Эффекты межличностного восприятия и взаимопонимания кратко
Обновлено: 05.07.2024
Восприятие – это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных.
· Проецирование. Познающий может вкладывать свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому, а у оцениваемой личности могут отсутствовать.
· Эффекты ореола. Эта тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, например переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества.
· Стереотипизация. Социальный стереотип – устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы.
Идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом роли социальной при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании установок социальных и пр. (частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. )
Эмпатия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.
Процесс понимания характеризуется также явлением рефлексии. Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом того, как он в действительности воспринимается и оценивается партнером по общению.
Теория каузальной атрибуции — это теория о том, как люди объясняют поведение других, приписывают ли они причину действий внутренним чертам человека или внешним ситуациям.
Эффекты восприятия:
Основные типы межличностной коммуникации: диалогическое, императивное, манипулятивное общение.
Три типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.
· Манипулятивное – это распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнёра по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.
· Диалогическое общение – это общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнёра по общению.
Обычно выделяют три основных и ряд частных функций. К основным относятся:
· Коммуникативная или репрезентативная, которая является доминирующей;
· Апеллятивная, которая грамматически наиболее ярко выражена в звательной форме и повелительном наклонении;
Среди частных функций выделяют:
· Фатическую, осуществляющуюся посредством обмена ритуальными формулами, т.е затрагивающую преимущественно область речевого этикета.
· Метаязыковую, т.е функцию толкования, когда говорящему или слушающему необходимо проверить, пользуются ли они при общении одним и тем же кодом.
Устноречевая коммуникация, ее свойства, виды (говорение и слушание), функции.
Устноречевая коммуникация характеризуется довольно слабой подготовленностью, необратимостью, связью с конкретным временем и условиями протекания, автоматизмом в употреблении речевых средств и способов изложения информации.
Виды
Говорение -вид устноречевой деятельности, обусловленный выражением мыслей и чувств как в инициативной, так и в реактивной формах. Высшим уровнем говорения является динамичная, спонтанная, инициативная речь.
Условия говорения:
· Наличие коммуникативно-речевой ситуации, которая служит стимулом говорения;
· Наличие знаний о предметном содержании, компонентах ситуации, об объеме речевого произведения;
· Отношение к объекту речи – собеседнику, понимание его чувств, системы взглядов, знание его потребностей в общении и т.д;
· Наличие средств выражения своих мыслей и чувств.
Основная единица говорения – производство конкретного слова, предложения в ходе речевого акта – обмена продуктами речи между адресатом и адресантом.
Единицей слушанияназывают смысловое решение, обычно предшествующее действиям в плане обратной связи.
Механизмами слушанияявляются общефункциональные механизмы памяти.
Продуктом слушаниястановится умозаключение, к которому приходит человек в процессе слушания.
Массовая коммуникация. Структура и функции массовой коммуникации. Эффективность массовой коммуникации.
Массовая коммуникация – процесс распространения информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории.
Массовая коммуникация, прежде всего, характеризуется:
· Наличием техническим средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированностью
· Социальной значимостью информации
· Многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств.
Массовая коммуникация выполняет роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений; канала циркуляции психоформирующей информации.
Структура массовой коммуникации.
Модель Лассуэла.
В этой модели коммуникация представлена как однонаправленный, линейный процесс: кто сообщает – что – по какому каналу – кому – с каким эффектом.
На втором местев модели (что сообщается) располагается информация, распространяемая при помощи СМК.
Массовая информация – это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов.
Составляющими качественной характеристики массовой информации являются: востребованность, польза, интересность, эмоциональная окрашенность.
На третье место Лассуэл ставит средства передачи массовой информации ( по какому каналу сообщается) – СМК. Структура современной системы СМК подразделяется на три вида: СМИ, телекоммуникация; информатика.
СМИ – это организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной, музыкальной информации.
Информатика– это система средств обработки данных при помощи вычислительных машин (компьютеров).
на четвертом месте в лассуэловской структуре ( кому сообщается) находятся индивиды, потребляющие информационные потоки и превращающиеся в массовые аудитории.
На пятом месте в структуре массовой коммуникации ( с каким эффектом сообщается), Лассуэл рассматривает реакции аудитории на потребление определенной массовой информации.
Социальный стереотип — это устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы. Эталоны и стереотипы человек усваивает с детства, на их основе формируется система ценностей, отражающаяся в установках, поведении и отношениях. При наличии стереотипов происходит очень быстрая ориентировка в людях, особенно точно определяются характеристики социального статуса, все остальные черты и параметры попросту достраиваются по определенным, заранее известным схемам. В то же время известно, что первое впечатление порой бывает обманчивым. Как считают психологи, это происходит из-за ошибок восприятия. Рассмотрим подробнее.
Стереотипы восприятия.Существуют профессиональные стереотипы (белый воротничок — менеджер, белый халат — врач), физиогномические, этнические и др. Их отличает экономия мышления (не надо думать), защита (оправдание собственного поведения), удовлетворение агрессивных тенденций (нападение), способ выхода группового напряжения.
Предрассудки и предубеждения.В основе предрассудков лежит предубеждение, т.е. необоснованное негативное представление о других людях. Предрассудки распространены и устойчивы. В их основе могут лежать тревожность и угроза чувству безопасности. Чем более личность незаурядна, харизматична, самостоятельна в позициях и мнениях, тем менее она поддается бездумному принятию на веру предрассудков и стереотипов.
Эффект ореола.При эффекте ореола проявляется тенденция переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все другие его качества.
Фактор превосходства.Большинство людей склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них достоинству. В то же время, имея дело с человеком, которого он сам в чем-то превосходит, наоборот, старается недооценить его, порой даже принизить его возможности. При этом важно, что превосходство фиксируется по одному параметру, а переоценка или недооценка человека происходит по многим параметрам. Эту ошибку в психологии называют действием фактора превосходства.
Каузальная атрибуция.В повседневной жизни, когда человек не имеет точной информации, многие зачастую вынуждены строить свои собственные предположения относительно причин и поступков других людей — путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения. Это носит название каузальной атрибуции, или причинной интерпретации (атрибуция — от лат. — придаю, наделяю; каузальный — от лат. — причина).
В литературе описаны несколько следующих типов атрибуции:
личностная атрибуция — причина поступка или действия приписывается тому, кто его совершил, субъекту, в основном свойственна наблюдателю;
объективная атрибуция — причина поступка или действия приписывается тому, на кого направлено действие — объекту;
обстоятельственная атрибуция — причина поступка или действия приписывается каким-то возникшим обстоятельствам, контексту ситуации, в основном свойственна участнику.
К сожалению, ошибочная интерпретация причин поведения других может приводить к самым разнообразным негативным последствиям, к деструктивному взаимодействию, к конфликтам и недоразумениям.
Эффект снисходительности.Он заключается в том, что мы оцениваем другого человека чаще положительно, чем негативно, и используем по отношению к нему позитивные характеристики тогда, когда он по отношению к нам не конкурентоспособен или вызывает чувство жалости из-за неуверенности в себе, закомплексованности, ущербности.
1) эффект первого впечатления (установки), согласно которой внешний облик и поведение человека определяет наличие определенных черт характера. Общаясь в течение жизни с различными людьми, человек накапливает в памяти впечатление об их внешности и особенностях поведения. Долговременная память сохраняет только обобщенный образ этих индивидов. Впоследствии, встречая похожих внешне людей, человек проецирует на них свои воспоминания о ранее встреченных, и приписывает (правильно или неправильно) им те черты характера, которые входят в сохраненный образ;
2) эффект первичности(эффект ореола) – первое впечатление о человеке оказывается настолько сильным, что способно повлиять на формирование устойчивого мнения о нем.
Отмечено, что если первое впечатление положительное, то мы склонны отфильтровывать несущественные отрицательные качества этого человека, согласуясь с первым впечатлением. Обратное происходит, если первое впечатление отрицательное. Эффект ореола может оказывать в процессе восприятия как положительное, так и отрицательное влияние;
3)эффект новизны – информация, сохраненная в памяти последней, оказывает более сильное влияние на формирование образа человека и его оценку, чем предыдущая, исключение составляет самое первое впечатление.
4) Эффект стериотипизации - У любого человека под влиянием общества, окружающих его людей и взаимодействия с ними образуется более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми человек дает оценку другим людям. Формирование этих эталонов для самого человека происходит чаще всего незаметно: он может и не осознавать, что у него формируются те или иные эталоны. Существуют различные классификации эталонов-стереотипов.
Классификация эталонов-стереотипов В. Н. Панферова:
Классификация эталонов-стереотипов (А. А. Реан)
1) антропологические; ( пример: добродушие связывается в представлении людей с тучностью)
3) социально-статусные; ( эксперемент, когда меняется восприятие роста в зависимости от предъявленного социального статуса)
6) вербально-поведенческие. (связаны с зависимостью оценки личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики, пантомимики и т. п.).
Все эти эталоны-стереотипы действуют в условиях дефицита информации о человеке, т. е. когда мы вынуждены судить о личности по первому впечатлению
.Механизмы межличностного восприятия
Проецирование – заключается в неосознанном наделении другого человека собственными мотивами, приписывании ему переживаний и качеств, которые присущи самому оценивающему.
Так же человек склонен приписывать другим не только присущие ему самому личностные свойства, но и на поведенческие и мотивационные особенности другого человека.
Идентификация -механизм, связанный с сознательной постановкой субъектом себя на место другого, что выступает в виде погружения, перенесения человеком себя в пространство и время другого человека и приводит к усвоению его позиции, установок мотивов, желаний и т. д.. Идентификация очень сильный и эффективный механизм познания другого человека. Однако осуществить идентификацию не всегда просто. С идентификацией тесно связан другой механизм — эмпатия.
Эмпатия понимается как постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Способность к сопереживанию имеет большое значение не только для процесса межличностного познания, но и для эффективного общения в целом. Эмпатия есть аффективное понимание
Рефлексия- также осложняет процесс понимания друг друга. В социальной психологии термин означает осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению
Формы восприятия и понимания человека человеком:
1) аналитический– распространен среди художников и врачей, которые каждую внешнюю черту человека (глаза, волосы, руки и т. д.) связывают с определенной личностной чертой;
2) эмоциональный– наличие личностных качеств определяется исходя из эмоционального отношения к человеку (механизмы новизны и первичности).
Наиболее распространен среди детей и подростков, а также людей легко возбудимых, обладающих образной памятью и мышлением;
3) перцептивно-ассоциативный– обращается внимание на внешние проявления человека, которые сравниваются с образами, хранящимися в памяти, на основании чего дается оценка этому индивиду. К такому способу чаще всего обращаются пожилые люди, актеры, руководители, врачи и педагоги;
4) социально-ассоциативный – воспринимаемый человек оценивается в силу сложившихся социальных стереотипов.
Методы социально-психологических исследований
НЕМОВ: В социальной психологии используются все методы, заимоствованные из общей психологии, только они приобретают спицифику: если в общей психологии изучается отдельно взятый человек, то в социальной психологии с помощью тех же методов изучается группа людей и отношения между ними. Поэтому можно назвать все методы общей психологии и кратко рассказать специфику их применения в социальной психологии.
В социальной психологии есть ряд специальных методов, например это все методы изучения малых групп, в т.ч. тесты (например, социометрические). К социальнопсихологическим методам относятся методы изучения социальных установок людей (с их помощью изучаются разнообразные социальные-психологические _____).
1) эффект первого впечатления (установки), согласно которой внешний облик и поведение человека определяет наличие определенных черт характера. Общаясь в течение жизни с различными людьми, человек накапливает в памяти впечатление об их внешности и особенностях поведения. Долговременная память сохраняет только обобщенный образ этих индивидов. Впоследствии, встречая похожих внешне людей, человек проецирует на них свои воспоминания о ранее встреченных, и приписывает (правильно или неправильно) им те черты характера, которые входят в сохраненный образ;
2) эффект первичности(эффект ореола) – первое впечатление о человеке оказывается настолько сильным, что способно повлиять на формирование устойчивого мнения о нем.
Отмечено, что если первое впечатление положительное, то мы склонны отфильтровывать несущественные отрицательные качества этого человека, согласуясь с первым впечатлением. Обратное происходит, если первое впечатление отрицательное. Эффект ореола может оказывать в процессе восприятия как положительное, так и отрицательное влияние;
3)эффект новизны – информация, сохраненная в памяти последней, оказывает более сильное влияние на формирование образа человека и его оценку, чем предыдущая, исключение составляет самое первое впечатление.
4) Эффект стериотипизации - У любого человека под влиянием общества, окружающих его людей и взаимодействия с ними образуется более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми человек дает оценку другим людям. Формирование этих эталонов для самого человека происходит чаще всего незаметно: он может и не осознавать, что у него формируются те или иные эталоны. Существуют различные классификации эталонов-стереотипов.
Классификация эталонов-стереотипов В. Н. Панферова:
Классификация эталонов-стереотипов (А. А. Реан)
1) антропологические; ( пример: добродушие связывается в представлении людей с тучностью)
3) социально-статусные; ( эксперемент, когда меняется восприятие роста в зависимости от предъявленного социального статуса)
6) вербально-поведенческие. (связаны с зависимостью оценки личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики, пантомимики и т. п.).
Все эти эталоны-стереотипы действуют в условиях дефицита информации о человеке, т. е. когда мы вынуждены судить о личности по первому впечатлению
.Механизмы межличностного восприятия
Проецирование – заключается в неосознанном наделении другого человека собственными мотивами, приписывании ему переживаний и качеств, которые присущи самому оценивающему.
Так же человек склонен приписывать другим не только присущие ему самому личностные свойства, но и на поведенческие и мотивационные особенности другого человека.
Идентификация -механизм, связанный с сознательной постановкой субъектом себя на место другого, что выступает в виде погружения, перенесения человеком себя в пространство и время другого человека и приводит к усвоению его позиции, установок мотивов, желаний и т. д.. Идентификация очень сильный и эффективный механизм познания другого человека. Однако осуществить идентификацию не всегда просто. С идентификацией тесно связан другой механизм — эмпатия.
Эмпатия понимается как постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Способность к сопереживанию имеет большое значение не только для процесса межличностного познания, но и для эффективного общения в целом. Эмпатия есть аффективное понимание
Рефлексия- также осложняет процесс понимания друг друга. В социальной психологии термин означает осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению
Формы восприятия и понимания человека человеком:
1) аналитический– распространен среди художников и врачей, которые каждую внешнюю черту человека (глаза, волосы, руки и т. д.) связывают с определенной личностной чертой;
2) эмоциональный– наличие личностных качеств определяется исходя из эмоционального отношения к человеку (механизмы новизны и первичности).
Наиболее распространен среди детей и подростков, а также людей легко возбудимых, обладающих образной памятью и мышлением;
3) перцептивно-ассоциативный– обращается внимание на внешние проявления человека, которые сравниваются с образами, хранящимися в памяти, на основании чего дается оценка этому индивиду. К такому способу чаще всего обращаются пожилые люди, актеры, руководители, врачи и педагоги;
4) социально-ассоциативный – воспринимаемый человек оценивается в силу сложившихся социальных стереотипов.
Методы социально-психологических исследований
НЕМОВ: В социальной психологии используются все методы, заимоствованные из общей психологии, только они приобретают спицифику: если в общей психологии изучается отдельно взятый человек, то в социальной психологии с помощью тех же методов изучается группа людей и отношения между ними. Поэтому можно назвать все методы общей психологии и кратко рассказать специфику их применения в социальной психологии.
В социальной психологии есть ряд специальных методов, например это все методы изучения малых групп, в т.ч. тесты (например, социометрические). К социальнопсихологическим методам относятся методы изучения социальных установок людей (с их помощью изучаются разнообразные социальные-психологические _____).
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.
Идентификация — один из механизмов познания и понимания человека, заключающийся в неосознанном уподоблении себя значимому другому.
Здесь значимый другой — это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом.
Эмпатия — постижение эмоциональных состояний человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии схож с механизмом идентификации.
Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.
Рефлексия — осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня.
При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.
Эффекты межличностного восприятия
Каузальная атрибуция
Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологические черты личности партнера по общению. Эта причинная интерпретация поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя.
Подобные исследования должны дать ответ на вопрос о роли характеристик, которые дают партнерам по общению в процессе межличностного восприятия, и степени влияния установок на эти характеристики.
Эффект ореола (галоэффект)
Формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола проявляется либо в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол).
Так, если первое впечатление о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.
Эффекты новизны и первичности
С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.
Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая информация о нем.
Эффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.
Все описанные выше эффекты можно рассматривать как частные случаи или варианты проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, называемого стереотипизацией.
Стереотипизация
Восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.
Стереотип — упрощенное, зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о социальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной социальной общности.
Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной информации. Чаще всего стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека.
Стереотипизация является одной из важнейших характеристик межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны. В межличностной перцепции стереотипизация выполняет две основные функции:
1) поддержание идентификации;
2) оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам.
Аттракция
При восприятии людьми друг друга формируются определенные отношения с включением эмоциональных регуляторов — от неприятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви.
Социальная аттракция — особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты.
Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому.
Участники не должны быть ранее знакомы друг с другом. Не предусматривается никаких попыток при формировании группы структурировать ее по признаку образования, занимаемой должности, квалификации или профессии. В ходе такого тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой узнают, как они воспринимаются другими членами группы и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.
Читайте также: