Эффекты межличностного восприятия и взаимопонимания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Восприятие – это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных.

· Проецирование. Познающий может вкладывать свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому, а у оцениваемой личности могут отсутствовать.

· Эффекты ореола. Эта тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, например переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества.

· Стереотипизация. Социальный стереотип – устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы.

Идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом роли социальной при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании установок социальных и пр. (частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. )

Эмпатия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Процесс понимания характеризуется также явлением рефлексии. Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом того, как он в действительности воспринимается и оценивается партнером по общению.

Теория каузальной атрибуции — это теория о том, как люди объясняют поведение других, приписывают ли они причину действий внутренним чертам человека или внешним ситуациям.

Эффекты восприятия:

Основные типы межличностной коммуникации: диалогическое, императивное, манипулятивное общение.

Три типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

· Манипулятивное – это распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнёра по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

· Диалогическое общение – это общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнёра по общению.

Обычно выделяют три основных и ряд частных функций. К основным относятся:

· Коммуникативная или репрезентативная, которая является доминирующей;

· Апеллятивная, которая грамматически наиболее ярко выражена в звательной форме и повелительном наклонении;

Среди частных функций выделяют:

· Фатическую, осуществляющуюся посредством обмена ритуальными формулами, т.е затрагивающую преимущественно область речевого этикета.

· Метаязыковую, т.е функцию толкования, когда говорящему или слушающему необходимо проверить, пользуются ли они при общении одним и тем же кодом.

Устноречевая коммуникация, ее свойства, виды (говорение и слушание), функции.

Устноречевая коммуникация характеризуется довольно слабой подготовленностью, необратимостью, связью с конкретным временем и условиями протекания, автоматизмом в употреблении речевых средств и способов изложения информации.

Виды

Говорение -вид устноречевой деятельности, обусловленный выражением мыслей и чувств как в инициативной, так и в реактивной формах. Высшим уровнем говорения является динамичная, спонтанная, инициативная речь.

Условия говорения:

· Наличие коммуникативно-речевой ситуации, которая служит стимулом говорения;

· Наличие знаний о предметном содержании, компонентах ситуации, об объеме речевого произведения;

· Отношение к объекту речи – собеседнику, понимание его чувств, системы взглядов, знание его потребностей в общении и т.д;

· Наличие средств выражения своих мыслей и чувств.

Основная единица говорения – производство конкретного слова, предложения в ходе речевого акта – обмена продуктами речи между адресатом и адресантом.

Единицей слушанияназывают смысловое решение, обычно предшествующее действиям в плане обратной связи.

Механизмами слушанияявляются общефункциональные механизмы памяти.

Продуктом слушаниястановится умозаключение, к которому приходит человек в процессе слушания.

Массовая коммуникация. Структура и функции массовой коммуникации. Эффективность массовой коммуникации.

Массовая коммуникация – процесс распространения информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории.

Массовая коммуникация, прежде всего, характеризуется:

· Наличием техническим средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированностью

· Социальной значимостью информации

· Многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств.

Массовая коммуникация выполняет роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений; канала циркуляции психоформирующей информации.

Структура массовой коммуникации.

Модель Лассуэла.

В этой модели коммуникация представлена как однонаправленный, линейный процесс: кто сообщает – что – по какому каналу – кому – с каким эффектом.

На втором местев модели (что сообщается) располагается информация, распространяемая при помощи СМК.

Массовая информация – это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов.

Составляющими качественной характеристики массовой информации являются: востребованность, польза, интересность, эмоциональная окрашенность.

На третье место Лассуэл ставит средства передачи массовой информации ( по какому каналу сообщается) – СМК. Структура современной системы СМК подразделяется на три вида: СМИ, телекоммуникация; информатика.

СМИ – это организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной, музыкальной информации.

Информатика– это система средств обработки данных при помощи вычислительных машин (компьютеров).

на четвертом месте в лассуэловской структуре ( кому сообщается) находятся индивиды, потребляющие информационные потоки и превращающиеся в массовые аудитории.

На пятом месте в структуре массовой коммуникации ( с каким эффектом сообщается), Лассуэл рассматривает реакции аудитории на потребление определенной массовой информации.

Социальный стереотип — это устойчивое представление о ка­ких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы. Эталоны и стереотипы человек усваивает с дет­ства, на их основе формируется система ценностей, отражающаяся в установках, поведении и отношениях. При наличии стерео­типов происходит очень быстрая ориентировка в людях, особен­но точно определяются характеристики социального статуса, все остальные черты и параметры попросту достраиваются по опре­деленным, заранее известным схемам. В то же время известно, что первое впечатление порой бывает обманчивым. Как считают пси­хологи, это происходит из-за ошибок восприятия. Рассмот­рим подробнее.

Стереотипы восприятия.Существуют профессиональные стерео­типы (белый воротничок — менеджер, белый халат — врач), фи­зиогномические, этнические и др. Их отличает экономия мышле­ния (не надо думать), защита (оправдание собственного поведе­ния), удовлетворение агрессивных тенденций (нападение), спо­соб выхода группового напряжения.

Предрассудки и предубеждения.В основе предрассудков лежит предубеждение, т.е. необоснованное негативное представление о других людях. Предрассудки распространены и устойчивы. В их ос­нове могут лежать тревожность и угроза чувству безопасности. Чем более личность незаурядна, харизматична, самостоятельна в по­зициях и мнениях, тем менее она поддается бездумному приня­тию на веру предрассудков и стереотипов.

Эффект ореола.При эффекте ореола проявляется тенденция переносить благоприятное впечатление об одном качестве чело­века на все другие его качества.

Фактор превосходства.Большинство людей склонны система­тически переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них досто­инству. В то же время, имея дело с человеком, которого он сам в чем-то превосходит, наоборот, старается недооценить его, порой даже принизить его возможности. При этом важно, что превос­ходство фиксируется по одному параметру, а переоценка или не­дооценка человека происходит по многим параметрам. Эту ошиб­ку в психологии называют действием фактора превосходства.

Каузальная атрибуция.В повседневной жизни, когда человек не имеет точной информации, многие зачастую вынуждены строить свои собственные предположения относительно причин и поступ­ков других людей — путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения. Это носит название каузальной ат­рибуции, или причинной интерпретации (атрибуция — от лат. придаю, наделяю; каузальный — от лат. причина).

В литературе описаны несколько следующих типов атрибуции:

личностная атрибуция — причина поступка или действия при­писывается тому, кто его совершил, субъекту, в основном свой­ственна наблюдателю;

объективная атрибуция — причина поступка или действия при­писывается тому, на кого направлено действие — объекту;

обстоятельственная атрибуция — причина поступка или дей­ствия приписывается каким-то возникшим обстоятельствам, кон­тексту ситуации, в основном свойственна участнику.

К сожалению, ошибочная интерпретация причин поведения других может приводить к самым разнообразным негативным по­следствиям, к деструктивному взаимодействию, к конфликтам и недоразумениям.

Эффект снисходительности.Он заключается в том, что мы оце­ниваем другого человека чаще положительно, чем негативно, и используем по отношению к нему позитивные характеристики тог­да, когда он по отношению к нам не конкурентоспособен или вызывает чувство жалости из-за неуверенности в себе, закомп­лексованности, ущербности.

1) эффект первого впечатления (установки), согласно которой внешний облик и поведение человека определяет наличие определенных черт характера. Общаясь в течение жизни с различными людьми, человек накапливает в памяти впечатление об их внешности и особенностях поведения. Долговременная память сохраняет только обобщенный образ этих индивидов. Впоследствии, встречая похожих внешне людей, человек проецирует на них свои воспоминания о ранее встреченных, и приписывает (правильно или неправильно) им те черты характера, которые входят в сохраненный образ;

2) эффект первичности(эффект ореола) – первое впечатление о человеке оказывается настолько сильным, что способно повлиять на формирование устойчивого мнения о нем.

Отмечено, что если первое впечатление положительное, то мы склонны отфильтровывать несущественные отрицательные качества этого человека, согласуясь с первым впечатлением. Обратное происходит, если первое впечатление отрицательное. Эффект ореола может оказывать в процессе восприятия как положительное, так и отрицательное влияние;

3)эффект новизны – информация, сохраненная в памяти последней, оказывает более сильное влияние на формирование образа человека и его оценку, чем предыдущая, исключение составляет самое первое впечатление.

4) Эффект стериотипизации - У любого человека под влиянием общества, окружающих его людей и взаимодействия с ними образуется более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми человек дает оценку другим людям. Формирование этих эталонов для самого человека происходит чаще всего незаметно: он может и не осознавать, что у него формируются те или иные эталоны. Существуют различные классификации эталонов-стереотипов.

Классификация эталонов-стереотипов В. Н. Панферова:

Классификация эталонов-стереотипов (А. А. Реан)

1) антропологические; ( пример: добродушие связывается в представлении людей с тучностью)

3) социально-статусные; ( эксперемент, когда меняется восприятие роста в зависимости от предъявленного социального статуса)

6) вербально-поведенческие. (связаны с зависимостью оценки личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики, пантомимики и т. п.).

Все эти эталоны-стереотипы действуют в условиях дефицита информации о человеке, т. е. когда мы вынуждены судить о личности по первому впечатлению

.Механизмы межличностного восприятия

Проецирование – заключается в неосознанном наделении другого человека собственными мотивами, приписывании ему переживаний и качеств, которые присущи самому оценивающему.

Так же человек склонен приписывать другим не только присущие ему самому личностные свойства, но и на поведенческие и мотивационные особенности другого человека.

Идентификация -механизм, связанный с сознательной постановкой субъектом себя на место другого, что выступает в виде погружения, перенесения человеком себя в пространство и время другого человека и приводит к усвоению его позиции, установок мотивов, желаний и т. д.. Идентификация очень сильный и эффективный механизм познания другого человека. Однако осуществить идентификацию не всегда просто. С идентификацией тесно связан другой механизм — эмпатия.

Эмпатия понимается как постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Способность к сопереживанию имеет большое значение не только для процесса межличностного познания, но и для эффективного общения в целом. Эмпатия есть аффективное понимание




Рефлексия- также осложняет процесс понимания друг друга. В социальной психологии термин означает осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению

Формы восприятия и понимания человека человеком:

1) аналитический– распространен среди художников и врачей, которые каждую внешнюю черту человека (глаза, волосы, руки и т. д.) связывают с определенной личностной чертой;

2) эмоциональный– наличие личностных качеств определяется исходя из эмоционального отношения к человеку (механизмы новизны и первичности).

Наиболее распространен среди детей и подростков, а также людей легко возбудимых, обладающих образной памятью и мышлением;

3) перцептивно-ассоциативный– обращается внимание на внешние проявления человека, которые сравниваются с образами, хранящимися в памяти, на основании чего дается оценка этому индивиду. К такому способу чаще всего обращаются пожилые люди, актеры, руководители, врачи и педагоги;

4) социально-ассоциативный – воспринимаемый человек оценивается в силу сложившихся социальных стереотипов.

Методы социально-психологических исследований

НЕМОВ: В социальной психологии используются все методы, заимоствованные из общей психологии, только они приобретают спицифику: если в общей психологии изучается отдельно взятый человек, то в социальной психологии с помощью тех же методов изучается группа людей и отношения между ними. Поэтому можно назвать все методы общей психологии и кратко рассказать специфику их применения в социальной психологии.

В социальной психологии есть ряд специальных методов, например это все методы изучения малых групп, в т.ч. тесты (например, социометрические). К социальнопсихологическим методам относятся методы изучения социальных установок людей (с их помощью изучаются разнообразные социальные-психологические _____).

1) эффект первого впечатления (установки), согласно которой внешний облик и поведение человека определяет наличие определенных черт характера. Общаясь в течение жизни с различными людьми, человек накапливает в памяти впечатление об их внешности и особенностях поведения. Долговременная память сохраняет только обобщенный образ этих индивидов. Впоследствии, встречая похожих внешне людей, человек проецирует на них свои воспоминания о ранее встреченных, и приписывает (правильно или неправильно) им те черты характера, которые входят в сохраненный образ;

2) эффект первичности(эффект ореола) – первое впечатление о человеке оказывается настолько сильным, что способно повлиять на формирование устойчивого мнения о нем.

Отмечено, что если первое впечатление положительное, то мы склонны отфильтровывать несущественные отрицательные качества этого человека, согласуясь с первым впечатлением. Обратное происходит, если первое впечатление отрицательное. Эффект ореола может оказывать в процессе восприятия как положительное, так и отрицательное влияние;

3)эффект новизны – информация, сохраненная в памяти последней, оказывает более сильное влияние на формирование образа человека и его оценку, чем предыдущая, исключение составляет самое первое впечатление.

4) Эффект стериотипизации - У любого человека под влиянием общества, окружающих его людей и взаимодействия с ними образуется более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми человек дает оценку другим людям. Формирование этих эталонов для самого человека происходит чаще всего незаметно: он может и не осознавать, что у него формируются те или иные эталоны. Существуют различные классификации эталонов-стереотипов.

Классификация эталонов-стереотипов В. Н. Панферова:

Классификация эталонов-стереотипов (А. А. Реан)

1) антропологические; ( пример: добродушие связывается в представлении людей с тучностью)

3) социально-статусные; ( эксперемент, когда меняется восприятие роста в зависимости от предъявленного социального статуса)

6) вербально-поведенческие. (связаны с зависимостью оценки личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики, пантомимики и т. п.).

Все эти эталоны-стереотипы действуют в условиях дефицита информации о человеке, т. е. когда мы вынуждены судить о личности по первому впечатлению

.Механизмы межличностного восприятия

Проецирование – заключается в неосознанном наделении другого человека собственными мотивами, приписывании ему переживаний и качеств, которые присущи самому оценивающему.

Так же человек склонен приписывать другим не только присущие ему самому личностные свойства, но и на поведенческие и мотивационные особенности другого человека.

Идентификация -механизм, связанный с сознательной постановкой субъектом себя на место другого, что выступает в виде погружения, перенесения человеком себя в пространство и время другого человека и приводит к усвоению его позиции, установок мотивов, желаний и т. д.. Идентификация очень сильный и эффективный механизм познания другого человека. Однако осуществить идентификацию не всегда просто. С идентификацией тесно связан другой механизм — эмпатия.

Эмпатия понимается как постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Способность к сопереживанию имеет большое значение не только для процесса межличностного познания, но и для эффективного общения в целом. Эмпатия есть аффективное понимание

Рефлексия- также осложняет процесс понимания друг друга. В социальной психологии термин означает осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению

Формы восприятия и понимания человека человеком:

1) аналитический– распространен среди художников и врачей, которые каждую внешнюю черту человека (глаза, волосы, руки и т. д.) связывают с определенной личностной чертой;

2) эмоциональный– наличие личностных качеств определяется исходя из эмоционального отношения к человеку (механизмы новизны и первичности).

Наиболее распространен среди детей и подростков, а также людей легко возбудимых, обладающих образной памятью и мышлением;

3) перцептивно-ассоциативный– обращается внимание на внешние проявления человека, которые сравниваются с образами, хранящимися в памяти, на основании чего дается оценка этому индивиду. К такому способу чаще всего обращаются пожилые люди, актеры, руководители, врачи и педагоги;

4) социально-ассоциативный – воспринимаемый человек оценивается в силу сложившихся социальных стереотипов.

Методы социально-психологических исследований

НЕМОВ: В социальной психологии используются все методы, заимоствованные из общей психологии, только они приобретают спицифику: если в общей психологии изучается отдельно взятый человек, то в социальной психологии с помощью тех же методов изучается группа людей и отношения между ними. Поэтому можно назвать все методы общей психологии и кратко рассказать специфику их применения в социальной психологии.

В социальной психологии есть ряд специальных методов, например это все методы изучения малых групп, в т.ч. тесты (например, социометрические). К социальнопсихологическим методам относятся методы изучения социальных установок людей (с их помощью изучаются разнообразные социальные-психологические _____).

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.

Идентификация — один из механизмов познания и понимания человека, заключающийся в неосознанном уподоблении себя значимому другому.

Здесь значимый другой — это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом.

Эмпатия — постижение эмоциональных состояний человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии схож с механизмом идентификации.

Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.

Рефлексия — осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня.

При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.

Эффекты межличностного восприятия

Каузальная атрибуция

Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологические черты личности партнера по общению. Эта причинная интерпретация поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя.

Подобные исследования должны дать ответ на вопрос о роли характеристик, которые дают партнерам по общению в процессе межличностного восприятия, и степени влияния установок на эти характеристики.

Эффект ореола (галоэффект)

Формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола проявляется либо в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол).

Так, если первое впечатление о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

Эффекты новизны и первичности

С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая информация о нем.

Эффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.

Все описанные выше эффекты можно рассматривать как частные случаи или варианты проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, называемого стереотипизацией.

Стереотипизация

Восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.

Стереотип — упрощенное, зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о социальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной социальной общности.

Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной информации. Чаще всего стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека.

Стереотипизация является одной из важнейших характеристик межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны. В межличностной перцепции стереотипизация выполняет две основные функции:

1) поддержание идентификации;

2) оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам.


Аттракция

При восприятии людьми друг друга формируются определенные отношения с включением эмоциональных регуляторов — от неприятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви.

Социальная аттракция — особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты.

Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому.

Участники не должны быть ранее знакомы друг с другом. Не предусматривается никаких попыток при формировании группы структурировать ее по признаку образования, занимаемой должности, квалификации или профессии. В ходе такого тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой узнают, как они воспринимаются другими членами группы и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.

Читайте также: