Варианты поведения деловых партнеров кратко

Обновлено: 03.07.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 485
  • КНИГИ 670 741
  • СЕРИИ 25 837
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 564

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

ОБЩЕСТВО “ЗНАНИЕ” САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

доктор философских наук,

профессор С. А. Сидоров

Ленинградской обл., 2004

ISBN 5-7320-072"-0 © А. П. Панфилова, 2004

Раздел I. Коммуникативная компетентность специалиста 9

Глава 1. Общение как социально-психологический механизм взаимодейст-9

вия в профессиональной деятельности

Глава 2. Виды общения 20

Глава 3. Характеристики делового общения 23

Глава 4. Вербальные средства коммуникации 33

Глава 5. Коммуникативные барьеры * 49

Глава 6. Слушание в деловой коммуникации 75

Глава 7. Вопросы в деловой коммуникации 91

Глава 8. Ответы на вопросы 97

Глава 9. Невербальные средства в деловой коммуникации 114

Глава 10. Какие сигналы выдают неискренность, обман? 166

Глава 11. Репрезентативная система в деловой коммуникации 177

Раздел II. Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров 194

Глава 1. Психогеометрические характеристики личности 195

Глава 2. Типы посетителей коммерческих ярмарок, выставок 208

Глава 3. Ролевые и манипулятивные классификации 213

Раздел III. Формы деловой коммуникации 232

Глава 1. Деловой разговор 233

Глава 2. Деловая беседа по телефону 253

Глава 3. Деловые совещания 263

Глава 4. Пресс-конференция 279

Глава 5. Деловые переговоры 293

Глава 6. Торги 324

Глава 7. Дискуссия, симпозиум, полемика, дебаты, спор и др 343

Глава 8. Публичная речь 381

Глава 9. Презентация 400

Глава 10. Самопрезентация 409

Раздел IV. Методы стимулирования критического и творческою

мышления специалистов в деловой сфере 429

Глава 1. Обучающие игры 430

Глава 2. Методы генерирования идей 438

Глава 3. Критика в деловой коммуникации ‘/. 453

Глава 4. Комплименты в деловой коммуникации 470

Библиографический список 492

Деловому общению обучают сегодня в школах бизнеса и

менеджмента, его вводят в учебные программы престижных вузов, ему

посвящают международные семинары и симпозиумы. Интерес к нему

велик, а выбор столь необходимых учебников по деловому общению

(особенно отечественных авторов) весьма скуден. Все это делает

появление данного учебного пособия, целиком посвященного деловой

коммуникации, весьма актуальным.

В книге широко использованы достижения отечественной и

зарубежной науки, а также более чем двадцатилетний опыт преподавания

автором этой дисциплины руководителям и специалистам различных

отраслей народного хозяйства, студентам вузов, коммерческих школ и

Перед нами одно из первых учебных пособий, где рассматриваются

практически все наиболее часто используемые формы делового общения, как традиционные, так и получившие распространение в последние годы.

Несомненным достоинством книги является насыщенность

практическими материалами, помогающими освоить описанные в

теоретической части коммуникативные приемы и процедуры.

Книга носит ярко выраженный обучающий характер. Она отвечает

на вопросы: как преодолеть коммуникативные барьеры, как

формулировать вопросы, как готовиться к ответам и как отвечать, как

выявить сенсорный канал и как использовать эту информацию, как

критиковать, как говорить комплименты и т. п.

Безусловный читательский интерес вызовут разделы, посвященные

стимулированию критического, конструктивно-творческого мышления, анализу проблемных ситуаций, ролевым и деловым играм, мозговой атаке

и др. Будучи специалистом по деловым играм, автор ввел в книгу ряд

собственных игровых разработок. Таковы, например, игры “Запрос”

(защита проектов), “Ранадо” (навыки делового общения), деловые

беседы “Прием на работу”, “Поручение задания”.

Автор сделал все, чтобы системно и доходчиво, глубоко и

интересно изложить современное научное представление о деловой

коммуникации, ее роли и возможностях в повышении эффективности

целенаправленной человеческой деятельности на практике.

Книга, безусловно, окажется полезной и будет востребована не

только учащимися, но и действующими практиками: юристами и

психологами, бизнесменами и менеджерами, экономистами и

специалистами по связям с общественностью - всеми, кто по роду своих

занятий постоянно вступает в деловое общение.

Желаю, чтобы эта книга - плод многолетнего самоотверженного

труда - нашла достойного, внимательного и благодарного читателя.

Заслуженный деятель науки России,

доктор технических наук,

профессор В. А. АБЧУК

Взаимоотношения специалистов в профессиональной

деятельности становятся предметом все более пристального внимания ученых.

Исследования психологов и социологов показывают, что до 70%

управленческих решений принимаются руководителями в устной

J)opMe, в процессе делового взаимодействия.) Без преувеличения

можно сказать, что характер деловых контактов оказывает

решающее влияние на эффективность совместной деятельности, на

успешность проведения бесед, деловых совещаний и переговоров, пресс-

конференций и дискуссий, торгов и презентаций?

Вместе с тем авторский опыт проведения инновационных, поис-

ково-апробационных и деловых игр, а также многолетняя практика

преподавания курса “Деловая коммуникация в профессиональной

деятельности” для руководителей и специалистов самых разных

отраслей народного хозяйства (директора и специалисты заводов и

фабрик; курсы повышения квалификации и переподготовки в

авиационной, судостроительной, медицинской, юридической, педагогической и прочих сферах; коммерческие учебные заведения, готовящие кадры: менеджеров, коммерческих директоров, маркетологов и специалистов по рекламе, секретарей-референтов и

бухгалтеров, имиджмейкеров и специалистов по паблик рилейшнз, торговых агентов и специалистов по переговорам и т. п., а также

руководители государственного аппарата, профсоюзных и

партийных организаций, депутаты и работники культуры) свидетельствуют о наличии идентичных проблем у всех категорий

специалистов. Это и недостаточно развитая коммуникативная и

психологическая компетентность, и низкая культура делового общения, и

эклектика в использовании форм и методов делового

Овладение основами деловой коммуникации позволит

специалистам эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, реализуя комфортно-психологическое общение и разнообразные

стратегии и тактики, ориентированные на достижение компромисса и

сотрудничества. А это, в свою очередь, снизит риск неблагоприятных

последствий решений при ведении переговоров и

консультировании, проведении деловых совещаний и собраний. Использование

рациональных программ делового общения, адекватных

коммуникативному намерению специалистов, позволит завоевать доверие в

деловых круга^ Знание различных психотипов деловых партнеров, клиентов, коллег и руководителей, особенностей их

репрезентативных систем, владение приемами влияния на них, а также действия

на основе алгоритмов коммуникативного поведения, - все это

разовьет тот коммуникативный опыт, который придаст формирующимся

рыночным отношениям цивилизованный характер, приведет к

эффективной реализации намеченных целей и программ.

Замысел книги - показать коммуникацию как уникальный, специфический вид деятельности, без которого невозможно стать

Хладнокровный неприступный собеседник. Ведет себя замкнуто, чувствует себя вне времени и пространства, а также вне темы и ситуации конкретной деловой беседы. Все кажется ему недостойным его внимания и усилий.

В зависимости от стиля общения партнера и проявления им тех или иных поведенческих характеристик в деловом общении можно предпринять следующие меры противодействия.

В беседе с человеком, забивающим вас своими знаниями, следует посадить его рядом с ведущим беседу; время от времени напоминать, что другие также хотят высказаться; попросить его, чтобы он дал и остальным собеседникам поработать над решением; дать ему возможность вывести и сформулировать промежуточные заключения; при авантюрных и рискованных утверждениях предоставить слово другим участникам для выражения их точки зрения; иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить тот, кто ведет беседу.

В беседе с лицом, ставящим много вопросов, те его вопросы, что относятся к теме беседы, сразу же переадресовывать всем собеседникам, а если он один – ему самому; на вопросы информационного характера отвечать сразу и сразу же признавать его правоту, если нет возможности дать нужный ответ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПАРТНЕРОВ ВО ВНЕБРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПАРТНЕРОВ ВО ВНЕБРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЯХ Особенности поведения изменяющего брачному партнеру супруга в семье и за ее пределами во многом зависят не только от объективных обстоятельств, провоцирующих его на супружескую

17.5. Личностные особенности учителя, затрудняющие общение с учащимися

17.5. Личностные особенности учителя, затрудняющие общение с учащимися К таким особенностям относятся вспыльчивость, прямолинейность, резкость, торопливость, обостренное самолюбие, упрямство, самоуверенность, отсутствие чувства юмора, обидчивость, простодушие,

Модели поведения партнеров в переговорном процессе

Модели поведения партнеров в переговорном процессе Успех переговорного процесса по разрешению конфликтов во многом определяется умением понять своего партнера, правильно оценить его модель поведения и выбрать адекватный стиль общения.В литературе по конфликтологии

Глава 4 Типы когнитивного поведения

61. Типы виктимного поведения

61. Типы виктимного поведения Виктимным поведением называется такое поведение человека, которое может в результате совершаемых им действий вызвать преступление. В криминологии принято делить виктимное поведение на три вида – неосторожное, рискованное или объективно

Неуместное переспрашивание или затрудняющие уточнения

Неуместное переспрашивание или затрудняющие уточнения При такой манипуляции эффект достигается за счет того, что манипулятор делает вид, будто желает лучше что-то для себя уяснить. Он переспрашивает вас, однако повторяет ваши слова только вначале. Далее манипулятор

Ведение переговоров на основе интересов

Ведение переговоров на основе интересов Во время переговоров интересы сторон должны быть определены прежде, чем предлагаются какие-то решения. После того как интересы определены, участники переговоров совместно занимаются поиском различных альтернатив, которые могли

4.1.4. Типы девиантного поведения

4.1.4. Типы девиантного поведения Различают следующие типы отклоняющегося (девиантного) поведения:– делинквентное – отклоняющееся поведение с отчетливой антиобщественной направленностью, приобретающее в крайних своих проявлениях уголовно наказуемый

6. Типы поведения покупателей во время шопинга

6. Типы поведения покупателей во время шопинга Люди, занимающиеся шопингом, различаются по своему отношению к нему. Это, в свою очередь, ведет к различиям в типах потребительского поведения людей, совершающих тот или иной вид шопинга.Как люди относятся к шопингу и как они

Множество партнеров

Множество партнеров Мужчина ошибочно полагает, что для женщины привлекателен тот, у кого много сексуальных партнерш одновременно. Вот не поворачивается язык назвать их любовницами, потому что не может быть любви сразу ко многим женщинам. Это женщины для секса. Вы,

5.1 Отношения партнеров

5.1 Отношения партнеров Дети выросли. Квартира оформлена на меня. Деньги есть. Муж теперь не нужен. Надо теперь как-то от него избавляться. Из случайно подслушанного разговора двух пожилых женщин на улице Рассмотрим составляющую № 2 вектора человеческих отношений, то есть

Мужчина и женщина: особенности делового стиля и отношений на работе.

При выработке собственного делового стиля, а так же в процессе понимания своего партнера следует различать поддерживающий и не поддерживающий стили поведения. Поддерживающий стиль поведения – это общение, при котором личность ощущает свою значимость и ценность для партнера. Не поддерживающий стиль поведения – это общение, при котором значимость и ценность партнера сознательно или по неведению понижаются. Поддерживающий деловой стиль предполагает, что Вы постоянно демонстрируете партнеру позитивную реакцию на его присутствие, интерес к его проблемам, внимание к тому, что он говорит. Не поддерживающий деловой стиль выражается в отсутствии интереса к партнеру, желании сократить время общения, нежелание или неспособность вникать в вопросы, волнующие собеседника. Не поддерживающий поведенческий стиль может быть использован специально для понижения самооценки партнера; но может оказаться просто следствием неопытности или отсутствия навыков позитивного общения. В этом случае надо учиться активно проявлять уважение и внимание к другому человеку.

При анализе возможных деловых стилей стоит обратить внимание на пол и возраст, как факторы, во многом определяющие характер и формы делового общения.

У мужчин и женщин разный деловой стиль, то есть: разные мотивации делового поведения, разные способы решения проблем, разные приемы организации работы. Мужчины склонны к авторитарности, женщины – к демократичности. Если в организации принят демократический стиль общения, то женщины в качестве лидеров ценятся так же высоко, как мужчины, а если авторитарный, то оценка женщин-руководителей ниже. Мужчины сильные, активные, напористые, такие же женщины – агрессивные и навязчивые. Мужской стиль общения свидетельствует о стремлении к социальному доминированию и независимости, женский – к взаимной зависимости, партнерству или сотрудничеству. Различие мужского и женского делового стиля выражается в следующем:




1. Для мужчин характерен так называемый технократический стиль, для женщин – эмоционально-эгоистический. Мужчины легче воспринимают новации, а женщины склонны к традициям. Мужчины быстрее схватывают проблему в целом, женщины внимательнее к деталям;

2. Не смотря на то, что в политике, бизнесе по-прежнему доминируют мужчины, социологи и психологи выделяют мужской и женский менеджмент как различие ориентаций на власть и обмен услугами у мужчин, и на интересы людей и их желание работать – у женщин;

3. У мужчин рациональность и простота – главные критерии правильности решения, у женщин – позитивные человеческие последствия;

4. Мужчины постоянно стремятся свести на нет эмоциональную напряженность деятельности, женщины не могут работать без личного отношения к предмету деятельности и своим партнерам;

5. Мужчине результат важнее процесса, женщине – наоборот. Мужчины при решении любой проблемы предпочитают сокращать промежуточные звенья, для женщин характерны проработка деталей, торможение принятия окончательного решения;

6. Женщины рассчитывают на себя, а мужчины на команду, хотя в реальности женщины – более склонны советоваться и общаться, а мужчины более склонны к авторитарным способам принятия решений;

7. Женщины чаще робеют перед начальством, подчиняются чужому авторитету и склонны считать, что интересы других важнее, чем свои собственные. Самооценка у женщины, как правило, занижена, а у мужчины завышена по сравнению с реальными результатами их деятельности.

8. Женщины не способны разделять свою личную и профессиональную жизнь в эмоциональном плане. И счастливая и несчастная женщина работают хуже, в то время как счастливый или несчастный мужчина на работе способен отключиться от своих личных проблем, а в приватной жизни забыть о работе. 90 % мужчин считают самым важным в жизни работу.

Деловой партнер – акула или дельфин?

Поддерживающий и не поддерживающий стили поведения.

Мужчина и женщина: особенности делового стиля и отношений на работе.

При выработке собственного делового стиля, а так же в процессе понимания своего партнера следует различать поддерживающий и не поддерживающий стили поведения. Поддерживающий стиль поведения – это общение, при котором личность ощущает свою значимость и ценность для партнера. Не поддерживающий стиль поведения – это общение, при котором значимость и ценность партнера сознательно или по неведению понижаются. Поддерживающий деловой стиль предполагает, что Вы постоянно демонстрируете партнеру позитивную реакцию на его присутствие, интерес к его проблемам, внимание к тому, что он говорит. Не поддерживающий деловой стиль выражается в отсутствии интереса к партнеру, желании сократить время общения, нежелание или неспособность вникать в вопросы, волнующие собеседника. Не поддерживающий поведенческий стиль может быть использован специально для понижения самооценки партнера; но может оказаться просто следствием неопытности или отсутствия навыков позитивного общения. В этом случае надо учиться активно проявлять уважение и внимание к другому человеку.

При анализе возможных деловых стилей стоит обратить внимание на пол и возраст, как факторы, во многом определяющие характер и формы делового общения.

У мужчин и женщин разный деловой стиль, то есть: разные мотивации делового поведения, разные способы решения проблем, разные приемы организации работы. Мужчины склонны к авторитарности, женщины – к демократичности. Если в организации принят демократический стиль общения, то женщины в качестве лидеров ценятся так же высоко, как мужчины, а если авторитарный, то оценка женщин-руководителей ниже. Мужчины сильные, активные, напористые, такие же женщины – агрессивные и навязчивые. Мужской стиль общения свидетельствует о стремлении к социальному доминированию и независимости, женский – к взаимной зависимости, партнерству или сотрудничеству. Различие мужского и женского делового стиля выражается в следующем:

1. Для мужчин характерен так называемый технократический стиль, для женщин – эмоционально-эгоистический. Мужчины легче воспринимают новации, а женщины склонны к традициям. Мужчины быстрее схватывают проблему в целом, женщины внимательнее к деталям;

2. Не смотря на то, что в политике, бизнесе по-прежнему доминируют мужчины, социологи и психологи выделяют мужской и женский менеджмент как различие ориентаций на власть и обмен услугами у мужчин, и на интересы людей и их желание работать – у женщин;

3. У мужчин рациональность и простота – главные критерии правильности решения, у женщин – позитивные человеческие последствия;

4. Мужчины постоянно стремятся свести на нет эмоциональную напряженность деятельности, женщины не могут работать без личного отношения к предмету деятельности и своим партнерам;

5. Мужчине результат важнее процесса, женщине – наоборот. Мужчины при решении любой проблемы предпочитают сокращать промежуточные звенья, для женщин характерны проработка деталей, торможение принятия окончательного решения;

6. Женщины рассчитывают на себя, а мужчины на команду, хотя в реальности женщины – более склонны советоваться и общаться, а мужчины более склонны к авторитарным способам принятия решений;

7. Женщины чаще робеют перед начальством, подчиняются чужому авторитету и склонны считать, что интересы других важнее, чем свои собственные. Самооценка у женщины, как правило, занижена, а у мужчины завышена по сравнению с реальными результатами их деятельности.

8. Женщины не способны разделять свою личную и профессиональную жизнь в эмоциональном плане. И счастливая и несчастная женщина работают хуже, в то время как счастливый или несчастный мужчина на работе способен отключиться от своих личных проблем, а в приватной жизни забыть о работе. 90 % мужчин считают самым важным в жизни работу.

Деловое общение представляет собой вид взаимодействия между людьми по поводу профессиональной деятельности. У делового общения всегда есть определенная цель, которую собеседники пытаются достичь в ходе разговора. Кроме того, в ходе такого общения происходит обмен информацией, знаниями, опытом.

Примерами делового общения могут служить отношения между коллегами, руководителем и подчиненными, партнерами по бизнесу, конкурентами, руководителем организации и представителями контролирующих органов, управляющим и собственником компании. Причем любое деловое общение имеет определенную стилевую окраску, которая определяет выбор способов и методов коммуникации для достижения цели разговора.


Что это такое?

Стили делового общения – это определенные устойчивые наборы способов общения или действий, которые направлены на получение результата. Стиль делового общения представляет собой своего рода маску или выработанную модель поведения, благодаря которой участник коммуникации не только пытается добиться намеченных целей, но и подкрепить представления о себе как о хорошем руководителе или высококлассном специалисте.

Это своеобразный ритуал, правила которого всем участникам известны заранее. Этих установок необходимо придерживаться.


Факторы, влияющие на формирование стиля:

  • личностные особенности;
  • навыки владения техникой деловой коммуникации;
  • конкретная ситуация общения (общение с коллегами, руководителем, подчиненным, партнерами).




Классификация стилей

Рассмотрим кратко основные типологии стилей делового общения.

Классификация К. Левина

Типология была создана на основе исследований и экспериментов, проводимых в 30-е годы ХХ века психологом Куртом Левином и его учениками, направленных на выявление стилей управления. Согласно данной типологии выделяют три стиля деловых коммуникаций.

Авторитарный

Основная характеристика этого стиля – это единоличное принятие решений одним участником коммуникаций. При этом решения эти касаются не только вопросов деятельности данного субъекта, но и общей с другими участниками деятельности. При таком типе коммуникативного взаимодействия один участник выступает субъектом взаимодействия (определяет цели коммуникации и самостоятельно прогнозирует ее результаты), а другой – объектом (на него направляется авторитарное воздействие).


Этот стиль отличает автократическое общение, когда все действия диктуются только одним человеком, остальные стороны не принимают участия в обсуждении даже касающихся их самих вопросов, инициатива не поощряется. Реализуется авторитарный стиль путем диктата и постоянного контроля. При проявлении со стороны объектов воздействия несогласия возникают длительные конфликты.

Приверженцы данного стиля подавляют в других людях проявление инициативы, творческого подхода, самостоятельности. Других людей они оценивают только на основе своего собственного субъективного мнения.


Демократический

Этот тип межличностной деловой коммуникации предполагает ориентацию субъекта коммуникации на партнера по общению. Характерные особенности стиля – стремление к взаимопониманию, принятию партнера, совместное обсуждение проблем и нахождение путей их решения, доверие, стимулирование инициативы и творчества, создание благоприятных для самореализации условий. Основные методы воздействия на партнера в таком взаимодействии – просьба, мотивация к выполнению задания, рекомендация.

Люди, реализующие демократический стиль делового общения, обычно испытывают удовлетворение от своей профессиональной деятельности, положительно настроены к партнерам, адекватно их оценивают и стремятся понять их цели, обладают способностью предвидеть результаты взаимодействия.


Либеральный

Либеральный стиль общения занимает промежуточное положение между двумя предыдущими. Субъект коммуникации в этом случае предельно минимально включается в диалоги и совместную деятельность с другими участниками, но только для того, чтобы переложить ответственность с себя на других людей. Он общается довольно формально, не пытаясь разобраться в сути вопроса. Основа этого стиля – невмешательство, обусловленное отсутствием интереса к общим проблемам.


Люди, реализующие данный стиль делового общения, постоянно колеблются, проявляют нерешительность, стараются переложить принятие решения на других. Нечеткость целей, отсутствие контроля, пассивность и незаинтересованность делают деловое общение при таком стиле неуправляемым.

Социально-психологический климат в коллективе при реализации такого паттерна общения скорее всего будет неустойчивым с периодически возникающими латентными или явными конфликтами.



Классификация стилей по С. Братченко





Классификация по Л. Петровской

Если две предыдущие классификации в качестве ориентира использовали индивидуально-психологические особенности субъекта общения, то у Л. Петровской основным фактором, детерминирующим типы стилей, выступает сама ситуация общения. По данной классификации существуют следующие стили деловых коммуникаций.

  • Ритуальный стиль, в основе которого лежит общая межгрупповая коммуникация. Задача партнеров такой коммуникации – это удовлетворение потребности в принадлежности к какой-либо группе, сфере отношений, поддержание социальных связей. При таком стиле взаимодействия партнер выступает как необходимый элемент для выполнения ритуала, причем его проблемы, интересы и личностные особенности не учитываются. Ритуальное общение более всего распространено в организациях со стабильным коллективом, члены которого знают друг друга уже давно.


Встречаясь на работе, они каждый день обсуждают одни и те же проблемы. Иногда даже можно прогнозировать, кто и что скажет в следующий момент. И такое положение дел всех вполне устраивает, и многие в конце трудового дня испытывают чувство удовлетворения от того, что они являются членами определенной команды.

  • Манипулятивный жанр общения предполагает использование партнерами друг друга в качестве способа решения определенных задач. Партнеры при этом пытаются продемонстрировать друг другу преимущества и привлекательность своих целей, чтобы партнер помог ему их достичь. Победителем в таком взаимодействии выходит тот, кто лучше владеет искусством манипулирования. Манипулятивный стиль не всегда является плохим. Именно таким способом решаются многие задачи.


  • Гуманистический стиль коммуникации основывается на способности партнеров к пониманию, сочувствию, сопереживанию и умении поставить себя на место партнера. Подобное общение не ставит перед собой деловых целей и вытекает из конкретной ситуации. Оно является вспомогательным в решении профессиональных задач, помогает устанавливать контакты и налаживать отношения.

Это наиболее человечный тип коммуникации из всех рассмотренных, основанный на обоюдном внушении – участники взаимодействия пытаются донести друг другу, что между ними должно быть доверие. Но такой стиль взаимодействия бывает неуместным, если он используется в чистом виде.

Помимо рассмотренных классификаций стилей официально-делового общения существуют и другие типологии: С. Шеина, В. Латинова, В. Кан-Калика.


5 важных правил делового общения вы узнаете из следующего видео.


Деловое общение включает разные категории коммуникаций, которые подчиняются разным правилам и требованиям. Оно живет не только в бизнес-среде: это может быть как общение между директором и подчиненным, так и просто между незнакомыми людьми.

Чтобы переговоры и коммуникация в целом была успешной, нужно контролировать свои эмоции и считывать все чувства оппонента. Есть ряд приемов, которые позволяют установить контакт и сделать беседу результативной. Далее в этой статье мы их рассмотрим, а пока рассмотрим подробнее, что такое деловое общение.

Определение делового общения

Деловое общение — это коммуникация между людьми в разных сферах жизни. Такое общение строго регламентируется и базируется на множестве правил, что позволяет обеим сторонам достигать своих целей. Стиль официальной беседы зависит от сферы бизнеса.

Деловое общение подразумевает официальность и преследует определенные цели, одна из которых — получить ответы на вопросы. Оно должно быть максимально эффективным. А для этого важно усвоить ряд разных правил. К слову, правила и требования являются отличием делового общения от обычного разговора.

Этика делового общения

Этика делового общения появилась на стыке нескольких наук, в числе которых психология и этика. Она важна в межличностной коммуникации.

Каждая сторона делового общения должна уметь излагать свои мысли и критически мыслить. Кроме того, у них должен быть еще ряд навыков: умение слушать, направлять ход беседы, способность расположить своего партнера.

Этика делового общения — это фундамент любой деятельности. Ее необходимо обучать сотрудников в начале их карьеры, когда они только начали постигать азы. Умение правильно доносить мысли и направлять собеседника сделают их работу продуктивнее, вне зависимости от сферы, в которой они задействованы.

Главные принципы делового общения

Формы делового общения

Любое общение может протекать в трех видах:

  • вербальное — словестное;
  • невербальное — мимика и жесты;
  • дистанционное — построенное с помощью гаджетов.

Можно различить следующие формы делового общения:

  1. Беседа — помогает добиваться определенных бизнес-целей. Встречается чаще других форм. Может проходить как очно, так и по телефону. Начинается с приветствия и представления, после этого сразу можно переходить к сути диалога.
  2. Переговоры — их отличие в том, что стороны хотят прийти к совместному выводу, который поможет в решении общих задач.
  3. Совещание — в ходе него учитывается мнение всех сотрудников. Это один из управленческих приемов, который позволяет включить в работу всю команду.
  4. Дискуссия — в ходе нее происходит обмен мнениями о протекающих процессах. Проходит в соответствии со строгим регламентом.
  5. Пресс-конференция — мероприятие, проходящее с участием высокопоставленных лиц и представителей СМИ. Организуется для обсуждения важных вопросов, о которых должна узнать широкая общественность.
  6. Публичное выступление. Это монолог перед аудиторий с целью воздействия на присутствующих. Может организовываться с целью навязывания мнения, воодушевления, мотивации и т.д.
  7. Деловая переписка — коммуникация с помощью официальных писем. Они составляются по особым правилам и призваны решить конкретные задачи. Деловая переписка используется для коммуникации с вышестоящими организациями и лицами.
  8. Презентации и торги — в публичной форме их тоже можно причислить к формам деловых коммуникаций.

Стили делового общения

Чтобы успешно заниматься бизнесом, нужно отлично владеть искусством деловой коммуникации, уметь жонглировать словом и доносить свои взгляды так, чтобы их разделяли оппоненты. Это требование возникло не так давно, но уже успело закрепиться в бизнес-кругах. Официальный стиль должен присутствовать в письменной и устной коммуникации. Иногда его можно разбавлять более неформальными моментами, но не переходить границы. Это позволяет успешно руководить компанией, развивать бизнес и строить карьеру.

Выделяют три вида делового общения:

  • законодательный;
  • дипломатический;
  • административно-канцелярский.

У всех этих видов есть особенности, и они требуют применения в определенной ситуации. Для них свойственны точные речевые конструкции, факты, безэмоциональность. Деловое общение — уже давно не только про работу, теперь оно используется и в ежедневной коммуникации формальной направленности.

Три стиля делового общения:

  1. Манипулятивный: это диалог, в котором один собеседник хочет повлиять на другого и добиться своей цели.
  2. Гуманистический: подразумевает поддержку в коллективе и направление сил на достижение общих целей. Человек здесь выступает не как набор определенных качеств, а как целостная личность с особенностями. Этот стиль для переговоров не подходит, это больше внутрикомандная история.
  3. Ритуальный: это традиции общения человека с вышестоящими персонами. Используется для поднятия авторитета. Большое значение здесь играет положение оппонента в обществе.

Этапы делового общения

Да, общение состоит из нескольких этапов. Это не обычный разговор, поэтому здесь нужно продумывать все мелочи.

5 правил делового общения

  1. Главная цель — достижение согласия. Нужно уметь приходить к компромиссу, слушать и слышать то, что говорит оппонент и не спорить с его точкой зрения. Помочь себе в достижении этой цели можно с помощью внимательного взгляда и мимики.
  2. Деловая речь. Подача информации должна быть официальной, но не безэмоциональной. Нужно найти баланс между монотонностью и торопливостью. Говорите четко, стройте диалог красиво и правильно.
  3. Целеполагание. Оно должно проходить невидимой нитью через весь монолог. Продумайте речь заранее, составьте план и следуйте ему.
  4. Правильная постановка вопросов. Помните, ответ на вопрос зависит от того, как вы его зададите. Различайте закрытые и открытые вопросы, делайте выбор в пользу одного из них по ситуации.
  5. Говорите короткими и простыми предложениями. Такие фразы лучше воспринимаются и затрачивают меньше энергии собеседника на их понимание.

Чтобы научиться правильному построению беседы, нужно проводить большую работу над собой. Уже после нескольких бесед вы сможете правильно строить речь и достигать первых результатов в проведении переговоров.


Like Centre — это не просто компания, занимающаяся созданием образовательных курсов, это настоящее сообщество предпринимателей, которые нацелены на развитие и готовы внедрять новые подходы ведения бизнеса.

Блог Лайк Центра помогает молодым стартаперам и опытным владельцам бизнеса черпать свежие идеи, первыми узнавать об эффективных инструментах и способах масштабирования своего дела. Это платформа для смелых, инициативных предпринимателей, которые не боятся рисковать, но риск этот должен быть оправданным и обоснованным.

В блоге в свободном доступе находится информация, которая помогает:

  • успешно запускать новые проекты;
  • масштабировать проекты старые и выводить их на космический уровень; и внедрять перспективные инструменты; и поддерживать дружеские отношения с уже имеющимися;
  • работать на рынке, полном конкурентов, анализировать их ошибки и выигрышные стратегии, а также применять лучшие практики в деятельности своей компании.

Мир меняется очень быстро, завладеть вниманием потребителя становится не так просто как раньше. Поэтому Лайк Центр делится актуальной информацией, которая помогает держать руку на пульсе и всегда оставаться в курсе изменений на рынке. При этом не забывает и об основных постулатах — нетленном своде правил, который помогает становлению и развитию бизнеса.

Новые технологии, маркетинговые приемы, дополненная реальность, соцсети с молниеносно изменяющимися алгоритмами — все это способно поставить в тупик. Поэтому Like Centre взял на себя обязательство пролить свет на все важные аспекты построения успешной компании, которая уверенно занимает высокие позиции на современных рынках, быстро подстраивается под нестабильную обстановку и неизменно выходит на новый уровень даже в кризисное время.

Обучение ведения бизнеса подойдет тем, кто готов последовательно прилагать усилия, хочет всегда оставаться в курсе последних новостей и не бояться внедрять тенденции в работу.

Like Centre blog — это база знаний, позволяющая рассмотреть проблемы комплексно, оперативно их выявить и решить. А для тех, кто готов продвинуться дальше, Лайк Центр готов оказать помощь в ведении бизнеса в Москве и любом другом регионе России.

В блоге мы много рассказываем об этом, но лучше один раз попробовать самостоятельно. За 3 дня мы дадим все инструменты, чтобы начать. Четко, структурировано. Ничего лишнего.

Читайте также: