснять этапируемым, за что их наказывают, куда и на сколько отправляют, какие меры наказания их ожидают. В самих губернских правлениях следовало завести алфавитные книги для записи всей подобной информации. Эти предписания расширил февральский указ Сената. Ввиду отсутствия за многими этапируемыми их дел, с того момента губернские правления обязали высылать с этапируемыми сопроводительные документы.

Созданную Положением 3 июля 1811 г. внутреннюю стражу обязали принимать и провожать арестантов.

8 февраля 1817 г. ввели этапную систему конвоирования арестантов.

Английский пенитолог Венинг нашел российские места заключения в удручающем состоянии и предложил императору создать благотворительную организацию для их улучшения. В 1819 г. по образцу и подобию Британского библейского общества с разрешения и под покровительством Александра I создали Общество попечительное о тюрьмах для благотворительной деятельности в отношении заключенных. Александр I провел еще ряд тюремных преобразований: обязал губернаторов (как сотрудников МВД) руководить пенитенциарными учреждениями, следить за скорейшим решением дел о колодниках; поручил губернским прокурорам наблюдать за уголовными делами и ревизовать работные и смирительные дома; запретил заковывать в кандалы осужденных и разжалованных офицеров; пытался ввести различное и отдельное содержание осужденных по роду совершенных ими преступлений.

Контингент пенитенциарных заведений был разным, в острогах содержали и религиозных преступников. Так, в 1827 г. в тюрьме скончался И. Григорьев, посаженный за призыв верующих не ждать наступления тысячелетнего царства Божьего на Земле, своими руками создавая лучшее общество.

Указ Сената от 19 августа 1830 г. регламентировал губернаторам организацию бритья голов арестантам перед их этапированием посредством цирюльников внутренней стражи.

После подавления Польского восстания 1831 г. многих осужденных поляков выслали в разные города страны.

Функционирование в губерниях Тюремных комитетов и Попечительных о тюрьмах обществ лишь номинально относилось к системе управления местами заключения, а в основном сводилось к оказанию материальной помощи, организации духовно-нравственного воспитания заключенных. Вначале Тюремные комитеты не имели денежных средств, позднее получили капиталы в наличных деньгах и процентных бумагах.[3]

Правительство Николая I по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных, принятому Государственным Советом в 1845 г., стремилось систематизировать наказания. Все наказания разделили на 2 разряда (уголовные и исправительные). Смертную казнь сохранили за преступлениями государственными и карантинными.

К наказаниям уголовным отнесли: лишение всех прав состояния и смертную казнь; лишение всех прав состояния и ссылку на каторгу; лишение всех прав состояния и ссылку в Сибирь или на Кавказ (публичное битье плетьми для лиц, не изъятых от телесного наказания).

К наказаниям исправительным отнесли: ссылку; направление в арестантские роты; заключение в крепость (тюрьму, смирительные и работные дома); кратковременный арест; выговор; денежные взыскания.

В 1851 г. значительно разросшееся попечительное о тюрьмах общество официально ввели в структуру учреждений МВД.

Толстый палач в красной рубахе с засученными рукавами в широких черных шароварах с трехконечной плетью в руке приступал к делу.

В 1-й половине XIX в. в российской уголовно-исполнительной политике провели изменения: создали нормативно-правовую базу по исполнению наказаний; в УИС начали работать благотворительные организации; усложнили пенитенциарную систему (множество видов заключения: тюрьмы, остроги, смирительные и работные дома, монастырские тюрьмы и др.).

Тюремная реформа второй половины XIX века

Российские пенитологи активно участвовали в международных съездах.

В 1857 г. приняли Устав о содержащихся под стражей, регулировавший порядок и условия исполнения наказания в местах лишения свободы гражданского ведомства. В 1862-1879 гг. при МВД по этим вопросам трудилось несколько комиссий. В их работе принимали участие теоретики и реформаторы-практики пенитологии (Соллогуб, Грот, Галкин-Врасский), представители МВД и юстиции, ведомств.

После подавления Польского восстания 1863 г. многих осужденных поляков выслали в разные города страны. В местах заключения находилось немало наказанных за революционную деятельность народников и их последователей.

23 февраля 1879 г. в МВД образовали Главное тюремное управление (ГТУ), ставшее центральным органом руководства УИС России. Первым начальником ГТУ стал пенитолог-реформатор М.Н. Галкин-Врасский, занимавший должность до 1895г. ГТУ считало: «. деятельность Губернских Правлений проявлялась в крайне неопределенных формах и была по преимуществу направлена на арестантов разряда пересыльных, а Тюремные Комитеты Общества Попечительного о тюрьмах, там где они действовали, являлись со значительно более широкими прерогативами, нежели, может быть, целесообразным с точки зрения благоустроенной тюремной системы.

В 1881 г. учредили коллегиальный орган - Совет по тюремным делам из высших должностных лиц от разных ведомств; он рассматривал проекты смет доходов и расходов пенитенциарных заведений, тюремного устройства, этапирований, исправления заключенных, организации управления и отчетности мест заключения и т. д.

К 1882 г. в России сложилась система мест заключения из 767 учреждений в подчинении гражданского ведомства: тюремные замки в губернских и уездных городах, в отдельных местах уголовные тюрьмы – 597; временные дополнительные помещения при этих тюрьмах – 6; смирительные дома – 5; С.-Петербургская и Московская исправительные тюрьмы – 2; дома предварительного заключения в С.-Петербурге и Варшавская следственная тюрьма – 2; пересыльные тюрьмы – 11; исправительные арестантские отделения, роты и полуроты – 32; временные центральные каторжные тюрьмы – 11; подследственные аресты в Привисленских губерниях – 75; Полицейские дома в С.-Петербурге (10) и Москве (16) – 26.

При Александре III для эффективного управления УИС в ГТУ учредили Тюремную инспекцию, не имевшую зарубежных аналогов, осуществлявшую ревизии тюремных учреждений, разработку законодательных проектов.

Законом от 31 марта 1890 г. для местного заведования тюремной частью в ряде регионов стали учреждать губернские тюремные инспекции во главе с губернскими тюремными инспекторами.

Губернских тюремных инспекторов и их помощников вне согласия губернатора назначало ГТУ из своих чиновников, иногда из судебного ведомства и прокурорского надзора. Губернские тюремные инспектора имели права вице-губернатора, контролировали деятельность местных карательных учреждений; возбуждали ходатайства в ГТУ об удовлетворении нужд местных тюрем; анализировали тюремную практику и отчитывались в ГТУ.[7]

Значимым этапом реформы уголовно-исполнительной политики России Николая II явилась передача системы мест заключения из МВД в систему министерства юстиции в 1895 г.

Таким образом, во 2-й половине XIX в. кардинально изменили организационно и содержательно деятельность учреждений, курирующих исполнение уголовных наказаний в виде лишений свободы.

Заключение

Итак, подводя итог всему вышесказанному, отметим, что 2-я половина XIX в. стала важнейшим рубежом в организационном оформлении системы ОВД и УИС России.

Полицейские органы России в XIX в. были многофункциональными, обладавшими огромными правами и возможностями.

На протяжении всего XIX в. происходили расширение и конкретизация карательных функций департаментов и управлений МВД и министерства юстиции.

Сужение, а с 1880 - 1890-х гг. и полный переход хозяйственно-надзорных функций к другим государственным органам подняли эффективность выполнения ОВД и УИС их прямых обязанностей.

Система ОВД и УИС России XIX в. являлась сложным организмом, контролировавшим буквально все стороны жизнедеятельности государства. И главными составляющими этой системы являлись полиция (политическая и общая) и тюремные учреждения.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)

Читайте также: