Флот при екатерине 2 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Несмотря на это русский флот участвовал в осаде Данцига в 1734 г., в войне со Швецией 1741 — 1743 гг. и Семилетней войне 1756 — 1763 гг.

К началу царствования Екатерины военный флот состоял из 31 линейного корабля, 11 других судов и 99 галер. Однако состояние флота было не блестящее — корабли по большей части старые, мало плавали.

Одаренная великим умом и сильным характером Екатерина приложила много усилий к возрождению русской армии и флота.

Во время этой же войны, в 1768 г. началось возрождение русского флота на Азовском море. Молодой флот одержал ряд побед над сильнейшим противником. 10 июля 1774 г. был подписан Кучюк-Кайнарджийский мирный договор между Россией и Турцией. Россия получила выход к Азовскому и Черному морям. Она приобретала побережье между Бугом и Днепром Крым становился независимым от Турции.

В последующее десятилетие основывается новый порт Херсон — первая кораблестроительная база на Черном море. Азовская флотилия переименовывается в Черноморский флот, в Крыму на берегах Ахтиарской бухты строится город и порт Севастополь, закладывается город и верфь Николаев.

В многочисленных войнах России периода правления Екатерины II значительное развитие получило русское военное и военно-морское искусство, доказавшее свое превосходство над военным искусством стран Западной Европы и Турции. В русском флоте в этот период появляются новые классы судов: в корабельном флоте — бриги, шхуны, катера, люгера, в гребном флоте — гребные фрегаты, плавучие батареи, шебеки, дубель-шлюпки, канонерские лодки. Начинается серийное строительство 74-пушечных кораблей. В первой половине 1780-х гг. на Балтике строится серия из девяти 100-пушечных кораблей.

Развитие флота позволило в войнах с Турцией (1787 — 1791) и Швецией (1788 — 1790) добиться внушительных побед. Победы русского оружия в ходе этих войн утвердили положение России как великой державы, подняли авторитет и престиж страны.

При Екатерине выросла целая плеяда выдающихся русских флотоводцев — Г.А. Спиридов, Ф.Ф. Ушаков, В.Л. Чичагов, Д.Н. Сенявин, Ф.А. Клокачев, А.В. Елманов и т.д.

Русский флот был тесно связан с Англией. Из Англии русские корабелы получали чертежи, по которым, после соответствующей доработки, строились суда на отечественных верфях. Молодые русские офицеры направлялись в Англию для прохождения стажировки на британских кораблях.

В конце 1780-х гг. Екатерина принимает на русскую службу французских офицеров, в том числе и бегущих от революции: контр-адмирала Ж.Б. де Траверсе — будущего Морского министра, контр-адмирала О.М. де Рибаса, вице-адмирала К. Нассау-Зигена.

В 1790 г. русский Балтийский флот насчитывал 34 линейных корабля, 15 фрегатов, более 270 гребных судов, Черноморский флот — 22 линейных корабля, 12 фрегатов, около 80 гребных судов.

Однако Балтийский и Черноморский флоты были изолированы каждый на своем театре и почти всегда действовали независимо друг от друга. Между ними был весь Европейский континент. К тому же проливы, соединяющие Балтийское море с Атлантикой, а Черное море со Средиземным, контролировались Данией и Турцией соответственно. Отсутствие в то время внутренних водных путей не позволяло перебрасывать даже небольшие суда с одного театра на другой.

Именно флот первым из российских вооруженных сил вступил в борьбу с победоносно шагавшими по Европе французскими войсками. Поскольку совсем отказаться от участия в боевых действиях против Франции Россия не могла, Екатерина отправила флот.

Боевые действия на морях начались в 1793 г. Французский флот уже был совершенно дезорганизован революцией и в продолжение нескольких первых лет войны не мог предпринять никаких серьезных операций, но и потом действия его были крайне неудачны вследствие плохого состава офицеров, некомплекта и недисциплинированности команд и плохого снабжения.

Англия тоже не была готова к войне, так как в 1792 г. в плаваниях находились лишь 12 линейных кораблей. Необходимость набрать огромный личный состав затянула мобилизацию, и только во второй половине года были подготовлены 85 линейных кораблей. С 1793 г. английские корабли и фрегаты блокировали побережье Франции. Англичане направили свои эскадры в Средиземное море и в Вест-Индию. Английские крейсеры в этом году взяли и истребили 140 французских вооруженных судов, в том числе 52 входивших в республиканский флот и 88 частных. 36 из них вошли в состав английского флота.

У берегов Америки в это время действовали легкие эскадры, отдельные фрегаты и другие суда англичан и французов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Русский военно-морской флот: мифы и легенды

Русский военно-морской флот: мифы и легенды Воспитанные в духе патриотизма, мы, естественно, уверены, что русский военно-морской флот со времени своего возникновения успешно и достойно выполнял задачи, ставившиеся перед ним. Однако это заблуждение.«Флот был построен: 2

Битва в заливе Императрицы Августы

РУССКИЙ ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ В 1793-1797 гг.

РУССКИЙ ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ В 1793-1797 гг. Русский Черноморский флот в эти годы находился вдали от театра военных действий и участия в них не принимал. После окончания в 1791 г. войны с Турцией флот восстанавливал свою боеспособность. Исправлялись поврежденные в сражениях

РУССКИЙ ФЛОТ В 1801 — 1805 гг.

РУССКИЙ ФЛОТ В 1801 — 1805 гг. В эти годы Россия не участвовала в войнах. Однако в это время происходили преобразования в области государственного управления. В значительной части эти преобразования коснулись и

РУССКИЙ ФЛОТ ПРИ ИМПЕРАТОРЕ АЛЕКСАНДРЕ I

РУССКИЙ ФЛОТ ПРИ ИМПЕРАТОРЕ АЛЕКСАНДРЕ I 12 марта 1801 г. в результате заговора был убит император Павел I. На престол взошел его сын Александр. Воспитание цесаревича происходило под наблюдением его бабки Екатерины II, горячо любившей своего внука и предназначавшей его к

РУССКИЙ ФЛОТ В ВОЙНЕ 1812 — 1814 гг.

РУССКИЙ ФЛОТ В ВОЙНЕ 1812 — 1814 гг. С 1809 г. отношения между Францией и Россией стали все более обостряться. Это обострение вызывалось рядом причин. Большую роль сыграло нарушение Россией континентальной блокады, участие в которой тяжело отражалось на её экономике. С 1810,

4-й Мариупольский гусарский императрицы Елисаветы Петровны полк

4-й Мариупольский гусарский императрицы Елисаветы Петровны полк С восшествием на престол императора Александра I наименования полков по именам их шефов были отменены, и 31 марта 1801 года гусарский генерал-майора Мелиссино полк принял названия «Мариупольский гусарский

Русский флот во время Наполеоновских войн

Русский флот во время Наполеоновских войн Период наших войн с Наполеоном начался в 1804 году. В то время победы адмирала Ф.Ф. Ушакова были еще свежи у всех в памяти, и для укрепления русского влияния на Средиземном и Адриатическом морях была послана эскадра адмирала Дмитрия

Век Екатерины

Глава II. Первая война с Турцией в царствование императрицы Екатерины II. Служение Ф. Ф. Ушакова в Черноморском флоте с 1768 по 1775 год

Глава II. Первая война с Турцией в царствование императрицы Екатерины II. Служение Ф. Ф. Ушакова в Черноморском флоте с 1768 по 1775 год Царствованию императрицы Екатерины II суждено было изгладить следы Прутского и Белградского договоров. Повод к этому подала сама Турция, в 1768

Глава V. Вторая война с Турцией в царствование императрицы Екатерины II, в 1787 году

Глава V. Вторая война с Турцией в царствование императрицы Екатерины II, в 1787 году Турция, как мы уже упомянули, не могла спокойно сносить потери Крыма, столь чувствительной для ее выгод и значения; и, невзирая на обязательства вечного мира, не отказывалась еще от надежды

Глава 3 1918 год: как Германия, Турция и Украина русский Крым и Черноморский флот делили

Глава 3 1918 год: как Германия, Турция и Украина русский Крым и Черноморский флот делили В конце 1917 — начале 1918 гг. на территории Российской Империи был образован ряд государств, в том числе РСФСР, Украинская Народная Республика (УНР), Крымская Демократическая Республика


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Российский флот при Екатерине II. 1772-1783 гг. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Судостроение. — Судовой состав флота. — Постройка кораблей в Петербурге. — Введение в употребление шебек. — Деятельность адмирала Ноульса по постройке судов. — Постройка кораблей и фрегатов в Архангельске. — Замечания морских офицеров по улучшению кораблестроения.

Императрица Екатерина II, сделав важные приобретения по Кучук-Кайнарджийскому договору, придавала большое значение морской силе, с помощью которой были сделаны эти приобретения и защищать которые в то время следовало в Балтийском море, ибо Швеция, наша противница на севере, вступила через несколько лет в союз с Турцией, нашей противницей на юге. Несмотря на достаточные успехи на море, императрица Екатерина II продолжала заниматься улучшением флота, интересовалась его делами и отдавала флоту большое место в своих заботах о преуспеянии России.

Более мелкие суда, а также суда для гребного флота, строились в Олонце, Сердоболе, Петербурге; так, были выстроены в Олонце: 3 пакетбота, 4 краера, 1 полупрам, 2 бригантины и 13 дубель-шлюпок; в Сердоболе выстроены были 2 прама, а в Петербурге до 70 галер.

В судостроительной деятельности замечается некоторый перерыв; до 1775 года суда всех рангов строились довольно усердно, но после заключения Кучук-Кайнарджийского мира в 1775 году можно заметить остановку; постройка судов временно прекращается и только с 1778–1779 годов начинают опять наши корабли и фрегаты сходить ежегодно со стапелей, но уже не в прежнем количестве.

17 августа 1772 года вице-президент Адмиралтейств-коллегии предложил Коллегии исполнить повеление императрицы Екатерины II — приготовить к скорому спуску 2 строившихся в Петербурге корабля.

Численный состав судов менялся сообразно обстоятельствам; в начале рассматриваемого периода менялось только число судов, постоянно увеличиваясь, а под конец — были изменены ранги кораблей. 4 сентября 1772 года императрица дала указ вице-президенту Адмиралтейств-коллегии графу Чернышеву, следующего содержания:

Указ этот указывает на обстоятельства, которые могли заставить иметь в Балтийском море на кампанию 1773 г. до 20 линейных кораблей. Известно, что, несмотря на одержанные победы русским флотом в Средиземном море и русской армией на Дунае, турки в переговорах с нами выказали полную неуступчивость и, побуждаемые Англией, Францией, Австрией и Пруссией в отношении к своему победителю, — излишнюю требовательность, не оправдываемую тогдашним состоянием военных и морских сил Турции.

Императрице были известны эти интриги западных держав в Константинополе; зная что на море противником России могла быть одна Швеция, находившаяся в очень близких сношениях с Францией, императрица для обеспечения вполне своих побед на востоке понимала, что России надо быть в Балтийском море, настолько сильной, чтобы у Швеции не могло зародиться никакой надежды на успех в морском поединке с Россией. Так и было сделано: флот был увеличен в численном составе и никаких препятствий к исполнению своих планов на востоке императрица не встретила в то время в Балтийском море, так как Швеция была слаба в морском отношении, а Франция и Англия были заняты войной между собою. Но то, что не удалось в 1772 году, удалось западным державам в 1788 году, когда Швеция, воспользовавшись 16-летним промежутком времени, успела с помощью золота Франции и Пруссии значительно увеличить свой флот и остановить грозный удар, занесенный над Турцией, отправлением Второй экспедиции в Средиземное море, так как русский флот, занятый войною в Балтийском море, должен был остаться для защиты своих берегов.

Гениальная прозорливость императрицы угадала в то время, откуда могла грозить опасность ее планам на востоке и что отвратить ее возможно только сильным флотом в Балтийском море. Адмиралтейств-коллегия энергично принялась за исполнение воли императрицы, и в 1776 году было на воде 25 кораблей, бомбардирских судов 4, фрегатов 18; строилось же кораблей 8, фрегатов 9.

Коллегия к этому же докладу представила и ведомость, из которой оказывается, что в это время в Балтийском флоте было:


То место указа, которое предписывало называть стопушечные корабли именами кораблей, прославивших себя в Средиземном море, нестрого соблюдалось в самое царствование императрицы [5] , а в последующее время и совсем было позабыто, хотя нельзя не согласиться, что эта мысль сохранить на вечные времена имена кораблей, отличившихся в сражениях в числе боевых плавающих судов, очень важна для поддержания боевых традиций.

По тому же указу следовало учредить два комплекта судов: мирный и военный, и сообразно этим двум комплектам определить число необходимых людей и снарядов, имея в виду, чтобы штат военного времени был всегда больше штата мирного времени.

Через 8 месяцев был представлен новый штат кораблей но мирному и военному времени; в обоих штатах 8–100-пушечных кораблей оставались без изменения, увеличивалось только по военному времени число 74-пушечных кораблей с 8 на 16 и 32-пушечных фрегатов с 12 на 16.

Императрица утвердила этот штат. С увеличением числа судов увеличилось и плавание их, и потому корабли и суда стали требовать больше починок и исправлений; сумма на содержание всех судов в исправности была увеличена и вместо 1/12 положена 1/10 суммы стоимости судов (впрочем, в 1/10 часть содержания судов в исправности было включено и содержание береговых строений).

Из числа матросов, положенного для кораблей мирного комплекта, 2/10 совсем не содержались в комплекте, а 1/10 часть обращалась на ластовые суда (грузовые суда. — Примеч. ред.).

Морские канониры содержались по числу, необходимому для управления орудий.

Морские батальоны следовало содержать по тому комплекту, который должны были установить совместно вице-президенты Военной и Морской Коллегии.

Сообразно всем этим ограничениям, следовало составить положение на содержание флота.

Коллегия пригласила в свое заседание флагманов, бывших в Архипелаге, по указанию которых, надо полагать, были исключены употреблявшиеся в Балтийском море пакетботы и введены в употребление легкие суда Средиземного моря — шебеки.

Это обстоятельство подало повод президенту Коллегии предложить Коллегии рассмотреть удобность вновь вводимых шебек, по сравнению с построенными для Черного моря и р. Дунай шкунами (шхунами. — Примеч. ред.) по чертежам адмирала Ноульса.

Собрание флагманов и командиров в Кронштадте высказалось, что шкуны удобнее для мелких вод, в узких местах и реках; вследствие плоского дна шкуны могут стоять на мели без вреда, а также и сняться с мели, могут малым числом людей управляться и могут держаться в море в большие ветры, но хода большого, особенно в бейдевинд, не имеют; шебеки же имеют одно достоинство — ходят легче всякого судна в бейдевинд, когда косой фок и все паруса могут нести; кроме того эти суда имеют большое значение, когда находятся при флоте и когда надо догнать какое-либо судно. Очевидно, что этот взгляд наших флагманов и командиров был ими вынесен из практики, когда наш флот в продолжении четырех лет блокировал Дарданеллы и успел пресечь подвоз к Константинополю всякой провизии из Архипелага.

Одним из видных деятелей в то время во флоте был приглашенный императрицей англичанин Ноульс. Неизвестно почему Коллегия относилась к нему не совсем доброжелательно, но это отношение проглядывает в действиях Коллегии, которая, соглашаясь во многом с адмиралом Ноульсом, отдавала такие распоряжения, что успеха от проектов Ноульса ожидать было нельзя.

В видах более скорого исполнения повеления относительно постройки кораблей и фрегатов Коллегия 3 мая 1772 г. разрешила строить из мягкой сосны фрегаты в Архангельске по чертежам Ноульса; корабли же должны были строиться из лиственницы по чертежам.

Необходимо было построить большие ластовые суда для перевозки груза в Архангельск, чертежи одних размеров были представлены от Ламбе-Ямеса и Селянинова, а других размеров Скуваровым; первые чертежи были одобрены Ноульсом. Коллегия сейчас же соглашается, что первые чертежи лучше; в числе доводов стоит и то обстоятельство, что чертежи эти одобрил Ноульс; но суда самые, под именем пинков, заказываются в Олонце, где не было ни верфи, ни рабочих и откуда суда эти должны были быть приведены на плашкоутах [6] .

Через два месяца Коллегия получила донесение, что строить прамы охотников в Олонце не нашлось, что можно было бы теперь построить один прам в Петербурге по чертежам адмирала Ноульса, но так как чертежей к дню решения Коллегии получено не было, то Коллегия и решила: строить прам в Петербурге, не ожидая от адмирала Ноульса чертежей, по прежней конструкции и нанять плотников такое число, какое нужно для постройки и спуска прама на воду к кампании 1773 г.

Но и тут постройку прамов в Петербурге постигла неудача: желающих с подряда строить не нашлось, а потому и решено было в случае неудачи, т. е. неотыскания желающих строить прамы с подряда, строить их вольнонаемными плотниками с помесячной платой; построить прамы пришлось в Сердоболе и строились они более 27 месяцев.

Адмирал Ноульс предложил спускать корабли по найтовному фундаменту, но Коллегия не совсем охотно соглашалась на это изменение уже установившихся правил спуска кораблей. Потребовалось личное вмешательство императрицы.

В 1775 году Коллегия стала действовать смелее и поручила в виду получающейся большой перегиби, при спуске кораблей по проекту Ноульса, обсудить экспедиции совместно с корабельными мастерами: полезно ли спускать корабли по выдумке Ноульса.

Ноульс дал новые размеры рангоута кораблям и фрегатам; на последнем, например, грот-мачта была сделана длиною в 78 ф., толщиною в 23 д., вместо прежней в 85 фут длины и 27 д. толщины; в такой же приблизительно пропорции были уменьшены размеры и других частей рангоута. Коллегия разрешила иметь уменьшенный рангоут только на судах, построенных по чертежам Ноульса. Суда с укороченным рангоутом оказались плохие ходоки; в бейдевинд [8] их уваливало много под ветер, на что неоднократно жаловался адмирал Мордвинов, так что наконец великий князь Павел Петрович, генерал-адмирал русского флота, в 1776 году, когда уже Ноульс, впрочем, оставил русскую службу, приказал рассмотреть донесение Мордвинова, к мнению которого присоединился и авторитетный голос адмирала С.К. Грейга.

Более энергично шла постройка кораблей в Архангельске, но, к сожалению, из сырого леса.

Командиром Архангельского порта был в то время (1772 г.) майор Ваксель, ранее не встречающийся в списках флотских офицеров, но заслуживший орден Св. Георгия 4-й степени, при высадке десанта с судов флота в Еникале.

За смертью корабельного мастера Давыдова, в Архангельск было сделано частному корабельному мастеру англичанину Гуниону предложение, не согласится ли он строить корабли для русского военного флота? Гунион согласился, но поставил следующие условия:

1) Он, Гунион, должен строить корабли и фрегаты по данным чертежам.

2) Имеет дело с одним Вакселем.

3) Ни в какие письменные производства (отчетность) не вступает, и до прихода и расхода материалов дела не имеет.

4) Все мастеровые с их мастерами должны быть у него в подчинении и послушании.

5) В случае смены Вакселя отказывается от всей работы; обязательство имеет только на один год.

6) За труды получает по 3 рубля с пушки.

Коллегия на все его условия, за исключением двух, согласилась: Ваксель может быть нужен в другом месте, и хотя она, Коллегия, не имеет намерения сменять Вакселя, но никак нельзя знать, какая нужда в нем может быть и что воспоследует с ним самим во время постройки судов; Коллегия кроме того не согласилась, чтобы Гунион работал один только год; по мнению ее, Гунион должен был остаться до окончания постройки заложенных судов.

Гунион согласился на эти изменения и стал строить корабли и фрегаты в Архангельске. Всего Гунионом было построено 6 кораблей и 10 фрегатов.

Адмиралтейств-коллегия старалась привлечь и частное судостроение к постройке военных судов и поручила Вакселю подыскать желающих взяться за это дело. Купец Баженин, род которого издавна занимался судостроением, отказался наотрез от казенных построек, а другой купец Пругавин согласился взяться за постройку фрегатов и пинок, начал работать, но не довел постройку фрегатов до конца, и фрегаты были окончены казенными средствами.

Точно так же и передачу казенных лесов частным судостроителям, для постройки военных судов, поставила в зависимость от своего разрешения, на каждый случай таковой передачи.

Способ обжигания также стал употребляться в русском флоте, но неизвестно, с какого времени [11] . Потом Жемчужников писал, что на английских судах камбузные корабельные печи делаются из железных досок и на винтах, а внутри имеются кирпичи, как и на наших кораблях. На наших кораблях камбузные печи употреблялись в то время из одной кирпичной кладки с железной решеткой, и во время сильной качки эти печи давали трещины.

Наконец, на английских кораблях, по словам Жемчужникова, обшивают крюйт-камеру весьма сухими досками, также и столбы и решетки делают из сухого дерева; ящики же для хранения картузов употребляются решетчатые, дабы воздух мог свободно проходить. На наших же кораблях крюйт-камеры весьма сыреют, отчего и порох теряет свою силу. (Порох хранился в бочках не герметически укупоренных и картузы насыпались во время плавания по мере надобности, в крюйт-камерах.)

Бывший в Англии корабельный подмастерье Масальский доставил несколько подробных чертежей кораблей, фрегатов и мелких судов английской и французской конструкции. Чертеж английского корабля был с медной обшивкой.

Было замечено, что корабли архангельской постройки хуже ходят кораблей петербургской постройки, в бейдевинд имеют большой дрейф, а на фордевинд [12] слушают худо руля; было представлено три чертежа кораблей: один — Ямесом, другой им же, но одобренный Грейгом, и третий Грейгом; Коллегия приказала построить корабли по двум последним чертежам, для сравнения их морских качеств между собою.

Для постройки 100-пуш. кораблей были выписаны из Англии чертежи кораблей. Коллегия дала их на рассмотрение Ямесу и Катасонову; каждый из мастеров сделал на английских чертежах свои изменения; Коллегия признала, что изменения, предложенные Катасоновым, будут лучше и полезнее для морских качеств 100-пуш. корабля, и потому поручила ему строить по его чертежу 100-пуш. корабль [13] . Способ предохранения подводной части кораблей заключался в том, что между первой и второй обшивкою были положены шерсть и толченое стекло; черви, проточив вторую обшивку, доходили до стекла и шерсти и первую обшивку не трогали. Но это было только в том случае, если вторая обшивка, источенная червями, не отваливалась, а раз она отваливалась, то отваливалась и шерсть и толченое стекло, и черви имели свободный доступ точить первую обшивку. Адмирал А.Н. Сенявин, находя, что двойная обшивка не достигает свой цели и что кроме того требует много времени и денег и увеличивает бесполезно вес корабля, в 1779 году предложил обмазывать подводную часть кораблей вываренною смесью смолы, пороховой мякоти, сала и толченого кирпича. Коллегия приказала контр-адмиралу Клокачеву в Севастополе сделать опыт над этим способом предохранения подводной части судов.

Наконец 23 октября 1781 года состоялось повеление императрицы Екатерины II о том, чтобы во флоте была бы введена в употребление медная обшивка кораблей, так как все опыты удостоверяют в пользе и необходимости таковой обшивки кораблей, отправляемых в дальние плавания.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Аполлон Кротков Российский флот при Екатерине II. 1772-1783 гг.

Российский флот при Екатерине II. 1772-1783 гг.: краткое содержание, описание и аннотация

Аполлон Кротков: другие книги автора

Кто написал Российский флот при Екатерине II. 1772-1783 гг.? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Аполлон Кротков: Российский флот при Екатерине II. 1772-1783 гг.

Российский флот при Екатерине II. 1772-1783 гг.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Евгений Тарле: Российский флот в Средиземноморье

Российский флот в Средиземноморье

Владимир Шигин: Герои Балтики

Герои Балтики

Юрий Пахомов: Столкновение

Столкновение

Российский флот при Екатерине II. 1772-1783 гг. — читать онлайн ознакомительный отрывок

Российский флот при Екатерине II. 1772-1783 гг.

Судостроение. – Судовой состав флота. – Постройка кораблей в Петербурге. – Введение в употребление шебек. – Деятельность адмирала Ноульса по постройке судов. – Постройка кораблей и фрегатов в Архангельске. – Замечания морских офицеров по улучшению кораблестроения.

Императрица Екатерина II, сделав важные приобретения по Кучук-Кайнарджийскому договору, придавала большое значение морской силе, с помощью которой были сделаны эти приобретения и защищать которые в то время следовало в Балтийском море, ибо Швеция, наша противница на севере, вступила через несколько лет в союз с Турцией, нашей противницей на юге. Несмотря на достаточные успехи на море, императрица Екатерина II продолжала заниматься улучшением флота, интересовалась его делами и отдавала флоту большое место в своих заботах о преуспеянии России.

Более мелкие суда, а также суда для гребного флота, строились в Олонце, Сердоболе, Петербурге; так, были выстроены в Олонце: 3 пакетбота, 4 краера, 1 полупрам, 2 бригантины и 13 дубель-шлюпок; в Сердоболе выстроены были 2 прама, а в Петербурге до 70 галер.

В судостроительной деятельности замечается некоторый перерыв; до 1775 года суда всех рангов строились довольно усердно, но после заключения Кучук-Кайнарджийского мира в 1775 году можно заметить остановку; постройка судов временно прекращается и только с 1778–1779 годов начинают опять наши корабли и фрегаты сходить ежегодно со стапелей, но уже не в прежнем количестве.

17 августа 1772 года вице-президент Адмиралтейств-коллегии предложил Коллегии исполнить повеление императрицы Екатерины II – приготовить к скорому спуску 2 строившихся в Петербурге корабля.

Русская армия в правление Екатерины Великой

Российская армия при правлении императрицы Екатерины Второй достигла высокого уровня развития. Реформы в русской армии и на флоте стали основой блестящих побед на суше и море. Однако ход истории мог сложиться совсем по-другому.

Русская армия при Петре III – потери завоеваний и насаждение прусских порядков

Русская армия при Петре III

Императрица Елизавета Петровна умерла 25 декабря 1761 года (5 января 1762-го – по новому стилю). Она не оставила после себя прямого наследника.

На престол вступил Петр III. Он был племянником Елизаветы – сыном её младшей сестры Анны (вторая дочь Петра I и Екатерины I).

До принятия православия в ноябре 1742 года Пётр III Фёдорович носил имя Карл Петер Ульрих. Он появился на свет 10 (21) февраля 1728 года в городе Киле (земли Гольштейн – север современной Германии).

В декабре 1741-го по распоряжению императрицы Елизаветы Карла привезли в Россию. На тот момент мальчику не было ещё и 14 лет. Такими действиями Елизавета стремилась закрепить российский трон за наследником, который был бы по линии её отца – Петра I.

В 1745 году наследника женили на Софии Августе Фредерике Ангальт-Цербстской – будущей Екатерине Второй. Лишь в 1754 году у них родился сын Павел – будущий император Павел I.

Несмотря на долгое время, проведённое в России, будущий монарх так и не полюбил родину своих предков по матери. Все представления о лучшей жизни связывались им с теми местами, где он родился и вырос.

Взойдя на российский престол, Петр III начал устанавливать в русском воинстве порядки на манер Пруссии. Одновременно распорядился вернуть Пруссии все земли на территории современной Калининградской области (сегодня в Калининграде изготавливают знаменитые армейские мясные консервы Войсковой Спецрезерв). Эти земли были завоёваны в ходе Семилетней войны (подробнее об этом читайте в 6-й части Истории российской армии).

Такой поступок был воспринят, как откровенное предательство и унижение страны. Новый правитель окончательно утратил поддержку представителей отечественных высших кругов. Он противопоставил себе и Русскую православную церковь, решив произвести отъем церковного имущества и монастырских земель.

И, наконец, монарх грезил о новой военной кампании для возращения немецких земель Шлезвига в состав его родины – Голштинии. Эти территории отошли к Дании ещё в 1720 году, когда шла Северная война (в тот вооруженный конфликт помимо России и Швеции были втянуты сразу несколько европейских стран).

Поскольку Россия ещё не оправилась от Семилетней войны, была в союзе с Данией и ничего не получала от очередного заграничного похода, против правителя назрел заговор.

Дворцовый переворот 1762 года и восшествие на престол Екатерины Второй

Пётр III не стал короноваться до похода на Данию, подражая своему кумиру – прусскому королю Фридриху II. То есть тому саму Фридриху II, против которого Россия воевала в Семилетней войне и которому были возвращены завоеванные земли.

В результате возникшего недовольства на сторону Екатерины – умной, образованной и, кстати, искренне любившей Россию – встала гвардия. В итоге, 28 июня 1762 года в результате уже не первого в истории России дворцового переворота Петра вынудили подписать отречение. Низложенного монарха под конвоем отправили в Ропшу (пригород Санкт-Петербурга). Там отрекшийся правитель вскоре погиб при неизвестных обстоятельствах.

Военные реформы в правление Екатерины Великой

Военные реформы в правление Екатерины Великой

Семилетняя война показала, что отечественная армейская система нуждается в глубоких преобразованиях. Поэтому новая императрица к реформированию приступила почти сразу после восшествия на престол. Она прекрасно отдавала себя отчёт в том, что без мощной армии невозможно проводить активную внешнюю политику, расширять границы государства.

На основе доклада фельдмаршала Петра Семёновича Салтыкова – командующего русскими войсками в годы Семилетней войны – образовали комиссию. Она должна была определить пути преобразований в военном ведомстве.

Государыня представила комиссии инструкцию, определив 33 пункта, по которым должны были начаться преобразования. При этом четко указывалось, что новшества не должны поколебать основ, введённых ещё в петровскую эпоху.

В 1763 году образовали Генеральный штаб.

Были образованы егерские подразделения – команды легко оснащенных стрелков. К 1767 году число егерей возросло до 3,5 тысячи, а с 1769-го они входили в состав каждого полка. Очень мобильные, егерские подразделения стали одной из основ нового типа боевых порядков, активно использовались талантливыми полководцами Александром Суворовым и Петром Румянцевым.

В заслугу императрицы можно поставить образование легкой конницы.

Были усилены поселенческие войска, которые взяли на себя охрану южных рубежей.

Военные реформы при Григории Потёмкине-Таврическом

С 1774 года начались ежегодные рекрутские наборы на армейскую службу.

В 1783 году главой Военной коллегии стал князь Григорий Потёмкин-Таврический. С его именем связаны глубокие преобразования в армейском устройстве.

Так, увеличили состав кавалерии. Были сформированы мушкетерские, егерские, гренадерские полки. Драгунские полки обучили ведению боевых действий, как в конном, так и в пешем порядке. С этого момента драгуны могли действовать без поддержки пехоты.

В составе кавалерии появились полки карабинеров.

Важным шагом стало обучение конкретным военным специальностям рекрутов – лиц, принятых на службу.

Неудобная военная одежда, характерная для стран Европы того времени, была заменена на более комфортную. Солдаты получили куртки, которые не стесняли движений, а также утеплённые шаровары, каски, широкие сапоги и зимнюю одежду.

Ушло в прошлое ношение париков и пользование пудрой. Это избавило армейские подразделения от вшей и кожных заболеваний.

Князь Потёмкин запретил избиение новобранцев офицерами и жестко карал подобные действия. Было предписано с терпением относиться к обучению принятых на службу и запрещено использовать солдат для выполнения частных работ.

К концу правления императрицы – в 1793 году – пожизненный срок службы заменили на 25-летнюю службу.

Итоги военных реформ Екатерины Великой

У российской императрицы было замечательное качество личности! Она умела, как говорят сегодня, грамотно подбирать кадры и грамотно расставлять людей на местах.

Итоги военных реформ Екатерины Великой

Другим качеством прирожденного руководителя было умение делегировать широкие полномочия своим доверенным лицам. В итоге, именно с екатерининской эпохи известны выдающиеся личности в истории России – Пётр Румянцев-Задунайский, Григорий Потёмкин-Таврический, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Алексей Орлов, Фёдор Ушаков, Григорий Спиридов и другие.

В екатерининское правление численность русских войск была увеличена с 330 до 500 тысяч человек, включая гарнизонные соединения.

Военные успехи России расширили границы страны. В результате побед в двух Русско-турецких войнах, в состав страны вошла Новороссия (Крым, Прикубанье, Северное Причерноморье). Российское подданство приняла Восточная Грузия. В ходе разделов Польши возвращены ранее занятые поляками западнорусские земли.

Обо всём этом читайте в следующей – восьмой – части истории Российской армии.

Читайте также: