Искусство делового общения кратко
Обновлено: 02.07.2024
Деловое общение предполагает взаимодействие людей для достижения определенной цели. Оно осуществляется в служебное время и на деловых брифингах, приемах и встречах.
Деловое общение направлено на результат и решение задачи. Оно возникает только в совместной производственной деятельности. Поэтому деловое общение отличается от обыденного непринужденного тем, что:
- Имеет цель.
- Использует рациональные способы ее достижения.
- Соблюдает субординацию.
- Подчиняется регламенту.
- Соответствует этикету.
- Учитывает ролевые позиции.
Перечисленные особенности разделили его на конструктивное и деструктивное деловое общение.
Конструктивное деловое общение
Такое общение излагает факты и не дает оценок. Вот некоторые правила конструктивного делового общения:
Деструктивное деловое общение
Оно строится на негативных эмоциях. Поэтому может привести к потере деловых отношений. В качестве деструктивных форм общения выступают:
- Ложь.
- Эгоизм.
- Агрессия.
- Неблагодарность.
- Обида.
Деловое общение в психологии базируется на совместном соблюдении партнерами таких принципов:
- Установление взаимности в совместной деятельности.
- Точность и достоверность официальной информации.
- Ответственность.
- Последовательность и согласие в принятии решения всеми участниками переговоров.
Деловое общение это искусство и без психологического контакта оно представляет собой сухой обмен информацией.
Деловое общение: признаки и сущность
Сущность делового общения предполагает взаимосвязь личностей на основе специфических особенностей человеческого восприятия.
Учитывайте такие особенности при подготовке к деловым переговорам:
- Фраза состоит не более, чем из 13 слов.
- Если вы говорите предложение больше 5 – 6 секунд, то его сложнее поймет собеседник.
- Последние фразы запоминаются лучше.
- Оптимальное время для переговоров – 08.00 – 12.00.
- Мужчины готовы внимательно слушать первые 10-15 секунд. Затем они вносят свои предложения.
- Незаконченное действие человек запоминает лучше, чем завершенное.
Знание особенностей человеческого восприятия – это одно из условий конструктивного диалога. Ведь в деловом общении партнеры нацелены на определенный результат.
Поэтому выделим признаки делового общения:
- Интегрирован в человеческую деятельность.
- Имеет общий предмет общения.
- Использует разные психологические приемы: внушение, убеждение, подражание и другие.
- Реализуется в таких формах: деловые переговоры, совещания, беседы и другие.
- Ориентируется на этику.
Решение коммерческих или социальных вопросов в соответствии с перечисленными признаками характеризует успешность в деловом общении. Ведь от качественного общения зависит реализация вашего дела. Поэтому изучите внимательно характеристики делового общения.
Характеристики делового общения
Основные характеристики делового общения сводятся к следующему:
- Приступайте сразу к теме разговора.
- Контролируйте тон голоса.
- Избегайте критики партнера.
- Возьмите время на обдумывание.
Если вы ориентированы на успех предприятия, то важно учитывать данные характеристики делового общения.
Также рекомендуется избавиться от таких ошибок:
- Унижать и оскорблять.
- Критиковать и спорить.
- Жаловаться.
- Перебивать.
- Быстро или медленно говорить.
- Хвастаться.
Данный список можно продолжить. Но суть будет одна. Без уважения к личности партнера достигнуть высоких результатов в работе сложно. Ведь в деловой сфере воздействие на человека идет с трех сторон. Рассмотрим структурные компоненты делового общения.
Структура делового общения
Структура делового общения состоит из:
- Коммуникативная сторона предполагает обмен информацией.
- Интерактивная - обмен опытом.
- Перцептивная. Восприятие человека и установление взаимопонимания.
Структурные компоненты делового общения обусловлены его спецификой.
Используйте в своей речи такие приемы взаимодействия:
Чтобы профессионально выстроить взаимодействие, рекомендуется использовать особые интерактивные приемы:
- Стройте фразы со слов: Кто? Что? Где?
- Будьте максимально внимательны к собеседнику. Не отводите глаза. Не смотрите в окно.
- Следуйте своими движениями за собеседником. Поворачивайте голову к партнеру.
Деловое общение: основные принципы.
Для достижения результата в деловой беседе требуется соблюдать принципы делового общения.
Для этого составьте план действия организации. Это сэкономит время. Не вступайте в спор с собеседником. Главное – терпение и труд.
Вкладывайте не только в производство, но и в развитие коммуникативных умений и навыков сотрудников.
Человек должен захотеть к вам вернуться.
- Сконцентрируйтесь на стратегической цели.
Неудачи и разочарования только закаляют сильных людей.
- Учитесь разграничивать личное общение от делового контакта.
Неприятный для вас сотрудник может быть высоким профессионалом своего дела. Сосредоточьтесь на поставленных задачах.
Ясная и логически выстроенная речь будет более понятной и интересной для восприятия аудиторией.
Демонстрируйте равенство и уважение к оппоненту и его позиции.
Важнейшие понятия и принципы делового общения сопряжены с нравственными нормами:
- Порядочность.
- Честность.
- Справедливость.
- Ответственность.
Формы делового общения.
Деловая беседа.
Является распространенной формой делового общения. Независимо от статуса партнера советуем очистить свою речь от таких слов – паразитов:
- Ничего себе.
- Очень красиво.
- Круто, супер, мега. Активизируйте свой пассивный словарный запас. Обогатите речь такими синонимами, как: замечательно, прекрасно, восхитительно и другими красивыми словами.
Деловые переговоры.
В деловых переговорах проявляйте уверенность. Ведь неуверенность на уровне слов вселяет оппоненту опасения. Поэтому избегайте следующих фраз:
- Не хочу вас больше задерживать.
- Простите, вы не уделите мне несколько минут?
- Не буду вам мешать.
- Мне поручено вам сообщить.
Чтобы выиграть, проверьте свои позиции в переговорах и контролируйте свою речь.
Деловое совещание.
Представляет собой групповую форму взаимодействия. Требует точного соблюдения протокола. Рекомендуем придерживаться следующих правил поведения:
- Полученная информация конфиденциальна.
- Будьте пунктуальны и соблюдайте сроки.
- Ведите себя в соответствии с местом в компании.
- Проявляйте доброжелательность и корректность в общении с коллегами.
- Улучшайте свой имидж.
Деловая переписка.
В письменной и электронной деловой переписке главным критерием успеха является скорость реакции на письмо, вопрос, предложение. Поэтому старайтесь дать ответ на письмо в течение дня.
Помните, что современная культура терпимее относится к ошибке, нежели чем к задержке с ответом.
В процессе любого общения всегда нужно проявлять уважение. Установите визуальный контакт. Расположите к себе партнера вовремя сказанным словом, правильной интонацией, уместным жестом. Ведь точное восприятие человека – это условие дальнейшей совместной деятельности.
Но помните о том, что в жизни каждого человека реальные события вносят свои коррективы и меняют тактику взаимодействия. Надеемся, рассмотренные в данной особенности и характеристики делового общения, помогут вам оптимизировать и грамотно выстроить деловое общение.
Искусство делового общения заключается в умении человека эффективно взаимодействовать с людьми. Большое значение придается навыкам делового общения и умению устанавливать контакт.
Важные навыки делового межличностного общения:
- Правильно начните разговор. Скажите добрые слова собеседнику. Поставьте себя на его место. Подумайте, что было бы вам интересно услышать на месте собеседника.
- Продумайте систему вопросов. Используйте открытые вопросы (Что?, Кто?, Зачем? Как?). Активно задавайте вопросы для уточнения позиции партнера.
- Адекватно реагируйте на замечания собеседника. Проявляйте спокойствие, терпение и уважение к партнеру. Подождите с ответом. Отвечайте кратко с акцентом на правильность позиции собеседника. На агрессивные замечания проявляйте больше такта.
- Найдите различные способы помочь собеседнику высказать свою точку зрения и установить контакт.
Перечисленные навыки межличностного делового общения в сочетании с психологическими приемами помогают собеседнику в процессе коммуникации принять ваше мнение.
Приемы общения
Приемы установки контакта в деловом общении снимают напряжение в процессе общения. Они вызывают симпатию у собеседника и повышают эффективность беседы.
Рекомендуется использовать такие приемы:
- Обращайтесь к человеку по имени – отчеству. Этикет не позволяет говорить о человеке в 3-ем лице (он, она) в его присутствии.
- Будьте доброжелательны. Улыбайтесь. Позитивные эмоции формируют доверие к вам.
- Проявите терпение к речи собеседника. По возможности не перебивайте.
- Проявляйте интерес к личной жизни своих подчиненных.
Данные манипулятивные приемы в деловом общении очень важны при установлении контакта с людьми. Ведь визуальный контакт в деловом общении – это фундамент долгосрочных партнерских отношений. Поэтому контролируйте свой взгляд.
А помогут вам в этом следующие приемы:
- Установите визуальный контакт в начале беседы.
- Не надевайте солнцезащитные очки на деловую встречу. Ваш собеседник будет чувствовать себя неловко.
- Не смотрите пристально на собеседника.
- Следите за зрачками партнера. Расширенные зрачки свидетельствуют об удовлетворении беседой. И наоборот.
- Взгляд исподлобья говорит о враждебности или подозрительности к вашим словам.
- Припущенные веки сигнализируют о потере интереса к теме вашего выступления.
В процессе делового общения данные приемы установки контакта в деловом общении помогут скорректировать интонацию, темп, стиль речи и семантику выступления.
Искусство делового общения
В работе менеджера искусство делового общения занимает чуть ли не главную роль. Сказанные вовремя приятные слова привлекут к вам внимание слушателя. Такие слова называют комплиментами – небольшое преувеличение достоинств вашего собеседника. Овладеть искусством комплимента в деловом общении помогут следующие рекомендации:
- Комплимент строится на реальном факте.
- Комплимент должен отражать только достоинства человека. Краткость.
- Не используйте в комплименте нравоучения и советы.
- Говорите чаще комплименты. По сути, умелое использование комплимента в сложных ситуациях, это и есть искусство делового общения.
Чтобы информация была воспринята верно, советуем овладеть
методикой выступления:
Овладение данной методикой невозможно без совершенствования устной речи. Культура речи – это основа искусства и техники делового общения руководителя. Заключается она в умении сознательно подбирать соответствующие ситуации языковые средства.
Избегайте таких ошибок в устной речи:
Орфоэпические: ударение, произношение.
Грамматические: неправильное построение предложений.
Лексические: неточное употребление слова.
Исключить данные ошибки поможет словарь. Сделайте его настольной книгой и заглядывайте в него почаще. А перед выступлением – обязательно!
Изложенные приемы и методы помогут руководителям и менеджерам устанавливать визуальный контакт, производить приятное впечатление, аргументированно излагать свою позицию и добиваться поставленной цели. А значит подняться еще на одну ступень в умении искусно вести деловые переговоры.
Автор статьи
Читайте также: