Типы египетских колонн кратко

Обновлено: 05.07.2024

Наверное, ни что так не удивляет в архитектуре Древнего Египта, как огромное количество различных видов колонн. В самом деле, античные ордерные системы использовали лишь несколько видов, самые популярные - это дорические, ионические и коринфские колонны, различающиеся и по типу ствола колонны, и, особенно, по капителям.

Но вот в Египте. Сами посмотрите:

Я думаю, что все знакомы с греческими кариатидами, то есть, статуями, выполняющими роль колонн. Самые знаменитые из них,это, разумеется, кариатиды Эрехтейона:

А ещё бывают атланты- нет, не жители мифической Атлантиды, а изображения титана Атласа, держащего небо на плечах:

В Древнем Египте такие "колонны- статуи" тоже использовались. Разумеется, есть и сложные структуры, и простые формы. Но такая "колонна" очень часто несёт важное символическое, философское, если угодно, даже мистическое значение.

Хаторическая колонна.

Здесь как-бы всё "просто". Эта колонна представляет собою древний фетиш богини Хатхор- столб, который венчается головой богини. У этой головы может быть одно лицо, а может- и два, и четыре.

Отдельный вид таких колонн- когда голову богини венчает систр- её священный музыкальный инструмент:

Самые знаменитые колонны этого типа - это колонны храма в Дендере:

По сути, такое изображение богини должно подчёркивать, что музыка- одно из священных искусств, обладающее магической силой.

Осирическая колонна.

Осирическая колонна представляет собою очень сложное как в художественном, так и в символическом значении явление.

Она возникает, как элемент заупокойного культа. Когда-то бог Осирис праведно жил, был злодейски убит и чудесным образом воскрес. Преодолев все испытания, он стал правителем и судьёй Загробного Мира. Желая быть в блаженной Вечности, фараоны мечтали "отождествиться" с Осирисом, стать причастниками его божественной природы.

Бог Осирис сам изображался в образе фараона, так что, когда потребовалась обратная связь (фараон хотел стать Осирисом), то не очень уж и многое менялось. Зато смыслов, кодов, магических формул и высокой теологии наворачивали немерено.

Бог Осирис сам изображался в образе фараона, так что, когда потребовалась обратная связь (фараон хотел стать Осирисом), то не очень уж и многое менялось. Зато смыслов, кодов, магических формул и высокой теологии наворачивали немерено.

Попробуем немного "прочитать" это изображение- ибо понять его буквально, чисто художественно-интуитивно, было бы идиотизмом.

Итак, перед нами фараон Рамсес. У него ритуальная подвязная бородка, царский головной убор в виде платка, в руках жезл и плеть, которыми он пасёт свой народ, недлинная набедренная повязка с широким драгоценным поясом.

И огромная корона Атеф- венец Осириса, включающий в себя солнечный диск, рога овна, два пера, две больших кобры, две головы Анубиса. И две фигурки бога Амона, сидящего на плечах фараона и поддерживающих всё это великолепие.

Анубис связан с мумией и её защитой, кобры выступают хранителями, а Амон- как некое основание того, что вся эта магия действует.

У ног статуи находятся супруга царя и один из сыновей. Это означает, что и в загробной жизни они будут вместе, навсегда.

Самые запоминающиеся Осирические колонны- это колоссы Рамессеума :

Квадратные колонны храма царицы Хатшепсут. Известняк. Луксор. конец 16 в. до н.э.

Иногда перед египетскими колоннами устанавливали скульптуры. Скульптуры не несли нагрузки и опирались на колонну (Мединет-Абу, Рамессеум, ансамбль Джосера в Саккаре).

Скульптуры перед колоннами с квадратным сечением не несут нагрузки. Мединет-Абу, Рамессеум - храм Рамзеса III. 1185 — 1153 гг. до н. э.

Египетские колонны в виде граненого цилиндра с 8 или 16 (реже 18 и 20) плоскими поверхностями и каннелюрами.

Колонна с сечением в виде граненого цилиндра. Храм Хатшепсут, XVIII династия. Форма капители говорит о создании колонн из блоков с квадратным сечением.

Колонны Древнего Египта в виде суживающегося кверху цилиндра, часто с каннелюрами и росписями, без утолщения ствола в нижней трети (энтазиса).

Цилиндрические колонны в колонном зале фараона СатиI. Луксор. Храм Карнак.

Колонна с хатхорической капителью - капитель с изображениями головы богини Хатхор. Такие колонны строили, начиная с периода Среднего царства. Встречаются также колонны Осириса - статуя бога Осириса, составляющая с колонной одно целое. Подобные колонны стояли у входа в храм божества.

Колонны гипостильного зала с хатхорической капителью. Святилище Хатхор. Эпоха Тиберия. 34-35 гг. н.э. Литография 19 в.

Лотосообразная египетская колонна. Капители этих колонн, редко использовались в сооружениях, их создавали в виде бутонов цветка или листьев лотоса, иногда стволы таких колонн выглядели как стебли лотоса или папируса.

Храм Эдфу возле Асуана. (около 237 года до н.э.).

Храм, посвященный богу войны - Монту. Медамуд. Сохранились пять колонн, две с лиственными капителями, а три с капителями в виде бутонов лотоса. Художник: Ричард Ван Бюррен.

Египетские колонны со сложносоставной капителью (появилась в более поздний период). Колонны с капителью в виде перевернутого колокола — это редкий тип египетской колонны, такие капители встречаются в Карнаке.

Колоколообразные капители колонн в гипоксильном зале в Карнаке.

Орнаменты и картуш Египта

Орнаменты египетских колонн на современного человека нередко производят мрачное впечатление, однако их смысловое назначение – изображение контраста между земной и небесной жизнью.

Колонны с орнаментом и иероглифами в Карнакском храме в Египте.

Среди изображений на египетских колоннах встречается картуш. Египетский картуш представлял собой продолговатый элемент с нанесенным на него именем владельца, фактически являлся паспортом. Этот предмет считался магическим, дающим власть над людьми. Картуши в Египте также изображали в виде овальных рамок, окаймляющих изображения или имена фараонов. Их наносили вместе с другими иероглифами на колонны, стены храмов и гробниц.

Изображения в картушах Египта

Картуш египетский в составе иероглифов

Картуши на колоннах Луксора.

Картуш Египта нельзя путать с европейским картушем. Как архитектурное украшение европейский картуш появился в эпоху Возрождения, использовался также в эпоху барокко и рококо. Так называли плоское или объемное изображение щита или рулона бумаги с надорванными краями, на котором крепился или изображались герб, эмблема, надпись, девиз, инициалы. Картуш украшал парадные двери дворцов, замков, мемориальные плиты. Картуш также изображали на гравюрах, географических картах.

В современных частных домах, которые строятся по индивидуальным проектам, можно создать имитацию древних колонн, декорируя их с помощью картушей Египта, и опираясь на некоторые знания по расшифровке древнеегипетских обозначений, создать собственную надпись, говорящую о владельце. Автор текста: Марина Калабухова


Всеобщая история архитектуры. Том I 26. Египетский ордер

Под ордером той или иной архитектуры следует понимать характерное для данной страны и эпохи художественное истолкование архитравной (стоечно-балочной) конструкции. Формы этого истолкования различны. В архикектуре Древней Греции, где тектоника несущих и опирающихся частей составляла основную архитектурную тему сооружений, выявление тектонического смысла этой конструкции художественными средствами было доведено в ордерной системе до предельной четкости и глубины. Это подняло качество греческой ордерной системы на столь высокий уровень, что все последующие эпохи, пользовавшиеся ордером, как образным языком архитектуры, неизменно обращались к Греции, как к первоисточнику форм. Поэтому часто самое понятие ордера относят лишь к греческой архитектуре и архитектурам, связанным с ней традицией (Рим, ренессанс, классицизм) и объединяемым под общим наименованием классической архитектуры. Такое сужение понятия ордера, однако, неправильно. Только прилагая его ко всем странам и эпохам, где зодчество прибегало к ордерной системе, как средству художественного выражения, можно установить место классической архитектуры в общем развитии мировой архитектуры.

В египетском зодчестве роль ордера очень велика. Формы его многообразны. Применяя архитравную конструкцию, египетский зодчий использовал ее формы для различных художественных замыслов.

Колонны египетского ордера можно разделить на две группы: группу геометрически правильных колонн и группу изобразительных колонн.

Опоры геометрически правильных форм.Группа опор геометрически правильной формы появилась в Египте в период Древнего царства. Эти опоры преобладали в скальных гробницах и портиках Среднего царства, но позднее, вследствие перемены художественного мировоззрения, они не находили (признания и почти совсем исчезли в Новом царстве.

1. Столб квадратного сечения — наиболее часто применявшийся тип этой группы. Его пропорции: высота равна 4 — 5 сторонам основания. В большинстве случаев столб не имел капители и был часто покрыт рельефами. В Позднее время перед квадратными столбами ставились скульптурные изображения (Мединет-Хабу, Рамессей). Эти скульптуры обычно прислонены к столбу и не несут нагрузки. Этот прототип несущих кариатид имелся уже в ансамбле Джосера в Саккара.

2. Колонны в виде граненого цилиндра с 8 или 16 (реже 18 и 20) плоскими поверхностями, или каннелюрами. Египетская каннелюра имеет неправильную кривизну, увеличивающуюся к граням. Пропорции колонн в Бени-Хасане: высота h равна) 5 D (нижним диаметрам).

3. Колонны в виде суживающегося кверху цилиндра — обычно с каннелюрами, но без энтазиса. Пропорции h=5,5 D.

Таблица 14

В памятниках III династии были попытки создания более сложных капителей. Можно отметить два типа их. В первом верхняя часть ствола колонны не прорезана каннелюрами и имеет гладкую поверхность, срезанную снизу по кривой (табл. 14, фиг. 3 — Саккара). Во втором типе под абаку введены два больших листа, загибающихся вниз на ствол колонны (табл. 14, фиг. 5).

База граненого столба представляет собой простую прямоугольную подкладку, сравнительно мало выступающую из тела столба (столб мог не иметь капители, но базу имел почти всегда).

В другом случае база колонны, круглая в плане, сильно выступает за периметр ствола колонны (иногда почти до двух диаметров колонны) и часто расширяется книзу. Она практически неудобна, так как сильно уменьшает ширину узкого прохода между колоннами.

Таблица 20

Колонны, подражающие формам растительного мира, и др. Колонны, подражающие формам растительного мира, в основных своих типах возникли в период V и частью III династий, немного позже — каннелированного типа; они почти не применялись в Среднем царстве, но затем, в период Нового и Позднего царств, совершенно вытеснили колонны геометрически правильных форм. Колонны этого типа в их развитом виде тесно связаны с религиозной символикой египтян.

Основанная на подражании формам растительного мира, египетская колонна перерабатывает эти формы в соответствии с установкой Нового царства на монументальную архитектуру (табл. 71, фиг. 5, 6 и 7 и табл. 72, фиг. 6—10). Пропорции колонн становятся грузными, самые формы их упрощенными, сведенными к гладким поверхностям. В начальный период Нового царства проводилось строгое распределение типов колонн по месту их положения. Колонны, несущие нагрузку потолка, имели закрытую чашечку цветка, приближаясь к простой конструктивной форме, рассчитанной на выражение тектонической роли колонны. И только в средних, ярко освещенных пролетах гипостильных зал колонна, подражая свободно стоящему растению, получила раскрытую чашу капители, за гранью которой не видна была верхняя часть колонны, непосредственно принимающая на себя нагрузку потолка. Потолок, расписанный звездами, изображал небо и казался парящим в воздухе. В конце Нового царства этот прием размещения колонн потерял свое значение, и они -стали расставляться в произвольном порядке. В архитектуре Египта Позднего времени применялись исключительно раскрытые чаши капителей. При определении формы колонн декоративные требования получили в эту эпоху преобладающую роль.

Таблица 64

1. Папирусообразная (папирус — высокий гладкий тростник) с открытым и закрытым бутонами — основной тип Нового царства (табл. 72, фиг. 5, 11, 13 и 17 и табл. 20, фиг. 1).

2. Лотосообразная (лотос — большая белая лилия), редко применявшаяся колонна (табл. 72, фиг. 4 и 12 и табл. 20, фиг. 3).

Египетский ордер

Под ордером той или иной архитектуры следует понимать характерное для данной страны и эпохи художественное истолкова­ние архитектурной (стоечно-балочной) кон­струкции. В египетском зодчестве роль ор­дера очень велика и формы его много­образны.

Первая группа появилась в период Древ­него царства. Эти опоры преобладали в скальных гробницах и портиках Среднего царства, но позднее, с изменением худо­жественного мировоззрения, они применя­лись все реже и в Новом царстве почти совсем исчезли.

Группа эта заключает несколько типов:

1. Столб квадратного сечения — наибо­лее часто применявшийся тип этой группы. Его пропорции: высота равна четырем-пяти сторонам основания. В большинстве случа­ев столб не имел капители и часто был по­крыт рельефами. В позднее время перед квадратными столбами ставились скульп­турные изображения (Мединет-Абу, Рамес- сеум); скульптуры обычно прислонены к столбу и не несут нагрузки. Этот прото­тип несущих кариатид имелся уже в ан­самбле Джосера в Саккаре.

2. Колонны в виде граненого цилиндра с 8 или 16 (реже 18 и 20) плоскими поверх­ностями и каннелюрами. Египетская канне­люра имеет неправильную кривизну, увели­чивающуюся к граням. Пропорции колонн в Бени-Хасане: h(высота) равна 5D(ниж­ним диаметрам).

3. Колонны в виде суживающегося квер­ху цилиндра, обычно с каннелюрами, но без энтазиса. Пропорции: h=5,5D.Гране­ные и каннелированные колонны этого типа имели чаще всего капитель в виде квадрат­ной плиты — абаки.

В памятниках III династии встречаются попытки создания более сложных капите­лей. Можно отметить два типа их. В пер­вом - верхняя часть ствола колонны не прорезана каннелюрами и имеет гладкую поверхность, срезанную внизу по кривой. Во втором типе под абаку подведены два больших листа, загибающиеся вниз на ствол колонны.

База граненого столба представляет со­бой простую прямоугольную подкладку, сравнительно мало выступающую из тела столба (столб мог не иметь капители, но базу имел почти всегда).

В другом случае база колонны, круглая в плане, сильно выступает за периметр ствола колонны (иногда почти до двух диа­метров колонны) и часто расширяется кни­зу. Она практически неудобна, так как сильно уменьшает ширину узкого прохода между колоннами.

Колонны, имитирующие формы расти­тельного мира, в основных своих типах воз­никли в период V и частью III династий, каннелированные колонны -немного поз­же. Они почти не применялись в Среднем царстве, но затем, в период Нового и Позд­него царств, совершенно вытеснили колон­ны геометрически правильных форм. Ко­лонны этого типа в их развитом виде тесно связаны с религиозной символикой егип­тян.

Основанная на подражании формам растительного мира египетская колонна пе­рерабатывает эти формы в соответствии с установкой Нового царства на монумен­тальную архитектуру. Пропорции колонн становятся грузными, их формы - упро­щенными, сведенными к гладким поверхно­стям. В начальный период Нового царства проводилось строгое распределение типов колонн по месту их размещения. Колонны, несущие нагрузку потолка, имели капители в виде закрытой чашечки цветка, прибли­жавшиеся к простой конструктивной фор­ме, рассчитанной на выражение тектониче­ской роли колонны. И только в средних ярко освещенных пролетах гипостильных залов колонна, подобно свободно стоящему растению, увенчивалась раскрытой чашей капители, за гранью которой не видна была верхняя часть колонны, непосредственно принимающая на себя нагрузку потолка. Потолок, расписанный звездами, изображал небо и казался парящим в воздухе. В конце Нового царства этот прием размещения ко­лонн потерял свое значение, и их стали рас­ставлять в произвольном порядке. В архи­тектуре Египта Позднего царства применя­лись исключительно раскрытые чаши капи­телей. При определении формы колонн де­коративные требования получили в эту эпо­ху преобладающую роль.

Встречаются следующие типы колонн:

1. Папирусообразная (папирус — высо­кий гладкий тростник), с открытым и за­крытым бутоном - основной тип колонны Нового царства.

2. Лотосообразная (лотос - большая бе­лая лилия) - редко применявшаяся ко­лонна.

4. Со сложной, или композитной, капи­телью (появилась в поздний период).

5. С гаторической капителью (с изоб­ражениями головы богини Гатор).

6. С капителью в виде перевернутого ко­локола - встречается редко (Карнак).

Источник:

Всеобщая история архитектуры. Том 1. Издательство литературы по строительству. Москва. 1970

Читайте также: