Хоральная прелюдия это в музыке кратко

Обновлено: 30.06.2024

Орган – любимый инструмент Баха, постоянный спутник его жизни

Основные черты органного стиля

Традиции немецкого органного искусства. Хоральные прелюдии.

Органное искусство Баха выросло на богатой почве, ведь в развитии органной музыки наиболее важную роль сыграли именно немецкие мастера. В Германии органное искусство достигло небывалого размаха, выдвинулась целая плеяда замечательных органистов. Многих из них Баху довелось слышать: в Гамбурге – Я. Рейнкена, в Любеке – Д. Букстехуде, который был особенно близок Баху. От своих предшественников он воспринял основные жанры немецкой органной музыки – фугу, токкату, хоральную прелюдию.

В органном творчестве Баха можно выделить 2 жанровые разновидности:

При всем разнообразии баховских хоральных прелюдий, их объединяют:

  • небольшие масштабы;
  • господство мелодического начала, поскольку жанр хоральной обработки связан с вокальными напевами;
  • камерный стиль. В хоральных прелюдиях Бах подчеркнул не огромные ресурсы мощного органного звучания, а его красочность, тембровое богатство;
  • широкое использование полифонических приемов.

Круг образов хоральных прелюдий связан с содержанием лежащих в их основе хоралов. В целом это образцы философской баховской лирики, размышления о человеке, его радостях и печалях.

Прелюдия Es-dur

хоральная прелюдия Es-dur

Ее музыка носит величаво–спокойный, просветленный характер, развивается плавно и неторопливо. Тема хорала довольно однообразна в ритмическом и мелодическом отношении. Она основана на движении по устойчивым ступеням лада с многократными повторениями одного звука. Однако Бах начинает свою прелюдию не с хоральной мелодии, а с собственной темы – более напевной, гибкой и подвижной, и вместе с тем родственной хоралу.

Развиваясь, эта тема непрерывно обогащается интонационно и ритмически. В ней возникают широко распевные фразы, расширяется диапазон. Наряду с этим в ней обостряется неустойчивость, секвентно повторяется мотив вздоха, который становится средством нагнетания экспрессии.

Тональный план прелюдии охватывает родственные бемольные тональности. Ладотональное развитие направлено от светлых мажорных красок к более темному минорному колориту в середине, а затем к возвращению исходного светлого звучания.

Разреженная, ясная фактура прелюдии основана на двух основных мелодических линиях, далеко отстающих друг от друга (это создает ощущение пространственной широты). Средние голоса, где излагается тема хорала, включаются позднее и также обладают мелодической самостоятельностью.

Прелюдия f-moll

В этой прелюдии мелодия хорала помещена в верхний голос, она господствует, определяя весь облик произведения. Баху принадлежит гармонизация напева и создание фактуры аккомпанемента.

Тема хорала отличается песенностью, основана на плавных мягких интонациях. Ритмическое однообразие, подчеркнутое ровным движением басов, придает музыке строгость и собранность. Основное настроение – глубокая сосредоточенность, возвышенная печаль.

хоральная прелюдия f-moll

В фактуре ясно выделяется три плана: верхний голос (собственно тема хорала, звучание которой в среднем регистре напоминает пение), линия баса и средний голос – интонационно очень выразительный и ритмически подвижный. Форма 2-х частная. Первый раздел ясно членится на предложения, завершается четкой каденцией. Второй развивается более непрерывно.

Двухчастные полифонические циклы

Каждый полифонический цикл Баха обладает своим неповторимым обликом, индивидуальным художественным решением. Общим же, и обязательным принципом является гармоничное единство двух составляющих его частей. Это единство не ограничивается общей тональностью. Так, например, в самом популярном баховском органном цикле – Токкате и фуге d-moll – единство композиции вытекает из многосторонних внутренних связей токкаты и фуги.

органная токката d-moll

В более крупном плане единство токкаты и фуги заложено в самой композиции цикла. Кульминацией всего произведения является заключительный раздел фуги – большая кода патетического характера. Здесь возвращаются образы токкаты, а полифонические приемы уступают место гомофонно-гармоническим. Вновь звучат массивные аккорды и виртуозные пассажи. Таким образом в цикле возникает ощущение трехчастности (токката – фуга – токкатная кода).

Объединение двух частей полифонического цикла может основываться не на родстве, а наоборот, на ярком контрастном сопоставлении их музыкальных образов. Так выстроен, например, g-moll-ный органный цикл.

Фантазия и фуга g-moll

Музыка фантазии своими истоками связана с суровыми и величественными образами хоровых сочинений Баха – его си-минорной мессы или пассионов. В ней сопоставлены две контрастные эмоциональные сферы. Первая – трагедийная. Сочетание могучих аккордов с одноголосным речитативом в напряженной тесситуре подобно чередованию хора с солирующим голосом. Музыкальное развитие протекает в атмосфере нарастающей напряженности. Благодаря органному пункту возникают резко неустойчивые, диссонантные аккорды, речитативные фразы постепенно всё больше насыщаются драматизмом.

Вторая тема всеми компонентами противоположна первой. На фоне размеренно спокойных ходов нижнего голоса верхние голоса имитируют небольшую лирическую попевку, основанную на уменьшенном трезвучии. Минорные лад, мягкость звучания придают музыке оттенок возвышенной отрешенности. Заканчивается она задумчиво и печально нисходящей секундовой интонацией.

Почти всё дальнейшее продолжение фантазии занимает сложное развитие первой темы. Драматизм общего звучания усугубляет краткая реприза второй темы, поднятой в более высокий регистр.

Форма фуги опирается на репризную трехчастность. Первую часть составляют экспозиция и контрэкспозиция, затем следует большая средняя разработочная часть и сокращенная реприза. Каждому проведению темы предшествуют развернутые интермедии.

Огромная внутренняя контрастность отличает и органный цикл C-dur, композиция которого расширена за счет включения еще одной, 3-й, части.

Токката, adagio и фуга C-dur

Линия образного развития направлена здесь от величавой патетики токкаты к возвышенной лирике Adagio, далее к мощному Grave (заключительный раздел Adagio) и, наконец, к танцевальной динамике фуги.

Основной принцип построения токкаты – импровизационность. Она состоит из нескольких относительно завершенных разделов, которые отличаются друг от друга типом мелодического движения (это либо виртуозные пассажи, либо секвентное развитие небольших мелодических оборотов, либо аккордовая фигурация – движение по звукам аккордов). Вместе с тем, в токкате есть ясная объединяющая логика: неуклонное нарастание от начала к концу – заключительной величественной вершине. Оно достигается постепенным наращиванием общей звучности, уплотнением фактуры (за счет разветвления голосов, их перекличек в разных регистрах). На последнем этапе этого движения в действие включаются самые низкие звуки органа – органная педаль.

В Adagio всё контрастно по отношению к токкате: минорная тональность (параллельный a-moll), камерность звучания – в духе хоральных прелюдий, однотипная фактура на всём протяжении (ведущий голос и сопровождение), однородный тематизм, отсутствие виртуозного блеска, ярких кульминационных взлетов. На всём протяжении Adagio сохраняется настроение глубокой сосредоточенности.

Заключительные 10 тактов Adagio резко отличаются от всего предыдущего. Характер музыки становится здесь величественным и торжественным.

Большая 4-х голосная фуга написана написана на тему широкой протяженности. Она диатонична, строится на танцевальных оборотах, которые в сочетании с размером 6/8 придают музыке сходство с жигой. Тема проводится 11 раз: 7 раз в экспозиции, 3 – в разработке и 1 раз в репризе. Таким образом, большую часть разработки занимают интермедии.

[1] Свободная форма токкаты состоит из нескольких эпизодов, ясно отграниченных один от другого. Отличаясь в фактурном, динамическом, регистровом отношении, они родственны:


Церковная музыка принципиально отличается от той, которую мы слышим по радио и скачиваем с мобильных приложений. Она иная не только по своему звучанию, но и по структуре. Даже классические произведения имеют более светский окрас, нежели религиозные пьесы. Оной из последних является хоральная прелюдия, которая возникла достаточно давно и до сих пор является важной составляющей службы в некоторых христианских конфессиях.

Сначала был хорал

Пожалуй, данное слово будет понятно даже самому отдаленному от музыки и от религии человеку. Хорал - это произведение церковного характера, которое исполняется хором служащих. В нем могут воспеваться конкретные события или же воспроизводиться те или иные молитвы, просьбы и т. п.

Хоралы в качестве монофоничных, то есть написанных под один голос произведений, появились в эпоху Средневековья. Это был расцвет церковной власти, и помимо величественных соборов, которые возводились в Европе повсеместно, было принято решение сделать служение Богу еще и культурным мероприятием. Так появился Григорианский хорал, который исполнялся монахами или другими церковными служащими по определенным праздникам. Создание и развитие этого жанра в дальнейшем оказало сильное влияние на формирование классической музыки.

хоральная прелюдия в церкви

Эпоха Барокко

Ну вот мы и стоим уже у истоков зарождения хоральной прелюдии. Творцы времен Барокко, пережив Возрождение и все его прелести, немного переосмыслили суть и значение данного произведения, сделали его более светским и интересным. Каким образом? Просто хорал теперь стал многоголосным и, что самое главное, перестал называться Григорианским, превратившись в Протестансткий или Лютеранский. Да, все это произошло как раз в период Реформации и данное религиозное нововведение не могло не повлиять на искусство.

Новоиспеченные протестанты начали на свой манер исполнять некогда сакральные для средневековой церкви мотивы и придали им такое звучание, которое мы можем услышать теперь. Несколько десятилетий спустя в Германии становится известным творчество Иоганна Себастьяна Баха, который и стал отцом жанра органной хоральной прелюдии.

Иоганн Себастьян Бах

Что это такое?

Почему прелюдия, и какое отношение эта милая маленькая пьеса может иметь к столь серьезному произведению, как хорал? Дело в том, что протестанты полностью отвергали ортодоксальные нормы церкви, присущие средневековой эпохе. Ныне храм стал не источником страха и слепого поклонения, а домом, который выслушает и поймет каждого человека. Прихожане стали не только слушать выступления церковных хоров, но и подпевать им. Так было принято решение написать для них отдельную партию - прелюдию (исполняющуюся при людях). Она была проще и понятнее, чем хорал, делилась на голоса и помогала понять Бога и стать к нему ближе.

А почему именно орган?

Хоральная прелюдия всегда исполнялась в сопровождении органа, для этого инструмента был написан аккомпанемент, а четыре (стандартное количество) партии исполнялись народом. Неужели нельзя было "подыграть" простым прихожанам на более простом инструменте? Конечно же, нет. Дело в том, что фортепиано на тот момент еще не существовало, а все остальные инструменты были не достаточно акустическими, дабы поддержать толпу. Более того, органом была оборудована каждая церковь, поэтому проблем с этим шикарным в наши дни инструментом не было - он встречался буквально на каждом шагу.

церковный хорал

"Органная тетрадь"

Первые записанные на бумагу ноты хоральной прелюдии были достоянием И. С. Баха. Он буквально жизнь отдал музыке, и на его счету невероятно количество церковных произведений, среди которых далеко не последнее место занимают хоралы. Практически к каждому прилагается своя хоральная прелюдия, которая может быть эдаким вступлением, а может и звучать в качестве самостоятельной пьесы. Все произведения данного жанра композитор оформил в "Органную тетрадь". В ней было обнаружено ровно 46 хоральных прелюдий и одна незавершенная.

нем. Choralvorspiel, франц. prelude de choral, prelude-choral, итал. preludio a corale, испан. preludio sobre coral

Короткая органная хоральная обработка, предшествующая хоралу, исполняемому протестантской общиной.

X. п. тяготеет к миниатюре, ей свойственны камерность звучания, тонкая выработанность деталей. Крупные мастера X. п.: Й. Г. Вальтер, Ф. Цахау, С. Шейдт, И. Пахельбель, Д. Букстехуде, Г. Бём, И. Кунау, Г. Телеман. Непревзойдённые образцы X. п. принадлежат И. С. Баху (прелюдии "Органной книжечки" - "Orgel-Bьchlein"). Впоследствии жанр X. п. композиторами почти не разрабатывался. Среди немногих соч. более позднего времени, написанных в этом жанре, - романтические по духу X. п. Й. Брамса, возрождающие старинные традиции X. п. М. Регера, X. п. эст. комп. Р. Тобиаса.

Даже в удивительно ровном по качеству, гениальном наследии И.С. Баха хоральные прелюдии считаются жемчужиной. Но мало кому известно, что создавались они … в тюрьме. Правда, тюрьма эта была довольно домашняя, любящая жена Мария Барбара Бах регулярно приносила туда домашнюю еду и забирала грязные тарелки.

Но как же все-таки великий композитор ухитрился стать арестантом? Он проявил неслыханную по тем временам дерзость, говорить без унижения о своих интересах с царственным работодателем, герцогом Веймарским.

Все было крайне просто и понятно современному человеку: Баху не хватало денег на большую семью, он ездил на подработки в Кетен, а герцог ввыражал недовольство. И тогда Бах попросил увеличить жалованье, или даже, больше поработать, написав какое-нибудь крупное сочинение к городскому празднику.

Эти надежды не оправдались. Никакого заказа не последовало. Тогда Бах подал прошение об увольнении. Герцог опять проигнорировал. Да еще не ответил на приветствие, встретив Иоганна Себастьяна в коридоре, как будто прошел мимо пустого места.

Крайне раздосадованный Иоганн Себастьян попросил личной аудиенции. Он хотел высказать работодателю накопившееся недовольство, да только немного позабыл, с кем имеет дело. Вельможа совершенно не собирался выслушивать гневные речи. Баху указали на недобросовестное отношение к службе. Посчитали все его предыдущие отлучки (а ведь когда-то герцог так радовался концертным поездкам своего гофорганиста). Особо тяжким преступлением оказалось его последнее выступление перед дрезденским курфюрстом.

Но все же им пришлось взять себя в руки и запереть обвиняемого в одной из комнат судебного помещения. Оно как раз примыкало к дому, где жила семья Бахов. Почти целый месяц с 6 ноября по 2 декабря 1717 года композитор провел в этом помещении.

Но грустить не входило в его планы. Со своей бюргерской практичностью он использовал внезапный досуг и привел в порядок часть своего огромного музыкального хозяйства, небольшую, но очень важную часть, до которой раньше никак не доходили руки.

Свою новаторскую идею Бах воплотил предельно просто. Его хоральные прелюдии сравнивают с живописью А. Дюрера. Одной только характерной линией контрапунктирующего голоса, композитор выражает весь текст, содержание которого обозначено в названии пьесы.

Аккомпанирующая линия (иногда их две или больше) переводит смысл хорального текста на язык музыки. Мы помним, какой развитый словарь имела музыкальная риторика эпохи барокко. В итоге мелодия церковной песни, иногда не самая шедевральная, вплетается в ткань, созданную из осмысления песенного текста. А смысл этот всегда возвышенный, ведь он идет из Священного писания.

К сожалению, Бах так и не закончил Органную книжечку ни в тюрьме, ни позже. Из задуманных 164 хоральных обработок появились на свет только 45.

Читайте также: