Судебная защита избирательных прав граждан кратко

Обновлено: 28.06.2024

Порядок производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регулируется отдельной главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Исходя из характера защищаемых правоотношений, из которых возникает потенциальный спор, временных рамок его существования, в том числе ограниченных датой выборов (проведения референдума), отмечается определенная специфика рассмотрения таких споров, и, в первую очередь, установление сокращенных сроков их рассмотрения.

Органы судебной власти занимают центральное место в государственной защите избирательных прав граждан на всех стадиях избирательного процесса с учетом обязательности судебных решений для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц; неукоснительности их исполнения на всей территории РФ; невозможности пересмотра судебных решений иными органами государственной власти. При этом решения суда обязательны для исполнения избирательными комиссиями.

В соответствии с частью 6 статьи 239 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в случаях, предусмотренных КАС РФ.

Кроме того, дела о защите избирательных прав, наряду с иными категориями дел, предусмотренных КАС РФ, являются обязательными для участия прокурора.

Для обеспечения надлежащей реализации избирательных прав особое значение приобретают оперативность рассмотрения административных исковых заявлений на нарушения избирательного законодательства.

Действующим законодательством предусмотрен как общий порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав, так и специальный, который используется именно в период проведения избирательной кампании. Этот порядок отличается сжатыми сроками подачи в суд административных исковых заявлений о защите избирательных прав, которые предусмотрены статьей 240 КАС РФ, а равно оперативными сроками их рассмотрения судом, предусмотренными статьей 241 КАС РФ.

Законом определено отправление правосудия в выходные или нерабочие дни при рассмотрении указанных категорий дел.

Суд отказывает в удовлетворении административного иска, если пропущен срок обращения в суд; отсутствует возможность восстановления пропущенного срока; установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Решения суда данной категории подлежат исполнению в соответствии с общими правилами КАС РФ. Однако немедленному исполнению подлежат решения суда о включении гражданина в список избирателей, а также другие решения, если они обращены судом к немедленному исполнению.

Установленный законодателем порядок рассматриваемой категории дел направлен на соразмерное, дифференцированное и разумное восстановление нарушенных прав.

Прокуратура
Псковской области

Прокуратура Псковской области

7 марта 2018, 17:44

Рассмотрение дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Порядок производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регулируется отдельной главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Исходя из характера защищаемых правоотношений, из которых возникает потенциальный спор, временных рамок его существования, в том числе ограниченных датой выборов (проведения референдума), отмечается определенная специфика рассмотрения таких споров, и, в первую очередь, установление сокращенных сроков их рассмотрения.

Органы судебной власти занимают центральное место в государственной защите избирательных прав граждан на всех стадиях избирательного процесса с учетом обязательности судебных решений для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц; неукоснительности их исполнения на всей территории РФ; невозможности пересмотра судебных решений иными органами государственной власти. При этом решения суда обязательны для исполнения избирательными комиссиями.

В соответствии с частью 6 статьи 239 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в случаях, предусмотренных КАС РФ.

Кроме того, дела о защите избирательных прав, наряду с иными категориями дел, предусмотренных КАС РФ, являются обязательными для участия прокурора.

Для обеспечения надлежащей реализации избирательных прав особое значение приобретают оперативность рассмотрения административных исковых заявлений на нарушения избирательного законодательства.

Действующим законодательством предусмотрен как общий порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав, так и специальный, который используется именно в период проведения избирательной кампании. Этот порядок отличается сжатыми сроками подачи в суд административных исковых заявлений о защите избирательных прав, которые предусмотрены статьей 240 КАС РФ, а равно оперативными сроками их рассмотрения судом, предусмотренными статьей 241 КАС РФ.

Законом определено отправление правосудия в выходные или нерабочие дни при рассмотрении указанных категорий дел.

Суд отказывает в удовлетворении административного иска, если пропущен срок обращения в суд; отсутствует возможность восстановления пропущенного срока; установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Решения суда данной категории подлежат исполнению в соответствии с общими правилами КАС РФ. Однако немедленному исполнению подлежат решения суда о включении гражданина в список избирателей, а также другие решения, если они обращены судом к немедленному исполнению.

Установленный законодателем порядок рассматриваемой категории дел направлен на соразмерное, дифференцированное и разумное восстановление нарушенных прав.

Избирательные права граждан - конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в установленном порядке. Избирательные права граждан могут быть защищены во внесудебном и судебном порядке.

Внесудебный порядок защиты избирательных прав

Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу.

В отношении выборов, назначенных после 30.04.2021, жалобу можно подать также через комиссию, решение или действие (бездействие) которой (должностного лица которой) обжалуется.

С жалобами вправе обратиться, в частности, избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения. Так, избиратели вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором они принимали участие в выборах.

Необходимо отметить, что сроки подачи жалобы в соответствующую вышестоящую комиссию зависят от предмета жалобы и стадии избирательной кампании.

Жалоба на решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в течение пяти дней со дня принятия обжалуемого решения (в отношении выборов, назначенных после 30.04.2021).

Жалоба на решение, действие (бездействие) избирательной комиссии по иным (кроме заверения, регистрации, отказа в заверении, регистрации списка кандидатов, кандидата) вопросам в период избирательной кампании может быть подана в соответствующую избирательную комиссию в течение 15 дней, а после завершения избирательной кампании - в течение 30 дней со дня принятия обжалуемого решения.

Жалоба на решение вышестоящей избирательной комиссии, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на решение и действие (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, может быть подана в период избирательной кампании в течение пяти дней со дня принятия обжалуемого решения, а после завершения избирательной кампании - в течение 15 дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанные сроки восстановлению не подлежат.

Предварительное обращение в вышестоящую комиссию, в том числе избирательную комиссию субъекта РФ, ЦИК РФ, не является обязательным условием для обращения в суд.

Судебный порядок защиты избирательных прав

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, избирательных комиссий, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.

По выборам, назначенным после 30.04.2021, решение избирательной комиссии, принятое по жалобе на решение комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, может быть обжаловано только в суд.

С заявлением вправе обратиться, в частности, избиратели, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, общественные объединения. В защиту избирательных прав граждан РФ в суд также вправе обратиться прокурор.

Для защиты избирательных прав заявителю необходимо лично или через представителя подать в суд административное исковое заявление с приложением необходимых документов.

Административное исковое заявление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в суд в электронной форме. При этом копии заявления и приложенных к нему документов могут быть направлены лицу, участвующему в деле, обладающему государственными или иными публичными полномочиями, посредством его официального сайта в сети Интернет.

По общему правилу в зависимости от фактических обстоятельств заявление может быть подано в суд, в частности:

· по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, избирательной комиссии, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - организация). Если заявление предъявляется к должностному лицу, то оно подлежит подаче в суд по месту нахождения соответствующего органа, в котором должностное лицо исполняет свои обязанности;

· по месту жительства административного истца (в случае подачи заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих).

При этом заявление о немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе комиссии, немедленном удалении наблюдателя, иного лица из помещения для голосования подается исключительно в суд по месту нахождения комиссии.

Заявление подлежит рассмотрению судом соответствующего уровня в зависимости от характера заявленных требований.

За подачу заявления потребуется оплатить госпошлину, размер госпошлины за подачу заявления о защите избирательных прав граждан составляет 300 руб.

В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрении.

По общему правилу административное исковое заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав, если иное не установлено законодательством

Так, в зависимости от предмета спора и стадии избирательной кампании установлены специальные сроки обращения в суд. Установлены, в частности, следующие специальные сроки обращения в суд за защитой избирательных прав граждан РФ с заявлением:

· об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования - в течение 10 дней со дня принятия решения об итогах голосования;

· об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов - в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов выборов;

· об отмене регистрации кандидата или их списка - не позднее чем за восемь дней до дня голосования.

Центральная избирательная
комиссия Республики Марий Эл


Статья 20. Судебная защита избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов депутатов Палаты Представителей

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, избирательных комиссий, их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан Российской Федерации, могут быть обжалованы в соответствующий суд в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.


Защита избирательных прав граждан

nbsp; Божедаров, В. ЗАЩИТА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ / В. Божедаров, И. Соколова // Законность. - N 11. – 2004. – С. 16-20. – (О/П)

Борисов, И.Б. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ: ОТ ОБЫЧАЕВ К МЕЖДУНАРОДНЫМ НОРМАМ / И.Б. Борисов // Конституционное и муниципальное право. – 2006. - N 12. – С. 13-18. – (О/П)

Вдовин, Д.Н. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / Д.Н. Вдовин // Юридический мир. – 2006. - N 6. – (К+)

Доронина, О.Н. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ЗАЩИТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / О.Н. Доронина, А.Р. Акчурин // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - N 4. – С. 15-19. – (О/П).

Киселева, Л. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ДЕЛ О ЗАЩИТЕ ИЗБИРА-ТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН / Л. Киселева // Российская юстиция. – 1998. - № 9. - (О/П)

Матейкович, М.С. Актуальные проблемы судебной защиты избиратель-ных прав граждан в Российской Федерации // Государство и право. – 2003. - № 4. – С. 39. – (О/П).

Матейкович, М. НЕОБХОДИМО УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ МЕХА-НИЗМ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН / М. Ма-тейкович // Российская юстиция. – 2003. - N 3. – С. 20-22. – (О/П)

Матейкович, М.С. ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ГРАЖДАН В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ / М.С. Матейкович // Право и власть. – 2001. - № 1. – (К+)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ЗАЯВЛЕНИЙ О ЗАЩИТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН / А.Е. Постников, Л.Г. Алехичева // Комментарий судебной практики. Выпуск 9 / под ред. К.Б. Ярошенко. - Юридическая литература, 2004. – (К+)

Семин, А.В. СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖ-ДАН / А.В. Семин // Российский судья. – 2005. - N 6. – С. 41-44. – (О/П)

Степанов, И. ЗАЩИТА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО КРУГА ЛИЦ / И. Степанов // Законность. – 2007. - N 7. – С. 46-48. – (О/П)

Треушников, М.К. СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА / М.К. Треушников // Журнал российского права. – 2000. - № 3. – (О/П)

Тупиков, В. О СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖ-ДАН / В. Тупиков // Российская юстиция. – 1998. - № 4. – (О/П)

Филатова, М. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ СРОКОВ ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГЛАВА 26 ГПК РФ // М. Филатова // Арбитражный и гражданский процесс. – 2006. - NN 3, 4. – (О/П)








Оценка услуг



Для анализа посещения и улучшения работы сайта используются файлы cookie. Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку cookie-файлов. СОГЛАСЕН

Читайте также: