Типы концертов в барочной музыке кратко

Обновлено: 03.07.2024

Дорогие друзья, наш концерт посвящен культуре, искусству, музыке 17 века - времени невиданных взлетов и падений человеческого духа, эпохе гениальных открытий и изобретений, опустошительных войн и религиозной реакции.

Эпоха подарила нам открытия астрономов Коперника и Галилео, физиков и математиков Ньютона, Декарта, Паскаля, Лейбница, живопись Рубенса, Рембрандта, Эль Греко, Ван Дейка, Караваджо, Веласкеса, поэзию Флеминга, Грифиуса, Кальдерона, Сервантеса, Серано де Бержерака, Шарля Пьеро, музыку Скарлатти, Вивальди, Корелли, Монтеверди, Букстехуде, Пахельбеля, Генделя. Баха.

И в тоже время барокко – эпоха великих философских систем, торжества рационализма и апофеоза порядка. Математически точный расчет, ясный разум - вот изнанка барочной эмоциональности, взвихренности и хаотичности. Подтверждением такого единства противоречий хаоса и порядка является музыкальный жанр прелюдии и фуги – цикла из двух пьес, контрастных и неразрывно связанных друг с другом. Это визитная карточка своего времени, где прелюдия воплощение импровизационности, изменчивости, непостоянства, а фуга – размеренности, упорядоченности.

Звучит фрагмент Органной токкаты и фуги ре-минор Баха.

17 столетие - подлинный век музыки. Показателем ее стремительного развития стали новые жанры – опера, оратория, кантата в вокальной музыке; концерт, старинная соната, сюита, вариации, прелюдии, фантазии, токкаты в инструментальной. Последующим эпохам были даны неоценимые импульсы. Музыка как бы достигла первой зрелости, осознав свою специфическую силу, присущие только ей одной качества и возможности.

Широко распахав поле для новых посевов, эта эпоха впервые в истории музыки подарила богатство первостепенных композиторских индивидуальностей.

Генделю и Баху, завершившим и обобщившим долгое развитие музыки, было что позаимствовать у прошлого, были ясны им дороги в будущее.

Я в одиночестве безмолвном пребываю.
Среди болот брожу, блуждаю средь лесов.
То слышу пенье птах, то внемлю крику сов,
Вершины голых скал вдали обозреваю,

Вельмож не признаю, о черни забываю,
Стараюсь разгадать прощальный бой часов,
Понять несбыточность надежд, мечтаний, снов,
Но их осуществить судьбу не призываю.

Холодный, темный лес, пещера, череп, кость -
Все говорит о том, что я на свете гость,
Что не избегну я ни немощи, ни тлена.
Заброшенный пустырь, замшелая стена,
Признаюсь, любы мне. Что ж, плоть обречена.
Но все равно душа бессмертна и нетленна.

17 столетие было временем расцвета клавирной музыки. Клавир – общее название клавишных инструментов того времени: клавесина, клавикорда, чембало, вердженала и отчасти органа. В эпоху барокко сложилось несколько школ игры на клавире.

Итальянскую органно-клавирную школу мы представляем выдающимся органистом Джироламо Фрескобальди (1583-1643) . Слава его как композитора и исполнителя гремела по всей Европе. Из разных стран к нему приезжали ученики. Слушать игру Фрескобальди в собор св.Петра в Риме собирались, согласно свидетельству современников, 30-тысячные толпы народа. Виртуозность этого органиста настолько поражала слушателей, что о нем распространялись легенды, будто тот мог играть свои сочинения руками, перевернутыми ладонями вверх. Сегодня мы прослушаем две пьесы Фрескобальди.

В исполнении 5-классницы звучит соната ля-мажор Д. Скарлатти.

Одним из выдающихся представителей клавесинной школы Франции является Жан–Филипп Рамо (1683-1764) Яркий оперный и клавесинный композитор, скрипач, органист, музыкант-теоретик, Рамо оставил нам богатое музыкальное наследие. Вашему вниманию будут представлены две танцевальные пьесы.

Менуэт - салонный, элегантный танец.

Звучит Менуэт соль-минор в исполнении ученицы 3 класса.

Тамбурин, или танец с бубном. По предположению музыковедов эта пьеса была написана Рамо к ярмарочной комедии и исполнялась на улицах и площадях.

Тамбурин звучит в исполнении ученицы 2 класса.

Одной из прекраснейших и проникновенных страниц клавирной музыкальной литературы барокко называют произведение, которое сейчас прозвучит. До середины 20 века не был установлен его автор. В одних сборниках значилось имя Антонио Вивальди, в других Бенедетто Марчелло. В 1950 году музыковед Франк Уокер доказал, что источником этого сочинения для клавесина стал концерт для гобоя и струнного оркестра Алесандро Марчелло, малоизвестного композитора, старшего брата знаменитого Бенедетто Марчелло. Вы услышите клавирную транскрипцию 2-ой части концерта (Adagio) , которую в свое время сделал И.-С.Бах. Время неподвластное человеку, ускользающее, монотонно отбивающее секунды, минуты, часы, дни, годы – главный художественных образ этого сочинения.

Во времени живя, мы времени не знаем.
Тем самым мы себя самих не понимаем.
В какое время мы, однако, родились?
Какое время нам прикажет: "Удались!"
А как нам распознать, что наше время значит
И что за будущее наше время прячет?
Весьма различны времена по временам:
То нечто, то ничто - они подобны нам.
Изжив себя вконец, рождает время время.
Так продолжается и человечье племя.
Но время времени нам кажется длинней
Коротким временем нам отведенных дней.
Подчас о времени мы рассуждаем с вами.
Но время это - мы! Никто - иной. Мы сами!
Знай: время без времен когда-нибудь придет
И нас из времени насильно уведет,
И мы, самих себя сваливши с плеч, как бремя,
Предстанем перед тем, над кем не властно время.

Георг Фридрих Гендель (1685-1759) – выдающийся представитель немецкой школы, композитор, исполнитель. Особенно он славился своими импровизациями.

Сегодня мы услышим одно из самых популярных сочинений композитора – Пассакалию соль-минор.

Своими корнями жанр пассакалии уходит к танцевальной музыке. Замечательно строение пьесы – это вариации на bassо ostinato , то есть неизменный бас. Линия нижнего голоса в пассакалиях от вариации к вариации остается всегда одной и той же. Это подтверждение одного из эстетических противоречий барокко – время изменяющееся (верхний голос) и время застывшее (линия баса).

Пассакалию соль-минор исполняет ученица 6 класса.

В истории искусства есть периоды великих творческих обобщений и создания тех высших культурных ценностей, в которых искания предшествующих художников получают наиболее яркое воплощение. Подобные этапы - своего рода вершины на пути прогрессивного развития человечества.

В музыкальном искусстве таких периодов было несколько. Один из них связан с деятельностью гениального немецкого композитора Баха.

С того времени сочинения Баха заполонили музыкальное пространство Европы, России, Нового Света. Интерес к музыке немецкого композитора неисчерпаем, как неисчерпаема ее глубина и образность. В этом главный секрет величия Баха – он стоит над временем!

Открывает сборник двухголосная инвенция до-мажор.

Звучит инвенция до-мажор в исполнении ученика 5 класса.

Двухголосные пьесы сменяются более сложными – трехголосными.

Звучит трехголосная инвенция си-минор.

Но именно в17 веке идеи о том, какой должна быть музыка, обрели свою форму, эти музыкальные формы не потеряли актуальности и в сегодняшний день.

Выдающиеся современные композиторы – Прокофьев, Шостакович, Шнитке, Свиридов, Щедрин, пишут сочинения в стиле 17 века. Используют жанры барочной музыки – пассакалию, прелюдию и фугу, кончерто гроссо, токкату, гавот, менуэт и т.д.

Чем вызван такой интерес к старинному искусству? Может быть тем, что мы с вами испытываем чувства, схожие с переживаниями людей, живших 3 столетия назад – страх, растерянность перед неумолимым течением времени, перед неизвестным…? Может быть….

Музыка 17 века – величайшее достижение человеческого таланта и разума. Она живет и будет жить еще не одно столетие. В подтверждение сказанному и в заключение нашей встречи разрешите предложить вашему вниманию фрагмент произведение композитора 20 века.

Женский голос как ветер несется,
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснется -
Все становится сразу иным.
Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит.
И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственный лестницы взлет.

Эстетика барокко

Эпоха барокко охватывает около 150 лет: с 1600-го по 1750-е годы. Это время великих географических открытий (вспомним открытие Америки Колумбом и кругосветное плавание Магеллана), время гениальных научных открытий Галилея, Коперника и Ньютона, время ужасных войн в Европе. Гармония мира рушилась на глазах, равно как и менялась сама картина Вселенной, менялись понятия времени и пространства.

Жанры барокко

Контрастный принцип чередования разнохарактерных частей получил развитие не только в жанре концерта. Он лёг в основу сонаты (Д. Скарлатти), сюиты и партиты (И. С. Бах). Нужно заметить, что этот принцип существовал и раннее, но только в эпоху барокко он перестал быть случайным и обрёл упорядоченность формы.

Как следует из нашего обзора, контрастность барокко проявилась даже в масштабности жанров. Наряду с объёмными композициями создавались и лаконичные опусы.

Музыкальный язык барокко

Эпоха барокко внесла свою лепту в развитие нового стиля письма. На музыкальную арену выходит гомофония с её разделением на главный голос и сопровождающие.

В частности, популярность гомофонии связана и с тем, что церковь предъявляла особые требования к написанию духовных композиций: все слова должны быть разборчивы. Так вокал выходил на первый план, обрастая к тому же многочисленными музыкальными украшениями. Барочная склонность к вычурности проявилась и здесь.

Богатой на украшения была и инструментальная музыка. В связи с этим распространена была импровизация : открытый эрой барокко остинатный (то есть повторяющийся, неизменный) бас давал простор для фантазии на заданный гармонический ряд. В вокальной же музыке длинные каденции и цепочки форшлагов и трелей часто украшали оперные арии.

В то же время процветала и полифония , но уже совсем в другом русле. Полифония барокко – это полифония свободного стиля, развитие контрапункта.

Важным шагом в развитии музыкального языка стало принятие темперированного строя и становление тональности. Чётко определились два главных лада – мажор и минор.

Теория аффектов

Поскольку музыка эпохи барокко служила выражению страстей человеческих, цели композиции пересматривались. Теперь каждое сочинение связывалось с аффектом, то есть с определённым состоянием души. Теория аффектов не нова, она восходит истоками к античности. Но в эру барокко она получила широкое распространение.

Гнев, печаль, ликование, любовь, смирение – эти аффекты связывались с музыкальным языком композиций. Так, совершенный аффект радости и веселья выражался использованием в письме терций, кварт и квинт, беглого темпа и трёхдольного размера. Напротив, аффект печали достигался включением диссонансов, хроматики и медленного темпа.

Существовала даже аффектная характеристика тональностей, в которой суровый ми-бемоль мажор на пару со сварливым ми-мажором противостоял жалобному ля-минору и нежному соль-мажору.

Вместо заключения…

Барокко - эпоха концертирующего стиля, т.е. идея чередования тутти и соло. Эта идея встречается и в других формах. Статья: Холопов, Концертная форма в творчестве Баха (взять).


  1. Альтернативный тип концертной формы.
  2. Разработочный тип.
  3. Da capo.

Само слово альтернатива означает противопоставление, на форме это отражается в четкой ч дифференциации частей, то есть тутти закончилось, началось соло.

Называется так потому, что некий большой раздел начала воспринимается как переписанная реприза в конце.

(Принципиально существуют два типа. Арочное замыкание может не рассматриваться, Холопов, однако, выделяет этот тип).

Тема проходит в разных тональностях первого круга родства. Как правило, каждая тональность встречается только один раз.

Тональный план: Т – D – S – T, поэтому второе проведение темы практически всегда в D, и, как правило, сразу следует поворот в S. Формула работает как принцип, не как догма.

До мажор тема. Интермедия. Соль мажор тема. Интермедия. Ля минор тема. Интермедия. Фа мажор тема. Интермедия. Ре минор тема. Интермедия. Ми минор тема. Интермедия и до мажор тема.

Самый главный атрибут темы - тутти. Если у нас фортепианная музыка это более плотная фактура и форте.

Интермедия - это область солиста или солистов. В интермедиях чаще всего используется материал темы. Но бывает интермедия на свою тему. Интермедии вырастают по объему, т.е. последняя самая большая. Интермедия - область, где солист показывает свою технику. Философия формы: Личность и общество, их противопоставление .

Стиль барокко зародился в начале 17 века в Риме, Италии. Он быстро распространился по Европе во Францию, Испанию, Португалию, а затем в Австрию, Германию и Россию. Этот стиль использовал сложные орнаменты, насыщенные цвета, контрастность, а также элементы роскоши и торжественности, чтобы вызывать удивление и чувство благоговения. Стиль барокко повлиял на все виды искусства, включая архитектуру, литературу, живопись, скульптуру, танцы и музыку.

Истоки музыки и стиля барокко

Считается, что стиль барокко возник в результате творчества итальянских художников, таких как Аннибале Карраччи и Караваджо. Караваджо экспериментировал с резкими контрастами света и тени, а также изображал религиозные сцены в повседневной обстановке, используя таверны и улицы. Художница Артемизия Джентилески признана одной из самых выдающихся итальянских художников эпохи барокко. Ее исключительное техническое мастерство передавало стиль Караваджо. В то же время в Нидерландах Питер Пауль Рубенс и его коллеги отошли от религиозных картин в сторону бытовых мотивов, используя такие же техники и увлечение светом, как их итальянские соратники.

В скульптуре барокко группы фигур демонстрируют динамическую энергию и движение. Работы великого итальянского художника Джованни Лоренцо Бернини обладали доминирующим влиянием в качестве радикального аналога созерцательного стиля Ренессанса, который господствовал несколькими годами ранее. Его скульптуры отличаются высокой динамикой и экспрессивностью.

Архитектура барокко придавала особое значение движению и плавности интерьера и экстерьера, появлению сложных куполов и изогнутых стен. Первоначально такая концепция была введена иезуитами католической церкви как средство борьбы с Реформацией и протестантской церковью с новым архитектурным стилем, который вызвал удивление и трепет.

Возникновение музыкального жанра барокко

В сфере музыки стиль барокко зародился в конце 16 века в нескольких итальянских городах. Благодаря политической независимости и экономическому разнообразию появился ряд уникальных и индивидуальных музыкальных стилей, которые сильно отличались от классических идеалов позднего Ренессанса, использованных в произведениях Палестрины и Ди Лассо. Культурные и политические центры Венеции и Флоренции заслуживают наибольшего внимания среди остальных городов.

Собор Святого Марка в Венеции служил географическим местом для развития полихоральной музыки Джованни Габриели. Этот стиль был основан на принципе нескольких пространственно разделенных хоров с голосами и инструментами, которые при одновременном исполнении требовали более простые гоморитмические аккордовые текстуры. Такой подход концептуально разнился с идеальностью сложной имитационной полифонии позднего Ренессанса.

Рождение оперной музыки эпохи барокко

Во Франции ближе к концу 17 века композитор итальянского происхождения эпохи барокко Жан-Батист Люлли адаптировал стили речитатива и арии к естественным интонациям и уникальной музыкальности французского языка. Это привело к созданию национального стиля оперных произведений. Среди других значительных национальных школ следует упомянуть английских композиторов эпохи барокко Джона Блоу и Генри Перселла. К последним годам 17 века им удалось разработать английский стиль оперы, исполняемый на английском языке, адаптированный из идеалов Флорентийской Камераты и некоторым модным французским разработкам.

Оратория в музыке барокко

Еще один великий вокальный жанр эпохи барокко - оратория, которая, в отличие от оперы, всегда имеет религиозную тематику. Тем не менее, у этих двух жанров есть много общего. Самое важное сходство заключается в том, что они используют стили речитатива и арии для декламации текста. В этот период многие композиторы написали сотни ораторий, но, пожалуй, ни один из них не достиг таких высот, как композитор немецкого происхождения Георг Фридрих Гендель. Его успешная музыкальная карьера развивалась в основном в Англии, где он адаптировался к меняющимся экономическим временам и, следовательно, вкусам публики. Начав свою карьеру в качестве итальянского оперного композитора, Гендель позже переключился на более прибыльный жанр - ораторию. Усилия Генделя в обоих жанрах сделали его ключевой фигурой в истории сценической музыки. Гендель почетно занял вечное место на Олимпе композиторов.

Влияние Баха на музыку и эпоху барокко

Самый влиятельный композитор и музыкант в стиле барокко всех времен, Иоганн Себастьян Бах, непрерывно трудился над созданием более двухсот лютеранских кантат. Это был еще один важный вокальный жанр периода барокко, который включал классические элементы лютеранских обрядов, таких как хорал и сольные песни, а также новые разработки в виде речитатива и стиля арии итальянского происхождения.

Бах родился в центральном немецком городе Айзенах в 1685 году в уважаемой музыкальной семье. Его жизнь была посвящена музыке и лютеранской церкви, в которой он был набожным протестантом и служителем. Преемниками Баха стали его четверо успешных сыновей-музыкантов, которые вошли в число крупных композиторов переходного периода классической эпохи. Бах установил дружеские отношения с несколькими композиторами той эпохи, а именно, с Дитрихом Букстехуде и Георгом Филиппом Телеманом, ставшим крестным отцом его сына Карла Филиппа Эммануэля. Букстехуде был известным композитором и органистом, виртуозность и композиторское мастерство которого побудили Баха пройти 200 миль пешком, чтобы встретиться с ним, а затем провести совместное представление. Сфера влияния Баха настолько широка, что историки искусства в целом признают его смерть решающим событием, которое в 1750 году положило конец периоду барокко.

Наследие эпохи барокко

Одним из главных достижений эпохи барокко стало превращение инструментальной музыки в серьезное, независимое и важное средство музыкального выражения. Многие крупные композиторы эпохи барокко создали произведения, которые достигли олимпийских высот и вошли в стандартный репертуар нескольких инструментов. В предыдущий исторический период часть композиторов уже начала развивать инструментальную музыку, в которой инструменты в основном служили аккомпанементом человеческому голосу, как в лютневых песнях Джона Доуленда.

В период эпохи барокко инструментальные жанры и стили претерпели ряд серьезных изменений. Это было связано как с техническими достижениями в конструкции инструментов, так и с появлением великих виртуозов, которые соревновались друг с другом, тем самым преодолевая границы возможного. Знаменитыми эпизодами таких состязаний были несколько встреч Доменико Скарлатти и Генделя в ранние годы 18 века. Два композитора устроили дружеское музыкальное соревнование, в котором Скарлатти победил в игре на клавесине, а Гендель - на органе.

Социальные изменения того времени и появление публичных концертов привели к падению популярности лютни. Место этого инструмента заняли клавесин и орган, а интересы композиторов сместились в сторону клавишных инструментов. Этот период также был временем изобретения и значительного развития нескольких новых инструментальных жанров, среди которых наиболее значительными были прелюдия, хоральная прелюдия, фуга, токката, сюита, соната, концерт и кончерто Гроссо.

Три жанра эпохи барокко имеют особое значение для развития новых и уникальных характеристик. Соло-концерт в стиле барокко - это произведение для оркестра и одного сольного инструмента. Такой формат предоставил прекрасную среду для исследования эффекта контрастных звуков, различной плотности звука и драматических виртуозных пассажей солиста, которые были привлекательны как для публики, так и для эстетики барокко. В то же время появился другой вариант концерта - барочный Кончерто Гроссо. Такой формат включал оркестр, но вместо отдельного солиста в нем использовалась небольшая группа или ансамбль сольных инструментов, которые играли как единое целое.

Слушайте музыку эпохи барокко на Calm Radio

Слушатели Calm Radio любят наши музыкальные каналы эпохи барокко и бесконечный список композиторов этой эпохи. Здесь вы найдете всю возможную музыку в стиле барокко, включая такие каналы, как Барочный Клавесин, Орган, Лютня, Скрипка и Виолончель, и таких композиторов, как И.С. Бах, Гендель, Букстехуде, Куперин, Скарлатти и Вивальди.

Читайте также: