Инструменты репутационного менеджмента кратко
Обновлено: 02.07.2024
От репутации компании зависит как количество клиентов и деловых партнеров, так и успешность бизнеса в целом. Уверенно управлять репутацией сегодня позволяют различные эффективные технологии и стратегии, и одна из них – репутационный менеджмент.
Репутационный менеджмент – это совокупность методов и подходов, направленных на создание, поддержание и контроль имиджа компании. Это длительный процесс, основная цель которого – не позволить репутации формироваться стихийно. Поэтому акцент делается на правильном позиционировании организации, управлении ее информационным пространством, акцентуации успехов и устранении угроз.
Задачи репутационного менеджмента
Репутационный менеджмент позволяет решить следующие проблемы:
Этапы репутационного менеджмента
Разработка стратегии управления репутацией компании включает несколько шагов:
- Изучение имиджа организации, специфики ее деятельности, внешней и внутренней репутации. На этом этапе формируется основа будущей работы.
- Определение задач и целей, сроков и инструментария.
- Реализация выбранной стратегии.
Последний этап подразумевает:
Внимание акцентируется на популярных площадках с большим трафиком, на которых пользователи могут самостоятельно публиковать материалы и делиться своими мнениями. Больше всего для реализации стратегий репутационного менеджмента подходят такие ресурсы, как Живой Журнал, Facebook, Twitter, ВКонтакте и др.
Наличие профиля бренда на данных площадках позволяет доносить до целевой аудитории достоверную информацию (о выходе нового продукта, актуальных акциях и спецпредложениях, распродажах), вести активную коммуникацию с пользователями. Кроме того, эти страницы будут отражены в поисковой выдаче по запросу о бренде.
Правдивые сведения о бренде – обязательное условие эффективного репутационного менеджмента. Официальный сайт компании должен содержать полную актуальную информацию об организации, включать разделы для отзывов и комментариев. Регулярное ведение блога и публикация на его страницах полезных для целевой аудитории постов, оперативное реагирование на вопросы и комментарии пользователей способствуют повышению лояльности клиентов и формированию положительной репутации бренда.
Популярные инструменты репутационного менеджмента в области работы с отзывами, содержащих клевету, – это удаление комментариев при содействии модератора площадки или с помощью юристов.
Если такой отзыв удалить невозможно, необходимо нивелировать. Как правило обращаются к текущим лояльным клиентам или проводят акции, которые дают скидку за отзыв. Посев отзывов эффективен не только в борьбе с негативом, который зачастую оказывается черным пиаром, но и в том случае, когда о бренде не написано ничего или в сети присутствуют лишь обрывочные сведения.
PR как важнейшая составляющая репутационного менеджмента
Грамотный и продуманный PR дает конкретные результаты: обеспечивает приток клиентов и повышает прибыль компании. Кроме того, это эффективный метод в конкурентной борьбе.
Репутационный менеджмент уделяет особое внимание:
- Внешнему PR, то есть созданию нужного образа бренда, установлению связей со СМИ, воздействию на целевые группы.
- Внутреннему PR, направленному на создание благоприятного эмоционального климата в среде сотрудников компании.
Одно из наиболее действенных направлений PR – организация, поддержка и освещение мероприятий, проводимых брендом (мастер-классов, брифингов, презентаций и др.).
Репутационный менеджмент от digital-агентства Artox Media Digital Group
Специалисты компании Artox Media Digital Group оказывают комплекс услуг по управлению репутацией компании:
- мониторинг упоминаний бренда;
- анализ активности конкурентов;
- работа с комментариями и отзывами в блогах, соцсетях, на форумах, тематических порталах и др.;
- устранение негативных отзывов;
- разработка сценариев для кампаний скрытого маркетинга и др.
Успех нашей деятельности обеспечивает команда талантливых специалистов и внушительный практический опыт управления репутацией брендов в различных сегментах бизнеса.
Вы можете проверить, что видят ваши пользователи, когда гуглят отзывы о вашем бренде, через наш калькулятор
После анализа результатов разрабатывается стратегия нивелирования и вытеснения негатива с первой страницы выдачи. В нее включена работа с отзывами, составление имиджевой контент-стратегии, подбор и размещение материалов на авторитетных и релевантных площадках.
К преимуществам использования SERM для бизнеса можно отнести:
Для большего эффекта необходимо использовать SERM в тандеме с другими инструментами ORM. Мало только вытеснять негатив из выдачи и заполнять ее позитивными публикациями. Нужно работать и с другими каналами взаимодействия с потребителями: социальные сети, видеохостинги, собственный сайт и так далее.
2. Работа с негативными отзывами
Негатив – это не всегда плохо. Компания получает обратную связь от клиентов и может усилить слабые стороны. Но не следует игнорировать негативные отзывы, иначе рискуете потерять значительную часть прибыли.
Важно оперативно реагировать на отзывы клиентов. Исследование Convince & Convert показало, что 42% пользователей хотят, чтобы им ответили в течение часа, а 24% – в течение 30 минут, включая выходные и праздники.
При ответе на претензию не переходите на личности, сохраняйте спокойствие и профессионализм. Принесите извинения или предложите компенсацию. Помните, что недовольный клиент всегда может стать лояльным, если выразить искреннее желание разрешить ситуацию и найти компромисс.
Пример ответа на претензию клиента
Если вы уверены, что комментарий фейковый, обратитесь в службу поддержки сайта с просьбой его удалить.
3. Размещение позитивных отзывов
Стимулируйте клиентов оставлять о вас положительные отзывы. Чем больше свежего контента, тем выше процент доверия клиентов к компании. Поэтому нужно разработать систему мотивации лояльных потребителей на написание отзывов о компании. Это могут быть небольшие бонусы в виде бесплатной доставки, скидки, пробника и т.д.
Кроме того, отвечайте на благодарности клиентов. Это тоже стимулирует аудиторию делиться позитивным мнением о вас.
Положительный имидж компании помогут создать и PR-публикации, куда включены отзывы клиентов. Материалы размещаются в отраслевых СМИ и на релевантных сайтах-донорах.
У агентства уже есть прокачанные аккаунты на популярных площадках, где обитает ваша целевая аудитория. В отзывах авторы не просто напишут, что им все нравится, а расскажут об основных преимуществах продукта и сотрудничества с вами. Контент будет размещаться равномерно, а не в большом количестве в течение нескольких дней. Это поможет избежать бана.
Управление репутацией бренда в интернете называется репутационным менеджментом. Многие люди задумываются о нем в тот момент, когда репутация солидно подпорчена. Тогда они бросаются на амбразуру, используя тяжелую артиллерию против негатива. Но о репутации необходимо думать постоянно, ведь в бочку дегтя иногда уже бесполезно заливать мед.
Репутационный менеджмент — это процесс управления репутацией в интернете. Он включает в себя: анализ имиджа; изучение негативных комментариев и их нивелирование; работу с целевой аудиторией на сайтах-отзовиках, форумах, в соцсетях, блогах. В процессе работы формируется лояльное сообщество клиентов, адвокатов бренда, стимулируются повторные заказы. Также улучшается видимость веб-ресурса в поисковых выдачах, ведь известность и положительные отзывы влияют на поведенческие факторы, рост брендированных запросов и позиции сайта в поисковых системах.
Репутационный менеджмент — комплекс работ, направленный на улучшение имиджевого фона бренда, сайта, личности.
Составляющие репутационного менеджмента
Особенности ORM-маркетинга
Чаще люди оставляют не положительные, а отрицательные отзывы. Обиженный клиент чувствует дисбаланс и готов на каждому углу требовать справедливости. Поэтому важно применять специальные инструменты для стимулирования положительных отзывов. Например, для клиентов кафе можно на виду разместить QR-код, ведущий на форму с отзывом, а затем предложить скидку или подарок.
Все комментарии должны анализироваться. За нейтральный отзыв можно поблагодарить, а негатив требует подробного изучения ситуации и принятия всех возможных мер по исключению таких случаев в будущем.
Немного статистики
- 90% клиентов перед покупкой изучают отзывы.
- 50% людей формируют личное мнение после прочтения 2-3 отзывов.
- 50% доверяют свежим отзывам (не старше 1 месяца).
- Положительные отзывы вызывают доверие у 70% потребителей.
- Фейковые отзывы легко распознаются.
- Люди изучают несколько источников перед покупкой
10% клиентов не читают отрицательные отзывы вообще или не обращают на них внимание. Их очень мало, вы согласны?
Какие работы проводятся в рамках репутационного менеджмента
- Обработка негатива.
- Публикация положительных отзывов.
- Работа в соцсетях.
- Непрямая реклама, агенты влияния, анонсы масштабных розыгрышей и т.п.
- Управление репутацией в поисковых системах и на официальном сайте.
Как убираются негативные комментарии
Пытаться удалять негатив? Этим вы можете только навредить репутации. Ведь недовольный пользователь пойдет по другим сайтам и напишет 100 плохих отзывов вместо одного, который вы поленились обработать.
Второй вариант — “разбавление” негатива положительными комментариями лояльных клиентов. Большим плюсом будет выстраивание диалога с авторами негатива. Задача специалиста — понять его и решить проблему, затем компенсировать недовольство.
Что такое реверсивное продвижение
Если нивелирование негатива затруднительно, то на помощь приходит реверс — продвижение “от обратного”. Можно найти сайты с положительными комментариями и продвинуть их в ТОП, вытесняя площадки с негативным контентом.
На сайте компании при этом собираются реальные положительные отзывы.
Как увеличивается количество настоящих положительных отзывов
Необходимо зарегистрировать компанию на картах (Яндекс, Гугл, 2ГИС), в известных справочниках и на отзовиках. За всеми комментариями следит специалист. На сайте клиента размещается форма, через которую посетитель может оставить отзыв о сотрудничестве. За ее заполнение вы можете пообещать подарок. Например, пополнение баланса телефона. Но важно про подарки не забывать! Иначе хороший отзыв в лучшем случае будет удален, а в худшем превратится в негативный.
Запустите в работу “сарафанное радио” — пусть положительные отзывы размещаются в соцсетях и на тематических форумах.
Как создается активность в социальных сетях
Соцсети — важный инструмент репутационного маркетинга. Положительные обсуждения в ВК, ОК, Инстаграм и других площадках косвенно и прямо влияют на позиции сайта по ключевым запросам. К тому же активная аудитория выходит из соцсетей и распространяет информацию за их пределами.
- Необходимо создать и вести группу (сообщество) с целевой аудиторией.
- Проводить акции, конкурсы, розыгрыши. Люди будут отмечать интересные посты, а эту информацию видеть их друзья и подписчики. Так вы расширяете свою целевую аудиторию.
- Таргет-реклама привлекает в сообщество новых подписчиков.
Таргетирование — настройка рекламы на определенные цели. В нашем случае это группы людей, которых можно выбрать по полу, возрасту, геолокации, семейному положению и показывать объявление только для них..
Другие инструменты репутационного маркетинга — нативная и скрытая реклама, пресс-релизы, анонсы на сторонних площадках, работа с видеоблогерами и т.д.
Как помогает корпоративный сайт
Это незаменимый инструмент в репутационном маркетинге. Публикуются полезные статьи, поддерживается раздел с отзывами, ведется блог.
Как работает скрытый маркетинг
1-5 человек внедряются в диалоги, причем их комментарии могут быть положительными и нейтральными. Этот метод эффективно повышает лояльность клиентов, поддерживает интерес к обсуждению и не дает увести его в негативное русло.
Так ли важен репутационный менеджмент?
Психология человека — явление сложное. Мы все боимся неизвестности. Каждый предпочитает работать с теми компаниями, о которых хорошо осведомлен в положительном ключе. Поэтому сделать имидж бренда положительным — главная цель репутационного менеджмента. А анализ ситуации в интернете через его призму помогает вовремя отражать атаки недоброжелателей, получать позитивные отзывы и увеличивать численность лояльных клиентов.
Знаете ли вы, что думают о вашем бизнесе текущие и потенциальные клиенты? Их мнение важно независимо от того, представляете ли вы сеть ресторанов, технологический стартап или же маркетинговое агентство. Ведь именно клиенты определяют, насколько хороши ваши продукты и услуги.
В этом помогает репутационный менеджмент — процесс управления репутацией бренда. Рассказываем, что это такое, как он влияет на бизнес-показатели, а также какие современные подходы и инструменты используются для его улучшения.
Содержание
- Ключевые направления репутационного менеджмента
- Задачи и инструменты репутационного менеджмента
- Современные технологии репутационного менеджмента
- Влияние репутации на бизнес-показатели
- Этапы
- PR в репутационном менеджменте
- Проблемы репутационного менеджмента
Ключевые направления репутационного менеджмента
Репутационный менеджмент включает мониторинг имиджа компании в интернете и активное формирование ее положительного образа у целевой аудитории. Обычно этот процесс охватывает обзорные сайты, социальные сети, блоги и новостные платформы.
Реакция бренда зависит от текущих событий: это может быть как извинение в ответ на жалобу о плохом обслуживании, так и положительная новость о новой продуктовой линейке. Мнение клиента играет ключевое значение в репутационном менеджменте, поэтому основные стратегии, как правило, направлены на формирование положительных отзывов.
Задачи и инструменты репутационного менеджмента
Формирование репутации — долгосрочная стратегия, требующая времени и терпения. Существует множество инструментов, которые помогают бизнесу активно отслеживать текущую позицию и управлять ею в реальном времени. Они предоставляют следующие возможности.
- Собирать независимые отзывы с сотен сайтов одним нажатием кнопки, чтобы узнать мнение потребителей.
- Отслеживать эффективность стратегий с помощью информационных панелей.
- Побуждать людей оставлять обратную связь, чтобы увеличивать охват.
- Быстро реагировать на отзывы, чтобы формировать положительный образ, а также превращать негативные комментарии в положительные.
Более того, такие инструменты упрощают и автоматизируют рабочий процесс маркетинговых команд.
Современные технологии репутационного менеджмента
Рассмотрим несколько сервисов, которые позволяет определить текущую репутацию бренда и непрерывно работать над ее улучшением.
The Brand Grader. Этот инструмент позволяет быстро определить имидж бренда в интернете. Он предоставляет списки крупнейших блогов и новостных сайтов, рассказывающих о вашей компании или продукте, рейтинг источников упоминаний, соотношение позитивных и негативных отзывов и многое другое.
Reputology. Инструмент ориентирован на отслеживание отзывов о компании по местоположению на таких сайтах, как Yelp, TripAdvisor и Facebook. Кроме того, вы можете отвечать на комментарии, не выходя из платформы.
SimilarWeb. Сервис позволяет контролировать трафик сайта, а также сравнивать его с конкурентами по таким показателям, как время пребывания, показатель отказов и просмотры страниц за посещение. На SimilarWeb также можно найти полезные маркетинговые исследования об интересующей вас индустрии.
Mention. Инструмент присылает оповещения об упоминаниях вашей компании на различных платформах, а также предлагает много возможностей для аналитики. К примеру, вы можете сравнивать свой бренд с конкурентами по таким показателям, как доля голоса, отношение, охват и влияние.
Get Five Stars. Чтобы получить пятизвездочный рейтинг, для начала необходимо набрать отзывы. Get Five Stars предлагает несколько решений, которые помогут побудить аудиторию оставлять обратную связь.
Buffer. Продуманное ведение социальных сетей — весомый фактор в репутационном менеджменте. С помощью Buffer вы сможете планировать и отправлять публикации во все соцсети из одной платформы.
SendInBlue. Email-маркетинг не менее важен для формирования хорошей репутации. С помощью этого сервиса вы сможете создавать рассылки без особых технических знаний и отслеживать их результаты.
Buzzsumo. Сервис позволяет отслеживать популярный контент в соцсетях, блогах и на новостных сайтах. С его помощью можно сравнивать свой контент с конкурентами и находить инфлюенсеров в своей нише.
Ниже приведены еще несколько полезных инструментов.
- Website Grader от HubSpot позволяет быстро оценивать ключевые показатели сайта.
- Mozbar — расширение Chrome для определения авторитетности и посещаемости сайта.
- Go Fish Digital — инструмент для поиска негативных отзывов.
- SmarterQueue упрощает планирование и публикацию контента в социальных сетях.
- Mailjet автоматизирует создание, редактирование и отправку email-рассылок.
- Hunter и Voila Norbert — инструменты для поиска адресов электронных почт.
Влияние репутации на бизнес-показатели
Онлайн-репутация может стать как важнейшим бизнес-активом, так и его слабым местом. Текущие и потенциальные сотрудники и клиенты часто принимают решения на основе поисковых запросов и информации в соцсетях.
Положительные результаты повышают доверие и лояльность к бизнесу. В то же время одна негативная статья может серьезно навредить его репутации. Исследование Claire Beaumont показывает реальное влияние различных поисковых результатов на бизнес.
- 46% компаний обеспокоены негативным освещением в прессе или пострадали от него, что на 29% выше по сравнению с 2014 годом.
- Каждая третья компания считает, что негативные публикации в социальных сетях представляют наибольшую угрозу репутации.
- Отрицательные отзывы приводят к потере бюджета.
- 93% потребителей принимают решения на основе онлайн-отзывов, а 90% изучают их, прежде чем обратиться в компанию.
- 85% доверяют обзорам в интернете не меньше, чем личным рекомендациям.
- 73% более лояльны к бизнесу при наличии положительных отзывов о нем.
Поисковые системы не разделяют информацию на негативную и позитивную, а основываются на ее релевантности и популярности. Поэтому так важно непрерывно заботиться об имидже бренда.
Этапы
Рассмотрим стратегию из пяти активных шагов, которая поможет улучшить репутацию как крупного, так и малого бизнеса.
Определите текущий показатель онлайн-репутации. Для начала вам нужно понять, что именно думают люди о вашем бренде сейчас. Для этого нужно проанализировать следующие данные.
- Публикации, комментарии и упоминания в социальных сетях от клиентов и конкурентов.
- Отзывы и рейтинг со сторонних сайтов с обзорами.
- Упоминания в блогах и журналах, посвященных вашей индустрии.
- Фидбек от реальных клиентов (электронные письма, опросы и контактные формы на вашем сайте).
Ваша задача — определить соотношение положительных и отрицательных комментариев. Если настроение покупателей ближе к отрицательному, значит, вам есть над чем поработать.
Настройте отслеживание упоминаний. Репутационный менеджмент требует активной и непрерывной деятельности. Определив текущий показатель репутации, нужно подготовить все необходимое, чтобы быстро реагировать на запросы клиентов в будущем. Для этого следует настроить уведомления в реальном времени и отслеживать следующие показатели.
- Теги и упоминания вашего бизнеса.
- Использование ваших хештегов.
- Ключевые слова, связанные с брендом.
Это позволит быстро отвечать на вопросы клиентов и разрешать их беспокойства.
Реагируйте на упоминания активно и позитивно. Так вы сможете произвести положительное впечатление на клиентов независимо от того, озадачены ли они какой-либо проблемой или же хотят похвалить вашу работу. Для этого потребуется разработать стратегию обслуживания клиентов. Воспользуйтесь следующими советами.
- Персонализируйте каждый ответ вместо того, чтобы вставлять и копировать один и тот же.
- Всегда заканчивайте разговор благодарностью в сторону клиента.
- Разрешайте каждый вопрос в социальных сетях, чтобы избежать конфликтов и дальнейших жалоб.
Советы могут показаться банальными, но именно позитивный подход имеет большое значении в репутационной менеджменте.
Поддерживайте положительный образ. Социальные сети позволяют практически каждому совершенно бесплатно высказать мнение, в том числе негативное. В этом и состоит основная сложность в управлении репутацией бренда.
Пожалуй, один из лучших способов борьбы с негативом — это поощрение положительных отзывов. К примеру, вы можете публиковать истории и комментарии от довольных клиентов на своем сайте и в социальных сетях. Это подчеркнет положительный опыт взаимодействия с брендом для тех, кто еще, вероятно, не видел отзывов о нем на сторонних ресурсах.
Действуйте, исходя из комментариев, критики и аналитики. Обращайте внимание на то, как клиенты реагируют на ваши действия. Возможно, они одобряют последние нововведения в отношении обслуживания или жалуются на повышение цен. В любом случае не игнорируйте их, а прислушивайтесь и вносите соответствующие изменения в свой бизнес.
PR в репутационном менеджменте
PR и репутационный менеджмент тесно взаимосвязаны. Рассмотрим несколько PR-тактик, которые помогут успешно управлять репутацией компании.
- Сайт — это лицо вашего бренда, так как в первую очередь клиенты будут искать информацию о вас в интернете. Поэтому он должен быть визуально привлекательным и удобным в использовании. Не забывайте и про социальные сети. Они позволяют не только выгодно презентовать компанию, но и взаимодействовать с клиентами в реальном времени.
- Разработайте стратегию корпоративной социальной ответственности (КСО) — это добровольная инициатива, направленная на социальное, экономическое и экологическое благополучие окружающей среды. Такая программа демонстрирует, что компания заботится не только о себе, но и об общественности.
- Проработайте правила использования социальных медиа для своих сотрудников. Это поможет избежать разглашения конфиденциальной информации, которая может навредить бизнесу.
- Чтобы смягчить последствия потенциального кризиса, важно заранее составить антикризисную стратегию. Она должна включать несколько сценариев, охватывающих потенциальные ситуации, которые могут нарушить нормальную деятельность компании.
- При разработке антикризисной стратегии также необходимо назначить специалиста, который будет представлять вас в СМИ. Представитель также может писать статьи для отраслевых издательств и выступать в качестве профильного эксперта. Это поможет сформировать образ компании как лидера индустрии.
- Познакомьтесь с журналистами в своей сфере и регулярно обновляйте список контактов СМИ, чтобы избежать неприятных ситуаций.
Помимо этого, при необходимости можно привлечь PR-консультанта. Он поможет вам понять, какие стратегии работают, а какие действуют неэффективно, чтобы обеспечить лучшую окупаемость инвестиций.
Проблемы репутационного менеджмента
Рост социальных сетей и электронной коммерции лишь увеличивает влияние онлайн-отзывов. И контролировать их становится все сложнее. Даже один негативный комментарий может нарушить лояльность клиентов, а громкий скандал — заставить полностью отказаться от услуг компании. Поэтому так важно тщательно разрабатывать стратегии репутационного менеджмента, чтобы оперативно реагировать на кризисные ситуации и формировать положительный образ.
Читайте также: