Междисциплинарный подход это кратко

Обновлено: 03.07.2024

(в изучении конфликтов) (от лат. disciplina – учение, наука) – форма организации исследований конфликта, предусматривающая сотрудничество между представителями разных дисциплин в решении комплекса проблем, относящихся к конфликту. В настоящее время конфликт изучают представители 16 наук. К основным принципам М. п. можно отнести целостное изучение конфликта, равноправие наук, изучающих конфликт, интеграцию, редукционизм. Принцип междисциплинарности является, наряду с принципами преемственности, эволюционизма, личностного подхода поиска скрытого содержания конфликтов, борьбы со Злом в его конфликте с Добром основополагающим в отечественной конфликтологии. Без использования М. п. конфликты глубоко изучить и эффективно регулировать невозможно.

(Interdisciplinary approach). Подход к личности, подчеркивающий важность взаимодействия различных отраслей науки, то есть вклада, который могут сделать социологи, антропологи, этологи и другие ученые в понимание поведения человека.

Interdisciplinary approach). Подход к личности, подчеркивающий важность взаимодействия различных отраслей науки, то есть вклада, который могут сделать социологи, антропологи, этологи и другие ученые в понимание поведения человека.

в изучении конфликтов) (от лат. disciplina – учение, наука) – форма организации исследований конфликта, предусматривающая сотрудничество между представителями разных дисциплин в решении комплекса проблем, относящихся к конфликту. В настоящее время конфликт изучают представители 16 наук. К основным принципам М. п. можно отнести целостное изучение конфликта, равноправие наук, изучающих конфликт, интеграцию, редукционизм. Принцип междисциплинарности является, наряду с принципами преемственности, эволюционизма, личностного подхода поиска скрытого содержания конфликтов, борьбы со Злом в его конфликте с Добром основополагающим в отечественной конфликтологии. Без использования М. п. конфликты глубоко изучить и эффективно регулировать невозможно.

Трансдисциплинарность (Трансконтинентальность) — способ расширения научного мировоззрения, заключающийся в рассмотрении того или иного явления не ограничиваясь рамками какой-либо одной научной дисциплины.

Содержание

Общие положения

Необходимости расширения научного мировоззрения во многом способствовала научно-техническая революция 60-х — 70-х годов XX века, требующая от науки более глубокого и интенсивного проникновения в суть законов природы и общества, чем это удавалось сделать при помощи дисциплинарного и междисциплинарного подходов.

Основные виды трансдисциплинарности

Согласно результатам исследований бельгийского ученого Э. Джаджа (Judge, A) [3] , в современной науке существует четыре вида трансдисциплинарности.

Наиболее общим видом, является трансдисциплинарность-1. Этот вид трансдисциплинарности основывается на усилиях формальной взаимосвязи пониманий отдельных дисциплин. Он обеспечивает формирование логических мета-рамок, посредством которых, их знания могут быть интегрированы на более высоком уровне абстракции, чем это происходит в междисциплинарности. Трансдисциплинарность-1 часто используется при работе различных экспертных систем, и экспертных групп.

Трансдисциплинарность-2 имеет более тесную внутреннюю связь с личным опытом исследователя, включая медитацию. Трансдисциплинарность-2 и трансдисциплинарность-1 контрастируют с двумя другими видами трансдисциплинарности. Так, например, иллюстративное использование метафоры и образного языка может рассматриваться, как исходная форма трансдисциплинарности (трансдисциплинарность-0). В этом её отличие от другого вида трансдисциплинарности (трансдисциплинарность-3), связанной с использованием генеральных метафор, имеющих фундаментальное познавательное значение.

Перспективы развития трансдисциплинарности

В свою очередь, для того чтобы трансдисциплинарность стала доступной и понятной преподавателям, студентам ВУЗов, её следует представить в виде научного подхода (трансдисциплинарность-4). Иными словами, трансдисциплинарность-4 должна быть самостоятельным научным направлением, обладающим своим предметом исследования и концепцией, трансдисциплинарным подходом и языком, единицами измерения и моделями действительности, методом анализа информации и методикой анализа риска принимаемых решений. В таком контексте, трансдисциплинарность-4 позволит осуществить общенаучную классификацию и систематизацию дисциплинарных знаний. После такой обработки, дисциплинарные знания становятся полностью адаптированными к их совместному использованию в решении научно-исследовательских и практических проблем любой сложности и комплексности.

В качестве примера развития трансдисциплинарности в направлении самостоятельной научной дисциплины (Трансдисциплинарность–4), можно привести Российскую школу трансдисциплинарности. [5] Примером развития трансдисциплинарности в направлении поиска формальной взаимосвязи отдельных дисциплин (Трансдисциплинарность–1) являются Американская школа трансдисциплинарности [6] и Швейцарская школа трансдисциплинарности. [7] Французская школа трансдисциплинарности отдаёт предпочтение более тесной внутренней связи с личным опытом исследователя, а также, использованию генеральных метафор, имеющих фундаментальное познавательное значение (Трансдисциплинарность–2,3). [8]

[2] De Mello, M. (2001) The School of the Future, University of São Paulo, Center for Transdisciplinary Education (CETRANS).

Трансдисциплинарный системный подход в классификации научных подходов

Подходом называется совокупность способов и приёмов изучения объекта, его структурных, функциональных особенностей, свойств, а также взаимодействий с окружающим миром. Появление новых подходов обусловлено, прежде всего, целью исследований. В науке нет ограничений на число подходов. Главное чтобы они соответствовали существующему научному мировоззрению. Поэтому подходы появляются, совершенствуются и устаревают и исчезают вместе с развитием науки, научного мировоззрения, обусловливая успех или неудачу решения конкретных проблем. Если в качестве критерия классификации научных подходов выбрать степень полноты познания окружающего мира, то все подходы можно свести к четырём основным видам: дисциплинарный подход, междисциплинарный подход, мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход и трансдисциплинарный системный подход

Дисциплинарный подход

Междисциплинарный подход

Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход

Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход стремится использовать обобщенную картину предмета исследования, по отношению к которой все её дисциплинарные картины предстают в качестве её частей. Поэтому в мультидисциплинарном (полидисциплинарном) подходе, переноса методов исследования из одной дисциплины в другую, как правило, не происходит. Все дисциплины продолжают оставаться в своих коробках. Например, с точки зрения мультидисциплинарного (полидисциплинарного) подхода, человека следует рассматривать, как сложный объект, отличающийся от других объектов рядом особенностей (анатомическими, химическими, психологическими, психическими, физиологическими и т. д.). Для изучения этих особенностей применяются только, соответствующие им, дисциплинарные подходы и методы. Однако, сопоставляя результаты дисциплинарных исследований в рамках мультидисциплинарного (полидисциплинарного) подхода, удается найти новые, ранее не обнаруживаемые, сходства исследуемых предметных областей. А это, в свою очередь, позволяет специалистам организовать новые междисциплинарные исследования. Накопление результатов междисциплинарных исследований в сходных областях дисциплинарных знаний приводит к появлению новых мультидисциплинарных дисциплин, например, таких, как физико-химическая биология, экология.

Трансдисциплинарный системный подход

Попытки устранения этих трудностей ведут своё начало от Платона и Платина. В свою очередь, от их представления о Едином, ведёт своё начало Трансдисциплинарности-4 и, соответственно, её трансдисциплинарный системный подход. С точки зрения трансдисциплинарного системного подхода (Трансдисциплинарность-4), Мир является единой упорядоченной средой (One Orderly Medium). Элементами единой упорядоченной среды (ЕУС) являются: совокупность причин и следствий её существования; общих и частных закономерностей и законов; явлений, объектов и процессов, а также их свойств, связей и взаимодействий на любом уровне реальности. В рамках этой лингвистической формулы единая среда выступает в роли единственной (всеобщей) среды. Применительно к такой среде, множественность принципиально возможных сред, в том числе и объектов, требующих осмысления и исследования, будет рассматриваться не иначе, как совокупность её естественных фрагментов.

Быть естественным фрагментом — означает иметь ряд атрибутов, признаков, свидетельствующих о его органической принадлежности к ЕУС, но теряющих смысл при его принципиально независимом существовании. Главным из них является то, что каждый естественный фрагмент имеет принципы внутреннего устройства, внешних и внутренних взаимодействий, тождественные порядку, обусловливающему единство упорядоченной среды. Из него следует предрасположенность фрагментов иметь строго определённые размеры собственного пространства, позволяющие воплотить и реализовать такой порядок, а также свойство непрерывно отражать и отображать общее состояние ЕУС, позволяющие осуществлять внешние и внутренние взаимодействия. Эти атрибуты имеют определяющее значение для формирования методологии трансдисциплинарного исследования.

Функция — это способность общего состояния ЕУС воплощаться в строго определенные процессы; Энергия — это способность общего состояния ЕУС совершать конкретную работу в строго определенных процессах; Развитие — это способность общего состояния ЕУС направлено преобразоваться в определённых процессах; Цель — это способность общего состояния ЕУС полностью раскрывать своё многогранное содержание.

К первому виду относится природный функциональный ансамбль (ПФА). Его представителями являются все естественные природные объекты — атомы и галактики; экосистемы и природные ландшафты; растения, животные и люди.

Искусственный функциональный ансамбль (ИФА) представляют объекты, созданные человеком — от МКС (международной космической станции) до АЭС, от компьютера до гвоздя.


Чем обусловлен выбор междисциплинарного подхода для разработки вашей темы?

Государственное управление само по себе является междисциплинарной наукой, поэтому к любой из рассматриваемых тем здесь должен применяться междисциплинарный подход. Для нашего семинара, посвящённого вопросам совместного производства государственных услуг, необходимо было привлечь преподавателей и исследователей, занимающихся изучением деятельности государственных органов, некоммерческих организаций, малого и крупного бизнеса, а также объединений граждан. Только при столкновении различных групп интересов можно выяснить, действительно ли практика со-производства государственных услуг нужна, кто заинтересован в её развитии и что каждый из участников должен предпринять для повышения эффективности практики со-производства государственных услуг.

К выбранной нами теме подход и не мог быть иным. Университет и регион — тема сама по себе сложная, и исследования в этой сфере возможны только комплексные, а практические решения требуют участия экспертов из разных отраслей.

Нам удалось собрать вместе исследователей в области высшего образования, руководителей и менеджеров из вузов, преподавателей, которые взаимодействуют с работодателями и которым близок практико-ориентированный подход в обучении. Социологи, экономисты, юристы, представители технических специальностей имели возможность рассмотреть и обсудить российский и зарубежный опыт взаимодействия вуза и региона; проблемы, с которыми может столкнуться вуз в управлении и правовом обеспечении; практические решения сближения вуза и местного сообщества, которые могут быть реализованы в практике преподавателей, менеджеров и исследователей. Кроме того, участники семинара познакомились с опытом вузов из разных регионов России.

Наш семинар был посвящён вопросам профессиональной разработки учебных курсов. Выбор междисциплинарного подхода был обусловлен требованиями мирового академического сообщества к качеству современных образовательных курсов. Для того чтобы им соответствовать, необходимо привлекать разных специалистов: методиста, дизайнера, сценариста, программиста, эксперта. Междисциплинарный подход является оптимальным как для проектирования курса, так и для его оформления в виде учебных материалов.

Какие плюсы и минусы междисциплинарности вы ощутили на своём опыте?
Анастасия Божья-Воля
Междисциплинарность, безусловно, имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, в рамках междисциплинарной работы экономист и политолог могут открыть друг для друга аспекты, которые при индивидуальной работе (в силу определённой дисциплинарной зашоренности) никогда не были бы затронуты. Это может вдохновить каждую из сторон на дополнение своего исследования либо начало совместной научной работы.
С другой стороны, каждая дисциплина оперирует своим массивом терминов и методов исследования. В связи с этим представители разных дисциплин не всегда способны понять друг друга, и в этом случае проводить совместное исследование будет затруднительно. Впрочем, при соответствующей мотивации эти барьеры легко преодолимы.

Ирина Лазутина
Больше плюсов, чем минусов. Междисциплинарный семинар позволяет не замыкаться в своей области, черпать вдохновение из общения с исследователями и практиками из разных областей знания. Участники семинара имели возможность поделиться опытом взаимодействия вуза и региона в своей сфере и своим видением различных аспектов этого взаимодействия, таких как юридические аспекты предпринимательства в вузе и взаимоотношений с работодателями, социальная миссия вуза (практики инклюзии) в контексте тенденций развития высшего образования в стране и многое другое. Самое главное, что у нас была возможность услышать друг друга и договориться о будущем сотрудничестве.

Полина Шевчук
Междисциплинарный подход даёт возможность создать более качественный продукт за счёт обмена опытом с коллегами из смежных областей и расширения своего кругозора. К минусам я бы отнесла достаточно высокие временные издержки, связанные с поиском общего языка коммуникации между специалистами из разных научных областей, а также возвращение участников семинара после его окончания к своим узкопрофессиональным областям, что не способствует развитию междисциплинарного подхода и долгосрочных междисциплинарных исследовательских проектов.

С какими проблемами в организации, проведении и позиционировании междисциплинарного исследования столкнулись вы лично?

Анастасия Божья-Воля
Для меня это был первый опыт организации подобных мероприятий, тем не менее каких-либо серьёзных проблем, на мой взгляд, удалось избежать. Управление академического развития, обеспечивавшее информационное сопровождение и организационную поддержку МНС, заранее чётко сформулировало требования к проведению семинара; его сотрудники были отзывчивы, предупредительны и поддерживали с нами связь на протяжении всего подготовительного периода. С другой стороны, пермский кампус стал удобной площадкой для нашего семинара, не возникло никаких затруднений с помещением и настройкой необходимого оборудования.
Можно отметить некоторые сложности с позиционированием семинара: поскольку выбранная тема являлась достаточно узкой, не удалось привлечь к работе в семинаре широкую аудиторию студентов и коллег других специальностей.

Ирина Лазутина
Изначально мы приглашали людей, интересных друг другу, занимающихся схожими проблемами на своём уровне в качестве исследователей, руководителей в вузе или преподавателей. Именно поэтому у нас легко проходили дискуссии, многие вопросы обсуждались затем в приватном общении. Сложнее было удержать темы выступлений и дискуссий в одном направлении, сохранить выбранный фокус, сделать так, чтобы каждое выступление встраивалось в общее обсуждение и отвечало интересам группы. Поэтому мы долго выверяли темы выступлений и вопросы для обсуждения, много раз меняли программу.

Полина Шевчук
Не могу сказать, что мы столкнулись с какими-то непреодолимыми проблемами в процессе организации и проведения МНС. Ценным качеством нашей команды было умение слышать друг друга и доверять профессионализму каждого участника, поэтому обсуждения проходили конструктивно. Больше всего дискуссий вызвало написание программы семинара: нужно было договориться о едином варианте концепции программы с учётом всего многообразия мнений и соблюсти баланс между узкопрофессиональными интересами докладчика и междисциплинарным характером семинара.

Перспективы, несомненно, есть. Сегодня исследователям для развития собственных научных интересов очень важно уметь видеть проблему не только в своей дисциплинарной плоскости, но и в смежных областях. Ведь никакая общественная проблема не имеет одностороннего характера, соответственно, для её исследования необходим комплексный подход. На мой взгляд, в будущем было бы полезно в рамках учебной деятельности реализовывать междисциплинарные проекты, поскольку вне стен университета его выпускникам придётся принимать решения, которые будут влиять не только на сферу их непосредственной деятельности, но и на смежные области.

Ирина Лазутина

Междисциплинарные проекты понемногу становятся нормой в исследовательской практике. Но иногда бывает сложно реализовать их из-за несоответствия формальным требованиям, сложностей в коммуникации между исследователями из разных отраслей, различий в исследовательских методах. На ближайшее будущее выходом из этой ситуации могут стать семинары и другие дискуссионные форматы, объединяющие исследователей и практиков из разных областей. Семинары не так сложно организовать, они менее затратны, но более продуктивны, чем конференции, потому что в них участвует меньше людей, которые к тому же хорошо знакомы с предметом исследования и проектами друг друга. Соответственно, такие встречи дают больше возможностей и времени для обсуждения деталей, корректировки инструментария, интерпретации результатов и т.д.

Пока у меня нет уверенности в том, что в профессиональном сознании коллег из Вышки укоренилось представление об эффективности междисциплинарного подхода. Сейчас я вижу скорее стимулирование к применению данного подхода со стороны руководства, нежели самостоятельный выбор исследователей, в связи с этим затрудняюсь прогнозировать перспективы междисциплинарности.

Читайте также: